Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
Проблема психического здоровья старшеклассников выступает одной из фундаментальных задач психологии на современном этапе модернизации общего образования в России. В подобном контексте, безусловно актуальным является поиск новых методологических подходов, обеспечивающих уровень психического здоровья учащихся.
Введение

Актуальность темы исследования. Существенные трансформации в политической, экономической, социальной сферах жизнедеятельности нашего общества значимо изменили содержание общественного и индивидуального сознания, повлияли на социальные представления о личностной и профессиональной успешности, и, к сожалению, привели к следованию нездоровому образу жизни у значительной части российского населения. Все эти факторы оказывают крайне неблагоприятное воздействие на состояние здоровья населения во всех областях – соматической, психической и социальной. В современном российском обществе наиболее уязвимой социальной группой в этом отношении является молодежь, уровень здоровья которой – это богатство нации, наиболее яркий показатель экономического и социального благосостояния государства. Таким образом, проблема сохранения и восстановления психического здоровья детей и молодежи в России приобретает государственный характер и требует неотложного решения. Актуальным остается изучение психического здоровья школьников на стыке проблем динамики основных сфер жизнедеятельности общества и модернизации российского общего образования. Педагогической науке сегодня необходимо найти решение ключевых задач повышения качества образования, соответствующего как российским образовательным стандартам, так и международным нормам и социальному заказу общества. При этом надлежит принимать во внимание, что повышение требований к образовательным компетенциям учащихся служит дополнительным рискогенным фактором для состояния их психического и социального здоровья. В подобном контексте, по нашему мнению, важную роль должна сыграть специализированная система психолого-педагогического сопровождения здоровья старшеклассников. В данном исследовании вслед за С. Н. Чистяковой под психологическим сопровождением мы понимаем особую сферу деятельности педагога, которая ориентирована на взаимодействие со школьником и направлена на оказание ему поддержки в становлении личности, достижении личностного роста и социальной адаптации, в принятии решения о выборе профессиональной деятельности и самоутверждения в ней. Психологическое сопровождение формирования психического здоровья старшеклассников не только позволит повысить уровень и качество образовательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, но и создаст наиболее благоприятные возможности для эффективной индивидуальной и, в последующем, профессиональной социализации молодых людей, для качественного развития у них социальной, личностной и профессиональной идентичности, формирования их социального здоровья. Особенно актуальны сегодня задачи научного осмысления педагогического обеспечения образовательных процессов, разработка новых образовательных и воспитательных технологий (H. Е. Бекетова, Т. А. Мерцалова, С. В. Торохтий, Н. Ю. Шепелева). На современном этапе развития педагогической науки на передний план выходят вопросы педагогической поддержки, содействия развитию личности, (Е. А. Александрова, О. С. Газман, И. Б. Котова, Н. Н. Михайлова, Е. Н. Шиянов), педагогического сопровождения учащихся (М. И. Рожков, А. Л. Уманский, С. Н. Чистякова). На основе вышеизложенного можно констатировать, что психологическое сопровождение психического здоровья школьников в новом социокультурном и образовательном пространстве является особенно актуальным вопросом. Объектом исследования – состояние здоровья старшеклассников в условиях образовательного учреждения. Предмет исследования – психологическое сопровождение учащихся. Цель исследования – теоретически разработать и экспериментально апробировать программу психологического сопровождения психического здоровья старшеклассников. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что реализация программы психологического сопровождения здоровья старшеклассников будет способствовать: 1) формированию внутренней готовности старшеклассников вести здоровый образ жизни, осознанно и социально ответственно относиться к построению своего жизненного пути; 2) снижению учебной стрессонагруженности старшеклассников. В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи: 1) на основе теоретического и методологического анализа провести уточнение понятия «здоровье старшеклассника», раскрыть его структуру, определить уровни, выявить и обосновать критерии оценки здоровья старшеклассников, выделить факторы, детерминирующие состояние психического здоровья старшеклассников и дать их характеристику; 2) разработать и экспериментально апробировать программу психологического сопровождения формирования психического здоровья старшеклассников, системно представляющую цели, содержание, формы, методы и средства формирования психического здоровья учащихся; 3) определить этапы педагогического сопровождения психического здоровья старшеклассников. Исходя из поставленных задач, были выбраны следующие методы исследования: методы теоретического анализа, метод моделирования, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), статистические и графические методы обработки полученных данных. Для подтверждения гипотезы исследования мы использовали следующие методики и анкеты: 1) анкета «Как я оцениваю свое здоровье?» (Приложение А); 2) методика Н. К. Смирнова, направленная на изучение самооценки учащимися факторов риска ухудшения здоровья (Приложение Б); 3) тест «Уровень тревожности и предрасположенности к нервозам» (Приложение В); 4) тест Рокича «Ценностные ориентации» (Приложение Г); 5) методика «Интолерантность-толерантность» (ИНТОЛ) (Приложение Д). Экспериментальная база исследования. Основная экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ № 3 г. Славянска-на-Кубани с учащимися девятых классов. В качестве экспериментальной группы был выбран – 9 «А», в качестве контрольной – 9 «Б». Методологическую основу исследования составили: концепции социализации личности ( А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, Н. Л. Селиванова, Д. И. Фельдштейн); системный подход в педагогике и психологии (Б. Г. Ананьев, Б. Т. Лихачев, Б. Ф. Ломов, Л. И. Новикова В. Н. Садовский, Н. Л. Селиванова, Э. Г. Юдин); деятельностная теория усвоения социального опыта (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, И. А. Зимняя, И. И. Ильясов, Н. Н. Нечаев); логическая структура педагогики современного постиндустриального общества (А. М. Новиков); концепции теории управления педагогическими процессами ( Ю. К. Бабанский, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Т. И. Шамова); концепции ортобиотики, как технологии сбережения здоровья (В. М. Шепель); идеи педагогической поддержки и сопровождения ( М. Р. Битянова, О. С. Газман, Н. Н. Михайлова, А. И. Тимонина, Е. Н. Шиянов, С. Н. Чистякова), концепции мониторинга качества образования ( В. А. Кальней, С. Е. Шишов). Теоретическая значимость работы заключается в уточнении и конкретизации понятия «здоровья старшеклассника» как сложного интегративного образования, определяющего характер адаптивности и ответственности учащихся. Практическая значимость работы. Разработана программа психологического сопровождения формирования здоровья старшеклассников и выделены критерии здоровья старших школьников, которые могут быть использованы для оценки нормативности их психического здоровья и наличия социальных девиаций. Полученные результаты экспериментальной работы можно использовать для проведения развивающих занятий и тренингов по развитию у старшеклассников рефлексивных умений, навыков целеполагания, по формированию у них социально ответственного поведения. Структура исследования: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание

Введение……………………………………………………………………...... 3 1 Психолого-педагогические основы проблемы здоровья школьников.... 8 1.1 Психологическое здоровье как совокупность психических свойств………………………………………………………………. 8 1.2 Проблемы психологического сопровождения психического здоровья старшеклассников………………………………...……… 16 2 Экспериментальное исследование сопровождения формирования психического здоровья старших школьников…………………………... 25 2.1 Содержание компонентов психологического сопровождения психического здоровья старшеклассников………………………... 25 2.2 Анализ результатов исследования психического здоровья старшеклассников на этапе констатирующего эксперимента…… 29 2.3 Анализ результатов реализации программы психологического сопровождения формирования психического здоровья старшеклассников…………………………………………………... 38 Заключение………………………………………………………………...…... 49 Список использованных источников………………………………………… 51 Приложение А Анкета для учащихся «Как я оцениваю свое здоровье?». 57 Приложение Б Методика Н. К. Смирнова, направленная на изучение самооценки учащимися факторов риска ухудшения здоровья…………………………………………………… 58 Приложение В Тест «Уровень тревожности и предрасположенности к нервозам» О. Н. Истратова……………………………... 60 Приложение Г Тест Рокича «Ценностные ориентации»………………… 62 Приложение Д Методика «Интолерантность-толерантность» Л. Г. Почебут……………………………………………… 66
Список литературы

1 Абульханова-Славская, К. А. Психологическая безопасность и проблема агрессивности в образовательной среде школы [Текст] / К. А. Абульханова. –Ростов-на-Дону, 2007. – 205 с. 2 Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб.заведений / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – М. : Академия, 2015. – 288 с. – (Высш. образование– Бакалавриат). 3 Бойчук, В. А. Формирование оздоровительного пространства в образовательном учреждении [Текст] / В. А. Бойчук. – Уфа : БИРО, 2007. – 360 с. 4 Борисова, И. П. Формирование здоровьесберегающей среды [Текст] : справочник руководителя образовательного учреждения / И. П. Борисова. – М. : Прогресс, 2007. – 158 с. 5 Брехман, И. И. Валеология – наука о здоровье [Текст] / И. И. Брехман. –2-е изд., доп. и перераб. – М. : ФИС, 2006. – 24 с. – (Наука-здоровью). 6 Булыгина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение школьников как отражение психологической безопасности в образовательном учреждении [Текст] / Л. В. Булыгина. – Уфа, 2007. – 104 с. 7 Васильев, В. Н. Дисгармония семейных отношений [Текст] / В. Н. Васильев. – М. : Наука, 2007. – 256 с. 8 Волков, Ю. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовании [Текст] / Ю. Г. Волков. – М. : Наука, 2006. – 400 с. 9 Волочаева, О. Ф. Концепция инклюзивного образования – от проектов к реальности [Текст] / О. Ф. Волочаева, Т. В. Власова. – М. : Педагогика, 2010. – 166 с. 10 Григорьев, С. И. Социально-психологические детерминанты психического здоровья молодежи [Текст] / С. И. Григорьев // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические вопросы психологии. – 2012. – № 1 (22). – С. 25–28. 11 Дубровина, И. В. Оздоровительная направленность обучения как один из важнейших принципов психологического сопровождения [Текст] / И. В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2006. – 170 с. 12 Зарецкая, С. К. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающего подхода к учебному процессу [Текст] / С. К. Зарецкая. –М. : Наука, 2009. – 466 с. 13 Здоровьесберегающие образовательные технологии [Текст] : междисциплинарная науч.-практ. конф., Москва, 25 окт. 2007 г. / отв. ред. Е. В. Усова. – М. : Изд-во СГУ, 2007. – 255 с. – (Современная гуманитарная академия). 14 Зенкова, Т. Г. Здоровьезберегающая практика образовательных учреждений [Текст] / Т. Г. Зенкова. – М. : Мысль, 2009. – 188 с. 15 Кальней, В. А. Психическое здоровье современной молодежи [Текст] / В. А. Кальней, С. Е. Шишова. – М.: Наука, 2008. – 127 с. 16 Карасева, Т. Г. Свовременные аспекты реализации здоровье сберегающих технологий [Текст] / Т. Г. Карасева. – М. : Педагогика, 2005.–440 с. 17 Корнеева, И. Г. Оценка урока с позиций здоровье сберегающей педагогики [Текст] / И. Г. Корнеева. –М. : Мысль, 2009. – 171 с. 18 Крякова, С. Г. Здоровьесберегающая среда: что это такое? [Текст] / С. Г. Крякова. –М. : Мысль, 2010. –187 с. 19 Левашева, М. Н. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии: разработка открытого педсовета [Текст] / М. Н. Левашева. – М. : Наука, 2008. – 376 с. 20 Лысенко, Е. Г. Культура жизни и культура здоровья [Текст] / Е. Г. Лысенко. – М. : Наука, 2009.–255 с. 21 Мамаева, Е. Е. Исследование индивидуально- психофизиологических особенностей учащихся [Текст] / Е. Е. Мамаева. – М. : Наука, 2010. – 256 с. 22 Маркова, В. Н. Здоровый образ жизни учащихся [Текст] / В. Н. Маркова. – М. : Педагогика, 2005. – 400 с. 23 Милонов, М. В. Психологическое здоровье современных школьников [Текст] / М. В. Милонов. – М. : Педагогика, 2008. – 130 с. 24 Миляева, М. В. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению формирования психического здоровья старшеклассников [Текст] / М. В. Миляева. – М.: Наука, 2007. – 288 с. 25 Миляцкевич, М. В. Феномен подростковой агрессивности в социально-психологических условиях образовательной среды школы [Текст] / М. В. Миляцкевич. – М. : Педагогика, 2012.–140 с. 26 Миляшкина, А. Г. Уровень тревожности школьников как критерий оценки психологического здоровья [Текст] / А. Г. Миляшкина. – М. : Наука, 2007. –65 с. 27 Митина, О. Е. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра [Текст] / Е. Митина // Высшее образование в России. – 2006. – № 5. – С. 64–75. 28 Михайлов, Л. П. Воспитание культуры здоровья как аспект модернизации образования [Текст] / Л. П. Михайлов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – № 6. – С. 56–74. 29 Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : учеб. пособие для студентов учереждений высш. проф. образования / А. М. Митяева. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 208 с. – (Высш. проф. образование. Бакалавриат). 30 Морозова, Н. Б. Мониторинг качества здоровья в практике формирования безопасной здоровьесберегающей образовательной среды [Текст] / Н. Б. Морозова. –М. : Педагогика, 2010. – 157 с. 31 Москвич, А. С. Проблемы и перспективы реализации здоровьесберегающих технологий в условиях «Школы здоровья» [Текст] / А. С. Москвич. –М. : Педагогика, 2009. – 120 с. 32 Науменко, Ю. В. Моделирование здоровьесберегающего образования [Текст] / Ю. В. Науменко // Вопросы образования. – 2007. –№ 2. – С. 140–160. 33 Никонова, В. Г. Проблемы гармонизации и интеграции духовной и физической культуры школьников в образовательной [Текст] / В. Г. Никонова // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 6. – С. 83–86. 34 Орехова, Т. Ф. Валеологический подход к организации урока в современной школе [Текст] / Т. Ф. Орехова. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. –125 с. 35 Парламентская Ассамблея Совета Европы. Комитет по вопросам науки, культуры и образованию. Образование в целях гармоничного развития учащихся [Электронный ресурс]. – URL: http://www.obrzdrav.ru/documents/PACE-recom.pdf (дата обращения: 15.05.2017). 36 Перескокова, Т. А. Формирование здорового образа жизни [Текст] / Т. А. Перескокова. –М. : МГТУ, 2006. –132 с. 37 Петриченко, Г. И. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования [Текст] / Г. И. Петриченко // Нач. шк. – 2008. – № 9. – С. 63–64. 38 Петровский, А. В. Психология [Текст] : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 3-е изд., стер. – М. : Академия, 2002. – 512 с. 39 Попов, М. Н. Здоровье человека в системе образования [Текст] / М. Н. Попов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 5. – С. 59–63. 40 Рагимова, О. А. Феномен психолого-педагогического сопровождения [Текст] / О. А. Рагимова, Л. М. Королев, С. А. Локтаева. – М. : Наука, 2005. – 166 с. 41 Рубинштейн, С. Л. Педагогическая профилактика психического здоровья старшеклассников [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М. : Наука, 2006. – 123 с. 42 Сергеева, Т. Б. Школьная адаптация как фактор психологического здоровья [Текст] / Т. Б. Сергеева. – М. : Педагогика, 2008. – 166 с. 43 Сериков, Г. Н. О методологических основах гуманизации образования [Текст] / Г. Н. Сериков // Формирование личности школьника и студента в условиях демократизации и гуманизации образования. – Волгоград : Перемена, 2007.– 174 с. 44 Синицын, Ф. П. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения [Текст] / Ф. П. Синицын // Культурная жизнь юга России. – 2006. –№ 1.–С. 37–40. 45 Синицын, Ф. П. Интерпретация ценностей здоровьеобеспечения учащихся в системе образования [Текст] / Ф. П. Синицын // Культурная жизнь юга России. – 2006. – № 2. – С. 36–37. 46 Сихвола, С. Д. Здоровые дети – здоровое будущее [Текст] / С. Д. Сихвола// Образование и общество. – 2006. – № 3. – С. 91–92. 47 Соловьев, В. П. Основные подходы к формированию модели системы качества в школе [Текст] / В. П. Соловьев. – М. : Наука, 2004. – 166 с. 48 Трофимович, Н. Н. Из опыта внеаудиторной работы по внедрению здоровьесберегающих технологий [Текст] / Н. Н. Трофимович. – М. : Наука, 2004. – 122 с. 49 Филлипова, Л. В. Педагогикта здоровья: из опыта работы Центра здоровьеформирующих образовательных технологий [Текст] / Л. В. Филлипова // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 1. – С. 173–184. 50 Цветкова, И. В. Агрессивность и психологическое здоровье школьников [Текст] / И. В. Цветкова, Т. В. Власова. – Уфа, 2007. – 86 с. 51 Чистякова, С. Н. «Школа здоровья» как инструмент сохранения и укрепления здоровья ребенка [Текст] / С. Н. Чистякова, Т. В. Власова. – М. : Мысль, 2009.–168 с. 52 Шатохина, Л. Г. Почему сегодня важно обучение здоровью [Текст] / Л. Г. Шатохина // Образование и общество. – 2006. – № 3 – С. 89–90. 53 Ягодинский, В. Н. О вреде никотина и алкоголя [Текст] : кн. для учащихся / В. Н. Ягодинский, В. М. Шепель. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 1985. –234 с. – URL: http://alcdata.narod.ru/Yagodinskiy_l985/Yagodinskiy_l985.pdf (дата обращения: 12.05.2017). 54 Ярошевский, М. Г. Категориальный аппарат психологии [Электронный ресурс] / М. Г. Ярошевский // Хрестоматия по психологии. Ч. 1. Общая психология / сост. В В. Мироненко ; под ред. А. В. Петровского // Мир психологии : сайт. –URL: http://www.persev.ru/book/mg-yaroshevskiy-kategorialnyy-apparat-psihologii (дата обращения: 12.05.2017).
Отрывок из работы

1 Психолого-педагогические основы проблемы здоровья школьников 1.1 Психологическое здоровье как совокупность психических свойств Здоровье, являясь социально значимой ценностью, в свою очередь непосредственно зависит от социального контекста взаимоотношений в системе «природа-человек-общество». Проблемы формирования и обеспечения здоровья подрастающего поколения становятся психолого-педагогическими задачами и от того, как они будут решены, зависит будущее нации. Естественно, возникают вопросы, какие механизмы и пути сохранения здоровья существуют в современных условиях, какие превентивные педагогические меры необходимо использовать при работе со старшими школьниками. Некоторые из этих проблем только начинают обсуждаться, другие пока еще не стали предметом специальных педагогических исследований. Так, практически отсутствуют научные работы по комплексному педагогическому сопровождению здоровья старшеклассников [9]. Под здоровьем в педагогической литературе сегодня понимается сбалансированное состояние социально-нравственной, ценностно-смысловой и регуляционно-поведенческой сфер личности. Факторами, провоцирующими негативные тенденции в состоянии здоровья старших школьников, в первую очередь, называют размытость идеалов и социальных ценностей, социально-экономическую стратификацию населения, агрессивность материалов в средствах массовой информации, внедряющих в общественное сознание модели «символического потребления» [8].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 51 страница
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg