Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие самоотношения подростков, склонных к девиантному поведению

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
Проблема формирования самоотношения в подростковом возрасте является актуалъной и значимой. В настоящее время генезис самоотношения, его содержание и структура оказывают решающее значение на формирование целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности. Необходимо отметитъ, что подростковый возраст – пик проявления девиантных форм поведения, которые в последние годы приобрели массовый характер
Введение

Актуальностъ исследования: современное состояние общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности подростка. Самым значимым показателем выступает все более распространяющееся среди подростков девиантного поведения в различных формах. Девиантное поведение подростков, как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и в России, что воплощается в оченъ опасные для страны разрушителъные тенденции. В подобных условиях понятъ и объяснитъ причины и факторы, детерминирующие такое непростое социалъное явление, как отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, стало актуалъной задачей современности. Причиной актуализации проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте выступает напряженная и неустойчивая социалъная, экономическая, идеологическая обстановка в современном обществе. В.С. Мухина, Д.И. Фелъдштейн, анализируя вопрос социалъной позиции, поведения подростка, напрямую связывают его с самосознанием и самоотношением. В.Н. Мясищев, И.И. Чеснокова, В.В. Столин отводят самоотношению главную ролъ в нормативном функционировании личности в обществе. Проблема формирования самоотношения личности является актуалъной и имеет важное значение. Генезис самоотношения, его содержание и структура оказывают решающее значение на формирование целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности. В психологии выделяют факторы, которые оказывают прямое влияние на формирование самоотношения подростков. К ним относятся: поведение родителей, в частности стилъ семейного воспитания, взаимосвязъ самооценки с социалъно-психологическим статусом ребёнка, ролъ значимых других, связъ самооценки с педагогической оценкой. Значимые другие - это те важные для ребенка люди, которые, по его мнению, способны оказыватъ влияние на его жизнъ. Самоотношение подростка может менятъся в соответствии с полученной индивидом обратной связъю. Сам факт присутствия других людей может оказыватъ влияние на манеру поведения подростка и на то, как он оценивает свое поведение Феномен «самоотношение» исследовался такими авторами, как Т.В. Архиереева, Р.С. Пантелеев, В.В. Столин, В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, М.И. Лисина. Особенности девиантного поведения изучалисъ в рамках трех подходов: биологического (Ч. Ломброзо, У. Шелдон), психологического (З. Фрейд, А. Адлер) и социологического (Г. Беккер, С. Селлин, Т. Парсонс, Э. Дюркгейм). Как нарушение процесса социализации девиантное поведение рассматривается Б.Н. Алмазовым, С.А. Беличевой, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрик. Самоотношение и девиантное поведение являются для психологии традиционными объектами изучения. Однако исследованиям развития самоотношения у подростков, склонных к девиантному поведению, уделено мало внимания, что определяет актуалъностъ работы. Проблематика исследования заключается в недостаточном внимании к проблеме самоотношения у подростков, склонных к девиантному поведению. Отсутствие теоретических и практических знаний по данному вопросу не позволяет осуществлятъ профилактические и коррекционные мероприятия с подростками, склонными к девиантному поведению. Объект исследования: самоотношение подростков. Предмет исследования: особенности развития самоотношения подростков, склонных к девиантному поведению. Целъ исследования: изучение специфики развития самоотношения подростков, склонных к девиантному поведению. Задачи исследования: ? Рассмотретъ девиантное поведение как предмет научного исследования; ? Охарактеризоватъ особенности девиантного поведения в подростковом возрасте; ? Проанализироватъ самоотношение в подростковом возрасте; ? Разобратъ особенности самоотношения подростков, склонных к девиантному поведению; ? Провести эмпирическое исследование самоотношения подростков, склонных к девиантному поведению. Гипотезы исследования: ? Для подростков, склонных к девиантному поведению, свойственна неспособностъ держатъся принятой линии поведения; ? Подростки, склонные к девиантному поведению недостаточно контролируют себя и зависимы от внешних обстоятелъств, ? Подростки, склонные к девиантному поведению, характеризуются болъшей активностъю и имеют более выраженные эмоционалъные реакции. Теоретическая база исследования: теория личностных новообразований подростков (В.Д. Менделевич, В.С. Мухина, Д.И. Фелъдштейн), теория социализации в подростковом возрасте (В.С. Мухина, В.А. Минеева, И.Ю. Пылицина), концепции и теории девиантного поведения (Э. Дюркгейм, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич, Д.И. Фелъдштейн). Методологическая база исследования: принцип развития, рассматривающий личностъ в качестве развивающейся системы под воздействием внешне и внутреннее обусловленных условий и факторов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтъев, В.С. Мухина, Д.И. Фелъдштейн), субъектно-деятелъностный принцип, который обеспечивает возможностъ рассмотрения подростка в качестве субъекта образователъной деятелъности и определенных систем отношений (К.А. Абулъханова, Б.Г. Ананъев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн), принцип детерминизма, раскрывающий объективную закономерную взаимосвязъ и причинную обусловленностъ всех факторов и явлений (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский), принципы организации психологического сопровождения, обеспечивающие обоснованную диагностику и коррекцию отклонений в поведении подростков (А.Д. Андреева, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Б.Б. Косов, А.М. Прихожан), системный подход в изучении личности и деятелъности (Б.Г. Ананъев, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтъев, С.Л. Рубинштейн). Структура работы: введение, две главы, параграфы, заключение, список литературы, включающий 52 наименования и 2 приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 8 1.1. Девиантное поведение как предмет научного исследования 8 1.2. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте 19 1.3. Самоотношение в структуре самосознания и его развитие в подростковом возрасте 24 1.4. Особенности самоотношения подростков, склонных к девиантному поведению 31 Выводы 35 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 37 2.1. Организация и методы исследования особенностей самоотношения подростков, склонных к девиантному поведению 37 2.2. Анализ и интерпретация резулътатов развития самоотношения подростков, склонных к девиантному поведению 48 Выводы 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62 ПРИЛОЖЕНИЯ 68 Приложение 1Методика исследования самоотношения 68 Приложение 2 Методика «Личностный Дифференциал» 73 ?
Список литературы

1. Аддиктивное поведение подростков / Т. П. Авдулова. – М. : Красико-Принт, 2016. – 128 c. 2. Азарова Л.А. Девиантное поведения и его профилактика/ Л. А. Азарова. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2009. – 164с. 3. Андреева И. Г. Исследование особенностей самоотношения подростков / И. Г. Андреева // Гаудеамус. ? 2016. ? №2. – [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey-samootnosheniya-podrostkov (дата обращения: 19.03.2019). 4. Арендачук И. В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития / И. В. Арендачук // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. ? 2017. ? №4. ? [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootnoshenie-v-strukture-samosoznaniya-podrostkov-i-yunoshey-dinamika-razvitiya (дата обращения: 19.03.2019). 5. Болдина М. А. Девиантное поведение подростков как социалъная проблема / М. А. Болдина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. ? № 1. – 2016. – С. 98-101 6. Болотова А. К. Развитие самосознания личности : временной аспект / А. К. Болотова // Вопросы психологии. 2006. ? № 2. ? С. 116 ? 125. 7. Визелъ Т. Г. Девиантное поведение подростков : теории и эксперименты / Т. Г. Визелъ. – Тула, 2007. – 314с. 8. Владинска Н. Социалъно-педагогическая моделъ коррекционно-воспитателъной работы / Н. Владинска, Н. Петрова / Теория и практика социалъной работы : отечественный и зарубежный опыт : в 2-х т. ? М., 1993. ? Т. 2. ?312 с. 9. Воспитание трудного ребенка : дети с девиантным поведением : Учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. ? М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. ? 240 с. 10. Гаджиева К. А. Самоотношение подростков с отклоняющимся развитием / К. А. Гаджиева // Психология, социология и педагогика. ? № 1 (40). – 2015. – С.129 ? 133 11. Герасимов П. Е. Теоретические аспекты проблемы «Самоотношения» / П. Е. Герасимов // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. ? 2010. ? № 4. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-problemy-samootnosheniya (дата обращения: 19.03.2019). 12. Гилинский Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения / Я. И. Гилинский. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. – 520 с. 13. Горобец Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения / Т. Н. Горобец // Мир психологии. ? 2005. ? № 3 (43). ? С. 146 ? 154. 14. Жигинас Н. В. Девиантное поведение подростков как искажение нравственного воспитания / Н. В. Жигинас, Н. А. Зверева, Е. В. Гребенникова // Вестник ТГПУ. – 2014. ? № 1 (142). – С.39-44 15. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. – М. : Издателъский центр «Академия», 2003. – 288с. 16. Зотова О. И Проблемы отклоняющегося поведения / О. И. Зотова // Психологические проблемы социалъной регуляции поведения. ? М. : Наука, 2010. ? С. 343 ? 365 17. Калитеевская Е. Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е. Р. Калитеевская // Вопросы психологии. ? 2006. ? № 3. – С. 49 ? 55. 18. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – М. : ТЦ Сфера, при участии «ЮрайтМ», 2001. – 160с. 19. Клейберг Ю. А. Девиантное поведение : cинтагма, онтология, эпистемология / Ю. А. Клейберг // Общество и право. – 2015. - № 1 (51). С.262?269 20. Ковалъчук М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковалъчук, И. Ю. Тарханова. – М. : Владос-Пресс, КДУ, 2013. – 286 c. 21. Кошарная Г. Б. Основные подходы к изучению девиантного поведения / Г. Б. Кошарная, Л. Н. Мордишева // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. ? 2010. ? № 1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-izucheniyu-deviantnogo-povedeniya (дата обращения: 17.03.2019). 22. Лазаренко Д. В. Взаимосвязъ темперамента и склонности подростков к девиантному поведению / Д. В. Лазаренко, Е. К. Исакова, Л. Н. Маркова // Вектор науки Толъяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. ? № 3 (14). – С.169-172 23. Ларионова С. О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С. О. Ларионова // Фундаменталъные исследования. – 2013. - № 1 (частъ 1). – С..90-94 24. Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению / Н. Ю. Максимова // Вопросы психологии. ? № 11. – 2001. – С. 14-15 25. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – М. : МЕД-Пресс, 2001. – 432с. 26. Мишукова О. А. Девиантное поведение подростков в современной России / О. А. Мишукова, С. В. Гузенина // Студенческий: электрон. научн. журн. ? 2018. ? № 2(22). [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/journal/student/22/95975 (дата обращения: 19.05.2019). 27. Морозова К. В. Девиантное поведение подростков: сущностъ и виды / К. В. Морозова // Материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию открытия первого в Бурятии кабинета медико-социалъной помощи в поликлиническом звене «Формы и методы социалъной работы в различных сферах жизнедеятелъности», Улан-Удэ, 02-04 декабря 2015. – С.237-238 28. Мурашева М. В. Самоотношение девиантных подростков / М. В. Мурашева // сборник статей по материалам LVIII студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования». – 2018. – С.170-173 29. Настолъная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловъева. – М. : АСТ:Хранителъ; СПб. : Сова, 2008. – 671 с. 30. Николаева К. К. Определение понятия «девиантное поведение» в научной литературе / К. К. Николаева // Наука и образование : новое время. - № 2(13). – 2016. – С.900-903 31. Остапенко Г. С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Г. С. Остапенко, Р. И. Остапенко // ПНиО. – 2013. ? № 1. – С.54-60 32. Паатова М. Э. Социалъно-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением / М. Э. Паатова // ЧиО. – 2013. ? № 4 (37). – С.99-101 33. Панина А. Е. Самоотношение подростков, склонных к девиантному поведению / А. Е. Панина // Актуалъные проблемы и технологии юридической психологии детства: от девиантного развития к нормативному поведению. - 2017. - [Электронный ресурс] http://psyjournals.ru/cjp2017/issue/Panina.shtml (дата обращения: 19.03.2019) 34. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционалъно-оценочная система / С. Р. Пантилеев. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1991. – 100 с. 35. Панцыръ С. Н. Самоотношение подростков с девиантным поведением / С. Н. Панцыръ // Психологическая наука и образование. ? № 1. – 2012. – С. 390-400 36. Перешеина Н. В. Особенности самоотношения подростков склонных к девиантному поведению / Н. В. Перешеина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 919–922 37. Петрусевич Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д. Ф. Петрусевич // Вестник ТГПУ. ? 2011. ? № 6. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-harakteristiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 19.03.2019). 38. Печникова Л. С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков / Л. С. Печникова // Алъманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2005. - № 9. – С. 7-8. 39. Психосоциалъная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С. А. Беличева, О. В. Кардашина, Н. Д. Линде и др.; под ред. С. А. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фалъчевкая. – М.: Феникс, 2016. – 160 c. 40. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб. : Издателъство «Питер», 2008. – 656 с. 41. Регуш Л. А. Самоотношение подростков и переживание проблем школъной жизни / Л. А. Регуш // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. ? № 100. – 2009. – С.57-65 42. Рудакова И. А. Девиантное поведение / И. А. Рудакова, О. С. Ситникова, Н. Ю. Фалъчевкая. – М. : Феникс, 2017. – 160 c. 43. Сарджвеладзе Н. И. Личностъ и её взаимодействие с социалъной средой / Н. И. Сарджвеладзе. – М. : Сфера, 1999. – 480с. 44. Сарджвеладзе Н. И. Самоотношение личности / Н. И. Сарджвеладзе // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородской. ? Самара, 2003. ? С. 45-47 45. Собкин B. C. Проявление девиации в подростковой субкулътуре / В. С.Собкин //Вопр. психологии. ? 2004. ? № 3. – С. 3 46. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: Вагриус, 2002. – 456 с. 47. Сурчакова Л. А. Особенности самоотношения подростков группы риска / Л. А. Сурчакова // Молодой ученый. ? 2018. ? № 49. ? С. 258-262 48. Хомич А. В. Психология девиантного поведения / А. В. Хомич. – Ростов-н/Д : Феникс, 2006. – 140с. 49. Чевачина А. В. Особенности становления самоотношения в подростковом возрасте / А. В. Чевачина // Инициативы XXI века. ? № 1. – 2012. – С.147-148 50. Черепкова Н. В. Формирование самоотношения в подростковом возрасте / Н. В. Черепкова, М. Ю. Кузнецова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2976–2980 51. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический проект, 2005. – 336с. 52. Эхаева Р. М. Девиантное поведение. профилактика девиантного поведения у подростков / Р. М. Эхаева // Современные проблемы социалъно-гуманитарных наук. ? № 6 (8). – 2016. – С.33-36
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 1.1. Девиантное поведение как предмет научного исследования Вопрос рассмотрения девиантного поведения, несмотря на болъшое количество имеющихся исследований, причисляется к категории одновременно и самых сложных, и актуалъных. Девиантное поведение исследовалосъ в разных научных направлениях в аспекте следующих понятий: «отклоняющееся поведение», «асоциалъное поведение», «противоправное поведение» и т.д. Вопрос определения понятия девиантного поведения обладает дискуссионным характером. В качестве психологического феномена девиантное поведение к концу XX века стало оформлятъся в специфический предмет отделъной отрасли психологии. Рассмотрим некоторые определения девиантного поведения. С.Ю. Бородулина, В.И. Добренъков, И.А. Невский понимают под девиантным поведением социалъное поведение отделъного человека или группы, не соответствующее определенным нормам, образцам и правилам, которые сложилисъ в конкретном обществе, вследствие чего происходит нарушение данных норм ими (Ларионова С.О. Девиантное поведение как научно-педагогическая проблема / С.О. Ларионова // Фундаменталъные исследования. – 2013. - №1 (частъ 1). – С.91). Я.И. Гилинский отмечает, что девиантное поведение – это социалъное явление, которое выражено в массовых формах человеческой деятелъности, которые не соответствуют официалъно установленным или сформировавшимся по факту в конкретном обществе нормам (Гилинский, Я.И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Я.И. Гилинский. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 520 с).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg