Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Совершенствование органами муниципальной власти организации реформирования жилищно-коммунального хозяйства

irina_krut2020 2025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Выпускная квалификационная работа на тему «Совершенствование органами муниципальной власти организации реформирования жилищно-коммунального хозяйства» структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Работа включает 74 страниц текста, девяти таблиц, шести рисунков-схем, 40 использованных источников. Ключевые слова: органы муниципальной власти, реформирование, жилищно-коммунальное хозяйство. Объект — муниципальное образование. Предмет исследования – деятельность муниципального образования по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в городе. Цель — на основе изучения теоретических положений и актуального состояния городского жилищно-коммунального хозяйства внести предложения по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании. Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, анализ литературных источников, статистический анализ. В работе предложен комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности органов муниципальной власти в сфере ЖКХ Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель и задачи исследования, сформулированы предмет и объект. В первой главе изучены теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства на федеральном и муниципальном уровнях. Во второй главе представлен сравнительный анализ и разработаны мероприятия по совершенствованию деятельности в сфере жилищно-коммунального хощяйства. В заключении приводятся основные выводы по результатам проведенного исследования.
Введение

На современном этапе одним из направлений общественно-экономических преобразований стало реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Реализация целей и задач реформирования российского жилищно-коммунального хозяйства в рыночных условиях происходит на протяжении пятнадцати лет и будет продолжена еще длительный период, подтверждением чему является разработанная Правительством Российской Федерации концепция целевой программы модернизации и реформирования ЖКХ до 2020 года. Проводимая реформа определила основные тенденции финансирования жилищно-коммунального хозяйства: расширение спектра источников финансирования отрасли, предполагающее помимо средств бюджетов и населения привлечение средств частных инвесторов, в том числе кредитных организаций; обеспечение полного возмещения гражданами – собственниками жилых помещений стоимости жилищно-коммунальных услуг; адресная финансовая поддержка государством социально незащищенных категорий населения посредством предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование институтов развития, инвестиционный потенциал которых направляется, в том числе на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов коммунальной сферы; внедрение разнообразных финансовых инструментов и механизмов финансирования ЖКХ, включающих инфраструктурные облигации, гарантийные фонды ЖКХ, концессионные соглашения и иные. Несмотря на то, что перечисленные направления развития финансирования ЖКХ осуществляются при одновременном сокращении бюджетного финансирования отрасли, роль последнего остается весьма значительной, в особенности, когда речь идет об обновлении материально-технической базы в коммунальной сфере, финансовой поддержке льготных категорий населения, реализации общественно значимых проектов, связанных, например, с благоустройством городских территорий, утилизацией бытовых и радиоактивных отходов, содержанием дорог, объектов уличного освещения. На бюджетное финансирование ЖКХ оказывают позитивное влияние изменения, связанные с совершенствованием российской бюджетной системы. Прежде всего, это использование программно-целевого метода бюджетного планирования, который позволяет оптимизировать процесс формирования бюджета, обеспечить последовательность отраслевой политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе; увеличение горизонта бюджетного планирования; интеграция бюджетной классификации расходов со счетами бюджетного учета; разработка мер повышения эффективности бюджетных расходов. Кроме того, дифференцированный подход к бюджетному финансированию государственных учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий в области ЖКХ, выраженный в полном (нормативном) финансировании первых и частичном (в виде субсидий на возмещение затрат) финансировании вторых, ориентирован на экономию бюджетных ресурсов, является логическим следствием решения о переводе организаций ЖКХ на рыночные условия хозяйствования. В то же время существуют и требуют устранения объективные препятствия для эффективного расходования бюджетных средств на поддержание и развитие ЖКХ на современном этапе, в числе которых следует выделить ограниченный подход к понятию эффективности бюджетного финансирования, связанному лишь с необходимостью экономии бюджетных ресурсов в ходе их использования на соответствующие нужды; несовершенство организационных мер по обеспечению корреляции оперативных и стратегических целей социально-экономического развития с финансовыми целями в деятельности органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений в сфере ЖКХ; недостаточное развитие механизма финансирования государственных учреждений ЖКХ, предоставляющих государственные услуги. Высокая теоретическая и практическая значимость решения вопросов, связанных с повышением эффективности финансирования ЖКХ, в том числе поиском эффективных способов планирования расходов на ЖКХ, методов управления отраслевыми финансовыми потоками, ориентированных на социально-экономическое развитие регионов, в условиях сокращения дотационности ЖКХ, значительного износа коммунальной инфраструктуры и низкого платежеспособного спроса населения обуславливают актуальность темы исследования. Актуальность работы определяется следующим: жилищно-коммунальные услуги являются одним из важнейших показателей качества жизни людей, жилищно-коммунальное хозяйство – это важнейший сектор экономики, а также ключевой элемент социальной сферы народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. Поэтому включение ЖКХ в систему рыночных отношений, изменение механизма управления этой сферы, ее реформирование влияет на весь ход экономической реформы в России. Объект исследования: муниципальная власть города Кемерово. Предмет исследования: деятельность муниципального образования по реформированию жилищно-коммунального хозяйства в городе. Цель работы: На основе изучения теоретических положений и актуального состояния городского жилищно-коммунального хозяйства внести предложения по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании. Задачи: 1. Рассмотреть теоретические основы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. 2. Проанализировать актуальное состояние городского жилищно-коммунального хозяйства. 3. Выявить основные проблемы системы жилищно-комунального хозяйства на муниципалом уровне. 4. Предложить мероприятия по совершенствованию реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе Кемерово. Теоретической базой послужили работы ученых в области реформирования ЖКХ, практической базой явились документы о деятельности администрации города по изменению механизма управления рассматриваемой сферой. Новизна в работе: проанализирована деятельность администрации города по реформированию ЖКХ и предложены направления по ее совершенствованию. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В введении обосновывается выбор темы, её актуальность, цель и задачи работы, предмет и объект исследования, приводятся основные методы исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы реформирования ЖКХ. Во второй главе дается анализ деятельности администрации г. Кемерово по управлению рассматриваемой сферой, размещены предложения по совершенствованию анализируемого процесса. В заключении обобщаются результаты проведения исследования и приводятся основные выводы работы. Практическая значимость. Предложенные направления по совершенствованию реформирования ЖКХ в муниципальном образовании могут быть использованы в деятельности администрации г. Кемерово и других муниципальных образований.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы управления и реформирования системы муниципального управления ЖКХ 7 1.1 Содержание и особенности управления ЖКХ в муниципальном образовании 7 1.2 Основные принципы и направления реформирования системы управления ЖКХ в Российской Федерации 16 1.3 Специфика реформирования ЖКХ на муниципальном уровне……………………………………………………………………………………….....28 Глава 2. Разработка предложений по совершенствованию системы жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне 43 2.1 Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Кемерово 43 2.2 Выявление основных проблем системы ЖКХ в городе Кемерово………………………………………………………………………………………60 2.3. Предложения по повышению эффективности и совершенствованию системы ЖКХ в г.Кемерово. 64 Заключение 72 Список использованных источников 75
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. – Официальный текст с изменениями от 16 марта 2014 г. – Москва: ИНФРА-М, 2014. 2. Федеральный закон «Жилищный кодекс Российской Федерации» № 188-ФЗ, в ред. от 31 января 2016 г. 3. Федеральный закон «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 195-ФЗ, в ред. от 1 мая 2016 г. 4. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ, в ред. от 29 декабря 2015 г. 5. Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» № 69-ФЗ, в ред. от 28 ноября 2015 г. 6. Федеральный закон «О теплоснабжении» № 190-ФЗ, в ред. от 28.11.2015г. 7. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ, в ред. от 29 июня 2015 г. 8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, в ред. от 15 февраля 2016 г. 9. Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ, в ред. от 29 декабря 2014 г. 10. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ, в ред. от 13 июля 2015 г. 11. Постановление Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». 12. Постановление Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». 13. Постановление Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 г. «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». 14. Постановление Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». 15. Постановление Правительства РФ № 416 от 15 мая 2013 г. «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». 16. Постановление Правительства РФ № 400 от 30 апреля 2014 г. «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». 17. Постановление Правительства РФ № 97 от 11 февраля 2016 г. «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016 – 2018 годы». 18. Устав Кемеровской области : принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09.04.1997) (ред. от 08.07.2015) // Кузбасс. – 1997. - № 102. 19. Закон Кемеровской области «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах» № 141-ОЗ, в ред. от 08 октября 2015 г. 20. Закон Кемеровской области «О муниципальном жилищном контроле» №102-ОЗ, в ред. от 16 декабря 2015 г. 21. Закон Кемеровской области «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» № 89-ОЗ, в ред. от 08 октября 2015 г. 22. Постановление Правительства Московской области № 1023/54 от 03 декабря 2013 г. «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области». 23. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области № 225 от 06 июня 2014 г. «О реализации части 4 статьи 166 и части 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации». 24. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области № 224 от 06 июня 2014 г. «Об утверждении Порядка утверждения краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». 25. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области № 280 от 16.07.2014 г. «Об утверждении Порядка привлечения региональным оператором, в том числе в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме». 26. Устав города Кемерово : принят постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.06.2005 № 253 (ред. от 27.11.2015) // Приложение «Официально» к газете «Кемерово». – 2005. - № 28. 27. Постановление администрации г. Кемерово № 91 от 07 июня 2008 г. «Об управлении жилищно-коммунального хозяйства». 28. Постановление администрации города Кемерово № 3145 от 24 декабря 2015 г. «О порядке уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Кемерово, и включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в части помещений, находящихся в муниципальной собственности». 29. Бутенко, А. А. Жилищно-коммунальные услуги как объект гражданско-правового регулирования в Российской Федерации // Правовая регламентация оказания услуг в жилищно-коммунальной сфере : опыт, проблемы, перспективы : сборник статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции (г. Волгоград, 17-18 октября 2014 г.) / [редкол.: Котельников Н. В. и др.]. – Волгоград : Крутон, 2014. – С. 23 – 25. 30. Гапоненко, А. Л. Теория управления : учебник для бакалавров : [для вузов по экономическим направлениям и специальностям] / А. Л. Гапоненко, М. В. Савельева ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – Москва : Юрайт, 2013. – 342 с. 31. Капитальный ремонт в многоквартирных домах и тарифы на коммунальные услуги: вопросы и ответы : комментарии и разъяснения экспертов гос. корпорации-Фонда содействия по реформированию жилищно-коммунального хоз-ва и Федер. службы по тарифам. – Москва : Библиотечка «Российской газеты», 2014. – 158 с. 32. Кирсанов, С. А. Повышение эффективности предоставления жилищных и коммунальных услуг в России / С. А. Кирсанов, С. П. Кюрджиев, В. И. Хрипун. - Ростов-на-Дону : Издательство ЮРИФ РАНХИГС, 2013. – 279 с. 33. Кожевников, С. А. Жилищно-коммунальное хозяйство региона: состояние, проблемы, перспективы / С. А. Кожевников ; Федер. агентство науч. орг., Рос. акад. наук, Ин-т социал.-экон. развития территорий Рос. акад. наук. – Вологда : ИСЭРТ, 2015. – 138 с. 34. Развитие организационно-экономического механизма управления качеством услуг ЖКХ на муниципальном уровне / Г. Д. Дроздов, И. В. Дроздова, Н. И. Пастухова и др. ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. экон. ун-т. – Санкт-Петербург : Издательство СПбГЭУ, 2014. – 118 с. 35. Стукалов, А. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ : вопросы теории и практики / А. В. Стукалов. – Москва : Проспект, 2015. – 174 с. 36. Васильев, Ю. А. Раскрытие информации в ГИС ЖКХ // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2015. - № 7. – С. 56 – 65. 37. Хусяйнова, С. Г. Обеспечение законности в деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: прокурорско-надзорный аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. - № 9. – С. 25 – 28. 38. Администрация города Кемерово : (официальный сайт) – URL : http://www.kemerovo.ru/. 39. Федеральная служба государственной статистики : (официальный сайт) – URL : http://www.gks.ru/. 40. Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области : (официальный сайт) – URL : http://fkr42.ru/.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы управления и реформирования системы муниципального управления ЖКХ. 1.1 Содержание и особенности управления ЖКХ в муниципальном образовании. Жилищно-коммунальное хозяйство – крупнейшая отрасль, призванная создавать отвечающие современным требованиям условия проживания и работы граждан в жилых и нежилых помещениях, расположенных на муниципальной территории, путем обеспечения бесперебойной работы предприятий и организаций, входящих в нее[29]. Формировать адекватную рыночным отношениям структуру ЖКХ сегодня требуется в условиях специфики местного самоуправления. В соответствии с этим количественные показатели позволяют оценивать уровень развития предприятий и организаций ЖКХ в отдельных муниципальных образованиях. Количественные показатели определяют число предприятий и организаций ЖКХ, количество занятого в этой сфере населения, мощность и размеры коммунальных предприятий, объем и количественную дифференциацию услуг и продукции, предоставляемых населению, уровень потребления коммунальных услуг муниципальным образованием и отдельной семьей, человеком. Качественные показатели подразделяются на четыре группы: – качество предоставляемых жилищно- коммунальных услуг различными предприятиями ЖКХ; – совокупность технико-экономических показателей развития предприятий ЖКХ; – инновационные критерии внедрения новой техники и технологии, определяющие качество труда, уровень квалификации; – внедрение информационной культуры экономических взаимоотношений с потребителями ЖКХ и муниципалитетами[32]. Формирование этих показателей и своеобразие производственно-эксплуатационной деятельности предприятий и организаций ЖКХ в своей основе определяется особенностями муниципального управления, которое, в свою очередь, находится под воздействием объективного занимаемого статуса муниципального образования. Рассматривая особенности муниципального управления сферой ЖКХ, хотелось бы отметить, что они формируются под воздействием факторов как эндогенного, так и экзогенного характера, которые, в свою очередь, порождают проблемы управления. По вопросам жилищно-коммунальной реформы высказываются противоположные мнения, суть которых в следующем: реформа нужна, но к ней нельзя приступать до тех пор, пока не вырастут денежные доходы; к реформе нужно приступать в срочном порядке, в условиях отсутствия бюджета у многих муниципальных образований она позволит уберечь жилищно-коммунальное хозяйство от полного разрушения и создаст реальные предпосылки для ее сохранения, развития и преобразования. Спорный момент касается также вопроса распределения полномочий между центральной властью и регионами: нужно ли принятие единой государственной программы жилищно-коммунальной реформы или можно ограничиться ее разработкой на уровне регионов. Следует отметить, что жилищно-коммунальная реформа затрагивает прежде всего муниципальный уровень управления и поэтому должна полностью соответствовать законодательству местного самоуправления. В сознании людей на начальном этапе реформа воспринимается гражданами исключительно как повышение платежей за жилищно-коммунальные услуги. К сожалению, это происходит не только потому, что именно на этом аспекте реформы концентрируют свое внимание средства массовой информации, но и в действительности из всех элементов жилищно-коммунальной системы реальные и наиболее ощутимые изменения происходят преимущественно в части оплаты населением услуг этой сферы. Однако повышение платы составляет лишь часть системы взаимосвязанных мероприятий, повышающих эффективность жилищно-коммунального хозяйства за счет сокращения непроизводительных расходов и роста качества самих услуг. Более того, отдельные частные мероприятия не позволяют в полной мере использовать весь потенциал возможностей совершенствования жилищно-коммунального хозяйства и включения этого сектора экономики в рыночную систему отношений. Для России более характерной является трехуровневая система управления. На первом уровне находится собственник жилья, в функции которого входит разработка жилищно-коммунальной политики и решение таких задач, как формирование объективно обоснованной тарифной политики, планирование реконструкции и модернизации жилья, контроль за использованием средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, и за деятельностью монополистов, организация мероприятий по предоставлению компенсаций за жилищно-коммунальные услуги. На втором уровне располагается служба заказчика, призванная обеспечить содержание и эксплуатацию жилого фонда, выбор подрядчика для выполнения услуг и заключение с ним договоров, контроль за качеством предоставляемых услуг. На третьем уровне находятся подрядчики, непосредственно производящие жилищно-коммунальные услуги. Жилищно-коммунальное хозяйство является крупным потребителем топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Выбор поставщиков ресурсов только на конкурсной основе, как показывает опыт, позволяет обеспечить их экономию на 20–30%. Население, оплачивая услуги по усредненным нормативам, также не имеет стимула к экономии, так как самоограничения в их расходовании никак не сказывается на размере платежей. Поэтому плата за реально потребляемые услуги стимулирует экономию потребителя и снижение потерь производителя. Безусловно, ключевым элементом управления жилищно-коммунального хозяйства является механизм финансирования. Он включает разработку гибкой системы формирования жилищно-коммунальных платежей в соответствии с объемом и качеством потребляемых услуг способствует поддержке социально незащищенных групп населения. В тоже время за более качественные услуги и существенное превышение социальных нормативов должны применяться повышенные тарифы[36]. По мере повышения доли населения в финансировании жилищно-коммунального хозяйства будет возрастать фактор своевременности оплаты услуг населением. Безнаказанность и отсутствие ответственности жителей за своевременность платежей при росте тарифов может еще больше повысить численность неплательщиков. Поэтому необходимо стимулировать своевременную оплату жилищно-коммунальных услуг и выработать законодательную защиту прав и интересов жилищно-коммунальных предприятий. Формирование устойчивой финансовой базы развития жилищно-коммунального хозяйства невозможно без привлечения внебюджетных средств. Мировая практика свидетельствует о необходимости создания системы страховой защиты имущественных интересов и жилищных прав собственников и нанимателей жилья. С этой целью следует создать городской фонд жилищного страхования. Страхователями должны выступить население и городская администрация. Другим направлениям привлечения других средств может стать жилищно-коммунальный заем. Большие потенциальные возможности повышения эффективности развития жилищно-коммунального хозяйства заложены в проведении инновационной политики. Для включения его в сферу инновационных процессов необходима организация банка данных о новых материалах и технологиях, применяемых в строительстве и эксплуатации жилья и объектов коммунальной инфраструктуры. Функции администрации города в решении этой задачи состоят в поддержке инновационных начинаний и проведении конкурсов научно-технических разработок, создании информационно-аналитического центра инноваций. В конечном итоге успех жилищно-коммунальной реформы будет определяться тем, насколько синхронно станут осуществляться ее мероприятия, в какой мере при этом будет обеспечена гласность и информированность населения об ожидаемых и достигнутых результатах на каждом ее этапе. Федеральная программа преобразования отрасли ЖКХ требует решения конкретных проблем, негативно отразившихся на состоянии недвижимости жилищно-коммунальной сферы. В первую очередь к ним относятся: • остаточный принцип финансирования; • отсутствие четкого разграничения властных полномочий и ответственности различных уровней власти и управления. Главным остаются вопросы собственности на основные фонды, относящиеся к сфере ЖКХ, ответственности за ее сохранность и целевое использование. В результате преобразований существовавшая система управления и финансирования ЖКХ претерпела кардинальные изменения. Существенно изменились формы собственности на все объекты сферы ЖКХ в России. За годы преобразований проведена передача муниципалитетом государственного и ведомственного жилищного фонда. При этом доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 % до 34 % за счет передачи в частную собственность. Сформированный таким образом рынок жилья и созданная на федеральном уровне правовая база позволили внедрять на местах дольные элементы механизма управления ЖКХ. Передача жилищного фонда муниципалитетам, с одной стороны, позволила сделать предприятия, ранее отвечающие за его эксплуатацию, более конкурентоспособными, уменьшив затраты на его содержание, с другой – потребовала увеличения затрат у муниципалитетов на его содержание. Институциональные изменения, происходящие в экономике страны, коснулись коммунальных предприятий. В первую очередь они связаны с их приватизацией, что позволило сформировать частный сектор в отрасли (в основном за счет малого бизнеса), а также создать базу для внедрения рыночных отношений. Большинство предприятий, передавших объекты ЖКХ местным органам власти, освободились от непроизводственных функций, сосредоточив внимание на эффективности производства. Этому способствовали меры по устранению перекрестного финансирования, в условиях которого промышленность и другие отрасли экономики вынуждены были оплачивать электроэнергию и прочие ресурсы по завышенным тарифам. Положительным результатом реформирования системы ЖКХ стал переход основной части жилья и коммунальных предприятий в муниципальную собственность. Проведенные финансовыми органами исследования показали, что многие местные органы власти недостаточно обеспечивают последовательность проведения мероприятий жилищно-коммунальной реформы, одним из направлений которой является дифференциация платежей населения в зависимости от качества и количества услуг, месторасположения жилья. Для стимулирования жилищно-коммунальной реформы используются также рычаги оказания временной финансовой помощи субъектам Российской Феде- рации, в частности, при выдаче ссуд из федерального бюджета на кассовый разрыв, на погашение долгов по заработной плате и другим социальным выплатам. Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства представлены на рис. 1.1 Направления реформирования Ж К Х Финансовое оздоровление предприятий ЖКХ Изменение тарифной политики Привлечение частных инвестиций Рис. 1.1 Основные направления реформирования системы жилищно-коммунального комплекса Финансовое оздоровление предприятий ЖКХ включает в себя инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию накопившейся задолженности. Без решения этой задачи другие мероприятия не дадут положительного эффекта. Передача распоряжения бюджетными средствами на дотирование отрасли от предприятий к жителям осуществляется в комплексе с мерами социальной защиты населения. Изменение экономических отношений в отрасли предполагает разделение функций собственника, управляющего муниципальным жилищным фондом, и обслуживающих организаций на основе договорных отношений между ними, что позволит создать конкурентную среду в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. Изменение тарифной политики включает в себя введение государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий и ежегодное установление предельной стоимости ЖКУ на один кв. метр жилой площади дифференцированно по субъектам РФ. Содержание жилищного фонда и систем инженерного обеспечения поселений потенциально привлекательно для инвесторов. Предусматривается переход с бюджетной на заемную основу инвестирования отраслей ЖКХ с частичным бюджетным софинансированием. Реализация указанных мероприятий существенно влияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, позволяет серьезно сократить расходы местных бюджетов на дотирование предприятий ЖКХ. Рис. 1.2. Основные задачи органов местного самоуправления по реформированию системы жилищно-коммунального комплекса В каждом муниципальном образовании разработана собственная, экономически и социально обоснованная программа реформирования жилищно-коммунальной сферы, учитывающая местную специфику. В результате ее реализации будет осуществлен переход на систему договорных отношений между органами местного самоуправления, собственниками и нанимателями жилищного фонда, и создана конкурентная среда в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации. Основные задачи органов местного самоуправления по реформированию системы жилищно-коммунального комплекса представлены на рис. 1.2 На основе программы реформирования ЖКХ на муниципальном уровне должно быть обеспечено существенное сдерживание роста цен и повышение качества предоставления услуг, а в ряде случаев – снижение тарифов на отдельные виды ЖКУ. В настоящее время в отечественной практике управления долгосрочным развитием муниципального хозяйства сложилось множество различных форм проектов функционирования предприятий жилищно-коммунального сектора. Однако в основе каждого успешного проекта лежит концепция интеграции частного и муниципального капитала. Это позволит решить ряд задач: • приобретение более полных социально-экономических выгод от использования имеющегося потенциала муниципального хозяйства; • поддержание устойчивого социально-экономического развития городской среды; • эффективное использование имеющихся в муниципальной собственности ресурсов. Привлечение частных капиталов к финансированию инвестиционных проектов в жилищно-коммунальную инфраструктуру через организацию частно-государственных (или частно-муниципальных) партнерств создает спрос на определенные финансовые активы – долгосрочные инвестиционные ресурсы. Под частно-государственным партнерством в коммунальном хозяйстве в современной литературе понимается делегирование частному сектору на контрактной основе на определенный срок функций управления государственными (или муниципальными) системами коммунальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг.[32] Для государственных органов власти механизм взаимодействия частного и муниципального капитала на основе реализации частно-государственного партнерства является хорошей альтернативой существующей системе государственного финансирования, поскольку он содержит элементы обеспечения услуг и активов и в нем заложен принцип долгосрочного партнерства. В настоящее время сложилось несколько форм частно-государственного партнерства, которые отличаются уровнем распределения рисков между партнерами. Распределение рисков между муниципалитетом и частным бизнесом при использовании различных организационных форм возрастает от первой формы к последней. При этом необходимо отметить, что наряду с увеличением степени риска также возрастает управленческая и инвестиционная ответственность частного бизнеса. 1.2 Основные принципы и направления реформирования системы управления ЖКХ в Российской Федерации. Формально реформа ЖКХ началась в 1997 г. после Указа Президента РФ, одобрившего Концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. В рамках данного документа были намечены основные пути реформирования ЖКХ, детализированные более конкретными мероприятиями. Так, демонополизация и развитие конкурентной среды в системе обслуживания жилищной сферы должны сопровождаться привлечением организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой. Следующим немаловажным аспектом Концепции является совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, реализация которого осуществляется, во-первых, с помощью формирования структур (службы заказчика, управляющих организаций, товариществ собственников жилья и др.), представляющих интересы всех собственников жилья и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг; во-вторых, через предоставление собственнику-домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость и управлять ею; в-третьих, на основе принципа разделения функций заказчика и подрядчика. Другое приоритетное направление Концепции заключается в обеспечении государственного регулирования и контроля. Реализация вышеперечисленных направлений невозможна без реформирования системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства (оплата жилья и коммунальных услуг должна быть выстроена на принципах увеличения тарифов на жилищно- коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня); развития возможности получения собственниками жилья доходов от использования придомовой территории для оплаты жилья и коммунальных услуг; повсеместного внедрения индивидуальных приборов регулирования и учета воды, газа и других энергоресурсов в целях снижения затрат на коммунальные услуги, а также заключения договоров между управляющей организацией (службой заказчика) и организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги на конкурсной основе. Основные направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства: 1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса. Обеспечение финансовой стабилизации работы жилищно-коммунального комплекса, является основным условием формирования рыночных отношений в этом секторе экономики и предполагает осуществление следующих мер, которые носят в основном краткосрочный и среднесрочный характер: - реструктуризацию кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, включающей ежегодную инвентаризацию имеющейся задолженности, подписание актов сверки задолженности с кредиторами и дебиторами, заключение соглашений о реструктуризации долгов, предусматривающих условия и графики их погашения; - принятие мер по сокращению дебиторской задолженности, в том числе населения. - обеспечение достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, что предполагает: - применение установленного уровня оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и максимально-допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг; - повсеместное введение полной оплаты за жилищно-коммунальные услуги второго жилья и жилья, превышающего социальные нормативы; - включение в бюджеты муниципальных образований в полном объеме сумм на возмещение разницы в тарифах; - направление на цели восстановления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования средств областного и местного бюджетов; - реализацию мероприятий по повышению ответственности жителей за оплату жилищно-коммунальных услуг; - введение платы за наем муниципального жилья, позволяющей дифференцировать оплату жилья в зависимости от его потребительских свойств (качества и местоположения); - постепенную ликвидацию перекрестного субсидирования коммунальных услуг; - согласованность сроков действия тарифов на муниципальном уровне с периодами регулирования, установленными Федерацией и областью; - проведение независимых экспертиз и комплексных проверок предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью выявления нерациональных затрат при осуществлении тарифного регулирования; - разработку методологии привлечения заемных или кредитных ресурсов на развитие инфраструктуры коммунального хозяйства, позволяющей сгладить влияние на уровень тарифов пикового характера инвестиционных затрат, равномерно распределить их возмещение на более длительный период и сохранить оплату жилищно-коммунальных услуг доступной для населения; - организацию работы комиссий на областном и муниципальном уровнях, осуществляющих: - рассмотрение финансово-экономического положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства, планов их оздоровления; - выработку рекомендаций по обеспечению их устойчивого функционирования, снижению нерациональных затрат, ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности. - повышение инвестиционной привлекательности отрасли.[32]. 2.Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 (в редакции от 06.05.2003 № 52-ФЗ) "Об основах федеральной жилищной политики" действует система социальной защиты населения при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Малоимущим категориям граждан предоставляются адресные субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг - жилищные субсидии. Компенсация расходов на предоставление жилищных субсидий будет производиться за счет бюджетных средств в соответствии с действующим законодательством. Для повышения эффективности социальной поддержки населения целесообразно внедрить системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства. 3.Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг совершенствование системы управления. Одно из основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации - это создание конкурентной среды в жилищной сфере с предварительным разделением функций заказчика и подрядчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг и формированием договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими и подрядными организациями. Разделение функций в отношении муниципального жилищного фонда особенно важно для прекращения практики выполнения органами местного самоуправления хозяйственных функций по управлению жилищным фондом. Муниципальное образование как собственник жилищного фонда (его части в виде неприватизированных квартир) заключает с управляющей организацией договор на управление жилищным фондом. Аналогичные договоры на управление жилищным фондом заключают другие собственники жилья в многоквартирном доме муниципальной и частной форм собственности. Основное требование при формировании или выборе управляющей организации - это ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им жилищно-коммунальных услуг, при этом функции управляющей компании могут выполняться организацией любой организационно-правовой формы.[30]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 64 страницы
850 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 78 страниц
459 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 59 страниц
3000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg