Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
Курсовая работа была посвящена теме «Влияние стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению». Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимоотношений детей с родителями и влияние стиля родительского отношения на детей в период подготовки к школе все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение его к родителям, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и т.д. Внутрисемейные взаимоотношения играют важную роль в психическом развитии ребенка, формировании его характера в период подготовки к школе.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Одним из переломных моментов является его переход из детского сада в первый класс. Период подготовки к школе знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Начинается переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения. В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психологических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Проблема взаимоотношений детей с родителями и влияние стиля родительского отношения на детей в период подготовки к школе все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение его к родителям, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и т.д. Внутрисемейные взаимоотношения играют важную роль в психическом развитии ребенка, формировании его характера в период подготовки к школе. Педагогами и психологами накоплен огромный опыт работы в сфере детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкий и др.). Особенности внутрисемейных отношений изучали Е.В. Буренкова, Ю. Гиппенрейтер, Н.А. Довгая, М.И. Лисина и др. В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л.И. Божович, Л.А. Венгерa, Л.С. Выготского и др. Значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Т. И. Митичева, Я. А. Шадрина). Несмотря на актуальность проблемы исследования, в настоящее время сложилось противоречие между необходимостью психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению и недостаточной теоретической разработанностью и методической оснащённостью данного вопроса в профессиональной деятельности педагога-психолога. С учетом данного противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. Цель – изучить влияние стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению. Объект исследования – дети дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению. В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное исследование влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению позволит выявить нарушения во взаимоотношениях детей с родителями в период подготовки к школе и на этой основе разработать программу психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению направленную на: оптимизацию стилей родительского отношения; овладение родителей и детей навыками конструктивного взаимодействия, установление доверительного контакта; формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми; повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания ребенка; улучшение взаимоотношений детей и родителей. В соответствии с целью, предметом, гипотезой были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить готовность к школьному обучению как проблему современного психолого-педагогического знания; 2. Раскрыть роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школьному обучению и рассмотреть основные направления психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению; 3. Изучить особенности влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению; 4. Разработать программу психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. Методологической основой исследования послужили основные положения педагогики, психологии, философии об обусловленности развития личности, взаимодействия с окружающими; об обусловленности развития личности ребёнка окружающей средой и, прежде всего, семьей; о деятельности как активной форме взаимодействия и о человеке, как субъекте деятельности, способном оказывать воздействие на другого человека; принцип учёта индивидуальных особенностей в рамках определённого возрастного периода; личностно-ориентированный подход в процессе изучения готовности ребенка к школьному обучению. Теоретической основой исследования послужили идеи отечественных и зарубежных исследователей А. Л. Венгер, М.В.Гамезо, В.С.Герасимовой, Л.М. Орловой и др., раскрывающих особенности старшего дошкольного возраста; исследования Л.И. Божович, А. Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожец, У.В. Ульенковой и др. по проблеме готовности к школьному обучению; работы Е.В. Буренковой, Н.А. Довгой, М.И. Лисиной, Т. И. Митичевой, А.В. Петровского, А.В. Усовой, Я. А. Шадриной и др. раскрывающих особенности влияния семьи на процесс готовности ребенка к школьному обучению; труды Э.Л. Дугаровой, Н.Т. Колесник, В.С. Мухиной, Ю. Хямяляйнен и др. рассматривающих основные направления психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. В работе использовались следующие методы исследования: - теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование. - методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных. Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ №16 «Ландыш» г. Арзамаса Нижегородской обл. В состав испытуемых вошли дошкольники подготовительной группы, в возрасте 6-7 лет, в количестве 20 человек, из них 7 мальчиков и 13 девочки, и их родители в возрасте от 30 до 41 года в количестве 20 человек, из них 15 матерей и 5 отцов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём изучена готовность к школьному обучению как проблема современного психолого-педагогического знания; раскрыта роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школьному обучению и рассмотрены основные направления психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены особенности влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению; разработана программа психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. Материалы исследования могут быть использованы для практического применения в работе педагогов-психологов, социальных педагогов и студентов педагогических ВУЗов на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке психологов, социальных педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. ?
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению..…….7 1.1. Готовность к школьному обучению как проблема современного психолого-педагогического знания ……………………………………………..7 1.2. Роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школьному обучению…………………………………………………………………………13 1.3. Основные направления психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению…………………..………19 Выводы по главе 1……………………………………………………………….27 Глава 2. Влияние стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению……………………………………………………………29 2.1. Методы и процедура исследования………………………………………...29 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………..…….35 2.3. Программа психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению……………………………...……41 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….45 Заключение……………………………………………………………………….47 Литература……………………………………………………………………….53 Приложения……………………………………………………………………...58
Список литературы

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. – М.: Наука, 2009. – 412 С. 2. Авсеенко, Н.В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.В. Авсеенко. – Мурманск, 2011. – 24 С. 3. Алоева, М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. / М.А. Алоева. - Ростон-на-Дону: Феникс. – 2007. – 156 С. 4. Андреева, Т.В. Семейная психология [Текст]: Учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 244 С. 5. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. / Е.П. Арнаутова. - М., 2002. – 189 С. 6. Афанасьев, И.В. Воспитание в семье [Текст] / И.В. Афанасьев // Семья и школа. – 2013. – № 3. – С. 12 – 19. 7. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход/Л. П. Баданина //Начальная школа плюс До и После.-2007.-N 12. - С. 59-62. 8. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М., 2009. – 144 С. 9. Безруких, М.М. Физическое и психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Наука, 2010. – 312 С. 10. Бережнова, О.В. Работа с семьёй при подготовке детей к школе / О.В. Бережнова. – М., 2011. – 127 С. 11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2007. – 399 С. 12. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. / Дж. Боулби. - М., 2004. – 167 С. 13. Брагина, Е. А. Первые итоги психолого-педагогического мониторинга как средства анализа психологического самочувствия первоклассников./Е. А. Брагина // Методист.-2003.-N 5. - С. 23-28 14. Брагина, Е. А. Первые итоги психолого-педагогического мониторинга как средства анализа психологического самочувствия первоклассников./Е. А. Брагина // Методист.-2003.-N 5. - С. 23-28 15. Браун, Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии [Текст] / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2011. – 167 С. 16. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. / Г.В. Бурменкая. - М., 2007. – 244 С. 17. Валитова, И.Е. Психология развития ребенка [Текст] / И.Е. Валитова. - М.: Наука, 2012. – 427 С. 18. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / А. Я. Варга. – СПб. : Речь, 2011. – 361 С. 19. Васильева, К.И. Отношения детей старшего дошкольного возраста с родителями [Текст] / К.И. Васильева // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. С. 21– 28. 20. Веденов, А.В. Вопросы воспитания и психологическая наука [Текст] / А.В. Веденов // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 9 – 17. 21. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи / В. Вершинин. // Народное образование. - 2002. - № 8. – С. 55-61 22. Виноградова, Н. 1-й класс - это серьезно!/Н. Виноградова //Начальная школа: газ. издательского дома "Первое сентября".-2007.-N 13. - С. 2-5. 23. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. – 197 с. 24. Волжина, О.И. Аксиологическая концепция семьи / О.И. Волжина // Мир образования — образование в мире. - 2001. - № 4. – С. 81-84 25. Волкова, М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М.В. Волкова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. - 2016. - С. 334-337. 26. Воробьева, И.Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 54. - С. 260-263. 27. Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов/Е. Н. Герц, Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы.-2008.-N 4. - С. 59-66. 28. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №3. – С. 81–84. 29. Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А. Давыдова. – М., 2010. – 181 С. 30. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005. – 245 С. 31. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005. – 89 С. 32. Завязкин, О.В. Увлекательно готовимся к школе / О.В. Завязкин. – М., 2010. – 144 С. 33. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. / В. Зайцев. - М.: «Первое сентября» - 2008. – 156 С. 34. Зайцева, В. Первый раз в первый класс, или как важно быть готовым/В. Зайцева // Здоровье детей: газ. издательского дома "Первое сентября".-2007.-N 17. - С. 12-15. 35. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77. 36. Королева ,О. Ф. Адаптационный период в первом классе/О. Ф. Королева // Образование в современной школе.-2003.-N 6. - С. 37- 45. 37. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14. 38. Лопатина, Д. Советы школьного администратора родителям первоклассника / Д. Лопатина // Директор школы.-2005.-N 2. - С. 82- 85. 39. Особенности организации обучения в адаптационный период. Первый класс //Начальное образование.-2006.-N 4. – С.. 3-7. 40. Павлов, И. Хочу учиться!: Родителям о психологической подготовке ребёнка к школе / И. Павлов. – М., 2008. – 175 С. 41. Педагогические условия реализации адаптационного периода в 1-м классе школ развивающего обучения // Начальная школа: газ. издательского дома "Первое сентября" .-2007.-N 17. - С. 40-44. 42. Первушина, Е.В. Выжить в начальной школе. Как?: Книга для умных родителей / Е.В. Первушина. – М., 2010. – 154 С. 43. Простатина, О. Ю. Адаптация первоклассников к школе/О. Ю. Простатина // Справочник классного руководителя .-2007.-N 8. - С. 6-14 44. Рахновская, И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников/И. В. Рахновская. - М.:Школьная Пресса, 2005. – 218 С. 45. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003. – 267 С. 46. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе / С.И. Семенака. – М., АРКТИ ,2006. – 203 С. 47. Смирнова, Е.О., Быкова, М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнов, М.В. Быкова. // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- С.3- 9. 48. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. / Е.А. Стебелева.– М.: Просвещение, 2007. – 309 С. 49. Ушакова, Е.М. Как избавить ребенка от тревожности / Е.М. Ушакова // Директор школы. – 2006. - № 7. – С. 99-101 50. Физиология развития ребёнка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фербер. – М., 2010. – 318 С.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению 1.1. Готовность к школьному обучению как проблема современного психолого-педагогического знания Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе [13, с. 18]. Под готовностью к школьному обучению следует понимать «совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому их организованному обучению. Готовность к школьному обучению обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.» [6, с. 284].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 22 страницы
2000 руб.
Курсовая работа, Психология, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Психология, 37 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Психология, 28 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg