Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Ценностные ориентации старших подростков

zac_shalamov 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
Ценностные ориентации – это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации – это устойчивые, инвариантные образования («единицы») морального сознания – основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно–исторические условия и перспективы.
Введение

Важнейшие исследования в психологии посвящены изменению личности и межличностных отношений в процессе развития человека. Если психологические изменения детского самосознания большей частью выглядят постепенными и плавными, то отрочество и юность считаются в гуманитарной науке эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь, открытия собственного «Я». Существенные изменения наблюдаются в стиле общения и межличностных отношений, развития дружественных отношений, симпатии и антипатии у подростков, формирования системы ценностей отдельной личности. Старший подростковый возраст имеет особое значение в становлении личности человека, так как он является «переходным» от детства к взрослости. Большое внимание в этом возрасте уделяется пониманию места и роли человека в социуме. Именно на этом этапе закладываются основы будущего профессионального выбора, отношение к своей гражданской позиции, семье, социуму, окружающему миру и пр. В этот период особое значение приобретают ценностные ориентации старших подростков, которые выступают движителями самопроявления, что существенно сказывается на их социализации. Данный факт свидетельствует о важности направленности ориентаций подростка и его активности в их реализации. От этих параметров зависит ценность ориентаций для его дальнейшего социального становления, самосовершенствования, самореализации в жизни. Данный факт диктует необходимость изучения ценностных ориентаций старших подростков и придание им определенной направленности, необходимой для самореализации в жизни на этапе становления их взрослости. Проблема становления личностных ценностей в подростковом возрасте является предметом внимания многих ученых, поскольку подростковый этап онтогенеза отличается высокой интенсивностью процессов социализации–индивидуализации, обусловленных развитием самосознания, с формированием ценностных ориентаций как фундаментального психологического новообразования, детерминирующего образование и развитие наиболее значимых личностных структур старших подростков. Особое положение подросткового периода отражено в таких его названиях, как «переходный» и «критический»: качественные изменения в самосознании личности старших подростков, физиологический сдвиг, противоречивость эмоционально–волевой сферы нередко обуславливают у подростков импульсивность, тревожность, неустойчивые представления о себе и окружающих, трудности самоопределения (Л.И. Божович; Л.С. Выготский; И.С. Кон; А.И. Подольский; К.Н. Поливанова; Г.А. Цукерман; Д.И. Фельдштейн; Б.Д. Эльконин; С.Г. Якобсон; и др.). Исследователи отмечают, что современная социальная ситуация усиливает противоречия, свойственные подростковому возрасту, характеризуется с одной стороны, противоречивостью и размытостью культурных и социальных ценностей и норм, с другой – их многообразием, что отражается на формировании ценностных ориентаций подростков. Ценностные ориентации современного подростка старшего школьного возраста формируются в ситуации социальной нестабильности и ценностно–нормативной неопределенности, когда серьезно нарушены характерные для стабильного общества механизмы передачи ценностей от старшего поколения младшему. Современные исследования посвящены различным социально– психологическим аспектам формирования ценностных ориентаций у современных подростков (И.В. Редина; С.В. Молчанов; А.В. Кулешова; и др.), особенностям ценностных ориентаций у подростков с отклоняющимся поведением (Н.Б. Лисовская; Б.К. Салаев; и др.). Ряд исследований отечественных авторов посвящены таким факторам, влияющим на процесс формирования ценностей подростков, как современная семья (Т.В. Геворкян; И.А. Крапивка и др.), образовательная среда школьного социума (Э.В. Зауторова; Н.Н. Шиховцева, и др.), социально–культурная и досуговая среда (Т.Ю. Ершова; Н.А. Плугина; и др.), СМИ и современная мультимедийная среда (Н.А. Матвеева; Д.В. Кортиева; и др.). Несмотря на то, что исследование ценностей современных подростков нашло достаточно широкое отражение в научной литературе, проблема социально–психологических особенностей ценностных ориентаций современных подростков с учетом современного социокультурного и личностного контекста требует своего дальнейшего изучения, что определяет актуальность настоящего исследования. Объект исследования: ценностные ориентации. Предмет: особенности ценностных ориентаций старших подростков. Цель: выявление и анализ особенностей ценностных ориентаций старших подростков. Задачи: ? Провести теоретико-методологический анализ категории ценностные ориентации в психологии; ? Подобрать методики и провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций старших подростков; ? Изучить особенности ценностных ориентаций современных старших подростков. ? Сравнить ценностные ориентации у старших подростков с высоким и низким уровнем осмысленности жизни. Теоретико-методологические основания исследования составили психологические положения о сущности ценностных ориентациях; целостности личности, факторах, влияющих на ее формирование, развитие и саморазвитие; и др. (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев), системно–структурные концепции исследования ценностных ориентаций (А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев, К.К. Платонов, М. Рокич, и др.); концепции исследования психологических особенностей подросткового возраста, потенциальных возможностей и задач развития старших школьников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В процессе эмпирического исследования применялись методы сбора и анализа данных, опроса, а также математических методов качественной и количественной обработки данных, в частности: ? ценностный опросник Ш. Шварца; ? тест смысложизненных ориентаций (СЖО по Д.А. Леонтьеву); ? (t–критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена). Гипотеза исследования: Старший подростковый возраст имеет особое значение в становлении личности взрослого человека. Направленность этого становления во многом определяется ценностными ориентациями, выступающими движителями его развития Существуют различия между ценностными ориентациями у подростков и высоким и низким уровнем осмысленности жизни.. Эмпирическая база исследования В исследовании принимали участие 60 старших подростков в возрасте 16–17, ученики 11 класса. Исследование проведено на базе МБОУ «Лицей №101» г. Барнаула При этом по гендерному признаку распределилась выборка е пополам (30 девушек, 30 юношей). Данная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретико–методологические основания изучения ценностных ориентаций детей старшего подросткового возраста 8 1.1 Социально–психологические особенности старшего подросткового возраста 8 1.2 Ценность как социально–психологическая категория и предмет научно–прикладного исследования 15 1.3 Ценностные ориентации современных подростков: сущность, содержание, социально–психологическая характеристика 22 Глава 2. Эмпирическое сследование ценностных ориентаций старших подростков 29 2.1 Программа и методика иследования 29 2.2 Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций старших подростков. 37 Заключение 50 Список использованной литературы 53 Приложения 59
Список литературы

1. Абрамова С.Б. Образ будущего в представлениях современных подростков: ожидания и страхи // Logos et Praxis. 2017. № 3. С. 97–99. 2. Алексеева О.С. Ценности и их связь с базовыми чертами личности // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. С. 223–226. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания 3–е изд. Питер, 2010. 437 с. 4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Статут, 2012. 594 с. 5. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М.: Прометей, 2011. 443 с. 6. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира. Экзистенциальная аксиология истории. Издательский дом «Астраханский университет», 2012. 392 с. 7. Белугина М.А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4 (57). С. 109–111. 8. Березин С.В. Особенности старшего подросткового возраста М.: Психология, 2016. 544 с. 9. Бреслав Г.М. История научной психологии. М.: Инфра–М, 2019. 439 с. 10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо М.В. М.: Просвещение, 1998. 659 с. 11. Гай П., Фрейд. М.: Азбука–Аттикус, КоЛибри, 2016. 430 с. 12. Гозман Л.Я., Кроз М.В Самоактуализационный тест. М.: Рос. пед. агентство, 2015. 43 с. 13. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. пер. с англ. В. Старовойтова. М.: АГИ, 2015. 412 с. 14. Дьяченко Д.Л. Проблема опыта у Дильтея // Молодой ученый. 2010. №9. С. 146–148. 15. Ждан А.Н. История психологии . М.: Academia, 2017. – 576 с. 16. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Проспект, 2012. 445 с. 17. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности (по изд. на 1986 г.) М.: Статут, 2018. 435 с. 18. Каширский Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте диссерт. кандидата психологических наук: 19.00.07 / Барнаул, 2002. 232с. 19. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей автореферат дисс. д.п.н. Специальность: 19.00.01 – Общая психология. Психология личности. – М.: АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права», 2014. 38 с. 20. Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социс. 2013. № 9. С. 124–129. 21. Кон И.С. Социология личности. М.: Статут, 2011. 548 с. 22. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Вып. 6. – Кемерово: 2013. С.18–21. 23. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 2013. 439 с. 24. Крайг, Г. Психология развития : Питер, 2011. 490 с. 25. Лавриненко В.Н. Основы социологических М.: Изд–во Мос. ун–та менеджмента и коммерции, 2014. 473 с. 26. Лебедева Н.М., Татарко А.Н Ценности культуры и развитие общества. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007. 443 с. 27. Левицкая Л.В., Чернова А.А.. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания // Молодой ученый. 2016. №9. С. 1036–1039. 28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 6–е изд. М.: Проспект, 2013. – 598 с. 29. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 2016. 17 с. 30. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2016. – 16 с. 31. Логинова Н.А. Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Изд–во Санкт–Петербургского ун–та, 2016. 536 с. 32. Маклаков А.Г. Общая психология . СПб.: Питер, 2013. 590 с. 33. Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности (на примере делинквентных подростков) автореф. диссерт. ... канд. псих. наук : 19.00.01. M., 2007. 45 с. 34. Михальченко К.А. Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу, Э. Эриксона и К. Роджерса. // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, октябрь 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 5–11. 35. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. СПб.: Питер, 2010. – 403 с. 36. Нурлыгаянов И.Н. Самоопределение личности и ее ценностно–смысловая сфера: индивидуально–типологические и половые различия. диссерт. канд. псих. наук: 19.00.01 / Уфа, 2007. 170 с. 37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. учебник для бакалавров / М.: Юрайт, 2017. 549 с. 38. Олпорт Д.А. Леонтьев // Океанариум – М. : Большая российская энциклопедия, 2014. С. 128–129. 39. Поломошнова С.А. Модель формирования аксиологического потенциала личности старшеклассников в профильном обучении// Наука и бизнес: пути развития. 2014. №74(37) С.27–34. 40. Ржанова И.Е., Алексеева О.С Ценностные предпочтения двух поколений. // Психологические исследования. 2018. №11(60). С. 88–96. 41. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. М.: БЕК, 2011. 523 с. 42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 657 с. 43. Серый А.В., А.В.Юпитов Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 55–72. 44. Сиденко Е.А. К вопросу об адаптации подростка // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С. 26–29. 45. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2017. 250 с. 46. Склейнис В.А. Исследование смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» // Молодой ученый. 2014. №3. С. 806–808. 47. Смирнов Л.М. Эмпирическое изучение базовых ценностей // Мир России. 2012. № 1. С. 14–16. 48. Сокурянская Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: монография. Х., 2012. 436 с. 49. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников. диссерт. ... канд. психологических наук: 19.00.13 / М.: Слово, 2014. 175 с. 50. Сурикова Я.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий в построении субъективной картины жизненного пути личности // Социс. 2011. № 12. С. 62–66. 51. Тихомандрицкая О.А. Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. С. 35–37. 52. Тюрина В.А. Ценностные ориентации. ООО "Междунар. фин. агенство", 2012. 504 с. 53. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства. М.: Слово, 2004. 493 с. 54. Фромм Э. Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik (1946) / Составитель С.Я. Левит. М.: АСТ, 2018. 325 с. 55. Черникова Е.Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4. С. 169–172. 56. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: БЕК, 2012. 563 с. 57. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 9(2). С. 43–70. 58. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международн. пед. академия, 2001. С. 143–148. 59. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 98 с. 60. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2003. №1. С. 12–14.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико–методологические основания изучения ценностных ориентаций детей старшего подросткового возраста 1.1 Социально–психологические особенности старшего подросткового возраста Старший подростковый возраст является переходным моментом от детства к взрослой жизни. Данный возраст один из самых сложных возрастных этапов в жизни человека. Это связано с тем, что он наступает у каждого в свое время. Эльконин Д.Б., обозначает подростковый возраст как период 11–17 лет. Внутри этого временного отрезка, он выделял два этапа: средний школьный возраст (11–15 лет) и старший школьный возраст (15–17 лет). Л.И. Божович также считает, что подростковый возраст делится на две фазы: 12–15 лет и 15–17 лет. С.Холл полагал, что стадию развития человека от 11 до 14 лет следует относить к подростничеству [37, c. 122]. Здесь закладываются основные черты характера, привычки, стили поведения, жизненные ориентации. Соответственно, от того, насколько положительно личностью будет пройден этот этап, зависит вся дальнейшая взрослая жизнь человека. Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению ученых, как В.Г. Ананьев, Л.С. Д.Б. Эльконин, Выготский, включает в себя две стороны: социальную и предметную [3;4;10;58;60]. Социальная тесно связывается со становлением мотивационно–потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что «раскрытие особенностей развития этой деятельности, обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, са¬мосознания, выявления путей направленного развития социальной активности ребенка» [53, c. 179]. Таким образом, особенности социализации личности подростка в конкретный исторический пе¬риод влияют на возникновение и протекание подросткового кризиса.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 75 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg