Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Краеведческая экскурсия как форма внеклассной работы с младшими школьниками

natati2016 210 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 36 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.02.2018
Таким образом, в процессе написания курсовой работу на тему «Краеведческая экскурсия как форма внеклассной работы с младшими школьниками» были решены следующие задачи: 1. Рассмотрена сущность и содержание внеклассной работы в начальных классах, установлена взаимосвязь между содержанием и выбором формы проведения внеклассной работы; 2. Подробно рассмотрен вопрос о классификации форм внеклассной работы. Сделан вывод о том, что единого подхода в этом вопросе не существует, поскольку разные исследователи используют разные принципы при составлении типологии (в зависимости от содержания, в зависимости от количества участников и др.); 3. На основании анализа научной, методической и учебной литературы определены виды экскурсий, составлена их типология; 4. Анализ содержания экскурсионной формы работы позволяет прийти к выводу о большой роли экскурсии в воспитательной работе школьников. Кроме того, в условиях начальных классов, экскурсия остается единственным доступным средством для организации краеведческой работы детей; 5. Исходя из теоретических основ разработки экскурсий, составлен примерный план трех экскурсий по городу Пермь, посвященные посещению различных выставок Пермского краеведческого музея.
Введение

Внеклассная работа в школе является одним из главных инструментов воспитания. Современный учебный процесс выстроен таким образом, что в процессе урочной деятельности происходит в основном умственное развитие школьников – они получают новые знания, у них развиваются новые виды мышления, активно стимулируется формирование познавательного интереса и мотивации к обучению. В результате школьник получает новые знания, умения и навыки. Однако, как правило, после интенсивной учебной деятельности времени на воспитательную работу попросту не остается. Кроме того, реализация воспитательной программы в условиях классно-урочной системы затруднена в силу ограниченности учебных и методических средств, находящихся в распоряжении педагога. К числу таковых могут быть отнесены современные технические (компьютерные) средства и различные воспитательные мероприятия. В то же время, как показывает практика, наиболее сильное воспитательное значение в силу своей эмоциональной составляющей оказывают внеклассные формы работы. Таким образом, внеклассные формы работы в первую очередь, преследуют воспитательные цели, в то время как процесс обучения отодвигается как бы на второй план. Занимаются внеклассной формой работы непосредственно классные руководителя либо учителя по заданному предмету. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью увеличения роли и значения воспитательной работы в школе в условиях перехода к новой политической, идеологической и культурологической доктринам в государстве. Крах старой идеологической системы, произошедший в конце XX столетия и не последовавшее впоследствии становление новых культурных, политических и религиозных ценностей диктует острую необходимость в государственном регулировании этого процесса. Как известно, воспитание патриотизма, уважения к национальным традициям, культуре и собственному народу – это функция, прежде всего школы как основного инструмента для выполнения государственного социального заказа. Усвоенные в детстве, в особенности в младшей школе, представления о национальных и культурных традициях станут основой для формирования мировоззрения подрастающего поколения. В этой ситуации проведение воспитательной работы в школе предстает первоочередной задачей, а изучение и разработка методических основ внеклассной школьной работы представляется вполне актуальным. Степень разработанности вопросов форм и организации внеклассной работы имеет довольно внушительную историографию. Активная разработка проблем, связанных с внеурочной работой как средством воспитания началась примерно во второй половине XX столетия. Хронологически можно выделить два периода, соответствующих советскому и постсоветскому этапам. Для первого этапа характерна чрезмерная идеологизация исследований, для второго – преобладание личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании . Ряд специалистов сосредоточили свои усилия на разработке педагогически эффективных средств проведения внеклассных форм занятий. Преимущественно, к этой категории относятся работы 1960-80 г.г. прошлого столетия. Подчеркнем, что одной из основных форм организации внеклассной работы как составляющей воспитательного процесса рассматривалась деятельность учащихся в системе комсомольской организации. Необходимо отметить, что подавляющее большинство исследований и методических разработок было ограничено рамками старшей возрастной ступени школы и не занимались вопросами дошкольной внеклассной работы. С началом постсоветского этапа характер исследований изменился. Появились работы, рассматривающие теоретические аспекты гражданско-патриотического воспитания в школе . Тем не менее, месту и роли внеклассной работы в системе гражданского воспитания уделено непропорционально малое внимание . Большое количество научных статей и методических рекомендаций посвящено разработке внеклассной работы по отдельным направлениям, как учебным дисциплинам, так и факультативам . Объект исследования составляет краеведческая работа в процессе воспитание младших школьников. В качестве предмета исследования выступает организационно-педагогическое обеспечение реализации комплексного подхода в краеведческой работе младших школьников в процессе внеклассной работы. Цель курсовой работы – рассмотреть формы и организацию краеведческой работы в процессе воспитания младших школьников. Достижение поставленной цели возможно в результате решения следующих задач: 1. Рассмотреть формы организации внеклассной работы – основного средства организации краеведческой работы младших школьников; 2. Рассмотреть теоретические и методические принципы организации экскурсий для младших школьников; 3. Разработать примерный план краеведческих экскурсий по Пермскому краю для младших школьников. Выбор методов исследования напрямую обусловлен целями и задачами работы. По способу познания привлекаемые методы могут быть разделены на две группы: эмпирические и теоретические методы исследования. К эмпирическим методам относят следующие разновидности: наблюдение, беседы, рейтинг (оценки компетентных судей), педагогический консилиум, создание диагностических ситуаций, изучение литературы и педагогического опыта, тестирование, анкетирование, методы статистической обработки данных. К теоретическим методам, как правило, относят совокупность приемов и средств, направленных на творческое осмысление результатов. К числу теоретических методов принадлежат следующие разновидности: анализ, синтез, метод аналогий, моделирование, сравнение, классификацию, обобщение и систематизацию. Структура работы подчинена общей логике исследования, направлена на реализацию поставленных целей и задач работы. Таким образом, курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем текста составляет 35 страниц.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ с. 3 ГЛАВА 1 СТРУКТУРА И ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ с.7 ГЛАВА 2 ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ с.15 2.1 Теоретические основы организации экскурсий в школе с.15 2.2. Методика организации краеведческой экскурсии с.20 2.3 Примеры школьных краеведческих экскурсий с.24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ с.36
Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития (инновационный курс). – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – Кн. 1. -567 с. 2. Бердникова Е. М. Формы внеклассной работы по истории. – М. – 1965. – 340 с. 3. Внеклассная работа с учащимися. Методическое пособие для учителей и студентов. – Ангара: Ангарский педагогический колледж, 2010. – 36 с. 4. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: дис. …д-ра пед. наук. – Челябинск, 1996. – 229 с. 5. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 432 с. 6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. - М., 2003. – 203 с. 7. Забытова С. В. Изучение региональной истории в школе — Благовещенск, 2000. – 156 с. 8. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.. / Под ред.. акад. РАО А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 502 с. 9. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории: краеведение. – М.: Просвещение, 1975. – 192 с. 10. Клепинина 3.А., Чистова Л.П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека. – М., 1988. – 67 с. 11. Крыхтина С.Ю. Внеклассная работа в системе дополнительного образования / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. –Волгоград, 2009. –Вып. 10. – с. 105-109. 12. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 2001.- 607с. 13. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 300 с. 14. Миронов, А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 235 – 238. 15. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М.: Просвещение, 2007.- 158 с. 16. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе - М.: Академия, 2000. – 145 с. 17. Родин А. Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. – М. – 1961. 18. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000. – 312 с. 19. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с. 20. Холопова Л.И. Гражданское образование учащихся в учебно-воспитательном процессе школы: дис. …канд. пед. наук. – Томск, 2010. – 204.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 СТРУКТУРА И ФОРМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ Несмотря на свое кажущееся разнообразие, внеклассная работа с младшими школьниками подчинена определенной структуре, подчиненной общей логике образовательного процесса. Выделяют следующие компоненты в структуре внеурочной работы: познавательная деятельность, развлекательная деятельность, оздоровительно-спортивная деятельность, трудовая деятельность, творческая деятельность . Познавательная деятельность во внеурочной работе направлена на формирование познавательного интереса школьников и стимулированию мотивации к обучению, развитию учебных навыков. Такого рода деятельность является прямым продолжением урочной системы, может быть реализована с помощью различных организационных форм, включая разнообразные викторины, турниры, экскурсии в музей или на производство. Развлекательная деятельность предназначена для создания благоприятного психолого-эмоционального климата в коллективе, полноценного отдыха детей во время и после занятий. Синтез развлекательного и познавательного направлений является традиционным для организации внеклассной формы обучения. Оздоровительно-спортивная деятельность предназначена для полноценного развития детей, поскольку в младшем школьном возрасте наблюдается высокая потребность в движении. В то же время, от состояния здоровья ребенка в начальной школе зависит характер изменений в работе организма в будущем. Спортивно-оздоровительная деятельность в системе внеклассной работы реализуется через выезды на природу: день здоровья, спортивные соревнования, походы. Трудовое направление во внеклассной работе предполагает различные виды труда. Впрочем, реализация этого направления составляет некоторые сложности для учителя, тем не менее, в результате этой работы школьники привыкают к самостоятельной трудовой деятельности. Творческая деятельность подразумевает развитие творческого потенциала, раскрытие их наклонностей и интересов. Учитывая специфическое содержание внеклассной формы работы, отличное от классно-урочной системы, выделяют ряд требований к организации подобной деятельности . 1. При планировании внеклассной работы необходима постановка цели. В противном случае внеклассная работа превращается в формализованное мероприятие, которое не способствует становлению доверительных отношений между учителем и детьми, в результате воспитательный эффект полностью отсутствует и даже может иметь отрицательные результаты. 2. В примерный план внеклассного мероприятия необходимо включить предполагаемые результаты. С помощью такого приема появляется возможность грамотно сформулировать задачи, нацелив их на достижение ожидаемого результата. 3. В воспитательной внеклассной работе следует придерживаться позитивного подхода, ориентируясь на положительные качества каждого ребенка. Поскольку результаты воспитательной работы отложены на неопределенное время, то у педагога всегда есть возможность добиться положительного коллективного результата. Это становится возможным, если ученик с помощью учителя поверит в свои возможности и захочет стать лучше. 4. Педагог-организатор внеклассного мероприятия должен обладать высокими морально-этическими, личностными качествами, поскольку во внеклассной работе степень контакта между детьми и учителем выше, чем на уроке. Установление такого контакта невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внеклассной работе дети рассматривают своего учителя, прежде всего как личность, любого рода фальшь двусмысленность, корысть сразу становятся заметными. 5. Во время проведения внеклассной воспитательной работы учитель должен находиться в творческом поиске, находя и создавая новые формы, соответствующие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является обязательным условием внеклассной работы. Формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется ее содержание. Вопрос о принципах выделения форм внеклассной работы младших школьников неоднократно поднимался в специальной научной и методической литературе. Тем не менее, единого подхода к классификации форм на сегодняшний день не существует. Исследователи называют разные критерии выделения форм: по содержанию, по количеству участников, по предполагаемым целям.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
340 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg