Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Административно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации

irina_krut2020 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, связанные с осуществлением функций государственного управления в инвестиционной сфере, возникающих на основе Конституции Российской Федерации , федеральных конституционных законов Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Предметом выпускной квалификационной работы являются основные тенденции в реализации механизма административно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Цель выпускной квалификационной работы выступает анализ правовых аспектов деятельности органов государственной власти в сфере допуска прямых иностранных инвестиций, в сфере привлечения инвестиций в форме цифровых активов, а также формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию административно-правовых норм в указанных сферах общественных отношений. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач: - раскрыть подходы к понятиям цели, задач, результатов государственного управления в инвестиционной сфере с учетом сложившихся принципов управления; - выявить сущность инвестиций и инвестиционной деятельности, особенности их административно-правового регулирования, исследовать их правовую природу; - исследовать содержание, основные механизмы и реализацию административно-правового регулирования инвестиционной деятельности; - проанализировать динамику развития правовых основ допуска иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации, выявив основные проблемы и предложив направления по совершенствованию административно-правовых норм и механизмов допуска прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации - проанализировать современное состояние механизма административно-правового регулирования инвестиционной деятельности в цифровой экономике современной России, выявив основные проблемы и предложив направления по развитию механизма административно-правового регулирования деятельности по инвестированию в форме цифровых активов. Методологическую основу выпускной квалификационной работы составил системный подход, формально-юридический, сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов различной юридической силы, судебной практики. Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что предложенные нами выводы дополняют сложившееся в юридической науке представление о правовом режиме допуска иностранного инвестора в экономику Российской Федерации, а также инвестиций, осуществляемые в форме цифровых активов. Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что предложения и рекомендации, направленные на совершенствование использования процедуры допуска в стратегические отрасли Российской Федерации, на развитие института лицензирования организаторов криптобирж, могут быть использованы при подготовке и совершенствовании административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере допуска иностранного инвестора на отечественный рынок и в сфере привлечения инвестиций в форме цифровых активов. Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Проблемные положения настоящего изложены в двух научных статьях: Хамидуллин У.С. Теоретические основы государственного управления в сфере инвестиций // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 20(64). URL: https://sibac.info/journal/student/64/143503; Хамидуллин У.С. Развитие института административно-правового регулирования инвестиционной деятельности в цифровой экономике современной России // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 22(66). URL: https://sibac.info/journal/student/66/145787. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Одним из важнейших факторов развития современной экономики является рост инвестиций. Во многих отечественных и зарубежных исследованиях отмечается, что инвестиции способствуют передаче новейших технологий и оборудования, инноваций, управленческого опыта, введению новых стандартов качества продукции, созданию новых рабочих мест и повышению международной конкурентоспособности. Инвестиции являются одним из стимуляторов экономического роста в условиях рыночного типа экономики. Посредством инвестиционной деятельности осуществляется «перетекание» капитала из сфер невысокой рентабельности в сферы более высокой рентабельности В Российской Федерации, обладающей богатыми природными ресурсами, достаточно развитой экономической системой, также имеется особый правовой режим допуска иностранных инвестиций в хозяйствующие субъекты, осуществляющие стратегические виды деятельности, особо значимые для обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В последнее время принимается множество нормативных и правовых актов, направленных на регулирование отношений в сфере допуска прямых иностранных инвестиции на отечественный рынок. Так, в целях защиты национальных интересов в инвестиционной сфере и создания понятных и прозрачных механизмов участия иностранных инвесторов в стратегических отраслях был принят Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее по тексту – Федеральный закон №57-ФЗ) , внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) , устанавливающие административную ответственность за правонарушения в рассматриваемой сфере, сформирована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и т.д. Вместе с тем, существует и ряд проблем правового регулирования допуска прямых иностранных инвестиций, в частности, расширенный перечень стратегических видов деятельности, охватывающий практически половину экономики, отсутствие ясности и понятности правил и норм, устанавливающих критерии отнесения хозяйствующих субъектов к стратегическим, недостаточная оптимальность административной процедуры предварительного согласования, что влечет к значительным издержкам органов государственной власти и т.д. Все это требует поиска более совершенных административно-правовых механизмов, направленных как на формирование предсказуемого и прозрачного делового климата для иностранных инвесторов, так и на оптимизацию имеющихся механизмов контроля прямых иностранных инвестиций в сферах деятельности, неразрывно связанных с обороной и безопасностью государства, требующих введения понятных правил, норм и административных процедур в части одобрения, предварительного согласования тех или иных иностранных инвестиционных вложений. В рамках тотальной цифровизации экономика обретает новые инструменты, что требует разработки соответствующих правовых конструкций для их оформления. Инвестиционная сфера становится тем полигоном, на котором происходят первые эксперименты: криптовалюты становятся объектом вложений, а краудфандинг и ICO - методами привлечения финансирования. Глобальная трансформация в экономике повышает роль использования в обороте финансовых инструментов, отличных от национальной валюты, ценных бумаг, коим являются цифровые (виртуальные) валюты, криптовалюты, токены и иные цифровые активы. Децентрализованность эмиссий, анонимность транзакций, ограниченность в количестве, фактическое нивелирование государства как регулятора инвестиционной деятельности – темная сторона медали тенденции появления в обращении токенов, выступающие в качестве объекта инвестирования. Исходя из того, что организация инвестиционной деятельности является приоритетной сферой интересов государства, которое посредством публично-правового метода воздействия реализует инвестиционную политику в интересах государства, общества, личности вопрос регламентации и выработка механизма административно-правового регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемая в «цифровой» экономике России, становиться все более актуальным. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности избранной темы настоящей квалификационной работ и обусловили ее выбор. Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Теоретико-методологическую основу настоящей магистерской диссертации составили работы отечественных ученых таких как, И.Н. Барциц, Д.Н. Бахрах, В.В. Витрянский, В.Г. Вишняков, Е.Ю. Грачева, Е.П. Губин, А.Ф. Ноздрачев, В.А. Прокошин, Т.С. Румянцев, И. В. Ситковский, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Г.П. Толстопятенко, О.И. Чистяков, Е.В. Терехова и др. Общие вопросы правового регулирования прямых иностранных инвестиций рассмотрены в трудах отечественных ученых (А.Г. Богатырев, М.М Богуславский, А.В. Ведерников, А.П. Киреев, С.Н. Шишкин и др.). При этом исследованию административно-правовых проблем допуска иностранных инвесторов, в том числе, в стратегические российской отрасли экономики посвящены работы А.С. Ворожевича, М.Г. Дораева, Н.Г. Дорониной, А.Н. Мамая, А.А. Мироненко, Ю.И. Монастырской, А.В. Пушкина, А.С. Тедтоева, И.З. Фархутдинова, С.Н. Шишкина и т.д. Вопросы правового регулирования обращения токенов, криптовалют и иных цифровых активов в трудах таких авторов, как Д.В. Федоров, В.А. Вайпан, М.А. Егорова, А.Д. Левашенко, И.С. Ермохин, А.А. Коваль и т.д. В данных исследованиях рассмотрены различные аспекты правового регулирования сферы инвестиций, в том числе вопросы допуска иностранного капитала на национальные рынки и правового регулирования токенов и криптовалют. Вместе с тем международная обстановка, наличие внешних неблагоприятных факторов и угроз, а также сложившиеся экономические реалии ставят вопросы переосмысления государственной инвестиционной политики, в том числе, связанные с адаптацией механизма административно-правового регулирования инвестиционной деятельности к новым условиям социально-экономического развития.
Содержание

Введение 1 Содержание административно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации 1.1 Теоретические основы государственного управления в сфере инвестиций 1.2 Инвестиционная деятельность как объект административно-правового регулирования 1.3 Механизм административно-правового регулирования инвестиционной деятельности 2 Актуальные вопросы совершенствования механизма административно - правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации 2.1 Совершенствование института административно-правового регулирования допуска прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации 2.2 Развитие института административно-правового Регулирования инвестиционной деятельности в цифровой экономике современной России Заключение Список использованных источников и литературы
Список литературы

I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1. 3. Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 18 ст. 1940. 4. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 1999 г., № 28, ст. 3493. 5. Федеральный закон от 29 апреля 2008 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 18 ст. 1941 6. Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 47 ст. 6612. 7. Федеральный закон от 7 июня 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434 8. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. № 50 ст. 7346. 9. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 45 ст. 6153. 10. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. № 1 (часть I) ст. 44. 11. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3018. 12. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-I «О недрах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 16 апреля 1992 13. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 6 декабря 1990 г. № 27 ст. 357 14. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // «Российская газета» от 12 января 1993 г. № 6. 15. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях // «Российская газета » от 7 апреля 1998 г. 16. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 февраля 2007 г. № 7 ст. 834. 17. Постановление Правительства РФ от 6 июля 2008 г. № 510 № «О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 28, ст. 3382 18. Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 838 «Об утверждении Правил осуществления предварительного согласования сделок и согласования установления контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 октября 2009 г. № 43 ст. 5087. 19. Постановление Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 795 «Об утверждении Правил представления иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, информации о совершении сделок с акциями (долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сделок, иных действий, подлежащих предварительному согласованию» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 ноября 2008 г. № 44 ст. 5097. 20. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 1273-р «О перечне технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 31 ст. 4403 21. Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 января 2016 г. № 1 (часть II) ст. 212. 22. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» // Российская газета - Федеральный выпуск № 4912 (88). II. Материалы практики 1. Постановление ФАС Московского округа от 26.05.2016 № КГ-А40/1666-16 по делу № А40-59081/15-83-445 // Вестник Арбитражного Суда Московского Округа, № 4, 2017. 2. Постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2017 № КГ-А40/17997-17 по делу Дело № А40-40521/17-22-354 // Вестник Арбитражного Суда Московского Округа, № 7, 2017. 3. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2010 г. по делу N А32-8606/2006-21/136 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». III. Специальная литература 1. Агрба З.Т. Система обеспечения инвестиционной безопасности в Российской Федерации в современных условиях // Государственная служба. 2015. № 2. С. 12 – 24. 2. Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е.В. и др. Большой экономический словарь : словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Институт новой экономики, 1999. 712 с. 3. Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2002. 752 с. 4. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть 1. Сущность и основные институты административного права: учеб. М. : Теис, 1995. 455 с. 5. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М. : Волтерс Клувер, 2007. 102 с. 6. Бабина К.И., Тарасенко Г.В. Проблемы правового регулирования криптовалюты в российском законодательстве // Право и экономика. 2018. № 1. С. 26 - 29. 7. Беликова К.М., Габов А.В., Гаврилов Д.А. и др. Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве : моногр. / отв. ред. М.А. Егорова. М. : Юстицинформ, 2015. 237 с. 8. Белых В.С., Берсункаев Г.Э., Виниченко С.И. Предпринимательское право России: учеб. / отв. ред. В.С. Белых. М. : Проспект, 2009. 501 с. 9. Богатырев А.Г. Правовое регулирование инвестиционных отношений в Российской Федерации : моногр. М. : Эксмо, 1998. 321 с. 10. Богуславский М. М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование : моногр. М. : «Экономика», 2001. 212 с. 11. Братановский С.Н. Роль и пределы государственного регулирования организации и деятельности потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 2001. № 8. С. 35 – 40. 12. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2018. № 1. С. 12 - 17. 13. Вайпан В.А., Егорова М.А. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики : моногр. М. : «Юстицинформ», 2019. 245 с. 14. Вердиян Г.В. Добросовестность в системе принципов гражданского права и основных начал гражданского законодательства // Российская юстиция. 2012. № 11. С. 7 - 13. 15. Великомыслов Ю.Я. Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями : моногр. М. : ALLPRAVO, 2005. 320 с. 16. Государственное управление: основы теории и организации: учеб.: в 2 т. / под ред. В.А. Козбаненко. 2-е изд., с изм. и доп. М. : Статут, 2002. Т. 2. 550 с. 17. Губин Е.П. Правовые проблемы государственного регулирования рыночной экономики и предпринимательства: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005. 167 с. 18. Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право : учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Эксмо, 2009. 345 с. 19. Дмитриева Г.К., Викторова Н.Н. Суверенитет государства в контексте привлечения иностранных инвестиций // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 26-38. 20. Долгиева М.М. Криптовалюта в вопросах судебной практики // Современное право. 2018. № 12. С. 4 – 11. 21. Дораев М. Г. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики (правовые основы) : моногр. М. : Инфотропик Медиа, 2012. 224 с. 22. Дораев М. Г. Допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики как средство государственного регулирования инвестиционной деятельности // «Предпринимательское право». Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013. № 1. С. 23 – 30. 23. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Международное частное право и инвестиции: моногр. М. : «КОНТРАКТ», 2012. 322 с. 24. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование : моногр. М. : Юнити – Дана, 2012. 143 с. 25. Комягин Д.Л. К вопросу о классификации бюджетных расходов // Реформы и право. 2010. № 3. С. 11 – 20. 26. Кучеров И.И. Криптовалюта как правовая категория // Финансовое право. 2018. № 5. С. 10 – 17. 27. Левашенко А.Д. Концепция развития криптоэкономики в России // Предпринимательское право. Приложение «Право и бизнес». 2018. № 1. С. 1 –7. 28. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития : моногр. М. : ЛИБРОКОМ, 2014. 303 с. 29. Макарчук Н.В. Публично-правовые ограничения как основание для определения криптовалют // Право и экономика. 2018. № 1. С. 22 - 25. 30. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика : учеб. : пер. с англ. 19 изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2018. 634 с. 31. Максуров А.А. Криптовалюта как экономико-правовая категория // Современное право. 2018. № 9. С. 68 – 71. 32. Максуров А.А. Общее понятие о майнинге как экономико-юридической технологии // Право и экономика. 2018. № 3. С. 41 - 46. 33. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : моногр. М. : Юристъ, 2004. 630 с. 34. Монастырская Ю.И. Значение критерия контроля при определении национальности юридического лица // Журнал российского права. 2011. № 4 С. 114 – 121. 35. Морозоваяя Л.А. Теория государства и права : моногр. М. : Норма, 2005. 278 с. 36. Муравьев Б.В. Инвестиционные обязательства в строительстве // Юрист. 2001. № 2. С. 46 – 55. 37. Нарышкин С. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 2010. № 5. С. 16 – 25. 38. Павликов, С.Г., Москаленко И.В., Зимин А.Е. О развитии инвестиционной деятельности // Современный юрист. 2016. № 2. С. 12 – 18. 39. Пратьков Д.Ю. Виды инвестиций // Законодательство и экономика. 2014. № 4. С. 67 – 70. 40. Пушкин А. Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации : моногр. М. : Альпина Паблишер, 2012. 150 с. 41. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь : словарь. М. : ИНФРА-М, 2017. 670 с. 42. Рыцев К.О. Административно-правовое регулирование допуска прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации : дис. … канд. юрид. наук. М., 2016. 168 с. 43. Рыцев К.О. Особенности правового регулирования прямых иностранных инвестиций в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 2 (37). С. 92 – 97. 44. Серебрякова Т.А. Регулирование инвестиционной деятельности: финансово-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 156 с. 45. Старилов Ю.Н., Давыдов К.В. Административный договор в системе государственного управления: назначение, правовые условия, виды // Административное право и процесс. 2013. № 5. С. 12-16. 46. Столярский А., Самойлов Е. Использование закона о стратегических отраслях в корпоративных спорах // Корпоративный юрист. 2010. № 10. С. 49 –53. 47. Тен А.Л. Содержание административно-правового регулирования экономических отношений в переходный период : дис…. канд. юр. наук. М., 1998. 149 с. 48. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. М. : Наука, 2001. 1120 с. 49. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учеб. пособие. М. : Волтерс Клувер, 2006. 221 с. 50. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: учеб. М. : Проспект, 2010. 129 с. 51. Фархутдинов И. З. Доступ и защита иностранных инвестиций в международном праве // Журнал российского права. 2005. № 2. С. 11 – 20. 51. Федоров Д.В. Токены, криптовалюта и смарт-контракты в отечественных законопроектах с позиции иностранного опыта // Вестник гражданского права. 2018. № 2. С. 30 – 74. 52. Харитонова Ю.С. Государственное управление в инвестиционной сфере // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2017. № 3. С. 23 – 32. 53. Целовальникова И.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности: моногр. М. : Юридический институт МИИТа. 2013. 189 с. 54. Черевик Е.Д. Инвестиционный процесс в развивающихся странах: моногр. М. : Наука, 1988. 250 с. 55. Чикулаев Р.В. Высокорисковые (венчурные) инвестиции в системе правового регулирования финансовых инструментов // Юрист. 2013. № 7. С. 44 – 53. 56. Шарп У.Ф., Александр Г.Д., Бейли Д.В. Инвестиции : учеб. М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016. 340 с. 57. Шишкин С.Н. Государственное регулирование экономики: Предпринимательско - правовой аспект : моногр. М. : Эксмо, 2011 г. 145 с. 58. Экономическая безопасность России. Общий курс: учеб. под ред. В. К. Сенчагова. М. : «Бином. Лаборатория знаний», 2012. 345 с.
Отрывок из работы

1 Содержание административно-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации 1.1 Теоретические основы государственного регулирования в сфере инвестиций Одним из стимуляторов экономического роста в условиях рыночного типа экономики являются инвестиции. Посредством инвестиционной деятельности осуществляется «перетекание» капитала из сфер невысокой рентабельности в сферы более высокой рентабельности . Инвестиционный рынок многогранен и неоднороден постольку, поскольку включает в себя как национальные, так и международные инвестиции, как государственные, так и частные инвестиции, как собственные, так и заемные средства. Несмотря на это рынок инвестиций и инвестиционная деятельность в целом представляет собой целостный объект правового регулирования. Государственное регулирование инвестиционной деятельности должно носить комплексный характер, учитывать и принимать во внимание все его аспекты и строиться на сочетании частных и публичных интересов. Инвесторы, будучи основными субъектами инвестиционного процесса, свободны в выборе объектов инвестирования, соответственно, инвестиции могут вкладываться в любые сферы деятельности, не запрещенные законодательством. Одновременно государство заинтересовано в перераспределении инвестиционных ресурсов с целью их вложения в приоритетные сферы экономики. Более того, государство преследует цель защиты национальной безопасности, что детерминирует необходимость ограничений иностранных инвестиций в некоторых стратегически важных отраслях экономики, в том числе в банковской и страховой сфере. Как справедливо отмечает Е.П. Губин: «объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений основывается на несостоятельности и неполноте рынка в производстве общественных товаров (национальная система образования, система здравоохранения, оборона государства, система охраны окружающей среды, создание и поддержание правопорядка в обществе и экономике), что и является основным побудительным мотивом в деятельности государства в сфере экономики» . Таким образом, в случае, если государство не будет различными правовыми средствами стимулировать вложение частных инвестиций в социальную сферу, то такая сфера будет вынуждена всегда финансироваться исключительно за счет бюджетных средств. Вышеуказанные факторы обусловливают необходимость государственного регулирования рынка инвестиций. Поэтому вопрос выстраивания продуманной основы государственного регулирования инвестиционной деятельности становиться наиболее актуальным. Решение сугубо практической, на первый взгляд, проблемы невозможна без постижения ее «эзотерической» части, без анализа ее теоретической основы, без разработки понятийно-категориального аппарата. Для этих целей необходимо проанализировать основные подходы и методы государственного управления в сфере инвестиций, раскрыть понятие государственного управления, обозначить цели, задачи и результаты государственного управления в сфере инвестиций. В экономической науке принято выделять несколько структурных уровней государственного управления: институциональный уровень, административный уровень и технологический уровень. На институциональном или «стержневом» уровне устанавливается государственная политика в сфере инвестиций, ее направления и главные задачи. На административном или управленческом уровне инвестиционная деятельность подвергается анализу и декомпозируется на различные организационно-управленческие компоненты: контроль, руководство, организацию, планирование и т.д. И наконец, на технологическом уровне осуществляется прямое удовлетворение общественных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество . Руководствуясь приведенными постулатами экономической теории, попробуем определить основы правового регулирования государственного управления в сфере инвестиций. Согласно нормам Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» государственное управление - деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Целью социально-экономического развития является достижение такого состояния экономики, социальной сферы, которое для субъектов стратегического планирования станет ориентиром своей деятельности, характеризуемое количественными и (или) качественными показателями. Вместе с тем под задачей социально-экономического развития понимается комплекс скоординированных мероприятий, направленных на достижение целей социально-экономического развития. Хотелось бы провести соотношение понятий «управление» и «регулирование». В науке не делается разницы между этими понятиями постольку, поскольку доминирует позиция о тождественности этих понятий. Однако, на наш взгляд, это не вполне корректно. В специальной научной литературе об управлении экономическими ресурсами постоянно встречаются и широко используются термины «государственно управление» и «государственное регулировании». В российских исследованиях, посвященных управлению в сферах экономики, политики, а также в социальной сфере, категория «регулирование» выступает во взаимосвязи с таким явлением как государственное регулирование экономики. Вместе с тем ни научные источники, ни словари не содержат четких разъяснений относительно семантических различий дефиниций «регулирование» и «управление». По мнению В.С. Белых: «государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих полномочных государственных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений» . Справедливо отмечает С.Н. Братановский: «…между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению, так как регулирование - непременный элемент государственной управленческой деятельности, одна из ее функций. Управляя, государство регулирует, а регулируя – управляет» . На наш взгляд, следует согласиться с точкой зрения М.А. Егоровой: «соотношение категорий «регулирование» и «управление» совершенно иное, и их дифференциация должна базироваться не столько на анализе элементного состава регулирования, сколько на процессе взаимодействия составных элементов регулирования» . В этой связи необходимо провести различие между близкими по смыслу вышеупомянутыми понятиями в их приложении к экономическим процессам. Представляется, что категория «управление» носит более общий характер, нежели категория «регулирование», которая является лишь составной частью наиболее общего понятия. Иначе говоря, регулирование следует рассматривать как частный случай управления. Подобный подход отводит регулированию роль выполнения исключительно части функций управления, дополняя собственно управленческие функции, такие как стратегическое целеполагание, планирование, программирование и др. Вышеизложенное утверждение справедливо относится как к управлению и регулированию в целом, вне зависимости от области, субъектов и объектов управления, так и к государственному управлению и регулированию. Управление в сфере инвестиций определяет вектор развития, траекторию движения, в то время как регулирование в этой сфере направлено только на изменение, уточнение, коррекцию плановой, программной траектории в соответствии со складывающимися условиями, дополнительными требованиями, особыми государственными интересами. Например, в условиях экономической необходимости в законодательстве было введено понятие территорий опережающего развития и разработан соответствующий режим для инвестиций на подобных территориях. Территориальное развитие определяется как «особый режим функционирования регионального системы, ориентированный на положительную динамику параметров качества и уровня жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным воспроизводством социального, экономического, ресурсного и экологического потенциалов территорий» . Необходимо остановится на некоторых из названных составляющих управленческой деятельности в сфере инвестиций. Государство осуществляет регулирование инвестиционной процесса через систему федеральных органов общей и специальной юрисдикции в пределах их компетенции, а также органами субъектов Российской Федерации. Так, Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» к полномочиям Правительства Российской Федерации относит разработку и реализацию финансовой и инвестиционной политики государства (ст. 14), формирование и реализация государственных целевых программ (ст. 13), стимулирующих приток инвестиций в наиболее важные отрасли экономики, принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг (ст. 15), управление внешним и внутренним государственным долгом (ст. 15). В части не противоречащей Конституции Российской Федерации, вышеуказанному Федеральному конституционному закону, федеральным законам Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ вправе передавать им осуществление части своих полномочий. Важное место в разработке и реализации инвестиционной стратегии занимают федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции, такие как Министерство экономического развития Российской Федерации, Банк России, Министерство финансов Российской Федерации и т.д. Помимо делегированных Правительством Российской Федерации полномочий субъекты Российской Федерации имеют собственные регулятивные функции в области правового регулирования инвестиционной деятельности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации осуществляют регулирование путем принятия законов и иных нормативных правовых актов. Право регулирования инвестиционной деятельности органами местного самоуправления на территории соответствующих административно-территориальных единиц закреплено в ст. 19Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее по тексту – Закон о капитальных вложениях). Управление в инвестиционной сфере подчиняется определенным принципам. Таковыми принципами являются принцип недопустимости распространения закона, ухудшающего положение инвестора; принцип результативности и эффективности, принцип реалистичности, принцип измеряемости инвестиционных целей; принцип взаимовыгодности инвестиций; принцип плановости. Вышеуказанные принципы иногда причисляют к принципам инвестиционного права, однако, как представляется, в данном случае речь идет именно о принципах государственного управления в сфере инвестиций, устанавливающих основы для механизмов выработки, принятия и реализации решений, контроля за их выполнением, достигаемыми результатами. С точки зрения теории государственного управления выделяют самостоятельный принцип государственного регулирования, который фигурирует наравне с принципами законности, свободы договора в инвестиционной сфере и др. В соответствии с этим принципом организация инвестиционной деятельности является приоритетной сферой интересов государства, которое с помощью публично-правового метода воздействия воплощает инвестиционную политику в интересах государства, общества, личности . Государство посредством механизма правового регулирования инвестиционной деятельности осуществляет развитие и стимулирование основных направлений инвестирования. В экономической и юридической литературе выделяются различные методы (виды, способы) государственного регулирования, например, прямые, активные, директивные, косвенные, пассивные, экономические. Опираясь на общее понимание термина «метод», можно определить метод государственного регулирования инвестиционной деятельности как совокупность приемов, способов, посредством которых государство воздействует на участников инвестиционных отношений. Первая группа, которую условно назовем прямыми методами, предполагает непосредственное воздействие на участников инвестиционной деятельности. Непосредственное воздействие, как правило, реализуется посредством административных мер и способов воздействия. К ним относятся: процедура выбора инвестора, регистрация, лицензирование, ликвидация субъектов инвестиционной деятельности, установление запретов и ограничений в области инвестиционной деятельности, разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, проведение экспертизы инвестиционных проектов . Вторая группа, которую условно назовем косвенными методами, представляет собой экономические средства воздействия на регулируемые отношения, т.е. создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности. В данную группу входят следующие средства: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, планирование, прогнозирование, инвестиционная политика, предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и т.д . Экономические средства прежде всего ориентированы на создание условий, влияющих на мотивацию должного поведения субъектов, создание различных экономических стимулов. Очевидно, что перечисленные выше методы государственного регулирования имеют единые цели и задачи и всегда должны облекаться в соответствующую правовую форму. В связи с этим основная задача любого современного государства заключается в формировании адекватной правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности, поскольку любые средства (административные или экономические) не могут быть применены вне правовой формы их существования. Поэтому основой в области государственного регулирования является нормативное регулирование. В завершение представляется возможным подвести следующие итоги и обобщить некоторые выводы. Во-первых, категория «управление» носит более общий характер, чем категория «регулирование», и включает ее в качестве своей составной части. Иначе говоря, регулирование следует рассматривать как частный случай управления. При таком подходе регулированию отводится роль выполнения только части функций управления, дополняющих собственно управленческие функции, такие как планирование, программирование, стратегическое целеполагание и др. Во-вторых, в сфере инвестиций государственное управление можно определить как деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере привлечения инвестиций, но с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями. Под этим предлагается понимать формирование благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций, как иностранных, так и с внутреннего рынка. Цель социально-экономического развития - улучшение состояния экономики с помощью привлечения инвестиций, которое определяется участниками инвестиционного планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями привлеченных инвестиций. Целями управления в инвестиционной сфере будут цели инвестиционной политики: создание благоприятных условий для привлечения и использования в экономике инвестиций, дополнительных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, а также обеспечение условий для импортозамещения и увеличения налоговой базы. Задача социально-экономического развития - комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей по привлечению инвестиций. В-третьих, совокупность приемов и способов, с помощью которых государство воздействует на участников инвестиционных отношений можно разделить на две группы: непосредственные (административно-правовые меры воздействия) и косвенные методы. 1.2. Инвестиционная деятельность как объект административно-правового регулирования Процесс государственного регулирования представляет собой совокупность действий, направленных на установление, изменение или прекращение определенных управленческих отношений, складывающихся между участниками государственного управления. Регулирование является одной из основных форм управления. По мнению профессора Козлова Ю.М., понятия «регулирование» и «управление» имеют основное различие в том, что государственное управление традиционно связывают с наличием у его субъектов подчиненных объектов, государственное регулирование – с воздействием на неподчиненные объекты. Это положение в значительной степени условно, ибо управляя – государство регулирует, а регулируя - управляет . Административно-правовое регулирование в качестве разновидности государственного регулирования есть «механизм императивно-нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования» . Регулирование осуществляется посредством управляющего воздействия субъекта управления (команды) на объект управления и получения информации о выполнении (обратной связи) от последнего. Вид и характер субъекта и объекта регулирования детерминирует интенсивность команд и обратной связи. Вопрос баланса и дифференцированного подхода в оказании воздействия на управляемый объект управляющим субъектом особенно актуален в современных реалиях рыночной экономики. В этой связи необходимо провести предметный анализ объекта государственного регулирования - таковым в нашем исследовании является инвестиционная деятельность в Российской Федерации. Важным шагом к созданию комплексного правового регулирования инвестиционных отношений является определение экономической категории «инвестиции» на законодательном уровне, закрепление ее в качестве правовой категории. Несмотря на то, что роль и значение правовых понятий для юридической науки и для законотворческой практики до конца не определены и остаются актуальной задачей для многих научных исследований , представляется необходимым относиться к точности и достаточности правовых дефиниций с большей степенью критичности, системно анализируя последние. Это относится и к термину «инвестиции», коннотация которого в настоящее время распространяется на практически все возмездные договоры. Используемый во многих иностранных правопорядках термин «инвестиции» происходит от английского investments и немецкого investition, которые производны от латинского глагола investiere - облачать, что предполагает необходимость принимать во внимание многие нюансы при анализе понятия данной категории. При этом нельзя не отметить, что ряд авторов более упрощенно подходят к объяснению закрепившейся терминологии - следование семантическому смыслу латинского invest - вкладывать , что по сути неправильно. Инвестиции - более сложная категория, чем просто объект гражданских прав и обоснованно воспринимаются рядом авторов как концепция , включающая в себя множественность общественных отношений. Учитывая, что указанная категория является прежде всего экономической, а право, являющееся надстройкой, выражающей экономические общественные отношения в государстве, призвано юридически оформлять такие отношения, в том числе путем адекватной оценки различных экономических понятий , необходимо при регулировании правового режима инвестиций отталкиваться от их сущностного экономического содержания. Ученые-экономисты не едины в видении данной категории и вкладывают в ее дефиницию свое субъективное восприятие. Так, в широком смысле инвестиции некоторыми авторами воспринимаются как все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода . Экономические словари определяют инвестиции как долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли народного хозяйства (отрасли зарубежной или национальной экономики) как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли . Для ограниченных бизнесом отношений инвестиции рассматриваются как расходы на создание, развитие, реконструкцию или технологическое перевооружение основного или оборотного капитала , что аналогично затратам на производство и аккумулирование средств производства и увеличение материальных запасов . Несмотря на то, что экономисты допускают, что в широком смысле получение прибыли может не являться основным мотивом вложения средств, экономическая наука рассматривает в основном те инвестиции, которые ориентированы на извлечение прибыли. В отличие от имущественного подхода к инвестициям существует их определение через процесс оборота. Так, Е.Д. Черевик воспринимает инвестиции как процесс затрат труда и имущества, как расходование средств на предметы и средства труда, вложение в производство материальных и духовных благ, в предприятие. И этот процесс непрерывный и многократно повторяющийся . Отсюда следует, что не во всем правы авторы, считающие присущим для экономической науки тождество понятий «капиталовложения» и «инвестиции», притом что, как всякие общенаучные понятия, последние не являются полными и исчерпывающими . Инвестиции и инвестиционная деятельность в процессе развития экономики в разных странах воспринимались их правопорядками по-разному. Российские ученые-правоведы также не пришли к единому мнению относительно определения «инвестиций» как экономико-правовой категории и их концепции коррелируют с выводами экономистов, о которых мы говорили ранее. Так, по мнению Б.В. Муравьева, в правовой науке преобладают две самостоятельные позиции относительно того, что считать главным или существенным признаком инвестиций. Если одна группа ученых придерживается объектного подхода, в основе которого лежит право собственности или иное вещное право, то другая - относит к главному признаку инвестиций деятельность самого инвестора, т.е. здесь можно говорить о деятельностном подходе . Т.А. Серебрякова рассматривает инвестиции как имущество, правовой режим которого имеет определенную государственную защиту (гарантии, привилегии и иммунитеты) . В свою очередь, В.В. Гущин и А.А. Овчинников считают, что под инвестициями следует понимать действия инвесторов по распоряжению принадлежащими им объектами гражданских прав . Инвестиции описываются через отношения по предоставлению и использованию материальных и денежных средств, а также через способы капиталовложений в экономике, использовании доходов для увеличения основных фондов предприятия в промышленности, приобретении средств производства. Российское право дает легальное определение категории «инвестиции», однако, как нампредставляется, оно недостаточно полноценно и точно. В отличие от восприятия учеными категории «инвестиции» через объекты гражданских прав, действия, отношения, способы вложений капитала, где последний следует относить ко всему, что может приносить доход или ресурсы, законодатель в этом статусе закрепил исключительно объекты гражданских прав. Так, Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон об инвестиционной деятельности) определяет инвестиции через объекты гражданских прав (в том числе и неимущественных прав - интеллектуальные права и приравненные к ним средства индивидуализации), имеющих денежную оценку, вложенные в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Через различные перечни объектов гражданских прав, вложенных в другие объекты, легально определяют инвестиции и иные федеральные законы , регулирующие исследуемые отношения. Некоторые авторы считают, что исключение составляет Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который попытался рассмотреть инвестиции (иностранные) в динамике отношений «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности», однако остановился, как и иные законы, на перечислении объектов гражданских прав. Данное утверждение вызывает сомнения, так как указанный Закон не дает определение инвестиционной деятельности, поэтому объединил в одной дефиниции понятия «иностранные инвестиции» и «деятельность иностранных инвесторов». Если разложить указанное определение на сами инвестиции и инвестиционную деятельность, то мы опять придем к перечислению объектов гражданских прав. Исходя из такого видения законодателем инвестиционных отношений, следует заметить, что они (инвестиции) воспринимаются слишком упрощенно, без учета той сущностной экономической базы, определяющей их место в экономике страны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 61 страница
1525 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 61 страница
1525 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg