Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Психофизиологическая коррекция детей с трудностями в обучении

zac_shalamov 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 81 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.03.2020
В настоящее время возрастает число обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучении. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности, повышенной умственной утомляемости, эмоциональной инертности и «вялости». Такие дети и составляют группу системно-отстающих.
Введение

В настоящее время возрастает число обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучении. По причинам чрезмерных эмоциональных, умственных и физических нагрузок, связанных с систематическим обучением, ребенок может автоматически оказаться с ярлыком «неуспешный» среди сверстников и педагогов. В свою очередь это может быть причиной существенного ухудшения у этих детей психосоматического здоровья и социальной адаптации. Как правило, эти факторы сопровождаются вегетативными дисфункциями и различными невротическими наслоениями (тревога, страх, речевая неуверенность, неадекватная самооценка и др.), которые значительно осложняют обучение. Такие дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, проблемам с концентрацией и устойчивостью внимания, склонностью к аффективным вспышкам, повышенной умственной утомляемости. На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с трудностями в обучении актуальным считается использование инновационных методов оказания своевременной помощи данной категории детей. Одной из таких современных технологий является компьютерный метод биологической обратной связи (БОС), сущность которого заключается в обучении клиента управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального приборного и программного обеспечения. Данная технология сочетает в себе как диагностику психоэмоционального состояния ребенка, так и коррекционное воздействие. Метод БОС – это современный метод реабилитации, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков, и представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма [32]. На основе полученной информации клиент под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции вегетативных дисфункций. Основная трудность заключается в том, что у большей части детей отмечаются выраженные энергетическое проблемы и это еще больше осложняет освоение школьных навыков. Задача коррекции трудностей в обучении может быть решена при выработке у обучающихся с трудностями в обучении диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) направленного на оптимизацию энергетических ресурсов и повышение бета-ритма посредством нейрофитнеса для усиления устойчивости и концентрации внимания. Целью настоящего исследования явилось изучение эффективности психофизиологической коррекции младших школьников с трудностями в обучении с помощью технологии БОС-терапии. Объект – психофизиологические характеристики детей с трудностями в обучении. Предмет - психофизиологическая коррекция детей с трудностями в обучении. Гипотеза – дети с трудностями в обучении характеризуются неблагополучием психоэмоциональной сферы, психофизиологическая коррекция которой возможна с помощью БОС-терапии. Из гипотезы можно выделить следующие положения: • Для детей с трудностями в обучении характерны нарушение ориентировки при переходе к активной умственной деятельности, снижение скорости переработки информации, невнимательность, повышенная утомляемость, сниженный показатель дыхательной аритмии сердца. • Психофизиологический тренинг таких характеристик как дыхательная аритмия сердца, интенсивность бета-ритма в 16 Гц диапазоне способствует оптимизации психоэмоциональной сферы у детей с трудностями в обучении. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи: 1. Проанализировать данные теоретических исследований психофизиологической коррекции детей с трудностями в обучении. 2. Разработать процедуру эмпирического исследования включающего в себя аппаратную и тестовую диагностику психофизиологических характеристик. 3. Провести анализ и интерпретацию результатов диагностического исследования. 4. Провести коррекционные мероприятия по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС-терапии и тренинги по нейрофитнесу интенсивности ритмов головного мозга. 5. Проанализировать и интерпретировать результаты повторных измерений психофизиологических характеристик. Методологическая база: Метод БОС как самостоятельное направление в медицине возник в 60–70-е годы ХХ века. Он основывается на отечественных и зарубежных разработках в области физиологии и исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результатах прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. Теоретические основы и методология БОС-терапии основывается на теории условных рефлексов (И.М. Сеченов и И.П. Павлов), теории функциональных систем (П.К. Анохин), теории устойчивых патологических состояний (Н.П. Бехтерева) [30]. Методы и методики исследования: Для решения поставленных задач и достижения целей работы были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ литературы по данной проблеме, метод анализа анамнестической информации испытуемых, психофизиологический метод биологической обратной связи (БОС), тестирование, проективный метод, анкетирование, наблюдение и методы математической статистики (критерий Стьюдента и критерий Фишера). Применялись следующие методики: • Психофизиологические аппаратные БОС методики диагностики и коррекции дыхательной аритмии сердца, интенсивности ритмов головного мозга по программе «Нейрокор 3.1.С» [2]. • Психодиагностические методики корректурная проба «Тест Тулуз-Пьерон» и Цветовой тест Люшера (ЦТЛ) [44]. • Авторские анкеты, разработанные для оценки психоэмоционального состояния ребенка до БОС-терапии (Приложение 1) и после БОС-терапии (Приложение 2). Практическая значимость заключается в исследовании возможностей психофизиологической коррекции детей с трудностями в обучении. Были разработаны рекомендации по коррекции психоэмоциональный сферы у детей с трудностями в обучении посредством технологии БОС-терапии. Научная новизна исследования заключается в том, что в работе опробирован метод психофизиологической коррекции психоэмоциональных характеристик обучающихся, чтобы решить проблемы трудностей в обучении. База исследования – эмпирическое исследование проводилось на базе кабинета психофизиологической коррекции г. Пензы. Экспериментальную группу составили 22 ребенка, из них 15 мальчиков и 7 девочек в возрасте от 8 до 11 лет. Учащиеся разных школ города Пенза. Все дети имели стойкие трудности в обучении и были направлены неврологами для соответствующей работы.
Содержание

Глава 1. Теоретический анализ проблемы коррекции трудностей в обучении детей младшего школьного возраста путем психофизиологического метода БОС-терапии 8 1.1 Психофизиологические процессы как динамическая основа обучения 8 1.2 Психо-возрастные особенности младших школьников с трудностями в обучении 16 1.3 Понятие психофизиологической коррекции, ее структурные компоненты 25 1.4. Психофизиологический подход к коррекции трудностей в обучении 32 Выводы по 1 главе 37 Глава 2. Эмпирическое исследование психофизиологической коррекции детей с трудностями в обучении 40 2.1 Описание процедуры и методов исследования 40 2.2 Анализ и интерпретация результатов психофизиологической коррекции трудностей в обучении у детей 47 2.3 Рекомендации по коррекции психоэмоциональной сферы детей с трудностями в обучении методом БОС-терапии 57 Выводы 62 Заключение 65 Список используемых источников 68 Приложение 73
Список литературы

1. Антропова М.В., Манке Г.Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика. – 1993. – № 5. 2. Аппаратно-программные комплексы БОС для медицинского и немедицинского применения. URL: hTTps://www.biosvyaz.com/ 3. Асланян Е.В., Кирой В.Н., Лазуренко Д.М., Бахтин О.М. Свойства нервных процессов и эффективность БОС-тренинга // Психол. журн. –2013. – Т. 34. – № 2. – С. 108-116. 4. Асланян Е.В., Кирой В.Н., Лазуренко Д.М., Бахтин О.М., Миняева Н.Р. Спектральные характеристики ЭЭГ в динамике произвольной двигательной активности // Журн. высш. нервн. деят. – 2014. – Т. 64. – № 2. – С. 147-158. 5. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Трудности обучения в начальной школе. – М., 2009. 6. Безруких М.М. Почему учиться трудно. – М.: Наука, 1995. 7. Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения – М.: Просвещение, 1998. 8. Бунькова В.С., Бухлина Л.Ю. Применение технологии БОС в коррекции детей с трудностями в обучении / Научно-практический электронный журнал Аллея Науки – 2019. – №1(28). 9. Вайз А. Вдохновение по заказу – Попури, 2002. – 300 с. 10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 11. Герасимов И.Г. Проблема понятия «функциональное состояние» в современной физиологии // Успехи физиол. наук – 2011. – Т. 42. – №2. – С. 90-96. 12. Гордеев С.А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека // Физиология человека – 2007. – № 4. – С. 11-17. 13. Горев А. С., Панова Е. Н. Эффективность БОС-тренинга регуляции функционального состояния в зависимости от индивидуальных психофизиологических характеристик // Физиология человека – 2009. – T. 35. – №4. – C. 1-8. 14. Гринь-Яценко В.А., Кропотов Ю.Д., Пономарев В.А. и др. Влияние биологической обратной связи по сенсомоторному ритму и бета1-ритму ЭЭГ на параметры внимания // Физиология человека – 2001. – № 3. – С. 5-13. 15. Дубровина И.В. Практическая психология образования – М.: ТЦ «Сфера», 1997. 16. Дудкин К.Н., Чуева И.В., Макаров Ф.Н. Нейрофизиологические принципы формирования когнитивных функций: роль межполушарной асимметрии корковых структур головного мозга // Материалы конференции с международным участием «Функциональная асимметрия и пластичность мозга» – М., 2012. – С. 56-60. 17. Ермаков П.Н., Воробьева Е.В. Индивидуальная профильная асимметрия у близнецов и спектральные характеристики ЭЭГ при выполнении арифметического счета и вербально-ассоциативной деятельности // Российский психологический журнал. – 2010. – Т. 7. – № 1. – С. 8–24. 18. Земляная А.А., Федотчева Т.А., Федотчев А.И. Современные подходы к активизации познавательной деятельности человека // Успехи физиол. наук – 2010. – Т. 41. – № 4. – С. 45-62. 19. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Биол. обратная связь. – 2000. – № 3. – С. 2-9. 20. Каплан А.Я., Кочетова А.Г., Шишкин С.Л. и др. Экспериментально-теоретические основания и практические реализации технологии «интерфейс мозг-компьютер» // Бюллетень сибирской медицины – 2013. – Т. 12. – № 2. – С. 21-29. 21. Кирой В.Н. Интерфейс мозг-компьютер – Ростов-н/Д., 2011 22. Кирченко П.В. Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей посредством метода БОС / Сборник научно-методических трудов / Под ред. Л.А. Ястребовой. – Армавир, 2016. – С. 95-99. 23. Константинов К.В., Леонова М.К., Мирошников Д.Б., Клименко В.М. Особенности восприятия акустического образа собственной биоэлектрической активности головного мозга // Рос. физиол. журн – 2014. – Т. 100. – № 6. – С. 710-721. 24. Кусов В.Д., Блощинский И.А. Принципы психофизиологической коррекции как основа медико-психологической реабилитации / Вестник психотерпии – Спб: Оздоровительное учреждение «Международный институт резервных возможностей человека», 2007. – С. 89-91. 25. Лазарева О.Ю., Базанова О.М. Влияние инструкции на эффективность тренинга произвольного повышения мощности в индивидуальном высокочастотном альфа-диапазоне ЭЭГ // Бюллетень сибирской медицины – 2013. -Т. 12. – № 2. – C. 58-65. 26. Луцюк Н.В., Эйсмонт Е.В., Павленко В.Б. Модуляция внимания у здоровых детей с помощью курса сеансов обратной связи по характеристикам ЭЭГ // Нейрофизиология – 2006. Т. 38. – № 5/6. – С. 458-465. 27. Любар Д.Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность // Биоуправление: теория и практика – 1998. – С. 142-162. 28. Панин Л.Е., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении — Новосибирск: Наука, 1981. — 178 с. 29. Пылаева Н.М. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – Спб: Питер, 2008. – 320 с. 30. Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС», – СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008. 31. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца – путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечнососудистой систем (метод Сметанкина) // Биол. обратная связь. – 1999. – № 1. – С. 18-29. 32. Сметанкин, А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации А.А. Сметанкин, Ю.В. Ивановский, – Санкт-Петербург, 2003. 33. Сороко С.И., Трубачев В.В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. – СПб.: Политехника-сервис, 2010. – 607 с. 34. Справочник педиатра / под ред. М.Я. Студеникина. – Т.: Медицина, 1981. –654 с. 35. Столетний А.С. Взаимосвязь психологических и психофизиологических свойств личности с эффективностью ЭЭГ-БОС тренинга / Северо-Кавказкий психологический вестник – 2016. – №14/2. – С. 19-31. 36. Столетний А.С. Психологические предикторы произвольной регуляции в условиях ЭЭГ-БОС тренинга / Северо-Кавказкий психологический вестник – 2015. – №13/3. – С. 27-33. 37. Столетний А.С., Кирой В.Н. Психологические предикторы эффективного ЭЭГ-БОС обучения / Материалы международной научной конференции: в 2-х томах. – Спб: Айсинг, 2016. – С. 107-108. 38. Терентьева В.И Индивидуализация психологической коррекции и терапии методом биологически обратной связи / Вестник Восточно-Сибирской открытой академии – Красноярск: Негосударственное образовательное учреждение Восточно-Сибирская открытая академия, 2013. – №7. – 16 с. 39. Трунцева А.В. Опыт использования метода биологической обратной связи в коррекционной педагогике / Педагогический журнал – М.: Аналитика Родис, 2016. – №3. – С. 37-47. 40. Федотчев А.И. Стресс, его последствия для человека и современные нелекарственные подходы к их устранению // Успехи физиол. наук – 2009. – Т. 40. – № 1. – С. 102-115. 41. Физиология системы дыхания: учебное пособие / Сост.: А.Ф. Каюмова, И.Р. Габдулхакова, А.Р. Шамратова, Г.Е. Инсарова – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2016. – 60 с. 42. Функциональные системы организма: Руководство / Под ред. К. В. Судакова. — М.: Медицина, 1987. — 432 с. 43. Эйсмонт Е.В., Алиева Т.А., Луцюк Н.В., Павленко В.Б. Применение технологии ЭЭГ-биоуправления для коррекции психоэмоционального состояния детей / Бюллетень сибирской медицины – Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2013. – Т.12 – №2. – С. 175-181. 44. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД – СПб: ИМАТОН, 2000.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретический анализ проблемы коррекции трудностей в обучении детей младшего школьного возраста путем психофизиологического метода БОС-терапии 1.1 Психофизиологические процессы как динамическая основа обучения Психические процессы являются основой психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Благодаря ним осуществляется формирование знаний и приобретение жизненного опыта. В процессе обучения поведение познающего будет успешным и эффективным, когда его внутреннее состояние, внешние условия и личная активность соответствуют друг другу. Другими словами, в процессе обучения организм включает адаптивные системы, то есть на физиологическом уровне функцию объединения всего этого обеспечивает нервная система. Нервная система человека устроена так, чтобы иметь прямой доступ как выход на внутренние органы, так и на внешнюю среду, а также иметь возможность соединять внешнее и внутреннее. С точки зрения системного принципа изучение адаптации, основанное на учении А. А. Ухтомского и П. К. Анохина, дало существенные результаты, поскольку такой подход открыл перед исследователями возможность анализа динамической интеграции физиологических систем в процессе приспособления организма к изменяющимся условиям среды [42], рассматривая при этом организм как целостную саморегулирующую систему. В 1975 году П.К. Анохин, разрабатывая теорию функциональных систем применительно к организации поведенческих актов, придавал большое значение эмоциям, как фактору интеграции целенаправленных реакций организма, как процессу, объединяющему и направляющему приспособительные возможности индивидуума по отношению к внешнему миру. Учитывая вышесказанное, целесообразно выделить следующие типы функциональных систем [28]: - Морфофункциональные системы, связанные с работой определенных морфоструктур организма (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система, дыхательная система, центральная нервная система); - Гомеостатические функциональные системы. Важнейшие элементы этих систем — внутренняя среда организма, вегетативная нервная и эндокринная системы, подкорковые нервные центры. Их основная цель — поддерживать постоянными определенные жизненно важные характеристики организма и внутренней среды: температуру тела, энергетический потенциал, структурную специфичность, концентрацию водородных ионов, содержание электролитов и т. д. В отличие от морфофункциональных систем, где структура и функция слиты воедино, в гомеостатических системах формируется интегральная функция на основе взаимодействия многих элементов различных морфофункциональных систем; - Нейродинамические функциональные системы, важнейшим структурным элементом которой является кора головного мозга на том этапе эволюционного развития, который привел к формированию первой сигнальной системы. - Психофизиологические функциональные системы, важнейшим структурным элементом которых являются отделы коры головного мозга, связанные с формированием второй сигнальной системы. [28]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Психология, 82 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg