Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ РПЦ И МУСУЛЬМАНСКОЙ ОБЩИНЫ НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ В 1990-е – 2010-е гг.

zac_shalamov 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
Со второй половины 1980-х – начала 1990-х гг. в России в результате распада СССР и демократических преобразований начались процессы интенсивного организационного и культурно-просветительского возрождения конфессий во многом благодаря изменению государственной политики в отношении религий.
Введение

Актуальность темы исследования. В период 1990-х – 2010-е гг. Российская Федерация продолжила начатый в СССР переход от социализма к либеральной трансформации общественной жизни, в частности, в сфере государственно-конфессиональных отношений. В этом плане особый интерес представляет рассмотрение государственной политики России, направленной на взаимодействие с православной и мусульманской конфессиями, являющимися крупнейшими и традиционными для нашего государства. От правильно организованной и эффективной государственной конфессиональной политики, прежде всего, в отношении РПЦ и ислама, в таком многонациональном и многоконфессиональном государстве как Россия, зависит ее безопасность и эффективное развитие. Данные обстоятельства обусловили выбор темы магистерской диссертации, рассмотрение объекта исследования в которой было решено провести на примере Мордовии. Республика Мордовия традиционно характеризуется высоким уровнем конфессиональной стабильности и толерантности (межэтнической, межрелигиозной), что свидетельствует об эффективности проводимой здесь конфессиональной политики. Именно поэтому данный субъект Российской Федерации был выбран в качестве объекта изучения государственной политики в отношении православия и ислама. Степень разработанности темы исследования. Проблематика выбранной тематики магистерской диссертации выражается не только в ее актуальности, но и недостаточной степенью разработанности в политологических и исторических работах. По вопросам государственной политики в отношении РПЦ и ислама в 1990-е – начала 2010-х гг. приходится отметить недостаток обобщающих, комплексных исследований, и как следствие, – низкую степень научной разработанности этой проблемы. Тем не менее, можно выделить отдельные работы российских политологов и историков, где нашли отражение некоторые аспекты государственной политики в отношении РПЦ и ислама в постсоветской России. Историография этого вопроса формируется в начале 2000-х гг., когда появляются первые публикации, имеющие непосредственное отношение к проблеме магистерской диссертации. Одной из первых и наиболее значимой работой стала монография Р. М. Мухаметшина «Татары и ислам в XX в. (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана)». Наряду с рассмотрением основных закономерностей развития ислама в татарском обществе на территории Среднего Поволжья в XX столетии, в данном исследовании особое внимание уделяется формам и принципам сосуществования современной государственной конфессиональной политики в условиях полиэтничного и поликонфессионального Татарстана [10]. Наличие «экуменической» прослойки мусульманского духовенства по отношению к властям не устраивает его «радикальное направление», выступающее за возвращение ислама в его классическом варианте, что, по мнению Р. М. Мухаметшина, не учитывает этноконфессиональную ситуацию в Республике Татарстан. Таким образом, Р. М. Мухаметшин на примере Татарстана ставит проблему наличия мусульманского радикализма, который может препятствовать дальнейшему формированию конструктивного взаимодействия с властями. Проблемы религиозного радикализма изучались также З. Абдулагатовым, по мнению которого, их наличие имеется как в исламе, так и в РПЦ и серьезно препятствует взаимоотношениям православных и мусульманских интеллектуальных элит, что, в свою очередь, серьезно усложнят сотрудничество этих конфессий с органами государственной власти. Весомым вкладом в изучение данной темы является исследование А. Г. Шевченко «Ислам и христианство: исторический опыт и перспективы сотрудничества». В своей работе А. Г. Шевченко, рассматривая исторические и глобальные вопросы исламо-христианского диалога, систематизирует возможные перспективные направления социального партнерства РПЦ и мусульманских организаций России с органами государственной власти (миротворческая и патриотическая деятельность; предотвращение межнациональных конфликтов между православным и мусульманским народами; совместная деятельность по сохранению культурного наследия православных и мусульманских народов; противодействие распространению течений и сект деструктивного характера и др.). Вместе с этим, автор не проводит анализ уже каких-либо сложившихся направлений взаимодействия между властей с РПЦ и умой [12]. Заслуживает внимания статья Л. А. Башарова «Исламо-христианский диалог: состояние и перспективы», в которой проблемами на пути позитивного православно-мусульманского взаимодействия в 2000-е гг. названы попытки государства и церкви введения изучения в школах России только «Основ православной культуры», а также отсутствие интереса к диалогу как православия, так и ислама, занятых решением своих внутренних проблем. При этом Л. А. Башаров считает, что государственная политика в отношении православия и ислама должна вестись по широкому кругу социальных проблем, однако, как и А. Г. Шевченко, не приводит фактических данных по данному вопросу. Важную роль при анализе отношений РПЦ с органами государственной власти сыграли работы В. В. Заярного, С. П. Донцева, В. Вингилянского, Л. Г. Свинцовой, Т. В. Карповой и др. Названные авторы признают, не только формирование социального партнерства властей и церкви, но и активное участие последней в политических процессах постсоветской России. Отдельные направления государственно-мусульманского социального партнерства затронуты А. Малашенко, А. К. Магомедовым, К. Мацузато и В. М. Викториным, А. А. Нуруллаевым, Г. Газиевым и С. Мельковой, О. А. Колобовым и др. Однако данные работы в большей степени посвящены распространению на территории современной России исламского экстремизма, осложняющего этноконфессиональную ситуацию в стране. Интерес в этом отношении представляют и работы Р. А. Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России» и «Исламская дипломатия в России». Несмотря на то, что автор выступает с позиций воцерквленного православного исследователя, что обусловило негативную реакцию на его работы со стороны многих мусульманских религиозных деятелей России, его работы содержат большой материал по социальному партнерству уммы и властей. Региональная историография этого вопроса стала формироваться буквально несколько лет назад в связи с появлением публикаций исламоведа А. В. Мартыненко (научного руководителя автора данного диссертационного исследования), в которых фактически впервые были проанализированы вопросы складывания государственной политики мордовских властей в отношении православной и мусульманской конфессий. Немаловажными также являются исследования А. В. Мартыненко по вопросам мусульманской общины Республики Мордовия, в рамках которых он рассматривает, в том числе, проблемы исламского экстремизма, являющегося, по его мнению, дестабилизирующим фактором в налаживании диалога властей с уммой Мордовии. Взаимодействие Саранской епархии РПЦ и властей Мордовии во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг. отражено в небольшой статье С. Б. Бахмустова «Республика Мордовия. Взаимодействие православной церкви и власти». Тематически к нашему исследованию примыкают также работы М. Ю. Бареева, О. А. Богатовой, А. С. Девятаева, Е. Н. Мокшиной, М. Ш. Салимова, Н. И. Шилова и др., касающиеся этноконфессиональных проблем в Республике Мордовия. Пожалуй, единственной комплексной работой по исследуемой нами теме является коллективная работа С. В. Грачева, А. В. Мартыненко и Н. В. Шилова «Православное христианство и ислам в Мордовии: проблемы межкультурного диалога», в которой, помимо других вопросов, в территориальных границах Республики Мордовия применительно к началу 2000-х гг. выделены складывающиеся направления социального партнерства властей, православия и ислама. С учетом вышесказанного, сформулируем рабочую гипотезу нашего исследования. Рабочая гипотеза исследования определяется как предположение, состоящее в том, что, несмотря на наличие работ, касающихся проблем государственной политики в отношении РПЦ и ислама, целостное, системное представление о них в политической науке недостаточно проработаны. Актуальность тематики магистерской диссертации определило ее цель, заключающаяся в комплексном исследовании государственно-политического взаимодействия в Мордовии с РПЦ и мусульманской общиной в 1990-1993 гг. С учетом цели исследования, объект диссертационного исследования определен как основные направления государственной политики в отношении Русской Православной церкви и российской уммы в контексте истории их формирования на территории Мордовии в 1990-2010 гг. Соответственно, предметом диссертационного магистерского исследования выступают основные тенденции, формы, значение и причины государственной политики в отношении Русской Православной церкви и российской уммы в территориальных рамках Мордовского края в 1990-2010 гг. Цель исследования – комплексное рассмотрение государственной политики в отношении РПЦ и мусульманской общины на территории Мордовии в 1990-е – 2010-е гг. На основании цели и рабочей гипотезы исследования предстоит решить следующие задачи: 1. Проанализировать эволюцию государственной политики в отношении РПЦ и ислама в Мордовии в 1985-1991. 2. Рассмотреть государственно-церковные отношения в Мордовии в 1990-2010 гг. 2. Проследить формирование государственной политики в отношении ислама в период 1990-2010 гг. 3. Проанализировать на территории Республики Мордовия межконфессиональный диалог между Русской Православной церковью и российским исламом в рассматриваемый период в различных направлениях социального партнерства. Научная новизна исследования обусловлена тем, что данная работа представляет собой первую попытку комплексного политологического анализа основных направлений государственной политики в отношении Русской Православной церкви и мусульманской уммы на территории Мордовии в 1990-е – начале 2010-х гг. Автором диссертационного исследования впервые введен в научный оборот ряд документальных материалов конфессионального архива Духовного управления мусульман Республики Мордовия, затрагивающих вопросы государственной политики властей в отношении мусульманской общины. Методологическая база работы должна отражать исследование различных аспектов магистерской диссертации. Так, изучение тематики диссертации обуславливает необходимость использования цивилизационного подхода, теоретические основы которого были изложены в философско-исторических трудах Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби [18]. В контексте данного подхода в центре внимания исследования лежат христианская и исламская цивилизации как особые культурно-исторические общности глобального масштаба, неотъемлемой частью которых являются православная и мусульманская конфессии России. Цивилизационный подход сделал возможным такое видение рассматриваемой темы работы, при котором социокультурные истоки и связи, общая монотеистическая традиция христианства и ислама становятся определяющими. Кроме того, будущее магистерское исследование основывается на принципе историзма, базовой характеристикой которого является подход к действительности как изменяющейся во времени. В соответствии с принципом историзма, возможно рассмотрение государственной политики в отношении РПЦ и ислама в динамике ее эволюции, становления во времени, в контексте закономерного исторического развития. При этом объект данного исследования анализируется в связи с конкретно-историческими условиями его существования (речь идет о постсоветской Мордовии). При решении исследовательских задач необходимо применение также сравнительно-исторического и описательного методов. Например, опираясь на сравнительно-исторический метод, возможно рассмотрение сходства, различия и характера конфессиональной политики в отношении РПЦ и уммы с государственными органами власти, как, в целом, в России, так и на примере Республики Мордовия в хронологических рамках исследования. Особое место в методологии исследования займет герменевтический подход, который необходим для интерпретации содержания текстов опубликованных текстов архивных данных, на которых будет базироваться магистерская диссертация. Для достижения поставленных задач в последующем будут использованы неопубликованные архивные документы Государственного архива Республики Мордовия (документы официального делопроизводства органов государственной власти и конфессиональных организаций и др.), которые впервые вводятся в научный оборот. Герменевтический подход необходим также при анализе опубликованных заметок и документов в широком круге проанализированных материалах СМИ. Данные источники включает в себя как православную, так и мусульманскую периодику (православные периодические издания «Воскресная газета», «Свет православия», «Церковный вестник», «Альфа»; мусульманские – «Ислам Минбаре», «Сафар», «Ислам в Мордовии», «Истина») [31-45]. В ходе практики значительный массив информации был взят из православной периодики Республики Мордовия – газеты «Свет православия», издающейся на пожертвования частного лица Т. А. Кривоноса, и газеты Саранского духовного училища «Альфа». Несмотря на региональный статус этих изданий, в них по теме магистерского исследования имеются сведения и материалы, касающиеся не только событий масштаба указанной республики, но и всероссийского [48]. Среди мусульманских газет следует особо выделить «Ислам Минбаре» («Трибуну ислама»), издающуюся Духовным управлением мусульман Европейской части России, и «Ислам в Мордовии», учрежденную Духовным управлением мусульман Республики Мордовия. На наш взгляд, «Ислам Минбаре» и «Ислам в Мордовии» являются не только газетами в собственном смысле этого слова, но и своеобразными архивами, поскольку на их страницах наряду с журналистскими заметками публикуются важнейшие документы данных муфтиятов – различные открытие письма, заявления и обращения к государственным структурам, православной конфессии страны [50]. Рассмотрены также и периодические издания, носящие характер светской публицистики: «Независимая газета», «КоммерсантЪ», «Столица С», «Татарская газета», «Юлдаш» [52-55]. Данные печатные СМИ содержат отдельные статьи и информационные материалы, в которых затрагиваются вопросы тематики магистерской диссертации. В тоже время, стремление некоторых журналистов к поиску сенсаций, к примеру, по проблемам мусульманского экстремизма, обуславливает не объективный и, как правило, весьма дилетантский характер многих публикаций, что, в свою очередь, требует взвешенного подхода со стороны исследователя. Герменевтический подход использовался при анализе информации на российских православных и мусульманских интернет-ресурсах: www.muslim.ru (официальный сайт Совета муфтиев России); www.sarep.ru (официальный сайт Саранской епархии Мордовской митрополии Русской Православной церкви); www.spmmsaransk.com (портал православной молодежи Республики Мордовия); www.muftiat.ucoz.ru (сайт Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия); http://dumrf.ru (сайт Духовного управления мусульман Республики Мордовия) и др. Важно отметить, что хронологические рамки исследования охватывают 1990-е – начало 2010-х гг., то есть период активного изменения отношения государства ко всем конфессиям, в частности, православию и исламу, а также взаимодействия данных конфессий с постсоветским российским государством. Нижний хронологический рубеж определяется 1991 г., когда в результате распада СССР и дальнейших демократических преобразований в Российской Федерации создались условия не только для «религиозного ренессанса» православия и ислама, но и для актуализации и развития позитивной православно-мусульманской конфессиональной политики. Верхней границей хронологических рамок избрано начало 2010-х гг., завершающее двадцатилетнюю историю Российской Федерации, показывающую широкий спектр изменений во взаимодействии РПЦ и ислама с органами государственной власти. Поскольку для понимания тематики исследования необходим анализ ее исторических корней и социокультурных истоков, в первом параграфе первой главы магистерской диссертации, хронологические рамки при рассмотрении развития конфессиональной политики в России (в частности, на территории Мордовского края) охватывают период VII-XX вв. Выявление же особенностей государственного взаимодействия с православием и исламом в России включает период с VII в. по 1991 г. Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Магистерская диссертация имеет теоретико-методологический и прикладной характер. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит вклад в комплексное изучение государственной политики в отношении Русской Православной церкви и мусульманской общины в 1990-е – 2010-е гг. в контексте возрождения данных конфессий в Мордовии. Прикладная значимость диссертационного исследования обусловлена ее темой, являющейся актуальной в рамках политологии. Материалы и выводы работы могут быть использованы в разработках учебных курсов по политологии, Отечественной истории, истории религий, конфликтологии и др. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассмотрены предпосылки и тенденции государственной политики по возрождению РПЦ и мусульманской общины в Чувашии периода «перестройки и гласности» (1985-е – 1991-е гг.). Во второй главе анализируются основные направления, особенности и этапы постсоветского участия властей Чувашской республики в деле организационно-культурного возрождения Чебоксарско-Чувашской епархии и Духовного управления мусульман Чувашской Республики, объединившего в своем составе абсолютное большинство местных татарских общин.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1. Эволюция государственной политики в отношении РПЦ и мусульманской уммы в России с VII в. по 1991 г. 15 1.1 Место РПЦ и ислама в конфессиональной политике российского государства 15 1.2 Особенности политического взаимодействия государства, православия и ислама в Мордовии 26 2. РПЦ и ислам в системе основных направления государственной политики мордовских властей в 1990-е гг. – 2010-е гг. 29 2.1 Государственно-церковные отношения в Мордовии в 1990-е г. – 2010-е гг. 29 2.2 Тенденции конфессиональной исламской политики Республики Мордовия в 2000-е – 2010-е гг. 39 2.3 Межкультурный диалог и социальное партнерство РПЦ и ислама как фактор гармонизации межконфессиональных и межнациональных отношений в Республике Мордовия 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Список литературы

1. Малашенко, А. В. Государство и ислам в постсоветское время / А. В. Малашенко // Свободная мысль. – 2007. – № 3. – С. 92 – 104. 2. Малашенко, А. В. Ислам для России / А. В. Малашенко. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. – 192 с. 3. Мартыненко, А. В. Православие и ислам в России: история и современность / А. В. Мартыненко // Странник. – 2005. – № 6. – С. 193 – 202. 4. Мартыненко, А. В. Мусульманское сектантство в Республике Мордовия: региональный аспект / А. В. Мартыненко // Актуальные проблемы воспитания, философский и социологический аспекты: сб. ст. в 2 ч. Ч. 2. – Саранск, 2002. – С. 25 – 29. 5. Мартыненко, А. В. Нетрадиционные исламские течения в Республике Мордовия: к вопросу об этноконфессиональной стабильности в регионе / А. В. Мартыненко // V Конгресс этнологов и антропологов России: тезисы докладов. – М., 2003. – С. 187. 6. Мартыненко, А. В. Цели и задачи проповеди мусульманского фундаментализма (ваххабизма) в современном обществе / А. В. Мартыненко // Саранские Епархиальные ведомости. – 2003. – № IV. – С. 21 – 28. 7. Мартыненко, А. В. Ислам на территории мордовского края / А. В. Мартыненко, Н. В. Шилов // Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». Вып. IV. – Саранск, 2004. – С. 91 – 96. 8. Мокшина, Е. Н. Межконфессиональная ситуация в Республике Мордовия (1990-1999 гг.) / Е. Н. Мокшина // Регионология. – № 4. 1999. – С. 384 – 390. 9. Мухаметшин, Р. М. Татары и ислам в XX в. (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана) / Р. М. Мухаметшин. – Казань: Фэн, 2003. – 303 с. 10. Мухаметшин, Р. М. Межрелигиозный диалог между христианством и исламом в России: мусульманская перспектива / Р. М. Мухаметшин // Христианство и ислам в контексте современной культуры: межрелигиозный диалог в России и на Ближнем Востоке: сб. ст. – СПБ – Бейрут, 2009. – С. 235 – 241. 11. Набиев, Р. А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на европейском Востоке / Р. А. Набиев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. – 244 с. 12. Нуруллаев, А. А. Общественно-политическое движение мусульман Российской Федерации / А. А. Нуруллаев // Ислам и мусульмане в России: сб. ст. – М., 1999. – С. 156 – 161. 13. Пелин, А. Межконфессиональные отношения в Республике Мордовия / А. Пелин // Перспективы развития гражданского общества в Республике Мордовия: материалы науч.-практ. конф. в НИИ регионологии при МГУ, Саранск, 3 июля 2001 г. – Саранск, 2001. – С. 38 – 41. 14. Роль конфессий в развитии межнациональных отношений: Россия – Балканы – Поволжье: труды междунар. науч. конф. (Самара, 11-13 сентября 2008 г.) / под ред. Ю. П. Аншакова. – Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2008. – 550 с. 15. Салимов, М. Ш. Процесс формирования централизованных мусульманских организаций в Республике Мордовия / М. Ш. Салимов // Социально-демографические проблемы Поволжья в этническом измерении: сб. ст. – Саранск, 2007. – С. 298 – 301. 16. Салимов, М. Ш. Тенденция развития мусульманской общины Мордовии в 90-х гг. ХХ в. / М. Ш. Салимов // Историко-культурные аспекты полиэтничных регионов России: сб. ст. – Саранск, 2006. – С. 322 – 325. 17. Саранская епархия: 1991 – 2001 гг. / под. ред. Епископа Варсонофия. – Саранск: Красный Октябрь, 2001. – 290 с. 18. Свинцова, Л. Г. К вопросу об отношениях между демократией и религией, государством и церковью в условиях постсоветской России / Л. Г. Свинцова // Труды Нижегородской Духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Выпуск 3. – Нижний Новгород, 2005. – С. 161 – 169. 19. Силантьев, Р. А. Новейшая история исламского сообщества России / Р. А. Силантьев. – М.: Ихтиос, 2006. – 632 с. 20. Силантьев, Р. А. Исламская дипломатия в России: история и современность / Р. А. Силантьев. – М.: ИПК МГЛУ «Рема», 2010. – 488 с. 21. Силантьев, Р. А. Ислам в современной России. Энциклопедия / Р. А. Силантьев. – М.: Алгоритм, 2008. – 576 с. 22. Шевченко, А. Г. Ислам и христианство: исторический опыт и перспективы сотрудничества / А. Г. Шевченко. – М.: Наука, 2004. – 91 с. 23. Шилов Н. В. Этноконфессиональные процессы в Мордовии (ХIХ-ХХ вв.): автореф. … канд. ист. наук / Н. В. Шилов. – М., 1997. – 32 с. 24. Школкина, И. Н. «Религиозный ренессанс» в Мордовии: будет ли духовное возрождение? / И. Н. Школкина // Духовное развитие региона: состояние и перспективы: сб. ст. – Саранск, 2006. – С. 193 – 196. 25. Шмеман, А. Д. Исторический путь православия / А. Д. Шмеман. – М.: Паломник, 2007. – 397 с. 26. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – М.: Мысль, 1993. – 667 с. 27. Энциклопедия религий / под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова. – М.: Гаудеманус, 2008. – 1519 с. 28. Юнусова, А. Б. Ислам в структуре межконфессиональных отношений в Башкирии / А. Б. Юнусова // Этничность и конфессиональная традиция в Волго-Уральском регионе России: сб. ст. – М., 1988. – С. 57. 29. Abduh, Muhammad. The theology of unity / Muhammad Abduh. – London: Allen & Unwin, 1966. – 164 p. (англ.). 30. Belyaew, E.A. Arabs, Islam and the Arab caliphate in the early Middle ages / E.A. Belyaew. – London: Pall Mall, 1968. – 264 p. (англ.). 31. Bauer, W. Lexkon der Symbole / W. Bauer. – Wiesbaden: Press, 1995. – 300 s. (немец.). 32. Dunn, D. Unity and diversity in the New Testament. An inguiry into the character oftarltast christrantry / D. Dunn. – London: SCM press, 1997. – 526 p. (англ.). 33. Rosenthal, D. Als die Heiden Christen wurden: zur geschichte des fruchen Christentums / D. Rosenthal. – Wien: Ueberreuter, 1992. – 256 s. (немец.). 34. Rolling, A. Islam, Christianity and the west: atroublea history / A. Rolling. – N.Y.: Orbus Books, 2002. – 329 p. (англ.). 35. Sakr, Atiya. Islam: Belief and conduct / Atiya Sakr. – Cairo: Al Ahram Press, 1993. – 119 p. (англ.). 36. Gerges, F.A. America and political Islam: Clash of cultures or clash of interests? / F.A. Gerges. – Cambridge: CUP, 1999. – 282 p. (англ.). 37. Gardmer, E. Justice and Christian et hics / E. Gardmer. – Cambriade: University press, 1995. – 179 p. (англ.). 38. Ibn Taimiyya. Ibn Taimiyya on public and private law in Islam on Public policy in Islamic jurisprudence / Ibn Taimiyya. – Beyrut: Khayats, 1966. – 195 p. (англ.). 39. Martinenko, A. Social and Cultural Aspects of Regional Islam in Russia. On the Example of the Republic of Mordovia / A. Martinenko, N. Shilow // Lo Straniero. – 2003. – № 37. – P. 38 – 39. (англ.). 40. Martinenko, A. The modern aspect of muslim sectarianism in postcommunist Russia / A. Martinenko // Lo Straniero. – 2002. № 35. – P. 21 – 22. (англ.). 41. Shariati, Ali. What is to be done: The enlightened thinkers to an Islamic renassanse / Ali Shariati. – Houston: Institute for research to Islamic studies, 1968. – 181 p. (англ.). 42. Fischer, K. Das Urchristentum / K. Fischer. – Leipzig: Evangelische verl, 1991. – 205 s. (немец.). Периодические издания: 43. Альфа. 44. Воскресная газета. 45. Ислам Минбаре. 46. Ислам в Мордовии. 47. Истина. 48. КоммерсантЪ. 49. Независимая газета. 50. Сафар. 51. Свет православия. 52. Столица С. 53. Татарская газета. 54. Церковный вестник. 55. Юлдаш. Интернет-ресурсы: 56. www.biblelamp.ru (православный сайт «Светильник»). 57. www.drevo-info.ru (сайт открытой православной энциклопедии «Древо»). 58. www.dumrt.ru (сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан). 59. www.e-riu.ru (сайт Российского исламского университета (г. Казань). 60. www.fondiv.ru (форум миссионерского портала диакона А. Кураева). 61. www.haaj.ru (сайт мусульманской газеты «Ассалам»). 62. www.islamrt.ru (сайт «Ислам в Республике Татарстан»). 63. www.kazeparhia.ru (сайт Казанской епархии). 64. www.muftiat.ucoz.ru (сайт Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия). 65. www.miloserdie.ru (православный портал о благотворительности). 66. www.muslim.ru (официальный сайт Совета муфтиев России). 67. www.oodrin.ru (официальный сайт общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие»). 68. www.orthodoxy-islam.com (богословский ресурс, посвященный христианству и исламу). 69. www.portal-credo.ru (информационный портал о религиях). 70. www.pravoslavie.ru (информационный портал о православии). 71. www.pravovrns.ru (сайт правозащитного центра Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор»). 72. www.sarep.ru (официальный сайт Саранской епархии Мордовской митрополии Русской православной церкви). 73. www.spmmsaransk.com (портал православной молодежи Республики Мордовия). 74. www.tver.eparhia.ru (сайт Тверской Епархии Московского патриархата). 75. www.um-islam.nm.ru (сайт «Православие и ислам»).
Отрывок из работы

Глава 1. Эволюция государственной политики в отношении РПЦ и мусульманской уммы в России с VII в. по 1991 г. 1.1 Место РПЦ и ислама в конфессиональной политике российского государства Уникальность историко-географического положения России сделала неизбежным и ее непосредственное взаимодействие как с миром христианства, так и ислама, что на сегодняшний день привело к признанию православного христианства и ислама суннитского толка традиционными религиями нашего государства – религиями, исповедуемыми большинством населяющих его народов на протяжении столетий. По мнению ряда исследователей (Р. Хакимов, Г. М. Давлетшин, Н. Г. Гараева, Ф. Ш. Хузин и др.), проникновение ислама в Россию произошло раньше православия, в 630-650 гг., когда арабы захватили Закавказье, Северный Кавказ и, кроме того, мусульманство было принято предками булгар [22, с. 23]. Первоначальное распространение православного христианства и ислама на территории нынешней России связано с Хазарским Каганатом (650-969 гг.), где также исповедовался и иудаизм. Хронологически первым по сравнению с исламом в пределы Хазарии пришло христианство. Этому способствовала как географическая близость Византии, так и знакомство хазар с христианскими государствами Закавказья. Уже в VII в. в Дагестане фиксируется появление христианских церквей [19, с. 150]. В свою очередь, завоеванием Арабским халифатом северных земель Хазарии на Нижней Волге, послужило закреплению в этом государстве и ислама, с 737 г. [24, с. 25]. Немаловажными для укрепления позиций ислама в России были торговые связи со Средней Азией, благодаря которым религия укоренялась в регионе Среднего Поволжья, ставшим впоследствии важным исламо-христианским пограничьем [19, с. 24].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Политология, 90 страниц
2700 руб.
Диссертация, Политология, 82 страницы
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg