Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Погребальный обряд в культуре древних обществ.

irina_krut2020 276 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Цель работы – исследовать обряд погребения в культуре древних обществ. Задачи: 1. Рассмотреть подходы к пониманию погребального обряда в археологической науке. 2. Рассмотреть сущность обряда погребения и прощания с усопшим 3. Изучить структуру, функции погребального комплекса. В своей работе я использовал методы анализа и общения литературы посвящённой теме погребального обряда, с их помощью удалось выделить общую модель самого обряда. Комплекс взглядов, связанных с погребальной практикой, занимает важное место в каждой культуре. Детальное знание погребально-поминальной обрядности и точное следование ей давало человеку уверенность в своей правильной посмертной судьбе, определенной существующими общими представлениями о мире. Классическими подтверждениями этому является Египет, Индия, Тибет с их текстами – «Книги мертвых» Было очевидно с глыбой древности, что близкие по культуре группы людей имеют разные погребальные обычаи и строго придерживаются их. Проживающие по соседству народы, всегда проявляли любопытство к похоронной практике друг друга. Древние путешественники подробно описывали погребальные обычаи посещаемых стран. Еще Солон велел раскопать могилы мегарцев на острове и удостовериться, что мертвые захоронены по афинскому обряду. Погребально-поминальный обряд стал объектом научного исследования в XVII-XVIII вв., в связи с интересом к истории религии. Материалисты XVIII в. рассматривали погребальный культ как древнейшую форму религии. Исследователи XIX в., а именно Г. де Мортилье утверждал, что палеолитическое общество было безрелигиозным и не нуждалось в погребальных ритуалах, подразумевающих веру в потусторонний мир. Эта позиция привела к тому, что открытые гораздо позднее неандертальские захоронения не признавались таковыми, так как материалистическая традиция связывала намеренные погребения с появлением религиозных верований. Последователи материалистического направления считали, что на ранних этапах человеческой истории любая форма духовной деятельности исключена. Погребальный обряд как социокультурное явление рассматривался только в религиозном контексте В XIX-XX вв. с погребально-поминальный обряд исследовался с точки зрения этнографии и археологии, на основе применения соответствующих аналогий и сотрудничества наук. Так исследователь Д.Н. Анучин в своей классической работе «Сани, ладья и кони как принадлежность похоронного обряда» провел анализ славянского погребального обряда с привлечением широкого круга аналогий. Погребальные памятники для археологов - важные источники для реконструкции духовной и материальной культуры древних обществ, включая экономику, социальное устройство, этнокультурную принадлежность, историю, мировоззрение. Для изучения этих важных аспектов на протяжении XX в. традиционно использовались этнографические материалы. Несомненно, большой вклад в изучение погребальной обрядности внесли отечественные этнографы Л.Я. Штернберг, А.П. Дульзон, Е.Д. Прокофьева, В.Н. Чернецов, занимавшиеся исследованием конкретных этносов Сибири. В центре их внимания были вопросы мировоззрения и религии традиционных обществ. В свою же очередь, погребальные памятники находились в ведении археологов, которые сузили трактовку погребального обряда до суммы овеществленных остатков от ритуальных действий и погребальных церемоний, совершенных в момент захоронения. Что касается западных стран, то здесь погребальная обрядность традиционно изучалась более широким фронтом гуманитарных наук - не только этнографией и археологией, но и историей религии, психологией. Процесс секуляризации смерти, при котором она утратила свое религиозное значение, а также пережитый ужас первой мировой войны, революций вначале XX в. вызвали в Западной Европе новую волну интереса к теме смерти. Она становится центром философских и культурологических изысканий. Философ, основатель герменевтики М. Хайдеггер рассматривал смерть как непременную составляющую существования современного человека. В своей книге «Бытие и время» он указывает, что человек может прийти к пониманию самого себя, открыть себя для Бытия через правильное понимание смерти. По его мнению, концепция смерти в первобытности складывается через понимание присутствия. Ощущение присутствия настолько ярко, что оно пронизывает собой все стороны человеческого бытия и сохраняется длительно в культуре, например, в ворожбе, культах. Присутствие проявляется в идеях бессмертия, инобытия. «Присутствие способно, будучи тем более по существу событием с другими, иметь опыт смерти». В 1934 г. была сделана попытка привести в систему данные по погребальному обряду. Французский этнограф Ж. Монтандон выделил восемь основных типов посмертного обращения: • оставление (выбрасывание); • водяное; • воздушное; • зарывание (в землю и пещерное); • кремация; • мумификация; • рассечение; • каннибализм. При этом не учитывались смешанные и более сложные формы погребений. Археологи и этнографы на протяжении XX в, видели в погребально-поминальном обряде ценный источник для решения многих важных задач в области этногенеза, культурогенеза, мировоззрения. Кроме этого, они пытались создать классификацию погребальных обрядов, а также, занимались вопросами происхождения погребальной-поминальной обрядности, работали над созданием концепции погребально-поминального обряда и определением его места в культуре человека. Все это позволяет сделать вывод о том, что исследования погребально-поминального обряда выделяется в целое направление в силу своего фундаментального положения в системе культуры, и дать обзор наиболее существенных работ по этой проблематике в хронологическом порядке. Начало теоретическому осмыслению погребальной обрядности положил отечественный исследователь С.А. Токарев. Он первым обратил внимание на необходимость обобщающего исследования по погребальному обряду, в котором бы рассматривались проблемы его происхождения, классификации, эволюции, и попытался найти его место в истории человеческого общества. В 1964 г. вышли две значимые его работы «Проблемы изучения ранних форм религии в советской науке» и «Религии в истории народов мира». В его работах анализ происхождения погребального культа проведен в рамках общего исследования ранних форм религии. При этом автор отличает погребальный культ от собственно погребальных обычаев, под которыми он понимает «различные традиционные способы обращения с телом умершего и другие связанные с этим действия, которые могут и не заключать в себе ничего религиозного» С.А. Токарев отмечает, что приемы погребения порождены животным инстинктом опрятности, а также «более глубокими, инстинктивно-эмоциональными импульсами, унаследованными, очевидно, от эпохи становления человека». В основу складывания погребальной обрядности, начиная с неандертальцев, положены два мотива: 1) стремление удалить умершего от живых 2) привязанность и уважение к их памяти. Оба мотива унаследованы людьми от животных предков. В зависимости от превалирования одной из этих тенденций проведена типология способов погребения. Стремление избавиться от трупа породило следующие формы - оставление, выбрасывание трупа, кремацию, обратное желание сохранить - мумификацию. Погребальная практика в культуре формируется не благодаря врожденному инстинкту человека, унаследованному от животных предков, а благодаря его преодолению. Традиционные культуры демонстрируют заинтересованность коллектива в своих покойниках. С ними не расстаются, стараются их законсервировать.
Введение

История культуры похорон довольно разнообразна. Она включает в себя оставление или выбрасывание, водяное погребение, кремацию, мумификацию, рассечение каннибализм, а также зарывание с двумя разновидностями – пещерное, земляное. Но перечисленный ряд путей захоронения не полностью передает всей множественности похоронных обычаев нашей цивилизации на всем протяжении ее развития. Погребальный обряд занимал и продолжает занимать значительное место в жизни всего человечества. Несмотря на то, что погребальный ритуал весьма подробно описан в литературе, этот вопрос еще недостаточно изучен. Погребальные обряды формируются в каждой этнической группе на определенной стадии развития не только социально-экономических отношений, но и религиозного мировоззрения. Инстинкт выживания, боязнь таинства смерти, попытки представить существование человека в загробном мире привели к возникновению определенных ритуалов при погребении. Причем часто, в отдельных общинах, даже принадлежащих к одной и той же этнической группе, возникали отличия в погребальных обрядах, хотя в основном, в пределах определенного этноса, установленные обряды захоронения соблюдались и передавались из поколения в поколение. Вера в загробную жизнь заставляла наших предков снаряжать покойников всеми необходимыми предметами домашнего обихода, производственным инвентарем, украшениями и другими вещами, вплоть до домашних животных, слуг, и жен. Полученные, в результате археологических раскопок древних захоронений, археологические материалы, помогают составить полное представление о погребальных традициях, которые, позволяют выявить археологические признаки местных культур, проследить эволюцию их развития, выделить основные черты и внешние инновации. Для того чтобы получить наиболее полное представление о материальной и духовной жизни народа, оставившего тот или иной могильник, нужно подробно систематизировать и проанализировать все стороны погребального обряда.
Содержание

Введение…………………………………………………..……………………..…………..….3 Глава 1. Подходы в археологической науке к пониманию погребального обряда….….7 1.1 Предыстория погребального обряда………………..……………………………..........7 1.2 Погребальный обряд в зарубежной и отечественной археологии………….….…….14 Глава 2. Погребальный обряд – как последовательный комплекс процедур обращения с усопшим………………………………………………………………………….…….….…..14 2.1 Акты посмертного обращения……………..……………………………..….……..…..17 2.2 Погребальный комплекс его структура и функции..…………………………….……21 Заключение…………………………………………………………………….……………...22 Список использованных источников и литературы………………………………….……23
Список литературы

1. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – Спб.: Наука, 1993. - 253 с. 2. Брудная Л. И. Гуревич 3. М. Дмитриева О. Л. Энциклопедия обрядов и обычаев. - Спб.: "РЕСПЕКС", 1996.,560 с. 3. Окладников А. П. О значении захоронений неандертальцев для истории первобытной культуры, «Советская этнография», 1952, № 3 4. Рязанцев С. Философия смерти - Спб.: СПИКС, 1994. - 317 с. 5. Арциховский А.В. Основы археологии. М., 1954. С. 35. 6. Гуляев, В.И.Изучение погребального обряда в зарубежной археологии // КСИА, Вып.224, М., 2010. С. 5-19 7. В.А. Алёкшин Социальная структура и погребальный обряд древнеземледельческих обществ // Л.: 1986. 194 с. 8. Авдусин Д. А. Полевая археология СССР. Учеб. пособ. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1980. — 335 с 9. Генинг В.Ф., Стефанов В.И. Поселения Черноозерье-I, Большой Лог и некоторые проблемы бронзового века лесостепного Прииртышья // Памятники древней культуры Урала и Западной Сибири. Екатеринбург, 1993. С. 67-111 10. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990. - (глава 5 — «Погребальный культ») 11. Смирнов Ю.А. Лабиринт: морфология преднамеренного погребения. М., 1997. 12. Мышкин В. Н. К проблеме взаимосвязи социальной структуры и погребальной обрядности в древних обществах // ВАП . - Вып. 1 . - 1999 . - С. 270-288 . 13. Генинг В. Ф. Методика статистической характеристики и сравнительного анализа погребального обряда / В. Ф. Генинг, В. А. Борзунов // Вопросы археологии Урала. — Свердловск, 1975. — Вып. 13. — С. 42-72. 14. Членов М. К жизни через смерть / / Наука и религия. 1989. № 4. С.51 15. Кузнецова Т.М. О соотношении понятий «погребение», «погребальный обряд», «похороны». — Комплексные методы в исторических исследованиях. Тезисы докладов и сообщений научного совещания. Москва, 3—5 февр. 1988. М., 1987, с. 227, 228. 16. Леонова Н.Б., Смирнов Ю.А. Погребение как объект формального анализа. — КСИА. 1977. Вып. 148, с. 16—23. 17. Монгайт А.Л. Погребение. — БСЭ. 1975. Т. 20, с. 93. 18. Авдусин Д.А. Археология СССР. - М.: Высшая школа, 1977. - 272 с. 19. Голованов В. Закон неотвратимости. // Вокруг света. - № 6. - 2004. - Электронная версия. - Режим доступа: [http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/318/]. 20. В.А. Алёкшин Социальная структура и погребальный обряд древнеземледельческих обществ // Л.: 1986. 194 с. 21. Гуляев В.И. Погребальная обрядность: структура, семантика и социальная интер-претация (введение в дискуссию, часть II) // Российская археология. 1995. № 2 22. Ольховский В.С. Погребальная обрядность и социологические реконструкции // РА. 1995. № 2. С. 85–98. 23. Мельник В.И. Погребальный обычай и погребальный памятник // РА. 1993. № 1 24. Кызласов И. Л. Мировоззренческая основа погребального обряда // РА. 1993. № 1. С. 98–112 25. Плетнёва С. А. Возможности выявления социально-экономических категорий по материалам погребальной обрядности / С. А. Плетнёва // РА. – 1993. – № 4. – с. 160–172. 26. Гуляев В.И., Ольховский В.С. Погребальные памятники и погребальная обрядность: проблемы анализа и интерпретации // Погребальный обряд: реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М., 1999. 27. Лагуткина Е. В. Изучение погребальных памятников в археологии: подходы и методы исследования // Общие проблемы изучения погребального обряда. Краткие сообщения института археологии. М.: ИА РАН, 2010. Вып. 224. С. 19–32.
Отрывок из работы

Глава I. Подходы в археологической науке к пониманию погребального обряда. 1.1 Предыстория погребального обряда. Погребальный обряд это сложный комплекс элементов и погребальных действий, совершаемых родственниками, как над телом покойного, так и над местом погребения. Первые в истории человечества известные захоронения - это погребение неандертальцев. В 1908 г. швейцарец Отто Гаузер сделал удивительное открытие: он нашел в долине реки Везерн (Франция) могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысячелетий назад. В неглубокой могиле лежал скелет на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они служили мертвому в дорогу в вечность. В 1938 г. было обнаружено погребение неандертальского мальчика в Узбекистане. Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то вроде ограды. Эти находки многих убедили в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам. Археолог А. П. Окладников писал: "...неандерталец уже убедился, что мертвец - не просто "спящий", что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем касательно живого человека. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как пришлось, а в определенном направлении - головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о "жизни за гробом". С первой эпохой позднего палеолита связаны и первые бесспорные погребальные обряды. Мертвых часто хоронили там же, где они до того жили, а сами люди покидали это место. Порой труп клали прямо в огонь очага, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем чаще всего обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь, ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Возможно, именно поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скорченном виде. Иногда покойников оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большими камнями. Нередко труп или только голову посыпали красной краской. Также с мертвым в могилу клали украшения, каменные орудия, пищу. Для многих народов, находящихся на стадии первобытного общества, как отмечает С. Рязанцев в книге "Философия смерти", свойственны также наземные захоронения. Первобытные племена австралийских аборигенов подсушивали тела своих умерших над медленным огнем, снимали с них кожу, окрашивали охрой и помещали нагими на помосте. У другого австралийского племени тело покойного помещали на сплетенном из ветвей помосте, на сучьях дерева, и оставляли там, пока не обнажиться весь скелет. После этой процедуры кости обертывали корой и уносили на особую поляну, где члены племени садятся вокруг и плачут. После этой траурной церемонии кости относили обратно на дерево и окончательно оставляли их там. В середине второго тысячелетия до нашей эры зарождается новая форма захоронения - кремация. Появляется новая для того времени идея - идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, должны содействовать всем небесным операциям на благо оставшихся на Земле. В античную эпоху вплоть до периода Римской империи, наряду с погребением в землю, существовала также и кремация. Римские урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии – ниши, в которых помещалась сама урна с прахом. Она располагалась в специально выстроенных для этой цели помещениях прямоугольной или же овальной формы, помещения строились также и под землей и вмещали до 700 ниш с замурованными урнами. В основном колумбарии являлись местом захоронения бедных граждан. Обряд трупосожжения был широко распространён не только в странах греко-римского мира, но и в Индии, Индокитае, Китае, у древних финнов и славян. В дохристианское времена в мире существовали два основных способа захоронения – сожжение и погребение в землю. Могилами у древних иудеев служили простые ямы, выкопанные в земле, или пещеры, которых множество в Палестине. Вход в пещеру заваливали камнем. Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами. Только царей и пророков погребали в городах. Богатые обыкновенно имели фамильные могилы и любили высекать их высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов. Над могилами иногда ставили памятники из камней или высеченные из скалы. Монголы же хранили в тайне место захоронения своих ханов. Неизвестно до сих пор где похоронен Чингисхан. Что касается мумификации и бальзамировании, то на ум сразу приходит древний Египет. Самой древней человеческой мумии - 7041 год, но найдена она в Чили. Для процедуры бальзамирования умерших и церемонии погребения каста жрецов создала специальный церемониал. Манускрипт о смерти и сохранении тел умерших – «Книга Мертвых» Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг. Плакальщицы - непременные участницы похорон на древнем Востоке. Плакальщицы шли в погребальной процессии с распущенными волосами и обнаженной грудью. Например, египтяне верили, что плач профессиональных плакальщиц может вернуть к жизни умершего. В древнем Востоке были такие участники похорон как Плакальщицы. Шли в погребальной процессии с распущенными волосами и обнаженной грудью. Считалось, что плач профессиональных плакальщиц мог вернуть к жизни усопшего. Многие дохристианские погребальные обряды отличались сложными церемониями и кровавыми жертвами. Наиболее суровыми и жестокими были обычаи при похоронах скифских вождей. Вот как их описывает греческий историк Геродот (IV в. до н. э.): после смерти царя разрезали живот умершего, вычищали его и наполняли шафраном, толченым ладаном, семенами сельдерея и аниса. Затем покрывали тело царя воском и возили по скифским селениям и станам. И только после этого тело предавали погребению в большой четырехугольной могиле в выбранном еще при жизни царя месте. В знак печали простые скифы обрезали себе кончик уха, волосы, делали надрезы на руках, распарывали кожу на лбу и носу, прокалывали левую руку стрелами. Вместе с царем хранили одну из его любимых наложниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестового, а затем и лошадей, первенцев всякого скота, помимо этого клали золотые и серебряные чаши, а над всем этим насыпали огромный и высокий холм. В тот период, когда приверженцы христианства преследовались, погребения проводились тайно, в катакомбах, рудниках и каменоломнях. Для захоронения в катакомбах использовались стенные ниши – их закрывали плитами или замуровывали. Подобные катакомбы были обнаружены в Александрии, Сирии, Риме, Неаполе, Сиракузах. Христианский мир запретил кремацию как противоречащую учению о воскрешении из мертвых, а примерно к 400 году в Римской империи кремация практически прекратилась. В 786 году последовал официальный церковный запрет. В эпоху средневековья в Европе простых крестьян и горожан хоронили в общих могилах, которые открывали всякий раз, когда нужно было положить нового покойника. 1.2 Погребальный обряд в зарубежной и отечественной археологии. В современной историографии сложилось два основных подхода к рассмотрению погребального обряда. Первый подход предусматривает характеристику одного или нескольких синхронных могильников с выделением особенностей погребального обряда. Второй подход предполагает поиск аналогий в неограниченном временном диапазоне могильников одной этнической группы. Как правило, археологическим исследованием фиксируются только материальные остатки погребального обряда в виде места расположения и планировки могильника, устройства могильной ямы и способов захоронения, положения в могильной яме остатков погребенного и погребального инвентаря. Поэтому в историографии погребального обряда можно отметить два основных направления. Первое представляет собой анализ погребального инвентаря и создание типологических рядов вещевого комплекса. Второе включает все остальные показатели обряда, фиксируемые исследователями при раскопках, а также погребальный инвентарь, но в аспекте его местоположения в могильной яме. После завершения процедуры раскопок погребений и первичной обработки полученных результатов наступает новый этап в исследовании: вещеведческий анализ заканчивается и археолог вступает в область интерпретации данного погребального комплекса. А она, в свою очередь, требует не только знаний ряда других научных дисциплин, но и специальной методики для сопряжения самых разных видов источников – археологических, этнографических, исторических, антропологических. Систематические раскопки погребений начались в США и Западной Европе в конце XVIII – начале XIX в. Томас Джефферсон в США; Йенс-Яков Ворсо - в Дании; Каннингтон, Мортимер и Гринвелл - в Англии. В течении XIX в. был накоплен огромный материал, который заполнил музеи, и сохранил до наших дней бесценные сведения о погребальном обряде людей, живших в Европе в эпохи неолита, бронзы, раннего железа. Именно тогда появились в археологических кругах первые попытки осмыслить данные из погребений в хронологическом, этнокультурном, религиозно-мифологическом плане. Первые авторитетные труды по интерпретации погребального обряда были созданы этнографами в последние десятилетия XIX в. в свою очередь это работы Эдварда Тэйлора «Первобытная культура» и Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь». Оба исследователя объясняли все особенности и разнообразие погребального обряда только исходя из первобытной мифологии и религиозных верований. В первые десятилетия ХХ в. хронологический, этнокультурный и религиозно-мифологический подходы в объяснении погребального обряда продолжали развиваться как в Европе, так и в США, но появилось и нечто новое: труды группы ученых из школы Эмиля Дюркхейма – Роберта Гертца и Арнольда Ван Геннепа. Эти зарубежные исследователи связывали захоронение умершего с различными аспектами социальной системы. По их мнению, различия в погребальных ритуалах могли быть вызваны разницей в статусе умерших индивидов внутри данного общества, а также таким фактором, как способ ухода из жизни. А самый главный их постулат гласит: погребальный обряд следует рассматривать в ряду других «обрядов перехода», означающих перемены в статусе индивида, в данном случае, погребальный обряд – это «переход» умершего члена общества из мира живых в мир мертвых. По сути дела, это были первые исследования, которые трактовали смерть как социальную и биологическую трансформацию. А. Ван Геннеп и Р. Гертц строили свои выводы на чисто этнографическом материале традиционных обществ Африки и Юго-Восточной Азии. По их мнению, похороны – это отражение обряда «перехода» с трехступенчатой структурой. 1. Первая стадия – «обряд отделения» (изоляции) трупа от других членов общества. Труп помещают отдельно, в особое место (жилище, святилище, специальная площадка и т. д.). Участники ритуала «выходят» из своих прежних социальных ролей и «переходят» в иное, так называемое «пороговое», состояние. 2. Вторая стадия – осуществление самих похорон (с захоронением трупа любым традиционным способом), когда их живые участники превращаются в «плакальщиков», а умерший переходит от статуса личности, индивида, к статусу трупа, и при этом душа его отделяется от тела. 3. Наконец, третья стадия: «ритуал воссоединения», когда участники похорон возвращаются к обычной жизни. «Плакальщики» возвращаются к общественной жизни, но уже без мертвеца, труп которого окончательно помещен в нужном месте, а душа должна присоединиться к душам предков. В середине 1960-х гг. в западной археологии сформировалось теоретическое направление, получившее название «новой археологии». Оно заявило впервые о себе в 1962 г., когда вышла программная статья Льюиса Бинфорда «Археология как антропология». Однако подлинным манифестом нового теоретического течения стал вышедший в 1968 г. сборник «Новые перспективы в археологии» под редакцией самого Л. Бинфорда и его жены. Суть теоретических взглядов «новых археологов» сводилась к нескольким принципиальным положениям. Одним из исходных было то, что главной задачей своей науки представители данного направления считали не исторические реконструкции, а изучение закономерностей человеческого поведения и культурного развития в прошлом. Соответственно, археология провозглашалась дисциплиной, принадлежащей не к истории, а к культурной антропологии. Широкое применение в «новой археологии» нашли этнографические аналогии и математические методы исследования. Л. Бинфорд в своей главной работе на эту тему «Погребальные практики: их изучение и потенциал» на основе этнографических параллелей дал свою интерпретацию погребального обряда – точнее, его социальной составляющей. Автор доказывает, что формы, представленные в погребальной практике символами, не должны смешиваться с тем, что в действительности они символизируют. Различные способы захоронения могут иметь в разных обществах разное значение. Если же просто сопоставить эти символы и вывести в итоге некие формальные взаимосвязи между двумя обществами, как это часто делалось представителями «культурно-исторической» школы. Согласно Л. Бинфорду, в погребальном обряде отражены следующие аспекты социальной организации общества - это, во-первых, социальная личность умершего; во-вторых, состав и величина социальной группы, выражающей в ходе похорон свое отношение к умершему. Основной вывод автора таков: форма и структура, характеризующие погребальную практику любого общества, есть отражение формы и организационных особенностей самого этого общества. В 1978 г. появилась работа сторонника идей Л. Бинфорда – Джозефа Тэйнтера. Называлась она «Погребальный обряд и изучение первобытных социальных систем». И опять основывалось данное исследование только на этнографических материалах: на этот раз были рассмотрены 103 традиционных общества. На основе своего анализа Дж. Тэйнтер пришел к выводу, что с определенным социальным рангом были тесно связаны определенные черты похоронных обрядов, а именно: сложность обращения с трупом, сооружение и месторасположение могилы или гробницы, ее размеры, а также масштаб и продолжительность погребального ритуала, материальные затраты на этот ритуал и наличие жертвоприношений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 34 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Культурология, 18 страниц
154 руб.
Курсовая работа, Культурология, 33 страницы
300 руб.
Курсовая работа, Культурология, 19 страниц
140 руб.
Курсовая работа, Культурология, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Культурология, 36 страниц
432 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg