Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретическое обоснование проблемы развития и коррекции мелкой моторики у детей с нарушениями речи

irina_krut2020 1000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Актуальность исследований формирования развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи обусловлена уникальностью и специфичностью дошкольного возраста, особенностями психофизиологического, социально-личностного развития, проявляющегося в своеобразии форм познания и способов практической деятельности. Именно в этот период создаются благоприятные возможности для целостного развития личности дошкольника [12, с. 14]. Одним из важных направлений в реализации целостного подхода в учебно-воспитательном процессе является развитие мелкой моторики в максимально сензитивные сроки. Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Предмет исследования: коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью народных игр. Цель исследования: изучить особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте в процессе их включения в народные игры. В соответствии с поставленной целью ставились и решались следующие задачи: 1. Проанализировать теоретические основы проблемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи. 2. Изучить особенности работы по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. 3. Провести опытно-экспериментальное исследование организации процесса развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Теоретико-методологической основой исследования служат основные положения: 1) теоретические труды: Н.А. Бернштейн, Л.И. Быкова, В.М. Волков, В.А. Иванов, Л.Х. Матвеев, Н.А. Ноткина, Е.Ф. Орехов, Т.Н. Сумищев и др. 2) практические труды: М.М. Кольцовой, М.С. Рузиной, Л.В. Фомина, В.М. Бехтерева. Задачи и цель исследования обусловили необходимость применения теоретических и эмпирических методов: 1) теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; психолого-педагогическая интерпретация полученных в эксперименте результатов; 2) эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа с детьми и практикумы. Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи будет проходить более результативно, если: учитывать индивидуальные возрастные и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста; разработать систему коррекционно-логопедической работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи; включить в содержание коррекционной работы народные игры. База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 г. Томска. Категория детей: дошкольники в возрасте 5 ? 6 лет. Исследование проводилось в течение одного месяца с апреля 2019 года по май 2019 года. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении говорится об актуальности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи. В первой главе представлены психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, особенности развития у них мелкой моторики, а также народные игры, направленные на формирование двигательных компетенций дошкольников. Во второй главе описаны ход и результаты опытно-экспериментальной работы по обследованию мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи. Приложение отражает практический материал исследования и результативные обобщения проведенного эксперимента.
Введение

Одним из приоритетных аспектов развития дошкольников с нарушениями речи является развитие неречевых функций, в том числе мелкой моторики рук. Дети с любым речевым нарушением имеют отклонения в этих областях в большей или меньшей степени. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила широкое научное обоснование [8, c. 9]. Работы невропатолога и психиатра В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции центральной нервной системы. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В отечественной литературе проблема формирования мелкой моторики у детей с нарушениями речи интенсивно разрабатывается в психолого-педагогическом направлении. Наиболее подробно она описана у В.И. Бельтюкова, М.М. Кольцовой, Л.А. Кукуева, Л.А. Новикова, Н.А. Рокотовой, Е.К. Бережной и др. В настоящее время проблемами формирования мелкой моторики у детей с нарушениями речи занимаются Е.С. Байрачная, Е.А. Сотникова, Г.А. Волкова, С.А. Большакова, Т.О. Гиневская, Ф.И. Фрадкина и др. Для успешного развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи дошкольного возраста многие авторы рекомендуют применять народные игры, поскольку подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Такие игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребёнка, способствуют не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. Различные виды народных игр описаны в работах М. Литвиновой, Е.А. Покровского, Н.В. Носачевой и др. [3, с. 32].
Содержание

Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития и коррекции мелкой моторики у детей с нарушениями речи................................................................6 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи ..............................................................................6 1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи..............................................................................11 1.3. Народные игры как средство развития мелкой моторики дошкольников……………………………………………………………………15 Выводы по главе 1.................................................................................................20 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции и развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.........................................................................................................................21 2.1. Анализ современных методов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией.....21 2.2. Исследование состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на констатирующем этапе.........24 2.3. Результаты экспериментальной работы по обследованию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.........................................................................................................................30 Выводы по главе 2.................................................................................................35 Заключение.............................................................................................................36 Список литературы ...............................................................................................38 Приложение 1.........................................................................................................41
Список литературы

1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям / З.Е. Агранович. ? СПб: Детство-пресс, 2004. ? 236 с. 2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – Москва : Издательство «Академия», 1997. ? 328 с. 3. Ахунджанова, С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности. / Дошкольное воспитание, 1983.? № 6. ? 126 с. 4. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – Москва: Астрель, 2009. ? 143 с. 5. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Л.И. Божович. ?Москва : Просвещение, 1972. ? 250 с. 6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г.А. Волкова. ? СПб.: Детство-пресс, 2003. ? 144 с. 7. Гаврина, С.Е. Развиваем руки - чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. ? Ярославль: Академия развития, 2012. ? 165 с. 8. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – Москва : ВЛАДОС, 2002. ? 238 с. 9. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1996. ? 420 с. 10. Винарская, Е. Н. Дизартрия. – Москва : Изд-во АСТ, 2011. ? 183 с. 11. Гвоздев, А.М. Вопросы изучения детской речи / А.М. Гвоздев. ? Москва: Издательство «Академия», 1991. ? 211 с. 12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. – Москва : Медицина, 1990. ? 266 с. 13. Жукова, Н.С. Формирование устной речи / Н.С. Жукова. – Москва : Просвещение, 1994. ? 328 с. 14. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. второе издание / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Москва : Просвещение, 1990. ? 316 с. 15. Свeтлoвa, И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. – Москва : Детство-пресс, 2012. ? 71 с. 16. Сохин, И., Кутепов, Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника / Вопросы психологии. 1989. ? № 4, ? 89 с. 17. Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / Л.А. Колунова. —Москва : МГУ, 1993. ? 212 с. 18. Кольцова, М.Н. Ребенок учится говорить / М.Н. Кольцова. ? Москва: Просвещение, 1974. ? 218 с. 19. Коноваленко, В.В., Коноваленко, С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима», «Весна, «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – Москва : ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2002. ? 382 с. 20. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. ? Минск: Изд-во БГУ, 1983. ?190с. 21. Ладыженская, Т.А. Живое слово / Т.А. Ладыженская. – Москва : Педагогика, 1988. ?191 с. 22. Левина, Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей-алаликов / Р.Е. Левина, ?Москва : Просвещение, 1951. ? 234 с. 23. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии. –Москва : Просвещение, 1968. – 110 с. 24. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. ? Москва: Смысл, 2008. ? 368с. 25. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. ?Москва: Просвещение, 1985. ? 214 с. 26. Лисицина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисицина. – СПб : Питер, 2009. ?320 с. 27. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. реком. ? СПб., Москва: САГА: Форум, 2006. ? 272 с. 28. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. ? Москва: Просвещение, 1972. ? 264 с. 29. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. ? Москва, 1998. – Т. 2: АРКТИ. ?387 с. 30. Нищева, Н.В. Развивающие сказки / Н.В. Нищева.? СПб: Детство-пресс, 2004. ? 139 с. 31. Новотворцева, Н.В. Энциклопедия речевого развития / Н.В Новотворцева.— Росмэн, 2008. ? 192 с. 32. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников / Л.П. Носкова. – Москва : ВЛАДОС, 2004. ? 401с. 33. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. ? Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. ? 448 с. 34. Река, Л. О занятиях по развитию речи / Дошкольное воспитание. ?1990. ?№ 3. ? 126 с. 35. Репит, М.Г., Герман, Н. А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Репит, Н.А. Герман. ? Чебоксары, 1980. ? 178 с. 36. Филимонова, Е.А. Народная игра как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста / Традиционная культура и фольклорное наследие народов России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию Кем ГУКИ, Кемерово, 9 — 10 октября 2014 года / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. ? Кемерово : КемГУКИ, 2014. ? с. 73 – 80
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития и коррекции мелкой моторики у детей с нарушениями речи 1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. Дети с нарушениями речевого развития ? это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.Е. Грибовой и др. Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая мнестическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов [7, с. 24]. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении [9, с. 22]. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения [2, с. 43]. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляции. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой; низкий уровень понимания словесных инструкций; недостаточность регулирующей функции речи; низкий уровень контроля за собственной деятельностью; нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется [22, с. 15]. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебном процессе. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией. При всем разнообразии патологических проявлений (судорожность в процессе речевого акта при заикании, грубые нарушения звукопроизношения и несформированность фонематического восприятия при ринолалии, нарушения качества голоса при дисфонии) существует ряд общих психолого-педагогических особенностей, характеризующих этих детей. Это прежде всего, личностные нарушения: фиксированность на дефекте, трудности вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, усложняющие структуру речевых расстройств и ведущие к трудностям социальной адаптации [13, с. 19]. Еще одним речевым нарушением является закрытая ринолалия. Она проявляется в нарушении тембра голоса и звукопроизношения. Обусловлен этот дефект непроходимостью носовой полости, вызванной наличием в носу полипов, аденоидов, искривлением носовой перегородки, гипертрофией слизистой носовой полости. Как правило, при устранении причины восстанавливается носовое дыхание и исчезает речевой дефект. Реже встречаются дети с открытой ринолалией, возникающей вследствие расщелин твердого и мягкого неба. У детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы [4, с. 30]. Р.Е. Левина разработала психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений, основанную на выделении, прежде всего тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода. Данная классификация делится на две группы. Первая группа ? нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи). 1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ? нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 2. Общее недоразвитие речи ? различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования и др. Недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния, до развернутой, но с элементами фонетического и лексическо-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на четыре уровня. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой. Вторая группа ? нарушения в применении средств общения, к которым относится заикание (нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения). Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи. В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков. В классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, на основе которого учитывается два соотношения: соотношение нарушений в системе речевой деятельности и соотношение нарушений как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью [11, с. 54]. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (внимание, восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, распределения внимания, сужением объема внимания, быстрым забыванием материала, особенно вербального (речевого), снижением активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста [3]. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство из них имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений; быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность; долго не включаются в выполнение заданий. Отклонения отмечаются в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. Таким образом, полноценная речь ребенка является одним из основных условий его развития. 1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Процесс развития мелкой моторики рассматривается в психологическом, физиологическом и педагогическом аспектах. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства ? положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета ? это стимул движения рук по направлению к нему [6, с. 23]. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган. Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [23, с. 33]. Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в педагогике, так как развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Среди невербальных симптомов в структуре речевых нарушений, приводящих к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста, выступает двигательная недостаточность. В результате специальных исследований у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи выявлена недостаточная сформированность моторных функций. Как показывает изучение анамнеза детей с речевой патологией, особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста. Эти дети при отсутствии у них неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.). Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется в двигательном поведении ребенка. Это характерно в основном для детей с задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием и некоторыми другими недостатками речевого развития. Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах общей и мелкой моторики: в лицевой и артикуляционной моторике; в тонких движениях кистей и пальцев рук, двигательных актах, регуляции и контроле произвольных движений. Несформированность крупной моторики (движения рук, ног, туловища) проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и четкости, в выраженных затруднениях при выполнении физических (гимнастических) упражнений и трудовых операций по показу и словесной инструкции. Несовершенство мелкой моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания [7, с. 39]. Например, когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выраженно недоразвитие пальцевой моторики выступает при выполнении детьми специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности и невнятности речи. Наличие особенностей в психомоторике большинства детей с речевой патологией свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи. По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга [7, с. 10; 9, с. 32]. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков А.В. Антаковой-Фоминой, Е.И. Исениной [15, с. 4]. И. Е. Светлова выделяет и содержательно характеризует 3 уровня развития мелкой моторики: высокий, средний, низкий [4, с. 23]. Высокий уровень развития мелкой моторики характеризуется хорошей скоординированностью движений рук, точностью, ловкостью, плавностью движений без напряжения, равномерным темпом движения рук, правильным удержанием позы. Средний уровень развития моторки характеризуется недостаточной скоординированностью движений, быстротой и неточностью движений, колебаниями темпа движения рук, нарушением позы на фоне утомления. Низкий уровень развития мелкой моторики отличается напряженностью и нескоординированностью движений, нарушением темпа движений рук, ручной неловкостью, нарушением позы рук, резкостью движений По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Таким образом, пальцевые упражнения, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией. 1.3. Народные игры как средство развития мелкой моторики дошкольников Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть с точки зрения педагогики и психологии, средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазии, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно через игру. Игра была развлечением и способом организации хозяйственной, семейной, общественной жизни человека. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg