В наше время, в связи с преобразованием школьной системы образования, особую значимость приобретает формирование у учащихся самостоятельного мышления, сознательного выбора профессии. По словам ректора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Геннадий Бордовского сегодняглавная цель школы – это подготовить человека к самостоятельному выбору жизненного пути и к готовности самостоятельно решать проблему, будь то работа, будь то получениеквалификации.
В условиях личностно-ориентированного образования актуальнымстановится технологическийподход в обучении. В современном образовании акцентпереносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди большого количества современных инновационных педагогических технологий, особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов. «Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиямXXI в., как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества», - писала М.Б. Романовская. [42, С. 11]. Одно из значений слова «проект» в переводе с латинского – это «брошенный вперед». Данное толкование во многом направляет современного учителя на инновационную деятельность.
Метод проектов основан на идеях философии и педагогики прагматизма, развивавшейся в США на рубеже 19-го и 20-го веков; он вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через практическую и познавательную деятельность ученика. Русскими педагогамиосновы проектного обучения разрабатывались параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой для ребенка. Для ее решения важны и ранее полученные знания, и те, которые только будут приобретаться. Учитель-консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации.
В 1931 г. Метод проектов был осужден в нашей стране и забыт вплоть до настоящего времени. В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно [40]. В настоящее время «Проектная деятельность и технология» - самый популярный и посещаемый предмет в английских школах. Все большее количество работодателей считает его хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности.
В настоящее время этот метод активно возрождается и в нашей системе образования. Разработки по направлению проектирования как основного вида учебной деятельности принадлежат М. Б. Романовской, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцеву, И. А. Сасовой и др.
В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационномпространстве и самостоятельно применять свои знания.
Несмотря на наличие имеющейся в распоряжении учителей-предметников методической литературы, где отражены общеизвестные положения и алгоритм проектной деятельности, при использовании этого метода на практике возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся, содержание и уровень подготовки учащихся к выполнению работ, виды и тематика проектов, степень самостоятельности учащихся, методика проверки знаний и умений на различных этапах выполнения проекта и др.
В выпускной работе сделана попытка анализа возможностей и условий организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы на уроках технологии .
В реформировании современной системы школьного образования возникает необходимость рассмотреть проблему формирования учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности человека. С одной стороны, учение обусловлено способностями человека к обучению, а с другой стороны важно предупредить отставание темпов индивидуальной социализации и обучения от темпов развития человеческой культуры. Целостность, гармоничность индивидуальности, свобода и разностороннее развитие человека характеризуют совокупность его сущностных сил, его сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, , предметно-практической, саморегуляционной. От развития этих сфер, своевременного и качественного воздействия на них через учебную деятельность, в конечном итоге, зависит социальная активность личности.
Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно выбранной педагогической технологией. Теория и практика большинства современных педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. К таковым относится и коллективный проект, положенный в основу учебной деятельности на занятиях по "Технологии". Для того чтобы осмыслить коллективную проектную деятельность в плане педагогической теории, необходимы обобщение, систематизация, анализ, методические рекомендации и пропаганда уже имеющегося опыта учителей технологии.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы.
Объект исследования: процесс проектной деятельности на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: возможности и условия организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы.
Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: организация проектной деятельности школьников на уроках технологии позволит повысить заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения, если: 1) учащиеся самостоятельно выбирают тему и проблему проекта; 2) в ходе работы над проектом они действуют максимально самостоятельно; 3) работа над проектом завершается созданием продукта и его публичной презентацией.
В соответствии с целью и гипотезой исследования ставятся следующие задачи исследования:
1. Проанализировать специальную научную литературу с целью исследования теоретической основы организации проектной деятельности учащихся;
2. Выявить теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности учащихся;
3. Охарактеризовать специфику организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы;
4. Экспериментально проверить разработанную методику организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии.
В выпускной работе использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме, обобщение и систематизация выводов и результатов исследования, наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся.
Практическая значимость исследования определяется разработкой методик которые могут быть использованы при организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.