Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Образы водной стихии в поэзии Ф. и. Тютчева

zac_shalamov 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
В рамках данного исследования мы рассмотрели и проанализировали особенности водных объектов собственно в литературоведческом и философском аспектах, выявили истоки появления данных образов в поэзии И. Ф. Тютчева. Проанализировав научную литературу, а также использовав различные приемы и методы работы с литературным материалом, мы пришли к следующим выводам.
Введение

Наше мировоззрение проявляется в конкретной деятельности, а мировоззрение поэта – в его поэзии, созданных им текстах. Тютчев как поэт во многом способствовал тому, что слово в поэзии рассматривалось как первооснова мифов. Образ мира, созданный мифологическим мировоззрением Тютчева, в свою очередь, базируется на конкретном представлении роли стихий: Воздуха, Огня, Воды и Земли. В одном из стихотворений, адресованных А.А. Фету, Тютчев определяет свой образ мира, а также свой источник вдохновения как «инстинкт пророчески-слепой». Этот инстинкт приводит нас к постижению мифа. В основе мира природы автора лежит мифологический мир стихий, первооснов Вселенной. Об этом пишут многие исследователи, отмечая при этом особую роль водной стихии: [12. с. 30-42], [3, с. 38]. Л.А. Озеров заметил: «Наблюдать за водой Тютчев, очевидно, очень любил. Это видно по стихам. Многие прямые и ассоциативные образы у него связаны с водой» [36, с. 84]. По подсчетам Б.М. Козырева, «... более чем в одной третьей части всех оригинальных стихотворений Тютчева есть образы, связанные с его излюбленной водной стихией, а примерно в одной десятой части – эти образы являются центральными, так или иначе определяющими тему стихотворения» [25, с. 99]. При этом справедливо, что «своеобразие поэтической картины мира заключается не столько в языковых формах, сколько в избирательности видения художника». Материалом для нашего анализа послужили поэтические произведения Тютчева, зафиксированные в издании «Ф.И. Тютчев. Полное собрание стихотворений / Вступ. статья Н. Берковский; сост., подгот. текста и прим. А.А. Николаева. Л., 1987 (серия «Библиотека поэта»)». Оно избрано нами по нескольким причинам. Во-первых, это наиболее полное издание стихотворений, в котором они собраны в один том и размещены в хронологическом порядке. Во-вторых, в полном 6-томном собрании сочинений и писем нет ни одного из 385 стихотворений, которое бы отсутствовало в избранном нами издании. Водная стихия у Тютчева преобладает над всеми другими. Её объекты воплощены в художественных образах, которые помогают понять особенности личности самого поэта, его мировосприятия и мировидения. Очевидно, при этом «Писатель, автор художественного произведения в каком-то смысле тоже может рассматриваться как языковая личность, вступающая – через посредство текста – в речевое взаимодействие с языковой личностью читателя» [21, с. 362]. Данное исследование посвящено рассмотрению особенностей водных объектов в поэтическом тексте И. Ф. Тютчева. Актуальность работы обусловлена, во-первых, необходимостью всестороннего литературоведческого изучения поэзии Тютчева, так как поэзия данного писателя находит своих читателей в любые времена. Особенно интерес современных исследователей привлекают образы и значения водной стихии, приемы и способы их представления, потому что являются наиболее показательными в поэтической практике автора. И именно поэтому исследование поэтического текста И.Ф. Тютчева, несомненно, актуально и в наши дни. Во-вторых, детальное исследование центральной темы поэзии Тютчева актуально и с точки зрения сопоставления специфических черт языковой личности различных авторов, обращающихся к данной проблеме. Объект исследования – поэтическое творчество Тютчева в литературоведческом и философском аспектах. Предмет исследования данной работы – система средств изображения водной стихии, характеризующих языковую личность Тютчева. Материал литературоведческого исследования –тексты произведений, научные работы по литературоведению, теории литературы. Цель работы состоит в изучении и комплексном анализе особенностей в поэтическом тексте И. Ф. Тютчева, который предполагает выявление всего состава образов водной стихии и определение их роли в характеристике Тютчева как поэтической личности. Цель исследования конкретизируется задачами: • Рассмотреть водную стихию как предмет литературоведения; • Проанализировать водные объекты с точки зрения философии и выявить истоки данных образов; • Рассмотреть особенности представления водных объектов с точки зрения их соотнесённости по размеру; • Проанализировать водные объекты небольшого размера в прямом значении; • Охарактеризовать метафорическое употребление водной стихии в поэтическом тексте. Работа выполнена в рамках комплексного подхода. Метод исследования – структурно-систематический, в работе используется принцип целостного изучения художественного текста. Применяются стандартные процедуры литературоведческого анализа: наблюдение, сопоставление, описание, обобщение. В качестве теоретической базы курсовой работы мы использовали исследования и труды Ю.М. Лотмана, Н.А. Меженской, Л.К. Африкантовой, М.Л. Гаспарова, Б.М. Козырева, В. Н. Топорова и других. Практическая значимость работы заключается в том, что её можно использовать при подготовке к урокам по предмету «Литература», она может быть испробована в рамках педагогической практики для повышения уровня образованности при изучении лирических произведений И. Ф. Тютчева. Структура курсовой работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованных источников. ?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОДНОЙ СТИХИИ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОМ И ФИЛОСОФСКОМ ПЛАНЕ ……………......6 1.1. Водная стихия как предмет исследования литературоведения………6 1.2. Вода в поэтической картине мира И. Ф. Тютчева ………….………...9 ГЛАВА 2.ВОДНЫЕ ОБРАЗЫ С ПРЯМЫМ И МЕТАФОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ В ЛИРИКЕ И. Ф. ТЮТЧЕВА……………………………….13 2.1.Особенности представления водных объектов с точки зрения их соотнесённости по размеру в поэзии И. Ф. Тютчева…….…..……….……...13 2.2. Водные объекты небольшого размера в прямом значении…………18 2.3.Метафорические конструкции водной стихии, встречающиеся в поэтическом тексте Ф. И. Тютчева……………………………………...……...22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….32 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………………..……34 ?
Список литературы

1. Авдейчик, Л.Л. Символика водной стихии в поэзии В.С. Соловьева / Л.Л. Авдейчик // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов. Выпуск 18. – Иваново, 2008. – С. 260–269. 2. Александрова, А.А. Мифологемы воды и воздуха в творчестве Иосифа Бродского: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Александрова Анна Алексеевна. – М., 2007. – 224 с. 3. Аношкина, В.Н. Красота природы и человеческой души. Лирика Ф.И. Тютчева 1810–1840х годов / В.Н. Аношкина // Федор Иванович Тютчев. Проблемы творчества и эстетической жизни наследия: сб. научн. тр. / сост. В.Н. Аношкина; под ред. В.Н. Аношкиной и В.П. Зверева. – М.: Пашков дом, 2006. – 640 с. 4. Аристотель Риторика. Поэтика / Аристотель. – М.: Лабиринт, 2000. – 224 с. 196 5. Африкантова, Л.К. Образы водной стихии в поэзии Б. Пастернака / Л.К. Африкантова // Языкознание 2001 год, (3): http://www.vestnik-samgu/samsu.ru/gum/2001web3/yaz/200131601.html (дата обращения 18.04.2019). 6. Белов, А.А. Лексико-семантическое поле «Зной» в поэтических текстах Ф.И. Тютчева: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Белов Андрей Александрович. – СПб., 2008. – 170 с. 7. Берковский, Н.Я. Ф.И. Тютчев / В.Я. Берковский // Берковский Н.Я. О русской литературе. – Л.: Художественная литература, 1985. – С. 155–199. 8. Борискина, О.О. Теория языковой категоризации / О.О. Борискина, А.А. Кретов. – В.: Воронежский государственный университет, 2003. – 211 с. 9. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слова / В.В. Виноградов // Вопросы языкознания. – 1953. – № 5.– С. 3–30. 10. Гаспаров, М.Л. Композиция пейзажа у Тютчева / М.Л. Гаспаров // Тютчевский сборник. – Таллинн: ЭэстиРаамат, 1990. – С. 5–31. 11. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии. Анализы. Интерпретации. Характеристики / М.Л. Гаспаров. – СПб.: Азбука, 2001. – 478 с. 12. Голованевский, А.Л. Место человека и природы в водной и воздушной стихии Тютчева / А.Л. Голованевский // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2012 а. – №3 (23) Ч. 2: www.scientific-notes.ru/pdf/026-020.pdf (дата обращения 15.05.2019). 13. Голованевский, А.Л. Семантика движения в языке поэзии Тютчева / А.Л. Голованевский // Вестник Брянского государственного университета. №2 (2012): История. Литературоведение. Право. Философия. Языкознание. – Брянск: РИО БГУ, 2012 в. – №2. – С. 258–363. 14. Голованевский, А.Л. Тютчев – русская языковая поэтическая личность / Монография. / А.Л. Голованевский. – Брянск: «Курсив», 2013. – 292 с. 15. Григорьева, А.Д. Слово в поэзии Тютчева / А.Д. Григорьева. – М.: Наука, 1980. – 248 с. 16. Деревяшкина, А.П. Образ воды и водной стихии в системе гоголевской художественной архаики (На материале цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Деревяшкина Алена Петровна. – Ставрополь, 2012. – 220 с. 17. Дмитриева, У.М. Стихия воды в лирике А.С. Пушкина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Дмитриева Ульяна Михайловна. – Новосибирск, 2009. – 175 с. 18. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. – М.: Наука, 1987. – 263 с. 19. Караулов, Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативновербальной сети // Языковое сознание и образ мира. – М., 2000. – С. 191–206. 20. Караулов, Ю. Н. С позиций рецептивной языковой личности (Идиоглосса в структуре текста и в восприятии читателя) / Ю.Н. Караулов // Слово Достоевского. – М., 2001. – С. 362–383. 21. Караулов, Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности / Ю.Н. Караулов. – М.: КомКнига, 2006. – 168 с. 22. Караулов, Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. Изд. 2 / Ю.Н. Караулов. – М., 2010. – 328 с. 23. Козырев, Б.М. Письма о Тютчеве / Б.М. Козырев // Литературное наследство: Ф.И. Тютчев. – Т. 97. В 2–х книгах. – М.: Наука, 1988. – Кн. 1. – 590 с. – С. 70–131. 24. Куликова, Е.Ю. Морской эпос в «Африканском дневнике» Н. Гумилева / Е.Ю. Куликова // Филологический класс: региональный методический журнал учителей-словесников Урала. – Екатеринбург. – № 1 (31). – 2013. – С. 62– 64. 25. Лотман, Ю.М. Поэтический мир Тютчева / Ю.М. Лотман // Тютчевский сборник. Статьи о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. – Таллинн: ЭэстиРаамат, 1990. – С. 108–142. 26. Лотман, Ю.М. Заметки по поэтике Тютчева / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.: «Иск-во-СПб», 1996. – С. 553–564. 27. Лотман, Ю.М., Успенский, Б.А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Вопросы литературы. – 1977. – №3. – С. 148– 28. Маковельский, А. Досократики / А. Маковельский. – Мн: Харвест, 1999. – 784 с. 29. Меженская, Н.А. Тематические группы с наименованиями водной стихии в художественной прозе второй половины XX в. (на примере произведений В. Астафьева и В. Тендрякова / Н.А. Меженская // Вестник ТГУ, выпуск 10 (78), 2009. – С. 214–219. 30. Меженская, Н.А. Стихия ВОДА в языке художественной прозы В. Астафьева и В. Тендрякова: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Меженская Наталья Александровна. – Белгород, 2010. – 218 с. 31. Минц, З.Г., Лотман, Ю.М. Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин – Достоевский – Блок) / З.Г. Минц, Ю.М. Лотман // Типология литературных взаимодействий: Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение / Отв. ред. З.Г. Минц. Тарту, 1983. (Учен.зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 620). – С. 35–41. 32. Михайлова, Э.Н., Чанышев, А.Н. Ионийская философия / Э.Н. Михайлова, А.Н. Чанышев. – М.: Изд–во Московского ун–та, 1966. – 184 с. 33. Озеров, Л. Поэзия Тютчева / Л. Озеров. – М.: Худож. лит., 1975. – 112 с. 208 34. Попко, И.С. Роль диалектных наименований стихии «вода» при создании культурного контекста в произведениях В. Астафьева / И.С. Попко // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. № 8, 2011. – С. 219– 222. 35. Пумпянский, Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева / Л.В. Пумпянский // Урания. Тютчевский альманах. 1803 – 1928. – Ленинград: Прибой, 1928. – С. 9–57. 36. Тарасова, И.А. Словари тезаурусного типа в поэтической лексикографии / И.А. Тарасова // Проблемы авторской и общей лексикографии: материалы международной научной конференции. – Брянск: РИО БГУ, 2007. – с. 69–73. 37. Толстогузов, П.Н. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Безумие»: попытка расширенного анализа / П.Н. Толстогузов // Русская речь. – 1998. – № 5. – С. 3–15. 38. Топоров, В.Н. Заметки о поэзии Тютчева (Еще раз о связях с немецким романтизмом и шеллингианством) / В.Н. Топоров // Тютчевский сборник. Статьи о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. – Таллинн: ЭэстиРаамат, 1990. – С. 32–107. 39. Топоров, В.Н. О «поэтическом» комплексе моря и его психофизиологических основах / В.Н. Топоров // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М., 1995. – С. 575–622. 40. Трубецкой, С.Н. Метафизика в Древней Греции / С.Н. Трубецкой. – М.: Мысль, 2010. – 590 с. 41. Трубицина, Н.А. Водная стихия как доминанта «карельского текста» в книге Михаила Пришвина «В краю непуганых птиц» / Н.А. Трубицина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Филология. Май, № 3, 2013. – С. 74–77. 42. Тютчев, Ф.И. Полное собрание стихотворений / Вступительная статья Н.Я. Берковского; Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева / Ф.И. Тютчев. – Л.: Советский писатель, 1987. – 448 с. 43. Тютчев, Ф.И. Полное собрание сочинений. Письма. В 6-ти томах. / Сост. В.Н. Касаткина / Ф.И. Тютчев. – М.: Издательский центр «Классика», 2002– 2004. 44. Цицерон, Марк Туллий Три трактата об ораторском искусстве / Марк Туллий Цицерон. Под редакцией М.Л. Гаспарова. – М.: «Наука, 1972. – 472с. : ancientrome.ru/antitr/t.htm?a=1423777003 (дата обращения 11.03.2019). 45. Шестакова, Л.Л. Словарь и структурно-семантические особенности стихотворений Н. Языкова о водной стихии / Л.Л. Шестакова // Славянский мир в третьем тысячелетии. Россия и славянские народы во времени и в пространстве: Сб. статей. – М.: Институт славяноведения РАН, 2009. – С. 301–308. 46. Шестакова, Л.Л. Рецензия на книгу «А.Л. Голованевский. Тютчев – русская языковая поэтическая личность / Монография. – Брянск: «Курсив», 2013. – 292 с.» / Л.Л. Шестакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». – 2014. – № 5. – М.: ИИУ МГОУ. С. 144–146.
Отрывок из работы

Глава 1. Из истории исследования водной стихии в собственно литературоведческом и философском плане 1.1. Водная стихия как предмет исследования литературоведения. Вода всегда была для людей загадочной субстанцией. Она удивляла своей простотой и в то же время незаменимостью. Вода организует протекание многих физико-химических, биологических, геологических, технологических процессов. Поэтому ее свойства исследуют представители различных областей знаний, в первую очередь химии, физики, гидрологии. Но в последние годы водная стихия все чаще становится предметом изучения литературоведов и лингвистов, так как различные природные явления, связанные с землей, огнем, воздухом и водой, – неотъемлемая часть картины мира любого художника слова, с одной стороны, и отражение его внутреннего мира и особенностей языковой личности – с другой. Результаты подобного рода работы находят свое отражение в отдельных статьях, диссертациях, монографиях. Это статьи Л.К. Африкантовой [5, с. 77], Л.П. Авдейчик [1, с. 260–269], Л.Л. Шестаковой [48, с. 301–308], И.С. Попко [37, с. 219–222], Н.А. Трубициной [43, с. 74–77], в которых исследуются образы, символика, словарь, диалектные названия водной стихии в языке Б. Пастернака, В. Соловьева, В. Астафьева, М. Пришвина, А. Ахматовой.На уровне кандидатских диссертаций по русской литературе А.П. 20, с. 175] рассмотрены образы воды в отдельных произведениях Н.В. Гоголя, мифологемы воды и воздуха в творчестве И. Бродского, стихия воды в лирике А.С. Пушкина; в диссертации по русскому языку Н.А. Меженской исследуется, как представлена стихия вода в языке художественной прозы В. Астафьева и В. Тендрякова [32, с. 218].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Литература, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Литература, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Литература, 48 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Литература, 29 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg