Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КИСТЕЙ РУК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Как показывает практика, залогом успешности в обучении является необходимый и достаточный уровень развитии мелкой моторики кистей рук, современные же исследования показывают, что у 30 – 40% детей, как правило, она недостаточно сформирована. Значительное число детей 6-7 лет, приходящих в школу имеет крайне низкий уровень развития мелкой моторики, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста недостаточно сформирована мелкая моторика кистей рук.
Введение

Развитие мелкой моторики является показателем готовности ребенка к школьному обучению. Доказано, что более развитая мелкая моторика проявляется умением логично рассуждать, у ребенка будет развита память, внимание, а так же речь. Так же это будет отражаться на навыках письма, а вот именно письмо является очень сложным навыком координации движения руки. Зрелая кора головного мозга является овладением навыков письма. Недостаточное развитие мелкой моторики у детей различного возраста может привести в дальнейшем к плохому отношению к учебе в школе, да и вообще огромному дискомфорту. Поэтому важно развить механизмы мелкой моторики т.к. она является очень важным фактором. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков МНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Развитие мелкой моторики рук является показателем физического и психического развития ребенка. Ведь именно мелкие мышцы рук обеспечивают работу мыслей и функцию речи. Повторимся, что развитие речи детей тоже связано с состоянием мелкой моторики рук. В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями речевого развития, а так же дети неловко пользуются ложками, ручками, карандашами. Не умеют завязывать шнурки, одеваться, собирать мелкие игрушки и т. д. Зачастую дети с такими проблемами не успевают за сверстниками, снижается самооценка и т. д. Именно поэтому я считаю эту проблему актуальной в настоящее время. Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Комплекс кружковых занятий « Веселые пальчики» для развития мелкой моторики кистей рук у младших школьников ». Цель исследования: изучить состояние мелкой моторики кистей рук и разработать комплекс упражнений по развитию мелкой моторики кистей рук у младших школьников. Объект - мелкая моторика кистей рук. Предмет – актуальное состояние мелкой моторики кистей рук у младшихшкольников. При проведении констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи: 1) Изучить и проанализировать теоретический материал по данной проблеме 2) Выделить критерии для изучения уровня развития мелкой моторики кистей рук у учащихся 1 класса. 3) Подобрать методики для актуального состояния мелкой моторики кистей рук у учащихся 1 класса. 4) Проанализировать специальную литературу на предмет отбора способов взаимодействия с целью улучшения мелкой моторики кистей рук. 5) Подобрать задания и упражнения для включения их в комплекс физкультминуток и групповых занятий «Веселые пальчики» с целью развития мелкой моторики кистей рук у младших школьников. Гипотезой является предположение о том, что уровень развития мелкой моторики кистей рук у современных младших школьников характеризуется: - точностью выполнения команд учителя при: воспроизведении геометрического узора на слух, выкладывании фигуры из спичек, копировании по образцу домика, непрерывной траектории движения автомобиля и скоростью их выполнения. Изучение литературы по проблеме исследования позволило выделить критерии развития мелкой моторики кистей рук у учащихся первого класса и подобрать адекватные методики для их определения. Выбор конкретных методик осуществлен в соответствии с рядом требований: 1. Методики должны соответствовать возрастным особенностям детей и отвечать возможностям и потребностям. 2. Используемые методики должны быть стандартизированы и апробированы на практике. 3. Методики должны предполагать не только количественный, но и качественный анализ результатов. Повышение уровня мелкой моторики возможно при условии включения специальных упражнений и заданий в комплекс физкультминуток и кружковых занятий « Веселые пальчики» (задания на:нанизывание бус на нитку, изготовление картин из круп, лепку из пластилина). База исследования: МБОУ Бараитская СОШ №8 , 1 класс. Структура работы состоит из: введения, двух глав, выводак ним, библиографического списка, приложений (А-К).
Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3 Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики кистей рук у младших школьников……………………………….…………….......................7 1.1.Понятие мелкой моторики, ее значение для развития устной и письменной речи……………………………….………………………………....7 1.2.Возрастные особенности и проблемы развития мелкой моторики кистей рук в младшем школьном возрасте……………..………………………………12 1.3. Пути повышения уровня развития мелкой моторики кистей рук……….20 Выводы к 1 главе…………………..…………………………………………….24 Глава 2. Экспериментальная работа по повышениюуровня развития мелкой моторики кистей рук у учащихся 1 класса….………………………………...25 2.1. Критерии и уровни развития мелкой моторики кистей рук у учащихся 1 класса.……………………………………………………....................................25 2.2.Актуальный уровень развития мелкой моторики кистей рук у учащихся 1 класса………………………………………………………….…………….…...28 2.3. Методические рекомендации по развитию мелкой моторики у младших школьников на занятиях кружка « Веселые пальчики»…………………...…36 Выводы ко 2главе……………………………………………………………….42 Заключение…………………………………………………………………….....44 Библиографический список…….……..………………………………………...46 Приложение………………………………………………………………………50
Список литературы

1. Мелкая моторика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мелкая_моторика. Дата обращения 23.02.2017 2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2010. - 46 с. 3. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук». 2006 г. 4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 2010. - 349 с. 4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). - СПб.: «Паритет», 2010. - 144 с. 5. Бунеев, Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев и др. – М.: Баласс, 2013.- 48 с. – С. 2. 6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988 7. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 2005 127 с. 8. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1985, –144 с. 9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002, –207 с. 10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997. – 96 с. 11. Вырезаем силуэты, Материалы для организации творческих занятий с младшими школьниками во внеурочное время, 1-4 класс, Петрушина С.В., 2006 12. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать: популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 385с. 13. Громова О.Н. ,Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва , 2001 14. Запорожец А.В. Восприятие и действие. М., 2007.— 323 с. 15. Кольцова М.М. Движение и развитие сенсорной речи / М.М. Кольцова. - М., 2000. - 210 с. 16. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - М.: Педагогика. 1980. - с.164. 17. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973, –193 с. 18. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 2010. - 143 с. 19. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у школьников. М.: Просвещение, 2005, –152 с. 20. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2010. - 32 с. 21. Лерер И.Я. Дидактическая система методов обучения. – М.,1976. 22. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с 23. Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) //Школьное воспитание. - 1976.- № 11. 24. Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. – М.:Эйдос, 1996, – 114 с. 25. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность. М., 2012. 26. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. - 1994. - № 8. 27. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер. 28. Обучающие комплексные работы, 4 класс, Калинина О.Б., 2014 29. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М., 1999. 30. Петрова Е.С. «Развиваем моторику руки», 2010 г. 31. Портфель читателя, 3 класс, Галактионова Т.Г., 2011 32. Развивающие игры на уроках и переменках, Мир игры, 3-4 класс, Дик Н.Ф., 2008 33. Развивающие игры на уроках и переменках, Мир игры, 3-4 класс, Дик Н.Ф., 2008 34. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2000. 35. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000 36. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. //Избранные произведения. М., 2010, 509с. 37. Сенсорное воспитание. /Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981, – 192 с. 38. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. -М.: Просвещение, 2004.- 20 с 39. Соколов Г., Афоничева Е., Павлычева Н., «Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте» 2011 г. 40. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007 41. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010 42. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001. 43. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. - СПб., 1999. 44. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40 45. Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук. // Тезисы докл. 20-го Всесоюзногосовещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974, с, 281 -282. 46. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с 47. Шумилина Е.Г. ХК ИППК ПК, 2000. с. 14. 48. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 49. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», Астрель, М-2008г 50. Шаграева О.А. Детская психология [Текст]: теоретический и практический курс: учеб.пособие / О.А. Шаграева. - Владос, 2001. - 368с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики 1.1 . Понятие мелкой моторики, ее значение для развития устной и письменной речи Моторика — это двигательная активность отдельных органов или организма в целом. Она подразумевает последовательность правильно выполненных движений, которые необходимы для осуществления конкретной задачи. Моторика бывает 3-х видов: — крупная; — мелкая; — определённых органов. Крупная моторика — это переворачивание, ходьба, наклоны, ползание, прыжки бег и тому подобные. Развитие крупной моторики обычно происходит сверху вниз. Сначала ребенок учится контролировать движения глаз, затем – ручек, ножек. Крупная моторика – своеобразная основа, на которую с возрастом накладываются движения мелкой моторики. Они более тонкие и сложные.... Мелкая моторика очень важна для развития ребёнка. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу центр, поэтому влияние мелкой моторики на развитие ребенка в целом очевидно. Мелкая моторика представляет собой выполнение точных мелких движений при помощи пальцев рук, кистей. Обычно ребенок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики, интеллектуально готов к школьному обучению. Он достаточно хорошо рассуждает логически, у него развиты внимание и память, связная речь....
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg