Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Уголовная ответственность за коррупционные преступления (на примере ФКП ГЛП "Радуга"

irina_krut2020 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Цель исследования: комплексный анализ коррупции в целом и вопросов связанных с привлечением к уголовной ответственности за коррупционные преступления. бору эффективных средств борьбы с подобным явлением. Задачи исследования: 1. дать характеристику коррупции и коррупционной преступности, 2 исследовать природу и сущность коррупции, установить причины её распространения 3. изучить действующее антикоррупционное законодательство Российской Федерации 4. изучить особенности квалификации преступлений коррупционного характера. 5. на основе анализа предложить направления совершенствования уголовного законодательства об ответственности за противодействие коррупции: в отношении отдельных лиц, в отношении отдельных объектов посягательства, в отношении отдельных действий. Объект исследования: общественные отношения в сфере привлечения к уголовной ответственности за коррупционные преступления Предмет исследования: нормы уголовного законодательства, предусматривающие противодействие коррупции средствами уголовного права. Методы исследования: логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа, метод теоретико-правового прогнозирования. Эмпирическая база исследования: Международные нормативные правовые акты, Уголовный Кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Теоретическая база исследования: основу исследования составили идеи Андрианова, Артемьева А. Б., Глазковой Л. В., Годунова И. В., ГригорьеваВ.В., Добролюбовой Е.И., Филиповой Е.М., Землина А.И., Киселева И. А., Костенникова М. В., Скурихина С. В., Леликовой Ю.С., Стовбуна С. В., Чашина А. Н.. Черепановой Е.В. Структура работы: введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Введение

Актуальность темы исследования: проблемы борьбы с коррупцией и вопросы привлечения к уголовной ответственности за коррупционные преступления являются наиболее актуальными в последнее в связи с проявлением коррупции в различных сферах жизни общества: социальной, экономической, политической, в том числе и духовной. Кроме того, растёт уровень коррупционных преступлений в органах государственной власти и управления Российской Федерации, что существенно влияет на эффективное развитие российского общества, подрывает авторитет власти в глазах народа Один из действенных рычагов борьбы с коррупционными преступлениями - это привлечение к уголовной ответственности. Уголовное законодательство, предусматривающее ответственность за различные коррупционные преступления, но на практике всё гораздо сложнее. Правоприменитель сталкивается с такими проблемами как: квалификация преступлений коррупционного характера, назначение наказания соразмерного совершенному деянию, выбор эффективных методов борьбы с коррупцией . Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения вопросов связанных с развитием уголовного законодательства как основного средства борьбы с коррупцией в связи с привлечением преступника к ответственности , реализации на практике норм уголовного законодательства, вы
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3 Глава 1 Понятие и основная характеристика преступлений коррупционного характера: природа, сущность, …………………………………………………..….5 1.1 Особенности квалификации коррупционных преступлений…………………..13 1.2 Назначение наказания за преступления коррупционного характера………..24 Глава 2 Противодействие коррупции в Федеральном государственном предприятии « Государственный лазерный полигон « Радуга»………..………..30 2.1 Антикоррупционная политика ФКП «ГЛП «Радуга»…………………………30 2.2 Совершенствование уголовного законодательства в области борьбы с коррупцией……………………………………………………………………………37 Заключение…………………………………………………………………………..49 Библиографический список…………………………………………………………51
Список литературы

Нормативные правовые акты и официальные документы: 1. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.05.2019)// http?//www.pravo.gov.ru/.2019 2. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Федеральный закон от 8 марта 2006 N 40-ФЗ // http?//www.pravo.gov.ru/.2019 3. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию: Федеральный закон от 25 июля 2006 N 125-ФЗ // http?//www.pravo.gov.ru/.2019 4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25декабря 2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // http?//www.pravo.gov.ru/.2019 5. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17 июля 2009 N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // http?//www.pravo.gov.ru/.2019 6. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам : Федеральный закон от 03.декабря 2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018)// http?//www.pravo.gov.ru/.2019 7. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: Федеральный закон от 07мая 2013 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2016)// http?//www.pravo.gov.ru/.2019 8. О мерах по противодействию коррупции: Указ Президента РФ от 19.05.2008 N 815 (ред. от 09.10.2017) // http?//www.pravo.gov.ru/.2019 9. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (вместе с Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) // http?//www.pravo.gov.ru/.2019 10. О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов в Минпромторга РФ: Приказ Минпромторга России от 25 августа 2010 № 728 (Зарегистрировано в Минюсте России 15 октября 2010 г. № 18735) // http?//www.pravo.gov.ru/.2019 11. О порядке уведомления нанимателя о фактах обращения для склонения госслужащего Минпромторга России к совершению коррупционных правонарушений: Приказ Минпромторга России от 29 сентября 2009 № 874 (Зарегистрировано в Минюсте России 23 ноября 2009 г. № 15290) // http?//www.pravo.gov.ru/.2019 12. О порядке взаимодействия структурных подразделений Минпромторга России по организации работы с руководителями организаций: Приказ Минпромторга России от 28 апреля 2015 № 982 // http?//www.pravo.gov.ru/.2019 Материалы судебной практики: 13. Кассационное определение Тюменского областного суда от 28.04.2011 N 22-1089/2011// СПС «КонсультантПлюс». 2016. (документ опубликован не был). 14. Определение Верховного Суда РФ от 12.12.2016 N 89-о05-51 // СПС «КонсультантПлюс». 2016. (документ опубликован не был) Специальная литература: 15. Андрианов, В. Д. Коррупция как глобальная проблема. История и современность / В.Д. Андрианов. - М.: Экономика, 2017. - 304 c. 16. Артемов, В.Ю. Правовая защита лиц, сообщающих о фактах коррупции: научно-практическое пособие.- М.: Юриспруденция, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016.- 144 c. 17. Амара, М. И. Противодействие коррупции в Российской Федерации. Библиография (1991—2016 гг. ) / М. И. Амара, Ю. А. Нисневич, Е. А. Панфилова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с 18. Артемьев, А. Б. Антропология коррупции / А.Б. Артемьев. - М.: Издательство юридического института (Санкт-Петербург), 2015. - 272 c. 19. Барциц И. Н. Антикоррупционная экспертиза в системе эффективного правотворчества (к разработке методикипроведения антикоррупционной экспертизы //Государство и право. –2010. –№ 9. – С. 16 – 25 20. Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. — М.: Издательство Юрайт, 2017.- 441 с. 21. Васильева, Т.А. Противодействие коррупции. Прокурорский надзор, уголовно-правовая характеристика, уголовное преследование [Электронный ресурс],- http://www.iprbookshop.ru 22. Глаголев, С.Н. Государственная политика противодействия коррупции в современной России / С.Н. Глаголев, В.В. Моисеев. — Электрон. текстовые данные. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2014. - 341 c 23. Глазкова, Л. В. Государственный чиновник. История коррупции в России / Л.В. Глазкова. - М.: Проспект, 2016. - 112 c. 24. Глазкова, Л.В. Государственный чиновник. История коррупции в России. Монография / Л.В. Глазкова. - М.: Проспект, 2017. - 725 c. 25. Годунов, И. В. Азбука противодействия коррупции от А до Я / И.В. Годунов. - М.: Академический проект, 2015. - 296 c. 26. Григорьев, В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Постатейный / В.В. Григорьев. - М.: Деловой двор, 2017. - 364 c. 27. Добролюбова, Е.И. Корреляция мер по противодействию коррупции с причинами и условиями ее возникновения. Научно-методическое пособие / Е.И. Добролюбова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 441 c. 28. Довгяло В.К. Современные механизмы противодействия коррупции в сфере образования: курс лекций / В.К. Довгяло, Н.В. Коршунова. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.- 149 c. 29. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления : профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции. Учебное пособие / С.Ю. Кабашов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дело, 2014.- 216 c. 30. Нисневич, Ю. А. Политика и коррупция: коррупция как фактор мирового политического процесса: монография / Ю. А. Нисневич. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 240 с. 31. Закс, В.А. Социокультурные предпосылки коррупции / В.А. Закс // Государство и право. - 2011. - N4. - С. 52. 32. Землин, А.И. Антикоррупционные ограничения на государственной и муниципальной службе и меры по предупреждению коррупции в сфере государственного и муниципального управления. Научно-практическое пособие / А.И. Землин. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2017. - 942 c. 33. Киселев, И. А. Грязные деньги. Уголовная ответственность за отмывание преступных доходов и ее применение в борьбе с преступностью и коррупцией / И.А. Киселев. - М.: Юриспруденция, 2017. - 152 c. 34. Костенников, М. В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы / М.В. Костенников, А.В. Куракин. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. - 128 c. 35. Левакин, И.В. Противодействие коррупции : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Левакин, Е. В. Охотский, И. Е. Охотский, М. В. Шедий ; под общ. ред. Е. В. Охотского. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 367 с. 36. Леликова, Ю.С. Взгляды современного российского общества на проблему коррупции / Юлия Леликова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 835 c. 37. Румянцева, Е. Е. Противодействие коррупции : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. Е. Румянцева. — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 267 с. 38. Русанов, Г. А. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. А. Русанов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. -157 с. 39. Скурихин, С. В. Коррупция - это государственная измена / С.В. Скурихин. - М.: Глобус, 2017. - 508 c. 40. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») [Электронный ресурс] ,- http://www.iprbookshop.ru 41. Стовбун С. В. Некоторые вопросы квалификации преступлений, связанных с вымогательством и получением взятки // Новый юридический вестник. — 2018.-№4.-С. 44-46. 42. Филипова,Е.М. Взятка. Победит ли коррупция Россию? / Елена Михайловна Филиппова. - М.: Вектор, 2017. - 833 c. 43. Цирин А.М. Антикоррупционные инструменты и их применение в федеральных органах исполнительной власти. Журнал российского права.2009. №2.-С 13-15. 44. Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2011. № 2. С. 12 – 24. 45. Чашин, А. Н. Коррупция в России. Стратегия, тактика и методы борьбы / А.Н. Чашин. - Москва: Мир, 2015. - 176 c. 46. Черепанова Е.В. Правовые проблемы квалификации преступлений коррупционной направленности // Журнал российского права. 2016. – С.216 -240 47. Шатов С.А. Соучастие в преступлении [Электронный ресурс].- http://www.iprbookshop.ru 48. Шашкова, А. В. Правовое регулирование противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Шашкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 272 с 49. Шегабудинов, Р.Ш. Организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией. Состояние, тенденции и меры борьбы с ней [Электронный ресурс].-http://www.iprbookshop.ru 50. Шишкарёв, С.Н. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией. Международный и российский опыт [Электронный ресурс].- http://www.iprbookshop.ru
Отрывок из работы

Глава 1 Понятие и основная характеристика преступлений коррупционного характера: природа, сущность. На сегодняшний день коррупция затрагивает все сферы жизни общества каждого государства, пагубно влияет на экономику, социальную сферу, подрывает авторитет власти в глазах народа. Не исключение и Российская Федерация. На сегодняшний день вопрос эффективной борьбы с коррупцией является актуальным. Для того, чтобы выработать наиболее эффективные методы противодействия коррупции, необходимо понимать природу данного явления, причины возникновения. При этом важно правильно определиться с тем предметом, который предстоит исследовать. Не вызывает возражений тезис о том, что коррупция - явление древнее и издавна воспринималось как нарушение закона, имеет многовековую историю и присуще всем государствам. Сущность коррупции, взяточничества, мздоимства, лихоимства заключается в использовании должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. В зарубежных странах и в России сейчас уже практически нет расхождений в негативном восприятии и юридической оценке коррупционного поведения государственных служащих. Оно включает в себя весь комплекс злоупотреблений: в личных целях, целях третьих лиц или групп должностных лиц государственных органов; может фиксироваться при нарушении административного, финансового, трудового, гражданского законодательства. Разрешение вопросов, касающихся определения сущности коррупции и её природы в целом, в том числе и социальном аспекте, оказывает существенное влияние не только на разработку нормативных правовых актов, призванных бороться с данным явление, но и влияет на формирование правовой системы государства в целом. Для того чтобы дать точную характеристику сущности и природы коррупции необходимо выделить её основные элементы, обозначить предмет, обозначить субъектный состав коррупционных отношений, дать социальную и политическую оценку данному явлению, обратиться к истории возникновения термина и какое отражение он нашёл в действующем законодательстве. Существуют два основных подхода , дающих представление о коррупции – общий и криминологический (особый), изучив которые, возможно сделать вывод о сущности рассматриваемого явления. Общий подход ориентирован на отражение наиболее существенных признаков рассматриваемого явления, благодаря чему оно охватывает все сферы нормативной регуляции. Так, по мнению В.Л. Римского, отстаивающего необходимость такого подхода, наиболее адекватным российским условиям является признание коррупционными любых действий, нарушающих нормативное регулирование и развитие той или иной отрасли, сферы деятельности и страны в целом посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным. Согласно же криминологическому подходу, коррупция есть скорее синтетическое социальное и криминологическое понятие, чем правовое. Отсюда в определении состава преступления часто используется другое понятие – «коррупционная преступность» как совокупность преступлений коррупционного характера в виде подкупа, продажности государственных, иных служащих путем использования ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах служебных полномочий и других возможностей, связанных с занимаемой должностью. Если обратиться к самому происхождению слова коррупция, то «corrumpere» от латинского означает порчу, уничтожение, истребление, искажение, подкуп, задабривание подарками, совращение . Данный термин нашел своё отражение в римском праве для определения деятельности лиц, искажающих судебный процесс или процесс управления общественными делами. Согласно другой точке зрения, данный термин произошел от сложения латинских слов «correi», означающего нескольких участников одной из сторон отношений, имеющих обязательственный характер, где предметом выступает один объект, и «rumpere» – ломать, повреждать, нарушать, отменять. Таким образом, «corrumpere» является результатом слияния данных терминов. Новый термин означает такую стратегию поведения двух и более лиц, целью которой является «повреждение» нормального хода судебного процесса. Таким образом, все точки зрения сводятся к тому, что коррупция разрушает единство всего государства в целом, органы государственной власти, в этом и заключается её основная сущность. Первую интерпретацию коррупции дал древнегреческий философ Платон, для которого взяточничество было прежде всего нравственной проблемой, угрожающей мировой гармонии, в своем знаменитом сочинении "Законы" (Кн. XII. 955d) писал: "Тот, кто служит своей родине, не должен принимать за свою службу дары. Здесь не может быть никаких предлогов, никаких, даже всеми одобряемых, причин и разговоров, будто во имя хорошей цели можно принимать дары, а во имя плохой - нет. Ведь в этом трудно разобраться и, даже разобравшись, нелегко с собой совладать. Всего вернее слушаться закона, повиноваться ему и не оказывать никаких услуг за дары. Ослушник подвергается смертной казни, лишь только он будет изобличен на суде" . Термин «коррупция», близкий к современному, можно встретить в трудах Макиавелли, Гоббса. Коррупция представала не только как развращенность и продажность представителей власти, но и использование властных полномочий вопреки интересам государства и общества. Таким образом, социальная природа коррупции является наиболее глубоким выражением ее сущности. Анализируя сущность и социально-правовую природу коррупции, следует согласиться с мнением Л.Д. Гаухмана, полагающего, что «коррупцию можно понимать, по меньшей мере, в четырех значениях: общесоциальном, политэкономическом, криминологическом и уголовно-правовом». Так, в общесоциальном значении коррупция должна рассматриваться как использование должностным лицом предоставленных ему полномочий с целью незаконного обогащения. При этом не столь важно, используются эти полномочия в рамках предоставленной ему должности или вне нее. Решающую роль играет статус, связанный с должностью, т.е. – использование авторитета власти. Фактически незаконное обогащение сводится к приобретению должностным лицом материальных благ сверх законного вознаграждения по должности в виде заработной платы и др. В этом смысле любая должность и связанная с нею власть дает возможность для незаконного обогащения. Императивным регулятором поведения должностного лица, которое либо использует эту возможность, либо нет, является общественная мораль, нравственное воспитание человека, другие субъективные обстоятельства. В этой связи возникает другая проблема, тесно связанная с коррупцией, – коррумпированность, которая представляет собой «вовлеченность должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, зараженность стремлением к незаконному обогащению посредством использования возможностей занимаемого служебного положения». С этой точки зрения должностные лица подразделяются на две категории: коррумпированные и некоррумпированные. Можно выделить разные формы коррумпированности: получение и дача взятки, коммерческий подкуп, участие в предпринимательской деятельности, лоббирование законов за вознаграждение. Социальная природа коррупции свидетельствует о ее обусловленности системной нормативной регуляции, отражающей соответствующий исторический этап развития общества. Мораль является наиболее глубоким элементом этой системы. Однако в правовом государстве главный элемент – право, которое, являясь итогом политического процесса, есть нормативно-правовая система, в снятом виде выражающая ценности и концептуальные установки государственной политики регулирования той или иной сферы общественных отношений. В этом смысле право, как система нормативной регуляции, является опосредованной формой связи государства и общества. Поэтому эффективность права обусловлена степенью адекватности корреляции системы нормативно-правовой регуляции и системы общественных отношений. Отражение нормативными правовыми актами совокупности общественных отношений в качестве предмета правового регулирования в контексте реализации задач государственной политики является основной задачей их разработки. В отношении коррупции это означает учет законодательством ее основных признаков как социального явления. Учитывая, что согласно Конституции Российской Федерации международное законодательство является частью правовой системы страны, для антикоррупционного законодательства нашего государства большое значение имеет совокупность признаков, выделяемая в нормативно-правовых документах международного уровня. Обратимся к некоторым из них. В документах ООН и Совета Европы коррупция рассматривается как злоупотребление государственной. властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп. В 1995 г. на первой сессии Группы Совета Европы по проблемам коррупции было дано официальное определение этому явлению – «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, работающего в частном секторе, независимого агента либо других отношений такого рода и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц». Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Все виды коррупции классифицирует по двум группам: в публичном и в частном секторе. К коррупции в публичном секторе относятся такие деяния, как подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение. К коррупции в частном секторе документ относит подкуп и хищение имущества. Подводя некоторый итог анализу сущности и социальной природы коррупции, можно выделить следующий перечень существенных признаков коррупции и коррупционных отношений, имеющих важное методологическое значение в последующем анализе проблемы: договорный характер отношений между должностным лицом и лицом, заинтересованным в соответствующей стратегии его действий (сделка); обоюдная возмездность, заинтересованность (не обязательно материальная) этих отношений; незаконный характер этой сделки, выражающийся в противоречии уголовному и иному законодательству, запрещающему подобное поведение должностных лиц; обусловленность действий должностного лица в процессе исполнения служебных обязанностей условиями данной сделки. В законодательстве Российской Федерации коррупцию определяют следующим образом. Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; от имени или в интересах юридического лица. Анализ сущности и социальной природы коррупции позволяет утверждать, что законодательное определение коррупции Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» имеет существенное значение для дальнейшего развития антикоррупционного законодательства. В то же время следует признать и то, что оно не охватывает всей совокупности признаков коррупции, что объективно ограничивает законодательное определение перечня коррупционных отношений. Очевидно, значение этого определения следует рассматривать как обусловленную исторической необходимостью и особенностями современного законодательства задачу его систематизации на современном этапе, которую закон и реша Таким образом, под коррупционными преступлениями понимается общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое умышленное деяние должностного лица или лица, заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействия) должностным лицом, совершаемое исходя из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц. В заключение следует отметить, что сущность коррупции заключается в таком содержании антисоциального поведения, при котором действия, нарушающие нормативное регулирование и развитие той или иной сферы деятельности, осуществляются посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным; в ее обусловленности исторически сложившейся системой общественных отношений, где право как система нормативной регуляции является опосредованной формой связи государства и общества, а его эффективность обусловлена степенью адекватности корреляции системы нормативно-правовой регуляции и общественных отношений. Социально-правовая природа коррупции выражается в совокупности наиболее существенных признаков этого явления как общественного отношения: договорный характер отношений между должностным лицом и лицом, заинтересованным в соответствующей стратегии его действий (сделка); обоюдная возмездность, заинтересованность (не обязательно материальная) этих отношений; незаконный характер этой сделки, выражающийся в противоречии уголовному и иному законодательству, запрещающему подобное поведение должностных лиц; обусловленность действий должностного лица в процессе исполнения служебных обязанностей условиями данной сделки 1.2 Особенности квалификации преступлений коррупционного характера На сегодняшний день коррупция получила широкое распространение во всех сферах жизни общества. Характеристики коррупционных преступлений меняются вместе с законодательством, что вызывает затруднения в последующий их квалификации. Для начала необходимо выявить основные классификационные признаки, относящие то или иное противоправное деяние к коррупционным. Квалификация преступления - это установление и юридическое закрепление соответствия совершенного деяния признакам состава преступления, предусмотренного конкретной уголовно-правовой нормой. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки: 1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 УК РФ, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 УК РФ; 2) связь деяния со служебным положением субъекта, отступление от его прямых прав и обязанностей; 3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц); 4) совершение преступления только с прямым умыслом. Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного предоставления такой выгоды. Именно перечень коррупционных преступлений способствует правильной квалификации преступных деяний коррупционного характера. В современном праве преступления коррупционного характера принято делить следующим образом : 1) преступления, относящиеся к перечню преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий; 2) преступления, относящиеся к перечню преступлений коррупционной направленности при наличии определенных условий. К числу преступлений коррупционной направленности без дополнительных условий отнесены составы, регламентированные ст. ст. 141.1, 184, п. "б" ч. 3 ст. 188, ст. ст. 200.5, 201.1, 204, 204.1, 204.2, п. "а" ч. 2 ст. 226.1, п. "б" ч. 2 ст. 229.1, ст. ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Для отнесения преступлений к категории коррупционной направленности при соблюдении определенных условий при квалификации в статистической карточке должны содержаться отметки: 1) о коррупционной направленности основного состава преступления: ст. ст. 174, 174.1, 175, ч. 3 ст. 210 УК РФ; 2) о коррупционной направленности основного состава преступления в соответствии с международными актами: ст. ст. 294, 295, 296, 302, 307, 309 УК РФ; 3) о совершении преступления с корыстным мотивом: п. п. "а" и "б" ч. 2 ст. 141, ч. 2 ст. 142, ст. ст. 170, 200.4, 201, 202, ч. 2 и 2.1 ст. 258.1, ст. ст. 285, 285.1, 285.2, 285.3, 285.4, ч. 1, 2 и п. "в" ч. 3 ст. 286, ст. 292, ч. 3 ст. 299, ч. 2 и 4 ст. 303, ст. 305 УК РФ; 4) о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации: ч. 4 ст. 188, п. "в" ч. 3 ст. 226, ч. 3 ст. 226.1, ч. 2 ст. 228.2, п. "в" ч. 2 ст. 229, ч. 3 и 4 ст. 229.1 УК РФ; 5) о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и с корыстным мотивом: ч. 3 и 4 ст. 183, п. "б" ч. 4 ст. 228.1, п. "б" ч. 2 ст. 228.4, ч. 3 ст. 256, ч. 2 ст. 258, ч. 3 и 3.1 ст. 258.1, п. "в" ч. 2 и ч. 3 ст. 260, ч. 1 и 3 ст. 303, ст. ст. 322.1, 322.2, 322.3 УК РФ; 6) о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, и с корыстным мотивом: п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ ; 7) о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения: ч. 3, 4, 5, 6 и 7 ст. 159, ч. 3 и 4 ст. 159.1, ч. 3 и 4 ст. 159.2, ч. 3 и 4 ст. 159.3, ст. 159.4, ч. 3 и 4 ст. 159.5, ч. 3 и 4 ст. 159.6, ч. 3 и 4 ст. 160, ч. 3 и 4 ст. 229 УК РФ; 8) о совершении преступления должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, с использованием своего служебного положения и с корыстным мотивом: ч. 5 ст. 228.1 УК РФ. Отдельно выделяется категория преступлений, которые могут способствовать совершению преступлений коррупционной направленности, относящихся к перечню, при наличии в статистической карточке сведений о совершении преступления, связанного с подготовкой, в том числе мнимой, условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества либо незаконного предоставления такой выгоды: ст. ст. 159, 159.1, 159.2, 159.3, 159.4, 159.5, 159.6 (за исключением случаев, приведенных в п. 3.6 Указаний Генпрокуратуры России N 853/11, МВД России N 5 от 25.12.2018), ст. ст. 169, 178, 179 УК РФ. Если обратиться к перечню, установленному в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (далее - Постановление Пленума N 24), к коррупционным преступлениям отнесены ст. ст. 290, 291, 291.1, 159, 160, 204, 292, 304 УК РФ, т.е. преступления, связанные со взяточничеством и коммерческим подкупом. Важным условием правильной квалификации преступлений коррупционной направленности является соответствие основным принципам, закрепленным в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Таким образом, для правильного использования норм уголовного и уголовно-процессуального закона, необходимо точное соответствие квалификации преступления коррупционного характера принципам уголовного права. В зависимости от квалификации преступления решаются уголовно-правовые вопросы о наказании, об освобождении от уголовной ответственности и наказания, условно-досрочном освобождении, расчете сроков судимости, амнистии( переделать своими словами). Пленум Верховного Суда подчёркивает необходимость учета при оценке степени общественной опасности содеянного содержания мотивов и целей, значимости обязанностей, которые были нарушены лицом, совершившим коррупционное преступление с использованием своего служебного положения, продолжительности преступных действий (бездействия), характера и тяжести причиненного вреда, других фактических обстоятельств и данных о личности виновного. Трудности в классификации вызываю разграничение таких составов преступления, как взяточничество и мошенничество. Приведем пример. "В. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, получил лично взятку в виде денег за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), в крупном размере; осужден по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ на 4 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима без штрафа. На следствии В. утверждал, что покушался на завладение деньгами Х. путем мошенничества. В. работал в налоговой инспекции заместителем начальника отдела выездных проверок. Поскольку у В. было сложное материальное положение в связи с неоплаченными кредитами, он решил завладеть деньгами Х., создав у последнего мнение о необходимости передачи ему денег для предотвращения неугодных для Х. последствий. Для этого В. назвал вымышленные размеры доначисления денежных средств и соответствующую сумму для передачи ему, хотя фактически сам уменьшить сумму доначисления по результатам налоговой проверки не мог и не хотел. 05.04.2018 В. написал заявление об увольнении, передал его начальнику отдела и ушел с работы; 05.04.2018 В. встретился с Х., от которого получил деньги, после чего был задержан". Исходя из этого, Судебная коллегия Верховного Суда РФ пришла к выводу, что "при таких обстоятельствах действия В. не могут быть расценены как получение взятки, их следует расценивать как покушение на хищение чужого имущества путем обмана, совершенное с использованием своего служебного положения и в крупном размере, и, таким образом, действия В. подлежат переквалификации с п. "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ на ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 159 УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.03.2011)" (Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2011 N 11-О11-85). Представляется, что в данном случае Судебная коллегия Верховного Суда РФ руководствовалась при разграничении составов взяточничества и мошенничества тем, что в данном случае взятка была получена за действия должностного лица, которые не могли быть совершены им ни при каких условиях. Соответственно, имел место обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество - сознательное сообщение заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате. Пленум Верховного суда разъясняет, какими критериями необходимо руководствоваться при разграничении взяточничества и мошенничества? В соответствии с п. 24 Постановления Пленума N 24 получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействия), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 57 страниц
400 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg