Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Роль наставника в контексте готовности к созданию собственной семьи у современной молодежи

natati2016 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.02.2018
Подводя итог можно сказать, что главными социально-экономическими проблемами молодых семей являются недостаток отдель-ного благоустроенного жилья и нехватка материальных средств, для удовлетворения основных социальных, физиологических, и духовных потребностей. У современной молодежи формируется ориентация на бездетность. Молодые супруги, аргументирует это тем, что наибольших успехов в достижении высокого экономического и профессионального статуса в современной ситуации добиваются семьи без детей.
Введение

Семья всегда была и останется производственно-воспитательной основой государства, его фундаментом, на котором возводились все основные подстройки общества. Из благополучия и целостности семьи вытекает богатство и единство всего государства. Таким образом, семья является своеобразной лакмусовой бумагой, за которой пристально наблюдают педагоги, социологи, психологи, политологи и руководители любого государства. И это не удивительно. Ведь глядя на каждую отдельную семью, можно увидеть миниатюрную картину тех же противоречий и противоположностей, в которых движется общество. В свою очередь и социально-политические условия влияют на развитие семьи. Семья как малая социальная группа поставлена сегодня в тяжелые социально-экономические условия, разрушающие моральные, материальные и нравственные устои. Она больше, чем любая другая социальная группа, участвует в передаче новому поколению трудовых навыков, духовных ценностей, преемственности традиций. От того, чему научится ребенок в этой микроячейке общества, от того в какой атмосфере и условиях растет еще маленький человек, зависит какой вклад он внесет в общество будучи зрелым индивидом. Безусловно, нельзя оставлять проблемы молодой семьи без внимания. Также стоит подчеркнуть, что целью брака и семьи является рождение и воспитание детей. Общество, ни при каких обстоятельствах не может отказаться от воспитания и подготовки к жизни нового поколения. Значительный интерес для определения концептуальных основ нашего исследования имели научные подходы к проблеме семейного воспитания Н.Н. Авдеевой, Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, Е.П. Белозерцева, А.Ю. Гранкина, С.И. Голод, Э. Гидденса, A.C. Макаренко, В.М. Медкова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.Г. Харчева, И.А. Хоменко. Согласно классическому понятию, данному одним из ученых С.И. Голод, под семьей понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» [4, с. 118]. Другое определение семьи дает социолог А.Г. Харчев: «Семья - это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отно¬шениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [7, с. 86]. Цель - изучение особенностей психологической готовности современной молодежи к созданию собственной семьи. Объект исследования – социальная ситуация развития современной молодежи Предмет исследования – роль наставника в контексте готовности к созданию собственной семьи у современной молодёжи. Гипотеза – высокий уровень готовности к созданию собственной семьи у современной молодежи связан с преобладанием реального типа наставника, а низкий уровень готовности к созданию семьи связан с преобладанием идеального типа наставника.Задачи научного исследования: • Провести теоретический анализ проблемы готовности современной молодежи к созданию семьи в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.Проанализировать роль наставника в процессе становления готовности к созданию семьи у молодых людей. выявить в выборке испытуемых группы с низким, средним и высоким уровнем готовности к созданию собственной семьи) проверить гипотезу о том, что высокий уровень готовности к созданию собственной семьи у современной молодежи связан с преобладанием реального типа наставника, а низкий уровень готовности к созданию семьи связан с преобладанием идеального типа наставникаОсновные задействованные методы исследования, следующие: метод теоретического анализа, эмпирические методы сбора и математико-статистические методы обработки данных, Во время проведения исследования, нами были использованы следующие методики: опросник «Семантический дифференциал» (автор А.А. Калинина), методика ОСОН (Опросник субъективного образа наставника, автор Д.А. Красило). Выборка: 60 человек – студентов МГППУ. Нами были выбраны именно эти методики, так как благодаря методике ОСОН (Опросник субъективного образа наставника, автор Д.А. Красило), мы определили место наставника в процессе формирования в молодежи отношения к браку и семье; с помощью опросника «Семантический дифференциал» (автор А.А. Калинина) мы определили отношения современных студентов к браку и семье.
Содержание

Введение……………………………………………………………...………...5 Глава 1. Исследование «теоретического поля» проблемы готовности молодежи к созданию семьи ……………………………………...………………….8 1.1Проблемы молодой семьи в современной психологии…………………8 1.2 Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения ………………………………………………………………………………12 1.3 Проблема формирования позитивного семейного сценария у современной молодежи……………………………………………...……………….19 Глава 2. Роль наставника в контексте готовности к созданию собственной семьи у современной молодежи……………………………………………………..25 2.1 Подготовка молодежи к браку и семье в советской и постсоветской России …………………………………………………………………….…………..25 2.2 Влияние наставника на отношения современной молодежи к браку и семье ………………………………………………………………………………….31 Глава 3. Эмпирическое исследование готовности к созданию собственной семьи у современной молодежи …………………………………………………....37 3.1 Организация исследования……………………………………..….……37 3.2. Методы и методика проведения исследования………………………..40 3.3 Анализ и обсуждение результатов………………………………………42 3.4 Разработка программы по подготовке молодежи к созданию семьи…………………………………………………………………………………..49 Заключение……………………………………………………………………55 Список использованной литературы………………………………………..57
Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследование и проблема // Вестник московского университета, 2008. №5. - С. 23-29. 2. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. - 1987. - № 2. - С. 60-72. 3. Антонюк, Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами: Психологическое исследование // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. - 1993. - № 4. - С. 25-34. 4. Аргентова Л.В. Представления женщин из неполных родительских семей о лицах противоположного пола: Дис. на соиск. учен. степ. ...канд. психол. наук. Томск, 2007. 165 с. 5. Бережная А.М. Развитие представлений о брачном партнере у студенток педагогических вузов: Дис. на соиск. учен. степ. ...канд. психол. наук. Ставрополь, 2014. 191с. 6. Берн, Э. Супружеские игры // Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Общ. ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - С. 73-90. 7. Богданова, Л.П., Щукина, А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. - 2003. - №7. - С. 100-105. 8. Бурлачук, Л.Ф., Коростылева, Л.А. Психологические особенности лиц, испытывающих затруднения при вступлении в брак // Психологический журнал. - Т.16, № 3. - С. 137-145. 9. Бэндлер, Р., Гриндер, Дж., Сатир В. Семейная терапия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 160 с. 10. Верещагина А.В., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Духовные аспекты формирования национальной идентичности: социологический анализ угроз социальному здоровью и духовной безопасности России // Инженерный вестник Дона. 2015. № 3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2015/3195. 11. Вершинин В.С. Брачный возраст: конфликт природы и общества // Народное образование. 2003. №2. С. 190-195. 12. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: Класс, 1998. - 208 с. 13. Витакер, К., Бамберри, В. Танцы с семьей: Символический подход, основанный на личном опыте. - М.: Класс, 1997. - 172 с. 14. Витек, К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чешск. / Общ. ред. и предисловие М.С. Мацковского. - М.: Прогресс, 1988. - 144 с. 15. Гавров С.Н. Исторические изменения институтов семьи и брака. - М.: МГУД, 2009. - 134 с. 16. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологиче¬ский анализ. - СПБ.: Питер 2008. - 272 с. 17. Жетов П., Ермолова С. Теории выбора брачного партнера // Психология.2014. URL: psyvision.ru/help/psikhologiya/37- psysemi/581-teorii-vybora- brachnogo-partnera 18. Законопроект «Общие положения» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 №5090-1, «Основные направления государствен¬ной молодежной политики в Российской Федерации». 19. Красило Д.А. Ориентирующий образ наставника в период вхождения во взрослость // Психологическая наука и образование. 2006. № 1. С. 50–62. 20. Красило Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. 21. Лагойда Л.Г. Проблема подготовки современной молодежи к браку и пути ее решения // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. №5. С. 84-87. 22. Македон Т.А. Анализ отношения к семье студентов психолого-педагогического факультета // Личность, семья и общество/ Сб.ст. по материалам XIVIIIмеждунар. н.-пр. конф. № 1(48). Новосибирск, 2015. С. 7¬11. 23. Медков В.М. Бомба депопуляции: Опыт России итоги и уроки // Вестник московского университета, 2000. - №4. - С. 75-78. 24. Психолого-педагогические проблемы семьи XXI века: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. 424 с. 25. Сажина Л. В., Современная гендерная культура: кросскультурный анализ брачно-семейного сегмента. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 204 с. 26. Сажина Л.В. Социологический анализ факторов, моделирующих физические и эмоциональные аспекты здоровья современной студенческой молодежи Южного федерального университета // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n3y2014. 27. Флоренская, Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. / М.: Русский Хронограф, 2004. - 480 с. 28. Формирование готовности студенческой молодежи к семейной жизни : учеб.-метод. пособие / Н. И. Олифирович [и др.] ; М-во образования РБ, УО "БГПУ им. М. Танка". - Минск : БГПУ, 2008. - 175 с. - Библиогр.: с. 170-175. 29. Харчев А.Г. Некоторые методологические про¬блемы исследования брака и семьи // Семья как объект философского и социологического исследования. - Л.: Наука, 1984. - 155 с. 30. Хоменко И.А. К вопросу об определении поня¬тия «семейное воспитание» // Ученые записки Санкт- Петербургского государственного института психоло¬гии и социальной работы. Вып. 1. 2012. Т.17. - С. 88 - 93. 31. Шуман, С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест, 1994. 32. Эйдемиллер, Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996. - 48 с. 33. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 192 с. 34. Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с. 35. Янушкявичус, Р., Янушкявичене О. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов. М. ПРО-ПРЕСС, 2000. 36. Travis C., White J. Sexuality and Feminism. American Psychological Association: Washington, DC, 2000, pp. 109-141. 37. Whitehead S. Men, Women, Love and Romance. Under the Covers of the Bedroom Revolution. GB: Fusion Press, 2003, pp. 21-50.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое понятие молодой семьи в современной психологии 1.1Проблемы молодой семьи в современной психологии Как известно, наиболее благоприятной средой воспитания детей во все времена признавалась семья, отвечающей не только за улучшение демографической ситуации, но и за воссоздание определенного образа жизнедеятельности населения. Именно в семье, через определенные виды совместной деятельности, осуществляется ориентация детей на нравственные идеалы и духовные ценности, и таким образом, оптимизируется их социальное развитие, формируются навыки морального поведения. В этой связи крайне актуально развитие исследований института семьи с точки зрения его трансформации, а также качественных характеристик внутрисемейных отношений. Сложных семей, включающих две супружеские пары или более, в России очень мало - всего 3,4%, что подтверждает интенсивность нуклеаризации семей. Значительную долю, в нашем обществе, составляют неполные семьи - 13%. В подавляющем числе случаев это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка [3]. Понятие готовности к выполнению любой деятельности, невзирая на его широкую распространенность, не имеет однозначной трактовки. В психологических работах, теоретическое и эмпирическое исследование готовности личности к определенному роду деятельности в данное время усложнено тем, что нет общепризнанной точки зрения на вопрос, что такое готовность и которые, собственно, характеристики или состояния личности могут рассматриваться как готовность, тем более в такой сложной и многогранной деятельности, как осуществление роли семьянина. Анализ имеющейся литературы показывает, что работ, сосредоточенных на изучении психологической готовности к семейной жизни, крайне недостаточно. Условно можно было бы обозначить определенные направления этих исследований. Конечно же, наиболее часто вопрос о готовности возникает в рамках проблемы подготовки молодежи к браку (И.Гребенников, И.Дубровина, С.Ковалев, М.Козлов, Т.Разумихина, В.Торохтий, Л.Шнейдер и ин). Другим направлением можно считать исследование проблем векового развития личности (Г. С. Абрамова, Г. Крайг, А. О. Реан, Е. Ериксон и др) [4, с. 118]. Третье направление - это исследование разных проблем семейной жизни, например, периодизации семейной жизни, условий «правильного» выбора партнера, условий благополучия супругов, а также причин и особенностей супружеских конфликтов (И. Гребенников, О.Обозов, В.Сисенко, Б.Шапиро). При этом, стоит обратить внимание на то, что только в ракурсе подготовки молодежи к браку вопроса о психологической готовности относится непосредственно как проблема, в других направлениях к этой проблеме подходят лишь опосредствовано [7, с. 86]. По мнению доктора социологических наук, профессора Ф.А. Мустаевой, существует три типа молодых семей. Первый тип - традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере ее деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно огра¬ниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый. Второй тип - супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства - демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 59 страниц
1475 руб.
Дипломная работа, Социология, 71 страница
1050 руб.
Дипломная работа, Социология, 108 страниц
5000 руб.
Дипломная работа, Социология, 25 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg