Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Организация инновационной деятельности предприятия (на примере ПАО «Электровыпрямитель»)

irina_krut2020 2750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 110 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.03.2020
Выпускная квалификационная работа содержит 111 страниц, 8 рисунков, 23 таблицы, 101 использованный источник, 2 приложения. ИННОВАЦИЯ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИНННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭФФЕКТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Объектом исследования является производственная деятельность предприятия ПАО «Электровыпрямитель». Предмет исследования – методологические и практические вопросы, связанные с организацией инновационной деятельности на предприятии. Цель выпускной квалификационной работы – анализ и оценка эффективности организации инновационной деятельности ПАО «Электровыпрямитель» и разработка направлений ее совершенствования. В процессе работы были использованы аналитический и системный анализ, методы сравнительного анализа, группировок, индексный, графический и иные методы исследования. В результате исследования изучены теоретические аспекты организации инновационной деятельности предприятия, проведено исследование эффективности инновационной деятельности ПАО «Электровыпрямитель» и разработаны направления по ее совершенствованию в перспективе Степень внедрения – имеется справка о внедрении. Область применения – в практике организации и управления производством предприятия. Эффективность – повышение эффективности инновационной деятельности предприятия.
Введение

Экономический рост предприятий в современных условиях немыслим без преобразований. Различного рода изменения и нововведения в компании можно называть инновациями. В результате осуществления инновационной деятельности предприятие разрабатывает и производит новые продукты, либо усовершенствует уже выпускаемые, применяет новые технологии производства или внедряет новые способы его организации. Все существующее, как известно, имеет свойство устаревать, именно поэтому инновации – жизненная сила любого предприятия, поскольку с помощью них возможно не только укрепить позиции на уже освоенных рынках, но и завоевать новые. В условиях динамично меняющихся запросов потребителей, техники, технологий и конкурентов деятельность предприятия напрямую зависит от успешности процессов разработки и внедрения на рынок новых продуктов, услуг и технических решений, поэтому на сегодняшний день особо важной является проблема эффективной организации инновационной деятельности. Значимость инновационной деятельности для предприятий определяется фактом того, что все продукты рано или поздно перестают интересовать потребителей и удовлетворять их потребности. Следовательно, необходимо на системной основе планировать замену выпускаемых товаров новыми или модернизировать существующие. Предприятиям, которые стремятся к сохранению своих позиций на рынке и к получению прибыли в долгосрочной перспективе, следует серьезно подходить к вопросам организации инновационной деятельности. Кроме того, для предприятий особую роль играет оценка эффективности инновационной деятельности – это одно из основных направлений проведения экономического анализа хозяйствующего субъекта. В литературных источниках теоретико-методологическим и практическим аспектам организации инновационной деятельности предприятий посвящены труды как отечественных, так и зарубежных авторов, таких как Алексеева А. А., Горфинкель В. Я., Фатхутдинов Р. А., Уткин Э. А., Друкер П., Разберг Б. А., Твисс Б. и многих других. Особая важность инновационной деятельности предприятий в условиях современной экономики, а также оценка эффективности инновационной деятельности и разработка направлений по ее совершенствованию обуславливают актуальность данной работы. Предмет исследования – методологические и практические вопросы, связанные с организацией инновационной деятельности на предприятии. Цель выпускной квалификационной работы – анализ и оценка эффективности организации инновационной деятельности ПАО «Электровыпрямитель» и разработка направлений ее совершенствования. Для достижения поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач: - раскрыть сущность понятий «инновация» и «инновационная деятельность» и определить их роль в деятельности предприятий; - рассмотреть особенности процесса организации инновационной деятельности; - проанализировать организацию инновационной деятельности ПАО «Электровыпрямитель» и оценить ее эффективность; - на основе проведенной оценки разработать направления повышения эффективности инновационной деятельности на предприятии и - рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий. Методической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и методические материалы. Информационную базу исследования составили данные годовой и бухгалтерской отчетности ПАО «Электровыпрямитель».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 Теоретические аспекты организации инновационной деятельности 7 1.1 Понятие инновации и сущность инновационной деятельности 7 1.2 Процесс организации инновационной деятельности предприятия и его особенности 16 1.3 Показатели эффективности инновационной деятельности 25 2 Анализ процесса организации инновационной деятельности ПАО «Электровыпрямитель» 37 2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 37 2.2 Система организации инновационной деятельности предприятия 46 2.3 Оценка эффективности инновационной деятельности предприятия 56 3 Направления совершенствования организации инновационной деятельности ПАО «Электровыпрямитель» 67 3.1 Совершенствование организации инновационной деятельности предприятия 67 3.2 Мероприятия по повышению эффективности инновационной деятельности предприятия 74 3.3 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 82 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95 ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) – Организационная структура ПАО «Электровыпрямитель» 105 ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) – Бухгалтерская отчетность ПАО «Электровыпрямитель» 106
Список литературы

1 Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». // СПС КонсультантПлюс 2 Закон Республики Мордовия от 19 июня 2017 года N 47-З «Об инновационной деятельности в Республике Мордовия» // СПС КонсультантПлюс 3 Абрамов Е. И. Повышение энергоэффективности промышленных предприятий на основе формирования системы энергоменеджмента : монография / Л. А. Федоськина, Е. И. Абрамов. - М. : ИНФРА-М, 2018. - 192 с. 4 Агарков А. П. Экономика и управление на предприятии : учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. подгот. "Экономика и менеджмент" / под ред. А. П. Агаркова, Р. С. Голова. - М. : Дашков и К, 2017. - 399 с. 5 Агарков А. П., Голов Р. С. Управление инновационной деятельностью - М.:Дашков и К, 2017. - 208 с. 6 Адерихин, И. В. Методические основы инновационной деятельности / И. В. Адерихин, В. А. Фукалов. - М.: МГАВТ, 2002. - 85 с. 7 Алексеева М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 303 с. 8 Алиев, И. М. Экономика труда : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 486 с. 9 Амирова Е. С., Агалакова А. В. Особенности организации инновационной деятельности предприятий в современных условиях // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012. 10 Анисимов Ю. П., Данилова Ю. С. Сущность и методы коммерциализации инноваций [Электронный ресурс] // ЭКОНОМИНФО. 2017. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-metody-kommertsializatsii-innovatsiy. 11 Антонец В. А. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / под редакцией В. А. Антонца. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 303 с. 12 Балдин К. В., Передеряев И. И., Голов Р. С. Управление рисками в инновационно-инвестиционной деятельности предприятия /, - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 418 с. 13 Балыбердин В. А. Прикладные методы оценки и выбора решений в стратегических задачах инновационного менеджмента / Балыбердин В. А., Белевцев А. М., Бендерский Г. П. - М. : Дашков и К°, 2017. - 240 с. 14 Баранов А. О., Музыко Е. И., Павлов В. Н. Оценка эффективности инновационных проектов с использованием опционного и нечетко-множественного подходов. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2018. – 336 с. 15 Баранчеев, В. П. Управление инновациями : учебник для академического бакалавриата / В. П. Баранчеев, Н. П. Масленникова, В. М. Мишин. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 747 с. 16 Барышева А. В. Инновационный менеджмент - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 380 с. 17 Батьковский А. М., Хрусталёв О. Е. Повышение эффективности управления инновационной деятельностью предприятий [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. №129. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-upravleniya-innovatsionnoy-deyatelnostyu-predpriyatiy. 18 Беляев Ю. М. Инновационный менеджмент - М. : Дашков и К, 2018. - 220 с. 19 Берикболова У. Д. Сущность понятия «инновация» как экономической категории [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — №8.1. — С. 12-15. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/142/39974/. 20 Бурланков С. П., Кузьмин С. А. Оценка инновационного потенциала сельскохозяйственного предприятия [Электронный ресурс] // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2018. №6 (102). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-innovatsionnogo-potentsiala-selskohozyaystvennogo-predpriyatiya. 21 Васильев В. П. Государственное регулирование экономики : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В.П. Васильев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 164 с. 22 Воробьева И. П. Экономика и управление производством : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. П. Воробьева, О. С. Селевич. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с. 23 Гарнов, А. П. Экономика предприятия : учебник для бакалавров / А. П. Гарнов, Е. А. Хлевная, А. В. Мыльник. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 303 с. 24 Голубков Е. П. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. 080200.65 "Менеджмент" (степень (квалификация) - "бакалавр") / Голубков, Евгений Петрович. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 184 с. 25 Гончаренко Л. П. Инновационная политика : учебник для бакалавриата и магистратуры. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 502 с. 26 Гончаренко Л. П. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / Л. П. Гончаренко, Б. Т. Кузнецов, — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 487 с. 27 Горленко О. А. Управление персоналом : учебник для академического бакалавриата / О. А. Горленко, Д. В. Ерохин, Т. П. Можаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 249 с. 28 Горностаева, А. В. Основные направления инновационной деятельности : монография / А. В. Горностаева, О. В. Федоров. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 277 с. 29 Городов О. А. Правовое обеспечение инновационной деятельности: Монография - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с. 30 Горфинель В. Я. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2019. - 380с. 31 Горфинкель В. Я. Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. Я. Горфинкель, Т. Г. Попадюк ; под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 523 с. 32 Грачева М. В. Управление рисками в инновационной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М.В. Грачева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 351 с. 33 Грибов В. Д. Инновационный менеджмент : учеб. пособие для студ. вузов обуч. по напр. 080200 "Менеджмент" и 080507 "Менеджмент орг." / Грибов В. Д., Никитина, Л. П. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 311 с. : 34 Данилкова Е. Б. Экономическая сущность и природа инновации [Электронный ресурс] // Вестник ВГУИТ. 2017. №1 (71). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-suschnost-i-priroda-innovatsii. 35 Дармилова Ж. Д. Инновационный менеджмент / - М. : Дашков и К, 2018. - 168 с. 36 Джуха В. М. Инновационный менеджмент: Учебник / Кузьминов А. Н., Погосян Р. Р., Юрков А. А.; Под ред. Джухи В. М., - 2-е изд. - М. : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 380 с. 37 Донцова О.И. Инновационная экономика : учебник — М. : ИНФРА-М, 2019. — 217 с. 38 Друкер П. Классические работы по менеджменту: Учебное пособие / Друкер П., Григорян И., Медведь О., - 2-е изд. - М. : Альп. Бизнес Букс, Сколково, 2016. - 220 с. 39 Елисеева И. И. Статистика : учебник для академического бакалавриата. – 5-е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 572 с. 40 Жаркова Н. Н. Инвестиционная политика в области научно-технической инновационной деятельности предпр. текстил. и швейн. произв.: Моногр. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 41 Завлин П. Н. Инновационный менеджмент : Справочное пособие. / П. Н. Завлин, А. К. Казанцев, Л. Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Изд-во ЦИСН, 1998. – 568 с. 42 Иванов И. Н. Организация производства в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 404 с. 43 Имайкина О. И. Анализ инновационного потенциала предприятия как инструмент определения его внутренних возможностей [Электронный ресурс] // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. №3 (31). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-innovatsionnogo-potentsiala-predpriyatiya-kak-instrument-opredeleniya- vnutrennih-vozmozhnostey. 44 Исхакова С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 527 с. 45 Каменнова М. С. Моделирование бизнес-процессов. В 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. С. Каменнова, В. В. Крохин, И. В. Машков. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 228 с. 46 Каруна С. Н. Практика управления инновационной деятельностью на предприятиях в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] // ЭКОНОМИНФО. 2018. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-upravleniya-innovatsionnoy-deyatelnostyu-na-predpriyatiyah-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki. 47 Киреев В. С. Маркетинг инноваций: Конспект лекций - М. : КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 115 с. 48 Кирильчук С. П. Экономика предприятия : учебник для академического бакалавриата / под общей редакцией С. П. Кирильчук. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 417 с. 49 Ключарев, Г. А. Инновационные предприятия в вузах: вопросы интеграции с реальным сектором экономики / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. 50 Колышкин А. В. Экономика предприятия : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 498 с. 51 Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики / Ред. кол. Л.И.Абалкин (отв. ред.) и др. – М. : Экономика, 1989. 52 Корнеева И. В. Экономика организации. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Корнеева, Г. Н. Русакова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 123 с. 53 Корнейчук Б. В. Микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. В. Корнейчук. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 305 с. 54 Короткова Т. Л. Маркетинг инноваций : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. Л. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 256 с. 55 Коршунов В. В. Экономика организации : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Коршунов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 313 с. 56 Круглов В. Н., Пауков С. А. Эволюция теории инноваций в зарубежной и отечественной науке [Электронный ресурс] // Региональная экономика: теория и практика. 2016. №5 (428). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teorii-innovatsiy. 57 Кужева С. Н. Из истории развития теории нововведений и управления инновациями [Электронный ресурс] // Инновационная экономика и общество. 2015. №2 (8). С. 2-12. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23874138. 58 Кулагина, Н. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 135 с. 59 Лагута И. В., Харченко В. С. Сущность инновационной деятельности и ее значение для развития предприятия [Электронный ресурс] // Региональное развитие. 2018. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-innovatsionnoy-deyatelnosti. 60 Лапыгин Ю. Н. Инновационный менеджмент - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 266 с. 61 Липсиц И. В. Экономика : Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» - 8-е изд., стер. - М. : Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 607 с. 62 Лукасевич И. Я. Анализ и финансирование инновационных проектов : Учебное пособие / В. К.Проскурин; Финансовый универ. при Правительстве РФ - М. : Вузовский учебник : НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 112 с. 63 Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика : учебник / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю, Ш. М. Флинн ; пер. с англ. — 19-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2018. — XXVIII, 1028 с. 64 Мальцева С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 527 с. 65 Маховикова Г. А. Инновационный менеджмент : учебный курс / Г. А. Маховикова, Н. Ф. Ефимова. – М. : Издательство Эксмо, 2017. – 260 с. 66 Маховикова, Г. А. Микроэкономика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Маховикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. 67 Медынский В. Г. Инновационный менеджмент : учебник – М. : ИНФРА-М, 2017. – 295 с. 68 Милкова О. И. Экономика и организация предприятия. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / О. И. Милкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. 69 Мирсияпова А. Р. Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 271-275. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/140/39391/. 70 Митрофанова И. А. Оценка и совершенствование инвестиционно-инновационной деятельности предприятия : монография – М. - Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 98 с. 71 Наумов А. Ф., Захарова А. А. Инновационная деятельность предприятия : Учебник. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 256 с. 72 Низовкина Н. Г. Управление затратами предприятия (организации) : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Г. Низовкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 187 с. 73 Орлова Л. Н. Инновационная деятельность : экономико-правовая сущность, проблемы развития и регулирования [Электронный ресурс] // Инновации и инвестиции. – 2016. - №2. – С.7-15 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26492977. 74 Петрученко О. А. Латинско-русский словарь в 2 ч. Часть 1. От A до M / О. А. Петрученко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. 75 Петрученко, О. А. Латинско-русский словарь в 2 ч. Часть 2. От N до Z / О. А. Петрученко. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 412 с. 76 Питилимов Ф. В., Шарышов А. С. Инновационная деятельность предприятия [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 392-395. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/137/38453/. 77 Плотников Д. А., Плотников А. Н. Инвестирование инновационной деятельности наукоемких высокотехнологичных предприятий : монография — М. : ИНФРА-М, 2018. — 289 с. 78 Поляков Н. А. Управление инновационными проектами : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Поляков, О. В. Мотовилов, Н. В. Лукашов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 330 с. 79 Проскурин В. К. Анализ, оценка и финансирование инновационных проектов : Учебное пособие - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 136 с. 80 Райзберг Б. А. Современный экономический словарь — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 512 с. 81 Родина Г. А. Микроэкономика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / под редакцией Г. А. Родиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 330 с. 82 Ряжева Ю. И. Организация инновационной деятельности предприятия [Электронный ресурс] // Московский экономический журнал. 2018. №5 (3). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-innovatsionnoy-deyatelnosti-predpriyatiya-1. 83 Самойлов П. А. Развитие инновационной деятельности на предприятии: организация, эффективность, контроль [Электронный ресурс] // Управленческое консультирование. 2017. №6 (102). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-innovatsionnoy-deyatelnosti-na-predpriyatii. 84 Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Б. Санто; пер. с венг. общ. ред. Б. В. Сазонова. – М. : Прогресс, 1990. – 295 с. 85 Семеркова Л. Н., Шерстобитова Т. И. Формирование механизма бенчмаркингового взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности: монография - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 160 с. 86 Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия) : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 511 с. 87 Серебряков А. С. Автоматика : учебник и практикум для СПО / А. С. Серебряков, Д. А. Семенов. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 431 с. 88 Сироткина Н. В., Чупрова И. Ю. Инновационная стратегия развития высокотехнологичных регионов. Новый взгляд с позиции формирования экономики знаний // Регион: системы, экономика, управление. 2016. № 3 (34). С. 36-42. 89 Спиридонова Е. А. Управление инновациями : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Спиридонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 298 с. 90 Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М. : Экономика, 1989. - 272 с. 91 Тепман, Л.Н. Инновационная экономика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / Л.Н. Тепман, В.А. Напёров. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017.-279 с. 92 Ульяновская А. Д. Особенности форм организаций в инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 29. Режим доступа: https://nauchforum.ru/journal/stud/50/45025. 93 Уткин Э. А., Морозова Н. И., Морозова Г. И. Инновационный менеджмент — М.: АКАЛИС, 1996. – 208 с. 94 Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 448 с. 95 Хацкевич Л. Д. Инвестиции в промышленность, инновации и бизнес-процессное предпринимательство, региональные банки, модели и информационное предпринимательство : монография / Л. Д. Хацкевич и др. Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 2010. - 206 с. 96 Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. М. Хотяшева, М. А. Слесарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 326 с. 97 Чалдаева Л. А. Экономика организации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева, А. В. Шаркова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 361 с. 98 Шимко, П. Д. Микроэкономика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 240 с. 99 Щербаков В. Н., Финансирование и коммерциализация инноваций : Учебник для магистров / Щербаков В.Н. - М. : Дашков и К, 2018. - 492 с. 100 Ярыгин А. И. Моделирование процессов оценки эффективности инновационных проектов предприятия с использованием реальных опционов. Автореф. дисс. канд. экон. наук. – СПб., 2016. 101 Яшин С. Н., Щекотурова С. Д. Применение методики оценки эффективности инновационного развития предприятия на примере ПАО «Русполимет» [Электронный ресурс] // Финансы и кредит. 2016. №47 (719). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodiki-otsenki-effektivnosti-innovatsionnogo-razvitiya-predpriyatiya-na-primere-pao-ruspolimet.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты организации инновационной деятельности 1.1 Понятие инновации и сущность инновационной деятельности Понятие «инновация» вошло в научный обиход относительно недавно – в начале двадцатого столетия, и, в силу того, что оно используется в различных областях знаний, его содержание многоаспектно. Вся история развития цивилизации неразрывно связана с процессом поиска и реализации новых идей с целью совершенствования имеющихся орудий труда и системы организации общественной и хозяйственной жизни с помощью аккумуляции и систематизации накопленных знаний. Можно сказать, что своеобразным «предшественником» понятия «инновация» выступает «новация». Этот термин произошел от латинского слова «novatio» – обновление, изменение, создание новшества, приводящего к трансформации хозяйственной или общественной жизни [75, С.18]. А «innovatio» в переводе означает «возобновление» или «перемена», «in» – приставка, которая переводится как «в направление» [74, С. 323]. Таким образом, инновация в общем понимании – это изменение или путь к переменам. Это понятие связано, прежде всего, с реализацией новых идей в реальной деятельности людей в качестве новых элементов, повышающих ее эффективность, улучшающих условия труда и изменяющих качество жизни. Большинство ученых схожи во мнении, что синонимом исследуемого термина является слово «нововведение». Нововведениям на всех этапах развития человечества принадлежала фундаментальная роль в необратимых изменениях способов производства и установлении новых содержаний общественных систем. Проводя анализ, важно рассмотреть истоки возникновения теории инноваций. Впервые понятие «инновация» использовалось в культурологии еще в ХIХ веке, им обозначали перенос элементов из одной культуры в другую. Позднее данный термин закрепился и в лингвистике, где под ним подразумевали новые явления в языке. А закономерности технических нововведений стали изучать только в начале ХХ века [56]. Значительный вклад в развитие теории инноваций внес Н.Д. Кондратьев, автор теории длинных волн. Российский ученый, проанализировав природу долгосрочных экономических колебаний за 1789-1920 гг., смог установить их взаимосвязь с техническим развитием производства. Кондратьев писал, что до начала повышательной волны в каждом большом цикле, а в некоторых случаях и в самом ее начале происходит значительное изменение основных условий хозяйственной жизни общества. Как правило, такие изменения выражаются в коренных изменениях техники и технологии производства, объема, условий денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой хозяйственной жизни. Можно сказать, что здесь речь идет о совокупности экономических и технологических инноваций [51, с. 218]. У истоков теории инноваций стоит так же австрийский экономист Й. Шумпетер, заложивший ее основы в своей работе «Теория экономического развития». Под инновациями он понимал использование новых комбинаций существующих производительных сил для решения задач предпринимательской деятельности и им были выделены следующие основные типы таких комбинаций: - использование новой техники, новых технологических процессов; - внедрение продукции с новыми (улучшенными) свойствами; - использование нового сырья; - изменение в организации производства и его материально-технического обеспечения; - появление новых рынков сбыта. Шумпетер полагал, что инновационная деятельность основывается на склонности предпринимателя к риску. При удачном внедрении предприятие-новатор получает монопольную прибыль, а само нововведение начинает постепенно распространяться и использоваться в хозяйственной деятельности остальных предприятий. Дальнейшее сокращение нормы прибыли побуждает предприятия к новым инновациям [57]. Немецкий ученый Г. Менш на основе трудов Шумпетера и Кондратьева предложил свою классификацию инноваций. Он выделил следующие основные виды инноваций по степени значимости: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации образуют новые отрасли и рынки, либо ведут к значительным изменениям в сферах управления, культуры, общественных услуг. Менш рассматривал цикличность и темпы экономического роста во взаимосвязи с процессом воспроизводства базисных инноваций. По мере распространения базисного нововведения происходит исчерпание его потенциала и вследствие устаревания нововведения и насыщения рынка норма прибыли падает, инвестиционная активность предприятий уменьшается, происходит отток денежных средств из реального сектора в финансовую сферу. Появление новых базисных инноваций влечет за собой новый экономический подъем, и цикл начинается сначала [18]. Улучшающие нововведения, как полагал Менш, связаны с различными «модификациями» базисных инноваций, их максимальным приспособлением к изменяющимся условиям рынка. Псевдонововведения представляют собой минимальные изменения, которые носят скорее «декоративный» характер, чем действительно стимулируют инновационное развитие. В контексте современных условий можно утверждать, что инновации всегда выступали и выступают основополагающим фактором развития общества, способствующим последовательному формированию облика каждой исторической эпохи в развитии цивилизаций на Земле. Эпохи, периодично сменяя друг друга, изменяют и содержание хозяйственных, общественных, политических и технических систем [7, С. 14]. На сегодняшний день существует множество определений термина «инновация». Однако большая часть из них сводится к утверждению о том, что данное понятие носит двойственный характер. То есть, с одной стороны, инновация – это конечный результат инновационной деятельности, а с другой – процесс реализации новой идеи в конечный продукт и внедрения ее на рынок. Сам процесс внедрения на рынок инновации именуется коммерциализацией. Наличие спроса на реализуемую инновацию говорит о ее конкурентоспособности на рынке, что и выступает результатом инновационной деятельности [99, С. 45]. Для начала обратимся к определению исследуемого понятия, которое содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О науке и государственной научно-технической политике». Оно гласит: «инновации – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [1]. Далее рассмотрим определения авторов, которые придерживаются мнения о том, что инновация – конечный результат, продукт или услуга. Среди них: Ю. П. Анисимов, С. Л. Брю, К. Р. Макконнелл, Р. А. Фатхутдинов, Л. Д. Хацкевич и другие. Анисимов полагает, что под инновацией подразумевается новая наукоемкая продукция, товар или услуга, технология, новые способы и методы управления, которые востребованы рынком и защищены как объекты интеллектуальной собственности, или являются ноу-хау [10]. Макконнелл и Брю применяют термины инновация и нововведение как синонимы, понимая под ними начало производства новой продукции, применение нового или усовершенствованного производственного метода или внедрение новой формы организации бизнеса [63, С. 302]. Р. А. Фатхудинов утверждает, что инновация – это итоговый результат от внедрения новшества с целью в будущем изменить объект управления и получить экономический, социальный, экологический, научно-технический и другие виды эффекта [94, С. 15-16]. Коллектив авторов в лице Хацкевича, Макеевой, Шишкина считают, что инновация – это конечный результат творческой деятельности, который получил воплощение в виде усовершенствованной или новой продукции, внедренной на рынок, улучшенного или нового технологического процесса, либо нового подхода к социальным услугам, который обеспечивает конкурентные преимущества [95, С. 56]. Э. А. Уткин и Н. И. Морозова подразумевают под инновацией объект, который качественно отличается от его предшествующего аналога и который был внедрен в производство в результате научного исследования или какого-либо открытия [93, С. 23]. Трактовка понятия «инновация» представлена также у Райзберга и Лозовского, они определяют ее как нововведения в сфере техники и технологии, организации трудового процесса и управления, основой которых является использование достижений науки, а также передового опыта и применение данных новшеств в различных сферах деятельности [80, С. 164]. Сироткина же идентифицирует термины «инновация» и «нововведение», понимая под ними прогрессивное динамичное новшество, являющееся новым для использующей ее организационной системы. Однако инновация рассматривается Сироткиной как процесс. Автор пишет: «инновация – это комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения определенных потребностей» [88]. Проанализировав точку зрения данных авторов, можно сказать, что инновация – это результат научной деятельности, который получил свое воплощение в виде новых продуктов, услуг, технологий или новых организационно-экономических форм, обладает явным качественным превосходством при использовании в процессе производства, сбыта, реализации и потребления продукции и обеспечивает получение дополнительной, в сравнении с предшествующим аналогом, экономической или общественной выгоды. Существует и иной подход, который рассматривает инновацию как процесс качественных преобразований, введения новых продуктов, техники и технологии. К авторам, придерживающимся данной точки зрения, относятся: П. Друкер, Б. Санто, Б. Твисс, П. Н. Завлин, В. Я. Горфинкель и другие. Друкер определяет инновацию как средство, специфический инструмент руководителя, который предоставляет возможности для использования изменений в открытии дополнительного направления в бизнесе или даже нового дела [38, С. 78-80]. Санто понимает под инновацией совокупность общественного, технического и экономического процессов, посредством которой создаются более совершенные по свойствам изделия, технологии путем практического использования новых идей и изобретений, и, если она направлена на получение экономической выгоды, прибыли, то внедрение инновации на рынок может привести к появлению добавочного дохода [84, С. 43-44]. Твисс считает, что инновация – это процесс, где какое-либо изобретение или же идея приобретают экономическое содержание [90, С. 24]. П. Н. Завлиным предлагается следующая трактовка термина: «Инновация – это процесс использования результатов научных исследований и опытных разработок, которые нацелены на усовершенствование производства, а также экономических, социальных и правовых отношений в сфере науки, образования, культуры и иных областях деятельности общества» [41, С. 70-71]. В. Я. Горфинкель утверждает, что инновация является комплексным процессом создания, распространения и применения новшеств с целью удовлетворения потребностей общества, которые изменяются и увеличиваются в связи с его развитием [31, С. 19-20]. Юрьев, Смагина, Смолина, Кацук и др. обобщили различные подходы к определению термина «инновация» и определили перечень признаков, которые характеризуют и определяют с различных позиций инновацию как экономическую категорию: - инновация – результат целенаправленного процесса качественного преобразования объекта субъектом, который обладает элементами новизны; - объект инновационного преобразования, изучаемый экономической теорией, представлен совокупностью факторов производства и экономических отношений, которые возникают в результате их применения, между участниками процесса производства; - активный деятельный субъект инновационного процесса – человек, который осуществляет инновационную деятельность; - инновации обладают полезными функциями, заключающимися в том, что они дают возможность адаптации различных продуктов к индивидуальным потребностям определенных категорий потребителей. - инновация имеет эффективность комплексного характера [34]. Такое множество определений термина «инновация» объясняется не только сложностью и многоаспектностью природы инноваций, но и проявляющейся в зависимости от предмета и объекта исследования спецификой. Тем не менее, во всех анализируемых определениях можно выделить и общие характеристики инноваций. Под инновацией логично понимать преобразования, влияющие на конечный результат деятельности. Главная цель любой инновации заключается в совершенствовании объекта управления и получении некоторого эффекта. Для любого предприятия важно понимать значение инновационной деятельности в сфере своего влияния для того, чтобы грамотно и эффективно ее реализовывать. Так, например, Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ дает следующую трактовку понятию инновационная деятельность: «это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности» [1]. Инновационной можно назвать деятельность, основная задача в процессе которой – получить значимые результаты посредством использования экспериментальных разработок и различных научных исследований. А итоговым результатом должен выступать новый или усовершенствованный продукт, который сможет заинтересовать потребителей рынка [59]. Внедрение различных инноваций побуждает руководителей предприятий к необходимым и вполне обоснованным изменениям и в структуре самого предприятия, а также к изменению методов организации управления, так как инновации должны затрагивать не только технологии производства, но и структуру управления, поскольку это содействует повышению эффективности работы всего предприятия в целом [76]. Инновационная деятельность включает целый комплекс технологических, научных, организационных, коммерческих и финансовых мероприятий, и только в своей совокупности они могут привести к инновационному развитию предприятия. Выделяют следующие виды инновационной деятельности: - интеллектуальная и научная деятельность; - изобретательская и рационализаторская деятельность, которая связана с созданием новшеств, совершенствованием технических характеристик и потребительских свойств продуктов и услуг и технологий их производства; - разработка, производство и распространение инновационной продукции; - внедрение новшеств, научных знаний и новых идей в области производства и управления обществом, которые способны улучшить социальные условия и качество жизни, оказать влияние на развитие образования, охрану природы, обеспечение безопасности граждан; - осуществление проектных, опытно-конструкторских, научно-исследовательских, изыскательских и технологических работ, которые связаны с процессом производства и освоения инновационной продукции; - инжиниринговая деятельность – совокупность работ, реализуемых в процессе разработки и реализации инновационного проекта, проведения технологического переоснащения и переподготовки производства, а также организации обслуживания инновационной продукции; - патентные исследования, оценочная деятельность и экспертиза, а также выполнение иных услуг по коммерциализации интеллектуальной собственности и передаче технологий; - информационное обслуживание и консалтинг, подготовка и переподготовка персонала для организации инновационной деятельности; - реализация маркетинговых исследований и проведение мероприятий по организации рынков сбыта инновационного продукта; - проверка и испытание инновационной продукции, ее сертификация и стандартизация; - реализация инвестиционной и лизинговой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение инноваций. Кроме обозначенных видов инновационной деятельности могут существовать и иные, определяемые в соответствии с системой классификации видов экономической деятельности, иными нормативными актами и международными стандартами [71, С. 8-9]. Результатом инновационной деятельности выступает инновационный продукт, который получает практическую реализацию в форме нового товара, услуги, технологии или иного общественно полезного результата. Инновационная деятельность состоит из нескольких этапов, прохождение которых необходимо для достижения цели (рисунок 1.1). Рисунок 1.1 – Этапы инновационной деятельности [73] Итак, в общем смысле под инновацией понимают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. Различные авторы определяют инновацию либо как результат целесообразной научной и творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего. Инновационная деятельность – это довольно сложный процесс, в котором взаимодействуют творческое и экономическое начало. Это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках, предполагающая целый комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Значение инноваций в современном мире трудно переоценить. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический и культурный рост по интенсивному пути развития. 1.2 Процесс организации инновационной деятельности предприятия и его особенности Рассматривая инновационную деятельность, особое внимание стоит уделить процессу ее организации. Современные условия требуют присутствия инноваций на каждом предприятии, именно они определяют конкурентные преимущества каждой организации, выделяют ее среди остальных и дают возможность повысить конкурентоспособность. Однако инновационную деятельность следует осуществлять на постоянной основе, поскольку экономика развивается все большими темпами: одни продукты сменяются другими, совершенствуется техника и оборудование, применяются новые технологии производства и новые методы его организации, поэтому разовое внедрение инноваций не обеспечит эффекта в долгосрочной перспективе. В качестве общих принципов организации инновационной деятельности предприятия чаще всего выделяются: - целевая ориентация: организация инновационной деятельности должна способствовать непрерывному протеканию инновационного процесса; - системность: наличие четко обозначенных функций, их исполнителей и взаимодействий между ними; - адаптивность; - оптимальное сочетание полномочий и ответственности подразделений; - экономичность; - иерархичность: обеспечение иерархического взаимодействия между элементами инновационной деятельности [9]. Наряду с этим практика инновационной деятельности предприятий выработала специфические принципы ее организации: - создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение инноваций; - нацеленность инноваций на нужды потребителя; - приоритетные направления инновационной работы вытекают из целей и задач предприятия; - организация инноваций осуществляется по принципу параллельности их выполнения; - инновационная деятельность находится в компетенции руководителя и его функции заключаются в формировании стратегических инновационных проблем, целей и направлений организационного развития; - подразделения, занимающиеся инновационной деятельностью, обладают единством решаемых задач [46]. Механизм организации инновационной деятельности на предприятии ориентирован на формирование и реорганизацию структур, осуществляющих инновационные процессы. Такая работа может проходить в различных видах, основными из которых являются создание, поглощение, рыночная инновационная интеграция, выделение [83]. Создание – это формирование новых предприятий, структурных подразделений или единиц, призванных осуществлять инновационную деятельность. Наиболее существенными элементами новых организационных форм являются матричные структуры, научно-технические подразделения, научно-технические организации, осуществляющие деятельность по рыночным принципам, внутренние венчуры. Процессы создания новых инновационных организаций особенно важны для крупных предприятий, поскольку они имеют сложную систему управления инновациями и зачастую ориентируются на крупные проекты, реализация которых должна за короткий период обеспечить получение высоких доходов. По этой причине количество инноваций в таких структурах не так велико, как на малых предприятиях. Эффективность инновационной деятельности можно было бы значительно повысить, если создавать новые инновационные подразделения и структурные единицы, призванные создавать новые направления в деятельности крупных предприятий [16, С. 36]. В ряде случаев весьма эффективным организационным механизмом может быть поглощение крупной компанией небольших инновационных фирм, деятельность которых входит в круг интересов этой компании. Данный механизм предполагает осуществление больших единовременных затрат, но приводит к значительному сокращению сроков выхода с новым продуктом на рынок, а кроме того, позволяет получить синергетический эффект от объединения инновационных достижений. Сами малые инновационные фирмы также могут быть заинтересованы в поглощении, так как они не всегда обладают достаточными средствами для деятельности [26, С. 57]. Дополняет механизм организации инновационной деятельности такой процесс как рыночная инновационная интеграция, при котором устанавливаются тесные связи между крупной организацией и малыми инновационными фирмами. Заключенный договор о партнерстве между такими компаниями способствует созданию инновационного окружения производственной компании [11, С. 89]. Процесс выделения предполагает создание самостоятельных инновационных организаций, ранее бывших частью целостных производственных образований. Данный вид организации целесообразен при образовании нового направления деятельности, не связанной с основной деятельностью предприятия. Выделенное структурное подразделение в дальнейшем может существовать как малое предприятие, которое преобразуется в аутсорсинговую фирму [82]. Все вышеперечисленные механизмы организации инновационной деятельности соответствуют закону, действующему в Российской Федерации. Каждое предприятие вправе самостоятельно выбирать ту или иную форму механизма организации инновационной деятельности. Сегодня особенностью внутрифирменной организации большинства предприятий является интеграция организационных форм управления инновационной деятельностью в традиционные инновационные структуры, что оказывает влияние на вертикальные и горизонтальные связи, систему подчиненности и организационные принципы компании. Как правило, выделяют три отличные друг от друга формы организации инновационной деятельности: - последовательная (организация инновационной деятельности на основании принципа последовательности решения задач отдельными структурными подразделениями предприятия); - параллельная (мероприятия в рамках инновационной деятельности осуществляются в различных подразделениях предприятия одновременно); - интегральная (матричная) [35, С.52]. Последовательная форма подразумевает поэтапную реализацию запланированных мероприятий поочередно в каждом подразделении предприятия. После завершения этапа в рамках конкретного подразделения результаты оцениваются руководством компании и определяется целесообразность продолжения деятельности. Основным преимуществом последовательной формы является то, что оценка проекта на каждой стадии повторяется, как следствие, снижаются риски, а также упрощается система контроля, поскольку на всех этапах наблюдается однородная деятельность. Однако «минусов» у данной формы больше. Так, например, подразделения не смогут скорректировать выполненную им работу после того, как она была передана на следующий этап. Специалисты различных подразделений не имеют возможности консультировать друг друга, как следствие, многие идеи вносятся в проект поздно, с ошибками или не находят своей реализации вообще. Это приводит к тому, что инновационный процесс растягивается во времени, требуются дополнительные ресурсы на его реализацию и исправление дефектов. Такая форма применяется в основном в мелких и средних компаниях, где инновации редки [67, С. 107-108]. При параллельной форме организации инновационной деятельности предполагается, что работы по проекту проводятся одновременно во всех подразделениях компании (рисунок 1.2) [86, 54-55].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 65 страниц
1625 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 102 страницы
1150 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 92 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 95 страниц
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg