Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ–РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих речевыми нарушениями, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей. Развитие связной монологической речи, в том числе речи-рассуждения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи является одной из важных и актуальных задач дошкольной логопедии.
Введение

Связная речь – это последовательное систематическое развернутое изложение, наивысшая форма речи и мыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка (Л. С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, Ф.А. Сохин и др.). Связность текста характеризуется взаимодействием некоторых факторов: логикой изложения текста, коммуникативной направленностью, содержанием текста и его смыслом, композиционной структурой, особенной организацией языковых средств. Одной из ключевых проблем развития дошкольников является освоение ими связной речи. Это можно объяснить тем, что речь играет значительную роль в формировании личности, а также имеет социальную значимость, так как именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. В старшем дошкольном возрасте дети полноценно овладевают навыками связной монологической речи только в условиях целенаправленного обучения (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Ладыженская, Н.В. Семенова, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, Л.Г. Шадрина и др.) Учитывая, что современный подход к развитию связной речи основан на изучении текстовой компетенции дошкольников, представляется значимой проблема развития связной монологической речи дошкольников с общим недо-развитием речи (ОНР), при котором отмечаются нарушения во всех компо-нентах речевой системы: фонетики, лексики, грамматики проявляющиеся, в первую очередь, в нарушениях смысловой и произносительной составляющих речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина и др.). Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали многие авторы, отмечая существенные недостатки в составлении связных монологических высказываний – описаний, повествований и рассуждений, в том числе характерные для высказываний детей с ОНР: отсутствие связности, недостатки в грамматическом оформлении предложений, пропуски смысловых звеньев, нарушение логической последо-вательности повествования, длительные паузы на границах фраз, незавершен-ность микротем, возвращение к ранее сказанному, бедный словарный запас и др. (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, В.Е. Судакова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие). Развитие связной монологической речи является одной из важнейших задач коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Решение данной задачи способствует преодолению речевого дефекта, развитию таких психических процессов как восприятие, мышление, память, тем самым препятствуя возникновению вторичных дефектов (В.К. Воробьёва Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Организация обучения детей с общим недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания. Уровень сформированности связной речи, а также ее главного компонента – монологической речи, это один из значимых показателей готовности дошкольника к школьному обучению, так как в процессе школьного обучения от ребенка требуются умения объяснять, доказывать и рассуждать. В настоящее время введены в действие федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых указывается на создание возможности обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и речевыми нарушениями) в условиях любого вида дошкольных организаций. Обучение речи-рассуждению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является необходимым для гарантирования преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Многие авторы в своих работах достаточно подробно разработали методики развития у дошкольников с ОНР умений по составлению текстов описания и повествования (В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко и др.). Гораздо меньше внимания уделяется обучению детей с ОНР речи-рассуждению, так как считается, что рассуждение является одним из сложных типов монологической речи для детей дошкольного возраста, поскольку основывается на операциях логического мышления. Актуальность и социальная значимость проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР речи-рассуждению обусловлена тем, что данный тип речи является основой интеллектуально-познавательного развития ребенка, способствующий осознанному усвоению знаний, что обеспечивает более успешное обучение в школе, социальную и школьную адаптацию детей с ОНР. Цель исследования: изучить особенности речи-рассуждения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Объект исследования: связная монологическая речь детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). Предмет исследования: лексико-грамматические и структурно-композиционные особенности построения текстов-рассуждений детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Исходя из цели, были поставлены задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме изучения связной монологической речи у детей с нарушениями речевого развития. 2. Определить особенности владения речью-рассуждением детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 3. Разработать методические рекомендации по формированию речи-рассуждения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Гипотеза исследования. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) отмечаются лексико-грамматические и структурно-композиционные особенности построения текстов-рассуждений. С целью решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент; качественный и количественный анализ полученных данных, математическая обработка данных. Практическая значимость работы заключается в определении особенностей речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, что может использоваться логопедами и воспитателями, работающими с данной категорией детей. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трёх параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Содержание

ВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1 Развитие связной речи в онтогенезе ……………………………………. 7 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………… 16 1.3 Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………....... 22 ГЛАВА II. ОПЫТНО–ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ-РАССУЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 2.1 Организация и содержание экспериментального изучения особенностей речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………….. 32 2.2 Лексико-грамматические и структурно-композиционные особенности речи-рассуждения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……......................................................................................................... 38 2.3 Методические рекомендации по формированию речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……… 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 58 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………. 62 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………... 67
Список литературы

1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. М.: Сфера, 2012. 80 с. 2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие М.: АСТ, 2009. 158 с. 3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2005. 415 с. 4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи М: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с. 5. Глухов В.П. Основы психолингвистики М.: Астрель, 2005. 350 с. 6. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология 2004. №2. С.16-23. 7. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2004. 166 с. 8. Грибукова О.Г., Круглова О.Н. Коррекционно-логопедическая работа по формированию связного высказывания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня // Современные направления психолого – педагогического сопровождения детства: материала науч. Конференции/ под ред. Г.С. Чесноковой, И.А. Федорченки. Новосибирск: НГПУ, 2015. С. 187-190. 9. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. 76 с. 10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: книга для логопеда. М.: Просвещение, 1985. 112с. 11. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи детей // Педагогическая библиотека. URL: http://pedlib.ru/Books/4/0494/4_0494-1.shtml 12. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. 370 с. 13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: ЭКСМО, 2011. 288 С. 14. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда. Екатеринбург: ЛИТУР, 2011. 320 с. 15. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей. М.: Новая школа, 1996. 249 с. 16. Карпова С.Н., Степанова М.А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстником // Вестник Моск. университета. сер. 14. Психология, 1984. С. 21-28. 17. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: АСТ: Астрель, 2007. 318 с. 18. Кондаков Н.И. Логический словарь – справочник. М.: Наука, 1975. 720 с. 19. Корицкая Е.Г., Шимкович Т.А. Формирование развёрнутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития // Нарушение речи у дошкольников/ сост. Белова-Давид Р.А. М., 2011. С. 181-199. 20. Корнев А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи: автореф. дис. … д-ра псих. наук. СПб: СПб. педиатр. мед. академ., 2006. 45 с. 21. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380с. 22. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. 255 с. 23. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л.С. Волковой. М.: ВЛАДОС, 2008. Кн.5. 24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 3-е издание М.: Смысл, 1999. 287 с. 25. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. Учеб. заведений / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской М.: ВЛАДОС, 2002. 680 с. 26. Лосева Л.М. Как строится текст: пособие для учителей / под ред. Г.Я. Согланика. М.: Просвещение, 1980. 94 с. 27. Малиованова Е.Л. Формирование грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения, у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: Московская открытая социальная академия, 2009. 24 с. 28. Мельникова И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития, 2002. 144 с. 29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Просвещение, 1991. 204 с. 30. Михайлова М.В. Развитие высших психических функций у младших дошкольников на логопедических занятиях // Логопед. 2005. №6. С. 34-38. 31. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Уде: Бурятское книжное издательство, 1975. 261 с. 32. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. 256 с. 33. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1979. 223 с. 34. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 144 с. 35. Семенова Н.В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 23 с. 36. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника / Вопросы психологии, 1989. №4. С. 19-26. 37. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: Учебное пособие. М.: МПСИ; ВОРОНЕЖ: МОДЕК, 2008. 224 С. 38. Судакова В.Е. Диагностика развития речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика общественного развития, 2012. №10 с. 148-151. 39. Судакова В.Е. Развитие речи-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием: монография. М.: Флинта, 2015. 88 с. 40. Тихеева Ю.Е. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / под ред. Ф.А. Сохина. 5-е изд. М.: Просвещение, 2008. 159 с. 41. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов, родителей. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. 112 с. 42. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. 5-е изд., М.: Академия, 2001. 336 с. 43. Учимся рассуждать. Программа развития речи-рассуждения детей дошкольного возраста и рекомендации к организации работы по программе / сост. Л.Г. Шадрина и др. Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2005. 95 с. 44. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008. 240 с. 45. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации М.: Дрофа, 2010. 192 с. 46. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособ. по диагностике речевых нарушений/ под ред. проф. Г.В. Чиркиной. 3-е изд. М.: АРКТИ, 2003. 240 с. 47. Шадрина Л.Г., Семенова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: метод. рекомендации. М.: Сфера, 2012. 64 с. 48. Шадрина Л.Г., Маненькова В.А. Обучение детей дошкольного возраста рассуждению // Современное детство: развитие, образование, культура: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: Корпорация технологии продвижения, 2004. С. 14-19. 49. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 240 с. 50. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. 2-е изд. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. 416 с. 51. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986. С.17-58.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 1.1. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ Вопросами развития связной речи у детей занимались такие учёные, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Э.П. Короткова, А.М. Бородич, А.П. Усова, О.И. Соловьева и другие. «Связная речь, - подчёркивал Ф.А. Сохин, — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» [Сохин 2008: 224]. Выводы об уровне речевого развития детей можно сделать на основании того, как они строят свои высказывания. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чёткой, логичной речи. Таким образом, мы можем сделать вывод, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, а также при создании своих рассказов ребёнок использует образные слова и выражения, взятые им из художественных произведений [Бородич 1974].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg