Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Проектная деятельность обучающихся при изучении технологии в школе

natati2016 340 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 60 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 02.02.2018
Обобщая теоретические основы современной школьной проектной деятельности, надо выделить следующее. Проектная технология возникла в начале ХХ века как одна из технологий педагогики практики. Философским ее основанием является философия прагматизма, и, в частности, инструментализма, наиболее ярким представителем которой был Джон Дьюи. Основную деятельность по практической разработке проектной технологии, выстраиванию принципов проектной деятельности, систематизации видов проектов осуществил ученик и коллега Д. ДьюиУильям Килпатрик.
Введение

В наше время, в связи с преобразованием школьной системы образования, особую значимость приобретает формирование у учащихся самостоятельного мышления, сознательного выбора профессии. По словам ректора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Геннадий Бордовского сегодняглавная цель школы – это подготовить человека к самостоятельному выбору жизненного пути и к готовности самостоятельно решать проблему, будь то работа, будь то получениеквалификации. В условиях личностно-ориентированного образования актуальнымстановится технологическийподход в обучении. В современном образовании акцентпереносится с «усвоения знаний» учащимися на формирование у них компетентности. Среди большого количества современных инновационных педагогических технологий, особое место занимает организация проектной деятельности, которая дает больше возможностей для реализации развивающего и личностно-ориентированного подходов. «Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиямXXI в., как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества», - писала М.Б. Романовская. [42, С. 11]. Одно из значений слова «проект» в переводе с латинского – это «брошенный вперед». Данное толкование во многом направляет современного учителя на инновационную деятельность. Метод проектов основан на идеях философии и педагогики прагматизма, развивавшейся в США на рубеже 19-го и 20-го веков; он вобрал в себя идеи гуманистического направления в философии и образовании. Дж. Дьюи и его ученик В. Х. Килпатрик предложили строить обучение на активной основе, через практическую и познавательную деятельность ученика. Русскими педагогамиосновы проектного обучения разрабатывались параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов-исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектных методов в практику обучения начиная с 1905 г. Личный интерес обучающегося в данной деятельности являлся необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой для ребенка. Для ее решения важны и ранее полученные знания, и те, которые только будут приобретаться. Учитель-консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации. В 1931 г. Метод проектов был осужден в нашей стране и забыт вплоть до настоящего времени. В зарубежной же школе он развивался активно и достаточно успешно [40]. В настоящее время «Проектная деятельность и технология» - самый популярный и посещаемый предмет в английских школах. Все большее количество работодателей считает его хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности. В настоящее время этот метод активно возрождается и в нашей системе образования. Разработки по направлению проектирования как основного вида учебной деятельности принадлежат М. Б. Романовской, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцеву, И. А. Сасовой и др. В основе проектной деятельности лежит креативность, умение ориентироваться в информационномпространстве и самостоятельно применять свои знания. Несмотря на наличие имеющейся в распоряжении учителей-предметников методической литературы, где отражены общеизвестные положения и алгоритм проектной деятельности, при использовании этого метода на практике возникает ряд вопросов, которые необходимо учитывать: возрастные особенности учащихся, содержание и уровень подготовки учащихся к выполнению работ, виды и тематика проектов, степень самостоятельности учащихся, методика проверки знаний и умений на различных этапах выполнения проекта и др. В выпускной работе сделана попытка анализа возможностей и условий организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы на уроках технологии . В реформировании современной системы школьного образования возникает необходимость рассмотреть проблему формирования учебной деятельности в единстве с проблемой индивидуальности человека. С одной стороны, учение обусловлено способностями человека к обучению, а с другой стороны важно предупредить отставание темпов индивидуальной социализации и обучения от темпов развития человеческой культуры. Целостность, гармоничность индивидуальности, свобода и разностороннее развитие человека характеризуют совокупность его сущностных сил, его сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, , предметно-практической, саморегуляционной. От развития этих сфер, своевременного и качественного воздействия на них через учебную деятельность, в конечном итоге, зависит социальная активность личности. Эффективность учебной деятельности учителя во многом определяется правильно выбранной педагогической технологией. Теория и практика большинства современных педагогических технологий еще только разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. К таковым относится и коллективный проект, положенный в основу учебной деятельности на занятиях по "Технологии". Для того чтобы осмыслить коллективную проектную деятельность в плане педагогической теории, необходимы обобщение, систематизация, анализ, методические рекомендации и пропаганда уже имеющегося опыта учителей технологии. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность реализации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы. Объект исследования: процесс проектной деятельности на уроках технологии в общеобразовательной школе. Предмет исследования: возможности и условия организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы. Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: организация проектной деятельности школьников на уроках технологии позволит повысить заинтересованность школьников к изучению данного учебного предмета и результативность его изучения, если: 1) учащиеся самостоятельно выбирают тему и проблему проекта; 2) в ходе работы над проектом они действуют максимально самостоятельно; 3) работа над проектом завершается созданием продукта и его публичной презентацией. В соответствии с целью и гипотезой исследования ставятся следующие задачи исследования: 1. Проанализировать специальную научную литературу с целью исследования теоретической основы организации проектной деятельности учащихся; 2. Выявить теоретико-педагогические основы организации проектной деятельности учащихся; 3. Охарактеризовать специфику организации проектной деятельности на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы; 4. Экспериментально проверить разработанную методику организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии. В выпускной работе использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме, обобщение и систематизация выводов и результатов исследования, наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся. Практическая значимость исследования определяется разработкой методик которые могут быть использованы при организации проектной деятельности в средних классах общеобразовательной школы. Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии. 7 1.1 Сущность понятия «проектная деятельность». 7 1.2 Организация проектной деятельности учащихся на уроках технологии. 18 Глава 2. Проект «Наряд для кухни» на уроках технологии в 5 классе. 31 2.1 Организация проекта «Наряд для кухни» в 5 классе. 31 2.2 Методика осуществления проекта «Наряд для кухни»и анализ его результатов. 38 Заключение. 48 Список литературы 53 Приложение 1 58 Приложение 2 59 Приложение 3 60
Список литературы

1. Андрианова, С. А. Использование метода проектов в обучении школьников/ Технология.–2015.–№1.–С.7. 2. Базанова, Т.А. Проектная деятельность учащихся // Технология (Основа).–2013.–№10.–С.2. 3. Берулава, М. Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // М. Н. Берулава //Педагогика. - 2005. - № 1. – С. 56-59. 4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П. Беспалько. - М: Институт ПО Министерства образования России, 1995. 5. Бондаревская, Е.Н. Ценностные основания личностно-ориентированного образования / Е.Н. Бондаревская// Педагогика. – 1995.- № 4. С. 29. 6. Брюно, Ж, Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика [Электронный ресурс].- Режим доступа: URLhttр:// рsybеrlik.flоgistоn.ru/intеrnеt/.ru/рi95 7. Бухаркина, М.Ю. разработка учебного проекта. – М.,2003. – 26 с. 8. Вахонина, О. В. Практика применения метода проектов в образовательной области «Технология».–2014.–№9.–С.9. 9. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству/ И.П. Волков.- М: Просвещение, 1982.- 126 с. 10. Волков, О.И. Экономика предприятия/ О.И. Волков, В.А. Скеренков. - М.: ИНФРА-М, 2008. 11. Вульфсон, Б.Л. Джон Дьюи и советская педагогика/ Б.Л. Вульфсон// Педагогика. – 2007.- № 9-10. - С.99-105. 12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя/ Л.С. Выготский. – 3-е изд. - М: Просвещение, 1991. 13. Галковская, Е. М. Создание мотивации на уроках предметной области «Технология» через проектную деятельность обучающихся// Технология.–014.–№10.– С.15. 14. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов-на-Дону, 2011. 15. Девяткина, В. Проектирование учебно-технологической игры/ В. Девяткина// Школьные технологии- № 4. – 2006. -С. 121-125. 16. Дмитриев, Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США// Г.Д. Дмитриев. – М.: Педагогика, 1987. 17. 3инченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко// Педагогика.- 2007. - № 5. – С. 34-39. 18. Килпатрик, В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925. 19. Кругликов, Г.И. Творческие проекты учащихся / Г.И. Кругликов// Школа и производство. – 2008. - №2. - С. 39. 20. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии/Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 21. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Электронный ресурс]- Режим доступа: URLhttр://оthеrrеfrаts.ru/реdаgоgiсs/222-5664 .html 22. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 321 с. 23. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод.рекомендации / сост. С.Н. Бабина.– Челябинск: ЧГПУ, 1999. –28 с. 24. Молева, Г.А., Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии/ Г.А. Молева, И.А. Богданова// Актуальные проблемы педагогики. Вып.7. – Владимир: ВГПУ, 2005. – С.46-58. 25. Молева, Г.А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда) // Г.А. Молева, И.А. Богданова // Школа и производство. -2000. -№ 3. – С. 43-49. 26. Морозова, Л.Н. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся. // Л.Н. Морозова. - Волгоград.: Учитель, 2007. 27. Московиченко, Н.Н. Городской конкурс проектов по технологии.// Технология (Основа).–2014.– №10.– С.18. 28. Новикова, Т.С. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2009. – №7.- 121-124. 29. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 №273–ФЗ.// Официальные документы в образовании.-2013.–№3.–С. 2–92; Администратор образования.–2013.–№3.–С. 2–78, №4.–С. 11–33. 30. О рассмотрении Комплекса мер по модернизации общего образования. Письмо Минобрнауки России от 25.01.2012 № сМ–53/18.// Вестник образования.–2012.–№4.–С.60 31. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минобрнауки России.//Вестник образования.– 2011.–№4.–С.10 32. Об утверждении Положения об управлении реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы. Приказ Минобрнауки России от 11.03.2011 № 1350.// Официальные документы в образовании.–2011.–№19.–С.4. 33. Павлова, М.Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2011. 34. Пасынков, И.А. Методика обучения учащихся творческой деятельности (Методические указания) // И.А. Пасынков. – Владимир: ВГПУ, 2002. 35. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2009.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся на уроках технологии. 1.1 Сущность понятия «проектная деятельность». Прежде чем рассмотреть теоретические основы проектирования, обратимся к происхождению понятия «проектная деятельность». Как отмечает В.Ф. Сидоренко: «проектная деятельность представляет сложную организованную систему взаимодействия различных специалистов, функционально связанную с системами управления, планирования и производства и, в свою очередь, являющуюся особого рода производством проектной документации, в языке которой предвосхищается желаемый и предназначенный к осуществлению образ будущего проекта – вещи, предметной среды, системы деятельности, образа жизни» [45]. По мнению С.Н. Бабиной, проектная деятельность – это мыслительно-трудовая деятельность, направленная на создание теоретической модели объекта проектирования и материальной реализации ее в виде макета, модели, прототипа, готового изделия [21]. В педагогической теории обучение рассматривается как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, которые направленны на осмысленное и прочное усвоение обучаемыми системы знаний, умений и развитие их познавательных способностей. Это объясняется тем, что в дидактике исторически складывались концепции обучения, которые основывались на положении о необходимости передачи учителем знаний учащимся, шла речь о беспрерывном умственном развитии в процессе активного и содержательного усвоения основ знаний и их последующего практического применения (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, и др.) [3] Современная образовательная ситуация характеризуется переходом от традиционной к личностно ориентированной педагогике. Одним из ее ведущих положений является принцип самоценности личности ребенка. Содержание данного положения заключается в признании определенного ребенка главной целью и результатом педагогического процесса. Упор в учебном процессе ставится на создание условий для личностного осуществления, сохранение и развитие в ребенке его индивидуального образа. Максимально значимой задачей учебного процесса становится направленность образования на получение каждым учащимся своего собственного полновесного личностного опыта, а основным путем при этом выступает творческая деятельность детей в разных сферах создающих педагогом школьной жизни. В работах Б.П. Есипова, Ш.И. Ганелина, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина нашло подтверждение выдвинутое передовыми педагогами прошлого, требование активного усвоения знаний в процессе обучения и доказано, что развитие активности и самостоятельности учащихся происходит в познавательной деятельности.[3] Проектная технология – это одна из креативных технологий, которые могут решить ряд задач, стоящих перед современной школой: осуществлять связь с жизнью, стимулировать созидающую деятельность учащихся, способствовать деятельному освоению реальности. Основателем проектной технологии считают американского педагога Уильяма Килпатрик – последователя Джона Дьюи. Дьюи разрабатывал собственный вариант философии и педагогики практичности - так называемый инструментализм. Познание он трактовал как сложную форму поведения, в итоге - средство борьбы за выживание, а мерой истины считал практическую полезность. Разные виды человеческой деятельности он рассматривал как инструменты, созданные человеком для осуществления индивидуальных и общечеловеческих проблем. То, что было для человека истинно вчера, может уже не быть таким сегодня; то, что для одного человека верно, может быть ложным для другого. Это неизменное условие приспособления к меняющимся условиям существования [40].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg