Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Изучение сформированности художественного восприятия у старших дошкольников

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
В процессе исследования было уточнено содержание понятий: По мнению Сластенина В. А. – восприятие — это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Е. М. Марков описывает художественное восприятие как «вхождение в созданную автором ситуацию и внутреннее действие в рамках поведения персонажей, мысленно перевоплощаться в них с помощью воображения.
Введение

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой — воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. В ФГОС ДО отмечается, что приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. [2, c 7-8] В процессе формирования художественного восприятия у детей старшего возраста формируются способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Педагогически верно построенный процесс позволяет развить у детей интерес к художественной литературе, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов. Изучением художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста занимались такие исследователи как Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, О. М. Дьяченко, Н. М. Аксарина, М. М. Алексеев, В. И. Яшина, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, А. К. Бондаренко и др. Методические аспекты формирования художественного восприятия детей дошкольного возраста рассматриваются в исследования Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, А.Д. Кошелевой Вопросы, связанные с поиском наиболее эффективных методов, приемов и средств формирования художественного восприятия у старших дошкольников были раскрыты на основе изучения трудов отечественных педагогов, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение опыта работы воспитателей дошкольного учреждения позволил выделить противоречие между тем, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать художественное восприятия и тем, что в дошкольных образовательных организациях эта работа ведется не систематически, а такое эффективное средство как художественная литература используется эпизодически. В работе введены ограничения, будет изучаться художественное восприятие литературных произведений. Цель работы: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать проект технологии по формированию художественного восприятия литературных произведений у старших дошкольников. Объектом исследования: процесс литературного образование детей дошкольного возраста. Предметом исследования: формирование художественного восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс формирования художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста может быть более успешным, если: - определено содержание понятия «художественное восприятие литературных произведений»; - разработать проект педагогической технологии формирования художественного восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного на основе исходного уровня его сформированности, который состоит из целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико-результативного блоков. Задачи исследования: 1. Уточнить содержание понятий: «восприятие», «художественное восприятие», «художественное восприятие литературных произведений». 2. Проанализировать состояние проблемы по литературному образованию детей дошкольного возраста в психолого-педагогической, методической литературе. 3. Определить критерии, показатели, уровни сформированности художественного восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного. 4. Методически обосновать разработанный проект технологии формирования художественного восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного возраста на основе исходного уровня его сформированности. Методы исследования: ? теоретические методы: анализ источников по проблеме, сравнение; обобщение; систематизация; ? эмпирические методы: констатирующий этап эксперимента. Методологическая основа исследования: ? исследования по литературному образованию детей дошкольного возраста (З.А. Гриценко, В. Ф. Габдулхаков, Н.Г. Пантелеева, М. М. Яшина, В.Я. Алексеева, В. Я Фишер, М. А. Кухар, Е.А Флерина и др.); ? труды по формированию художественного восприятия литературных произведений у детей дошкольного возраста (Л.М. Гурович, В.И. Логинова, О.С. Ушакова и др.) Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный проект педагогической технологии формирования художественного восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного может быть использован в практике ДОУ. Этапы исследования: На первом этапе (сентябрь-октябрь 2018 г.) изучалась и анализировалась научная психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме сформированности художественного восприятия. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу. На втором этапе (ноябрь 2018 г. – февраль 2019 г.) проводилась систематизация материалов по проблеме сформированности художественного восприятия литературных произведений; подбирался материал для изучения процесса и результатов работы сформированности художественного восприятия литературных произведений у старших дошкольников. (диагностический инструментарий констатирующего этапа эксперимента). На третьем этапе (март – май 2019 г.) проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий эксперимент), осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных, формулирование выводов; на основе теоретико-экспериментального исследования разрабатывался проект технологии формирования художественного восприятия литературных произведений у старших дошкольников, оформлялись результаты исследования. База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ДСОВ «Семицветик» пгт. Андра. В эксперименте участвовали дети старшей группы в количестве 20 человек, 4 воспитателя, 20 родителей. Структура работы выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы сформированности художественного восприятия у старших дошкольников. 7 1.1 Литературное образование детей дошкольного возраста. 7 1.2 Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста. 14 1.3 Состояние проблемы по формированию художественного восприятия литературных произведений у детей старшего дошкольного возраста. 20 Выводы по первой главе 24 Глава 2. Экспериментальная работа по изучению сформированности художественного восприятия литературных произведений у старших дошкольников 25 2.1. Методика констатирующего эксперимента. 25 2.2 Уровни сформированности художественного восприятия литературных произведений у старших дошкольников 28 2.3. Анализ практики сформированности художественного восприятия литературных произведений у старших дошкольников 31 2.4. Проект педагогической технологии формирования художественного восприятия литературных произведений старших дошкольников 34 Выводы по второй главе 47 Заключение 48 Литература 50
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/60080-fgos-osnovnogo-bshchego-obrazovaniya-s-izmeneniyami-i-dopolneniyami-2018. 2. Борев, Ю. Б. Эстетика/Ю. Б. Бореев. — М.: Политиздат, 2002. — 393с 3. Габдулхаков В. Ф. Литературное образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный университет (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. 132 с. 4. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2012— 72 с. 5. Гриценко З. А. Литературное образование дошкольников : учебник для студ. учреждений высшее. проф. образования — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. —352 с. 6. Гриценко 3.А. Детская литература и методика приобщения к чтению [Текст]. –М.: Изд. Центр «Академия, 2004. 7. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга: Кн. для воспитателя дет. сада/Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова; Под ред. В. И. Логиновой. М. Просвещение, 1992. — 64 с. 8. «ДЕТСТВО» Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с. 9. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения//Избранное. Псих. труды. -М.: Педагогика, 2009. -128 с. 10. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 176 с. 11. «ИЗ ДЕТСТВА – В ОТРОЧЕСТВО» Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей от 1года до 7 лет Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. и др.- 303с. 12. Капринская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 2002. 400 с 13. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — № 12. — 2013. — С. 13–19. 14. Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д.Кошелева, В.И.Перегуда, О.А.Шаграева; Под ред. О.А.Шаграевой, С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с. 15. Куксова Н.А.Художественное чтение в детском саду. — Минск: Нар.асвета, 2012 — 230 с. 16. Кутузов А. Г. Программа по литературе для образовательных учреждений – издательство «Дрофа» 2015. - 78с. 17. Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 707-709. — URL https://moluch.ru/archive/101/22975/ (дата обращения: 30.04.2019). 18. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с 19. Неверова А. А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.)—М.: Буки-Веди, 2015. — С. 44-48. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9068/ (дата обращения: 03.05.2019). 20. Пантелеева П.Г. “ Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования” : научная статья из журнала “ Современное дошкольное образование. Теория и практика”. Ред. от 4.09. 2015 г. Стр. 53 21. Психология и педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 574 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-6715-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/444141 (дата обращения: 28.05.2019). 22. Психология и педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Г. Милорадова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 307 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08986-8. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434729 (дата обращения: 28.05.2019). 23. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 1. Психология: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Сластенин [и др.]; ответственный редактор В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03521-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437037 (дата обращения: 28.05.2019). 24. «РАЗВИТИЕ» Образовательная программа дошкольного образования /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера 2016г. 173 с 25. Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Mеждунар. науч.конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – Санкт-Петербург: Реноме, 2014. стр 62 26. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи¬лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с. 27. Ушакова О.С., Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. -М.: ТЦ Сфера,2017. -288с 28. Фишер В.Я., М. А. Кухар “Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования”: научная статья из журнала Вестник ТГПУ. Ред. от 24.01.2014. Стр. 147 29. Федотова Л. С. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 114-116. — URL https://moluch.ru/archive/117/32703/ (дата обращения: 02.06.2019). 30. Чудинова В.П. Детское чтение. М.: Ком Книга. 2007. 131 с. 31. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М: Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с. — (Сер. Бакалавриат). ISBN 978-5-7695-9603-2
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СФОРМИРОВАННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Литературное образование детей дошкольного возраста Литературное образование дошкольников по мнению Ушаковой О.С.–процесс приобщения к литературному наследию, а также процесс ознакомления с художественной литературой. Литературное образование по мнению А.Г. Кутузовой, – это освоение литературы как искусства слова. Автор подчеркивает в литературном образовании единство трёх компонентов: творчество - сотворчество – знание и умение. [15 с.2] Пантелеева В.Г. определяет литературное образование дошкольника как процесс овладения всеми богатствами родного языка, культурой общения, умением вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками, пользоваться речевым этикетом. [21 c. 53] Исходя из данных определений, взятых из различных источников, было выявлено, что литературное образование - это один из компонентов образования, основанный на освоении художественного текста и литературоведческих терминов. Формирование гармоничной личности ребенка, его самостоятельности и социальной значимости всегда были предметом особого внимания всех социальных институтов, среди которых важнейшую роль играет детский сад первый уровень образования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg