Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Теоретические аспекты развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

irina_krut2020 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Цель данного исследования – определить оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие развитию компонентов психологической готовности детей 6-7 лет (на примере Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 219"). Гипотеза исследования состоит в предположении, что психологическая подготовка детей 6-7 лет к обучению в школе будет успешной при условии развития компонентов психологической готовности дошкольников посредством дидактических игр. Объект исследования - компоненты психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Предмет исследования – психолого-педагогические условия развитие компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе посредством дидактических игр. Согласно указанной цели были поставлены следующие задачи: 1. Изучить взгляды передовых педагогов, психологов на проблему развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. 2. Изучить психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста. 3. Рассмотреть понятие психологической готовности к школе и её компоненты. 4. Изучить методы и подходы к исследованию психологической готовности к школе в концепциях зарубежных и отечественных психологов. 5. Определить роль дидактических игр в развитии всех компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. 6. Составить картотеку дидактических игр, способствующих развитию всех компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Методологические и теоретические основы исследования составили работы выдающихся педагогов и психологов по изучению психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, а именно: принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн); принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили); теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин); концепция о готовности к обучению в школе (Л. И. Божович); труды отечественных и зарубежных исследователей А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А.Анастази, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, С. Штрембел, Я. Йирасек и др. [17,19,5,7,21,14,4,6]. Методы исследования. На разных этапах работы использовался набор методов, а именно: теоретические (изучение и анализ научно-методической литературы по педагогике, психологии); теоретико-обобщающие (формулирование и обоснование выводов); эмпирические методы (наблюдение, сравнение, беседа, игра). Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в уточнении понятия психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению и его компонентов. Практическое значение исследовательской работы состоит в определении возможностей использования его результатов в профессиональной деятельности психологов и воспитателей дошкольных учреждений, родителей на практике. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Введение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по дошкольному образованию, у детей к концу старшего дошкольного возраста должны быть сформированы первичные представления об окружающем мире, любознательность, познавательная мотивация, самостоятельность, саморегуляция собственных действий, умение общаться со взрослыми и сверстниками, позитивная установка к различным видам труда и т.д. [2]. Успешное формирование данных качеств личности старшего дошкольника ведут, соответственно, к формированию предпосылок к успешному освоению школьной программы. Педагогами и учеными исследователями было выявлено, что у многих детей, поступая в первый класс школы, недостаточно сформированы навыки и знания к школьному обучению. На основе этих заключений, требуется помощь педагога-психолога ДОУ, в определении и формировании психологической готовности детей к школе. Эта проблема всегда привлекала внимание педагогов и психологов. Как показала практика, первоклассники сталкиваются с трудностями, связанными с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т.д. Из этого следует, что существующие формы обучения ребенка к школе недостаточно эффективны и требуют улучшения образовательной системы, для эффективной подготовки детей 6-7 лет к обучению в начальной школе. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, с каким багажом знаний ребенок придёт в школу, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Высокие требования, к организации воспитания и обучения детей в ДОУ, вынуждают искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на нахождение новых методик и технологий в соответствии требованиям ФГОС. Следовательно, проблема готовности детей к обучению в школе приобретает огромное значение [2]. Таким образом, проблема развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе требует дальнейшего как экспериментального, так и теоретического исследования
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…….3 ГЛАВА I. Теоретические аспекты развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе………...7 1.1. Психолого-педагогические взгляды на проблему развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе ………… 7 1.2. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………… 13 1.3. Понятие психологической готовности к школе и характеристика её основных компонентов ……………………………………………………...15 1.4.Методы исследования и развития компонентов психологической готовности к школе в концепциях зарубежных и отечественных психологов ………………………………………………………………………………… 17 Вывод к главе 1 ……………………………………………………………… 22 ГЛАВА II. Экспериментальное исследование развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе ………24 2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей, задействованных в констатирующем этапе экспериментального исследования……………………………………………………………………24 2.2. Диагностика уровня развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе…………………………………...….. 28 2.3. Развитие компонентов психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе посредством дидактических игр …..…35 2.4. Анализ и оценка результативности экспериментального исследования ……...40 Вывод к главе 2 …………………………………………………………… 42 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..46 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………50
Список литературы

1. Закон об образовании в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. 3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Монографии, учебники, учебные пособия 4. Анастази А. Дифференциальная психология [Текст] : Индивидуаль. и групповые различия в поведении / А. Анастази. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 747 с. 5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] : избранные психологич.труды. - СПб. : Питер, 2009. – 398 с. 6. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд, испр. и доп. ? М.: Академический Проект: Культура, 2011. 7. Венгер Л.А. Программа «Развитие» (Основные положения) [Текст.]- М.: Новая школа, 1994. - 64с. 8. Виноградова М.А., Иванова Н.В. Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – 2016. – Т.1. – С. 245 – 24 9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - Издательство: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 671 с. 10. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребёнка к школе [Текст] - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013. - 176с 11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] - СПб. : Питер, 2009. - 207с 12. Давыдова, Ю. В. Как подготовить ребенка к школе/ Ю. В. Давыдова// Шпаргалки для родителей. – М. : Эксмо, 2008. – С. 144. 13. Ефремова, О. И. Психология развития: учебное пособие для студентов педагогических институтов / О. И. Ефремова, Л. И. Кобышева. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 194 с. 14. Каменская, В. Г., Зверева, С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. – СПб : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – С.120. 15. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : из. центр Академия, 2006. – 416 с. 16. Коменский Я. Избранные педагогические сочинения Т.2. / Я.А. Коменский. - М. : Педагогика, 1982. - 575с. 17. Кравцова Е.Е, Кравцов Г.Г., Ховрина Г.Б. Между детством и отрочеством. - М. : Левъ, 2010. - 124 с. 18. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. / Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста [Текст] - М.: Международный образовательный и психологический колледж, - 1995, с.13-25. 19. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с. 20. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1985. — 272 с. 21. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: учебное пособие / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадрикова. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 256 с. 22. Овечкина А. Н. Школа АБВГДейка. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет. Организация и содержание образовательного процесса. Тематическое планирование занятий. - М: Школьная Пресса, 2008 23. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе[Текст] - М.: Сфера, 2001. - 237с. 24.Останкова Ю.В. Коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе/ авт. сост. Ю. В. Останкова. Волгоград: Учитель, 2008.- 130 с. 25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 стр. 26.УшинскийК.Д.Избранные труды кн.3:Человек как предмет воспитания. Опыт педаг-кой антропологии [Текст]. М.: Дрофа, 2005. - 557с. 27.Цукерман Г.А, ПоливановаК.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. 2-е изд., испр. М.: Генезис, 2003. 128 с. 28.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 384 с. 29. Эльконин Д.Б. Психическое разв-е в детских возрастах [Текст]: избр.психол.тр./ - М. : Ин-т практ.психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 414 с. Статьи в периодических изданиях 30.Буршит И.Е.,Зайцева А.А. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста // Символ науки. 2016. № 1.С.139 – 141. 31. Варенцова Н. С. Готовность к школе /Варенцова Н. С. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004.-№5.-76-63. 32.ВороноваЛ.Б. Факторы, влияющие на интеллектуальную готовность ребенка к школьному обучению // Молодой ученый. 2018. №38. - С. 82-86. 33. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Конурова О. А. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31.С. 56–60 34. Донцов Д.А., Власова С.В., Тихолаз О.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. - № 50-1. – С. 30 – 41. 35. Дорофеева Е. В. Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей [Текст] // Психология: проблемы практического применения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 82-90 36. Еремеева З.А. Игровая деятельность дошкольника как средство подготовки к школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. - № 2. – С. 41 – 43. 37. Кудрявцев В.Т., Хорчева М.И. Воображение, социальная ситуация развития и школьная готовность // Детский сад: теория и практика. – 2017. - № 5. – С. 18 – 35. 38. Максимова С.М. Психолого-педагогические условия формирования готовности к школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 25-27. 39. Селюкова Е. А., Мерзликина М. А. Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 591-594 40. Стригунова А. Г. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных образовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 1290–1293 41. Трубайчук Л. Дошколное образовательное учреждение как открытая образовательная система/ Л. Трубайчук // Детский сад от А до Я. - 2008.-№5 42. Шахбазова И. С. Понятие, средства и факторы адаптации первоклассников к обучению в школе // Молодой ученый. — 2018. — №47. — С. 393-395
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1. Психолого-педагогические взгляды на проблему развития компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе Важнейшим вопросом вступления ребёнка в школьную жизнь является его готовность к школе. На современном этапе существует огромное количество определений и классификаций готовности ребёнка к школьному обучению. Классификация, предложенная Р.В. Овчаровой, которая является наиболее основательной, выделяет специальную, психологическую и физическую готовность. К психологической она относит: личностную и социально-психологическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую. В теоретической и практической части работы, мы рассмотрим психологическую готовность к обучению в школе [23]. Огромный интерес к этому вопросу связан с тем, что готовность к обучению в школе - это важнейшее новообразование дошкольного возраста. Являясь итогом развития ребёнка первые семь лет его жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника и выступает необходимым фундаментом для успешного усвоения школьной программы. Я.Коменский обратился к проблеме развития готовности детей к школе один из первых. Систематическое обучение в школе следует начинать с семилетнего возраста, если у ребёнка сформированы прочные знания во всех образовательных областях, способность к логическому рассуждению, интерес к школе и учебной деятельности, считал он. [16]. Также в своих работах К.Ушинский писал о том, что основные направления подготовки к систематическому школьному обучению должны способствовать развитию у ребёнка способности сосредоточивать внимание, слушать и слышать то, что ему говорят, уметь выражать свои мысли . [26]. Понятие «психологическая готовность к обучению», впервые было предложено А.Н.Леонтьевым. Он считал, что фундаментом психологической готовности является «управляемое» поведение, то есть не поведение закреплённое в навыке, а сознательно контролируемое поведение. [18]. Согласно теории А.Леонтьева, «управляемое» поведение имеет три момента: - действия ребёнка направляются мотивами; - в поведении устанавливается иерархия мотивов, их соподчинение; - важные, общественно ценные мотивы становятся сильнее и подавляют, подчиняют случайные побуждения и желания. Проблема психологической готовности детей к школе изучалась и изучается, как у нас в стране, так и за рубежом. Зарубежные авторы, изучающие школьную зрелость не имеют чёткого и однозначного определения этого понятия. Мнение А.Анастази, заключается в том, что школьная зрелость представляет собой овладение умениями, знаниями, способностями и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы [4]. Й. Шванцара более ёмко останавливается на школьной зрелости. В качестве компонентов готовности к обучению в школе Й. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. По мнению С. Штребела и А.Керна, ребёнок, поступающий в школу ,должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях [8]. Я.Йирасек считает, что достижение школьной зрелости во всех компонентах психологической структуры зависит от факторов, оказывающие воздействие на соматическое и психическое развитие ребёнка. Это органические (стимулирующий характер среды, эмоциональная атмосфера, собственно психическая активность, систематическое воспитание и обучение) факторы. Из рассмотренных выше работ зарубежных психологов, можно сделать вывод, что, поступающий в школу ребёнок, по мнению зарубежных психологов, должен обладать достаточной социальной, интеллектуальной и эмоциональной зрелостью. В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С.Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, Е.Е. Кравцова и др. [9,7,29,7,11,21] В современных разработках отечественных психологов существуют множество определений понятия «психологическая готовность к школе». Их можно встретить в работах Н.И. Гуткиной, Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикова. Эти авторы предлагают рассматривать психологическую готовность к школьному обучению как многокомпонентное образование. По мнение Н.И. Гуткиной, психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для овладения им школьной программой в условиях обучения в группе сверстников [11]. Н.И. Нижегородцева и В.Д.Шадриков считают, что психологическая готовность - это сложное структурно-системное образование, включающее личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, учебные навыки, способности. [21]. Л.Б. Воронова и А.Г.Стригунова поддерживают мнение Л.И.Божович о том, что важной составляющей готовности ребёнка к обучению в школе является интеллектуальная готовность. На формирование интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе влияют внешние и внутренние факторы. Внешние факторы – это социальные, экономические, культурные и политические. А внутренние - личностная характеристика ребёнка, характеристика семьи и характеристика образовательной организации [32,40]. Следовательно, психологическая готовность - это сложное комплексное образование, уровень психического развития ребёнка, позволяющий ему успешно усваивать школьную программу, подчиняться требованиям школьного распорядка и учителя. Сложность адаптации первоклассника к новым школьным условиям и деятельности, определяется необходимостью тщательного учета всех факторов, влияющих на процесс и результат адаптации к обучению в школе. [42]. В наше время существуют различные подходы к исследованию психологической готовности детей к обучению в школе. К первому подходу относят исследования, направленные на формирование у детей 6-7 лет умений и навыков, необходимых для обучения в школе [10]. А.М. Леушиной, Л.Е. Журовой изучались возможности расширения объёма знаний, умений и навыков, которыми могут овладеть дети в дошкольном возрасте. Их работы показали, что путём грамотно организованных занятий можно достичь успешности в обучении дошкольников ФЭМП и обучение грамоте, что существенно улучшит подготовку детей к обучению в школе. Ко второму подходу можно отнести исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности. Т.С.Комарова изучала влияние изобразительного творчества. В.Г. Нечаева и А.Н.Давидчук отдали должное изучению конструктивного творчества: конструирование по показу и по замыслу (у В.Нечаевой); по образцу и по условиям (А. Н. Давидчук), когда воспитатель излагает требования к постройке в словесной форме. Третий подход, это работы, в которых психологическая готовность - комплекс определённых психических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для успешного включения в школьную жизнь [10]. Л.И. Божович выделила два компонента, влияющие на успешность обучения и определяющие готовность к учебной деятельности: интеллектуальный и личностный. Личностная готовность предполагает формирование «внутренней позиции школьника», желание учиться. [5]. М.И.Лисина рассматривает коммуникативную готовность к обучению в школе, как основное условие формирования состояния общей готовности к обучению и составляет фундамент развития у детей умственных и волевых способностей [19]. Среди авторов, исследовавших коммуникативный компонент, можно выделить ещё Я.Л.Коломинского, Е.О.Смирнову, Е.Е.Кравцову. Я.Л. Коломинский предлагает расширить понятие «готовность к школе» новым аспектом - «социально-психологическая готовность». Г.Г. Кравцов и Е.Е.Кравцова в качестве показателей готовности к школе они рассматривают три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к себе самому. Е.О.Смирнова предложила рассматривать ситуацию организованного школьного обучения как ситуацию общения, где взрослый и ребёнок вступают в определённые взаимоотношения - отношения ученика и учителя [39,41]. Проанализировав подходы различных авторов к определению коммуникативной готовности к школьному обучению, можно сделать вывод, что она включает в себя два компонента: 1. Способность ребёнка воспринимать взрослого в роли учителя, подчинение его требованиям, соблюдение норм и правил школьной жизни. 2. Умение действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, отстаивать свою позицию. М.И. Лисина и Е.О. Смирнова выделяют две формы общения ребёнка со взрослыми, в которых последовательно идёт смена друг друга на протяжении дошкольного возраста: внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное. Для дошкольника высшая форма общения со взрослыми - внеситуативно-личностная, когда ребёнок адекватно относится к взрослому, как учителю. Наличие у ребёнка, поступающего в школу, внеситуативно-личностной формы общения определяет его коммуникативную готовность к школе [19]. Эмоционально-волевую готовность к школе изучали Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Н.И. Гуткина, Е.О.Смирнова и др. учёные. Они указывают на то, что достаточный уровень развития у ребёнка эмоционально-волевой сферы - важная сторона психологической готовности к школе. Школьная жизнь требует от ребёнка чёткого выполнения определённых правил поведения и самостоятельной организации деятельности, но без достаточного развития эмоционально-волевой сферы ребёнок не справляется с правилами школьного распорядка, не следит за своим поведением на уроке, не организовывает свою деятельность [29,18,11]. Н.В.Нижегородцева и В.Д.Шадриков разделили учебно-важные качества на две группы - базовые и ведущие. Базовые объединяют такие качества как: мотивы учения, образное и логическое мышление, элементарные речевые, математические знания и умения. Ведущие качества это: мотивы учения, зрительный анализ, обучаемость, вербальная механическая память, способность принимать учебную задачу, графические навыки [21]. Из вышесказанного можно сделать вывод, что психологическая готовность к школьному обучению — это сложное комплексное образование, состоящее из нескольких компонентов: личностная и мотивационная,интеллектуальная,эмоционально-волевая ,коммуникативная готовность. Все эти компоненты важные составляющие того,чтобы учёба была успешной, быстрое пррохождение адаптационного периода к новым школьным условиям. 1.2. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст (6-7 лет) это период существенных изменений в организме ребенка, определенный этапом созревания организма. Это период интенсивного развития и совершенствования опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развития мелких мышц, развития и дифференцировки различных отделов центральной нервной системы. Характерная особенность данного - развитие познавательных и мыслительных психических процессов: мышления, внимания, воображения, речи, памяти. Внимание. К концу дошкольного возраста преобладающим фактором является произвольное внимание. Ребенок 6-7 лет начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Память. К семи годам происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память играет ведущую роль в организации психических процессов. Развитие мышления. У детей этого возраста достигает более высокого уровня развитие наглядно-образного мышления, развитие логическое мышления. Развитие воображения. Старший дошкольный возраст характеризуется бурным развитием творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции [12,14]. В деятельности детям 6-7 лет присуща эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно переплетены с развитием самосознания. Активное формирование самооценки на основе осознания успешности своей деятельности, оценок окружающих. У ребенка развито осознание себя в обществе. [37]. У детей старшего дошкольного возраста идёт формирование рефлексии, осознание своего социального «я». Важнейшее новообразование в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста есть соподчинение мотивов, стремление к самоутверждению в видах деятельности, подлежащие общественной оценке и охватывающие различные сферы, стремление к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», являвшемся одним из важнейших итогов и особенностей психического и личностного развития детей 6 – 7 летнего возраста [13]. Для восприятия и запоминания учебного материала, ребенок должен поставить цель и подчинить ей свою деятельность (Л.И.Божович) [5]. Как отмечают Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, Р.И.Айзман, Л.Григорович и другие исследователи для всякого обучения есть существующие оптимальные сроки - периоды, наиболее благоприятствующие протеканию процесса обучения. Отклонение от норм, т.е. слишком ранее или слишком позднее обучение, всегда сказывается на умственном развитии ребенка [5, 7, 9]. Обобщая вышеизложенное можно выделить основные компоненты, составляющие психологическую готовность к обучению в школе, формирующиеся на основе развития психики дошкольников: - новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно оцениваемой и к общественно значимой деятельности; - познавательная сфера- знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать и анализировать. - личностная сфера характеризуется произвольностью поведения, соподчинения мотивов и волевых качеств; -сфера деятельности и общение-умение принимать условную ситуацию, регулирование своей деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Психология, 91 страница
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg