Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СИНТАКСИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
Дети с задержкой психического развития представляют собой достаточно разнородную группу. Анализ отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее. Исследователи отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость.
Введение

В русском языке существует большое количество синтаксических конструкций, но сфера их применения одна – передача письменной или устной речи. Они присутствуют и в обычном разговорном, и в деловом, и в научном языке, их применяют в поэзии и прозе. Это могут быть как простые, так и сложные синтаксические конструкции, главная цель которых – правильно передать мысль и смысл сказанного. Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий законы организации связной речи. Основными единицами синтаксиса являются словосочетание, предложение и текст. Словосочетание – это соединение самостоятельных слов на основании синтаксической связи. В отличие от предложения словосочетание не передаёт законченную мысль и не является коммуникативной единицей, не имеет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости. Предложение имеет ряд признаков: выражает законченную мысль, имеет цель высказывания, грамматически организовано, имеет грамматическую основу, оформлено интонационно и является минимальной единицей человеческой речи. Если мысль не ограничивается одним предложением, то человек выражает ее в виде нескольких, которые образуют текст. В ходе общения ребёнка со взрослыми, а также на основе развития предметной и познавательной деятельности усваиваются основные закономерности языка, происходит овладение основными правилами построения высказывания. В то же время, овладевая предложением, ребёнок получает мощное орудие социального взаимодействия, сотрудничества со взрослыми. Для обеспечения коммуникативной деятельности ребёнку необходим целый арсенал языковых средств (фонологических, морфологических, семантических, синтаксических), на основе которых осуществляется декодирование речи окружающих и продуцирование собственных речевых высказываний. Проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития освещается в исследованиях многих авторов, такими как Т.А. Власова, К.С. Лебединская, Р. и Лалаева, Н. Ю. Борякова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, H.A. Цыпина, С.Г. Шевченко и др. Ключевыми симптомами задержки психического развития являются нарушения познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Нарушение познавательной деятельности у детей с ЗПР наиболее явственно проявляется в высокоорганизованных, сложных по структуре высших психических функциях, таких как мышление и речь, формирование которых у этих детей характеризуются целым рядом специфических особенностей. Речевое развитие детей с ЗПР характеризуется замедленным темпом развития, его качественным своеобразием, большой распространенностью нарушений речи. У детей с ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся у детей с нормальным психическим развитием. Специфическим признаком симптоматики нарушений речи у большинства дошкольников с ЗПР является системный характер речевого недоразвития, преобладание семантического дефекта, сложность речевой патологии, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления речевой патологии связаны с психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания познавательной деятельности (С.В. Зорина, И.Д. Коненкова, Р.И. Лалаева, В.В. Морозова, Н.В. Серебрякова, Е.С. Слепович, Л.В. Яссман и др.). Своеобразие речи у дошкольников с ЗПР отражает недоразвитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, что проявляется в сложности, неоднородности и вариативности проявлений нарушений речевого развития, в первичном недоразвитии семантической стороны речи. Овладение синтаксическим строем языка является составной частью совершенствования грамматическим строем речи. Влияние интеллектуального недоразвития у детей с ЗПР проявляется при восприятии и продуцировании синтаксической структуры предложения. В этих процессах проявляются особенности смыслового, семантического и формально-языкового плана и их соотношения. У дошкольников с ЗПР не сформированы многие модели синтаксической структуры предложения, имеет место аморфность и неточность денотативного образа ситуации, нечеткое представление о предложении как единице речи, что проявляется в фрагментарных, ненормативных предложений. При ЗПР наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности синтаксической стороны речи. Этим обусловлена актуальность проблемы изучения и коррекции недостатков развития синтаксической стороны речи у детей с ЗПР. Цель исследования – изучение особенностей синтаксического конструирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Объект исследования – синтаксическое конструирование у старших дошкольников с ЗПР. Предмет исследования – логопедический анализ особенностей синтаксического конструирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Гипотеза исследования. Учитывая то, что в структуре дефекта у детей с ЗПР ведущим является семантический дефект, можно предположить, что в основе нарушений синтаксического строя речи лежат трудности дифференциации грамматических значений. В связи с этим логопедическое воздействие должно быть направлено на анализ, сравнение, дифференциацию грамматических значений, что послужит важным фактором совершенствования логопедической работы по коррекции нарушений грамматического строя речи, а также развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: • изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования; • составить методику исследования синтаксического конструирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; • определить особенности синтаксического конструирования у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в ходе констатирующего эксперимента; • разработать методические рекомендации по формированию синтаксического конструирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методы исследования. Для поставленных задач применялся метод теоретического анализа литературы, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных. Практическая значимость. Методы диагностики особенностей синтаксического развития у детей дошкольного возраста с ЗПР и результаты констатирующего эксперимента, методические рекомендации по развитию синтаксического конструирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут представлять интерес для логопедов, дефектологов и педагогов, работающих с данной категорией детей. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития ………………………………………………….7 1.2 Понятие «синтаксический строй речи» в научной литературе……...13 1.3 Особенности формирования речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития …….19 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2.1 Организация и содержание экспериментального изучения особенностей синтаксического конструирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…….…………..31 2.2 Анализ результатов изучения особенностей синтаксического конструирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………..37 2.3 Методические рекомендации по формированию синтаксического конструирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………..45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..…………………………………………….61 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….64 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………... 69
Список литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ЗПР. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 128с. 2. Алексеева М. М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с. 3. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. 136 с. 4. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с ЗПР //Дефектология, 1983. №3. С. 9-15. 5. Борякова Н.Ю. Исследование лексико-грамматического компонента языка у дошкольников с ЗПР // Логопедия, 2005. №1. С. 47-51. 6. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982. №3. С. 34-39. 7. Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования. М.: Наука, 1975. 294с. 8. Власова Т. А. Обучение детей с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1981. 119с. 9. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 189с. 10. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение особенностей развития мыслительной и речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития// Логопедия, 2005. №2. С.16-17. 11. Воробьева В.В. Обучение детей с ТНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология №4. 1990. С. 11-17. 12. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2007. 480с. 13. Гвоздев А. Н. Значение изучения детского языка для языкознания. Как дети дошкольного возраста наблюдают явление языка. СПб.: БИОНТ, 1999. 64с. 14. Глухов В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия, 2005. №3. С.13-24. 15. Елисеева М. Б. Развитие речи ребенка: взгляд лингвиста на речевой онтогенез. Логопед, 2005. №4. С. 32-38. 16. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М.Лабиринт, 1998. 216с. 17. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320с. 18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. 224 с. 19. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. 112 с. 20. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2008. 432с. 21. Зикеева А.Г. Формирование сложных союзных конструкций у младших школьников с нарушениями развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. №3. С. 37-43. 22. Зорина С.В. Логопедическая работа по дифференциации грамматических форм слова у дошкольников с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 1998. 349с. 23. Зорина С. В. Нарушение формирования грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития // Логопедия, 2005. №3. С.35-40. 24. Катаева А. А. Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1998. 144 с. 25. Киселёва В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение? //Дефектология, 2007. №3. С. 3-13. 26. Коненкова И. Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой психического развития //Коррекционная педагогика, 2003. №2. С.51-61. 27. Крылова Е. В. Анализ связных речевых высказываний учащихся с ЗПР //Школьный логопед, 2007. №3. С.14-32. 28. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе //Логопедия, 2005. №1. С. 5-7. 29. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического стоя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Союз, 2001. 222с. 30. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР. М.: ВЛАДОС, 2004. 304с. 31. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с ЗПР. СПб.: Союз, 2004. 145 с. 32. Лебединская К.С. Методические рекомендации по диагностике и коррекции ЗПР. М., 1980. 72с. 33. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М.: Из-во МГУ, 1985. 167с. 34. Лубовский В.И., Власова Т.А., Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР. М.: Просвещение, 1981. 119с. 35. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2007. 348с. 36. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейро-психологическая диагностика. М.: Компенс-центр, 1995. 198 с. 37. Морозова В. В. Дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений речи у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. СПб., 2011. С.20-24. 38. Морозова В.В. Структура речевого дефекта у дошкольников с ЗПР церебрально-органического генеза. СПб.: Педагогика, 2010. №2. С.72-82. 39. Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы. // Обучение детей с задержкой психического развития, М., 1981. С.34-45. 40. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития //Дефектология, 1992. №3. С.10-13. 41. Полупанова В.В. Изучение и некоторые приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР в условиях специально организованного обучения //Практическая психология и логопедия, 2006. №5. С. 60-65. 42. Рамзаева Т.Г. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. СПб., 2003. 168с. 43. Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантических полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием //Актуальность проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии, СПб., 1995. С.150-152. 44. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Мн.: Народная асвета, 1989. 64с. 45. Слепович Е.С. Употребление прилагательных старшими дошкольниками с нарушением умственного развития // Дефектология, 1987. №2. С. 54-59. 46. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990. 184с. 47. Ульенкова У.В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. СПб.: Питер, 2007. 304 с. 48. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 256с. 49. Цыпина Н.А. Особенности пересказа текста шестилетними детьми с ЗПР. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста, М., 1989. С.71-90. 50. Шамарина Е.В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития //Коррекционная педагогика, 2005. №4. С. 26-33. 51. Яссман Л.В. Употребление грамматических категорий детьми с задержкой психического развития //Дефектология, 1976. №3. С.35-43.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В отечественной педагогике и психологии комплексное изучение детей с задержкой психического развития началось в 60-е годы 20 века. На сегодняшний день изучение и исследование таких детей развернуто еще в большей степени, чем раньше. Так, последние результаты говорят о наличии разнообразных нарушений в психической и личностной сфере детей с задержкой развития. Такие нарушения индивидуального характера имеют свои отличительные особенности их компенсации. Однако существуют единые критерии для определения понятия задержки психического развития. Анализ отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее [Марковская 1995]. Дети с задержкой психического развития могут характеризоваться рядом признаков, по которым возможно определение данного состояния от таких нарушений, как педагогическая запущенность или олигофрения. Данное утверждение находит свое подтверждение в работах специалистов, которые отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость. Однако представляется важным отметить, что, несмотря, на все перечисленные характеристики, без специальной коррекционной работы, такие дети стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, информированности целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, низкой работоспособности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg