Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ХИМИЯ

Виртуальная лаборатория как средство развития познавательного интереса учащихся по химии (на примере раздела «Неорганическая химия», 9 класс)

irina_krut2020 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Объектом данного исследования является процесс развития познавательного интереса к химии на уроках в 9 классе. Предметом исследования является виртуальная лаборатория как средство развития познавательного интереса учащихся 9 класса на уроках химии. Цель исследования: Использование виртуальной лаборатории как средство развития познавательного интереса у учащихся 9 класса (на примере раздела «Неорганическая химия». Развитие познавательного интереса учащихся 9 класса через использование виртуальной лаборатории Chemist. Для поставленной цели исследования поставлены задачи: 1. Анализ научно-методической литературы по проблеме развития познавательного интереса учащихся, использование виртуальной лаборатории. 2. Отбор принципов для разработки содержания виртуального химического эксперимента при изучении раздела «Неорганическая химия» в курсе химии 9 класса. 3. Разработка методики использования виртуальной лаборатории Chemist как основы развития познавательного интереса учащихся. 4. Постановка педагогического эксперимента и выявление эффективности использования виртуальной лаборатории для развития познавательного интереса учащихся. Практическое внедрение и проверка предложенной методики осуществлены в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №20 с. Хатыстыр» МО «Алданский район» в 2018-2019 учебном году и ЛНХБЛ «Чэчир» с. Магарас 2017-2018 году. В исследовании приняли участие учащиеся 9 класса базового уровня подготовки.
Введение

На современном этапе развития школьного образования проблема развития познавательного интереса учащихся получил важное значение в обучении химии. Химия в учебном процессе располагает важное место. Химия как учебный предмет сформировывает особое понимание о научной картине мира. В процессе обучения образовываются творческие способности учащихся, прочные и осознанные знания и т.д. Действующие федеральные образовательные государственные стандарты предусматривают значительное применение в учебной практике активных форм обучения, в том числе интерактивных форм. Согласно федеральным образовательным государственным стандартам, образовательное учреждение должно быть обеспечено всеми интерактивными технологиями и обладать интерактивным контентом по всем школьным дисциплинам, контентом которыми можно управлять, и процессами, в которые можно вмешиваться Основываясь на требованиях, раскрыли, что больше всего этим требованиям отвечает, виртуальная химическая лаборатория и осуществляемый в нем виртуальный химический эксперимент. Все это требует надобность более точного рассмотрения методики использования виртуальной химической лаборатории, в зависимости от содержания учебного материала и требованию к его усвоению.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1. Развитие познавательного интереса у учащихся по химии 1.1. Понятие и принципы познавательного интереса……………………………5 1.2. Пути и условия развития познавательного интереса……………………...10 1.3. Опыт работы учителей по повышению познавательного интереса у учащихся…………………………………………………………………...……..18 Глава 2. Методика использования виртуальной лаборатории как средства развития познавательного интереса у учащихся на уроках химии 2.1. Виртуальная лаборатория на уроках химии ………………………………21 2.2. Принципы отбора содержания виртуального химического эксперимента для развития познавательного интереса………………………………………..24 2.3. Методика использования виртуальной лаборатории как средство развития познавательного интереса у учащихся …………………………………………28 Глава 3. Проверка эффективности предлагаемой методики использования виртуальной лаборатории Chemist на уроках химии 3.1. Определение опорных знаний у учащихся………………………………...32 3.2. Экспериментальное обучение с использованием виртуальной лаборатории Chemist...………………………………………………………………………….37 3.3. Выявление эффективности использования виртуальной лаборатории для развития познавательного интереса…………………………………………….39 Вывод...…………………………………………………………………………...50 Использованная литература……………………………………………….…….51
Список литературы

Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь. - М.: Academia, 2005. - 176 с. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - М.: Харвест, 2000. - 384 с Воронин, А. С. Словарь педагогических терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2006. - 135 с. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности / Г.И. Щукина. - М: Просвещение, 1979. - 190с. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972. Лебедева А.Н. Редакция журнала "Среднее профессиональное образование" - М. 2010г - №2 Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1984, 176 с. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова//Педагогика и психология. -1979. № 2. с. 21-24. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения. С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2016. - 544 c. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с. Меньшикова Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 3, 2008. Белохвостов, А.А. Виртуальный эксперимент на уроках химии/ А.А. Белохвостов, Е.Я. Аршанский // Химия в школе. -2012. -№4. - 34-39 с.Назарова Т.С Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии) / Т.С.Назарова, А.А. Грабецкий, В.Н.Лаврова. - М.: Просвящение,1987. -240с Зайцев О.С. Методика обучения химии. -М.,1999. -10с О.С. Габрелиян, И.Г. Остроумов, В.Г. Краснова, С.А. Сладков. Теория и методика обучения химии. -М., 2009.-81с. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946г Морозова.Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979. №2 Гречанова Л.Н. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе, 2011. Лебедева А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе// Начальная школа. М., 2010 -№3 Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: МПСИ, 2010. – 448 с. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] / В.А.Крутецкий. – М.: Просвещение, 2002. – 253 с. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст]/Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб, 2012. – 220 с. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст] / М.М. Левина. - М.: 2011. – 180 с. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст]/ Н.Г.Морозова // Психология и педагогика, 2009. - №2.- С. 5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед, общество России, 2009. – 330 с Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 111 с. Гербенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда. - М., 1985 Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи).М.,Пресс, 2004 с67 Интернет ресурсы Уржунцева Н. Н. Развитие мотивированной активности учащихся, направленной на формирование познавательной компетенции на уроках литературного чтения: https://infourok.ru/nachalnye-klassy.html Ваулина В. Ю. Эффективные приёмы развития познавательных способностей на уроках в начальной школе: http://www.maam.ru/ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL:base.garant.ru› 55170507 Беляев, М.Ф. Психология интереса. - М.: Просвещение, 2007. - 383 с. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями и дополнениями. URL:Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_140174/
Отрывок из работы

Глава 1. Развитие познавательного интереса у учащихся по химии 1.1. Понятие и принципы познавательного интереса Чтобы выявить смысл понятия «познавательный интерес», обратимся к характеристике термина «интерес». Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров пишут в педагогическом словаре, что интерес -это форма выражения познавательной надобности, представляющая направленность личности на распознавание целей деятельности и тем самым содействующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому обрисовыванию действительности [Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. 2005]. Крысько В.Г полагает что интерес - это избирательное, эмоционально-окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности [Крысько, В. Г.2000]. А Воронин А.С пишет в словаре что интерес - это отношение человека к миру, реализуемые в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания [Воронин, А. С.2006]. С точки зрения Г.И. Щукиной познавательный интерес - это избирательная нацеленность личности на предметы и явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется непрерывным влечением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь, когда та или иная область науки, тот или иной учебный предмет представляются человеку важными, ощутимыми, он с повышенным увлечением занимается ими, стремиться более серьезно и подробно изучить все стороны тех явлений, событий, которые связаны с интересующей его областью знаний. В другом случае интерес к предмету не может нести характер истинной познавательной направленности: он может быть случайным, нестойким и поверхностным. [Щукина, Г.И. 1979] А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанский рассматривали познавательный интерес как сильный мотив учения, как важный фактор успешности овладения знаниями. Взаимовлияние операционных и мотивационных сторон обучения проявляется в том, что познавательный интерес порождает существенные изменения в способах умственной деятельности, обучение же приемам умственной работы является особым источником формирования познавательных интересов. [Божович Л.И. 1972] Из всех взятых определений можно прийти к выводу что, познавательный интерес – самая важная причина становления личности. Жизнь человека утративший познавательный интерес тускнеет; личность человек лишена внутренней мотивации, который неустанно подталкивает ее на движения, дает возможность пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался. Познавательный интерес оказывает огромное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Повышение умственной нагрузки на уроках химии вынуждает задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Безусловно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из затруднительных и особых задач дидактики остается проблема воспитания интереса к учению. Также интерес рассматривается как: -проявление эмоциональной и умственной активности (С.Л.Рубенштейн); [Рубенштейн С.Л. 1946г] -особый сплав интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, повышающих активность сознания и активность человека (А.А.Гордон); Активное познавательное (В.Н. Мясинцев, В.Г.Иванов) эмоционально-познавательное (Н.Г.Морозова) отношение человека к миру; [Морозова.Н.Г. 1979] В своей научной статье Лебедева А.Н. выделяет три уровня развития познавательного интереса.[ Лебедева А.Н. 2010] Не менее особым параметром интереса к познанию служит осознанность. Осознание мотива всегда связано с более сильным влиянием его на деятельность. Познавательный интерес следует признать одним из важных моментов учебного процесса, воздействие которого неоспоримо как на сформирование благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его воздействием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под воздействием познавательного интереса деятельность учащихся становится более продуктивной. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес. Познавательный интерес по-разному проявляется в разных сферах деятельности. Исследователями были выделены проявления, параметры и критерии познавательного интереса. 1. Проявление интеллектуальной активности (вопросы к учителю, стремление к участвовать в деятельности, в обсуждении вопросов на уроке, активное использование приобретенных знаний и умений); 2. Эмоциональное проявление (общий положительный настрой, интеллектуальная радость); 3. Волевые проявления (сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость, поведение ученика при затруднениях, стремление к завершению учебных действий, реакция на звонок с урока); 4. Внеурочные проявления (поведение на перемене, самостоятельные вопросы и суждения, беседы и спор между учащимися, добровольное взятие дополнительной и самостоятельной работы) [Г.И. Щукина 1984, Морозова Н.Г. 1979] Таким образом, на развитие познавательного интереса влияют следующие условия и факторы: 1. содержание учебного материала; 2. активная и поисковая мыслительная деятельность детей; 3. организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся; 4. эмоциональная атмосфера обучения; 5. оптимальное сочетание различных методических приёмов обучения. [Гречанова Л.Н.2011] Приведём три наиболее типичных проявления динамики познавательного интереса. Наиболее успешной тенденцией движения познавательного интереса считается его постепенное возрастание от начала урока до его окончания. В течение первых пяти минут, на организационном этапе урока, познавательный интерес ещё мало заметен. В ходе осознания поставленной задачи, толчком к реализации которой является впечатляющая информация, исходящая от учителя, интерес начинает проявляться; поддерживается он на протяжении всего урока многообразием самостоятельных работ, проблемной ситуацией, фронтальным поиском решения поставленной проблемы, богатой информацией, полученной как от учителя, так и от учащихся. Уходя с таких уроков, школьники находятся под их впечатлением и на переменах. Самым неблагополучным типом динамики интереса на уроке является его «ниспадающий» характер. Высокое напряжение внимания в начале урока связано с ориентировкой учащихся в предлагаемых задачах. Чаще это не подлинный интерес к познанию, а интерес-ожидание (вызовут - не вызовут). Таким он держится во время опроса, когда вероятность вызова к ответу есть у каждого и когда можно дополнить ответ товарища. Затем, когда мотив ожидания проходит, интерес к уроку неуклонно падает. Это связано со слабой подачей содержательной информации и отсутствием необходимой стимуляции активности самих учащихся. Конец подобных уроков обычно сопряжён с множеством отвлечений учащихся, а звонок воспринимается с радостью, как избавление от неприятной обязанности. Такие уроки наносят значительный урон процессу формирования познавательного интереса учащихся. Третий тип движения познавательного интереса – его ступенчатая динамика, при которой отчётливо видны кульминации и точки спада. Интерес здесь непостоянен и поэтому не выступает в качестве общего мотива деятельности, он скорее связан с совершаемым действием, определённым актом деятельности. Так, ученик бывает увлечён эффектным опытом, понравившейся ему задачей, но в другой предложенной задаче он не видит смысла, поэтому решает её по принуждению. Успех в формировании познавательного интереса на таких уроках решают последние 10-15 минут. Если в течение этого времени линия развития учебной деятельности будет неуклонно идти вниз, эффект и последствия этих минут будут незначительными. И, наоборот, если эта линия будет возрастать, то интерес станет постепенно увеличиваться, результат будет иным. Таким образом, учебный процесс, наполненный определённым содержанием учебных предметов, организующий деятельность учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательного интереса. Исследования показывают, что наиболее эффективно познавательный интерес к химии можно развить через организацию учебно-познавательной деятельности ученика. Успешная деятельность, приносящая школьнику удовлетворение, является сильнейшим побудителем его познавательного интереса. [Лебедева А.В. 2010] 1.2. Пути и условия развития познавательного интереса Одним из важнейших этапов урока, позволяющих учителю любого предмета целенаправленно и систематически влиять на интересы детей, является самостоятельная работа учеников. Как известно, в психолого-педагогической и методической литературе, несмотря на различие точек зрения на самый термин «самостоятельная работа», большинство исследователей не исключает участия учителей в подготовке и проведении самостоятельной работы. Выделяют четыре основных этапа формирования и развития познавательной активности и интересов непосредственно при работе на уроке: 1.Подготовительный этап непосредственным началом учебной деятельности. Преподаватель рассказывает детям о цели их работы, раскрывает возможности ее более успешного выполнения, предлагает каждому в случае необходимости обращаться к нему за консультацией, а также - пользоваться дополнительной научно-популярной и различной справочной литературой. Задачей учителя на данном этапе является предварительная подготовка к уроку с применением различной литературы. Следует обратить внимание на три взаимосвязанных фактора, используемых при развитии интереса учащихся: - оказание помощи учащимся при проведении самостоятельной творческой деятельности; - мотивация к возникновению познавательной активности; - создание условий для проявления и развития приобретенных умений и навыков в процессе работы над различными заданиями как тренировочного, так и усложненного характера. 2. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке. В данном случае задачей учителя является не только побуждение учащихся к деятельности, но и формирование непрерывного развития заинтересованности. Также следует использовать постепенное усложнение деятельности – переход от простых манипуляций образцового характера к более сложным и комплексным, использование учащимися в своей работе справочной литературы, словарей, дополнительных инструкций. В дальнейшем такая работа переходит в самостоятельную с использованием воображения и с применением комплексных знаний смежных предметов; 3. Итогово-обобщающий этап предусматривает включение самостоятельной работы в классе в более или менее сложный вариант домашней работы. 4. Заключительный этап предполагает выбор учеником творческих заданий для системы самообразования [Баранов С.П. 2011]. Заинтересованность ученика какой-то работой, темой урока, как и внимание школьника к вопросам учителя, его заданиям и объяснению, только создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности в процессе обучения, но не формирует и не развивает ее. Таким фактором, оказывающим решающее воздействие на формирование учебных интересов школьника, является его личная творческая, познавательная активность, самостоятельность и пытливость мысли, потребность в самовоспитании и самообразовании. Для оказания систематического воздействия на воспитание и развитие общего и специального учебного интереса нужна разработка системы классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное и длительное выполнение. Для изучения индивидуальных особенностей проявления познавательной активности каждого учащегося, преподаватель систематически предлагает ученикам выполнять разнообразные задания повышенной сложности. Это происходит при изучении разных дисциплин. Примером таких заданий может быть личное наблюдение за состоянием погоды, выполнение докладов или сообщений с использованием дополнительной литературы. В процессе этой работы и происходит овладение все более сложными умениями и навыками, приводящими к росту и развитию как познавательной активности ученика, так и его учебных интересов. Увеличение самостоятельной работы творческой направленности будет благоприятно сказываться на увеличении познавательной активности ребенка. В данном случае, это деятельность по решению проблемно познавательных и творческих задач, а также защита докладов или написание сочинений по соответствующим учебным предметам. При этом также приветствуется самостоятельное изучение дополнительных литературных источников, опытно-экспериментальная деятельность. В качестве заданий в настоящее время имеется большое количество методик, где от учащихся требуется активная работа памяти. Это является действенным и эффективным приемом формирования познавательной активности только в том случае, когда данные задания имеют творческую основу, а не содержат проверку уже изученного материала [10. [Электронный ресурс]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования URL:base.garant.ru› 55170507]. Беляев М.Ф считает, что поскольку дидактическое решение проблемы интереса связано с процессом обучения основам наук, необходимо выделить то главное, основное, что связано с появлением у каждого школьника глубоких, и устойчивых познавательных интересов или возникновением у него постоянной заинтересованности в изучении различных учебных предметов. Учитель должен время от времени анализировать, как он осуществляет процесс обучения и воспитания. Здесь важно установить: 1. Какое место занимает в общей системе самостоятельной работы по предмету создание ситуаций заинтересованности, пробуждения любопытства, как они соотносятся с системой воспитания любознательности как черты личности, развитием у учащихся потребности в самообразовании. 2. С помощью каких средств, методов и приемов педагог воспитывает привычку к систематическому умственному труду, учит овладению все более сложными умениями и навыками. Как это осуществляется на протяжении учебного года, от чего учителю приходится порой отказываться в процессе организации подобной работы. 3. Как учитываются и изучаются в процессе преподавания возрастные и индивидуальные особенности детей, темпы их продвижения в труде и степень различия в овладении знаниями. При внедрении системы творческих заданий на протяжении многих месяцев, создании общественного мнения в классе, направленного на развитие новых мотивов учения, и, конечно, при постоянном совершенствовании познавательной деятельности учащихся в процессе обучения учитель и классный руководитель добьются ощутимых успехов в работе. Им станут ясны как затруднения в овладении знаниями у одних учеников, так и пути быстрого продвижения в учебе других школьников [Беляев М.Ф. 2007].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Химия, 20 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg