Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.03.2020
Проблема формирования информационных умений особенно актуальной становится, несомненно, в начальной школе, поскольку отвечает основным задачам ФГОС НОО и развития личности ребенка. В ФГОС отмечается, что в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут навыки работы с информацией, возникает проблема формирования и развития информационных умений на высоком уровне.
Введение

Актуальность исследования. Практически любая деятельность человека предполагает в своем содержании получение и передачу информации. В современном обществе, которое нередко называют еще «информационным обществом», значимость полноценного получения и своевременной передачи информации становится очевидна. Средства для информационного обмена постоянно совершенствуются, а привычка их использования формируется у населения, особенно у детей, которые не представляют времени, когда человечество обходилось без компьютерных гаджетов. Поэтому именно подрастающее поколение нуждается в новом подходе к обучению, предполагающем, с одной стороны, методическую поддержку в усвоении способов переработки и передачи информации, а, с другой стороны, использование в этом процессе современных технологических возможностей. Одной из основных целей школьного образования во все времена была подготовка ребенка к жизни в обществе. Настоящей этап общественного развития отличается высокой информатизацией и глубокой компьютеризацией всех сфер общественной жизни. В связи с этим современная школа должна подготовить ребенка к жизни в обществе с постоянно растущим объемом информации, непрерывно теряющей свою актуальность и сменяющейся новыми данными. Основной концепт образования, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, предполагает обеспечение «образования для будущего», что и обуславливает потребность формирования и развития информационных умений учащихся, начиная с начальной школы. Вопросы формирования информационных умений интересовали таких ученых как: Ю. К. Бабанский, Г. И. Батурина, А. Е. Давыдов, А. Е. Дмитриев, В. Н. Зайцев, Н. И. Запорожец, И. Д. Зверев, Е. Н. Кабанова-Меллер, И. И. Кулибаба, И. Я. Лернер, Н. А. Лошкарева, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, Т. И. Шамова, B. C. Цетлин. Данные умения формируются в рамках различных видов деятельности младших школьников. Значительным потенциалом в этом направлении обладает самостоятельная работа, как средство формирования умений самостоятельной деятельности учащихся: её значение, признаки, классификация и условия организации. Проблемы в организации самостоятельной работы личности рассматривались в работах и зарубежных (З. Фрейд, М. Малер, Э. Эриксон, Р. Сирс, Э. Диси и Р. Райян), и отечественных авторов (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, Т. А. Репина, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин). Тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы. Объект исследования: процесс формирования информационных умений младших школьников. Предмет исследования: формирование информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы. Цель исследования: выявить специфику формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы. Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач: 1. Рассмотреть понятие и виды информационных умений. 2. Изучить самостоятельную работу как педагогическую технологию формирования информационных умений у младших школьников. 3. Выявить уровень сформированности информационных умений у учащихся. 4. Составить и внедрить программу формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы. 5. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; синтез и обобщение; индукция и дедукция; тестирование; педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный; качественный и количественный анализ эмпирических данных. Практическая значимость исследования состоит в выявлении методических аспектов формирования информационных умений младших школьников в рамках самостоятельной работы. Материалы исследования могут быть использованы педагогами начального звена в процессе профессиональной деятельности, студентами. Базой опытно-экспериментальной работы явилось МОУ «Лицей № 26» г. Саранска (Республика Мордовия). В качестве испытуемых выступили учащиеся 3 «В» класса в составе 29 человек. Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 5 1 Теоретические основы формирования информационных умений у младших школьников ……………………............................................................. 1.1 Понятие и виды информационных умений…………………………. …. 1.2 Самостоятельная работа как педагогическая технология формирования информационных умений младших школьников ………... 8 8 17 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы …………. 2.1 Выявление уровня сформированности информационных умений младших школьников ………………………………………........................... 2.2 Программа формирования информационных умений младших школьников в процессе самостоятельной работы …………………………. 2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………… 25 25 33 44 Заключение………………………………………………………………………... Список использованных источников…………………………………………..... Приложение 1……………………………………………………………………... Приложение 2……………………………………………………………………... 47 50 57 60
Список литературы

1 Блонский, П. П. Психология младшего школьника : избранные псих. труды / П. П. Блонский. – М. : МОДЭК, 2017. – 574 с. 2 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография : цикл статей / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2018. – 400 с. 3 Браверман, Э. М. Развитие самостоятельности учащихся – требование времени / Э. М. Браверман // Физика в школе. – 2016. – № 2. – С. 15–18. 4 Брушлинский, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. – М. : Институт психологии РАН, 2016. – 623 с. 5 Бубнова, Г. Требую самостоятельности! / Г. Бубнова // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С. 40–41. 6 Бузарова, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Бузарова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353. 7 Быкова, Т. П. Формирование информационных умений на уроках математики / Т. П. Быкова // Начальная школа. – 2017. – № 6. – С. 46–49. 8 Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер. – М. : Владос-Пресс, 2015. – 296 с. 9 Виноградова Н. Ф. Все о младшем школьнике / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 399 с. 10 Волков, Б. С. Младший школьник : Как помочь ему учиться / Б. С. Волков. – М. : Академический Проект, 2014. – 142 с. 11 Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. – М. : Академический Проект, 2015. – 206 с. 12 Воронина, Л. В. Формирование информационных умений в процессе обучения математике / Л. В. Воронина // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 153–160. 13 Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2013. – 1136 с. 14 Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. – 2018. – № 5. – С. 24–27. 15 Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : природа человеческого духа / П. Я. Гальперин. – 5-е изд. – М. : Университет, 2011. – 400 с. 16 Гармаев, А. Не самоутверждение, а проявление самостоятельности / А. Гармаев // Воспитательная работа в школе. – 2014. – № 6. – С. 68–80. 17 Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина. ? М. : Просвещение, 2002. – 182 с. 18 Гендина, Н. И. Информационная грамотность : условие многоязычия в киберпространстве / Н. И. Гендина // Современная библиотека : науч.-практ. журн. – 2011. – № 8. – С. 14–19. 19 Голунова, Л. В. Формирование информационной грамотности старших школьников в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. В. Голунова. – М.: Кемерово, 2003.– 227 с. 20 Гончарук, О. Ю. Прогнозирующее обучение : развитие информационных умений учащихся / О.Ю. Гончарук, О.А. Иванова // Химия в школе. – 2012. – № 4. – С. 23–28. 21 Горвиц, Ю. М. Информационная культура. Модуль 1 / Ю. М. Горвиц. – М. : Дрофа, 1995. – 50 с. 22 Горячев, А. В. О понятии «Информационная грамотность» / А. В. Горячев // Информатика и образование. – 2001. – №8. – С. 14-16. 23 Григорьева А. Ю. Формирование информационных умений младших школьников / А. Ю. Григорьева. – СПб. : Лема, 2011. – 74 с. 24 Громова, О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке / О. Громова // Библиотека в школе – первое сентября. – 2006. – №17. – С. 42. 25 Данилова, Г. П. Информационно-аналитические умения школьников в системе требований ФГОС : в помощь организаторам методической работы в школе / Г. П. Данилова. – М. : МИОО : Московские учебники, 2010. – 64 с. 26 Долгова, С. Ю. Принципы развития самостоятельности обучаемых / С. Ю. Долгова // Наука и общество. – 2013. – № 1 (10). – С. 118–120. 27 Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б. П. Есипов. – М.: Учпедгиз 1961. – 240 с. 28 Жарова Л. В. Учить самостоятельности / Л. В. Жарова. – М.: Педагогика, 1993. – 205 с. 29 Закирова, А. Ф. Герменевтический подход в концептуальном обосновании развития учебно-информационных умений школьников на современном этапе / А. Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 21–26. 30 Зотова А. В. Из опыта формирования учебно-информационных умений / А. В. Зотова // Химия в школе. – 2015. – № 5. – С. 18–24. 31 Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций / Т. А. Ильина. – М.: Педагогика, 1984. – 496 с. 32 Кабанова, В. Развитие самостоятельности мышления современных школьников / В. Кабанова // Сельская школа : практ. журн. рук. и учителей сел. шк. – 2010. – № 5. – C. 63–70. 33 Коровкина, Н. Н. Специфика информационных умений и навыков в компетентностно ориентированном образовательном процессе / Н. Н. Коровкина // География и экология в шк. 21века. – 2017. – № 3. – С. 64–66. 34 Котов, Ж. В. К проблеме самостоятельности мышления / Ж. В. Котов // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 25. – № 1. – С. 78–80. 35 Кулагина, Е. И. Как развивать самостоятельность школьников / Е. И. Кулагина // Химия в школе. – 2018. – № 9. – С. 41–44. 36 Лаптева, М. Д. Воспитание у школьников ответственности и самостоятельности / М. Д. Лаптева // Воспитание школьников. – 2012. – № 1. – С. 26–35. 37 Левина, И. И. Индивидуализация познавательной деятельности школьников – основа формирования самостоятельности мышления / И. И. Левина. – М. : Спутник+, 2010. – С. 5–12. 38 Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2009. – 423 с. 39 Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения : монография / И. Я. Лернер. – М. : Педагогика, 2011. – 186 с. 40 Лисицын, М. К. Формирование у школьников общеучебных умений и навыков / М. К. Лисицын. – М. : Изд-во Кург. гос. пед. ин-та, 2014. – 81 с. 41 Митрахович, О. А. Модель формирования информационно-аналитических умений школьников / О. А. Митрахович // Вестник Московского государственного областного университета. Серия : Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 55–62. 42 Мухина, В. С. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2011. – 624 с. 43 Нильсон О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О. А. Нильсон. – М.: Таллин, 1975. – 150 с. 44 Обласова, Т. В. Как сформировать учебно-информационные умения / Т. В. Обласова // Народное образование. – 2011. – № 6. – С. 191–194. 45 Обласова, Т. В. О содержании и способах совершенствования психолого-педагогических механизмов развития учебно-информационных умений школьников / Т. В. Обласова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 9. – С. 92–100. 46 Обласова, Т. В. Развитие учебно-информационных умений школьников : монография / Т. В. Обласова. – М. : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. – 191 с. 47 Орлов, В. И. Метод и педагогическая технология / В. И. Орлов // Педагогика. – 2010. – № 8. – С. 30–38. 48 Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье : дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. – СПб. : Питер, 2016. – 237 с. 49 Педагогические аспекты формирования медийной-информационной грамотности [Электронный ресурс]. URL: http://www. iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214708.pdf] 50 Петрова, Л. И. Воспитание младшего школьника / Л. И. Петрова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2018. – 352 с. 51 Пидкасистый П. И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. – М. : Юрайт, 2013. – 511 с. 52 Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980. – 249 с. 53 Прилуцкая, С. Самостоятельность – главная черта личности / С. Прилуцкая // Учитель. – 2016. – № 5. – С. 78–80. 54 Примерные программы начального общего образования : в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018. – 2 ч. 55 Самкова, В. А. Информационные умения и компетенции: диагностические задания для учащихся / В. А. Самкова, // Биология в школе. – 2009. – № 1. – С. 23–32. 56 Сартан, Г. Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г. Н. Сартан. – М. : Сфера, 2012. – 128 с. 57 Скаткин М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М. Н. Скаткин. – М.: Москва,1963. – 48 с. 58 Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. – М. : Педагогика, 2010. – 96 с. 59 Соколова, Т. Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема / Т. Е. Соколова. – М. : Учебная литература, 2017. – 29 с. 60 Соколова, Т. Е. Комплексное использование разных источников / Т.Е. Соколова. – М. : Учеб. лит., 2009. – 94 с. 61 Срода Р. Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении / Р. Б. Срода. – М. : АПН РСФСР, 1956. – 55с. 62 Стюхина, Г. А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста : лекции / Г. А. Стюхина. – М. : Первое сентября, 2010. – 92 с. 63 Сырицына, С. И. Особенности физического и умственного развития младших школьников / С. И. Сырицына // Директор школы. – 2009. – № 4. – С. 74–80. 64 Усова А. В. Самостоятельная работа учащихся / А. В. Усова. – М.: Педагогика, 1981. – 158 с. 65 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. / М-во образов. и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 31 с. 66 Хиленко, Т. П. Информационная грамотность: условия формирования / Т. П. Хиленко // Начальная школа. – 2016. – № 12. – С. 38–42. 67 Цымбалист, О. В. Самостоятельность мышления и творческая способность как результат проблемного обучения / О. В. Цымбалист // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016. – № 8 (16). – С. 24–26. 68 Чакалова, Н. В. Проблема развития самостоятельности и самостоятельного мышления младших школьников / Н. В. Чакалова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 55. – С. 17–19. 69 Чокля, С. Ю. Формирование информационных умений младших школьников / С. Ю. Чокля / Наука в мегаполисе. – 2017. – № 1 (1). – С. 7. 70 Шамова Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. – М. : Педагогика, 1982. – 209 с. 71 Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2014. – 349 с. 72 Щукина Г. И. Активизация научно-познавательной деятельности учащихся: сб. научн. трудов ЛГПИ/ Г. И. Щукина. – М.: Педагогика,1984. – 144 с. 73 Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 384 с. 74 Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис / Э. Эриксон. – М. : Прогресс, 2016. – 344 с. 75 Юдаков, С. Г. Формирование информационных умений и развитие творческих способностей учащихся / С. Г. Юдаков // Информатика и образование. – 2010. – № 6. – С. 70–73.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы формирования информационных умений у младших школьников 1.1 Понятие и виды информационных умений Изменения в современном обществе, повлекли за собой изменения и в области образования. Поэтому на сегодняшний день одним из самых значимых умений учащихся становится работа с информацией. В ФГОС НОО, «Примерных программах начального общего образования», большое значение уделяется развитию информационной грамотности в начальных классах, выдвинуты общие требования к информационным умениям личности. Организация своевременной работы по формированию у обучающегося информационной грамотности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД [65]: – извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; – перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; – уметь перерабатывать информацию (анализировать, классифицировать, выделять причины и следствия). Информационная грамотность – это способность человека оценивать информацию, получаемую из различных источников; определять потребность в информации; находить, синтезировать и эффективно применять информацию, используя для этого современные информационные технологии, сети коммуникации и электронные ресурсы [7, с. 47]. Л. В. Голунова отмечает, что информационная грамотность отражает информационный подход школьника к анализу окружающей действительности, показывает его умение эффективно решать конкретные информационные проблемы на основе поиска способов оптимизации деятельности путем использования информационно-компьютерных технологий [19, с. 144].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg