Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

zac_shalamov 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Впервые необходимость специальной правовой охраны ребенка была признана во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году. Права детей на блага социального обеспечения закреплены многими международными документами и, прежде всего, Декларацией прав ребенка 1959 года и Конвенцией о правах ребенка 1989 года. Дети, ввиду своей физической и умственной незрелости, выделяются в отдельную социальную категорию. Ребенок выступает как самостоятельный субъект права.
Введение

Проблема сиротства существовала во все времена и во всех государствах мира. Сиротство как социальное явление возникает вместе с человеческим обществом. На протяжении многих веков в периоды войн, эпидемий, стихийных бедствий, приводящих к гибели родителей, дети становились сиротами. Приметой настоящего времени является социальное сиротство: родители живы, но дети лишились их заботы и попечения в силу нежелания или невозможности взрослых выполнять свои родительские обязанности. С середины XX века социальное сиротство приобретает угрожающие масштабы. Среди основных причин современного социального сиротства выделяют добровольный отказ родителей от своего ребенка в скрытой или открытой форме (дети, ставшие жертвами продажи или обмана; дети, забытые в социальных или медицинских учреждениях), а также вследствие лишения родительских прав. По данным американских исследователей, во всем мире больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. Международные эксперты ООН указывают на заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы . Такая неутешительная ситуация характерна для многих развитых и развивающихся стран, охваченных кризисом культуры, когда идет явная переоценка ценностей, пересмотр вековых народных традиций (и, прежде всего, по отношению к семье и детям). Политические и социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, обострили противоречия между жизненными установками поколений, различных слоев общества, вызвали резкое падение уровня жизни большинства населения, значительное и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе. Подробный анализ проблемы сиротства исследователями в Республике Казахстан позволил сформулировать причины, способствующие распространенности социального сиротства. Таковыми являются рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека. Упоминается также насилие над детьми, привлечение их к запрещенным формам труда, вовлечение в наркобизнес и проституцию. Такие же причины социального сиротства отмечаются и российскими исследователями . Кризис современной российской семьи, констатируемый специалистами, привел к увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. В начале 90-х годов прошлого века впервые проблемой стало их переуплотнение . В 2010 году по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детей, Россия занимала первое место в мире . Это не могло остаться без пристального и серьезного внимания нашего правительства. В 2012 году, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, была принята «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» . Сформулированные в ней цели и задачи государственной политики в области защиты прав ребенка не утратили своей актуальности и в настоящее время. В Российской Федерации 2018 – 2027 годы объявлены Десятилетием детства (Указом Президента РФ от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства») . Большое внимание в этих программах уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, к которым в первую очередь и относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и других близких родственников. В «Конвенции о правах ребенка» , одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. сказано: «во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании». Оказание помощи детям-сиротам является важнейшим звеном социальной политики государства. Практика социальной работы с данной категорией детей определена приоритетами современного федерального и регионального законодательства. Представляется важным изучение и анализ этих законов, так как от их содержания и исполнения зависят судьбы многих детей, а в дальнейшем и судьба нашего Отечества. В этом и состоит актуальность выбранной темы настоящей дипломной работы. Необходимо отметить, что особенностью социального обеспечения детей является то, что предоставляемые им социальные блага удовлетворяют не одну, а несколько их различных потребностей и регулируются разными отраслями законодательства. Социальные блага, предоставляемые детям- сиротам, трудно разделить по сферам. Так же сложно игнорировать при исследовании их социального обеспечения такие обстоятельства как, например, лишение их родителей родительских прав, изъятие ребенка из семьи, помещение его под опеку в детский дом, приемную семью и т.п. Юридические исследования в сфере распределительных отношений (социального права) не могут развиваться и в отрыве от экономической теории, ведь обществу не безразлично, насколько эффективно расходуются небезразмерные средства социального обеспечения. То есть, защита законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их социальное обеспечение не могут решаться в рамках только одной отрасли права. Это - глобальная проблема, охватывающая многие отношения и требующая слаженного, продуманного правового межотраслевого взаимодействия. К сожалению, в нашем отечественном законодательстве есть недостатки, которые препятствуют такой слаженности. Однако, есть и решительная заинтересованность законодателей улучшить данное положение. Об этом свидетельствуют многочисленные изменения и дополнения, периодически вносимые в Семейный и Гражданский кодексы РФ, трудовое и жилищное законодательство и другие нормативно-правовые акты. Следовательно, и новизна в исследовании данной темы будет присутствовать всегда. Руководствуясь основополагающими принципами международного права и учитывая социально-экономическое положение страны распоряжением Правительства РФ разработана и утверждена в 2014 году «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» . Необходимо упомянуть о распоряжении Правительства РФ от 23.03.2017 г. №520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» . В июле 2018 года утвержден План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках десятилетия детства. В связи с этим уместно отметить новую, профилактическую, направленность в работе государства и общества по социальной защите детей. Она заключается в помощи семьям, испытывающим экономические трудности; семьям, находящимся на гране развода; в воспитании у молодежи ответственности и других моральных качеств; сохранении русских традиций, непринятии развращающих тенденций западного мира, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Проводится подготовка школьных педагогов-специалистов (а также специалистов по работе с семьей) для раннего выявления неблагополучия в семье и оказания квалифицированной психологической помощи детям и взрослым с целью сохранения и укрепления семьи. Для страны и бюджетов дешевле помогать семьям, нежели содержать социальных сирот на полном государственном обеспечении. Помимо финансовой стороны есть еще другая (не менее важная) психолого-медицинская проблематика изъятия детей из родной семьи. Известный английский психиатр XX века, специалист в области психологии развития, психологии семьи Джон Боулби «высказал предположение, что долговременная разлука с матерью в первые 3-5 лет жизни приводит, как правило, к нарушению его психического здоровья и оказывает влияние на весь дальнейший ход его личностного развития» . В юридической науке исследованию правового положения ребенка- сироты, к сожалению, не уделяется должного внимания. Немногие ученые в своих трудах обращаются к проблемам таких детей, среди них Н. Л. Хананашвили, Е. Г. Азарова, Т. Н. Матюшева, Ю. Ф. Беспалов, П. В. Крашенинников, Н. Ф. Басов, А.М. Нечаева, О. Ю. Блохина, А. М. Прихожан. Целью данной дипломной работы является ознакомление с правовой основой социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и анализ главных направлений социально-правовой защиты детей этой группы. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи: 1) Изучить необходимую литературу и основные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2) Проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3) Выявить пути возможного совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3 Глава 1. Ребенок как самостоятельный субъект права……………………........8 1.1 Становление международной системы защиты прав детей…..…..8 1.2 Конституционно-правовой статус ребенка…………………….…11 1.3 Основные потребности ребенка и способы их обеспечения…….13 1.4 Понятие сиротства………………………………………………….18 Глава 2. Правовые аспекты сиротства…..……………………………………..25 2.1 Государственная организация социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей………………………..25 2.2 Дополнительные гарантии по социальной поддержке………….…33 2.3 Формы «индивидуального» устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………42 Глава 3. Формы «неиндивидуального» устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………....62 3.1 Пребывание ребенка в специальной организации………………..62 3.2 Детские дома семейного типа……………………………………...70 Заключение…………………………………………………………………….…78 Список использованных источников……………………………………...……82
Список литературы

Нормативные правовые акты 1) Конституция Российской Федерации с комментариями / М.Б. Смоленский. – Изд. 21-е, - Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 317 с. 2) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ// СПС КонсультантПлюс 3) "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 29.05.2019)// СПС КонсультантПлюс 4) Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019)// СПС КонсультантПлюс 5) "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)// СПС КонсультантПлюс 6) Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №52. Ст. 5880. 7) Федеральный закон от 24.07 1998 №124-ФЗ (ред. 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст. 3802. 8) Федеральный закон от 16.04.2001 №44-ФЗ (ред. 08.03.20015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Российская газета. 2001.№78. 20 апр. 9) Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ (ред. от 29.07.17) «Об опеке и попечительстве». Собрание законодательства Российской Федерации.2008. №17. Ст. 1755. 10) Федеральный закон от 29.12. 2012 №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Собрание законодательств Российской Федерации. 2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598. 11) Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2016. – 24 с. – (Кодексы. Законы. Нормы). 12) Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №26. Ст.3177. 13) Федеральный закон 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Российская газета. 2011. №263. 23 нояб. 14) Федеральный закон от 21.11.2011 №324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи». Российская газета. 2011. №263. 23 нояб. 15) Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы». Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. №23. Ст. 2994. 16) Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». Российская газета. 2017. №115. 30 мая. 17) Распоряжение Президента РФ от 22.02.2001 №91-рп «О подписании Европейской конвенции об осуществлении прав детей». Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №9. Ст. 850. 18) Постановление Правительства от 18.05.2009 №423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. №21. Ст. 2572. 19) Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 №481 (ред. от 19.12.2018) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»// СПС «КонсультантПлюс». 20) Постановление Правительства от 19.03.2001 №195 (ред. от 24.12.2014) «О детском доме семейного типа» (вместе с «Правилами организации детского дома семейного типа»)// СПС «КонсультантПлюс». 21) Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 №520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года». Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. №14. Ст.2088. 22) Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №35. Ст. 4811. 23) Всеобщая декларация прав человека. – Москва: Проспект, 2017. – 8 с. 24) Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. – 898 с. 25) Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993. – 958 с. 26) Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Норма – ИНФРА-М, 2002. – 1168 с. Литература 27) Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография – М.: Контракт, 2012. – 256 с. 28) Бессонов В.А. Патронатное воспитание как форма защиты прав ребенка (на примере Нижегородской области) // Cоциальное и пенсионное право. 2009. №3. – 256 с. 29) Богданова Н.А. Система науки конституционного права. – М., 2001. – 274 с. 30) Борисова Н.Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребенка. Материалы научно-практической конференции. – М.: Институт государства и права РАН, 2004. – 186 с. 31) Борисова Н.Е. Правовое положение несовершеннолетних в Российской Федерации. – М.: Издательство РГСУ, 2016. – 197 с. 32) Волков Д.В., Погорелова Г.М. Проблемы социального сиротства в современной России // Социальное и пенсионное право. 2007. №1. – 247 с. 33) Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2010 // КонсультантПлюс. 34) Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. – М.: Статут, 2016. – 268 с. 35) Медведев Г.П. Этика социальной работы. М., 2009. – 204 с. 36) Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства, 3-е изд. – Спб: Питер, 2007. – 416 с. 37) Радько Т.Н., Лазарев В.В., Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник для бакалавров – Москва: Проспект, 2019. – 568 с. 38) Тарусева Н.Н., Сочнева О.И. Ребенок как субъект права. Права детей: учебно-практическое пособие. – Москва: Проспект, 2019. – 176 с. 39) Хананашвили Н.Л. Ребенок в трудной жизненной ситуации: принятие эффективного решения // Вопросы ювенальной юстиции. 2016. №3. – 224 с. 40) Гражданское право: общая часть: учебник под ред. И.В. Бакаевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 573 с. 41) Медицинское право в вопросах и ответах / В.И. Акопов. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 509 с. 42) Правовое положение российского ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. – Москва: Проспект, 2018. – 160 с. 43) Право социального обеспечения: учебник / коллектив авторов; под ред. В.Ш. Шайхатдинова. – Москва: Юстиция, 2018. – 552 с. 44) Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. 2-е изд. – Москва: Кнорус, 2018. – 510 с. 45) Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева, О.А. Рузакова; под ред. П.В. Крашенинникова. – 4-е изд., - М.: Статут, 2019. – 318 с. 46) Семейное право: учебник для бакалавров / отв. ред. С.О. Лозовская. – 2-изд., - Москва: Проспект, 2019. – 352 с. 47) Социальная работа с семьей и детьми: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.Ф. Басова. – Москва: Кнорус, 2019. – 290 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РЕБЕНОК КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРАВА 1.1 Становление международной системы защиты прав детей Длительное время на ребенка как на самостоятельный субъект права не обращалось пристального внимания, и он вообще не признавался таковым. Поэтому изучение и понимание его потребностей и нужд было затруднительно, что усложняло применение права социального обеспечения в данной области. В давние времена в порядке вещей были убийства детей (вероятно, для использования в качестве пищи в голодные годы), неосторожное их убийство в процессе наказания. Полуживотное состояние человека делало неизбежным преобладание биологического начала над социальным . Начиная с 18 века постепенно стало ограничиваться право родителей применять физические наказания детей запретом калечить и ранить их. Была введена ответственность за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Однако, в разные исторические периоды во всех странах мира родители же и были обязаны воспитывать детей и предоставлять им необходимую заботу. «Лишь в итоге длительного многовекового развития человеческое общество перешло от инстинктивного к осознанному пониманию необходимости защиты и воспитания детей как своих будущих членов» . В развитии современного законодательства о правах детей большую роль сыграло становление международной системы их защиты. В 1924 году Лигой Наций принята Женевская декларация о защите прав детей. В 1946 году Генеральной Ассамблеей ООН создается Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Это один из первых шагов человечества по защите прав детей. Дети как объект особой защиты и заботы впервые были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, ею была признана необходимость специальной правовой охраны ребенка . Это признано также Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.10), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.23 и 24). Необходимость специальной правовой охраны ребенка находит свое отражение и в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 77 страниц
420 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
2222 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 40 страниц
5500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 41 страница
5500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 82 страницы
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg