Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению лексико-грамматических нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения

irina_krut2020 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению коррекционно-логопедической работы по формированию лексико-грамматических нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что лексико-грамматические нарушения серьезно тормозят образовательный процесс, являясь причиной дисграфии и дислексии. В структуру выпускной квалификационной работы входит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. В первой главе раскрывается понятие «лексико-грамматической стороны речи» и ее развитие в онтогенезе, передана основная информация об нарушение развитие лексико-грамматической речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Также в этой главе описывается содержание логопедических игр по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР. Вторая глава посвящена организации и проведению констатирующего, формирующего и контрольного этапов работы. В данной главе раскрывается содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматических нарушений речи детей с ОНР. На основе результатов исследования были разработаны методические рекомендации по развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.
Введение

Актуальность темы. Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Среди них велика категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Общее недоразвитие речи (ОНР) является сложным речевым расстройством, которое характеризуется нарушением всех компонентов речи, при нормальном слухе и сохранном интеллекте [25]. Расстройства речевой функции у детей дошкольного возраста различны по своим проявлениям. Существуют дефекты речи, которые касаются только произношения, но и есть другие, затрагивающие процессы фонемообразования и выражаются не только в недостатках звукопроизношения, но в нарушениях звукового анализа. Есть дефекты развития речи, затрагивающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что вытекает в общее недоразвитие речи. Основной контингент дошкольников в логопедических группах - это дети с общим недоразвитием речи, составляющие сложную, разнородную группу по этиологии и по тяжести проявления нарушения. Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи является одним из составляющих дефектов в структуре общего недоразвития речи. Это связно с тем, что у дошкольников в поздние сроки происходит формирование речи, недостаточный запас слов, нарушения звукопроизношения и фонемообразования, а также неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неверное согласование в роде и числе, что оказывает отрицательное воздействие на коммуникацию детей в обществе. При глубоком изучении речи детей с общим недоразвитием речи, многие исследователи выделяют нарушение лексического и грамматического компонентов как одно из наиболее важных в структуре данной патологии (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.). При постоянном увеличении количества дошкольников с данным системным нарушением проблема формирования лексико-грамматического нарушения речи занимает важнейшее место в логопедической науке, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных [30]. Таким образом, нарушение лексико-грамматической стороны речи ведет к тому, что у ребенка неправильно формируется собственная речь и ошибочно формулируется собственная монологическая речь. Вследствие искаженного усвоения закономерностей языка вторично нарушается морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения. В современной логопедии одно из основных мест занимает проблема развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня. Однако до сих пор эта проблема остается актуальной, поиск эффективных приёмов и средств развития речи у детей с ОНР продолжается. Проблему коррекционной работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников рассматривали ведущие специалисты Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, Т. Б. Филичева и Т. В. Туманова. Проблема формирования речи, воспитание и обучение дошкольников с ОНР решается комплексно. Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения. Специальные занятия по формированию связной речи предназначены для развития всех компонентов речи и дальнейшей подготовки к школе [26]. В связи с этим нами была выбрана тема научного исследования: «коррекционно-логопедическая работа по преодолению лексико-грамматических нарушений речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного учреждения». Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое подтверждение результативности формирования лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях в условиях образовательного учреждения. Объект исследования: лексико-грамматическая сторона речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: формирование лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Проанализировать развитие лексико-грамматического нарушения речи в онтогенезе; 2. Изучить специфику лексико-грамматического нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи; 3. Разработать и апробировать содержание коррекционной логопедической работы по преодолению лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что преодолению лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет способствовать коррекционная логопедическая работа в условиях дошкольного учреждения, если в содержание работы будут включены дидактические игры, направленные на развитие синтаксического оформления высказывания, словоизменения, словообразования, и лексической стороны речи. Методы исследования: 1. Теоретическое изучение темы исследования, обобщение логопедической, педагогической, психолого-педагогической литературы, анализ нормативной документации МАДОУ №239 «Детский сад комбинированного вида». 2. Методы сбора эмпирических данных: для исследования уровня развития лексико-грамматического нарушения речи у детей дошкольного возраста использовалась методика Е.Ф. Архиповой. 3. Методы обработки результатов: количественный и качественный анализ полученных результатов. Теоретическая значимость: Уточнение и обобщение данных по коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Практическая значимость заключается в том, что разработанное содержание коррекционной логопедической работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей может представлять интерес для учителей - логопедов, работающих в специализированных учреждениях. База исследования: МАДОУ №239 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. Экспериментальная выборка: В исследовании принимали участие 12 дошкольников старшей возрастной группы в возрасте 5-6 лет, физически здоровые и постоянно посещающие учреждение.
Содержание

Введение...................................................................................................................5 Глава 1. Теоретические аспекты преодоления лексико-грамматических нарушений речи у дошкольников с ОНР..............................................................9 1.1. Понятие «лексико-грамматическая сторона речи» и её развитие в онтогенезе.................................................................................................................9 1.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР.......................................................................................................12 1.3. Содержание логопедической работы по преодолению лексико-грамматических нарушений у детей с ОНР........................................................20 Глава 2. Эмпирическое исследование преодоления лексико-грамматических нарушений речи у дошкольников с ОНР............................................................29 2.1. Организация и проведение диагностического обследования лексико-грамматического нарушения речи у дошкольников с ОНР..............................29 2.2. Логопедическая работа по развитию лексико-грамматический нарушений речи детей с ОНР.………………..........................................................................39 2.3. Анализ результатов контрольного этапа......................................................45 2.4. Методические рекомендации для педагогов по развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР....................................52 Заключение.............................................................................................................59 Список литературы……........................................................................................62 Приложение 1.........................................................................................................67 Приложение 2 ...........................................................................................................
Список литературы

1. Абрамович, О.Д. Домашний логопед: Полный справочник [Текст] / О.Д. Абрамович, О.Ю. Артапухина, О.П. Астафьева – М.: Эксмо, 2007. – 496 с. 2. Агранович, 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 3. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев – РСФСР. 2000. 4. Беккер, К.П.Логопедия [Текст] / К.П. Беккер, М.Совак – М.: Медицина, 2004. – 220 с. 5. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р.А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 2002. – 232 с. 6. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: Гелиос АРБ, 2005. – 125 с. 7. Блувштейк, З. Дидактические игры в логопедической работе [Текст] / Блувштейк З. – 2004. – 25-27 с. 8. Бунак, В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе [Текст] / В.В. Бунак. – М.: Медицина, 2010. – 126 с. 9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0049 10. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова – Санкт-Петербург, РГПИ им. А.И. Герцена, 2005. – 54 с. 11. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. [Текст] / Л. С. Выготский. – М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 512с. URL: https://bookap.info/deti/vygotskiy_psihologiya_razvitiya_rebenka/bypage/3 12. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Просвещение,1966. – 17-25 с. 13. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. Изд.5,испр. – М.: Изд. «Лабиринт», 1999. – 352 с. 14. Гаркуши, Ю.Ф. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление [Текст] / Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Наука, 2011. – 98 с. 15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев – М.: Омега – Л, 2010. – 112 с. 16. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада [Текст] / В.В. Гербова. М.: Просвещение, 2009. – 56 с. 17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение,2001. – 112 с. 18. Жукова, Н.С. Преодоление задержки лексико-грамматических развития у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева – М.: Владос, 2006. – 350 с. 19. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2008. – 120 с. 20. Играйка. Семь игр для развития речи дошкольников. Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи. Совершенствование звукопроизношения [Текст] / СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 16с. 21. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше – М., 2000. – 60 с. 22. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Е.В. Колесникова – М.: Лабиринт, 2002. – 48с. 23. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. -- М.: У -Фактория, 2006. -224с. 24. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Гаркушина – М., 2000. – 220 с. 25. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0231/5_0231-1.shtml 26. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Флинта, 2003. – 176 с. 27. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. Л. С. Волковой. – М: Владос, 2009. – 703 с. (Серия «Коррекционная педагогика»). 28. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2006. – 384с. 29. Мещерякова, Л.В. Формирование лексико–грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР // Логопед. – 2004 – 6-9 с. 30. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: книга для учителя: из опыта работы [Текст] / Под ред. С. А. Миронова – М.: Просвещение, 2007. – 139 с. 31. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной – М.: Просвещение, 2008. – 368 с. 32. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина – М.: Просвещение, 2003. – 272 с. 33. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец – М.: Творческий Центр СФЕРА, 2008. – 223 с. 34. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии [Текст] / Л.С. Рубинштейн. // уч.пособие в 2-х томах. Т.1. – 360-480 с., Т2. – 78-89 с. 35. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 223 с. 36. Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов – М.: Просвещение, 2007. 37. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов – [Текст] / В.И. Селиверстов – М.: ВЛАДОС, 1996. 38. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] / Е.Ф. Соботович , 2003. – 12 с. 39. Трауготт Н.Н. Как помочь детям. - СПб.: Питер, 2014 - 69 с. 40. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с. 41. Туманова, Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.В. Туманова. – М., 2012. – 159 с. 42. Туманова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст] / Г.А. Туманова – М.,1991. 43. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / А.П. Усова под ред. А.В. Запорожца – М.: Просвещение 1981. – 176 с. 44. Ушакова, О.С. Занятия по развитию реч [Текст] / О.С. Ушакова – М., 2010. 45. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. – М: Просвящение., 2000. – 314 с. URL: http://pedlib.ru/Books/7/0419/ 46. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: 2000. – 128 с. 47. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина – М.: Владос, 2008. – 32 с. 48. Характеристика связной речи детей 6-7 лет [Текст] / Под ред. Т.А. Ладыженской – М.: Педагогика, 1980. – 210 с. 49. Ханьшева, Г.В. Практикум по логопедии: коррекция звукопроизношения [Текст] / Г.В. Ханьшева – М.: Феникс, 2006. – 93с. 50. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина // Уч.пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М .: Академия, 2008. – 400 с. 51. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ Д.Б. Эльконин; ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – 6.е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384с. URL:http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_17087.pdf 52. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б.Эльконин – М. Сфера, 2009. – 80 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПРИ НОРМАЛЬНОМ И НАРУШЕННОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ 1.1. Понятие «лексико-грамматическая сторона речи» и её развитие в онтогенезе Неотъемлемой частью овладения ребенком речеязыковой системой родного языка является овладение им лексико-грамматическим строем речи. Под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь грамматически правильное его использование: владение навыками словообразования и словоизменения. Словарь - использует основные единицы речи, т.е. слова, которые обозначают явления, предметы, признаки и действия окружающей действительности. Словарь делится на активный и пассивный. Активный - слова, человек не только понимает, но и говорит. Активный словарь является показателем культуры речи, его богатство. Лексика, в отдельных случаях специфические слова из повседневной жизни малыша, входит в активный словарь. Пассивный словарь - человек слова понимает, но не имеет смысла их употреблять. Этот словарь намного больше активного, в него входят слова, контекстные, вспоминая о них лишь тогда, когда их слышит. Грaмматический строй - система, при которой взаимодействуют словосочетания и предложения. Грамматическая система делится на синтаксический и морфологический уровень. Морфологический уровень подразумевает умение владеть приемами словообразования и словоизменения; синтаксический - умение правильно сочетать слова в предложении, выстраивать предложения [0000]. С каждым годом все больше и больше проводится исследований развития лексики у ребёнка, рассматривая их в разных аспектах: психологическом, психофизиологическом, психолингвистическом, лингвистическом. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, Д. Б. Эльконина и другие. Л.С. Выготский отмечал, что ребенок в раннем возрасте устанавливает контакт с внешним миром, совместно со взрослым, раскрывая функцию сообщения [13]. Т.е. общение носит сугубо ситуативный характер. В начале жизни ребенок все больше набирает словесных раздражителей, по наблюдениям М.М. Кольцoвой, ребёнок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией [23]. С самого начала словесный раздражитель прослеживается в виде ориентировочного рефлекса (фиксация взгляда, поворот головы). В дальнейшем проявляется рефлекс второго порядка. Появляются первые нерасчленённые слова, которые в большинстве случаев состоят из ударных слогов. Затем ребенок до 2 лет может проводить расчленение комплексов на части, ускоряется рост запаса слов, и к концу года может составлять 300 слов. Пока формируется лексика идет уточнение значения слова, может обозначаться в виде высшей степени превосходства, сарказм, иронию, издёвку. А. Н. Гвоздев выделяет следующие периоды формирования лексико- грамматического строя речи: I период (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.)- период аморфных слов -корни (делится еще на два этапа): 1. Однословные предложения (1 год 3 мес. - 1 год 8 мес.). Ребёнок применяет слова в роли предложения, для уточнения высказывания делает жесты, меняет интонацию. Первые слова не несут грамматической формы - корни. Основа слов существительные, названия предметов, лепетные слова. 2. Предложения из нескольких слов - корней (1,8 мес. - 1,10 мес.). Ребёнок уже может объединяет в одной фразе сначала два, потом три слова. Грамматической связи нет, неизменённая форма слова. Существительные произносятся в именительном падеже или искаженной неизменяемой форме. Глаголы в неопределённой форме. Повелительного наклонения (спать, дай, унеси). II период (1 год 10 месяцев - 3 года) - усвоение грамматической структуры предложения. Включает в себя три этапа: 1. Первые формы слов (1,10 месяцев - 2,1 месяц). У детей проявляется связь между предложениями, фразами, словами. В сравнении с другим этапом, где все слова одинаковые, туту же используются различные формы одного и того же слова. В возрасте два года появляются прилагательные (именительный падеж), но без согласования с существительными. Следовательно, в речи ребенка присутствует большое количество аграмматизмов, отмечается структуры предложения до 3-4 слов. 2. Флексийной системы языка (2,2 мес. - 2,6 мес.) синтаксические связи. На этом этапе ребенок совершает много неточностей. Рефлексии заменяются другими, в пределах одного грамматического значения. Усваиваются формы косвенных падежей: творительного, винительного, родительного. Прилагательные в речи детей еще не усвоены, правильное употребление происходит в именительном падеже. 3. Слова для выражения синтаксических отношений (2,6 мес. - 3 года). Нормальное речевое развитие происходит после усвоения - флексий (грамматические элементы языка). Ребенок на этом этапе произносит многие союзы и простые предлоги, наблюдаются аграмматизмы при употреблении предлогов (из - под, и др.) Происходит усвоение морфологической системы склонения существительных, окончания множественного числа (-ами, - ов), падежных окончаний именительного падежа множественного числа -иа, -а. III период (от 3 до 7 лет). - усвоения морфологической системы. Ребенок анализирует грамматические формы по типам спряжения и склонения, усваивает исключения, единичные формы. Идет сокращение свободное использованных морфологических элементов (словотворчество), ребенок овладевает правилами грамматики, системой «фильтров», накладываемых на применение общих правил [15]. Еще встречаются дети до 4 лет, у которых идет тенденция унификации основы к школьному возрасту, то ребенок практически знает всю систему грамматики. Этот уровень является очень высоким, и позволяет перейти к осознанию и изучению русского языка. Таким образом, к моменту поступления в школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка. 1.2. Особенности развития лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР В последующем изучении проблемы нашего исследования мы считаем необходимым рассмотреть особенности детей старшего дошкольного возраста с ОНР в овладении лексико-грамматической стороной речи. Термин «общее недоразвитие речи» было сформулировано впервые в научных исследованиях Р.Е. Левиной. В современной логопедии под общим недоразвитием речи понимают такие сложные речевые расстройства, при которых у дошкольников нарушены формирования таких компонентов речи, как лексика, грамматика, фонетика, которые, как правило, относятся к звуковой и смысловой стороне речи при сохранном интеллекте и слухе [26]. Изучая особенности развития речи у дошкольников с ОНР, Р.Е. Левина выделила три уровня общего недоразвития речи, четвертый уровень недоразвития был описан Т.Б. Филичевой. Уровень недоразвития речи определяют в зависимости от использования речевых средств общения, фонетические, фонематические, лексико - грамматические нарушения речи. Для всех четырех уровней недоразвития речи характерно определенное соотношение первичного и вторичного дефекта, которое задерживает формирование всех компонентов речи. І-й уровень речевого развития, характеризуемый в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и некоторые их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («тина», «сина» - «машина»). При их воспроизведении ребенок сохраняет преимущественно корневую часть, грубо нарушая звукослоговую структуру слова. Иногда лепетное слово совершенно не похоже на свой оригинал, поскольку ребенок в состоянии правильно передать лишь просодические особенности его произношения - ударение, количество слогов, интонацию и т.д. («тутя» - «рука»). Речь детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» - «кофта», «свитер» и т.д.). Характерной особенностью детей с ? уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки, и действия, совершаемые с ними (например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает»). Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию паралингвистических (т.е. неязыковых) средств - жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребенок говорит «да» и сопровождает лепетное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «ни тя», отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы. Проиллюстрируем это положение образцом описания игрушки (машины), составленного по наводящим вопросам логопеда: «Маня. Вика. Бика. Сены. Сены. Вика». («Маленькая. Машина. Едет. Колесо черное. Бибикает»). Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), грамматических категорий единственного и множественного числа («дай ложку», и «дай ложки»), мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что речь детей на ?-ом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg