Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЛИТЕРАТУРА

Образ живой куклы в произведениях «Три Толстяка» Ю.Олеши и «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Толстого

zac_shalamov 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.03.2020
Изучив создание образа куклы у Юрия Олеши и Алексея Толстого, можно сделать вывод о том, что в романе-сказке «Три толстяка» изображается кукла в виде человека. А в повести-сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино» показана кукла для театральных представлений. Проанализировав особенности подачи информации в сказке Ю. Олеши и А. Толстого, можно прийти к выводу о том, что в них обнаруживается как много общего, так и значительное количество отличий.
Введение

Актуальность исследования: сопоставительное изучение литературы разных стран и времен, творчества писателей и литературных произведений, установление их взаимосвязей является одним из важнейших методов литературоведческих исследований. Такое изучение родственных литературных явлений позволяет установить обобщения идейного, проблемно-тематического, жанрового или стилистического характера и в то же время более глубоко постигнуть суть отдельного литературного произведения. Предметом сравнительно-исторического изучения могут быть отдельные литературные произведения, жанры, стили и направления, особенности творчества отдельных писателей. Изучаемые таким образом явления могут быть объединены по самым разным признакам. Литературоведческий анализ художественных произведений почти всегда предполагает наличие сопоставления если не в качестве основного инструмента анализа, то хотя бы в качестве способа подачи материала. Изучение же произведений разных писателей, посвященных одной теме, неизбежно опирается на сопоставление как необходимый и основной элемент литературоведческого анализа. Проблема сопоставления романа-сказки Юрия Олеши «Три толстяка» и повести-сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» не нова для отечественного литературоведения. В своей статье «Стиль эпохи в сказках Ю.Олеши «Три толстяка» и А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Ирина Георгиевна Минералова для сравнения этих двух произведений использует стилизацию. Однако слишком мало изучен вопрос идейно-художественного содержания образа куклы в произведениях Ю. Олеши и А. Толстого. Несмотря на широкую популярность романа-сказки Ю. Олеши и повести-сказки А. Толстого, тема кукольности в их произведениях не сравнивалась между собой. Научная новизна: заключается в подробной сравнительно- сопоставительной характеристике образа куклы в романе-сказке Юрия Олеши «Три толстяка» и повести-сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В данной работе эта проблема подана концентрированно, с акцентом на выявление идейно-художественного своеобразия образа куклы, используемых Ю.Олешей и А. Толстым. Объектом исследования являются образ куклы в романе-сказке Ю. Олеши «Три Толстяка» и повести-сказке А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Предмет исследования составляют общее и различие в создании образа куклы в произведениях Ю. Олеши и А. Толстого. Цель исследования – выявить идейно-художественное своеобразие образа куклы в произведениях Ю. Олеши и А. Толстого. Реализация поставленной цели исследования потребовала решения ряда задач: 1) выявить идейно-художественное своеобразие образа куклы в романе сказке Юрия Олеши «Три толстяка» 2) выявить идейно-художественное своеобразие образа куклы в повестисказки Алексея Толстого «Золотой ключик, Или приключения Буратино» 3) Сопоставить и выявить специфику в использовании художественных средств В качестве материала исследования использовался роман-сказка «Три толстяка» Ю. Олеши и повесть-сказка «Золотой ключик» А. Толстого Для решения поставленных задач исследования применялся комплекс методов, сравнительно-сопоставительный анализ образов куклы в данных произведениях, текстологический анализ, культурно-исторический метод. Теоретическая значимость исследования заключается в сопоставлении образов куклы в произведении А.Толстого и Ю.Олеши. Практическая значимость исследования. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в школах и высших учебных заведениях, а также при написании студентами-филологами и лингвистами курсовых и дипломных работ. Структура исследования. Композиция данной дипломной работы определяется ее задачами и отражает основные этапы и логику развития исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе дается обзор исследований по теме. Культурно-историческое значение куклы. Образ куклы в литературе для детей. Создание образа куклы у Ю.Олеши "Три толстяка". Создание образа куклы у А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Во второй главе описаны наблюдения – идейно-художественное своеобразие образа куклы в романе- сказке Юрия Олеши «Три толстяка» и в повести-сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В заключении содержатся выводы и результаты исследования.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Исследование вопроса образа куклы 6 1.1. Культурно-историческое значение куклы 6 1.2. Образ куклы в литературе для детей 9 1.3. Создание образа куклы в произведениях Ю.Олеши 11 1.4. Создание образа куклы у А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» 15 Выводы по первой главе 21 Глава 2. Сравнительный анализ образа куклы в произведениях 23 2.1. Образ куклы в произведении Ю.Олеши "Три толстяка" 23 2.2. Образ куклы в произведении А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» 35 2.3. Сравнительная характеристика образов 44 Заключение 51 Список литературы 54
Список литературы

1. Авдеев А. Д. Маска (Опыт типологической классификации по этнографическим материалам) // Сборник МАЭ. – М.; Л: Наука, 1957. – Т. 17. – С. 232–344. 2. Агаева И. В. Традиционные куклы раннего детства Тульской губернии // Музей и нематериальное культурное наследие. Сборник трудов Творческой лаборатории «Музейная педагогика» Кафедры музейного дела / Сост. И. М. Коссова. – Москва: ИКАР, 2005. Вып. 6. – С. 161–165. 3.Анохин А. В. Душа и ее свойства по представлению телеутов // Сборник Музея антропологии и этнографии. – Л.: Изд-во Рос. АН, 1929. – Т. 8. – С. 253–269. 4.Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. -Москва: Изд. ГЦ НИИ охраны здоровья детей и подростков, 1935. – 95 с. 5. Артамонова Е. В. Куклы. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 216 с. 6. Арутюнов С. А. Поверья, приметы и представления айнов об окружающем мире / С. А. Арутюнов, В. Г. Щебеньков // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея. – № 2. – Южно-Сахалинск, 1995. – С. 185–207. 7.Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. – Москва: Наука, 1984. – Т.1. – 512 с. – М.: Наука, 1985. – Т. 2. – 464 с. 8. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 1999. – 224 с. 9. Буркова В. Н., Тименчик В. М. Фольклорно-этнографическая экспедиция в Козельский район / В. Н. Буркова, В. М. Тименчик // Живая старина. – 2004. – № 1. – С. 50–52. 10. И.А.Вагнер, Е.А.Косых. Литературные произведения в детской интерпретации // Интерпретация текста: ментальное зеркало видения: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2010. С. 32. 11. Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. – Москва: Наука, 1978. – 105 с. 12. Волошин М. А. Путник по вселенным. - Москва: Сов. Россия, 1990. – 380 с. 13. Гиппиус В. В. Люди и куклы в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина //Гиппиус В. В. От Пушкина до Блока. – Москва; Л.: Наука, 1966. – С. 295–330. 14. Голан А. Миф и символ. – М.: Русслит, 1993. – 375 с. 15. Голдовский Б.П. Куклы: Энциклопедия. - Москва: Время, 2004.- 495 с. 16. Голубева Ю.О. Кукла в координатах индивидуально-психологического и социокультурного бытия: дис. канд. философ, наук: 09.00.11 / Ю.О. Голубева. – Москва: Рос. ун – т дружбы народов, 2000. – 166 с. 17.Дойч Д. Структура реальности. – Москва; Ижевск: РХД, 2001. – 398 с. 18. Долганова Л. Н. Игры и развлечения удмуртов / Л. Н. Долганова, И. А. Морозов. – 2-е изд., доп. – Ижевск: Изд. УдмИИЯиЛ УрО РАН, 2002. – 384 с. 19. Евзлин М. Функция куклы и мотив «ложного подобия» в повести Ю. Олеши «Три толстяка» // Поэзия и живопись. – Москва., 2000.- С. 790-802. 20.Живая кукла: сб. статей. – М.: РГГУ, 2009. – 265 с. 21.Ивлева Л. М., Ромодин, А. В. Масленичная похоронная игра в традиционной культуре белорусского Поозерья // Зрелищно-игровые формы народной культуры. – Л., 1990. – С. 196–203. 22.Игрушка Горьковского края. – Загорск: ВНИИ игрушки Всекомпромсовета, 1933. – 18 с. 23.Игрушка. Ее историческое значение: сб. статей / Под ред. Н. Д. Бартрам. – СПб.: изд. Сытина, 1912. – 246 с. 24. Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре (историко-культурологические аспекты): Автореф.дис. канд.культурологи. СПб.:1999.- 24 с. 25.Ковычева Е. И. Кукла в диалоге культур. – Ижевск: Издат. Дом «Удм. ун-т», 2002. – 156 с. 26.Колодезников 1997 – Колодезников, С. К. Живое и неживое в традиционном мировоззрении якутов // 27.Коновалов А. В. Ребенок в системе традиционной обрядности казахов: родильный и ранний воспитательный циклы / А. В. Коновалов, Н. Ж. Шаханова // Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. – СПб.: МАЭ РАН, 1998. – С. 16–21. 28.Кононов А. Духовный смысл игрушки. Размышления отца у витрины «Детского мира». – Киров: 2000. с. 29.Комарова С., Катушкин М. Кукольные люди. - Санкт-Петербург., 1999.- 123 с. 30.Красильникова В.Г. Психолингвистический анализ семантических трансформаций при переводе и литературном пересказе художественного текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998. 24 с. 31.Куклы мира / Отв. ред. Т. Евсеева. – М.: Аванта+, 2003. – 183 с. 32.Кухаренко В.А. Интерпретация текста: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». 2-е изд., перераб. M.: Просвещение, 1988. С. 13. 33.Леви-Строс, К. Путь масок. – М.: Республика, 2000. – 397 с. 34.Липовецкий М.Н. Утопия свободной марионетки, Или как сделан архетип (перечитывая «Золотой ключик» А.Н. Толстого) // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2003/60/lipov.html (дата обращения: 20.05.2019). 35.Лотман, Ю. М. Куклы в системе культуры // Избранные статьи в 3 т. Т. 1. / Ю. М. Лотман. -Таллинн, 1992. – С. 378-379. 36.Лысенко Л. Детская игрушка в первобытной культуре // Опыты исторических антропологических исследований: Сб. науч. работ студентов и аспирантов. – М.: ЭКОН, 2002. – С. 86–91. 37. Мифологии. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. – 320 с. 38.Олеша Ю.К. Три толстяка / Юрий Олеша; [худож. Л. Дурасов]. - Москва: Стрекоза, 1998. - 151 с. 39.Толстая Е. Д. Буратино и подтексты Алексея Толстого // Известия АН. Серия литературы и языка. 1997. Т. 56. № 2. С. 28 40.Толстой А. Н. Золотой ключик или Приключения Буратино. Л.: Детиздат, 1936. 127 с. 41. Фаис.О. Типология куклы// Куклы мира. - Москва., 2003. С.151-179.
Отрывок из работы

Глава 1. Исследование вопроса образа куклы 1.1. Культурно-историческое значение куклы Интерес к куклам, как к уменьшенным копиям человека, обнаруживается уже в цивилизациях Древнего Мира, что нашло свое отражение, прежде всего, в мелких скульптурах (палеолитические Венеры, а также в мифах о создании человека из природных материалов [Кухаренко В.А. Интерпретация текста. M.: Просвещение, 1988. С. 13]. К античности относится и упоминаемое Платоном представление о людях как о куклах-марионетках, управляемых божеством в театре теней. Новый всплеск интереса к кукольному искусству приходится на средние века – в это время люди были заинтересованы в создании искусственного человека – гомункулуса, что нашло продолжение в легендах о Франкенштейне и Големе [Кухаренко В.А. Интерпретация текста. M.: Просвещение, 1988. С. 13]. В русской литературе конца XVIII – начала XIX века гофмановский мотив человека-автомата, «живой статуи», куклы нашел отражение в рассказе «Пагубные последствия необузданного воображения» из цикла «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, где также речь идет о юноше, полюбившем прекрасную девушку-куклу. Автоматы и увлечение ими породило «вспышку мифологии куклы в эпоху романтизма» [Кухаренко В.А. Интерпретация текста. M.: Просвещение, 1988. С. 13]. Например, героиня «Песочного человека» Э. Т. А. Гофмана, Олимпия, в глазах обожающего ее Натанаэля – «одеревенелая и неподвижная» и тем не менее «прекрасная статуя» (ср. античную легенду о Пигмалионе, влюбившемся в статую).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg