Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Глава муниципального образования.

irina_krut2020 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования правового статуса главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления в Российской Федера¬ции. Предмет исследования составляют правовые нормы, закрепляющие правовой статус главы муниципального образования, а также научно-теоретические и практические вопросы, определяющие статус главы муниципального образования. Цель данной работы: осмысление и обоснование основных теоретических поло¬жений правового статуса главы муниципального образования, определение актуальных теоретических и практических проблем в вопросе статуса данного должностно¬го лица, рассмотрение возможных направлений по разрешению существующих проблем. В процессе достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: 1. Исследовать понятие «глава муниципального образования»; 2.Проанализировать нормативно-правовое регулирование деятельности главы муниципального образования; 3. Выявить характерные черты и особенности основных моделей организации местного самоуправления и определить место главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления; 4. Определить правовой статус главы муниципального образования в организации работы органов местного самоуправления; 5. Выявить проблемные аспекты статуса главы муниципального образования и найти возможные пути их решения. Степень научной разработанности темы исследования. В юридической науке вопросам теории и практики местного самоуправления и, в частности, правовому регулированию статуса главы муниципального образования уделялось некоторое внимание. При подготовке и написании данной работы были использованы труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, исследовавших различные аспекты изучаемой темы: С.А. Авакьяна, Ю.В. Агибалова, Н.Г. Беляковой, М.В. Гетманской, Н.И. Ерохина, Ю.М. Захватовой, В.Ф. Кова-левского, A.M. Кононова, Ю.Н. Конорова, В.А. Николаева, Н.В. Постовой Аудан С.Г. Соловьева, А.Г. Шахова, Е.А. Шепелевой, Е.С. Шугрина, С.Ю. Юркова и др. Особое внимание в рамках исследуемой темы на себя обращает моно-графия С.Г. Соловьева «Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации» и ряд его публикаций. Но все же остается еще много спорных и неразрешенных вопросов. Это объясняет¬ся и тем, что процесс формирования системы местного самоуправления Российского государства еще не завершен. Так, по мнению С.Г. Соловьева «фигура главы муниципального образования..., несомненно, является ключевой в системе местной власти. В силу этого правовые аспекты юридического статуса главы муниципального образования являются, и будут являться остро актуальными, а, следовательно, всегда будут предметом многочисленных споров как в среде ученых, специализирующихся в муниципально-правовой проблематике, так и среди практических работников органов местного самоуправления». Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания: логический, исторический, сравнительно-правовой, юридический анализ. Научная новизна и практическая значимость. Теоретическая значимость определяется актуальностью рассматриваемых нами вопросов, а также предложениями по совершенствованию законодательного регулирования и правоприменительной практики по вопросам компетенции главы муниципального образования. Практическое значение результатов исследования ориентировано на разработку практических рекомендаций по улучшению работы органов местного самоуправления. Выводы могут использоваться в процессе разработки, принятия и реализации законодательных и подзаконных актов, призванных урегулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации органами местного самоуправления своих полномочий. Характеристика структуры работы. Состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Первая глава посвящена истории развития института главы муниципального образования в России, теоретическим основам правового положения главы муниципального образования: понятию правового статуса главы муниципального образования, нормативно-правовое регулирование деятельности. Во второй главе рассматривается: модели организации местной власти и деятельность главы муниципального образования на примере г. Н. Новгорода и других муниципальных образований. В третьей главе рассматриваются основные проблемы правового регулирования в рамках заданной темы и пути решения соответствующих проблем.
Введение

Рассмотрение темы данного исследования стоит начать с рассуждения о том, что политическая и правовая реформы, проводимые в Российской Федерации, привели к изменению механизма правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в стране. В настоящее время усиливается интерес, как науки, так и практики к вопросам определения и создания действенной системы местного самоуправления. Среди прочих вопросов первоочередным представляется вопрос повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Деятельность главы муниципального образования представляется как ключевой элемент в механизме эффективного осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании. В рамках исследуемой темы стоит выделить ряд вопросов. Представляется, что правовой статус главы муниципального образования на сегодняшний день не в полной мере законодательно урегулирован. Так, законодатель не оговаривает ни направления деятельности, ни конкретные вопросы, входящие в круг обязанностей главы муниципального образования. В связи с этим в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований применяются всевозможные подходы к определению компетенции главы муниципального образования. Более того, законодатель установил свободу выбора модели организации местной власти. В настоящее время сложилось семь основных моделей организации местной власти, разграничивающихся в зависимости от принципа выборности и назначаемости главы муниципального образования и главы местной администрации, а также в зависимости от места указанных должностных лиц в системе местного самоуправления. В Нижнем Новгороде до недавнего времени деятельность органов местного самоуправления была организована по модели, при которой представительный орган местного самоуправления избирается непосредственно населением, глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава подотчетен представительному органу как его председатель. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Сильная сторона данной модели видится в гарантии от необоснованной концентрации всей местной власти в одних руках. с другой стороны в ней видится возможный конфликт главы администрации, осуществляющего исполнительно-распорядительные функции, распоряжающегося средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности, и главы муниципального образования, отдаленного от данных важных полномочий. Указанная модель организации органов местного самоуправления ( модель сити-менеджмента), благодаря ее сильным чертам, при котором реализуется принцип разделения властей в муниципальном образовании, набирает все большую популярность на всей территории Российской Федерации в различных муниципалитетах . В то же время назначаемость главы муниципального образования приводит к недовольству местных жителей, требующих реализации своих избирательных прав в осуществлении представительной демократии в России, поэтому в ряде муниципальных образований уже запущены процессы отказа от подобной модели организации органов местного самоуправления. Поиск оптимальной модели местного самоуправления привел к возникновению новой модели. Таким образом, в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2015 году внесены дополнения, представившие новую модель местного самоуправления. Можно говорить, что данная модель на сегодняшний день достаточно распространена. Об этой модели мы будем говорить и в рамках данной работы, учитывая , что она действует и в Нижнем Новгороде. Все сказанное свидетельствует о значимости роли главы муниципального образования в реализации местного самоуправления, но в то же время доказывает, что процесс формирования органов местного самоуправления все еще несовершенен. Он требует коренных изменений, выражающихся в необходимости совершенствования организационной структуры органов местного самоуправления. Все эти преобразования невозможны без комплексного исследования указанных проблем на основе научных знаний и современной практики местного самоуправления. Изложенные обстоятельства определили актуальность данного исследования. Является очевидным, что вопросы организации муни¬ципальной власти рассматриваются, как правило, несколько односторонне, с точки зрения отдельных состовляющих, и чаще в связи с деятельностью предста-вительных и исполнительных органов местного самоуправления. А во-просы правового статуса главы муниципального образования в имеющихся исследовательских работах не получили всестороннего и основательного отраже¬ния.
Содержание

Введение……………………………………………………………………...3 Глава 1. Глава муниципального образования: исторический аспект, общая характеристика правового положения. 1.1. Развития института главы муниципального образования в России: исторический аспект…………………………………………………………8 1.2. Правовое положение главы муниципального образования: понятие, законодательное закрепление……………………………………………...17 Глава 2. Деятельность главы муниципального образования. 2.1. Место главы муниципального образования в структуре органов местного самоуправления………………………………………………….26 2.2. Деятельность главы муниципального образования ( на примере г.Нижнего Новгорода и г. Кирова)………………………………………...35 Глава 3.. Проблемы правового регулирования деятельности главы муниципального образования и пути решения. 3.1. Проблемы правового регулирования деятельности главы муниципального образования……………………………………………...49 3.2. Направления совершенствования действующего законодательства.54 Заключение………………………………………………………………….57 Библиографический список………………………………………………..60
Список литературы

Феникс, 2001, с. 21 17.Колесников А.В. Административно-правовой статус исполнительных органов местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук: Саратов, 2003. С. 34. 18.Конституционное право: энциклопедический словарь / отв. ред. С. А. Авакьян. М. 2000. С.559. 19.Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: утв. постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283 20.Костюков, А.Н. Муниципально – правовая политика и её метаморфозы// Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 7. – С. 48 – 57. 21.Кудилинский М.Д., Шевелева Н.А. Муниципальное право. СПб.: Издательский Дом С.- Петербург ун-та; Изд-во юрид фак-та С.-Петербург. Ун-та, 2005. С. 128-129. 22.Кучинский, В.А. Личность, свобода, право / В.А. Кучинский - М.: Юридич. лит., 1978, с. 115 23.Лопатин В. Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII и XIX вв.). СПб: Типография Монтвида, 1909. С. 402. 24.М.А. Краснов Материалы круглого стола: проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления // Местное право. 2004. № 1-2. С. 21. 25.Матузов, Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права / Н.И. Матузов – Саратов: Изд-во Саратовского Университета, 1972, с. 193 26.Михеева С. Н. Становление института главы муниципального образования в России и на Урале: исторический аспект // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории материалы: в 2-х частях. КраснодарКраснодарский университет МВД России. 2013. С. 288. 27.Муниципальное право Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. Н.С.Бондаря. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 107. 28.Ожегов, С.И. Словарь русского языка (15-е изд., стереотипное) / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: ОГИЗ 29.Патюлин, В.А. Государство и личность в СССР / В.А. Палютин - М.: Наука, 1974, с. 230 30.Словарь иностранных слов. М. 1988. С. 471. 31.Слюсаренко Т. В. Правовой статус главы муниципального образования в Российской Федерации: дис... кандидата юридических наук: 12.00.02. Челябинск, 2006. С. 38 32.Таболин В.В. Право муниципального управления. М., 1997. С. 94. 33.Туровский Р.Ф. Российское управление на пути перемен. Местное самоуправление: как организация эффективной власти / Р.Ф. Туровский - Автореф. дисс. … к.ю.н., 34.Шугрина Е.С. Формы и пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. N 7. С.31
Отрывок из работы

ГЛАВА I . ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Развития института главы муниципального образования в России: исторический аспект. По мнению ученых, зарождение местного самоуправления в России началось с эпохи правления Ивана IV. Примерами самоуправляющихся городских общин Древней Руси были города Псков и Новгород, в которых применялась наиболее стабильная форма полномочного народного собрания. Для признания вече был установлен определенный состав участников, причем инициаторами созыва вече выступали как народ, князья, так и отдельные частные лица. Фактически до XVI века общественная самодеятельность местных структур не имела законодательного регулирования и развивалась на основе сложившихся народных традиций. Низшей административной единицей была волость, которую возглавлял сотник или староста. Волость владела землей. Крестьяне, признавая верховенство великого князя, совместно распоряжались лесами и землями. Волости состояли из крестьянских деревень. Крестьяне платили натуральный оброк, отбывали барщину. Определенным этапом в развитие местного самоуправления стал указ Ивана IV «Приговор царской о кормлениях и службах» (1555-1556 гг.), который фактически был земской реформой. Данный указ способствовал повсеместному учреждению земских властей. Земские органы собирали подати, разбирали гражданские и уголовные дела. В XVII веке в Русском государстве произошли изменения в системе государственного управления, что отразилось на развитии местного самоуправления. В данный период возник институт воевод , который стал основным звеном местного самоуправления. Появление должности глава муниципального образования принято связывать со становления системы городского самоуправления при Петре I. Первыми законодательными актами Петра, касающимися городского управления, были два указа 30 янв. 1699 года, учредившие Бурмистерскую палату или Ратушу в Москве и земские избы в городах. Состав Бурмистерской палаты и земских изб был выборный, их члены избирались торгово-промышленным населением, а также селами и деревнями, «великий государь указал во всех городах посадским и всяких чинов купецким людям и его великого государя волостей и сел и деревень ведаться в земских избах», в состав членов которых «выбирать им посадским, и купецким, и промышленным, и уездным людям» бурмистров . Выборы происходили ежегодно. В компетенцию входили, главным образом, сбор «всяких денежных доходов», раскладка податей и повинностей между членами торгово-промышленного класса и отдача «всяких статей в оброк с торга», причем права расходования собранных сумм у земских изб не было, как не было и своего имущества (для произведения каждого расхода требовался указ государя за печатью Бурмистерской палаты. Петром была предпринята вторая попытка организовать городское управление. Путем издания регламента Главному магистрату 1721 г. и инструкции городовым магистратам 1724 г. Во всех городах были учреждены магистраты и ратуши, а в Петербурге Главный магистрат, игравший роль «главного начальства» всех «купецких людей». Функции магистратов были значительно шире, чем у ратуши: они заботились о благосостоянии городов, развитии торговли и промышленности и решали наряду с гражданскими делами уголовные. Учреждения городского самоуправления носили строго сословный характер (глава избирался представителями торгово-промышленного сословия). Введение в XVIII веке должности «городского головы» связано с созданием Екатериненской комиссии. Создание комиссии происходило посредством выборов. Изначально городской голова должен был только руководить выборами депутата в комиссию и затем исполнять особые повеления, «могущие быть изданными от верховной власти и касающиеся всех живущих в городе». Должность городского головы- в лице которого признается представитель города как всей совокупности населения определенного пункта и в котором город олицетворяется как юридическое лицо Как писал И. В. Побережников, для избрания головой «претендент должен был иметь в своем городе дом или дом и торг, или дом и ремесло, или дом и промысел; обязательным требованием были добрая совесть и незазорное поведение; в головы не мог быть избран человек, который ранее штрафовался или бывал под подозрением» . . Городской голова избирался из числа лиц не моложе 30 лет, сроком на два года городскими «домовладельцами» и представителями торгово-промышленного сословия, и являвшемся представителем всего города. 21 апреля 1785 года принята «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» , которая разделила городских обывателей на 6 классов, установив при этом состав и права «градского общества», главным звеном которого стал городской голова. Городской голова был председателем общей городской думы. Данная грамота была отменена при правлении Павла I. Но при вступлении на престол Александра I , уже в 1801 г была восстановлена. В 40-х годах XIX столетия правительство начинает заниматься вопросами по подготовке нового законопроекта, который должен был в целом преобразовать общественное управление городом. Действие Городового Положения 1846 года вначале распространялось только на Санкт-Петербург. Другие города стали ходатайствовать перед правительством о распространении на них положения. Как отмечают историки, после отмены крепостного права в 1861 г. , реформа местного самоуправления была необходима. И в 1862 году Александр II распорядился о подготовке нового положения. Проект положения разрабатывался в Министерстве внутренних дел и неоднократно вносился на рассмотрение Государственного Совета, но только в июне 1870 года Положение было утверждено Александром II и введено в действие по всей империи. По «Городскому Положению» 1870 года городской голова объединял в себе два статуса: председателя городской думы и председателя городской управы. Такое положение дел сохранялось и в редакции «Городского положения» 1892 года. В соответствии с «Городовым Положением» 1870 года городской голова избирался на 4 года городской думой и утверждался в должности: в губернских городах Министром внутренних дел, в прочих городах – губернатором . Положение наделяло голову значительными полномочиями: он отдавал распоряжения о созыве городской Думы , в случаях , не терпящих отлагательств, предоставленных коллегиальному обсуждению городской Управы, вправе был принимать решения самостоятельно, с уведомлением ее на первом же заседании . «Городовое Положение» 1892 г. уменьшает избирательные права для горожан. Происходит изменение статуса городского головы. Устанавливается более жесткий порядок замещения должности головы: в Санкт-Петербурге и Москве городские головы назначаются Высочайшей властью по представлению Министра внутренних дел. Должность головы в прочих городских поселениях замещается по выбору Думы. Лица, избранные в должности городских голов в городах губернских, областных и входящих в состав градоначальств, утверждаются в должностях Министром внутренних дел, а избранные в должности городских голов в прочих городских поселениях – губернатором. Положение 1892 года приравнивает выборных должностных лиц городского управления к правительственным чиновникам: «Голова, его Товарищ или Помощник Головы и Члены Управы считаются состоящими на государственной службе» Положение устанавливает ответственность городского Головы не только за преступления, но и за проступки по должности в порядке дисциплинарного производства или по приговорам уголовного суда (Дела об ответственности в отношении указанной лица возбуждались или постановлениями Думы или распоряжением Губернатора . После Октябрьской революции 1917 г. появились местные Советы. Они являлись органом государственной власти на местах. Развитию городского самоуправления послужило Положение «О городских Советах» , которое определяло Советы как «высший орган власти на территории города в пределах своей компетенции» и предоставляло им относительную самостоятельность. Тем самым была проведена частичная децентрализация единой иерархической советской системы и произошло некоторое перераспределение полномочий на низовые звенья. В 1933 г. принято Положение «О городских Советах» . По данному Положению и Конституции 1936 г. Советы определялись как «органы пролетарской диктатуры», призванные проводить политику центра на местах. Конституция СССР 1977 г. определила местные Советы как звенья единой системы органов государственной власти, и решающих вопросы местного значения, и участвующих в реализации общегосударственных задач. Советы представляли собой единую систему представительных органов государственной власти, в которой главным образующим фактором стало руководство вышестоящих органов власти нижестоящими. В начале 90-х годов важную роль в развитии местного самоуправления сыграли Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» и Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».Согласно Законам Советы получили весомые полномочия, собственный бюджет и собственность. Новым шагом стал Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в РФ» , который установил прекращение деятельности городских и районных Советов народных депутатов, а их функции были переданы местной администрации. Главы местных администраций, назначенные или избранные до вступления в силу настоящего Указа, являлись главами местного самоуправления. Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя современной России, признаваемой и гарантированной государством. Но в Конституции нет прямого указания на «существование» главы муниципального образования. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стал базовым для определения в структуре органов местного самоуправления главы муниципального образования. В ст. 16 закона закреплялся правовой статус главы муниципального образования «выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования» . Глава муниципального образования избирался гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Глава муниципального образования наделялся компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. Наименование главы муниципального образования и сроки их полномочий определялись уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, термин «глава муниципального образования» был введен в оборот Федеральным законом от 28.07.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», до этого были распространены понятия «глава местной администрации» и «глава местного самоуправления», при этом ни одно из них не имело четкого толкования. Данная ситуация хотя и была решена с принятием вышеуказанного закона и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - федеральный закон N 131-ФЗ) , все же многие авторы в своих работах продолжают использовать термин «глава местного самоуправления» как синоним понятия «глава муниципального образования», что не всегда является корректным, так как не всегда глава муниципального образования является и главой местной администрации. Кроме того, следует понимать, что даже в случае совмещения данных должностей одним лицом, правовой статус главы муниципального образования олицетворяет собой муниципального образования в целом и выражает социально-целевое единство всей муниципальной публичной власти. В рамках действующей схемы правового регулирования местного самоуправления, институт главы муниципального образования выступает необходимым элементом структуры органов местного самоуправления, т.е. его наличие является обязательным. Согласно федеральному закону N 131-ФЗ, должность главы муниципального образования является обязательной. До принятия вышеуказанного закона она была факультативной, т.е. могла вводиться в структуру органов местного самоуправления или не вводиться, в соответствии с уставом муниципального образования. По мнению ряда ученых, изучавших местное самоуправление, должность главы муниципального образования не является обязательной. Так, по мнению В.В.Таболина, развитые зарубежные страны накопили полезный опыт решения проблем местной организации власти. В них, как правило, отсутствует должность главы муниципального образования. Она действительно является искусственной, ненужной. М.А. Краснов отмечает, что федеральная власть навязывает, несмотря на то, что есть разные способы, в принципе одну модель организации региональной власти: фактически триада, «полупрезиденская республика» на местном уровне - есть представительный орган, есть «президент» или глава муниципального образования и есть глава местной администрации, условно говоря «председатель правительства» . Явно, что императив об обязательности должности главы муниципального образования, введенный федеральным законом N 131-ФЗ, не вполне согласуется с положениями Европейской хартии местного самоуправления , поскольку данный международный документ, как и Конституция РФ, устанавливают обязательное наличие именно представительного органа местного самоуправления, тем не менее прямого противоречия между этими документами нет. 1.2. Правовое положение главы муниципального образования: понятие, законодательное закрепление Раскрывая вопрос, следует обратить внимание на следующий аспект. В юридической науке весьма распространено мнение о том, что категории «правовой статус» и «правовое положение» являются синонимами. Существуют различные точки зрения по поводу соотношения самих терминов «правовой статус» и «правовое положение», их содержания и структуры. Слово «статус» (status) в переводе с латинского означает состояние дел, положение, состояние, правовое положение . Правовое положение - совокупность прав и обязанностей гражданина и юридического лица. Категория правового статус получила достаточно широкую разработку в трудах таких авторов, как С.С. Алексеев, С. А. Авкьян, В. А. Кучинский, Р. Х. Шамсутдинов и др. Так, С. А. Авакьян считает, что правовой статус «обозначает оформленное нормативным актом положение органа, организация, объединения, должностного лица, личности (гражданина). Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и среди субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия» Правовой статус, как самостоятельная категории правовой науки, представляет собой совокупность отдельных элементов. Нет единого мнения среди ученых правоведов о точном перечне данных элементов. Так, н. В. Витрук к правовому статусу относит лишь права и обязанности или компетенцию. Н. А. Богданова предлагает выделить четыре элемента: место в обществе и государстве, социально-политическая роль и назначение, общая правоспособность, права и обязанности или компетенция и ответственность, гарантии устойчивости и реальности правового состояния субъектов. Р. Х. Шамсутдинов выделяет шесть элементов: права, обязанности, ограничения и запреты по службе, юридические гарантии и юридическая ответственность. Отметим, термин «правовой статус» имеет широкое распространение и используется как учеными, так и законодателем. Вместе с ним в ходу и термин «правовое положение». По мнению Р.Х.Шамсутдинова , в теории государства и права категория «правовой статус» и «правовое положение» продолжают оставаться конкурирующими понятиями. У одних ученых, например Н.И. Матузова , понятие «правовой статус» и «правовое положение» равнозначны. Другие ученные предлагают разделять данные понятия. По их мнению, правовое положение – понятие более широкое, чем правовой статус. Сразу же отметим, что поддерживаем мнение ученых Н.И. Матузов, Л.Д. Воеводин, которые считают эти понятия тождественными. Ведь этимологически «статус» это и есть «положение». В словаре С.И. Ожегова указывается единственное значение понятия «статус» – «правовое положение». В.А. Кучинский различает статутные и субъективные права и обязанности. Первые – это те, которые закреплены в законе. Вторые – содержание конкретного правоотношения. Статутные права и обязанности являются элементами правового статуса. В состав правового положения он включает и статутные, и субъективные права и обязанности, а также гражданство и правосубъектность. Схожая точка зрения у В.А. Патюлина, который наряду с указанными терминами еще оперирует понятием «правовой модус». Н.В. Витрук, отмечая этимологическое тождество этих понятий, тем не менее, устанавливает между ними разницу: правовое положение – более широкое понятие, правовой статус является его составным элементом. Большинство авторов, работавших над теоретическим аспектом проблемы правового статуса (правового положения), сошлись во мнении, что: 1. Правовой статус есть место того или иного субъекта в государстве и обществе, закрепленное юридически; 2. Это сложная комплексная категория; 3. Обязательные его элементы общие, одинаковые для некоторого круга лиц права и обязанности, зафиксированные в нормах права. По сути, если учитывать вышеуказанное, предлагается, рассматривать правовой статус в узком и широком смысле , то есть, при всем многообразии общественных отношений, обойтись одним термином представляется затруднительным. Достаточно сходная точка зрения заключается в том, что предлагается разграничить понятия правовой статус и правовое положение, причем правовой статус, как система прав и обязанностей определяется как основа правового положения. Несколько иначе трактует соотношение вышеуказанных понятий С.С. Алексеев, который считает, что статус – стабильное, основополагающее в правовом состоянии субъекта, который включает правосубъектность в единстве с другими общими (конституционными) правами и обязанностями. Таким образом. Можно говорить, что статус- это стабильное правовое состояние, а правовое положение – это совокупность прав и обязанностей субъекта, вступающего в конкретное правоотношение. Правовой статус – комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива . В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 6. 10. 2003 № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон № 131- ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом предусмотрены различные варианты избрания главы муниципального образования, исходя из которых, определяются особенности правового статуса главы муниципального образования, его права и обязанности. Реализация правового статуса главы муниципального образования, как и любого другого субъекта муниципального права, происходит через его участие в муниципально-правовых отношениях - урегулированных нормами муниципального права общественных отношениях, возникающих в процессе организации и осуществления местного самоуправления. Реализация правового статуса главы муниципального образования как лица, возглавляющего местное самоуправление на определенной территории, происходит через его участие во всех группах муниципально-правовых отношений. Поэтому от активности и инициативности главы муниципального образования зависят эффективность таких правоотношений, их полезность для муниципального образования и в целом авторитет муниципального образования на межмуниципальном уровне. Структура правового статуса главы муниципального образования представляет собой объединение элементов в следующие основные составные части: - целевой блок; - структурно-организационный блок; - компетенция; - ответственность . Вызывает споры и вопрос о том, как соотносятся между собой правовые статусы «главы местной администрации», «главы муниципального образования», «главы местного самоуправления». Институт главы муниципального образования не получил прямого конституционного закрепления и имеет законодательное происхождение. Правовой статус главы муниципального образования зависит от модели организации местного самоуправления, определенной уставом муниципального образования. Федеральное законодательство четко определило, что глава муниципального образования: - либо входит в состав местного представительного органа с правом решающего голоса и является его председателем, в этом случае он именуется «глава муниципального образования, председатель представительного органа», избирается либо населением на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава; - либо возглавляет местную администрацию, в этом случае он именуется «глава муниципального образования, глава местной администрации», избирается непосредственно населением на муниципальных выборах. Таким образом, глава муниципального образования не может одновременно исполнять обязанности председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, данное положение принято в целях исключения подмены исполнительно-распорядительными органами представительных органов муниципальных образований, для укрепления представительных органов как органов народного представительства и в целом для улучшения работоспособности и повышения эффективности муниципального властно-управленческого механизма . Для дальнейшего рассмотрения правового статуса главы муниципального образования необходимо рассмотреть понятия «глава местной администрации» и «председатель представительного органа». Глава муниципального образования, председатель представительного органа: - возглавляет и организует работу представительного органа муниципального образования; - функции председателя представительного органа сводятся к руководству только по процедурным вопросам и не влекут субординации, подконтрольности и ответственности, а так же принятия единоличных решений по вопросам местного значения, входящих в компетенцию представительного органа; - осуществляет оперативно-распорядительные функции; - подписывает решения представительного органа; - представляет интересы муниципального образования. Глава муниципального образования, глава местной администрации: - обозначает лицо, возглавляющее структуру административных, т.е. исполнительно-распорядительных органов муниципального образования. - организует работу и руководит администрации муниципального образования; - руководство включает в себя организационно-распорядительные полномочия, связанные с управлением, направлением деятельности органа, полномочия, связанные с подконтрольностью и подотчетностью, субординацией, приемом, увольнением, поощрением, привлечением к дисциплинарной ответственности муниципальных служащих и других работников администрации муниципального образования. Перейдем непосредственно к рассмотрению правого статуса главы муниципального образования. Правовой статус главы муниципального образования является специальным статусом, основанным на общем статусе гражданина . Взаимосвязь общего и специального правового статуса проявляется по двум направлениям: с одной стороны, специальный статус дополняет общий статус его носителя, т.е. глава муниципального образования кроме общих прав обладает и рядом дополнительных прав и гарантий, с другой стороны, правовой статус главы муниципального образования может ограничивать общий правовой статус, возлагая дополнительные обязанности, существуя в определенной системе ограничений, предписаний и запретов. Глава муниципального образования (вне зависимости от того является ли он главой местной администрации или председателем представительного органа муниципального образования) является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения . При характеристике правового статуса главы муниципального образования следует обратиться к признакам должностного лица местного самоуправления. Должностное лицо местного самоуправления: - выборное (должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах) либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg