Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Избирательная система: основы конституционного правового регулирования.

irina_krut2020 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Цель исследования - изучение конституционно-правовых основ избирательной системы Российской Федерации. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1. Изучить понятие и принципы избирательной системы 2. Проанализировать виды избирательных систем 3. Охарактеризовать избирательную систему Российской Федерации и международные стандарты 4. Рассмотреть направления развития избирательного законодательства Российской Федерации на современном этапе Методы исследования: анализ, синтез, нормативный, формально - юридический и др. Объект исследования - общественные отношения в сфере развития избирательной системы в России. Предмет исследования – конституционно -правовые основы развития избирательной системы.
Введение

В соответствии с п.З ст.З Конституции Российской Федерации «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» . Избирательная система России является институциональным механизмом реализации данной нормы, позволяя многонациональному народу РФ осуществлять свою власть. Институт избирательной системы относится не только к правовым феноменам, но и является общественно-политическим механизмом, через который народ реализует свои суверенные права практически. Реализация народом своего права, как «носителя суверенитета и единственного источника власти», избирать и быть избранным гарантирует его верховенство и полновластие во всех областях общественной жизни. Избирательное право определяет содержание избирательной системы, а избирательный процесс является механизмом обеспечивающим трансформацию воли народа в результат выборов, и тем самым обеспечивает легитимность, непрерывность и преемственность власти в России. На сегодняшний день российская избирательная система находится в процессе развития, который осуществляется, как на основании общих обязательств, так и обязательств, которые зафиксированы в соглашениях международного уровня, являющиеся в свою очередь частью отечественной правовой системы. Свободные демократические выборы, референдумы - это норма общественной жизни страны. Она является важной конституционной нормой, которая признана на международной арене как гарантия внутреннего политического порядка, фактор стабильности во взаимоотношениях государства и гражданского общества. Всегда была и будет основой для демократического устройства любого государства – справедливая избирательная система. Данная система должна корректно функционировать и точно учитывать все волеизъявления избирателей на выборах. В Российской Федерации имеет продолжение, начатое ранее преобразование партийно-политической и избирательной системы. Развитые институты публичной власти, образовавшиеся структуры гражданского общества, сформированная многопартийность определили значительные изменения в системе политического представительства, в развитии института свободных выборов.
Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3 Глава 1. Общая характеристика избирательных систем 1.1. Понятие и принципы избирательной системы …………………………….5 1.2. Виды и функции избирательных систем ..………………………………….9 1.3. Особенности избирательной системы современной России на современном этапе ……….………………..........................................................16 Глава 2. Основные черты современной избирательной системы Российской Федерации ……………………………………………………………………….21 2.1. Международные избирательные стандарты и российское законодательство о выборах ……………………………………………………21 2.2. Универсальные и региональные избирательные стандарты……………27 2.3. Направления развития избирательного законодательства Российской Федерации на современном этапе……………………………………………...40 Заключение ………………………………………………………………………55 Список использованных источников…………………………………………...61
Список литературы

1. Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад - Режим доступа: httр://www.vеniсе.сое.int/wеbfоrms/dосumеnts/dеfаult.аsрх?рdffilе=СDL- АD(2002)023rеv2-rus (Дата обращения: 16.06.2017). 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30,12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) И Собрание законодательства РФ. -2014. - №31. - Ст. 4398. 3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №24. - Ст. 2253. 4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №13. - Ст. 1447. 5. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 28.12.2016, с изм. от 13.04.2017) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №8. - Ст. 740. 6. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 01.06.2017) "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2003.-№2.-Ст. 171. Литература 7. Авакьян, С.А. Конституционное право России. В 2 томах. Том 2 / С.А. Авакьян. - М.: Юристь, 2016.-784 с. 8. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 2015. - 800 с. 9. Бошно, С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. - М.: Эксмо, 2015. - 400 с. 10. Валадес, Д. Конституционные проблемы правового государства /Д. Валадес. - М.: Идея-Пресс, 2015. - 168 с. 11. Васильева, С.В. Конституционное право России / С.В. Васильева, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев. - М,: Эксмо, 2016. - 560 с. 12. Гаджиев, К.С. Политология / К.С Гаджиев. - М.: Университетская книга, 2014. -432 с. 13.3ульфугарзаде, Т. Основы социального государства и гражданского общества / Т. Зульфугарзаде. - М.: Асаdеmiа, 2012. - 192 с. 14. Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // С.Д. Князев, - М.: Правоведение, -№2, 1998. - С. 21-22 15. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2016. - 608 с. 16. Конституционное право России под ред. Виноградов В. - М.: Юнити-Дана, 2016.- 552 с. 17. Краснов, Ю.К. Государственное право России: История и современность / Ю.К. Краснов. - М.: Универсум, 2009. - 733 с. 18. Любашиц, В.Я Теория государства и права / В.Я. Любашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. - М.: Феникс, 2014. - 608 с. 19. Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах /А.В. Малько. - М.: Юристь, 2015. - 304 с. 20. Матейкович М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Монография. / М.С. Матейкович. - Тюмень, 1999. - 408 с. 21. Матузов, Н.И. Теория государства о права.: Курс лекций./ Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М: Юристь, 2001,- 580 с. 22. Романов, Р.М. Парламентаризм: теория, история и современность : учеб, пособие. / Р.М. Романов - М., «МИРОС», 2002. - 308 с. 23. Селезнев, Л. Гражданское общество и государство. Зарубежные модели политических систем / Л. Селезнев. - М.: Издательство СПбГУ, 2014. - 325с. 24. Современное конституционное право под ред. Алферова Е. - М.: ИНИОН РАН, 2015.-210 с. 25. Соколов, А. Гражданское общество России / А. Соколов. - М.: Спорт и культура-2000, 2012. - 545 с. 26. Студеникина, М.С. Государственный контроль в сфере управления. / М.С. Студеникина. - М.: Юрид. лит. 1974. - 288 с. 27. Таева, Н.Е. Некоторые проблемы выявления конституционно-правового смысла норм Конституционным Судом РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 12. - С. 24-28. 28. Теория государства и права / под ред. Марченко М. - М.: Зерцало-М, 2015. - 516 с. 29. Теория и механизмы современного государственного управления / Д.А. Гайнанов, А.Г. Атаева, И.Д. Закиров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с. 30. Хабриева, Т.Я. Толкование Конституции РФ: теория и практика. / Т.Я. Хабриева -М.: Юристь, 1998. - 308 с. 31.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристь, 1999. - 308 с. 32.Чиркин, В.Е. Конституционное право России / В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2015. -496 с. 33.Чиркин, В.Е. Контрольная власть/ В.Е. Чиркин. И Государство и право. - 1993,-№4.-С. 11-12. 34. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря; 2009. – 25 января; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 9. – Ст. 851. 35. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 4. – Ст. 152. 36. Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ от [Электронный ресурс]: Электрон. дан. Режим доступа оlitiсаldеbаtе_ru.рdf, свободный, - Яз.рус. (дата обращения 19.04.2018). 37. Декларация «О принципах международного наблюдения за выборами и референдумами в государствах - участниках СНГ» от 25 ноября 2008 г. // Международные избирательные стандарты: Сборник документов. М., 2004. С. 778- 784. 38. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ЕTS № 5 // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163. 39. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации// Сборник документов. М., 1999. С. 256. 40. Конвенция о политических правах женщин // Сборник документов. М., 1999. С. 256. 41. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств» (Заключена в г. Кишиневе 07.10.2002) // Международные избирательные стандарты: Сборник документов. М., 2004. С. 762 - 777. 42. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ // Сборник документов. М., 1999. С. 138. 43. Доклад о работе ХIV сессии Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств (Е/СH.4/830-Е/СH.4/Sub.2/218). П. 159. // Сборник документов. М., 1999. С. 27 44. Рекомендации для международных наблюдателей от Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами в редакции Постановления Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 16 мая 2011 г.// Международные избирательные стандарты: Сборник документов. М., 2004. С. 791- 796. 45. О выборах Президента Российской Федерации : Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253. 46. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171. 47. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171. 48. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710. 49. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919. 50. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней : Федеральный закон от 30 марта 1998 г. №54-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №14, ст. 1514. 51. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 33. Ст. 3406. 52. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. 53. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 27. Ст. 2710. Материалы судебной практики 54. По делу «Российская консервативная партия предпринимателей и других против России» (Russiаn соnsеrvаtivе раЛу оf еntrерrеnеurs & оthеrs vs. Russiа) от 11 января 2007 г : Постановление Европейского суда по правам человека. // Бюл. Европейского суда по правам человека. 2008. №1. 55. Гулиев против Азербайджана [Guliуеv - Аzеrbаijаn] (№9 355S4/02) от 27 мая 2004 г. [Перевод на русский язык]. URL: httр://www.есhr.ru/dосumеnts/bullеtеn.htm (дата обращения 19.04. 2018) 56. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Боуман (Bоwmаn) против Соединенного Королевства от Официальный сайт Европейского Суда по правам человека // [Электронный ресурс]: Электрон. дан. Режим доступа httрs://www.есhr.сое.int (дата обращения 19.04. 2018). 57. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Гитонас (Gitоnаs) и другие против Греции от Официальный сайт Европейского Суда по правам человека // [Электронный ресурс]: Электрон. дан. Режим доступа httрs://www.есhr.сое.int (дата обращения 19.04. 2018). 58. Решение Европейского Суда по правам человека по делу Матье-Моэн (Mаthiеu-Mоhin) и Клерфейт (Сlеrfауt) против Бельгии от Официальный сайт Европейского Суда по правам человека // [Электронный ресурс]: Электрон. дан. Режим доступа httрs://www.есhr.сое.int (дата обращения 19.04. 2018). 59. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бочкова Вадима Борисовича на нарушение его конституционных прав положениями подпунктов «а» и «г» пункта 5.2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 842-О-О // // Официальный интернет-портале правовой информации [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 28 декабря 2017). 60. По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2005 года 10-п. // Собрание законодательства РФ № 47. 61. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. №5 // Российская газета. 2003. 2 дек 62. О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. N 6. Научная литература 63. Беззубцев, В.С. Международные избирательные стандарты и их значение для российского избирательного законодательства / В.С. Беззубцев // Общество и выборы: пути развития избирательной системы России: Сб. материалов научно-практической конференции. Иркутск, 25 марта 2011 г. – Иркутск: Избирательная комиссия Иркутской области; Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет; Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского, 2011. – С. 68- 70. 64. Блинов, А.Б. Принцип выборности и периодической сменяемости Президента в РФ / А.Б. Блинов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2017. – N 11. – С. 51 - 56. 65. Величинская, Ю.Н. Международные избирательные стандарты как ориентир для совершенствования основ построения и функционирования системы избирательных комиссий в Российской Федерации / Ю,Н. Величинская // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – N 1. – С. 67. 66. Вешняков, А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации / А.А. Вешняков. – М., 1987. – 402 с. 67. Вешняков, А.А. Международные избирательные стандарты / А.А. Вешняков // Междунар. жизнь. – 2001. – №3. – С.27- 31. 68. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика / Д. Гомьен, Д. Харрис, Л.М. Зваак. – М.: Юрайт, 1998. – 519 с. 69. Журавлев, В.П. Возможности совершенствования законодательства Российской Федерации о выборах / В.П. Журавлев // Ленинградский юридический журнал. – 2017. – N 2. – С. 62 - 67. 70. Князев, С.Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме / С.Д. Князев // Журнал российского права. – 2015. – № 2. – С.41-45. 71. Колюшин, Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений / Е.Н. Колюшин. – М.: Норма: Инфра-М, 2015. –312 с. 72. Конституционно-правовые основы антикоррупционных реформ в России и за рубежом: учебно-методический комплекс (учебное пособие) / С.А. Авакьян, О.И. Баженова, О.А. Ежукова и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2016. – 568 с. 73. Лолаева, А.С. «Информирование избирателей» и «предвыборная агитация»: к вопросу о разграничении понятий / А.С. Лолаева // Информационное право. 2017. – N 4. – С. 39 - 44. 74. Лызлов, Д.Н. Об ограничении «негативной» агитации российским законодательством о выборах / Д.Н. Лызлов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 1. – С. 28- 34. 75. Лысенко, В.И. Международные избирательные стандарты, демократические выборы в Европе и СНГ: практика и перспективы // Развитие избирательного законодательства в странах СНГ: пути развития и практика применения: Материалы международного семинара (Баку, 16–17 декабря 2013 г.) / под общ. ред. А. И. Сергеева, А. В. Баранова. – СПб. : Секретариат Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 2014. – С.67- 71. 76. Прецедентные дела Комитета по правам человека. - Турку/Або: Институт прав человека при Университете Або Академии. – М., 2015. – 566 с. 77. Саблина, Е.В. Международные стандарты и их применение в избирательном праве / Е.В. Саблина // Современное состояние и тенденция развития законодательства Республики Таджикистан и стран СНГ. Материалы Четвертой Международной научной студенческой конференции, посвященной Году молодежи (Душанбе,28 апреля 2017 г.) Душанбе: РТСУ , 2017. С. 153- 154. 78. Тарабан, Н.А. Влияние международных правовых стандартов на развитие избирательного права Союза ССР в перестроечный период 1985 - 1993 гг./ Н.А. Тарабан // История государства и права. – 2015. – N 16. – С. 32 - 38. 79. Шемелин А.В. Проблемы реализации международных избирательных стандартов и имплементации зарубежных избирательных моделей в России / А.В. Шмелин // История государства и права. – 2009. – № 20. – С. 29-33. 80. Ахлюстин В.А. Избирательный процесс в системе отраслей российского процессуального права // Вестник Ивановского государственного университета. - Иваново; Изд-во Иван. ун-та, 2003. Вып. 4. 81. Баранова И. Становление демократического избирательного процесса в России и его региональный аспект // Право и жизнь: Независимый правовой журнал. - М.; Манускрипт, 2005. - № 79. 82. Борисов И.Б., Малеев Ю.Н. Основные права и обязанности государства в избирательном процессе // Московский журнал международного права. - М.; Междунар. отношения, 2002. - № 1. 83. Вешняков А.А. Актуальные проблемы избирательного права России // Научные труды РАЮН. - М.; Юрист, 2001. - № 1: т. 1. 84. Гагиева А.В. Правовое регулирование отдельных стадий избирательного процесса: декларация и реальность // Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты: Материалы ежегодной научно-практической конференции Владикавказского института управления. - Владикавказ, 2004. 85. Ерофеев Д.В. Голосование в избирательном процессе: правовые аспекты // Право и власть. - М., 2002. - № 3. 86. Жарков С.А. Политические партии в избирательном процессе современной России // Проблемы обеспечения прав и интересов личности в России: Материалы Всероссийской конференции, г. Владимир, 16 декабря 2004 г.. - Владимир; Изд-во Владимир. ун-та, 2005. 87. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: Монография / Матейкович М.С.. - М.; Изд-во МГУ, 2003. - 304 с. 88. Избирательная система России: теория, практика и перспективы / Зиновьев А.В., Поляшова И.С.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. - 359 с. 89. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие / Пылин В.В.. - С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. - 561 с. 90. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Большаков С.В., Веденеев Ю.А., Вешняков А.А. и др.. - М.; Норма, 2003. - 816 с. 91. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации (1993 - 1998): Опыт библиографического указателя / Веденеев Ю.А., и др.. - М.; Центральная избирательная комиссия РФ, 1998. - 188 с. 92. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Дмитриев Ю.А. - Ростов-на-Дону; Феникс, 2004. - 864 с. 93. Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. - С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1999. - № 3. 94. Корчиго Е.В. Понятие избирательного процесса // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. - М., 2002. - № 8. 95. Косак А. Источники избирательного права и процесса // Право и жизнь: Независимый правовой журнал. - М.; Манускрипт, 2001. - № 42. 96. Лисицын А.В. К вопросу о понятии избирательного процесса в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Челябинск; Изд-во ЮУрГУ, 2001. - № 8: Вып. 1. 97. Масловская М.В. Субъекты избирательного процесса // Государство и право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции): Конституционное и административное право. - М.; Изд-во ИГиП РАН, 2000. 98. Основы избирательного права и избирательного процесса в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: Монография / Петров А.А.. - Иркутск, 2004. - 100 с. 99. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Исраелян В.Б. – Ростов-на-Дону; Феникс, 2004. – 567с. 100. Избирательное право в Российской Федерации (1993 – 1998): Опыт библиографического указателя / Зайцев И.В., Луговой В.В. и др.. – М.; .; Центральная избирательная комиссия РФ, 1998. – 184 с. 101. Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России ( диалектика конституционно – правовых основ с начала 20 в. по начало 21в.) Ростов – на – Дону, 2006. – 160 с. 102. Керимов А.Д. Современное государство. Вопросы теории. М., 2007. 103. Черепанов В.А. Конституционно – правовые основы разделения государственной власти между РФ и ее субъектами : Монография. М., 2003. 104. Химухин М.А. Политические партии в избирательном процессе современной России // Проблемы обеспечения прав и интересов личности в России: Материалы Всероссийской конференции, г. Владимир, 16 декабря 2004 г.. - Владимир; Изд-во Владимир. ун-та, 2005.
Отрывок из работы

Глава 1. Общая характеристика избирательных систем 1.1. Понятие и принципы избирательной системы Избирательная система в науке конституционного права может толковаться как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле она понимается как механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов, определенный в той или иной стране. Он включает в себя следующие аспекты: законодательно зафиксированную систему органов, которая имеет полномочия по организации и проведению выборов, избирательный процесс как законодательно урегулированную деятельность политических органов, других субъектов правоотношений (избирателей, политических партий, кандидатов, СМИ и т.д.) на разных стадиях или этапах выборов, а также способ определения результатов выборов и распределения депутатских мандатов между кандидатами на основании результатов голосования. Отсюда следует, что избирательная система можно рассмотреть в качестве совокупности организационно-правовых мероприятий, которые охватывают методику организации избирательной территории, определения результатов голосования и распределения мандатов между кандидатами и их списками . Рассмотрение избирательной системы в узком смысле в основном характеризует её как законодательно закрепленный в той или иной стране способ установления результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов голосования. То есть, при узком подходе весь фокус сдвинут на финальную стадию выборов - голосование и способы подведения его итогов. Некоторые авторы ратуют за другой подход. Он основан на том, что каждое понятие может быть употреблено только в одном смысле. К таким авторам можно отнести А. В. Зиновьева и И. С. Поляшова. Но отказ от понятия избирательная система в каком-либо из смыслов не разумен. Этот термин раскрывает в себе систему важнейших юридических норм, а также включает в себя и сам способ установления результатов выборов. Избирательная система сама по себе является и частью структуры большой политической системы. Взглянув на неё как на самостоятельную часть целой системы, можно рассмотреть совокупность её структурных элементов. В качестве наиболее общих будут являться избирательное право и сама избирательная процедура, иначе говоря, избирательный процесс. Термин избирательное право можно раскрыть, как право гражданина участвовать в выборах. То есть принимать участие в выборах в качестве избирателя (активное избирательное право) или же в качестве избираемого (пассивное избирательное право). В более широком смысле избирательное право - выступает как совокупность юридических норм, которые направлены на регулирование отношений возникающих по поводу организации, проведения выборов, также на регулирование разного рода взаимоотношений выборных органов, должностных лиц с избирателями. Наличие данного права, закрепленного в Конституции РФ, даёт гражданину возможность на реализацию своего потенциала или возможность на поддержку той силы, которая удовлетворяет его интересы или же совпадает ними. Под организацией же всего процесса выборов, осуществляющейся государственными органами, скрывается избирательный процесс. Его можно охарактеризовать следующими стадиями: назначение выборов; определение избирательных округов и организация избирательных участков; создание избирательных органов (комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвыборная агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и определение результатов голосования, итогов выборов. Рассматривая как само избирательное право, так и избирательный процесс можно выделить общую избирательную обязанность для всех субъектов избирательного права - это обязанность соблюдения законодательства, а также соблюдения прав и законных интересов других участников выборов. Базисную основу избирательной системы Российской Федерации составляют принципы избирательной системы. Они являются основополагающими началами, которые отражают всю демократическую природу выборов, являющуюся конституционной основой народовластия. Значение данных принципов в качестве фундамента для правового регулирования избирательных прав, системы гарантий, процедур, которые обеспечивают нефальсифицированное проведение выборов различного уровня в Российской Федерации, а также для реализации и защиты прав российских граждан, является неоспорпимым. Первая группа принципов, так сказать, начала правового обеспечения избирательных отношений, связана с обязательностью, периодичностью, своевременностью назначения, свободой, альтернативностью, состязательностью выборов, допустимостью различных избирательных систем. Так же в эту группу можно отнести - независимость органов, обеспечивающих проведение выборов, подлинность выборов, федеративную основу российского избирательного права, разграничение полномочий между субъектами избирательного права и запрет одновременного проведения выборов и референдума Российской Федерации. Вторую группу принципов, можем назвать, как принципы участия граждан РФ в выборах. К ним относятся: всеобщее, равное, прямое избирательное право, а также добровольность реализации субъективных избирательных прав на основе личного и тайного голосования3. А третья группа принципов избирательного права это - гласность, открытость, территориальная основа выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. 1.2. Виды и функции избирательных систем Общепризнанное определение избирательного процесса Российской Федерации состоит в следующем: Избирательный процесс - это совокупность этапов организации, проведения и определения результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. В качестве элемента избирательной системы он выполняет нижеследующие организационно-правовые функции: организация процесса подготовки выборов, обеспечение и проведение акта голосования и порядке подведения итогов выборов. Субъекты избирательной системы наделены полномочиями практической реализации функций избирательного процесса на следующих стадиях: стадия выдвижения, регистрации кандидатов, сбор подписей в поддержку кандидатов, ведение предвыборной агитации, стадия голосования, определение результатов выборов, осуществление наблюдения за ходом выборов и распределением мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования, замещение вакантных мандатов и пр. В зависимости от способа нормативного закрепления функции избирательной системы подразделяются на функции установления, функции обеспечения и функции реализации. Они находят свое правовое закрепление в федеральных законах «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , «О выборах Президента Российской Федерации» . Как справедливо указывает Е.Е. Скосаренко - избирательная система наравне с основными своими функциями реализовывает также и некоторые факультативные функции. В качестве основных функций данный автор перечисляет следующие: нормативное регулирование порядка распределения мандатов и формирование выборного органа в соответствии с ценностями и интересами народа. Факультативные функции по мнению автора - влияние на политическое структурирование выборного коллегиального органа, достижение соответствия состава выборного органа реальному соотношению различных слоев общества в государстве (представительность), влияние на эффективность и стабильность правительства . Классифицировать функции избирательной системы в соответствии с изложенным выше возможно на основе трех критериев: по критерию содержания - функции подразделяются на политические, социальные и правовые; по критерию способа нормативного закрепления - на функции установления, функции обеспечения и функции реализации; по критерию степени отражения демократического предназначения института выборов - выделяются функции основные и факультативные. Перечень политических функций избирательной системы включает в себя: предоставление возможности реализации права народа формировать государственную власть, предоставление возможности реализации права человека на равноправный доступ к государственной и муниципальной службе, оказание влияния на формирование, поддержание и изменение политики государства, предоставление возможности оценки деятельности представительных и исполнительных органов, предоставление возможности выработки политических программ. Социальные функции избирательной системы несут на себе нагрузку по обеспечению представленности интересов разных общественных групп, наций и народностей, консолидации и сплочению граждан через повышение уровня их общественной сознательности и политической активности, ограничение доминирования элит посредством обеспечения сменяемости управляющих, обеспечение прав каждого человека участвовать в управлении обществом и государством, устранение конфликта между управляющими и управляемыми, комплектование представительных учреждений. К правовым функциям избирательной системы следует отнести: осуществление народного суверенитета, легитимацию государственной власти и институтов государства, обеспечение соблюдения норм правопорядка и законности при проведении избирательных кампаний, установление законов как суверенной воли народа воплощенной в юридических актах. Избирательная система понимается как особый политический институт, который имеет глубокую связь с организацией выборов (очередных, внеочередные, дополнительных) политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями. Иначе говоря, избирательная система - совокупность правил и приёмов, которые обеспечивают проведение выборов в представительные учреждения. Демократизация избирательной системы связана со смягчением или устранением установленных государством требований к избирателям - избирательных цензов, что ведет к увеличению массовости политических процессов. Избирательная система обеспечивает состязательность политического процесса, придает легальность и не насильственность политической борьбе, создает механизм народного волеизъявления, с помощью которого массы участвуют в формировании и контроле государственных органов и государственной политики. Общепризнанной, лишённой недостатков процедуры выборов не существует, то есть их исход определяется не только предпочтениями избирателей, но и правилами подсчета их голосов. Поэтому любой способ подсчета голосов оставляет возможности для политического манипулирования. Избирательные системы имеют различия по способу определения результатов выборов. Традиционными и более распространенными системами являются мажоритарная (абсолютного, относительного и квалифицированного большинства) и пропорциональная. Первой на страницах истории появилась мажоритарная избирательная система. При такой системе выигравшим является тот, кто получил установленное в законе большинство голосов избирателей по избирательному округу. В зависимости от того как определяется большинство голосов, необходимое для избрания кандидата различают - мажоритарную систему относительного, например при выборах депутатов региональных парламентов, абсолютного (50% + 1 голос), например выборы Президента РФ, квалифицированного большинства (последнее применяется крайне редко). Мажоритарная система относительного большинства - самая простая система. При ней победитель должен собрать как можно больше голосов, чем другие кандидаты, но необязательно больше половины. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства - победивший кандидат тот, кто получил абсолютное большинство голосов, то есть 50% + 1 голос. Закреплено несколько способов для установления абсолютного большинства: 1) от общего количества зарегистрировавшихся избирателей; 2) от числа тех избирателей, которые уже проголосовали; 3) от всех действительных голосов, которые поданы. Для того чтобы выборы были признаны состоявшимися устанавливается минимальный порог необходимой явки избирателей. Мажоритарная система квалифицированного большинства - закон определяет установленную долю голосов, которую кандидат должен получить для избрания. Однако, такая доля больше абсолютного большинства, свыше 50% + 1 голос. При не выявленном победителе в первом туре, через одну-две недели проводится второй тур, где уже вносится две кандидатуры для голосования, получившие большее количество голосов. Бесспорные преимущества данной системы - традиционность применения, сравнительная простота процедур, прозрачность избирательного процесса. Депутат, избранный по такой системе, несет ответственность перед определенными избирателями, также более свободен в представлении народных интересов в парламенте. К недостаткам мажоритарной системы можно отнести то, что избранные представители власти могут иметь совершенно разные мнения, что может спровоцировать затруднительное принятие решений. Также недостатками является отсутствие стимуляции партийной системы и наличие сложности с потерей голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система - одна из разновидностей избирательной системы, которая применяется как в Российской Федерации, так и во многих других странах. Она предполагает под собой разделение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с числом голосов, которые были поданы за каждый список. Данная избирательная система впервые была применена в 1899 году в Бельгии, а в России в 1917 году на выборах в Учредительное собрание. Пропорциональная система более демократическая, так как распределяет места в органах государственной власти в зависимости от политического влияния партий и собранных ими голосов избирателей. При ней определяется «заградительный пункт» - минимальное количество голосов, допускающий партию в процесс распределения мандатов. Для этого количество всех голосов, отданных за все списки, делится на количество мандатов по избирательному округу. Затем количество голосов, которые получен каждым списком, делится на квоту, целая часть будет соответствовать количеству полученных мандатов. В России по пропорциональной системе избирается часть депутатов федерального и региональных парламентов, также она применима и на местных выборах. Среди ее достоинств можно выделить демократичный характер, который позволяет по максимуму учесть волю избирателей, значительную структурированность избираемых органов, минимальную зависимость депутатов от внешних источников воздействия. Под её явными недостатками можно выделить слабую взаимосвязь депутатов и избирателей, неравномерно представленную в округе территорию, «протаскивание» в избирательных списках малоизвестных и не всегда квалифицированных кандидатов и пр. Также выделяют смешанную избирательную систему. Она предполагает совмещение мажоритарной и пропорциональной систем. Сутью смешанной системы является то, что часть депутатских мандатов распределяется на основании принципов мажоритарной системы, а другая часть на основании принципов пропорциональной системы. Таким образом, более точно отражается политическая картина в стране, а также полно и корректно идет учет голосов избирателей. В Российской Федерации на основе смешанной системы формируется нижняя палата Федерального Собрания Государственная Дума. Часть депутатов в количестве 225 - избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а другая половина депутатов в количестве 225 - избирается по пропорциональной избирательной системе'1.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg