Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Историческая память о победе в великой отечественной войне по материалам газеты «Социалистическая Якутия», «Якутия»

irina_krut2020 1050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Целью работы является анализ содержания исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне по материалам газет “Социалистическая Якутия” и “Якутия”. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить понятие, сущность и механизмы сохранения исторической памяти; 2. Выявить роль газет в сохранении и передаче исторической памяти; 3. Изучить историю развития периодических изданий в Якутии, в частности газеты "Социалистическая Якутия" и "Якутия"; 4. Проанализировать состояние исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне в газетах "Социалистическая Якутия" (1945- 1990 гг.), "Якутия" (1990-2019 гг.) Метод исследования общенаучные методы – анализ научных статей, периодических изданий; историко-сравнительный или компаративный метод; нарративный и дискретивный методы историко-системного подхода. Научная новизна работы определяется тем, что она представляет собой анализ процесса сохранения исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне по материалам газет «Социалистическая Якутия» и «Якутия». Историография. В советской историографии можно заметить то, что в первые послевоенные десятилетия, когда должны были появиться множество трудов по сохранению исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне, этого не произошло. Это можно связать с тем, что в послевоенный период с 1947 по 1965 официального положения о праздновании Дня Победы не было. По сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне, касательно Победы, нет серьезных научных работ, на которые можно опереться, что вызывает определенные трудности в изучении данного вопроса. Вопрос сохранения исторической памяти о Победе в Великой отечественной войне еще предстоит изучить. Источниковая база данной выпускной квалификационной работы состоит из опубликованных источников, архивных источников, личных архивов, интернет-ресурсов. Главенствующую роль в изучении вопроса о сохранении исторической памяти играет статья Людмилы Николаевны Мазур «Образ прошлого: формирование исторической памяти» (год) и статья Лорины Петровны Репиной «Культурная память и проблемы историописания» (2003 г.) . В ходе работы рассмотрены материалы из газеты «Социалистическая Якутия» с 1945 по 1985гг. и газеты «Якутия» с 1990 по 2019 год, которые позволили получить объективную картину формирования исторической памяти. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении определена актуальность, проставлена цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты механизма сохранения исторической памяти. Во второй главе отражен анализ состояния исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне в период с 1945-2019 гг. по материалам газет «Социалистическая Якутия» и «Якутия».
Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день одной из проблем современного общества на которую стоит обратить особое внимание, это состояние исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне. Историческая память - способность сохранять в массовом сознании оценки событий прошлого, которые превращаются в ценностные ориентации, определяющие поступки и действия людей. Приближающийся 75-летний юбилей Победы в 2020 г. является мощным стимулом для изучения сохранения исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне, выявлении особенностей ее формирования и конструирования. Объектом исследования является способ сохранения исторической памяти посредством средств массовой информации в частности газет. Предметом исследования является изменение, трансформация содержаний сохранения исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне по материалам газеты "Социалистическая Якутия", являвшимся органом Якутского обкома и горкома КПСС верховного совета Якутской АССР и газеты "Якутия", учредителем, который является Правительство Республики Саха (Якутия).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПОБЕДЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1.1. Историческая память: понятие, сущность 5 1.2. Механизмы сохранения исторической памяти о победе. Газеты как средство сохранения исторической памяти 12 ГЛАВА 2 ГАЗЕТЫ «СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЯКУТИЯ», «ЯКУТИЯ» КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПОБЕДЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. МЕРОПРИЯТИЯ по увековечиванию памяти о Победе 2.1. История развития периодических изданий в Якутии. Газеты "Социалистическая Якутия" и "Якутия 20 2.2. Анализ способа сохранения исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне по материалам газеты «Социалистическая Якутия» и «Якутия» 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

I. ИСТОЧНИКИ: 1. «Социалистическая Якутия» № 90 (7429) 1945, 08 мая 2. «Социалистическая Якутия» № 91 (7430) 1945, 09 мая 3. «Социалистическая Якутия» № 92 (7431) 1945, 10 мая 4. «Социалистическая Якутия» № 93 (7433) 1945, 12 мая 5. «Социалистическая Якутия» № 109 (10.448) 1955, 09 мая 6. «Социалистическая Якутия» № 108 (13425) 1965, 09 мая 7. «Социалистическая Якутия» № 109 (16332) 1975, 09 мая 8. «Социалистическая Якутия» № 104 (20446) 1985, 09 мая 9. «Республика Саха» № 81 (28128) 1995, 06 мая 10. «Республика Саха» № 82 (28129) 1995, 07 мая 11. «Республика Саха» № 84 (28131) 1995, 09 мая 12. «Якутия» № 81 (30572) 2005, 07 мая 13. «Якутия» №49 (32983) 2015, 08 мая 14. «Якутия» №17 (33300) 2018, 04 Мая 15. «Якутия» №17 (33351) 2019, 08 Мая II. ЛИТЕРАТУРА: 1. Ахметшина А.В. ПОНЯТИЕ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ» И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(38). – Новосибирск: СибАК, 2014 2. Гарант. РУ, информационно-правовой портал. [Электронный ресур] - URL: http://base.garant.ru/6341190/ (Дата обращения 11.05.2019) 3. Гарант. РУ, информационно-правовой портал. [Электронный ресур] - URL: http://base.garant.ru/6341191/ (Дата обращения 11.05.2019) 4. Давлетшина Д.Г. Социальная память как основа нравственности человека: Автореф. дис. канд. философ. наук. Уфа, 2006. — С.18 5. Левада-центр [Электронный ресур] – URL: http://www.levada.ru/2017/05/05/deklaratsii-o-dohodah-chinovnikov/ 6. Мазур Л.Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия УФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. Том 15 №3 (117) Память истории и история памяти. [Электронный ресурс] URL: https://journals.urfu.ru/index.php/Izvestia2/article/view/1589 (дата обращения: 11.04.2019) 7. Миллер А.И. Политика исторической памяти как основа формирования коллективной идентичности и воспитания деятельного патриотизма // Стратегия XXI // Совет по оборонной и внешней политике: сайт. [Электронный ресурс] — URL: http://svop.ru/проекты/strategy-xxi/9997/#more-9997 (дата обращения: 11.04.2019) 8. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М.: Высшая школа, 1989. — С. 156-157 9. Проказина Н.В Воспроизводство исторической памяти о Великой Отечественной войне в общественном сознании жителей Беларуси и России: сравнительный анализ. Коллективная монография. Под общ. Ред.. – Орел: «Издательство ОФ РАНХиГС» - 2014. 10. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003. С. 10. 11. Репина Л.П. История исторического знания. Историческое сознание и историческая память. М., 2004 12. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1965 г. «Об объявлении 9 мая нерабочим днём» [Электронный ресур] - URL: http://base.garant.ru/198106/ (дата обращения: 11.04.2019) 13. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1945 г. «Об объявлении 9 мая Праздником Победы» [Электронный ресур] - URL: http://base.garant.ru/198106/ (дата обращения: 11.04.2019) 14. Юбилеи ПобедыАрхивная копия от 21 мая 2015 на Wayback Machine // Проект «Уроки истории. XX век», 26 мая 2009 г. 15. [Электронный ресур] - URL: http://veteranyykt.tilda.ws/ дата обращения 11.05.2019 16. 70-летие Великой Победы // Гарант. РУ, информационно-правовой портал. [Электронный ресур] - URL:http://www.garant.ru/actual/70_letie_pobedy/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ПОБЕДЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1.1 Историческая память: понятие, сущность Историческая наука занимает особое место среди социально-гуманитарных дисциплин. Это обусловлено тем, что история, наряду с философией, является системообразующей дисциплиной гуманитарного знания. Знания о прошлом обеспечивают передачу моральных и идейных ценностей, а также ориентацию в историческом времени и социальном пространстве. В этом и заключается значимость исторического сознания, являющегося мощным регулятором общественной жизни. В современный период развития российского общества, когда очевиден его нравственный кризис, исторический опыт востребован в социальной практике формирования ценностных приоритетов общества, особенно у молодого поколения. В связи с этим перед нами стоит задача рассмотреть одну из социальных функций истории — функция социальной памяти, которая является основным способом идентификации и ориентации общества и личности. В настоящее время не существует однозначного определения данного термина. Существует большое количество дефиниций, которые часто взаимозаменяют друг друга, так «социальная память», «историческая память», «культурная память», «коллективная память», «индивидуальная память» и т. д. По мнению Д.Г. Давлетшиной: «Социальная память имеет множество своих проявлений: это и историческая, и нравственная память, и надындивидуальная память, с которой связана проблема сохранения интеллектуальных ресурсов человечества» . Связующим звеном, объединяющим социальную и историческую память, выступает человечество в целом, как носитель исторической, нравственной и социальной памяти. Что же понимается под исторической памятью? Толкование термина историческая память имеет множество вариаций, однако в целом историческую память можно определить как способность общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знаний о произошедших исторических событиях, об исторических деятелях ушедших эпох, о национальных героях и вероотступниках, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своём развитии. Важно то, что историческая память является основой культурной преемственности поколений и национально-гражданской идентичности. Историческая память, как набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Иногда рассматривается как измерение коллективной (или социальной) памяти. Историческая память составляет основу, ментальное ядро общественного сознания, обеспечивая возможность идентификации и самоидентификации отдельной личности и общества в целом. Л.П. Репина характеризует историческую память с позиции социокультурного феномена, нацеленного на осмысление исторических событий и их символическую репрезентацию, подчеркивая общность социальных функций исторического сознания и памяти. Они определяют такие свойства исторической памяти, как актуальность и изменчивость (постоянная модификация образов прошлого). По мнению Л.Н. Мазур историческая память формируется из разных источников, в том числе опирается на личный опыт, т.е. включает субъективный аспект, связанный с личными особенностями восприятия, интерпретации исторического, особенно событий «живой» истории, свидетелем и участником которой был человек. Также основу исторической памяти человека и общества в целом формирует та коммуникационная и информационная среда, в которой он находится: система образования, медийная среда, контролируемые в значительной степени идеологией и рынком. Основным фактором, заинтересованным в контроле над исторической памятью, выступает власть, а в недавном прошлом выступала еще и церковь. Как известно, постмодернистская программа в значительной степени сосредоточила внимание на изменчивости представлений о прошлом, на роли исторической концепции, которая интерпретирует исторические тексты исходя из современных предпосылок и действует как силовое поле, организующее хаотический фрагментарный материал. Несомненно, постоянный поиск «новых путей» в истории обусловлен столь же постоянным изменением тех вопросов, которые мы задаем прошлому из нашего настоящего. Но в результате крутого поворота в историографии последней трети ХХ в. появилось и новое отношение к документам, в том смысле, что последние не отражают, а интерпретируют прошлую реальность, и поскольку реконструкция прошлого в таких условиях — цель недостижимая, задача историографии — конструируя искомое прошлое, помочь индивидам и социальным группам (особенно маргинальным) обрести собственную идентичность. Именно это время характеризуется активным обращением историков к проблемам памяти. Как люди воспринимали события (не только их личной или групповой жизни, но и Большой истории), современниками или участниками которых они были, как они их оценивали, каким образом хранили информацию об этих событиях, так или иначе интерпретируя увиденное или пережитое — все это представляет огромный интерес. Речь идет не о сознательных искажениях (хотя и о них тоже нельзя забывать), а о системе восприятия людьми того, что они наблюдают. Реальность преломляется их сознанием, и ее искаженный, односторонний или расплывчатый образ запечатлевается в их памяти как истинный рассказ о происшествии. И все же, с учетом механизма переработки первичной информации в сознании свидетеля, это не может быть непреодолимым препятствием для работы историка. Выдающийся историк, археолог и философ Р. Коллингвуд в своей «Идее истории» рассматривал проблему памяти в плоскости теории исторического познания. Историческая память находит свое выражение в различных формах. Компаративный анализ традиционного историописания позволяет говорить о наличии двух моделей репрезентации исторического прошлого: это — эпос (первоначально звуковой способ передачи исторической памяти) и хроника (изначально письменный способ ее фиксации) с присущими им контрастными характеристиками: а) в эпосе, функция которого состоит в прославлении или коммеморации героя, абсолютные даты отсутствуют, а в хронике, функция которой заключается в описании или регистрации события, они имеют первостепенное значение; б) в эпосе, который рассчитан на эмоциональное восприятие слушателями и перформативен (значима его форма) по самой своей сути, важную роль в представлении сообщения играет исполнитель и ситуация, в которой происходит исполнение; в хронике тот, кто передает сообщение, невидим, а передача письменного сообщения носит информативный характер (важно содержание послания) и рассчитана на понимание, которое зависит от позиции читателя и его интеллекта. Процесс формирования исторической памяти достаточно сложен. Г.Б. Могильницкий, раскрывая сущность функции социальной памяти, указывает, что она «меняет свое содержание на разных этапах развития исторической науки не только вследствие избирательного характера подхода к явлениям прошлого, но и в меньшей степени в силу их оценки… Одни и те же явления прошлого нередко получают в разных системах исторических представлений диаметрально противоположную оценку, что определяет их неодинаковое звучание в памяти различных социальных классов». В российских условиях с ее многонациональным составом населения, когда каждый этнос имеет свои ценностные установки, традиции, религиозные убеждения и культуру, формирование исторической памяти становится тем более сложным процессом. Среди других факторов, влияющих на формирование исторической памяти, следует отметить: социально-экономические условия развития российского общества; идеологические установки; уровень образования в средней и высшей школе; отношение к истории и исторической науки в целом; деятельность средств массовой информации и др. На процесс формирования исторического сознания современной молодежи влияют все перечисленные факторы. Однако формирование исторической памяти на научной основе происходит в процессе систематического изучения истории. И здесь в первую очередь необходимо отметить роль школы и влияние знаний, полученных на уроках истории. Ведь школьное историческое образование является основой формирования и развития этнического самосознания и исторической памяти подрастающего поколения. Но здесь возникает проблема достоверности и объективности знаний, которые в свою очередь зависят от содержания школьных учебников и от позиции педагогов. Что касается содержания школьных учебников, то это отдельная проблема, но очевиден тот факт, что первоочередная задача создателей единого учебника по истории состоит в том, что материал, представленный в учебнике должен формировать у учащихся ценностные ориентации, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности. Одной из главных задач школьного курса истории необходимо выделить — формирование гражданской общероссийской идентичности. При этом необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Что же касается учителей истории, то они должны помнить, что процесс формирования исторической памяти на уроках истории должен отличаться системностью, целенаправленностью и последовательностью. Систематическая и целенаправленная деятельность по формированию исторической памяти должна продолжаться и в высшей школе, где у студентов важно развивать способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений. Ключевое место здесь принадлежит курсу отечественной истории, а также различным дополнительным курсам, связанным с исторической проблематикой. В настоящее время школа и ВУЗ не могут в полной мере решить проблему формирования исторической памяти молодого поколения. Все это усугубляется падением престижа истории. Не менее плачевен тот факт, что фактически вся историческая идентичность российского общества держится на памяти о Великой Отечественной войне, что является недостаточным. Как указывает А.И. Миллер: «У России трудная, но великая история, полная крупных достижений, блистательных побед и масштабных трагедий. Их нужно вернуть в сознание людей, чтобы они ощущали себя ответственными наследниками прежних поколений» . 2.2 Механизмы сохранения исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне. Газеты как средство сохранения исторической памяти Задача формирования и сохранения исторической памяти должна решаться при активном участии государства и институтов, реализующих единую стратегию развития исторического сознания молодёжи. В настоящее время российское правительство осознает на сколько важна задача формирования исторической памяти и национально-гражданской идентичности у современной молодежи. Этим и объясняется повешенный интерес к вопросам развития общего исторического образования. Политика российской политической элиты в современный период заключается в следующем: формирование содержания образования (федеральные государственные образовательные стандарты, единый учебник по истории, рабочие программы и др.), создание информационно-образовательной среды образовательного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов и др. Здесь важно отметить, что государственная власть должна быть определяющим, но в тоже время внешним условием для формирования содержания исторического образования. Успешность реализации государством политики формирования исторической памяти зависит также от готовности общества и педагогического сообщества воспринять предложенные ему политические идеи. К основным истокам для формирования исторической памяти по мнению Л.П. Репиной, важны три процесса: 1) «забвение прошлого» (потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного); 2) различные интерпретации фактов и событий; 3) актуализация (воспроизведение и узнавание) прошлого, связанная с текущими проблемами. В информационном плане историческая память обладает временной и пространственной структурой. Историческая память очень вариативна и имеет государственные, национальные, социальные и возрастные особенности, но вместе с тем содержит и некоторые общие координаты, символы и образы, объединяющие общество, обеспечивающие его ментальное единство. Реконструкция исторической памяти как исследовательская проблема, предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач: 1) выделение основных информационных каналов формирования исторической памяти сообщества; 2) составление карты памяти, ее символьного ряда и пространственной иерархии образов; 3) реконструкция и интерпретация исторических образов, их анализ и дешифровка. В этой связи существует уточнить, что можно рассматривать как источник формирования исторической памяти, а что представляет собой механизм. Роль источника связана с задачами фиксирования и преобразования исторической информации в образы. Механизм отвечает за трансляцию имеющихся в обществе исторических знаний и представлений. К основным источникам исторической информации следует отнести: 1) историческую науку; 2) искусство и литературу; 3) личный опыт, в том числе документированный (мемуары, воспоминания, письма и пр.). Механизмами трансляции исторической информации выступают: 1) система образования; 2) СМИ; 3) устные коммуникации; 4) места памяти. Источники исторической информации и механизмы ее передачи испытывают на себе влияние таких факторов, как идеология (религия), рынок, а также информационные технологии (устные, письменные, аудиовизуальные и пр.), которые определяют особенности информационной среды и культуры общества. Роль факторов состоит в том, что они регулируют актуализацию, отбор, интерпретацию, доступность исторической информации, т.е. фактически управляют историческим сознанием и исторической памятью. Изучая процессы формирования исторической памяти, очень важно определить место и роль информационных каналов, тем более, что они могут меняться, отражая исторические особенности коммуникационной среды. Длительное время за формирование исторической памяти отвечал устный канал информации, опиравшийся на личностный опыт и бытовавшие технологии передачи сведений о прошлом – из уст очевидцев своим слушателям. Он определял характер эволюции исторической памяти – естественный, основанный на биологических законах функционирования памяти. В ХХ в. особое место в процессах формирования исторической памяти отводится средствам массовой информации, которые не только распространению научных знаний, тиражирования художественных образов, личного исторического опыта, но и мифов, идеологических и пропагандистских штампов. Средства массовой информации, и особенно кинематограф (сочетающий как черты искусства, так и СМИ), обладают кодирующим эффектом, что создает предпосылки для манипулирования исторической памятью. Каждый информационный канал, отвечающий за формирование исторической памяти, порождает свои тексты, к ним относятся научные, художественные документы, источники личного происхождения, в том числе дневники, воспоминания, средства массовой информации, фото – и кино – документы. Среди текстов для каждого исторического времени выделяются официальные, которые несут основную семантическую нагрузку: одобренные властью/церковью исторические дискурсы и примыкающие к ним пропагандистские, идеологические, религиозные тексты, а также художественные исторические произведения, позволяющие в целом восстановить «ландшафт» исторической памяти с его «пиками» и «провалами», уточнить фоктографический каркас образа прошлого. Важнейшей характеристикой официальных текстов выступает их массовость, в частности тираж, и нормативности. Рассмотренные выше теоретико-методологические проблемы изучения исторической памяти являются отражением растущего интереса исторического сообщества к не в полнее традиционным сюжетам, связанным не с описанием исторических событий, а с их восприятием современниками, потомками, историками и неисториками. Эти проблемы находятся в зоне междисциплинарности и требуют согласования и доработки понятийного аппарата, привлечения новых источников и методов их изучения, т.е. поиска новых форм исторического познания. Великая Отечественная война занимает особое место в истории России ХХ века и является мощным стимулом для изучения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, выявления особенностей ее формирования и функционирования. Особенно актуально сегодня стоят вопросы о том, что мы знаем о войне, что помним, какие чувства испытываем, вспоминая трагический, но и героический период развития страны. Эти знания, оценки и эмоциональный фон составляют неотъемлемый ресурс патриотического и гражданского развития. В российском историческом сознании вторая мировая война занимала и занимает особое место. Несмотря на то, что историческая память о войне подверглась и подвергается регулярным, настойчивым атакам как изнутри страны, так и извне, историческое сознании демонстрирует значительную устойчивость.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, История, 85 страниц
850 руб.
Дипломная работа, История, 85 страниц
2125 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg