Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 9-10 ЛЕТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

zac_shalamov 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Цель данного исследования заключалась в том, чтобы изучить особенности нравственного воспитания школьников 9-10 лет на уроках литературного чтения. Для этого в работе решались следующие исследовательские задачи: ? Изучены сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников; ? Рассмотрены особенности нравственного развития младших школьников; ? Определены критерии и уровни сформированности нравственных качеств у школьников 9-10 лет; ? Выявлены особенности формирования нравственных качеств у школьников 9-10 лет на уроках литературного чтения.
Введение

Актуальность работы. Согласно Федеральному государственному стандарту общего образования современная педагогика понимает процесс образования одновременно как усвоение системы составляющих инструментальную базу компетенций обучающегося навыков, умений и знаний и как процесс личностного развития с принятием индивидом разного рода ценностей (духовных и нравственных, культурных и социальных и прочих). В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» содержится следующий тезис: воспитание и социально-педагогическая поддержка формирования и развития высокоморального и компетентного, ответственного и инициативного, творческого гражданина России представляет собой приоритетную задачу и важнейшую цель современного образования в РФ [7; 29]. Современный духовно-нравственный кризис российского общества привел к необходимости разработки и реализации такой воспитательной системы, которая была бы сфокусирована на воспитании настоящего гражданина России с начальной школы, что обуславливает актуальность данной работы. Кроме того, развитие современных детей происходит очень быстро в том случае, если они попадают в действительно развивающую культурную среду. Давно доказана прямая зависимость между успешностью развития личности и объёмом ее чтения: развиваешься тем больше и лучше, чем больше читаешь. По этой причине именно чтение становится определяющим фактором решения поставленных перед российским образованием актуальных задач, при этом читательская культура превращается в базу развития эмоционального и интеллектуально-познавательного, духовного и художественно-эстетического личностного потенциала. В свою очередь, это положительно влияет на формирование нравственности обучающихся, что является весьма актуальной задачей сегодня. Степень исследованности проблемы. Понятие «нравственное воспитание» раскрывается в работах таких авторов, как Прокопенко Д.А., Сухомлинский В.А., Абдулаева М. А., Омарова Н. М., Бабанский Ю.К., Лихачев Б.Т., Мансурова Г.В., Волков Г.Н., Сластенин В.А. и другие. Базовые национальные ценности Российского общества рассматриваются в работах таких авторов, как Басова А.Н., Нестеренко A.B., Шпет Г.Г., Кривошенко Л.П., и другие. Особенности нравственного воспитания обучающихся рассмотрены в работах Л.С. Выготского, Г.А. Абдулгалимовой, Р.Б. Дондоковой, А.Н. Леонтьева, А.М. Медведева, А.А. Петровой, И.К. Журавлевым, Л.Я. Зориной, И.Я. Лернер, Т.В. Репиной, Н.Ю. Савчук, Е.В. Кучкиной Ю.В. Сенько и другими. Специфика нравственного воспитания на уроках литературного чтения рассматривается в работах таких авторов, как Е.А. Бузарова, И.В. Борисенко, В.А. Бородина, Т.Г. Галактионова, Н.Е. Колганова, С.Г. Макеева, В.С. Петрова, В.Ю. Свиридова, С.Ц. Содномов, А.В. Ундзенкова, И.А. Чернов и другие. Цель работы: изучить особенности нравственного воспитания школьников 9-10 лет на уроках литературного чтения. Объект исследования: процесс нравственного воспитания обучающихся. Предмет исследования: особенности нравственного воспитания школьников 9-10 лет на уроках литературного чтения. Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания обучающихся будет происходить эффективнее, если выполняются следующие условия: 1) систематически проводится диагностика уровня сформированности нравственных качеств обучающихся; 2) используются особенности уроков литературного чтения в разработке занятий по повышению сформированности нравственных качеств обучающихся; 3) учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Задачи исследования: ? Изучить сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников; ? Рассмотреть особенности нравственного развития младших школьников; ? Определить критерии и уровни сформированности нравственных качеств у школьников 9-10 лет; ? Выявить особенности формирования нравственных качеств у школьников 9-10 лет на уроках литературного чтения. Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе определены основные методы и приемы развития нравственного воспитания младших школьников средствами индивидуально-личностного подхода на уроках литературного чтения. Разработана программа по развитию нравственных качеств на уроках литературного чтения, которая может использоваться учителем начальных классов и родителями. Методы исследования: теоретический анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; изучение литературы и документов по проблеме исследования; аналогия; изучение и обобщение педагогического опыта. База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №5» г. Дзержинский. В исследовании принимали участие 27 учеников 4-го класса (14 девочек и 13 мальчиков). Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Общий объем работы – 95 страницах. Список использованной литературы составляет 72 позиции.
Содержание

Введение 3 Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения 6 1.1. Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников. 6 1.2. Особенности нравственного развития младших школьников 15 1.3. Критерии и уровни сформированности нравственных качеств у школьников 9-10 лет 26 Выводы по 1 главе 32 Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственных качеств у школьников 9-10 лет на уроках литературного чтения. 33 2.1. Особенности формирования нравственных качеств у школьников 9-10 лет на уроках литературного чтения 33 2.2. Разработка программы и организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у школьников 9-10 лет 42 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств у школьников 9-10 лет на уроках литературного чтения 57 Выводы по 2 главе 67 Заключение 68 Список использованной литературы 71 Приложения 79
Список литературы

1. Абдулаева М. А., Омарова Н. М. Исследование показателей учебных возможностей и нравственных качеств личности младших школьников на уроках чтения // Вестник ЧГПУ. 2014. №7. С.11-18. 2. Абдулгалимова Г.А. Педагогические методы в нравственном воспитании младших школьников // Гуманизация образования. 2009. №2. С.86-90. 3. Абрамовских Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников // Педагогическое образование в России. 2016. №5. С.131-136. 4. Алипова Л.В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 53-57. 5. Алтынкович Е.Е. Проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. №2-2. С.12-16. 6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 558с. 7. Басова А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 2002. 26 с. 8. Борисенко И.В. Обучение младших школьников на коммуникативной основе. // Начальная школа. 1999. №6. С.124-125. 9. Бородина В.А., Бородин С.М. Технологии читательского развития. Летняя школа чтения // Школьная библиотека. 2010. № 3-4. С.104-112. 10. Бояринова С.С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников // Молодой ученый. 2017. №15. С. 552-554. 11. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. №3. С.327-338 12. Виноградова Н.Ф. Влияние идей Л.С. Выготского на развитие российской дидактики (начальная школа) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3 (30). С.9-24. 13. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Просвещение, 1999. 154 с. 14. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-ти томах. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 488 с. 15. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 2008. 430 с. 16. Германова Е.А. Стимулирование учащихся к духовному развитию // Воспитание школьников. 2012. № 3. С. 27-31. 17. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно нравственных ценностей младших школьников // Вестник БГУ. 2014. №4-1. С.62-65. 18. Дугарова Т.Ц., Ооржак А.А. Проектный метод в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников // Вестник БГУ. 2014. №4-1. C.99-103. 19. Журавлев И.К., Зорина Л.Я., Лернер И.Я. Дидактическая концепция содержания базового образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М., 1993. 20. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998. № 7. С. 74. 21. Иванова Л.Р. Нравственные ценности как важнейшие духовные достижения личности (на примере творчества Мустая Карима) // Известия АлтГУ. 2013. №2 (78). С.22-25. 22. Исак В.Ю. Художественная литература как источник духовно-нравственного воспитания // Вестник НовГУ. 2017. №2 (100). С.54-56. 23. Камалова Л.А. Проблемы детского чтения в современной начальной школе // European research. 2017. №1 (24). С.70-72. 24. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2003. 75 с. 25. Киреев М.Н., Киреева Н.В., Коренева Е.Н. Нравственное воспитание как объект педагогической науки // Наука. Искусство. Культура. 2016. №2 (10). С.132-138. 26. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы / Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. М.: Просвещение, 2015. 128 с. 27. Князькова Г.Н. Метод интеграции как один из путей духовно-нравственного воспитания младших школьников // Концепт. 2013. №1. С.174-177. 28. Колганова Н.Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников. // Вестник ТГУ. 2013. № 3 (119). С.106-111. 29. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 30. Конькова Т.Ю. Формирование у школьников интереса к чтению классической художественной литературы как научно-педагогическая проблема. // Вестник МГУКИ. 2017. №1 (75). С.152-158. 31. Костькин Д.А. Содержание воспитательного идеала как фактор развития теории нравственного воспитания в отечественной педагогике (1920-1950 гг.) // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6 (19). С.1-11. 32. Критарова Ж.Н. Литературное чтение в начальной школе: учебники нового поколения. // Вестник ТГГПУ. 2011. № 23. С.297-300. 33. Крючкова Т.А. Формы, методы, приемы формирования нравственной воспитанности младших школьников средствами литературного чтения // Вестник ШГПУ. 2017. №4 (36). С.31-38. 34. Кубасова О.В. Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс УМК «Гармония» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_1_-_4_klass_umk_garmoniya-133629.htm (дата обращения: 27.02.2019). 35. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 480 с. 36. Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Юрайт, 2009. 324 с. 37. Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.02. Ярославль, 2001. 533 c. 38. Максютова С.Д. Личностные результаты начального литературного образования // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 8. С. 84-88. 39. Максютова С.Д. Оценка достижения личностных результатов начального литературного образования // Начальная школа плюс до и после. 2013. №9. С.54-57. 40. Мансурова Г.В. Этнокультурные традиции в духовно-нравственном воспитании личности// Сб. выступлений на общ.-пед. форуме «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России», 10.12.2013 г. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. С. 50-54. 41. Маштакова Л.Ю., Валитова Г.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Гуманизация образования. 2016. №4. С.86-92. 42. Медведев А.М. О формировании нравственности посредством психологопедагогических технологий: критический анализ // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №3 (22). С.1-20. 43. Мустафаева А.Р. Теоретические основы нравственного воспитания личности // Вестник СПИ. 2011. №1 (2). С.1-2. 44. Нестеренко A.B. Этнокультурное образование в Москве. // Народная культура Сибири. 2003. № 1. С.10-15. 45. Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н.Новгород. 2002. 85с. 46. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Л. Скворцова. М.: Оникс-ЛИТ, 2012. 1376 с. 47. Пашнина А.П. Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках истории и во внеурочное время // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. №1 (13). С.69-72. 48. Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №5. С.48-51. 49. Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной деятельности (на примере МБОУ СОШ № 7 П. Висим // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №4. С.45-49. 50. Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» // Научные исследования. 2015. №1. С.136-139. 51. Петрова А.А. Нравственная педагогика // Вопросы науки и образования. 2017. №4 (5). С.49-52. 52. Петрова В.С. Урок литературного чтения в начальной школе // Начальная школа. М.: ИД «Первое сентября», 2018. С. 1-5. 53. Прокопенко Д.А. Духовно-нравственный аспект работы с семьёй по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни младшего школьника// Сб. выступлений на общ.-пед. форуме «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России», 10.12.2013 г. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. С. 121-125 54. Репина Т.В., Савчук Н.Ю., Кучкина Е.В. Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочное время// Сб. выступлений на общ.-пед. форуме «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России», 10.12.2013 г. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. С.101-104 55. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1981. 183 с. 56. Свиридова В.Ю. Литературное образование в первом классе начальной школы (1-4) по системе развивающего обучения Л.В. Занкова: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Самара, 2006. 195 с. 57. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М: Академия, 2000. 240 с. 58. Серых А.Б., Букша Л.Ф. Идеи Л.С. Выготского в контексте духовно-нравственного развития студентов-психологов // Преподаватель ХХI век. 2017. №1-1. С.149-157. 59. Сидорова С.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования // Проблемы Науки. 2016. №36 (78). С.85-88. 60. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Миценко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2008. 512 с. 61. Содномов С.Ц. Методическая система литературного развития младших школьников при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. Улан-Удэ, 2012. 412 с. 62. Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. М.: Педагогика. 1989. 288 с. 63. Ундзенкова А.В. Инновационные методы и приемы работы по развитию навыков графического моделирования и вербализации звучащей речи как базовых предпосылок формирования процессов письма и чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Специальное образование. 2010. № 3. С.60-65. 64. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2013. 800 с. 65. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 27.02.2019). 66. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с. 67. Чернов И.А. Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №8 (61). С.128-132. 68. Чоома А.Д. Значение сюжетно-ролевой игры для развития дошкольников // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Молодой ученый, 2016. С. 63-66. 69. Чувашова Е.В. Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? // Молодой ученый. 2016. №15.1. С. 42-45. 70. Шаймухаметова Р.М. Проектная деятельность как средство социализации младшего школьника // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 242-244. 71. Шитякова Н.П., Верховых И.В. Построение тематической программы внеурочной деятельности, направленной на духовно-нравственное воспитание младших школьников// Сб. выступлений на общ.-пед. форуме «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России», 10.12.2013 г. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. С.85-91. 72. Шитякова Н.П., Ахметова Г.И. Системный подход к исследованию процесса формирования ценностно-смысловых установок у младших школьников // Сб. выступлений на общ.-пед. форуме «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России», 10.12.2013 г. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. С.6-11.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1.1 Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, в современных же условиях она обретает особый смысл. Анализ специализированной и методической психологической и педагогической литературы обозначил тот факт, что воспитанию духовности уделяется немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о постоянной важности данной проблемы в вопросах воспитания каждого гражданина.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg