Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТОРГОВОЕ ДЕЛО

Реализация принципов TQM в организации (на примере АО «ЭнергосбыТ Плюс»)

irina_krut2020 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Объект исследования: Акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» (АО «ЭнергосбыТ Плюс»). Предмет исследования реализация принципов TQM в АО «ЭнегросбыТ Плюс». Цель исследования: повышение качества организационных процессов АО «ЭнергосбыТ Плюс». Задачи: 1. Изучить теоретические основы реализации принципов TQM в организации. 2. Провести сравнительный анализ принципов TQM на примере отечественных и зарубежных авторов 3. Сделать организационно-экономическую характеристику деятельности АО «ЭнергосбыТ Плюс». 4. Выполнить анализ реализации принципы TQM в АО «ЭнергосбыТ Плюс». Теоретической и методологической основой работы послужили международные стандарты, законодательные нормативные документы органов Российской Федерации, результаты научных исследований российских и зарубежных ученых. Структура и объём исследования выпускной квалификационной работы. (ВКР) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем ВКР составляет 65 страницы. В первой главе описана характеристика основных положений TQM, цели и принципы, сущность TQM, преимущества, постановка целей и задач исследования. Во второй главе произведен процесс внедрения TQM в организацию АО «ЭнергосбыТ Плюс», этапы внедрения, изучены основные способы применения концепции всеобщего управления качеством в деятельности организации.
Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что в современном бизнесе конкурентоспособность компании зависит от качества менеджмента организации. В России с каждым г.ом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента тем более актуальна в свете планируемого вступления России в ВТО и появления конкуренции со стороны иностранных компаний. Задача руководителей российских организаций состоит в постепенном и целенаправленном перенимании более чем полувекового опыта управления у зарубежных компаний, учитывая национальную специфику, а также на примере отечественных предприятий-лидеров. Повышение эффективности деятельности является целью любой организации, независимо от характера ее деятельности и масштабов таковой. Крупные, средние и малые организации стараются развивать свое производство в том направлении, которое способно повысить объемы сбыта их продукции, сократить производственные издержки, и, естественно, увеличить прибыль. Выбор этого направления требует тщательного подхода к проектированию будущих изменений организационной и производственной структуры организации. Безответственное отношение к процессу совершенствования деятельности нередко приводит к обратному результату – ухудшению положения компании на рынке при неверном определении требований потребителей, снижению качества выпускаемой продукции при недостаточной профессиональной подготовке персонала или отсутствия возможностей его обучения новым принципам. Концепция всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) помогает решить проблемы, связанные с повышением эффективности управления производством, заинтересованности работников, увеличения выпуска готовой качественной продукции. Основная суть TQM заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за простой сутью скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых качество будет поставлено во главу производственного процесса.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ TQM В ОРГАНИЗАЦИИ 8 1.1. История возникновения и развития Всеобщего управления качеством 8 1.2. Сущность, цели и принципы Всеобщего управления качеством (ТQM) 14 1.3 Особенности развития Всеобщего управления качеством в России 23 1.4 Признаки применения и преимущества использования принципов Всеобщего управления качеством (TQM) 26 ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ВСЕОБЩЕГО УПРАЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ОРГАНИЗАЦИЮ 30 2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности АО «ЭнергосбыТ Плюс» 30 2.2. Внедрение принципов всеобщего управления качеством в АО «ЭнергосбыТ Плюс» 39 2.3. Цели и мероприятия в области качества АО «ЭнергосбыТ Плюс» 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. (с изм. и доп.). - часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019); - часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018); - часть третья от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018); - часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018). 2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Часть 1. // Собрание Законов Российской Федерации, 2010, №1 (с изменениями и дополнениями). 3 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный Закон от 05.08.00 № 117-ФЗ. Собрание законов Российской Федерации, 2009, № 32 (с изм. и доп.). 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019). 5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018). 6. Приказ Минздрава РФ от 31.12.1997 № 390 «О мерах по улучшению коммерческой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018). 7. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.06.2012 № 231 «О реорганизации коммерческой деятельности Чувашской Республики (ред. от 31.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). 8. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. 9. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Система менеджмента качества. Требования. 10. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. 2. Монографии, учебники, учебные пособия 11. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. М.: «Финансы и статистика», 2015. 288 с. 12. Большаков А.С. Современный менеджмент: учебное пособие. СПб: «Питер», 2014. 328 с. 13. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. М.: «Юристъ», 2015 568 с. 14. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебник. М. «ИНФРА-М», 2013. 400 с. 15. Ваймерскирх С.Дж.А. Всеобщее управление качеством: учебник. М.: «Виктория-Плюс», 2012. 256 с. 16. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. М.: «Гардарика», 2011. 296 с. 17. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. М.: «Экономист», 2014. 528 с. 18. Вумек Дж.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство: Как избавится от потерь и добиться процветания вашей компании. Пер. с англ, 2-е изд. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. 472 с. 20. Дурденко В.А. Разработка управленческого решения: учебное пособие. Воронеж: Издательство «ВИЭСУ», 2014. 147 с. 21. Журавлев П.В., Кулапов М.Н. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников: монография. Екатеринбург: «Деловая Книга», 2014. 279 с. 22. Зуб А.Т. Современный менеджмент: учебное пособие. М.: «Аспект Пресс», 2012. 280 с. 23. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебное пособие. М.: «Инфра М», 2012. 646 с. 24. Мардас А.Н., Мардас О.А. Организационный менеджмент: учебник. СПб.: «Питер», 2013. 336 с. 25. Маркетинг в промышленности и строительстве. Учебное пособие. под ред. И.С. Степанова и В.Я. Шайтанова. М.: «Юрайт-Издат», 2012. 344 с. 26. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебник. М.: «Дело и Сервис», 2010. 732 с. 27. Методы и модели управления фирмой на основе современного менеджмента /под ред. Б. Кузина и В. Юрьева: учебное пособие. СПб: «Питер», 2011. 432 с. 28. Новицкий Е.Г. Проблемы стратегического управления диверсифицированными корпорациями: монография. М.: «БУКВИЦА», 2011, 163 с. 29. Туровец О.Г. Организация производства и управления предприятием: учебник. М.: «ИНФРА-М», 2013 528 с. 30. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент.: учебник. М.: «ИНФРА-М», 2012 288 с. 31. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: учебное пособие. М.: «Финансы и статистика», 2011. 288 с. 32. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Учебное пособие. М.: «Экономистъ», 2013. 335 с. 33. Эмерсон Г. Современный менеджмент: учебное пособие. М.: «НОРМА», 2013. 434 с. 34. Юданов А.Ю. Менеджмент: учебник М.: «ИНФРА-М», 2014. 316 с. 35. Глудкина О.П. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов/ под ред. М.: «Горячая линия-Телеком», 2001. 600 с. 36. Гиссин В.М. Управление качеством продукции: учебное пособие Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. 68 с. 37. Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Шестопал Н.Ю., Андреева Э.А. Управление качеством: учебное пособие. М.: «ИНФРА-М», 2008. 336 с. 4. Научные статьи 38. Кулагова И.А., Бондаренко В.В. Интенсификация деятельности руководителей и специалистов – пути к повышению эффективности управления на предприятии // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Экономика и Финансы. Н.Н., 2004. С. 45-48. 39. Конев И. Системная стратегия организационных изменений в развивающейся корпорации // Проблемы теории и практики управления, 2015. №3. С.86-95. 40. Масленникова Т.А. Формирование информационных технологий управления экономикой.//Проблемы теории и практики управления, 2014. №6. С.90-95. 41. Маслов В. О стратегическом управлении персоналом // Проблемы теории и практики управления, 2013. №5. С. 99-105. 42. Попов Ю. Корпоративная этика содействует повышению социальных качеств предприятия //Проблемы теории и практики управления, 2013. №4. С.107-111. 43. Том Н., Фридли В. Мотивация и закрепление перспективных кадров предприятием // Проблемы теории и практики управления, 2014. №4. С.119-122. 44. Штайнле К., Круммакер Ш. Глашак Ш. Динамическое сочетание промоутеров в процессах изменений // Проблемы теории и практики управления, 2014. №5. С.86-93. 45. Эштон Р.Х., Мюллер Ф. Структура американской программы повышения квалификации менеджеров в Европе // Проблемы теории и практики управления, 2012. №6. С.103-108 5. Интернет-источники 46. Всеобщее управление качеством. Источник URL https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 05.06.2019) 47. Орлов А.И. Менеджмент/ Источник URL www.studlib.net.ru (дата обращения 05.06.2019) 48 Всеобщий менеджмент качества. Источник URL http://kpms.ru/General_info/TQM.htm (дата обращения 08.06.2019) 49. Курс лекций по Всеобщему управлению качеством. Источник URL https://lektsia.com (дата обращения 10.06.2019) 50. Всеобщее управление качеством. Источник URL http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2016/30.pdf https://lektsia.com (дата обращения 10.06.2019) 51. Сердюк В.А. Карьера менеджера в условиях рынка. Какой ей быть? //Кадры предприятия, 2012. №9. Источник URL http://kapr.ru. (дата обращения 10.06.2019)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ TQM В ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. История возникновения и развития Всеобщего управления качеством Развитие менеджмента качества в XX веке прошло длинный и интенсивный путь и представлено различными теориями таких ученых как Деминг, Ишикава, Джуран, Кросби и некоторых других. Долгое время, (до середины 1950-х гг.), управление качеством сводилось к контролю качества продукции и относилось к инженерно-техническим вопросам, в то время как проблематика общего менеджмента носила ярко выраженный организационный характер. В то время как в области управления качеством совершенствовались, прежде всего, методы контроля (контрольные карты В. Шухарта, таблицы выборочного контроля Г. Доджа и Г. Роминга и др.), в общем менеджменте складывалась «классическая административная школа», основными направлениями деятельности которой являлось описание функций управления, развитие принципов управления, систематизация управления организацией. В 50-е годы сложились предпосылки создания новой концепции управления качеством, ориентированной на удовлетворение запросов потребителя и превращающей совершенствование качества в задачу каждого сотрудника организации. Армандом Фейгенбаумом была предложена Модель Всеобщего контроля качества (Total Quality Control). Под Всеобщим контролем качества Фейгенбаум понимал такую систему, которая позволяла решать проблему качества продукции, и ее цены в зависимости от выг.ы потребителей, производителей и дистрибьютеров. Фейгенбаум предложил рассматривать качество не как конечный результат производства изделия, а на каждом этапе его создания. Созданная Фейгенбаумом система Всеобщего контроля качества была внедрена в практику работы японских предприятий Э. Демингом . Благодаря человеку-легенде Э. Демингу, одному из создателей «японского экономического чуда», теория управления качеством получила свое дальнейшее развитие. Признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных» отклонений и выяснения их причин, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качества: - соблюдайте постоянство целей; - примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем; - откажитесь от повсеместного контроля; - откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков; - постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания; - практикуйте в организации наставничество и обучение; - внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным; - устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто; - устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации; - откажитесь от количественных оценок работы; - поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках; - внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников; - добейтесь приверженности руководства организации идее качества. Эти четырнадцать принципов являются лекарством от 5 смертельных болезней, которые должны быть ликвидированы в организации для успешной реализации TQM: 1. Управление только главной линией. Организация, которая заботится только о главной линии развития и управляет исключительно цифрами, обречена на провал. Управление — это тяжелая работа; менеджер, который полагается только на цифры, упрощает свою задачу. Менеджеры должны знать процесс, быть вовлечены в него, понимать источники возникновения проблем и давать примеры их решения своим подчиненным. 2. Оценка деятельности на основе системы количественных показателей. Оценка, использующая систему количественных показателей, отчеты, рейтинги или ежегодные обзоры достижений, иногда приводит к классификации, вынужденным квотам и другим ранжирам, вызывающим нездоровую конкуренцию, нарушающим командную работу в пределах организации. Вместо использования таких систем, менеджерам следует лично комментировать индивидуальную работу сотрудников, чтобы помочь им улучшить её. 3. Акцент на получении краткосрочных выгод. Если работник в прошлом имел опыт получения быстрых прибылей, он будет стараться и дальше работать в этом же ключе. Руководство же должно убедить сотрудников, что организации следует отдать предпочтение длительному и стабильному росту и совершенствованию, а не краткосрочным выгодам. 4. Отсутствие стратегии. Если в организации нет никакой последовательности реализуемых целей, работники организации будут чувствовать неуверенность в возможности своего постоянного профессионального и карьерного роста. Организация должна иметь постоянно реализуемый стратегический план, в котором должно быть уделено место и вопросам повышения качества. 5. Текучка кадров. Если в организации наблюдается высокая текучесть кадров, это указывает на серьёзные проблемы. Ликвидация первых 4 смертельных болезней может помочь преодолеть и эту. Руководство должно принять меры, чтобы работники почувствовали себя важной частью не отчужденной организации, а единой команды. Чуть позже Джозеф М. Джуран выделил необходимость для каждого менеджера индивидуальной деятельности, приводящей к повышению качества. Джуран является сторонником подхода, который предусматривает вовлеченность персонала в процедуры, обеспечивающие высокое качество. Этот подход содержит 10 составляющих повышения качества: - формирование осознания потребности в качественной работе и создание возможностей для улучшения качества; - установление целей для постоянного совершенствования деятельности; - создание организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов; - предоставление возможности обучения всем сотрудникам организации; - выполнение проектов, для решения проблем; - информирование сотрудников организации о достигнутых успехах; - выражение признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества; - информирование о результатах; - регистрация достижений. - внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год, в системы и процессы, постоянно функционирующие в организации. 14 принципов совершенствования качества были предложены и Филиппом Б. Кросби: - четкое определение приверженности руководства организации идее качества; - использование командной работы для улучшения качества, для привлечения и информирования о качестве всех членов организации; - оценка качества и определение текущих и возможных проблем с качеством; - определение стоимости качества; - определение стоимости некачественной работы и доведение этой информации до подчиненных; - корректировка действий; - создание специального комитета по работе с программой нулевого брака; - обучение специалистов, которые будут внедрять программу нулевого брака; - проведение Дня нулевого брака для объяснения программы и отношения организации к проблеме качества; - мотивация персонала к установлению целей, подразумевающих улучшение качества; - стимулирование подчиненных к сообщению о проблемах, не позволяющих им работать без брака; - общественное признание тех, кто достигает поставленных целей и отлично выполняет работу; - организация Советов качества, состоящих из профессионалов и руководителей коллективов, которые будут регулярно общаться друг с другом; - неоднократное повторение пунктов 1-13, так как процесс совершенствования качества бесконечен. Анализ общих черт в приведенных выше подходах позволил Джону Рэббиту и Питеру Бергху выделить семь факторов всеобщего качества: 1) ориентация на потребителя; 2) ориентация на процесс и его результаты; 3) управление участием в работе и ответственностью; 4) непрерывное совершенствование; 5) проблемы, зависящие от рабочих, должны составлять не более 20%; 6) проведение измерений; 7) командная организация работ по улучшению качества. Многие из перечисленных выше принципов (в первую очередь, 14 принципов Деминга) легли в основу современной концепции менеджмента качества TQM. На рубеже 1970-1980-х годов к специалистам пришло понимание универсальности основных принципов менеджмента качества, приемлемых для организаций любой отраслевой принадлежности и вне зависимости от того, в какой стране они находятся. Единственным необходимым условием их применения было наличие в стране рыночной экономики. В 1980-е годы окончательно сформировалась философия TQM. Международной организацией по стандартизации (ИСО) было разработано семейство международных стандартов на системы качества ИСО-9000. Именно сертификация системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО-9000 является одним из начальных этапов внедрения методологии TQM в практическую деятельность любой организации. ? 1.2. Сущность, цели и принципы Всеобщего управления качеством (ТQM) Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, Всеобщее управление качеством, давно и широко используется в ряде промышленно-развитых стран для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг TQM – это новая система принципов, инструментов и методов организации работ, обеспечивающих такой уровень управления организацией, который бы позволил добиться потребительского удовлетворения в стремительно изменяющихся условиях глобальной экономики . Total Quality Management – философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград организациям, достигшим высшего качества производимой продукции. Главная идея TQM состоит в том, что организация должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих: - качества продукции, - качества организации процессов, - уровня квалификации персонала, что позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется следующими категориями: - степень реализации требований клиентов; - значения финансовых показателей компании; - уровень удовлетворенности служащих компании своей работой Принцип действия TQM можно сравнить с удержанием мяча на наклонной плоскости. Для того чтобы мяч не скатывался, его нужно либо подпирать снизу, либо тянуть сверху. TQM включает 2 механизма: Quality Assurance (QA) – обеспечение качества – поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги. Quality Improvements (QI) – повышение качества – предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий. Основные этапы развития системы TQM представлены на рис. 1. Рис. 1. Основные этапы развития системы TQM Идеология TQM доступно изложена в статье известного канадского специалиста по качеству Джоржа Лазло. Основные составляющие TQM: - TQC - Всеобщее управление качеством; - QA - Обеспечение качества; - Qpolicy - Политика качества; - QPIanning - Планирование качества; - QI- Улучшение качества. - TQM - новая философия бизнеса «Всеобъемлющее управление качеством» – современная концепция, которая вобрала в себя множество уже известных методов организации работ, принципов увеличения комплексной производительности (т. е. не только производительности труда) и мероприятий по совершенствованию организационных процессов. К основным составляющим TQM относятся: - философские аспекты; - система менеджмента; - методология TQM . Философские аспекты TQM объединены в три группы: 1.Аспекты качества: - удовлетворение требований внешних и внутренних потребителей; - обеспечение в организации качества процессов и качества менеджмента; 2. Аспекты менеджмента: - применение цикла Э. Деминга; - базирование решений на фактах; - использование инноваций в стратегическом планировании и прогнозировании производства; 3. Аспекты гуманизма: - вовлечение персонала в деятельность по TQM; - самооценка деятельности. Система менеджмента объединяет следующие подсистемы: - подсистему топ-менеджмента: - лидерство; - видение развития организации; - разработку стратегии развития организации; - подсистему управления; - подсистему обеспечения качества; - подсистему управления персоналом; - информационную подсистему. Методология TQM объединяет два направления: - методы решения проблем качества; - методы управления качеством Система TQM призвана развивать успех организации по следующим направлениям: - всесторонний учет потребительских требований; - снижение количества нареканий со стороны потребителей; - сохранение постоянной клиентуры; - привлечение новых потребителей; - повышение эффективности организационных процессов; - снижение затрат за счет уменьшения потерь; - повышение прибыльности; - захват большей рыночной доли; - поддержание конкурентного преимущества; - ориентация на персонал. Итак, TQM – это новая система принципов, инструментов и методов организации работ, обеспечивающих такой уровень управления организацией, который бы позволил добиться потребительского удовлетворения в стремительно изменяющихся условиях глобальной экономики .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Торговое дело, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Торговое дело, 90 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg