Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи до-школьников с общим недоразвитием речи III уровня

zac_shalamov 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Анализ изучения связной речи и ее роли для ребенка показал, что весь ход нормального развития речи подчиняется определенным законам, которые можно четко проследить в речи каждого отдельного ребенка и происходит в определенные временные рамки. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера нарушения речи) негативно влияют на все психическое развитие ребенка, влияют на его деятельность, поведение. Тяжелые нарушения речи могут повлиять на психическое развитие, особенно на формирование более высоких уровней когнитивной деятельности, из-за тесной взаимосвязи речи и мышления и ограниченных социальных, в частности речевых, контактов, при которых ребенок познает окружающие его действия.
Введение

Актуальность исследования. Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольников является развитие речи, речевого общения. Знание родного языка - это не только умение правильно составить предложение. Ребенок должен научиться говорить: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и описывать существенные аспекты и свойства описываемого объекта, события должны быть последовательными и логически связаны друг с другом, то есть речь ребенка должна быть последовательной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой дея-тельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи четко прослеживается тесная связь речи и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдения. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно четко представить объект истории (предмет, событие), уметь анализировать, выбирать основные (для этой ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между объектами и явлениями. Для достижения согласованности речи также необходимо умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать слова, подходящие для выражения этой мысли, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для выражения предложений. У детей с нормой развития речи в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает достаточно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. Психолого-педагогические исследования в области коррекционной педагогики показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями развития речи. При общем недоразвитии речи возникают различные сложные нарушения речи, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы, связанных со звуковой и семантической стороной. В то же время одним из важных показателей готовности детей к школе является уровень формирования связной речи. Это определяет актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей с ОНР дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы. Вопросы формирования связной речи изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бо-родич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и др. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой и др. Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности, которая серьезно нарушается у детей с различными формами дизонтогенеза. Особенности формирования связной речи у дошкольников с ОНР являются актуальной, значимой проблемой, так как успех обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения последовательной повествовательной речью. Поэтому особую актуальность имеют работы, посвященные формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи и поиску новых методов и приемов обучения, поскольку каждый педагог в своей работе стремится найти наиболее эффективные средства, методы и приемы, которые помогут преодолеть дефекты речи у детей. В современной научно-педагогической литературе моделирование рас-сматривается как процесс применения визуальных моделей (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко и др.). Исследования и практика подтверждают, что визуальная модель является формой разделения и признаками взаимоотношений, которые доступны детям дошкольного возраста (Леон С. Лоуренко, Л. М. Халицева и др.). Ряд авторов придавали большое значение формированию симуляции в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л. И. Заханская) и детей с патологией речи (Ю. Ф. Гаркуша). Использование заменителей и визуальных моделей развивает умственные способности детей. Модели могут включать стилизованные изображения реальных объектов, символы, схемы для обозначения основных признаков определенных типов описываемых объектов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основные части повествования и т.д. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. В сложившейся ситуации возникают противоречия между: • значимостью развития связной речи дошкольников с ОНР и недоста-точной ее практической реализацией; • обоснованностью эффективности метода наглядного моделирования в развитии связной речи и теоретической несостоятельностью рассматриваемого вопроса. Цель исследования: изучить возможности использования наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: связная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи: Задачи исследования. 1. Теоретически обосновать проблему использования метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. 2. Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. 3. Составить и апробировать серию занятий, направленных на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза исследования. В качестве гипотезы нашего исследования стало предположение о том, что: 1) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не-достаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания: нарушение связности и последовательности изложения, низкая информативность, бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка, пропуски смысловых звеньев и ошибки, повторы слов, паузы по тексту, незаконченность смыслового выражения мысли, трудности в языковой реализации замысла, необходимость в стимулирующей помощи; 2) процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет идти более успешно при учете следующих педагогических условий: - использование метода наглядного моделирования; - создание и реализация усложняющихся заданий для дошкольников; - подготовка специальных пособий для выполнения заданий детьми; - создание обстановки, опережающей развитие ребенка; - самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей; - умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых; - комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми успехов ребенка. Для решения поставленных задач были использованы следую-щие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, беседа, количественный и качественный анализ. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации иссле-дований педагогов, психологов и лингвистов по проблеме использования метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Практическая значимость работы состоит в том, что нами разработана и апробирована система работы с детьми с использованием метода наглядного моделирования для развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №1 комбинированного вида г. Орла. Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в 3 этапа: I этап (ноябрь – декабрь 2018 г.) – поисковый: формирование замысла и отработка научно-теоретического аппарата исследования, проведен анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по использованию метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня; II этап (декабрь 2018 – апрель 2019г.) – экспериментальный: была составлена методика экспериментальной работы, выбрана процедура исследования особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня; проведена диагностика связной речи дошкольников с нормальным речевым развитием и детей с ОНР III уровня, сравнительный анализ результатов исследования, анкетирование педагогов; построена и апробирована система работы с использованием метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР III уровня; III этап (апрель – июнь 2019 г.) – заключительно-обобщающий: оценка эффективности системы работы по использованию метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР III уровня. Апробация и внедрение результатов исследования. Ключевые результаты проведенного исследования представлены в статье: Изотова Н.И. Эмпирическое исследование особенностей развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Фестиваль научного творчества «Мир науки – 2019». Сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции для студентов, молодых ученых и практических работников образования (5-6 апреля 2019 г.). – Орел, 2019. – стр. 103-104 Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, шестнадцати рисунков, восьми таблиц, приложения.
Содержание

Введение 5 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы использования метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР I.1 Понятие связной речи, особенности ее развития в онтогенезе 11 I.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 15 I.3 Особенности развития связной речи у детей с ОНР дошкольного Возраста 22 I.4 Наглядное моделирование как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР 26 Выводы по 1 главе 34 Глава II. Экспериментальное исследование проблемы использования метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня II.1 Методика исследования 38 II.2 Анализ результатов констатирующего этапа 48 II.3 Программа формирующего этапа эксперимента 52 II.4 Анализ данных, полученных на контрольном срезе 61 Выводы 66 Заключение 69 Литература 72 Приложение 77 ?
Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. – 400 с. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999. –159с. 3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грам-матического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 292 с. 4. Асанова Г.Р., Лебедева Н.В. Использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с общим недоразвитием речи // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 135-137 5. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М., 2004. - 252 с. 6. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Клиническая психология развития: состояние и перспективы // Вопросы психологии, 2007, № 5, с. 3-12 7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158с. 8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Юрайт, 2016. — 199 с. 9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2004. - 168 с. 10. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с. 11. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методиче-ские рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010. – 56с. 12. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1992. - 126с. 13. Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008. – с.16 14. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 240 с. 15. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Национальный книжный центр, 2015. – 87 с. 16. Желтухина С.З. Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 69-72 17. Жуков Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.: Преодоление общего недоразвития речи у детей. Книга для логопедов. – М.: КнигоМир, 2011, 320с. 18. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2000. – 320 с. 19. Капышева Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использо-ванием картинно-символического плана // Логопедия. – 2004. - № 2. – 45с. 20. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. 21. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 104с. 22. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-нию: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. 23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Просвещение, 2006. - 326 с. 24. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – Питер, 2007. – 115с. 25. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития // Дефектология. – 2002. - № 3. – С. 84-92 26. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528. 27. Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева.– М.: Детство–Пресс, 2009. - 288 с. 28. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. – М.: Альянс, 2013. – 366с. 29. Ожегов C.B., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с. 30. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448 с. 31. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддъяков, Ф.А. Сохин. - М.: Академия, 1998. - 289 с. 32. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256с. 33. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Воронеж: «МОДЭК», 2001. – 256 с. 34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2000. - 454 с. 35. Семенович, А.В., Халилова Л.Б., Ланина Т.Н. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи // Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 55-60. 36. Сидорчук Т.А. Технология составления творческих текстов по кар-тине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. - Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2000. - 44 с. 37. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. // Логопед. 2005, № 1, с. 7-12 38. Сохин Ф. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин; 2-е изд. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. - 223 с. 39. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.,1980. – 414с. 40. Тихеева Е.И., Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева / под ред. 41. Ф.А. Сохина. – М., 2005. – 325с. 42. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рас-сказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16–21 43. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с. 44. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПБ.,1994. – 59с. 45. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей детского сада / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 299 с. 46. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: Альфа, 1993. – 103с. 47. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей до-школьного возраста. - М.: Айрис-Пресс, 2004. – 314с. 48. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000. – 55с.: илл. (Библиотека практикующего логопеда) 49. Челышева А.А. Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень) // Акту-альные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 104-106 50. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. // Патология речи. - М., 2001. – 288с. 51. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. — М.: Педагогика, 1998. - 211с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР 1.1 Понятие связной речи, особенности ее развития в онтогенезе В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовои? представлено следующее определение связной речи - «связная» значит хорошо изложенная, логически стройная. Очевидно, что корень слова «связная» объединяет такие слова как связь, связка, связанный, связать др. При связной речи между словами обязательно должна быть связь, последовательность [29]. Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими авторами. Среди них психологи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), лингвисты (Н.И. Жинкин, Ф.А. Сохин, А.В. Текучев, Р.М. Фрумкина, и др.), педагоги (Т.Н. Волковская, В.К. Воробьева, И.Н. Лебедева, И.Ю. Левченко, О.В. Правдина, Т.А. Ткаченко и др.). В общем смысле, связную речь, характеризуют, как смысловое развернутое высказывание, которое обеспечивает общение. По мнению С.Л. Рубинштейна, одной из составляющих словосочетания «связная речь» является лексема «связная», которая конкретизирует вид речевой деятельности, характеризует ее особенности [34]. В.П. Глухов считает, что основная функция связной речи коммуникативная. Связная речь – это тематически объединенные фрагменты речи, которые представляют собой единое смысловое, структурное целое развернутое изложение [9]. А.В. Текучев указывает, что под «связной речью» в широком понимании, можно считать любое высказывание, составные языковые части которого, построены логично и грамматически правильно согласно законам данного языка [38]. В.К. Воробьева рассматривает связную речь как вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение. Работу речемыслительной деятельности можно охарактеризовать с точки зрения двух уровней - внутреннего, предметно-смыслового, и внешнего, формально-языкового. Внутренний план, включает в себя многочисленное количество программ: это и программа отдельно взятого предложения и целого текстового сообщения, которые отражают содержание, заданное интеллектом. Сбой в работе предметно-смыслового уровня приводит к нарушению речевого высказывания, потери мысли и непониманию такого сообщения партнером [7]. М.М. Алексеева и В.И. Яшина отмечают, что понятие «связная речь» включает в себя как диалогическую, так и монологическую формы речи. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования [2].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg