Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Деятельность негосударственных пенсионных фондов в системе социальной защиты населения.

irina_krut2020 1620 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.03.2020
Выпускная квалификационная работа по теме «Деятельность негосударственных пенсионных фондов в системе социальной защиты населения» Во введении приводится обоснование выбранной темы, актуальность исследования, степень изученности проблемы, объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, методы исследования, теоретическая основа исследования, практическая значимость, апробация и внедрение результатов, база исследования и структура выпускной квалификационной работы. В первой главе исследуется становление пенсионного обеспечения в Российской Федерации, цели, задачи и принципы работы пенсионной системы. Анализируется значение негосударственных пенсионных фондов как объектов социальной защиты населения и рассматривается зарубежный опыт негосударственного пенсионного обеспечения. Во второй главе представлены и описаны методы исследования, такие как: анкетный опрос и беседа. Описан анализ проводимых исследований и интерпретация результатов, представлен комплекс мероприятий по повышению уровня осведомленности населения о деятельности негосударственных пенсионных фондов. В заключении подводятся итоги проведенной работы, формулируются выводы и обобщения.
Введение

Актуальность темы. В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение играет огромную роль в экономической в финансово-бюджетной сфере, общественно-политической жизни страны и государства. Пенсионная система нераздельно связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией в стране. В становление рыночных отношений, неотъемлемой частью является развитие различных некоммерческих и коммерческих организаций, в главной степени обусловило изменение социально-экономического положения в России. Это выразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение населения пенсией является одной из самых главных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30 % населения страны и косвенно — все население. А для сегодняшней России проблема формирования достойных пенсий, как для нынешних, так и для будущих пенсионеров является одной из наиболее острых. В значительных экономических условиях наиболее действенным механизмом социальной защиты и повышения уровня жизни пенсионеров является развитие негосударственного пенсионного обеспечения. Опыт стран, которые уже более века развивают помимо государственного частное финансирование пенсий, показывает результаты, доказывающие необходимость внедрения накопительных принципов и в российской практике. Построение эффективной социальной защиты будущих пенсионеров во многом должно зависеть не только от государства, но и от совместных усилий государства, бизнеса и самих граждан. Основой накопительного капитала, по замыслу авторов пенсионной реформы, должны стать негосударственные пенсионные фонды. Очевидна необходимость разработки комплексной системы усовершенствования деятельности негосударственных пенсионных фондов, затрагивающего интересы граждан, работодателей и государства. Учитывая стремление государства к улучшению уровня пенсионного обеспечения и надежды, которые оно связывает с развитием негосударственных пенсионных фондов, можно сделать вывод об актуальности и практической необходимости совершенствования деятельности негосударственных пенсионных фондов как важного элемента социальной защиты населения и повышения качества жизни пенсионеров. Степень научной разработанности темы. В своей диссертации я опиралась на нормативно-правовые акты такие как: «Конституция Российской Федерации» (12.12.1993); Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». В настоящее время в России проводится серьёзная работа по исследованию и определению путей совершенствования негосударственных пенсионных фондов. В этой диссертации участвуют юристы, социологи и представители других наук. Среди них можно выделить Роик В. Д., Соловьева А. К., Никифорову А. Д., Пешехонова Ю. В., Пастухова Б. И., Аранжереева М. М.. Однако обзор имеющейся литературы выявил: в настоящее время трудовые пенсии возмещают лишь только небольшую часть предыдущего заработка граждан России. Это значит, что пенсия не решает главную задачу компенсации работнику утраченного заработка при наступлении пенсионного возраста, хотя она и формировалась за счет недоплаченной ему работодателем зарплаты, которая направлялась на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Но несмотря на положительные тенденции становления системы негосударственного пенсионного обеспечения России, НПФ до сих пор не стал распространенным инструментом добровольного пенсионного страхования граждан страны. Объект исследования: негосударственные пенсионные фонды Предмет исследования: функции негосударственных пенсионных фондов как институтов социальной защиты населения. Цель исследования: изучить функции негосударственных пенсионных фондов и исследовать доверие граждан к их деятельности. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи 1. Изучить становление, содержание и функции пенсионного обеспечения. 2. Рассмотреть негосударственные пенсионные фонды как вид социальной защиты населения. 3. Изучить зарубежный опыт негосударственного пенсионного обеспечения. 4. Провести эмпирическое исследование, изучающее отношение граждан предпенсионного возраста к негосударственным пенсионным фондам. 5. Сделать выводы и разработать рекомендации. В основу исследования положены следующие методы: • общенаучные теоретические методы (теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация); • эмпирические методы (анкетный опрос). Гипотеза исследования: негосударственные пенсионные фонды являются одним из институтов социальной защиты населения, при условии доверия граждан к их деятельности. Теоретическая основа исследования. Основой моей диссертацией являются научные работы следующих отечественных авторов: Роик В. Д., Соловьев А. К., Никифорова А. Д., Пешехонов Ю. В., Пастухов Б. И., Аранжереев М. М., а так же постановления и законы Российской Федерации. Теоретическая значимость диссертации: полученные в результате проведённого исследования, выводы найдут своё применение в процессе разработки могут быть использованы при формировании негосударственных систем социальной защиты населения, при создании негосударственных пенсионных фондов, в практической деятельности производственных предприятий. Практическая значимость исследования: содержащийся в исследовании материал, его результаты и выводы могут быть использованы при разработке мероприятий, направленных на повышение осведомленности граждан о деятельности негосударственных пенсионных фондов. Апробация результатов исследования и их внедрения. Результаты диссертации включены в Отчет о научно-исследовательской работе. База исследований: Пенсионный фонд Российской Федерации отделение по Кемеровской области. Структура работы: данная диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литература и приложении.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………… Глава 1. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения..…. 1.1. Становление, содержание и функции пенсионного обеспечения……….... 1.2 История развития негосударственных пенсионных фондов в России 1.3 Проблемы развития системы негосударственных пенсионных фондов в России 1.4. Негосударственные пенсионные фонды как вид социальной защиты населения.............................................................................................................…….. 1.5 Зарубежный опыт негосударственного пенсионного обеспечения……... Глава 2. Эмпирическое исследование деятельности негосударственных пенсионных фондов………………………………………………………………… 2.1. Методы и процедура исследования …………………………………………... 2.2. Анализ результатов исследования………………………………...…………... 2.3 Рекомендации и выводы……………………………………………………...… Заключение ………………………………………………………...……………… Список литературы …………………………………………………...…………… Приложение………………………...…...………………………………………….
Список литературы

1. Аверин, А. Н. Механизм социальной политики в современной России и некоторые результаты ее реализации / А. Н. Аверин // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – №2. – С. 99–114. 2. Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями / Е.В. Амелина // Бухгалтерский учет. – 2009.– № 4.– С.33-34. 3. Аранжереев, М.М. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения России / М. М. Аранжереев // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 4. – С.21–22. 4. Батыгин К.С. Развитие основных форм социального обеспечения в свете новой Конституции СССР // Советское государство и право. – 1979.– No3.– С. 19–23. 5. Беляки, В.Д. Пенсия в связи с особыми условиями труда. Практика применения / Беляки В.Д.// Пенсия. - 2007. – №2. - с.18. 6. Богомолова, Е. Г. Особенности взаимодействия органов государственной власти и СМИ [Электронный ресурс] / Е. Г. Богомолова // ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ – 2013. – №1. URL: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 24.04.2017). 7. Василенко, В. И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт / B. И. Василенко // сборник статей «Теория коммуникации и прикладная коммуникация». – 2011. – № 11. – С. 16–17. 8. Войнов, А.В. Государственные финансы и региональное развитие [Текст] / А.В. Войнов // Вопросы экономики. – 2009. – № 3. – С. 15-22. 9. Гришин, В. Управление нуждается в совершенствовании / В. Гришин // Социальная защита. – 2009. – №5. – С. 15–18. 10. Грудицына, Л. О. О пенсионном обеспечении / Л. О. Грудицина // Юрист. – 2008. – №11. – С. 60 – 64. 11. Ерусланова, Р.И. Пенсионное обеспечение в России / Р.И. Ерусланова - СПб.: Питер. – 2006. – 356с. 12. Ерусланова, Р. И. Социальное обеспечение и социальная поддержка в России / Р. И. Ерусланова – СПб.: Питер – 2006. – 356 с. 13. Зайнышев, И. Г. Технология социальной работы / И. Г. Зайнышев // Учеб. для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 238 с. 14. Кокорев, Р.А. Негосударственные пенсионные фонды: болевые точки и возможности роста / Р.А. Кокорев //Аналитический вестник. – 2006. – №11. – С.45. 15. Колобаев,О.М. НПФ и обязательное пенсионное страхование / О. М. Колобаев // Пенсия в Ваших руках. – М.: Норма, 2005. - 316с. 16. Конституция Российской Федерации [Электронная ресурс] // URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 10.04.17). 17. Кричевский, Н. П. Реквием по соцстраху. Пенсионный фонд / Н. П. Кричевский // Финансы. – 2010. – №2. – С. 34-36. 18. Листопадов, В. Д. Государство спешит залезть в карманы к пенсионерам / В. Д. Листопадов // Вопросы экономики. 2010. – №5. – с.7-8. 19. Луковцев, Ф. П. Сельские пенсии: вопрос ребром / Ф. П. Луковцев// Новый вариант. – 2010. – №14. – С.13. 20. Малинин, Е. Д. Организационная культура: зарубежный опыт / Е. Д. Малинин // ЭКО. – 2012. – № 10. – С. 81–99. 21. Медведева, Е. В. социальная коммуникация / Е. В. Медведева. – М.: Ленанд, 2016. – 304 с. 22. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения: учебное пособие для ВУЗов. / Е. Е. Мачульская. – М.: Книжный мир, 1999. – С. 57–68. 23. Морозова, Л.Л. Трудовой стаж и расчет пенсий. Практическое руководство / Л.Л. Морозова. - СПб.: Актив, 2005. - 112с. 24. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс] // URL: www.dissercat.com (дата обращения 27.03.2017). 25. Никифорова, О. Н. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения: монография / О. Н. Никифорова // - М.: ИНФРА-М, 2014, – 124 с. 26. Одинцов, П. Принципы и технология эффективного взаимодействия [Электронный ресурс] / П. Одинцов // Законодательство и практика масс–медиа – 2011г. – № 3. URL: http://law.edu.ru/ (дата обращения: 14.04.2017). 27. Пастухов, Б. И. Состояние и перспективы развития законодательной базы страхования в России / Б. И. Пастухов // Финансы. – 2004. – №4. – С. 23–25. 28. Пенсия: Оформление, трудовой стаж, льготы. (Советы юриста на все случаи жизни). Выпуск 2. - М.: АСТ, 2006. - 208с. 29. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э. - Спб.: Норма, 2005. - 256с. 30. Пешехонов, Ю. В. Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы / Ю. В. Пешехонов // Финансы, 2015, № 4. – С. 18–19. 31. Скок, Н. И. Инновационная деятельность учреждений социального обслуживания населения / Н. И. Скок // Социальная работа. – 2007. – № 5. – С. 28–29. 32. Роик, В. Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования / В. Д. Роик // Право социального обеспечения России. – 2008. – С.209. 33. Роик, В. Д. Пенсионная реформа: результаты и перспективы / В. Д. Роик // Страховое дело. – 2009. – № 7. – С. 12–15. 34. Сафронова, В. М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учебное пособие / В. М. Сафронова // М.: Издательский центр «Академия»,. 2015 – 192 с. 35. Сенов, Б.А. Ваша новая пенсия / Б. А. Сенов . // Брянск: Изд-во Брянского ун-та, 2008. - 28 с. 36. Соловьев, А. К. Проблемы развития системы государственного пенсионного страхования в условиях переходной экономики / А. К. Соловьев // Вестник ПФР. – 2011. – № 3. – С. 23 – 27. 37. Соловьев, А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России / А. К. Соловьев // Финансы и статистика. – 2011, – № 3 С. – 15. 38. Федеральный закон от 12.02.1993 № 4468-1 О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 27.03.2017). 39. Федеральный закон РФ от 02.08.1995 № 122–ФЗ. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов // Собрание законодательства РФ 07.08.1995, № 32, – М., 1995. – 54 с. 40. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ О негосударственных пенсионных фондах [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.04.2017). 41. Федеральный закон РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ О государственной социальной помощи // Собрание законодательства РФ 19.07.1999, № 29, ст. 369. – М., 1999. – 35 с. 42. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в РФ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.04.2017). 43. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 22.03.2017). 44. Федеральный закон РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в РФ // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.04.2017). 45. Федеральный закон РФ от 28.12.2013 № 422-ФЗ О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 25.04.2017). 46. Халимовский, Ю. Региональное государственно–частное партнерство: трудности эффективного регулирования / Ю. Халимовский // Хозяйство и право. – 2011. –№6. – С. 51–59. 47. Чеглоков, П. Об органах исполнительной власти в России / П. Чеглоков. – СПб.: Фонд, 2012г. – 106 с. 48. Шайхатдинов, В. Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения / В. Ш. Шайхатдинов // – Свердловск, 1986. – С.5–26. 49. Яковлева, И. В. Особенности методов работы государственных служб по связям с общественными организациям [Электронный ресурс] / И. В. Яковлева. URL: http://studopedia.org (дата обращения 06.05.2017). 50. Ярбилова, С. М. Оценка современного состояния Пенсионной системы России / С. М. Ярбилова // Финансы и кредит. – 2010. – №10. – С. 23-25.
Отрывок из работы

Глава 1. Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты населения 1.1. Становление, содержание и функции пенсионного обеспечения Становление пенсионного обеспечивания в нашей стране в целом шло в согласовании с крупным навыком, впрочем, кардинальное различие состояло в опоздании его становления. Первые макеты прогрессивной пенсионной системы были замечены в РФ ещё в XVIII веке и были связаны с реформаторскими инициативами Петра I. Первыми отечественными людьми пенсионного возраста стали морские офицеры, коим по Морскому уставу имела возможность быть назначена выплаты по старости [43]. В годы правления Екатерины II валютное оглавление из государственной казны было назначено отставным военнослужащим. Во второй половине XIX века в РФ была создана пенсионная система для прежних госслужащих штатских ведомств. Прослужившие на штатской службе госслужащие при отставке получали пенсию в объеме совершенного годичного оклада [24]. За это время же в русских министерствах в качестве дополнения к служебным пенсиям начали использовать механизмы добровольческого пенсионного страхования — выплаты накопительного на подобии из эмеритальных касс. Так, к примеру, пенсионный капитал служащих военнослужащего министерства складывался из отчислений в эмеритальную кассу 6 % офицерского жалования и муниципального софинансирования. С 1842 года пенсионное обеспечивание было распространено на православное духовенство: был подписан королевский указ, в согласовании с коим для обеспечивания пенсиями беднейших священников, служащих в сельской территории, из отчислений священнослужителей (по 2 % жалования) формировался накопительный капитал, который в следующем дополнялся служебными субсидиями [17]. С 1866 года пенсионная система была все распространена на все духовенство (размер годичного пансиона — 20 рублей), а с 1887 года пенсионное обеспечивание духовенства всецело перебежало на государственное финансирование. Реформа местного самоуправления и создание земств настоятельно попросили распространения пенсионного обеспечивания на размашистый штат свежих служащих [32]. С 1861 года особенные «страховые» пенсии начали получать служащие и трудящиеся служебного Горного ведомства, а затем и всех иных секторов экономики индустрии: сотрудники рудников, заводов, железнодорожники. Взимаемые из жалования трудящихся отчисления (в объеме от 2 до 3 %) со финансировались служебными отчислениями и поступали в пенсионные кассы. Свое название — «страховые» — эти пенсии получили, поскольку они были страховкой сотрудника на случай его нетрудоспособности [15]. К 1917 году пенсионные кассы действовали уже во множества больших личных компаниях в РФ. Уже на заре формирования пенсионной системы, Российская Федерация столкнулась с одной из ключевых задач пенсионного страхования нашего времени — высоким валютным бременем, создаваемым распределительным механизмом финансирования. В соответствии сведениям историков, уже в 1828 году на одного пенсионера приходилось 4,5 служащих, в 1843 году — на 2,5, в 1868 году на одного [37]. Революция 1917 года и перемена конституционного строя содействовали кардинальному пересмотру раскладов к построению системы пенсионного обеспечивания в стране. Процесс возведения пенсионной системы в СССР происходил в два шага. На первом рубеже (1917-1956) происходило формирования централизованной распределительной системы. Особенное забота политического управления уделялось задачам общественной политические деятели. Незамедлительно впоследствии революции, в 1918 году, был сотворен Народный Комиссариат общественного обеспечивания, отвечавший за обеспечивание общественной верности в юном государстве [29]. За это время же была создана и законодательная основа, регламентировавшая выделение пенсионного обеспечения в отдельный картина общественного обеспечивания. В 1920 гг. стартовала разработка отменно свежей пенсионной системы, основанной на принципах конституционного гарантирования государством пенсионного обеспечивания. В Конституции СССР 1924 года было зафиксировано право общественного страхования, распространявшийся на всех трудящихся и служащих. Пенсии по старости в СССР были учреждены распоряжением Наркома труда СССР 5 января 1928 года для трудящихся текстильной индустрии, позже система пенсионного обеспечивания была все распространена на рабочих основных секторов экономики индустрии (1929), и только в 1936 году, впоследствии принятия Конституции СССР, пенсионное обеспечивание для трудящихся и служащих стало повальным [31]. На втором этапе становления (1956-1991) пенсионная система СССР приобрела свежую архитектуру и стала универсальной. Главным фактором этого периода стало принятие в 1956 году закона «О государственных пенсиях», создавшем правовую основу для всей системы пенсионного обеспечения в СССР. Только в 1964 году впоследствии принятия закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» в единую систему пенсионного обеспечивания были интегрированы обитатели села [44]. Выплата пенсий в Советском Союзе осуществлялась за счет средств муниципального бюджета, в что количестве средств муниципального бюджета общественного страхования, создаваемого из взносов компаний, учреждений и организаций без отчислений со стороны рабочих. Пенсионное обеспечение производилось в согласовании с законодательством СССР, право на получение пенсии, ее величина определялись длительностью трудового стажа и величиной заработанной платы сотрудника [50]. Габариты пенсии определялись также и величиной прожиточного минимума, собственно что помогало бороться с бедностью. С началом перестройки модернизационные процессы затронули и пенсионную сферу. Реформирование пенсионного обеспечивания покоился весь ансамбль моментов, главными из коих были финансовый и демографический. Для начала, выделения пенсионной системы в отдельный экономический институт требовала сама логика становления пенсионной системы: уже к концу 70 пенсионная система СССР буквально всецело обхватила население государства. Большая степень пенсионного обеспечивания, которая была введена и сохранялась назло чисто финансовой логике в угоду идейным установкам — пенсионное обеспечивание в Советском Союзе рассматривалось как форма содержания нетрудоспособных людей. В итоге воздействия данных моментов крепко подросло экономическое обременение бюджета. Так, за 1940-1986 гг. ВВП СССР возрос в 18 раз, подъем расходов бюджета в 24, а муниципальные затраты на пенсионное обеспечивание в 164 раза, удельный авторитет экономных затрат на пенсионное обеспечивание увеличился с 1,7 % до 11,8 % [46]. И в случае если сформировавшаяся к 1965 году пенсионная система на начальном рубеже обеспечивала довольно невысокую степень замещения заработной платы, то за дальнейшие 20 лет коэффициент замещения возрос на 43 %, к 1990 году он уже составлял 0,4 [35]. Запланированному обновлению советской модели пенсионного обеспечения помешал развал СССР. В постсоветской России начался процесс формирования уже новой, современной российской пенсионной системы. В 1990 году был создан Пенсионный фонд СССР, а пенсионная система официально стала страховой, в 1992 году была заложена правовая основа для функционирования частный пенсионных фондов [46]. На протяжении десятилетия 1990-ых годов в России как и в Европе усиливались тенденции старения населения. Нарастающее давление демографического фактора сопровождалось негативными явлениями переходной экономики, объемы поступлений в Пенсионный фонд постоянно сокращались. В связи с этим начался поиск вариантов преодоления надвигающегося кризиса пенсионной системы. Выходом из сложившейся ситуации стала начавшаяся в середине 2000 года пенсионная реформа, направленная на унификацию механизмов пенсионного обеспечения в России с теми, что уже зарекомендовали свою эффективность в развитых странах. На протяжении десятилетия 1990 годов в РФ как и в Европе усиливалось старение населения [38]. Нарастающее давление демографического фактора сопровождалось негативными появлениями переходной экономики, размеры поступлений в Пенсионный фонд каждый день сокращались. В связи с данным стартовал разведка разновидностей преодоления надвигающегося упадка пенсионной системы. Выходом из ситуации стала начавшаяся в середине 2000 года пенсионная реформа, нацеленная на унификацию устройств пенсионного обеспечивания в РФ с тем, что уже показали собственную эффективность в развитых государствах. Впоследствии 2002 года в силу вступили свежие механизмы пенсионного обеспечения, в корне изменившие устройство формирования пенсий. Пенсионная система получила трехуровневую структуру, учитывающую государственное, страховое и негосударственное пенсионное обеспечивание [25]. Главным источником формирования пенсии стали страховые взносы, создающие накопительную долю пенсии, величина пенсии закончила определяться стажем сотрудника, ныне он прямо находится в зависимости от объемов отчислений в ПФР. В 2012 году для поддержания долгосрочной прочности пенсионной системы Правительством была утверждена «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы». Главные цели стратегии – обеспечение долгосрочной экономической стабильности пенсионной системы. В рамках стратегии в России планируется развитие трехуровневой пенсионной модели в России [14]. Первый уровень: трудовая пенсия системы обязательного пенсионного страхования, создаваемая за счет бюджета. Ожидается, что в рамках трудовой пенсии коэффициент замещения должен достигнуть 40 %. Второй уровень: корпоративная пенсия, формируемая нанимателем при возможном участии и самого работника. Третий уровень: частная (негосударственная) пенсия, формируемая самим работником за счет личных добровольных взносов. Пенсионная система – это совокупность формируемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого количества разного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям. Пенсия — регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законодательством порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и иных источников, предназначенных для этих целей [31]. Структуру новой пенсионной системы составляют следующие ее составляющие: • государственное пенсионное обеспечение; • государственное пенсионное страхование; • профессиональные пенсионные системы; • дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение. Государственное пенсионное страхование нацелено на формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов. Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по «Закону о трудовых пенсиях», и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по «Закону о пенсионном обеспечении», и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога. Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям. Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы [23]. В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные и негосударственные. В свою очередь государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих ее частей: государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование. Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в объемах, соответствующих уровню их заработной платы. В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные и негосударственные. В свою очередь государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих ее частей: государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в согласовании с условиями и нормами, установленными ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении поставленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); или в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летноиспытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию [47]. Государственное пенсионное страхование – организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ поставлены ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Данный закон устанавливает, что обязательное пенсионное страхование исполняется страховщиком, а именно Пенсионным фондом РФ, который считается государственным учреждением [36]. Обязательное пенсионное страхование — система формируемых государством правовых, экономических и организационных мер, нацеленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Функции пенсионного обеспечения необходимо разбирать в их совокупности, как абсолютно все существующие и вероятные направления деятельности пенсионной системы. Осуществление обозначенных функций должно быть направлено на реализацию ведущей цели существующей пенсионной системы - создание и поддержание приемлемого уровня жизни всем пенсионерам. В юридическом научном сообществе нет целостности по поводу формулировок в представленной области и не существует определенности в том, какие именно функции исполняет государственное пенсионное обеспечение. Представляется, что функции пенсионного обеспечения обязаны представлять комбинацию из функций пенсионного страхования, пенсионного обеспечения, негосударственного пенсионного страхования, так как они согласовываются меж собой. Некоторые авторы выделяют следующие функции пенсионного обеспечения [11]: • воспроизводственная; • социальная; • перераспределительная; • стимулирующая; • политическая. Воспроизводственная функция пенсионного обеспечивания заключается в том, чтобы удовлетворить минимальные потребности нетрудоспособного и нуждающегося населения и гарантировать минимальный уровень жизни данного населения. Из названия данной функции следует её экономический характер: нетрудоспособное население не должно выпадать из имущественного, экономического оборота, поскольку это приведет к существенному ухудшению экономической ситуации в целом. Социальная функция пенсионного обеспечения выражается в том, что предоставляя нетрудоспособному населению минимальную степень экономического обеспечения, правительство тем самым гарантирует данной категории населения также и социальную защиту - а именно: возможность пользоваться медицинскими услугами, санитарно-курортным лечением, обеспечивать себе высококачественный досуг и отдых и прочее. Перераспределительная функция пенсионного обеспечения выражается в том, что правительство гарантирует нетрудоспособному населению постоянный доход, который они потеряли в связи с определенными жизненными обстоятельствами. Впрочем вероятность обеспечивания такого дохода нетрудоспособному населению достигается за счет перераспределения экономических благ внутри общества. Стимулирующая функция пенсионного обеспечения выражается в том, что размер будущего пенсионного обеспечения конкретного гражданина находится в зависимости от его трудовой деятельности и вклада в процессе выполнения трудовой функции в трудоспособном возрасте. Таким образом, государство инициирует работающих сегодня на увеличение своего дохода, на увеличение производительности и качества собственного труда. Политическая функция пенсионного обеспечения выражается в том, что государство согласовывает общественные интересы меж нетрудоспособной частью общества и той частью общества, которая сегодня изготавливает общественный продукт. Обосновано, что исходя из сути пенсионной системы и ее места в социальной политике и в целом в системе социально-трудовых отношений, указанный перечень не охватывает все направления деятельности пенсионной системы. Беря во внимание, что функции имеют шансы открыто провозглашенными и латентными, можно сказать, что все перечисленные ранее функции пенсионной системы относятся к очевидным, совпадающим с открыто провозглашенными целями и задачами пенсионной системы. Однако, они не учитывают влияния пенсионной системой на рынок труда и социальный статус пенсионера. В качестве латентных функции в науке рассматриваются регулирующая и статусная функции. Выделение данных функций важно в связи с тем, что пенсионная система имеет возможность прямо и косвенно регулировать выход на рынок труда работников предпенсионного возраста. Становление общепринятого возраста выхода на пенсию, а так же условиями и списками сотрудников, имеющих право на досрочную пенсию. Косвенное регулирование достигается методом различных программ, стимулирующих к более раннему или более позднему выходу на пенсию, а так же за счет соотношения размеров пенсии и заработной платы, которое складывается на рынке труда. Таким образом, изменение размеров пенсии влияет на сроки пребывания работников на рынке труда. Статусная функция подразумевает соответствие положения пенсионера тому статусу, который он занимал по должности и объему заработной платы до выхода на пенсию. Это место пенсионера по отношению к иным пенсионерам, как по горизонтали, так и по вертикали. Данная функция во многом вытекает из реализации стимулирующей функции. В случае если гарантируется тесная связь заработной платы и пенсии, то человек выходя на пенсию, не утрачивает свой социальный статус. В социальном государстве человек, выйдя на пенсию, не должен считать, что его жизнь завершена, что он больше не необходим своему государству. Каждая функция отдельно имеет свое назначение, играет собственную роль в пенсионной системе. Но реализуются все функции комплексно, так как находятся они во взаимозависимости. И если какая-либо функция выполняется не в полном объеме, не в должной мере, это нарушает целостность обозначенного круга обязанностей и создает препятствия на пути достижения ключевой цели пенсионной системы. 1.4 Негосударственные пенсионные фонды как вид социальной защиты населения Социальная значимость пенсионной системы не подвергаема сомнению, так как она задевает актуально значимые интересы практически всех граждан страны. Современная российская государственная пенсионная система не в состоянии предоставить людям пенсионного возраста необходимый уровень социальной защиты. В настоящее время трудовые пенсии возмещают лишь только четверть предыдущего заработка граждан России. Это значит, что пенсия не решает задачу компенсации работнику утраченного заработка при наступлении пенсионного возраста, хотя она и формировалась за счет недоплаченной ему работодателем зарплаты, которая направлялась на страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Возникает вопрос: сумеют ли негосударственные пенсионные фонды решить задачу, возлагаемую на них реформаторами российской пенсионной системы? Несмотря на положительные тенденции становления системы негосударственного пенсионного обеспечения России, НПФ до сих пор не стал распространенным инструментом добровольного пенсионного страхования граждан страны. Участниками НПФ являются только 4 % населения страны, совокупные активы НПФ составляют лишь четверть годового бюджета Пенсионного фонда РФ [13]. Существует много проблем, сдерживающих расширение деятельности российских НПФ, в частности: • неэффективная система налогообложения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения; • недостающая численность объектов инвестирования пенсионных резервов; • низкий уровень доходов граждан России; • низкая страховая культура населения; • недоступность важной информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения [3]. Только проведение целенаправленной государственной политики по претворению в жизнь пенсионной реформы создаст условия для решения вышеперечисленных проблем и позволит системе негосударственного пенсионного страхования занять то место, которое ей отводится российской программой пенсионной реформы: стать компенсатором низкой государственной пенсионной страховки. Достаточно небольшие старания требуются для разрешения проблемы недостатка информации о функционировании негосударственной пенсионной системы страны и ее возможностях по страхованию российских граждан от пенсионных рисков. Действительно, НПФ имеет в нашей стране гораздо меньшую рекламную поддержку в СМИ, чем другие финансовые институты (коммерческие банки и страховые компании). По мнению Айзиновой И.М., «причины пассивности застрахованных лиц известны. Это неподготовленность людей к пониманию институтов пенсионного страхования: недоверие к деятельности негосударственных компаний... информационный вакуум для населения в этой проблеме» [2]. Восполнить недостаток информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения возможно методом воплощения интенсивной согласованной политики НПФ и органов государственной власти. Государству выгодно перенесение части пенсионных рисков российских граждан из системы государственного социального страхования в частную область. В связи с этим органы государственной власти обязаны проводить работу по пропаганде дополнительного пенсионного страхования, информируя население о принципах и выгодах данного института. Вполне возможно софинансирование из средств НПФ и бюджетных источников информационно-разъяснительных программ в СМИ, пропагандирующих бонусы заключения договоров о дополнительном пенсионном обеспечении с НПФ. Таким образом, социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в интенсивном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы в повышении уровня жизни пенсионеров. Малая степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения, низкая доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, малый уровень разработанности законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, — это увеличение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, содействие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и улучшение государственного регулирования в данной сфере. В силу собственной общественной значимости пенсионное обеспечение призвано играть огромную роль в экономической, общественно-политической жизни и финансово-бюджетной сфере страны. Это обусловлено тем, что пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на экономическом рынке, а также с демографической ситуацией. Укрепление рыночных связей, неотъемлемой частью коих является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значимой степени определило изменение социально-экономического положения в России. Это сказалось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и нанимателей перед гражданами. Обеспечение пенсией населения является одной из самых значимых социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30 % населения страны, а косвенно и все население. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту в случае заболевания, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом [9]. Понятие «социальное страхование» является довольно емким и охватывает всевозможные формы общественного страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности, имущества и доходов, наступлением старости и прочее [4]. Особенностью социального страхования считается его финансирование из особых внебюджетных фондов, создаваемых из целевых вложений работодателей и индивидуальных предпринимателей при поддержке государства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 87 страниц
990 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 89 страниц
2670 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg