Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические и методические аспекты обучения решению задач с экономическим содержанием в школьном курсе математики. В процессе исследования в соответствии с его целью и задачами получены следующие основные выводы и результаты.
Введение

Одним из ключевых моментов модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Важная роль при этом отводится задачам прикладного характера, на примере которых раскрываются особенности применения математики к изучению действительности, формируются умения и навыки, необходимые в жизни, сближаются школьные методы решения задач с методами, применяемыми на практике. Эффективным средством реализации прикладной направленности в обучении являются задачи с экономическим содержанием. Обучение решению задач с экономическим содержанием способствует более качественному усвоению математических понятий и методов, позволяет осуществлять межпредметную связь математики и экономики, активизирует интерес учащихся к задачам прикладного характера и к изучению математики в целом. В учебниках школьного курса математики теоретический материал, отражающий специфику, методы и приемы решения задач с экономическим содержанием, а также соответствующие методические рекомендации почти не представлены. В основном встречаются отдельные задачи на товарно-денежные отношения, банковские операции и др. Таким образом, изложение теоретических и методических аспектов обучения решению задач с экономическим содержанием является важным направлением совершенствования методики обучения математике учащихся общеобразовательных организаций, а рассмотрение таких задач на уроках и внеурочное время – эффективным средством усиления прикладной направленности школьного курса математики. Этим обусловлена актуальность темы выпускной квалификационной работы. Проблема исследования заключается в выявлении особенностей обучения решению задач с экономическим содержанием, поиск путей реализации прикладной направленности школьного курса математики через решение задач с экономическим содержанием. Цель исследования – выявить теоретические аспекты и методические особенности обучения решению задач с экономическим содержанием и на их основе разработать соответствующие методические рекомендации, позволяющие реализовать прикладную направленность школьного курса математики. Объект исследования: процесс обучения математике учащихся общеобразовательных организаций. Предмет исследования: методика решения задач с экономическим содержанием. Гипотеза исследования: если разработать методические рекомендации по обучению учащихся общеобразовательных организаций решать задачи с экономическим содержанием и внедрить их в практику обучения, то это позволит повысить качество математических знаний, умений и навыков, а также реализовать прикладную направленность школьного курса математики. Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи: 1) сформулировать понятие задач с экономическим содержанием и выявить их роль в обучении математике; 2) рассмотреть пути реализации прикладной направленности школьного курса математики через решение задач с экономическим содержанием; 3) определить классификацию и этапы решения задач с экономическим содержанием; 4) сформулировать методические рекомендации по формированию умения решать задачи с экономическим содержанием; разработать курс по выбору, направленный на обучение решению задач с экономическим содержанием и реализацию межпредметных связей математики и экономики; 5) провести педагогический эксперимент. Для достижения целей работы, проверки гипотезы и решения поставленных выше задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, учебников и учебных пособий по математике и методике обучения математике; конкретизация теоретических положений; обобщение педагогического опыта в контексте тематики данной работы; педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогами в практике школьного обучения. Формирование у учащихся умений решать задачи с экономическим содержанием требует вооружения педагогов соответствующими методическими разработками. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Первый раздел посвящен теоретическим аспектам обучения решению задач с экономическим содержанием, а второй раздел – методическим аспектам обучения решению задач с экономическим содержанием в школьном курсе математики. ?
Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 6 1 Теоретические аспекты обучения решению задач с экономическим содержанием в школьном курсе математики…………………………………. 9 1.1 Понятие задач с экономическим содержанием в научно-методической литературе и их роль в обучении математике…………….. 9 1.2 Педагогические возможности реализации прикладной направленности курса математики через решение задач с экономическим содержанием……………………………………………….. 12 1.3 Классификация задач с экономическим содержанием………………... 17 1.4 Этапы решения задач с экономическим содержанием………………... 23 2 Методические аспекты обучения решению задач с экономическим содержанием в школьном курсе математики…………………………………. 32 2.1 Методические рекомендации по формированию умения решать задачи с экономическим содержанием на уроках алгебры в школьном курсе математики……………………………………………………………. 32 2.2 Методические аспекты обучения решению задач с экономическим содержанием на курсах по выбору по математике………………………... 41 2.3 Педагогический эксперимент…………………………………………… 46 Заключение………………………………………………………………………. 53 Список использованных источников…………………………………………... 57 Приложение А «Конспект урока»……………………………………………… 61
Список литературы

1. Алексенцев, В. И. Дидактические принципы методики обучения решению математических задач с экономическим содержанием / В. И. Алексенцев // Известия Самарского научного центра РАН. – 2010. – № 3. – С. 23–34. 2. Апанасов, П. Т. Построение системы упражнений с экономическим содержанием в курсе математики средних учебных заведений : автореф. дис. … канд. пед. наук / Апанасов Павел Терентьевич ; Науч.-исслед. ин-т содерж. и методов обучения АПН СССР. – М. : Просвещение, 1976. – 27 с. 3. Баврин, И. И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике : книга для учащихся 10-11 кл. / И. И. Баврин. – М. : Просвещение, 2000. – 80 с. 4. Балл, Г. А. Теория учебных задач : психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. – М. : Педагогика, 1990. – 184 с. 5. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики / Г. П. Башарин. – М. : Просвещение, 1997. – 160 с. 6. Бутузов, В. Ф. Математика : учебник для экономистов 10-11 классы / В. Ф. Бутузов, Ю. М. Колягин. – М. : «Санта-пресс», 1996. – 200 с. 7. Бушнева, О. Ф. Анализ задач экономического содержания из открытого банка заданий ЕГЭ 2017 года / О. Ф. Бушнева, А. Д. Эзиева // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. – 2017. – № 1. – С. 184–190 . 8. Виноградова, Н. Ю. Финансовая грамотность населения Российской Федерации как фактор экономического благосостояния государства / Н. Ю. Виноградова // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 16 июля 2017 г. / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 249 с. 9. Винокуров, Н. А. Экономика в задачах на проценты / Е. Ф. Винокуров, Н. А. Винокурова // Математика. – 1998. – № 34. – С. 29–32. 10. Гараев, Р. С. Формирование умений учащихся решать экономические задачи при обучении алгебре в неполной средней школе : автореф. дис. … канд. пед. наук / Гараев Рамил Суфиахметович ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – М. ; 1991. – 197 с. 11. Голубев, А. А. Пособие по математике для подготовки к ЕГЭ 2017 : учеб. пособие / А. А. Голубев, Т. А. Спасская – Тверь : МЦНМО, 2017. – 124 с. 12. Горстко, А. Б. Познакомьтесь с математическим моделированием : учебник / А. Б. Горстко. – М. : Знание, 1991. – 160 с. 13. Гущин, Д. Д. Встречи с финансовой математикой : учебник / Д. Д. Гущин. – М. : Просвещение, 2016. – 34 с. 14. Дорофеев, Г. В. Изучение процентов в основной школе / Г. В. Дорофеев, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева // Математика в школе. – 2002. – № 1. – С. 16–20. 15. Дорофеев, Г. В. Процентные вычисления : учебник / Г. В. Дорофеев, Е. А. Седова. – М. : Дрофа, 2003. – 144 с. 16. Дяченко, С. И. Решение задач с экономическим содержанием в курсе математики / С. И. Дяченко // Вестник ТПГИ. – 2016. – № 15. – С. 115–121. 17. Еленкин, А. Г. Экономико-прикладная направленность обучения школьников математике : дис. … канд. пед. наук / Еленкин Анатолий Георгевич ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Москва, 2000. – 162 с. 18. Жолудева, В. В. Наглядное моделирование в обучении математике учащихся профильных экономических классов : дис. … канд. пед. наук / Жолудева Валентина Васильевна ; Московский гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – Москва, 2015. – 103 с. 19. Кирилюк, И. Л. Экономико-математические модели для исследования мезоуровня экономики / И. Л. Кирилюк // Журнал институциональных исследований. – 2017. – № 3. – C. 22–26. 20. Колягин, Ю. М. О создании курса математики для школ и классов экономического направления / Ю. М. Колягин // Математика в школе. – 1993. – № 3. – C. 31–34. 21. Ла, Л. С. Вычислительные задачи экономической тематики : 6-8 кл. / Л. С. Ла // Математика в школе. – 1981. – № 1. – C. 30–35. 22. Лысенкер, Л. Ш. Прикладные математические задачи для основной с старшей школы : учебник / Л. Ш. Лысенкер, Э. М. Лысенкер. – М. : Илекса, 2015. – 54 с. 23. Лысенко, Ф. Ф. Математика. Подготовка к ЕГЭ : задачи с экономическим содержанием (задание 19 профильного уровня) : учебно-методич. пособие / Ф. Ф. Лысенко – М. : Легион, 2015. – 48 с. 24. Малкова, А. ЕГЭ-2015 по математике. Полный курс подготовки : книга для учащихся / А. Малкова. – М. : Дрофа – 2015. – 141 с. 25. Михеева, С. А. Школьное экономическое образование. Методика обучения и воспитания : практикум для студентов педвузов / С. А. Михеева – Издательство «Вита-Пресс». – 2013 г. – 176 с. 26. Нателаури, Н. К. Методика решения задач с экономическим содержанием на факультативных занятиях по математике в старших классах средней школы с использованием вычислительного эксперимента : автореф. дис. … канд. пед. наук / Нателаури Нино Карловна ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Москва, 2004. – 24 с. 27. Ожерельев, Д. В. Методика решения задач с экономическим содержанием при изучении алгебры в основной школе с применением компьютерных технологий обучения : дис. … канд. пед. наук / Ожерельев Дмитрий Валерьевич ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Москва, 2004. – 187 с. 28. Пойа, Д. Математическое открытие. Решение задач основные понятия, изучение и преподавание : учеб. пособие / Д. Пойа. – М. : КомКнига, 2010. – 450 с. 29. Рябоконева, Л. Д. Особенности содержания и методики преподавания математики в классах экономического профиля : дис. … канд. пед. наук / Рябоконева Лидия Дмитриевна ; Омский гос. пед. ун-т. – Омск, 1999. – 191 с. 30. Саранцев, Г. И. О методике обучения школьников поиску решения математических задач. Преподавание алгебры и геометрии в школе : пособие для учителей / О. А. Боковнев. – М. : Просвещение, 1982. – 123 с. 31. Симонов, А. С. Математические модели экономики в школьном курсе математики : дис. … доктора пед. наук / Симонов Александр Сергеевич ; Ин-т общего среднего образования РАО. – Москва, 2000. – 328 с. 32. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты / А. С. Симонов // Математика в школе. – 1998. – № 4. – С. 37– 45. 33. Симонов, А. С. Экономика на уроках математики : учебник / А. С. Симонов. – М. : Школа-Пресс, 1999. – 160 с. 34. Симонов, А. С. Экономические задачи на уроках математики / А. С. Симонов // Математика – 1997. – № 4. – С. 8–9. 35. Тумайкина, М. Ю. Задачный подход в реализации прикладной экономической направленности обучения математике : дис. … канд. пед. наук / Тумайкина Маргарита Юрьевна ; Новосибирский гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 2000. – 207 с. 36. Шапиро, И. М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики : книга для учителя / И. М. Шапиро. – М. : Просвещение, 1990. – 96 с. 37. Шестаков, С. А. ЕГЭ 2017. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный уровень) : книга для учителя / С. А. Шестаков. – М. : МЦНМО, 2017. – 208 с. 38. Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи : пособие для учащихся / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. – М. : Просвещение, 1987. – 321 с.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты обучения решению задач с экономическим содержанием в школьном курсе математики 1.1 Понятие задач с экономическим содержанием в научно-методической литературе и их роль в обучении математике В научно-методической литературе представлены различные трактовки понятия «задача». В работах Г. А. Балла можно найти такое определение: 1) задача – есть ситуация, требующая от субъекта некоторого действия; 2) мыслительная задача – ситуация, требующая от субъекта некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе использования связей с известным; 3) проблемная задача – ситуация, требующая от субъекта некоторого действия, направленного на нахождение неизвестного на основе использование его связей с известным в условиях, когда субъект не обладает способом (алгоритмом) этого действия [4, c. 55]. Л. М. Фридман определяет задачу как «всякую знаковую модель проблемной ситуации» [38, c. 66]. А. А. Столяр рассматривает понятие «задача» с точки зрения его логической структуры. А. Н. Леонтьев термин «задача» использует для обозначения объектов, относящихся к категории цели действий субъекта. Л. Л. Гурова, Ю. М. Колягин, П. М. Эрдниев и др. – к категории ситуации, включающей наряду с целью условия, в которых она должна быть достигнута. Многие исследователи (Г. А. Балл, Л. Н. Леонтьев, Ю. М. Колягин и др.) в понятие «задача» включают и субъект. Авторы составляют задачу для данного субъекта, так как она может не быть задачей для другого. Некоторые исследователи считают, что «задача» является неопределяемым понятием (Р. С. Черкасов, П. В. Метельский и др.). По словам Н. В. Метельского, «задача – понятие неопределяемое и в самом широком смысле слова означает то, что требует исполнения, решения».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg