Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности воображения дошкольников с общим недоразвитием речи.

irina_krut2020 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 35 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Проблема исследования: несмотря на то, что проблема развития воображения детей встречается не редко и является важным компонентом в творческой деятельности ребенка, не всегда специалисты подбирают верную адаптированную программу. Объект исследования: высшие психические функции дошкольников с общим недоразвитие речи. Предмет исследования: воображение дошкольников с общим недоразвитие речи. Цель исследования: изучить развитие воображения у детей дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Проанализировать развитие воображения дошкольников с общим недоразвитие речи в онтогенезе; 2. Дать психолого-педагогическую характеристику воображения дошкольников с общим недоразвитием речи. Теоритико-методологическая база исследования: в ее основу легли культурно-исторический подход Л.С. Выготского, психологическая теория А.Р.Лурия. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения воображения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Структура курсовой работы: оглавление, глоссарий, введение, 1 глава, выводы по первой главе, 2 глава, выводы по второй главе, заключение, список использованной литературы.
Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития науки и общества пременителен к проблемам детей с нарушениями речи вопрос об интеграции и трудностях их социальной адаптации, которая характеризуется выраженностью патологии речи и наличием особенностей эмоциональной, личностной и когнитивной областей, в частности воображения. Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистичных представлений, полученных ранее в опыте человека. В «Всеобщей декларации прав человека» ООН сказано, что ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, нравственно, умственно в условиях свободы и достоинства[18]. Так же в Федеральном законе №273 «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания определяются специальной адаптированной образовательной программой[]. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных психологов (JI.C. Выготского, Ж.Пиаже, и др.) воображение играет очень важную роль в жизни и познавательной деятельности дошкольника. [2] Это важный психический процесс, который помогает детям по-разному выражать свои чувства и представления о мире, контролировать свое поведение, решать жизненные проблемы в оригинальной, стереотипной обстановке, понимать множество причин различных ситуаций и последствий, прогнозировать действия и решения. Так же JI.C. Выготский писал, что любой дефект в развитии отражается на взаимодействии человека с окружающим миром и обществом. Так, даже наиболее легкий, третий уровень общего недоразвития речи, характеризующийся ограничением словарного запаса, нарушением грамматического строя и связной речи, отражается на становлении познавательной деятельности и, в частности, воображения ребенка. [3] Медленное развитие воображения приводит к тому, что ребенок не может раскрыться в игре, чтобы найти выход в проблемной ситуации. В школе может быть сложно представить, что материально не отражается в окружающей действительности. В этом отношении проблема очень важна на социальном уровне.
Список литературы

1. Большая иллюстрированная медицинская энциклопедия , М.: 2016 , ISBN 978-5-699-82819-7. 2. Выготский Л . С . Проблемы возрастной периодизации детского развития// Вопросы психологии . М.: , 2009. № 2. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте//Выготский Л . С . М.: Просвещение, 2013 . 4. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) 5. Дьяченко О . М ., Лаврентьева Т . В . Психологическое развитие дошкольников. М.: 2014, С. 245 6. Ежкова Н. С., Трухина Н . М . Проблема развития творческого воображения дошкольников // сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Современная психология: методология, парадигмы, теории.» НН.: , 2016 . С. 71 7. Журова В . А . Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи . М.: Молодой ученый. 2016. С. 1120-1122. 8. Жерело В. Д. Развитие воображения в онтогенезе [Электронный ресурс] / В. Д. Жерело // Альманах Института коррекционной педагогики. 2013. Электрон. ст. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/10/08/statya-razvitie-voobrazheniya-v-ontogeneze 9. Левина Р . Е . Основы теории и практики логопедии. / Р. Е. Левина. – М.: Просвещение, 2015. С. 369 10. Новейший философский словарь / сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. М.: Интерпрессервис : Кн. Дом, 2001. С. 1279 11. Особенности воображения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://studepedia.org/index.php?vol=1&post=88060 12. Особенности воображения детей дошкольного возраста с нормой развития и с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.firsteducation.ru/neopols-1490-1.html 13. Психолого-педагогическое изучение детей с недоразвитием речи // Дефектология. 2013. №2. С. 7, 14. 14. Развитие воображения в онтогенезе [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://studopedia.su/14_18960_razvitie-voobrazheniya-vontogeneze.html 15. Рубинштейн С . Л . Основы общей психологии // С . Л . Рубинштейн. СПб.: , 2011. 16. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1994. №2. С. 9,10 17. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2000. С. 940 18. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ , ст. 97 19. Хватцев М .Е . Логопедия: уч. для пед. институтов. М.: 2014 20. Эльконин Д . Б . Психологическое развитие в детском возрасте. М.: 2010.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. Развитие воображения в онтогенезе Воображение, как способность не дается с рождения, у новорожденного ребенка его еще нет. Оно развивается с накоплением практического опыта в жизни ребенка, приобретением знаний, улучшением всех психических функций, а также в процессе обучения и воспитания. В современной психологии проводится большое исследование развития воображения в онтогенезе. Основной темой изучения был возраст развития и те виды деятельности, в которых развивалось воображение. Развитие воображения происходит в несколько этапов: Первый этап (от 0 до 3 лет) – предпосылкой воображения являются те преимущества, которые появляются на втором году жизни. Ребенок около полутора лет узнает все то, что видит на картинке. Понимание знаков помогает воображению. Это завершает то, что не совсем соответствует представлению в памяти. При распознавании ребенок ничего нового не создает. Поэтому воображение действует, как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, и в них заложена его основа. Способность ребенка иметь дело с воображаемыми объектами в воображаемой ситуации показывает первые проявления воображения. Первые имитационные игры, которые появляются на втором году жизни, еще не указывают на наличие в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым или объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщенно и условно, передает только их смысл и внешний рисунок. Развитие начальных форм воображения у маленького ребенка связано с обобщением игровых действий и игровых объектов, а также с тем фактом, что замещения прочно закреплены в репертуаре игровых действий. По данным В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой ребенок не сразу реагирует на трансформацию, которую предлагает взрослый, а играет только с настоящими игрушками. Поворотный момент наступает, когда ребенок отказывается применять предложенное взрослым преобравзование. [13] Наиболее важным фактором, который предлагает возможность передачи значений другим объектам, является появление языковых форм. Овладение языком вызывает первые автономные преобразования в игре. Новый способ работы с объектами заменяет полное использование преобразований. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отходить от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои решения. Но воображение имеет репродуктивный характер. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается подробными высказываниями. Это создает творческие элементы в игровой деятельности маленьких детей. Ребенок, перед лицом интереса к новому виду деятельности, быстро отходит от действий взрослых и принимает за них свои решения. Но воображение характерно репродуктивностью. Второй этап (от 3 до 4 лет) – происходит формирование словесных форм воображения. В возрасте трех лет потребность в игровой деятельности становится собственной потребностью ребенка, хотя она требует поддержки и поощрения взрослого. Основная поддержка игры - это расширенное определение предметной стороны человеческого действия. Эта ориентация начинается с копирования действий взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого конструирования образов действий с объектами, при этом все еще опираясь на реальные объекты. Отсюда следует, что индикаторами для развития воображения являются: разнообразные сцены, действия в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор заменяющего объекта, гибкость в изменении функций и названий объектов, оригинальность подстановки игровых действий, критичность на замену партнера. Возникает эмоциональное воображение в сочетании с осознанием ребенком своего «я» и его отделения от других людей. Воображение становится самостоятельным процессом. Третий эиап (от 4 до 5 лет) - в этом возрасте творческие проявления усиливаются, особенно в области игры, рукоделия, повествования и пересказа. Появляются будущие мечты. Они ситуативные, часто нестабильны из-за событий, которые вызвали у ребенка эмоциональную реакцию.Воображение становится особой интеллектуальной деятельностью, целью которой является изменение окружающего мира. Основой для создания изображения служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остается в значительной степени невольным. Ребенок до сих пор не знает, как контролировать деятельность воображения, но уже может представить состояние другого человека. Вновь созданные образы дифференцированы, значимы и эмоциональны. Четвертый этап (от 6 до 7 лет) - в этом возрасте фантазия активна. Внешняя поддержка наталкивает на мысль, и ребенок произвольно планирует выполнение и выбирает необходимые средства. Производительность воображения возрастает, что проявляется в развитии способности создавать план и планировать его реализацию. Вновь созданные изображения появляются в разных ситуациях, которые характеризуются содержанием и спецификой. Ребенок развивает способность к образному действию, создает внутреннее воображение, т.е. уходит во внутреннюю плоскость, исчезает необходимость визуальной поддержки в оформлении изображения. Элементы творчества появляются. В дошкольных учреждениях у ребенка особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Учитывая тот факт, что воображение развивается в различных видах деятельности, игры и рисование являются наиболее продуктивными в детстве. Пятый период (от 7 до 11 лет) - качественно новый этап в развитии воображения у детей. Это стало возможным благодаря значительному увеличению объема знаний, которого школьник достигает в процессе обучения, посредством систематического изучения различных навыков и способностей, которые обогащают и одновременно улучшают ментальные образы и определяют их продуктивность. У детей начальной школы нет воображения, которое противоречит действительности. Это особенно характерно для учеников средней школы (например, случаи детской лжи). Реализм воображения включает в себя создание образов, которые не противоречат действительности, но не обязательно являются прямым воспроизведением всего, что воспринимается в жизни. Воображение младшего школьника также характеризуется другой особенностью - наличием элементов воспроизводства, простого воспроизводства. Это воображение выражается в том, что дети в своих играх повторяют действия и позиции, которые они наблюдали у взрослых. Они играют истории, которые они видели в кино, воспроизводили жизни школ, семей и т.д. Однако с возрастом элементы воспроизводства становятся все менее и менее творческими, и более креативными. [13] В младшем школьном возрасте начинает развиваться словесное воображение, которое, так сказать, представляет собой новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально - мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное. Шестой этап (от 12 до 17 лет) - развитие воображения ученика не только в классе, но и в процессе творческой деятельности, в школьных кружках, на факультативах и т.д. На этапе творческой деятельности ученика это необходимо поддерживать и поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческой деятельности ребенка и результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности. Описанные этапы развития воображения, как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные результаты. Аффективное воображение без адекватных, как правило, спонтанных вспышек травм могут привести к патологическим переживаниям (навязчивые страхи, состояния тревоги) или привести ребенка к полному аутизму, чтобы создать заменяющую воображаемую жизнь, а не подлинные, творческие продукты. Культура эмоциональной жизни (сочувствие и сострадание), а также овладение различными другими культурными элементами являются лишь необходимыми условиями для полного развития воображения человека. Таким образом выявлено, что воображение не появляется с самого рождения, а развивается поэтапно с младенчества до уже более взрослого возраста. 1.2. Специфика нарушений речи у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной литературе Экспериментальное исследование воображения было предметом интереса западных психологов с 1950-х годов. Р. Ассаджиоли признал функцию воображения, как конструирование и создание образов и важнейшую человеческую способность. Их роль в творческом процессе была приравнена к роли знания и суждения по мнению С.Ариети и С.Парнса. В 50-е годы Дж. Гилфордоми и его последователи разработали теорию творческого интеллекта. Суть его заключается в том, что на основе факторного анализа были выявлены отдельные компоненты творческого мышления (факторы творчества), которые признаны общими для детей и взрослых и характеризуют любую форму производительной деятельности: 1. Интеллектуальная творческая инициатива– сосредоточение на выход за рамки данных задач и требований повседневной действительности. 2. Широта категоризации– отдалённость ассоциаций, непредсказуемость использования предметов, придание им нового функционального смысла, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей. 3. Беглость мышления– богатство и разнообразие ассоциаций, количество образующихся соединений. 4. Оригинальность мышления– самостоятельность, необычность, остроумность решения по отношению к традиционным способам. В отечественной психологии наряду с остальными психическими функциями воображение выступает в качестве отражения окружающей действительности, являясь социальным по своей природе. Мы придерживаемся точки зрения Л.С. Выготского, который считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с реальностью. [3] В отечественной психологии воображение наряду с другими психическими функциями отражает окружающую действительность и носит социальный характер. Мнение Л.С. Выготского до сих пор имеет значение в современных исследованиях, который считал, что идея связана в первую очередь с реальностью, имея в виду различные способы связи идеи с реальностью. Первая форма состоит в том, что каждый образ воображения состоит из элементов реальности и прошлого опыта человека. Вторая форма - это связь между продуктом воображения и феноменом реальности. Третья форма характеризует связь с эмоциями. И, наконец, четвертая форма связи между идеей и реальностью заключается в том, что продукт воображения не соответствует реальному объекту, но, достигнув материального воплощения, фактически начинает существовать в мире и влияет на другие вещи. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека, так же это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Речевой акт осуществляется сложной системой органов в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Речь необходима для развития и функционирования воображения. Изучение роли речи в процессе воспитания воображения всегда отводилось соответствующее место в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская). Следует отметить, что сильный шаг в развитии воображения детей напрямую связан с усвоением речи. Воображение крайне плохое у детей с аномальным развитием речи. Л. С. Выготский рассматривал развитие речи, как новый шаг в развитии воображения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 39 страниц
468 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 40 страниц
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 51 страница
500 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg