Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ДЕТЬМИ РОДИТЕЛЕЙ -АЛКОГОЛИКОВ

zac_shalamov 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 86 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей не возможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, негативно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом.
Введение

Актуальность данной работы предопределена необходимостью личностной и социальной адаптации детей, родители которых употребляют спиртное, тем самым, мешая собственным детям полноценно развиваться, получать образование, жить счастливой жизнью. Поддержка таких детей, помощь в их реабилитации, успешном эмоциональном и умственном развитии заключается в непрерывном создании совокупности методик, методов, средств, форм и контроля социально педагогической деятельности. Разработка технологии адаптации детей из неблагополучных семей (а все пьющие семьи без исключения можно отнести к неблагополучным) очень актуальна, так как она является совокупностью методов и приемов практической социально педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением социального инструмента социальным педагогом. Создание оптимальных условий для успешного развития ребенка из неблагополучной семьи, а так же функционирование самой этой семьи является одной из важнейших социальных задач. Наметившийся в нашей стране процесс гуманизации общественных отношений должен определить новые, самостоятельные направления социальной помощи и поддержки семей, попавших или хронически находящихся в трудном положении, опасном в первую очередь для детей, рожденных или воспитывающихся в столь сложных условиях, а также для самой семьи и для общества в целом. Однако, сегодня проявляется четко выраженная тенденция к «исключению» неблагополучных семей из общего приспособительного контекста , приобретающему особое содержание в условиях экономической нестабильности, дезинтеграции социальных институтов и систем. Объяснить такую ситуацию можно ростом числа таких семей, неудовлетворительным функционированием системы их социальной защиты и поддержки. К семьям алкоголиков предпочитают применять меры административного воздействия, или полагаются на правоохранительные органы, журналистов или общественность, работа с этими семьями и их детьми которых носит в лучшем случае эпизодический, н о не систематический характер и выражается в виде рейдов, проверок, показательных благотворительных акций. В данной работе будет раскрыта сущность эффективной, но еще не до конца освоенной формой социальной работы с семьями, оказавшимися в тяжелом положении, переживающими какой либо кризис, социального патроната и патронажа. Сложившейся в практике социальной работы патронат и патронаж - это одна из форм социального обслуживания кризисных семей (в нашем случае семей алкоголиков), у которых не достает ресурсов для удовлетворения своих даже элементарных потребностей, не говоря уже про потребности детей, и которые имеют жизненно важные проблемы, но не способны решить их самостоятельно. Он включает в себя несколько функциональных компонентов - профилактику, поддержку, помощь, социальную защиту. Выполнение профилактических функций направлено на укрепление жизненно важных сил и потенциальных возможностей, развитие и социальную адаптацию, и реабилитацию детей из семей алкоголиков. Профилактика имеет своей целью не только удовлетворение потребностей и решение проблем ребенка, оказавшегося в трудной или критической ситуации, но и возвращение его в нормальное русло жизни, нейтрализацию и устранению тех факторов риска, которые могут привести к развитию негативных тенденций, а иногда и к трагическим последствиям. Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртными страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состоянии опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности- все это приводит к разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы. Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадоптации таких детей. Эмоцианально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом. В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений психического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения методов коррекции и воспитания таких детей. Для того, чтобы система патронажа в семьях алкоголиков была наиболее эффективна, мы предложили для детей из семей риска методику САН. Исходя из полученных результатов можно будет выявить наиболее эффективную линию адресного социального патронажа детей из пьющих семей. Динамика развития центров социальной помощи семье и детям в последние годы свидетельствует о растущем авторитете этих учреждений в различных регионах России, их значимости в решении безотлагательных проблем семьи и детства. Именно эти учреждения социального обслуживания способны оказать действенную комплексную помощь семье и детям по широкому кругу вопросов, предупредить многие негативные проявления, касающиеся выполнения семьей ее функций. Специфику работы психологических служб во многом определяет положение семей, которые живут на данной территории в условиях, близких к экстремальным. В первую очередь к ним относятся семьи, адаптировавшиеся к своему тяжелому положению и не желающие самостоятельно выходить из неблагоприятной ситуации, предпочитающие зависимость от поддержки извне формированию активной жизненной позиции и потому постепенно занимающие нишу асоциального поведения. Примером семей такого рода являются, в частности, семьи, где имеет место алкоголизм одного или обоих супругов. Предмет исследования: психические и личностные отклонения у детей из семей алкоголиков и их изменения под влиянием социально-реабилитационных воздействий. Объект исследования: дети из семей алкоголиков, включенные в социально-реабилитационный процесс. Цель исследования: определить наиболее характерные психические и личностные изменения у детей из семей алкоголиков и рассмотреть, как с учетом этих данных необходимо осуществлять социальную помощь этой категории детей. Гипотеза исследования: В качестве опросника для подростков мы предложили методику САН. Можно предположить, что опрашиваемые подростки из пьющих семей имеют не только указанные социальные проблемы и сложность с социальной адаптацией, но у них имеются огромные проблемы со здоровьем, что затрудняет их нормальное существование. Плохое здоровье детей алкоголиков можно связать с отсутствием, какого либо контроля за ними родителей, плохим питанием, отсутствием медицинского наблюдения за ними. Можно так же предположить, что подростки из пьющих семей имеют проблемы с правоохранительными органами, постоянно нарушат общественный порядок, а может быть даже и закон. Все это связано с отсутствием у этих детей так называемого саногенного мышления (его суть будет раскрыта в основной части работы). Благодаря обработке результатов опроса мы сможем разработать наиболее эффективные методики коррекции и социального патронажа, а так же работы с детьми алкоголиков Теоретическая значимость работы. Искажение семейных отношений и воспитательного влияния в семьях алкоголиков на детей, проявляющиеся в утрате ими родительской заботы и помощи при живых родителях, нередко семейной «семейной жестокости», включающей наряду с отвержением причинение им побоев, избиений, случаи насилия, нарушение условий ранней социализации, вследствие материнской и социально-эмоцианольной депревации, приводит как к психическим и личностным отклонениям в развитии, так и к возникновению высокого уровня тревожности, агрессивности или подавленности, апатии, а также нервно-психических расстройств и разнообразных девиаций поведения. Практическая значимость работы. Основной путь оказания помощи детям из семей алкоголиков, включенных в социально-реабилитационньш процесс, является: во-первых, разработка и реализация психолого-педагогических программ, направленных на снижение и устранение названных и других отклонений и организацию психотерапевтической работы, и, во-вторых, на создание условий для проведения последовательной социальной интеграции таких детей в нормально развивающуюся социальную среду сверстников. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по проблемам алкоголизма родителей и их последствия на психическое и личностное развитие детей и определить основные направления изучения таких детей. 2. Подобрать методики для изучения особенностей психического и личностного развития детей в семьях алкоголиков и организовать их изучение. 3. Рассмотреть отечественный и мировой опыт организации социальной работы с детьми, один или оба родителя которых страдают алкоголизмом. База исследования - государственное казенное учреждение Республики Дагестан "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних в муниципальном образовании "город Дербент" Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3 Глава I. Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков……………………………….……………………………. 9 1.1 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей………………………………...…………………………………………….. 9 1.2 Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей …………...15 1.3 Влияние семьи на формирование аддитивных механизмов ………….…29 Глава II. Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей алкоголиков ………………………………………...……………….….35 2.1 Понятие социальной реабилитация детей из семей алкоголиков ……..…35 2.2 Психологические основы социальной реабилитации …………..…….…..43 Глава III. Практика социальной работы с детьми алкоголиков в государственном казенном учреждение Республики Дагестан "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних в муниципальном образовании "город Дербент"………..………………..... 51 3.1 Система работы с детьми из семей алкоголиков в государственном казенном учреждение Республики Дагестан "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних в муниципальном образовании "город Дербент"…………………………………………………………..…………….. 51 3.2 Игровая коррекция поведения детей в группе ……………..……….……53 3.3. Программа игровой коррекции нарушений развития свойств субъекта самосознания и общения у социально и педагогически запущенных детей ..56 Заключение………………….…….………..……………………………..…… 77 Литература………………………………………………………………...….. 79 Приложение ……………………………………………………………………….
Список литературы

1. Алипов В.И., Корхов В.В Алкоголизм и материнство. - Л.: Знание, 1998. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Владос, 2008. 3. Лисицин Ю.Б., Копыт Н.Я. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты. - М.: Медицина, 2015. 4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педакадемия, 1999. 5. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М.: Просвещение, 2009. 6. Соловников Т.И. Социально-психическая реабилитация. - М.: Прогресс. 2001. 7. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. /Под ред. Лебединского В.В.. - М.: Просвещение. 2000. 8. Ярославцев И.В. Алкоголь и семья. - М.: Прогресс, 2003. 9. Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В.Фирсов. М.: Сварогъ -- НВФ СПТ, 2005. 10. Гуслякова Л.Г., Холостова Е.И. Основы теории социальной работы: Учебное пособие. М.: Институт социальной работы, 2007. 11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д.Павленок. М.: ИНФРА-М, 2017. 12. Профессиональная деятельность социального работника: Содержание и организация. М.: Институт молодежи, 2003. 13. Социальная работа: Теория и практика / Под ред. Л.А.Арутюнян. Ереван: Изд-во Ереванского университета, 1995. 14. Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. М.: Союз, 2004. Ч. 1-2. 15. Философия социальной работы / Под ред. В.И.Митрохина. М.: Союз, 2008. 16. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М.: Союз, 1996. 17. Шеляг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2. 18. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 2002. 19. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. М.: ИСР, 2007. 20. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. 2005. № 2. С. 47-55. 21. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В.Шеляг. М.: ИСР, 2008. 22. Социальная работа с семьей / Под ред. Е.И.Холостовой. М.; Тула: ИСР, 1996. 23. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье / Л.С. Алексеева и др. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 1999. 24. Баркер Р. Практика социальной работы / Сокр.пер.с англ.-М.: Ин-т соц.работы, 2004. 25. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб.: Специальная литература, 2005. 26. Бодалёв А.А. Личность и общение. - М., 1995. 27. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. // Обозр. психиат. и мед. психол., 2004/3, с.47-54. 28. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 2011/3, с.8-15. 29. Теудер Ю.В., Сидоров П.И. Влияние семьи на отношение детей к потреблению спиртных напитков //Здравоохрание РФ. - 2013, №7 с. 16-19 30. Сборщикова К., Тереньтьева А. Развитие ребенка в алкогольное семье: возможности психокоррекции и реабилитации //Народное образование, 2009, №10, с.8-11.
Отрывок из работы

Глава I. Социальные и социально-эмоциональные проблемы детей из семей алкоголиков 1.1 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Не случайно среди причин развода в экономически развитых странах алкоголизм одного из родителей достигает 60-80% случаев. В настоящее время в России половина разводов происходит по инициативе женщин в связи с алкоголизмом мужа. Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания - все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей. Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов. Кроме того, следует отметить, что детальный анализ особенностей развития этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка. Этот случай может оказаться той единственной каплей, которая переполняет сосуд и дает возможность излиться неблагополучному грузу наследственности или проявится другим неблагоприятным предпосылка развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg