Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Влияние стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
Курсовая работа была посвящена теме «Влияние стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению». Актуальность исследования заключается в том, что проблема взаимоотношений детей с родителями и влияние стиля родительского отношения на детей в период подготовки к школе все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение его к родителям, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и т.д. Внутрисемейные взаимоотношения играют важную роль в психическом развитии ребенка, формировании его характера в период подготовки к школе.
Введение

Актуальность исследования заключается в том, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Одним из переломных моментов является его переход из детского сада в первый класс. Период подготовки к школе знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение к взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Начинается переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения. В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психологических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Проблема взаимоотношений детей с родителями и влияние стиля родительского отношения на детей в период подготовки к школе все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков. При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение его к родителям, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий и т.д. Внутрисемейные взаимоотношения играют важную роль в психическом развитии ребенка, формировании его характера в период подготовки к школе. Педагогами и психологами накоплен огромный опыт работы в сфере детско-родительских отношений (А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкий и др.). Особенности внутрисемейных отношений изучали Е.В. Буренкова, Ю. Гиппенрейтер, Н.А. Довгая, М.И. Лисина и др. В отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению проанализирована в работах Л.И. Божович, Л.А. Венгерa, Л.С. Выготского и др. Значимость для ребёнка детско-родительских отношений в сложный для него период начала школьного обучения подчёркивается многими авторами (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Т. И. Митичева, Я. А. Шадрина). Несмотря на актуальность проблемы исследования, в настоящее время сложилось противоречие между необходимостью психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению и недостаточной теоретической разработанностью и методической оснащённостью данного вопроса в профессиональной деятельности педагога-психолога. С учетом данного противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы возможности психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. Цель – изучить влияние стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению. Объект исследования – дети дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению. В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное исследование влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению позволит выявить нарушения во взаимоотношениях детей с родителями в период подготовки к школе и на этой основе разработать программу психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению направленную на: оптимизацию стилей родительского отношения; овладение родителей и детей навыками конструктивного взаимодействия, установление доверительного контакта; формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми; повышение педагогической компетенции родителей по вопросам воспитания ребенка; улучшение взаимоотношений детей и родителей. В соответствии с целью, предметом, гипотезой были сформулированы следующие задачи: 1. Изучить готовность к школьному обучению как проблему современного психолого-педагогического знания; 2. Раскрыть роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школьному обучению и рассмотреть основные направления психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению; 3. Изучить особенности влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению; 4. Разработать программу психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. Методологической основой исследования послужили основные положения педагогики, психологии, философии об обусловленности развития личности, взаимодействия с окружающими; об обусловленности развития личности ребёнка окружающей средой и, прежде всего, семьей; о деятельности как активной форме взаимодействия и о человеке, как субъекте деятельности, способном оказывать воздействие на другого человека; принцип учёта индивидуальных особенностей в рамках определённого возрастного периода; личностно-ориентированный подход в процессе изучения готовности ребенка к школьному обучению. Теоретической основой исследования послужили идеи отечественных и зарубежных исследователей А. Л. Венгер, М.В.Гамезо, В.С.Герасимовой, Л.М. Орловой и др., раскрывающих особенности старшего дошкольного возраста; исследования Л.И. Божович, А. Л. Венгера, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожец, У.В. Ульенковой и др. по проблеме готовности к школьному обучению; работы Е.В. Буренковой, Н.А. Довгой, М.И. Лисиной, Т. И. Митичевой, А.В. Петровского, А.В. Усовой, Я. А. Шадриной и др. раскрывающих особенности влияния семьи на процесс готовности ребенка к школьному обучению; труды Э.Л. Дугаровой, Н.Т. Колесник, В.С. Мухиной, Ю. Хямяляйнен и др. рассматривающих основные направления психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. В работе использовались следующие методы исследования: - теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; - эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование. - методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных. Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ №16 «Ландыш» г. Арзамаса Нижегородской обл. В состав испытуемых вошли дошкольники подготовительной группы, в возрасте 6-7 лет, в количестве 20 человек, из них 7 мальчиков и 13 девочки, и их родители в возрасте от 30 до 41 года в количестве 20 человек, из них 15 матерей и 5 отцов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём изучена готовность к школьному обучению как проблема современного психолого-педагогического знания; раскрыта роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школьному обучению и рассмотрены основные направления психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены особенности влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению; разработана программа психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению. Материалы исследования могут быть использованы для практического применения в работе педагогов-психологов, социальных педагогов и студентов педагогических ВУЗов на спецкурсах, курсах по выбору, по подготовке психологов, социальных педагогов, воспитателей детских дошкольных учреждений. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. ?
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению..…….7 1.1. Готовность к школьному обучению как проблема современного психолого-педагогического знания ……………………………………………..7 1.2. Роль семейного воспитания в подготовке ребенка к школьному обучению…………………………………………………………………………13 1.3. Основные направления психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению…………………..………19 Выводы по главе 1……………………………………………………………….27 Глава 2. Влияние стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению……………………………………………………………29 2.1. Методы и процедура исследования………………………………………...29 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования………………..…….35 2.3. Программа психолого-педагогической помощи родителям в период подготовки ребёнка к школьному обучению……………………………...……41 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….45 Заключение……………………………………………………………………….47 Литература……………………………………………………………………….53 Приложения……………………………………………………………………...58
Список литературы

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] / В.В. Абраменкова. – М.: Наука, 2009. – 412 С. 2. Авсеенко, Н.В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.В. Авсеенко. – Мурманск, 2011. – 24 С. 3. Алоева, М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. / М.А. Алоева. - Ростон-на-Дону: Феникс. – 2007. – 156 С. 4. Андреева, Т.В. Семейная психология [Текст]: Учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 244 С. 5. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. / Е.П. Арнаутова. - М., 2002. – 189 С. 6. Афанасьев, И.В. Воспитание в семье [Текст] / И.В. Афанасьев // Семья и школа. – 2013. – № 3. – С. 12 – 19. 7. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход/Л. П. Баданина //Начальная школа плюс До и После.-2007.-N 12. - С. 59-62. 8. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М., 2009. – 144 С. 9. Безруких, М.М. Физическое и психическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Наука, 2010. – 312 С. 10. Бережнова, О.В. Работа с семьёй при подготовке детей к школе / О.В. Бережнова. – М., 2011. – 127 С. 11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2007. – 399 С. 12. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. / Дж. Боулби. - М., 2004. – 167 С. 13. Брагина, Е. А. Первые итоги психолого-педагогического мониторинга как средства анализа психологического самочувствия первоклассников./Е. А. Брагина // Методист.-2003.-N 5. - С. 23-28 14. Брагина, Е. А. Первые итоги психолого-педагогического мониторинга как средства анализа психологического самочувствия первоклассников./Е. А. Брагина // Методист.-2003.-N 5. - С. 23-28 15. Браун, Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии [Текст] / Дж. Браун, Д. Кристенсен. – СПб.: Питер, 2011. – 167 С. 16. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. / Г.В. Бурменкая. - М., 2007. – 244 С. 17. Валитова, И.Е. Психология развития ребенка [Текст] / И.Е. Валитова. - М.: Наука, 2012. – 427 С. 18. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия [Текст] / А. Я. Варга. – СПб. : Речь, 2011. – 361 С. 19. Васильева, К.И. Отношения детей старшего дошкольного возраста с родителями [Текст] / К.И. Васильева // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. С. 21– 28. 20. Веденов, А.В. Вопросы воспитания и психологическая наука [Текст] / А.В. Веденов // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 9 – 17. 21. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи / В. Вершинин. // Народное образование. - 2002. - № 8. – С. 55-61 22. Виноградова, Н. 1-й класс - это серьезно!/Н. Виноградова //Начальная школа: газ. издательского дома "Первое сентября".-2007.-N 13. - С. 2-5. 23. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. – 197 с. 24. Волжина, О.И. Аксиологическая концепция семьи / О.И. Волжина // Мир образования — образование в мире. - 2001. - № 4. – С. 81-84 25. Волкова, М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М.В. Волкова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. - 2016. - С. 334-337. 26. Воробьева, И.Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 54. - С. 260-263. 27. Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов/Е. Н. Герц, Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы.-2008.-N 4. - С. 59-66. 28. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №3. – С. 81–84. 29. Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А. Давыдова. – М., 2010. – 181 С. 30. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005. – 245 С. 31. Доронова, Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. / Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005. – 89 С. 32. Завязкин, О.В. Увлекательно готовимся к школе / О.В. Завязкин. – М., 2010. – 144 С. 33. Зайцева В. 7 лет - не только начало школьной жизни. / В. Зайцев. - М.: «Первое сентября» - 2008. – 156 С. 34. Зайцева, В. Первый раз в первый класс, или как важно быть готовым/В. Зайцева // Здоровье детей: газ. издательского дома "Первое сентября".-2007.-N 17. - С. 12-15. 35. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого – педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. – 2004. – N7. – с.66 – 77. 36. Королева ,О. Ф. Адаптационный период в первом классе/О. Ф. Королева // Образование в современной школе.-2003.-N 6. - С. 37- 45. 37. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14. 38. Лопатина, Д. Советы школьного администратора родителям первоклассника / Д. Лопатина // Директор школы.-2005.-N 2. - С. 82- 85. 39. Особенности организации обучения в адаптационный период. Первый класс //Начальное образование.-2006.-N 4. – С.. 3-7. 40. Павлов, И. Хочу учиться!: Родителям о психологической подготовке ребёнка к школе / И. Павлов. – М., 2008. – 175 С. 41. Педагогические условия реализации адаптационного периода в 1-м классе школ развивающего обучения // Начальная школа: газ. издательского дома "Первое сентября" .-2007.-N 17. - С. 40-44. 42. Первушина, Е.В. Выжить в начальной школе. Как?: Книга для умных родителей / Е.В. Первушина. – М., 2010. – 154 С. 43. Простатина, О. Ю. Адаптация первоклассников к школе/О. Ю. Простатина // Справочник классного руководителя .-2007.-N 8. - С. 6-14 44. Рахновская, И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем: пособие для практических психологов по адаптации первоклассников/И. В. Рахновская. - М.:Школьная Пресса, 2005. – 218 С. 45. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003. – 267 С. 46. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе / С.И. Семенака. – М., АРКТИ ,2006. – 203 С. 47. Смирнова, Е.О., Быкова, М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнов, М.В. Быкова. // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- С.3- 9. 48. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. / Е.А. Стебелева.– М.: Просвещение, 2007. – 309 С. 49. Ушакова, Е.М. Как избавить ребенка от тревожности / Е.М. Ушакова // Директор школы. – 2006. - № 7. – С. 99-101 50. Физиология развития ребёнка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фербер. – М., 2010. – 318 С.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические подходы к изучению проблемы влияния стиля семейного воспитания на готовность ребенка к школьному обучению 1.1. Готовность к школьному обучению как проблема современного психолого-педагогического знания Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе [13, с. 18]. Под готовностью к школьному обучению следует понимать «совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому их организованному обучению. Готовность к школьному обучению обусловлена созреванием организма ребёнка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.» [6, с. 284].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg