Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

zac_shalamov 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
В результате решения первой задачи, мы рассмотрели современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. В исследовании были использованы труды Л.С. Выготского, А. Анастази, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой. В результате мы установили многообразие показателей психологической готовности к школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Введение

Актуальность исследования. Подготовка детей к школе в настоящее время остается одной из тех проблем, интерес к которой не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые возможности развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания значимости дошкольного детства у ребенка для последующего развития его как личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на готовность ребенка к школе и позволяет найти новые подходы к его дальнейшему изучению. Готовность ребенка к современному школьному образованию является совокупным результатом системы воспитания, направленной на полноценное личностное развитие каждого дошкольника. О готовности ребенка к школе свидетельствует проявление у него качественно новых черт, изменения в поведении, в отношении ребенка к себе и к окружающему миру. Именно эти изменения и достижения в развитии создают для ребенка необходимые предпосылки для начала хорошей учебной деятельности и вхождения в школьную жизнь. Процесс готовности к школе обусловлен, прежде всего, развитием ребенка через детские познавательные игры, через общение со взрослыми и детьми, через предметно – трудовую и художественную деятельность. Полноценная готовность ребенка обучению в школе свидетельствует, с одной стороны, о его личностных показателях развития в дошкольный период, а с другой стороны является базовым уровнем для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию участия в учебной деятельности. В нашей стране изучение этой проблемы занимаются очень давно. Начиная с двадцатых годов нашего века, она становится предметом для специального обучения. Так же данная проблема попутно рассматривается в исследованиях других вопросов. С уверенностью можно сказать, что большинство наиболее крупных исследователей в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе, затрагивали проблему готовности к школьному обучению. Это связано прежде всего с физиологическим, психологическим, социально-личностным развитием ребенка дошкольного возраста и его индивидуальными особенностями. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий, которые отражены в работах таких ученых, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г.М. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др. В настоящее время интерес к данной проблеме не исчезает, а происходит все более глубокая ее разработка. Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе. Предмет исследования: мотивационная, произвольная и речевая сфера как одни из критериев психологической готовности ребенка к школе. Цель исследования: исследование психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. Гипотеза исследования - готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе обусловлена развитием мотивационной, произвольной и речевой сфер. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования; 2. Выявить возрастные особенности психологической готовности детей к школе; 3. Изучение диагностических методик и выявление уровней по психологической готовности детей к школе; 4. Разработка мероприятий по улучшению психологической готовности к школьному обучению. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; диагностические, анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов. Методологические и теоретические основы работы составили: принцип единства сознания и деятельности, принцип системности, принцип детерминизма и активности сознания личности. Теоретическая значимость исследования: – обобщены концепции о психологической готовности к школе; – в исследовании последовательно применён системный подход, позволивший выявить особенности детей дошкольного возраста в контекст понятия «психологическая готовность к школе». Практическая значимость исследования: подобраны диагностические методики по выявлению психологической готовности детей дошкольного возраста к школе. База исследования: Монтессори-сад «Гнёздышко». В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста 5-6 лет, в количестве 20 человек.
Содержание

Введение…………………………………………………………….......….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1. Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе…………………………………………..…………….6 1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста………...…9 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ 2.1. Диагностика уровней психологической готовности к школе у детей 5-6 лет …………………………………………………………..……………….15 2.2. Рекомендации по повышению уровня психологической готовности к школе детей 5-6 лет ………………………………………………….……...20 Заключение…………………………………………………………….…27 Список литературы……………………………………………….……..29 Приложения ………………………………………………………..…….32
Список литературы

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1999. – 148 с. 2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М., 2006. – 98 с. 3. Божович, Л.И. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина // Известия АПН РСФСР. Вып. 36. - 2004. – С. 14–21. 4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности / Л.И. Божович – М.: Воронеж, 2005. – 164 с. 5. Бородина, Г.В. Еще раз о готовности к школе / Г.В. Бородина// Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - №10. – С. 19–25. 6. Борозинец, Н.М. К вопросу психологической готовности к школе детей с трудностями в обучении / Н.М. Борозинец// Вопросы психологии. – 2007. - №2. – С. 56–61. 7. Венгер, А. Л. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / А.Л. Венгер. – М., МГУ, 2006. – 96 с. 8. Венгер, А. Л. Как дошкольник становится школьником? / А.Л. Венгер// Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С. 66–74. 9. Витилах, Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике / Г. Витилах// Психодиагностика: теория и практика. – М.: МГУ, 2006. – 126 с. 10. Волкова, Е.Т. Готов ли ребенок к школе / Е.Т. Волкова// Дошкольное воспитание. - 2010. - №12. – С. 17–20. 11. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. М.: МПГУ, 1992. – 48 с. 12. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 5–6 лет к школьному обучению / Н.И. Гуткина. – М.: МГУ, 2007. – 154 с. 13. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - М.: МГУ, 2008. – 64 с. 14. Гуцалюк, Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе / Л.Б. Гуцалюк// Начальная школа. – 2008. - №4. – С. 11–13. 15. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., «Наука», 2004. -87 с. 16. Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе / Л.А. Дмитриевская// Начальная школа. - 2010. - №12. – С. 17–20. 17. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба / И.В. Дубровина – М., МГУ, 2008. – 68 с. 18. Залесский, Г.Е. Психология мировоззрения и убеждении личности / Г.Е. Залесский – М.: МПГУ, 2005. – 82 с. 19. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: «Наука», 2009. – 96 с. 20. Копылева, И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни? / И.Н. Копылева// Начальная школа. - 2002. - №1. – С. 96–100. 21. Костикова, М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению / М.Н. Костикова. – М., МГУ, 2010. – 86 с. 22. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М., МГУ, 2011. – 84 с. 23. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: МГУ, 2011. – 94 с. 24. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /А.К. Маркова. – М.: «Наука», 2014. – 82 с. 25. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: МГУ, 2010. – 126 с. 26. Практическая психология образования // под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Наука, 2009. – 248 с. 27. Рыбина, Э. Готов ли ребёнок к школьному обучению? / Э. Рыбина// Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. – С. 25–28. 28. Смирнова, Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению / Б.О. Смирнова// Результаты психологических исследований – в практику обучения и воспитания. – М.: МГУ, 2010. – 97 с. 29. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин – М.: МГУ, 2010. – 286 с. 30. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б.Эльконин – М.: МГУ, 2009. – 128 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 1.1. Современные подходы к проблеме психологической готовности детей к обучению в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников [5, с.21]. Существуют различные теории зарубежных и отечественных психологов, изучающих психологическую готовность к школе. В отечественной психологии, а именно, в работах: А. Анастази, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина , Н.Г. Салминой , Е.Е. Кравцовой « детально проработаны проблемы готовности к школьному обучению» [2, с.54]. Л.И.Божович в теоретических работах основной упор делалa на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же «позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план» [4, с.98]. В работе «Этапы формирования личности» Л.И.Божович были выделены две группы мотивов учения: 1) широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений; 2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» [4, с.123]. Полноценная учебная «мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется конкретно только внутри учебной деятельности» [17, с.37]. Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, выделял «необходимые предпосылки учебной деятельности». Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры: – «умение детей сознательно подчинять свои действия правилу; – умение ориентироваться на заданную систему требований; – умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; – умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу» [29, с.147]. Эти параметры являются частью психологической готовности к школе и направлены на развитие произвольности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 31 страница
350 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 48 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
800 руб.
Курсовая работа, Психология, 34 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg