Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Персонифицированный подход в организации психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с аутистическими расстройствами

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.03.2020
На сегодняшний день вследствие неблагоприятных социальных условий в нашем обществе все чаще появляются дети с отклонениями в физическом, психологическом здоровье и с нарушением поведения. Такая общественная ситуация неблагоприятно сказывается на образовательные организации, которым приходится выполнять новый социальный заказ – реализация гуманистических принципов, при построении вариативных форм образования для развития личности детей и помощь ее становления, социализации в постоянно меняющемся обществе.
Введение

Актуальность исследования. В соответствии законом РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании» впервые закрепили на законодательном уровне право детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование. В связи с этим перед образовательными учреждениями стоит задача создать специальные образовательные условия для обучения и удовлетворения развивающихся потребностей каждой личности с ограниченными возможностями здоровья. Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с аутистического расстройствам. Организация специальных образовательных условий для детей с аутистическими расстройствами, обусловлено тем, расстройства аутистического спектра - это комплексное нарушение развития, которое включается в себя проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и нарушений эмоционального, сенсорного, когнитивного и двигательного характера. В настоящее дети с расстройствами аутистического спектра нуждаются в создании специальных образовательных условий, включающих медицинское, психолого-педагогическое сопровождение, поддержку и помощь для правильной адаптации и комфортного пребывания в окружающей среде. Для помощи в преодолении нарушений и адаптации данной категории лиц в образовательных учреждениях ведется совместная комплексная работа, в такой работе участвуют, такие специалисты как педагог-психолог, дефектолог, логопед, социальный педагог, медицинский работник для старшей и основной школы классный руководитель, учителя-предметники, для начальной школы учитель начальных классов. Для эффективного освоения общеобразовательной программы обучающимся с расстройствами аутистического спектра необходимо организовать психолого-педагогическое сопровождение, которое будет строиться на основании нормативно-правовых документов, методических разработок и программ, совместной деятельности специалистов и родителей, и включать в себя персонифицированный компонент. При реорганизации обучения, изменения не должны нести отрицательный характер на уровень знаний обучающихся, любая персонификация происходит в рамках общеобразовательной программы и не изменяет качество и количество воспринимаемых знаний. Таким образом, дети с аутистическими расстройствами здоровья нуждаются в максимальной персонификации форм, методов, средств, содержания обучения с учетом их особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей. Степень разработанности проблемы исследования. В исследованиях Э. Блейлер, О.С. Никольская, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, В.М. Башина, М.С. Вроно, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский описывались проблемы и пути помощи детям с аутизмом. Психолого-педагогическая помощь рассматривалась в рядах научных исследований М.Р. Битяновой, С.Е. Вишневской, Е.И. Казаковой, Е.Н. Моргачевой, Т.В. Сулейменовой, Л.М. Шпицыной. Псиолого-педагогическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра изучали и описывали в своих исследованиях Л.М. Беткер, П.Л. Богорад, О.В. Загуменная, О.В. Козорез, С.Н. Панцырь, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, С.А. Морозова, К.С. Лебединской и других. Цель исследования состоит в изучении особенностей применения персонифицированного подхода в организации психолого-педагогического сопровождения детей с аутистическими расстройствами на этапе начального образования. Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Предмет исследования – особенности применения персонифицированного подхода в организации психолого-педагогического сопровождения детей с аутистическими расстройствами. Гипотеза исследования – для успешного усвоения общеобразовательной программы начального образования ребенку младшего школьного возраста с аутистическими расстройствами потребуется: ? разработать программу индивидуального психолого-педагогического сопровождения для детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра; ? подготовить и ознакомить педагогов, психологов и родителей детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра с необходимыми методическими рекомендациями по организации психолого-педагогического сопровождения. Задачи исследования: 1. На основе анализа психологической и педагогической литературы изучить теоретические основы организации психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с аутистическими расстройствами. 2. Рассмотреть основные понятия, подходы и содержание организации психолого-педагогического сопровождения. 3. Проанализировать особенности персонифицированного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей с аутистическими расстройствами. 4. Организовать и подобрать методы диагностического исследования. 5. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. 6. Провести качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе эксперимента. Теоретико-методологической базой исследования явились: ? системный подход (В.П.Беспалько, Н.В. Кузьмина, С.А.Маврин, В.А. Якунин), позволяющий рассматривать взаимодействие педагогов и родителей как многокомпонентную и многоуровневую систему; ? концептуальные положения о специфике процесса обучения и обучаемости детей с проблемами в развитии (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Э.И. Мещерякова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина); ? концепция о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, А.Р. Лурия, П.Я. Трошин, Ж.И. Шиф и др.), в соответствии с которой коррекционно-развивающая помощь строится с опорой на закономерности онтогенеза ребенка; ? исследования об особенностях детей с расстройствами аутистического спектра (Ф. Аппе, О.Б. Бардышевская, Е.Р. Баенская, О.С. Никольская и др.). ? исследования процесса психолого-педагогического сопровождения (С.В. Алехина, М.М. Семаго, А.В. Богорад, А.И. Козорез, С.Н. Никитина, А.В. Хаустов); ? исследование методологических подходов организации психолого-педагогического сопровождения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Е.Н. Степанов); ? исследования особенностей применения персонифицированного подхода (И.С. Казаков, М.С. Клевцова, С.В. Кондратье, Л.А. Куришкина, А.В. Литвинова, В.А. Петровский, А.В. Мудрик). Методы исследования. Для решения поставленных задач в работе использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования: обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой теме; психодиагностический; констатирующий и формирующий эксперимент; методы графической обработки данных. В исследовании применялась следующая психолого-педагогическая диагностическая методика «Технология выявления детей, нуждающихся в разработке индивидуального образовательного маршрута в специальных условиях образования» (С.В. Алехиной и М.М. Семаго). Структура исследования включает введение с обоснованием актуальности, степени разработанности, постановкой проблемы исследования и его категориальным аппаратом; теоретическую главу, содержащую описание анализа и обзора литературы по теме исследования; эмпирическую главу, состоящую из представления результатов экспериментального исследования на констатирующем, формирующем и контрольном этапах; заключения, литературы и приложения. Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании понятий, способов и подходов организации психолого-педагогического сопровождения и особенности организации психолого-педагогического сопровождения с использованием персонифицированного подхода детей младшего школьного возраста детей с расстройствами аутистического спектра. Практическая значимость исследования заключается в организации и подборе диагностических методик психолого-педагогической характеристики обучающегося младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра; в описании выявленных нарушений в коммуникативной, эмоционально-личностной сфере и поведения обучающегося с аутистическими расстройствами; в разработке индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения обучающегося младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. База исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ лицей №38 города Ставрополя. В исследовании принимали обучающийся 1-го класса с расстройствами аутистического спектра. Апробация и внедрение результатов исследования реализовы¬валась в форме статей, материалы исследования представлены в следующих публикациях: 1. «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра», Международный журнал «Молодой учений» №2 (240) январь 2019 г. 2. «Общее представление о психолого-педагогическом сопровождении» и «Подходы к организации психолого-педагогического сопровождения», VII-й ежегодная научно-практическая конференция преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону», 17 апреля 2019 г. 3. «Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования», IV Международный интернет-симпозиум «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве», ноябрь 2018 г. Структура работы: введение, две главы, заключения, список литературы, приложение.
Содержание

Введение………………………………………………………........................... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА…………............................................................................................ 9 1.1. Основные понятия и способы организации психолого-педагогического сопровождения…………………………………………….. 9 1.2. Подходы к организации психолого-педагогического сопровождения… 18 1.3. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста с аутистическими расстройствами с использованием персонифицированного подхода……………………………………………… 26 Выводы по первой главе………………………………………………………. 36 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ………………………………………………………...... 37 2.1. Организация и подбор методов для диагностического исследования… 37 2.2. Реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающегося младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра………………………………………………………... 51 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра…………… 58 Выводы во второй главе……………………………………………………….. 64 Заключение……………………………………………………………………... 66 Литература………………………........................................................................ 73 Приложение …………………………………………......................................... 76
Список литературы

1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1656/ (дата обращения: 13.06.2019). 2. Баранова, В. Н. Программно-методические материалы для организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога [Текст] / В. Н. Баранова. – Омск : ГОУ ДПО «ИРООО», 2006. 3. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 2013. – С. 154. 4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва : Совершенство, 2008. - 298 с. 5. Блажевич А.В., Латушкина Н.Г. Опыт организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях Ресурсного центра «Открытый мир» // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции,. — Москва : , 2017. — С. 35-41. 6. Болычева Е.В. Проблематика исследований феномена персонификации в образовательном процессе // Вісник післядипломної освіти. – 2010. – Вып. 1. ? Ч. 2: Психология, К. – С. 38. 7. Венгер, Л. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / Л. А. Венгер, Н. К. Цукерман. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2013. – 90 с. 8. Володько, Н. В. Методология построения психолого-педагогического пространства как службы сопровождения процесса детского развития / Н. В. Володько // Вопросы современной науки и практики. В. И. Вернадского. – 2009. – № 4 (18). – C. 25-30. 9. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании // Директор школы. — 2007. — № 3. — с. 51—58. 10. Ганина Е.Е., Терёшина Н.С., Юдина Е.А., Каримова Р.Р. Опыт организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях Ресурсного центра «Открытый мир» // Методы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра в школе-интернате. — Москва : , 2017. — С. 67-73. 11. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 2009. – № 3. – С. 67-70. 12. Гуткина, Н. И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога [Текст] / Н. И. Гуткина. – М., 2005. – 193 с. 13. Дмитриева Т.П., Сабельникова С.И., Хотылева Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. 14. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В.Дубровина // Вестник практической психологии образования. – 2009. – №3 – с. 17-21. 15. Жафяров А.Ж., Никитина Е.С., Федотова М.Е. Индивидуализация и дифференциация в педагогической теории и практике: анализ отечественного опыта. – Новосибирск: Изд?во НГПУ, 2004. – 36 с. 16. Казаков И.С. Научно?методическое обеспечение персонифицированного обучения в педагогическом ВУЗе // Вестник СГУТиКД. – 2011. – №1. – С. 67–69. 17. Казаков И.С. Проектирование персонифицированной модели обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №3. – Том II (Психолого? педагогические науки). – С. 128–133. 18. Клевцова М.С. Персонификация как предмет психолого?педагогических исследований // Среднее профессиональное образование. – 2012. – №10. – С. 54–57. 19. Кондратьев С.В. Психология персонифицированного обучения – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.-220 с. 20. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья : проект / Н. Н. Малофеев [и др.]. – М. : Просвещение, 2013. - 42 с. 21. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 10–16. 22. Литвинова А.В. Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся // Одарённый ребенок. – 2011. – №1. – С. 32–37. 23. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 8–17. 24. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра: Рабочие материалы // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – № 13. – 2009 г. 25. О.С. Никольская., Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг, И.А. Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теревинф, 2005. – (Особый ребенок). – 224 с. 26. Образование детей с нарушениями развития аутистического спектра : сб. норматив.-правовых материалов / сост.: Л. М. Беткер, А. Б. Григорян. – ХантыМансийск : РИО ИРО, 2011. – 76 с. 27. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012 — 80 с. 28. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. — 28-е изд. перераб. — М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с. 29. Павличенко, Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [Текст] / Е. Павличенко // Воспитание школьников. – 2011. – № 1. – С. 33-41. 30. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с. — (Руководство практического психолога). 31. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка : пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипициной. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 528 с. 32. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2017. 33. Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37. 34. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / Под общ. ред. М.М. Семаго. — М.: АйрисДидактика, 2004. 35. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012 – 56 с. 36. Семаго Н.Я., Хотылева Т.Ю., Гончаренко М.С., Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. Серия «Инклюзивное образование». – М., 2012. 37. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики [Текст] : методическое пособие / под общ. ред. М. М. Семаго, С. В. Алехиной. – М. : МГППУ, 2012. – 156 с. 38. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях. Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина / Под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 56 с. 39. Степанов Е.Н. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности // Воспитание школьников. – 2003. - № 2. – С. 2-5. 40. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с. 41. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года. 42. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Учебно-методическое пособие. М.: ЦПМССДиП, 2010. 84 с. 43. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с. 44. Хаустов А.В., Загуменная О.В. Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. 2016. № 2. С. 20–28. 45. Хотылева Т.Ю. Особенности организации образовательного процесса в начальной школе для детей с РАС Центра психолого-медико- социального сопровождения детей и подростков МГППУ/ «Аутизм и нарушения развития», 2014, №1. – М. 46. Хребина С.В. Организационно?психологические установки персонализации образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com (дата обращения: 19.03.2015). 47. Шибаева, С. Н. Учебное сотрудничество как фактор развития индивидуальности школьника [Текст] / С. Н. Шибаева // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7. – С. 207-210. 48. Bondy, A.S., Frost, L.A. Educational approaches in preschool: Behaviour techniques in public school setting. In E.Schopler and G.B.Mesibov (eds) Learning and Cognition in Autism. New York: Plenum, 1995, 311-333. 49. Diagnosis and assessment in autism / Eds: E.Schopler, G.B.Mesibov. – New York etc.: Plenum Press, 2008. – 327 p. 50. Preschool issues in autism / Eds: E. Schopler, M. E. Van Bourgondien, M. M. Bristol. – New York etc.: Plenum Press, 2003. – 276 p.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПОДХОДА 1.1. Основные понятия и способы организации психолого-педагогического сопровождения На сегодняшний день главной задачей образовательной организации стоит забота о реализации права ребенка на полноценное и качественное развитие. В обществе понятие качественное образование тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация и уважение. Каждая образовательная организация должна создавать социально-организованные, психолого-педагогические условия, которые обеспечат гармоничное развитие личности учащегося. Понятие «сопровождение» появилось в отечественной психологической литературе в 90-х гг. XX века, оно означало «недирективная форма оказания психологической помощи, направленной не просто на укрепление иди достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности». В словаре С.И. Ожегова «сопровождать» - это значит «следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то» [28]. Ученые Л.М. Шпицыной, Е.И. Казаковой тактируют это слово, как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях, ответственность за действия в которых несет он сам.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg