Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организация научно исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на уровне основного общего образования

irina_krut2020 1675 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Объектом исследования процесс обучения основам научного исследования. Предмет исследования: применение методики научного исследования в процессе обучения истории на уровне основного общего образования. Предмет исследования и поставленная цель определили гипотезу исследования: научно-исследовательская деятельность способствует лучшему усвоению знаний по предмету, тем самым помогает повысить интерес к процессу обучения. Методологическая база работы. В работе над исследованием нами был использован метод анализа основных аспектов организации научно-исследовательской деятельности школьников, что позволило раскрыть смысл понятия научного исследования в школе. В базу исследования были включены разработки современных педагогов, научные издания из базы Электронной библиотеки РГБ и Научной электронной библиотеки «Киберленника». При написании курсовой работы были соблюдены принцип объективности, принцип конкретности и вместе с тем принцип всесторонности. Цель исследования: определить влияние научно-исследовательской деятельности как средства повышения качества образовательного процесса. Задачи исследования: 1. Дать характеристику научно-исследовательской деятельности школьников как одному из важнейших элементов школьного образования; 2. Выделить характерные особенности научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования; 3. Обобщить опыт педагогов в организации научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования; 4. Разработать методику работы с обучающимися в рамках научно-исследовательской деятельности; 5. Проанализировать опыт проведения научно практических конференций школьников по истории. Научная новизна состоит в том, что проведён анализ организации научно-исследовательской деятельности школьников в рамках научно-практических конференций, проанализирован опыт современных учителей в данном направление, разработана методическая модель организации исследовательской деятельности учащихся. Практическая значимость исследования состоит в том, что эти материалы можно использовать для реализации эффективной деятельности учителей в рамках обучения школьников основам научного исследования, кроме того, представленные материалы можно использовать при подготовке к семинарским занятиям по методике преподавания истории, для участия в различных научных конференциях и также при написании выпускной квалификационной работы. Структура работы соответствует заявленной цели и поставленным задачам. Исследование состоит из введения, трёх глав, поделённых на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Введение

Актуальность. В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но несмотря на это педагоги должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей. Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Научно-исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. Характеристика источников и литературы. В рамках нашего исследования была использована научно-методическая литература и проанализированы нормативно-правовые документы. Для того, чтобы обобщить педагогический опыт учителей в рамках внедрения научно-исследовательской деятельности, нами были изучены статьи изданий «Эксперимент и инновации в школе», «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», «Вестник Бурятского государственного университета», «Наука и школа» за 2014-2019 гг. Основными общими чертами их педагогической деятельности является внедрение исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность, разработка методик по организации научно-исследовательской деятельности, анализ собственного опыта. Также нами были проанализированы информационные письма и итоги проведения научно-исследовательских конкурсов и конференций, анализ которых помог нам выявить уровень развития науки в школе.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3 Глава I. Теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности школьников ……………………………………………………….. 1.1. Сущность научно-исследовательской деятельности школьников 1.2. Особенности научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования ……………. Глава II. Практическая сторона организации научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования ……………………………………….. 2.1 Обобщение опыта учителей в организации научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории …….. 2.2. Анализ организации научно-исследовательской деятельности школьников Глава III. Анализ опыта организации научно-практических конференций школьников по истории ………………………………………………………… 3.1. Анализ опыта организации научно-практических конференций школьников на базе КФУ …………………………………………………………………. 3.2 Анализ опыта организации всероссийских научно-практических конференций школьников по истории Заключение …………………………………………………………………….. Список использованных источников и литературы ………………………….. Приложение ……………………………………………………………………
Список литературы

I. Источники 1.1. Информационное письмо [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F629968585/Informacionnoe_pismo_Istoriya.vokrug.menya_2019.pdf (Дата обращения: 9.02.2019) 1.2. Информационное письмо конкурса «Шаги в науку» [Электронный ресурс]. URL: https://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5864&Itemid=3612 (Дата обращения: 9.02.2019) 1.3. Колчина М. С. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе на уроках истории [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/orghanizatsiia_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_v_shkolie_na_u (Дата обращения: 9.02.2019) 1.4. Положение Всероссийской (Поволжской) научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского (2018-2019 уч.год) [Электронный ресурс]. URL: https://admissions.kpfu.ru/lob-konf (Дата обращения: 9.02.2019) 1.5. Положение о V Всероссийской (XII региональной) научной конференции учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F1578382309/Polozhenie.o.vserossijskoj.konf..uchashhikhsya.2018_.pdf (Дата обращения: 9.02.2019) 1.6. Положение о проведении VIII Республиканской научно-практической конференции для школьников «Их имена составили славу России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_conferenceRegulations2019.html (Дата обращения: 9.02.2019) 1.7. Положение о проведении научно-практических конференций школьников и студентов, проводимых на Всероссийском портале образовательных проектов «ФГОС Урок» в 2017-2018 учебном году» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/ (Дата обращения: 9.02.2019) 1.8. ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 9.02.2019) 1.9. Фоменко Т. М. Обобщение опыта по теме «Проектная и исследовательская деятельность при изучении истории и обществознания» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/obobschenie-opita-po-teme-proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-pri-izuchenii-istorii-i-obschestvoznaniya-1524755.html (Дата обращения: 9.02.2019) 1.10. Хангалова Е. М. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории [Электронный ресурс]. URL: https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-5415 (Дата обращения: 9.02.2019) 1.11. Химич Т. П. Исследовательские проекты на уроках истории, обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/02/27/pedagogicheskiy-opyt-issledovatelskie (Дата обращения: 9.02.2019) 1.12. Хорькова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения истории и обществознанию [Электронный ресурс]. URL: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/609504/ (Дата обращения: 9.02.2019) II. Литература 2.1. Балакина Н. М., Хотулева М. А. Психологический аспект формирования навыков исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskiy-aspekt-formirovaniya-navykov-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (Дата обращения: 9.02.2019) 2.2. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskie-kompetentsii-sovremennogo-shkolnika-suschnost-i-soderzhanie (Дата обращения: 9.02.2019) 2.3. Воробьева А. В. Подготовка педагогов, организующих научно-исследовательскую деятельность обучающихся [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/podgotovka-pedagogov-organizuyuschih-nauchno-issledovatelskuyu-deyatelnost-obuchayuschihsya (Дата обращения: 9.02.2019) 2.4. Гришаева О. А. Формирование исследовательской компетенции в рамках школьного исторического образования https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-issledovatelskoy-kompetentsii-v-ramkah-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya (Дата обращения: 9.02.2019) 2.5. Гришакина О.П. Мастер-класс «Формы научно-исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательном учреждении» [Электронный ресурс]. URL: http://www.econf.rae.ru/article/4931 (Дата обращения: 9.02.2019) 2.6. Канаева С. П. Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-samostoyatelnoy-tvorcheskoy-lichnosti-shkolnika-cherez-issledovatelskuyu-i-proektnuyu-deyatelnost (Дата обращения: 9.02.2019) 2.7. Кашаева В. В. Формирование у школьников умений и навыков творческой исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-u-shkolnikov-umeniy-i-navykov-tvorcheskoy-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti (Дата обращения: 9.02.2019) 2.8. Ляпин Д. А. Научно-исследовательская работа школьников: памятка учителю [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/253/67253/40296 (Дата обращения: 9.02.2019) 2.9. Мокрушина О. Г. Исследовательская деятельность в учебном процессе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskaya-deyatelnost-v-uchebnom-protsesse-kak-odin-iz-putey-formirovaniya-intellektualnoy-kultury-shkolnikov 2.10. Силакова Н. И. Исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya (Дата обращения: 9.02.2019) 2.11. Стрельцова И. В. Проекты и исследования [Электронный ресурс]. URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200800504 (Дата обращения: 9.02.2019) 2.12. Цыбикова Т. С. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/organizatsiya-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-s-ispolzovaniem-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy (Дата обращения: 9.02.2019) 2.13. Черепанова М. С., Федотова С. А. «Учим не предмету, а учим ЧЕЛОВЕКА» (к вопросу об оценивании метапредметных и личностных результатов исследовательской деятельности учащихся) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/uchim-ne-predmetu-a-uchim-cheloveka-k-voprosu-ob-otsenivanii-metapredmetnyh-i-lichnostnyh-rezultatov-issledovatelskoy-deyatelnosti (Дата обращения: 9.02.2019) 2.14. Хаиртдинова А. А. Методические рекомендации. Научно-исследовательская работа в школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.gcpi.neftekamsk.ru/dokument/rekomendacii/issledovanie.pdf (Дата обращения: 9.02.2019) III. Интернет-ресурсы 3.1. В Елабужском институте КФУ состоялся Всероссийский конкурс «История вокруг меня» [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/elabuga/struktura-instituta/osnovnye-podrazdeleniya/fakultety/fakultet-istorii-i-jurisprudencii/kafedra-vseobschej-i-otechestvennoj-istorii/v-elabuzhskom-institute-kfu-sostoyalsya-364566.html (Дата обращения: 9.02.2019) Всероссийский образовательный портал ФГОС УРОК [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/ (Дата обращения: 9.02.2019) 3.4. Всероссийская (с международным участием) научная конференция учащихся имени Н. И. Лобачевского [Электронный ресурс]. URL: https://admissions.kpfu.ru/lob-konf (Дата обращения: 9.02.2019) 3.5. Конференция завершила работу [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_conferenceResults2019.html (Дата обращения: 9.02.2019) 3.6. Конференция начала работу [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_firstDay2019.html (Дата обращения: 9.02.2019) 3.7. Марданова Г. И. Направления деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/studentu/molodezhnaya-politika/koordinacionnyj-sovet-obschestvennyh/associaciya-stipendiatov-imennyh-gosudarstvennyh/napravleniya-deyatelnosti/napravleniya-deyatelnosti65279-5355.html (Дата обращения: 9.02.2019) 3.8. II Международная научно-практическая конференция «Шаги в науку» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/konferentsii-uchashchihsya/29-i-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-shagi-v-nauku/ (Дата обращения: 9.02.2019) 3.9. Международная научно-практическая конференция школьников «Исследования и Факты» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosurok.ru/konferentsii-uchashchihsya/12-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-shkolnikov-issledovaniya-i-proekty-obobshchenie-znanii-i-vnedrenie-innovatsii/ (Дата обращения: 9.02.2019) 3.10. Победители VIII Республиканской конференции школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_conferenceWinners2019.html (Дата обращения: 9.02.2019) 3.11. Проект «История вокруг меня» [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/elabuga/struktura-instituta/osnovnye-podrazdeleniya/laboratorii/laboratoriya-regionalnyh-istoricheskih/proekty/proekt-39istoriya-vokrug-menya3939_125132.html (Дата обращения: 9.02.2019) 3.12. Успехи юных исследователей [Электронный ресурс]. URL: http://www.elabuga.com/schoolConference/_successesOfYoungResearchers.html (Дата обращения: 9.02.2019)
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические аспекты организации научно-исследовательской деятельности школьников. 1.1. Сущность научно-исследовательской деятельности школьников. Современное образование предполагает разносторонность процесса обучения. Обучение не ограничивается учебным классом, основной объём знаний обучающие получают в процессе внеурочной деятельности и при самостоятельном изучении материала. Основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход. Основной результат, которого – развитие личности на основе учебной деятельности. Учебная деятельность выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся. При этом это движение совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая все этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может. Учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату через различные технологии организации деятельности учащихся. Одним из эффективнейших способов организации учебного процесса, обеспечивающего развитие у учащихся, умений необходимых для самостоятельного обучения, является применение исследовательского метода в образовании. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися в ходе учебной деятельности. В соответствии с требованиями ФГОС исследовательская деятельность является обязательной для выполнения всеми школьниками, основные образовательные программы всех уровней школьного образования включают программы развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». ФГОС общего среднего образования предусматривает выполнение учащимися индивидуального проекта, который «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». Это означает, что: ? исследования и проекты будут выполнять все учащиеся; ? эти работы на старшей ступени являются индивидуальными; ? учителям в массовом порядке необходимо научиться руководить проектами и исследованиями, чтобы обеспечить необходимое качество работ и развитие необходимых компетенций у обучающихся; ? должна быть разработана единая методика аттестации обучающихся по результатам выполнения ими исследовательских и проектных работ. Научно-исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Исследовательской деятельностью называют один из видов творческой деятельности учащихся, которая характеризуется рядом особенностей: 1. Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Этим она отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата и ясное представление о конечном продукте деятельности. 2. Несмотря на то, что исследовательская деятельность является самостоятельным творческим процессом приобретения новых знаний, она обязательно должна проходить под руководством специалиста, так как её целью является уяснение сущности явления, достижение истины. Формы научно исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательном учреждении можно разделить на три группы: 1. Научно-исследовательская работа, включенная в учебный процесс: ? выполнение заданий «за страницами учебника»; ? проблемные уроки и семинары; ? поисково-исследовательские и проектные методы на уроках, лабораторных и практических работах, применение метода «кейс-технологий»; ? творческие задания, расширенного вида; ? изучение в рамках учебного плана за счет инвариативной части (например, в технологию) и школьного компонента, факультативных (элективных) курсов и блока дополнительного образования. 2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс: ? научные кружки, научные клубы; научные клубы при библиотеках и музеях; ? участие в предметных олимпиадах и конкурсах; ? научно-практические конференции, семинары; ? Дни науки, Недели науки; ? предметные недели; ? встречи с учеными, экскурсии в вузы; ? творческие лаборатории; ? поисковая работа (историко-краеведческая, литературоведческая, этнографическая); ? экспедиции; походы и экскурсии по родному краю; ? профильный лагерь; ? выставки достижений и изобретений; художественных произведений учащихся; ? аукционы эрудиции, Интеллектуальные биржи, круглые столы; защита проектов; ? подготовка рефератов и сообщений по темам, вынесенным для самостоятельного изучения; ? подготовка публикаций по результатам исследований в журналах и на сайтах Интернета ? и другие формы. 3. Научно-исследовательская работа, ведущаяся параллельно учебному процессу: ? получение навыка конкретной прикладной исследовательской работы в коллективах или самостоятельно в качестве исполнителя исследований при участии в конкурсах на получение гранта или конкурса с вознаграждением. Поводом для ученического исследования на уроках или во внеклассное время может стать любое интересное явление, на которое обратили внимание школьники; вопрос, возникший в процессе обучения на уроке; информация, услышанная по ТВ, рекламные ролики и др. Учителю необходимо чётко представлять цели и задачи научно-исследовательской работы школьников. Только тогда он сможет правильно организовать свою педагогическую деятельность и добиться желаемых результатов. Дело в том, что учебное исследование и научное исследование имеют ряд различий. Главным смыслом исследования в школе является то, что оно учебное. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то цель исследовательской деятельности в школе – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося. Главная цель научно-исследовательской работы школьников – поэтапное осуществление познавательного процесса путём непосредственного участия в нём ученика. Все этапы этой работы должны осуществляться школьником самостоятельно. Учитель в данном случае выступает в роли консультанта. Особенным является то, что школьное исследование не ставит перед собой целью установить какие-либо новые научные истины и факты, хотя опыт показывает, что ученические открытия бывают очень интересными и с точки зрения профессиональных учёных. Главным в ученических работах является решение учащимися творческой задачи с неизвестным заранее решением. Учитель-руководитель исследованием должен помнить: в процессе работы самым важным для учащихся остаётся овладение методами самостоятельного добывания знаний, радость собственных открытий. Отсюда вытекают задачи научно-исследовательской деятельности школьников: 1. Развитие самостоятельности. В основе лежит поиск новых знаний, осуществляемый непосредственно учеником. В этом случае происходит развитие самостоятельности, необходимой для правильной социальной адаптации. 2. Самореализация личности ученика. Научно-исследовательская работа помогает ученику найти себя, объективно оценить свои способности. Здесь важным становится правильное определение возможностей каждого ребёнка, направление процесса в нужное русло. 3. Развитие коммуникативных способностей. Научно-исследовательская работа способствует развитию образного мышления, памяти, логики, заставляет учиться чётко излагать свою точку зрения, свои мысли, а значит, напрямую затрагивает творческие способности ребёнка. 4. Развитие коммуникабельных способностей учащихся. В процессе осуществления научно-исследовательской деятельности ребёнок становится открытым, социально активным, учится общению. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей: ? исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники; ? ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время. Учитель создает такие ситуации, при которых учащимся либо необходимо выбрать определенный путь решения из возможных вариантов, либо разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, либо осознать потребность в систематизации, обобщении, найти закономерности для объяснения новых фактов или явлений. Иногда полученные результаты не согласуются с имеющимися уже у учащихся знаниями, тогда они активно включаются в поиск теоретического объяснения возникшего противоречия. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную мыслительную деятельность. В учебный процесс как бы вводятся элементы научного исследования: метод проведения теоретического анализа, выдвижение гипотезы и метод экспериментальной проверки. Залогом успеха школьного исследования может стать заинтересованность ученика, стремление к поиску и желание что-то открыть. Понятно, что исследовательская работа требует много сил, времени, а значит, ученик должен быть заинтересован в результате. Желательно, чтобы руководитель смог увлечь ученика, так как не всегда школьники проявляют желание заняться исследованием, особенно в начале работы. В этом случае учителю необходимо сделать упор на ответственность школьника и на исполнительскую дисциплину это необходимо, так как без заинтересованности нельзя достичь высоких результатов. Следовательно, прежде чем начать работу, учитель должен пробудить интерес и стремление к творческой деятельности школьника. Существует несколько приёмов, при помощи которых можно заинтересовать учащихся. Условно определим их так: 1. Работа на перспективу. Акцент делается на том, что навыки, полученные в ходе исследовательской деятельности, пригодятся в дальнейшей жизни. Например, во время учёбы в вузе. 2. Воспитание чувства собственной значимости. Участие в научном исследовании позволит школьнику почувствовать себя самостоятельным, особенным, не похожим на большинство сверстников. В подростковом возрасте это очень важно. 3. Стремление победить. Часто проводятся конкурсы научно-исследовательских работ, конференции школьников. Следовательно, стимулом может стать победа в конкурсе или выступление на серьёзной научной конференции, например, в вузе. 4. Заинтересованность темой. Ученик может сам выбрать интересующую его тему Учитель может предложить список тем или подобрать актуальную тему с учётом интересов ученика. 5. Контакт с учеником. Хорошие доброжелательные отношения ученик-учитель способствуют положительному результату в любой деятельности. Тема и предмет исследования должны быть обязательно интересными для школьников. Руководителю школьного исследования необходимо помнить, что интерес ученика нужно поддерживать на протяжении всей работы, тему выбирать с учётом возрастных особенностей, перед каждым этапом чётко ставить цель перед ребёнком и постоянно контролировать продвижение вперёд. Прежде всего, должны быть созданы необходимые условия в образовательном учреждении: ? определённая заинтересованность администрации; ? педагоги, способные быть руководителями исследований школьников и желающие ими быть; ? школьники, которым интересна эта деятельность и которые способны её осуществить. Структура, основные разделы, их последовательность и логическая взаимосвязь являются основой качества исследовательской работы. Она отражает последовательность мышления автора, его действий. Исследовательская работа должна иметь следующую структуру: 1) Обоснование темы. Здесь автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие конкретно свойства объекта или явления нуждаются в прояснении 2) Постановка цели и задач. Формулируется генеральное направление исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту цель достигнуть (задачи). Цель должна быть одна, все остальные важные положения необходимо перевести в ранг задач. 3) Гипотеза (для школьных исследований не всегда обязательна) – предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследований. Гипотеза не должна быть тривиальной 4) Методика. Это главный "инструмент" получения учащимися собственных данных. Методика должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее суть. Необходимо помнить, что у признанных научных методик есть авторы. Ссылки на источники, из которых были получены сведения о методах исследования, обязательны при изложении полученных результатов. 5) Собственные данные. Главный этап работы. Эту часть автор должен четко выделять и предъявлять, как собственную. Данные должны быть получены путем самостоятельного применения автором методики. Педагогический смысл получения собственных данных – развитие навыка применять теоретические сведения на практике; освоение практических навыков и опыта работы с конкретным материалом; развитие способности говорить "от первого лица" при работе с первоисточниками. 6) Анализ, выводы. Здесь учащийся с помощью руководителя обобщает полученные данные, анализирует их, сравнивая как между собой, так и с взятыми из литературы, и формулирует лаконичное резюме своей работы; фиксирует новые знания, которые удалось получить. Целесообразно дать постановку задачи на развитие исследования на основе полученных данных. Важным для школьников является такая часть работы, как представление своего исследования, выступление перед сверстниками, педагогами или экспертами. Поэтому важно, чтобы в школах была предоставлена такая возможность. Это могут быть ученические конференции, конкурсы научно-исследовательских работ, конкурсы публичных выступлений. Учителю надо учитывать, что теоретическая часть работы и основная часть имеют одинаково важное значение, так как без предварительной подготовки невозможно полноценное исследование. Каждую часть плана учитель должен подробно прокомментировать исходя из темы и задач исследования. Но необходимо помнить, что нельзя навязывать своё мнение ученику, лишать его самостоятельности. Это может привести к потере интереса к исследовательской деятельности, особенно если ученик обладает высоким уровнем творческого мышления и лидерскими качествами. Поэтому всегда при организации исследования в школе нужно учитывать индивидуальные особенности школьников. Совершено очевидным является тот факт, что успешность научно-исследовательской работы школьника целиком зависит от педагога-руководителя. Успех ученика – результат грамотной работы руководителя исследования. Именно руководитель исследования способен и должен правильно организовать работу на каждом этапе, поддерживать интерес ученика, ненавязчиво контролировать его деятельность, направляя юного исследователя в нужное русло. Источник – основа любого исследования как в школе, так и в вузе. Любое исследование всегда опирается на источники. Без источника невозможно написание ни небольшого ученического исследования, ни серьёзного научного труда. Задача руководителя исследования – объяснить школьнику, что источник – основа его работы. Всё знание человечества основано на познании источника. Источник – это продукт целенаправленной деятельности человека, который отражает объективную реальность прошлого времени. Источником ученического исследования могут стать различные исторические факты, вызывающие споры; литературные произведения; «вечные» вопросы в науке; личные документы, фотографии (например, при исследовании родословной). Ученику нужно объяснить, что именно толкование источников вызывает различные научные споры, заставляет учёных вести научные дискуссии, тем самым, продвигая науку вперёд. Источник для ученического исследования выбирает учитель-руководитель исследования. При выборе источника необходимо учитывать: доступность для ученика; полноту информации; надёжность и достоверность; понятность ученику. Главное, чтобы источник объективно воспринимался учеником. Он должен иметь понятное для ученика происхождение. Задача учителя при организации научно-исследовательской работы – научить ученика работать с источником. Задача ученика - научиться видеть в источнике основу своего исследования. Важно помнить, что источником может быть только подлинный документ: текст, исторический документ или собранный автором материал. Нельзя допускать в ходе научно-исследовательской работы простого конспектирования школьником каких-то монографий, статей. Прежде всего, должно быть самостоятельное исследование, которое строится пусть и на самом простом, но собственном анализе источников. Таким образом, методика должна быть исследовательской, основанной на поиске ученика. Прежде всего, учителю, ставшему руководителем научно-исследовательской работы школьника, необходимо помнить следующее: 1. Учитель играет роль организатора. Главным исполнителем является школьник. 2. Тема может быть предложена учителем или сформулирована вместе с учеником с обязательным учётом интереса последнего и его личностных особенностей. 3. В ходе работы над исследованием учитель должен осуществлять постоянный контроль за работой, но этот контроль должен быть ненавязчивым. Это могут быть консультации, проверка письменных отчётов, просто советы. 4. Нельзя подавлять творчество ученика-исследователя, навязывать ему свою позицию, нужно только направлять его деятельность, 5. Нельзя допускать критику ученика. Неосторожная критика может привести к негативным последствиям, так как у школьника ещё нет достаточного жизненного опыта, который помог бы ему воспринимать критику как положительный момент. 6. Учителю необходимо не забывать хвалить ученика в процессе его исследования, даже за незначительные находки и открытия, ведь всё, что ему удаётся сделать —это результат его собственного поиска, его исследование. 7. Учитель должен создавать своему ученику ситуацию успеха, чтобы ему хотелось и дальше заниматься работой. Расскажите о его достижениях в классе или на родительском собрании. 8. Помните, что исследование - это активный процесс. Точка зрения Ваша и ученика может в чём-то не совпадать. Не спорьте с учеником, если он хочет отстоять свою позицию, ведь это его исследование. 9. Не забывайте, что научить исследовательской работе просто рассказав о ней, невозможно. Работа должна быть практической. 10. Задача учителя – создать условия для успешной работы ученика, оказывать благоприятное воздействие на него. Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных либо исследовательских работ: 1. Умение целенаправленно продвигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обстоятельства оценивать успешность выполнения проекта по максимальному соответствию реальной и планировавшейся деятельности 2. Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенного проекта Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде презентаций Power Point. Это придает работам практический смысл, так как все подготовленные учащимися материалы используются в дальнейшей работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов и для включения в исследовательскую деятельность школьников. Подготовка слайдов для сопровождения докладов и выступлений является обязательной для каждого учащегося. Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения. Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания. 1.2 Особенности научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории на базе среднего общего образования. Современные школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный, социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию. Для реализации данной задачи учителю необходимо грамотно организовать процесс обучения, начать лучше с определения особенностей целевой группы. В средней школе для обучающихся характерно развитие всех видов и свойств внимания. Необходимость решать сложные задачи в течение длительного времени обуславливает преобладающую роль произвольного внимания. С развитием умения связывать изучаемое в систему, расширяется объем внимания. Так же развиваются такие свойства внимания, как переключение и распределение, что помогает овладеть разнообразными умениями и навыками умственного труда, выполнять различные действия одновременно. Обучающиеся распределяют внимание при восприятии нового материала, поэтому они способны одновременно слушать объяснения и вести его запись. Их мышление приобретает более активный, самостоятельный и творческий характер. Большое внимание обращается на аргументированность и доказательство тех или иных положений, заметно стремление убедиться в истинности того, с чем приходится знакомиться на уроках. Повышается уровень восприятия и наблюдательности, проявляющейся в учебной деятельности. Можно с уверенностью заключить, что особенности познавательной сферы учащихся в раннем подростковом возрасте определяются развитием абстрактно-логического мышления и большей избирательностью внимания. Главное, что творческие способности школьников развиваются от уровня простого усвоения информации к проявлению интеллектуальной инициативы и созданию чего-то нового. Принимая во внимания познавательные особенности обучающихся, можно выделить некоторые принципы отбора и рассмотрения исторического материала на уроках. Важным является соотнесение разных уровней истории, а конкретно истории России, города, государства, отдельной семьи или человека. Это позволяет ребенку находить общие принципы и закономерности. Активизация работы обучающихся с многообразными историческими источниками. При такой работе ученик осуществляет поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, сравнивает данные, полученные из этих источников, выявляет их сходства и различия. Критический анализ источника и характеристика его информационных особенностей, позволяет развить в ученике способность исторического анализа. Характеристика позиции создателя источника, позволяет ребенку оценить явления, события прошлого и настоящего. Главное, что самостоятельная работа школьника с историческим источником расширяет опыт его исследовательской деятельности. Возрастает роль принципа взаимодополняемости работы учащихся на уроке и вне урока. В школе должна закладываться содержательная и организационная основа для самостоятельной деятельности детей в библиотеках, музеях, интернете и т.д. Расширение пространства целеполагания и мотивации, т.е. «от целей учителя к целям ученика».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg