Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЕ И В ДЕТСКОМ ДОМЕ

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
Данная работа посвящена изучению поведения в стрессовых ситуаций подростков, проживающих в семье и в школе-интернате. В первой главе данной работы раскрываются теоретические аспекты изучения стресса и стрессовых ситуаций в отечественной и зарубежной литературе. Анализ литературных источников показал, что стресс представляет собой совокупность адаптационно–защитных реакций организма человека на воздействия, инициирующие физическую или психическую травму. Если человек оказывается в сильном стрессовом состоянии, которое длится продолжительное время, то происходит перегруз его адаптационных возможностей, что приводит к различным «поломкам» в организме. Стрессовые ситуации– неординарные ситуации, отягощенные повышенными требованиями к адаптационным потенциалам (ресурсам) человека. Объективные и субъективные параметры стрессовой ситуации отличаются от обычных (оптимальных) и требуют от субъекта ситуации мобилизации дополнительных усилий или ресурсов. Копинг – это деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами личности.
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время довольно важной проблемой является проблема психологической адаптации человека к условиям окружающей среды, поскольку современные условия жизни предъявляют повышенные требования к адаптивным возможностям человека. Одним из психологических механизмов адаптации человека к изменившимся условиям является его совладение с возникшими трудными ситуациями. Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемые копинг-стратегии, то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса. Наличие различного рода трудностей в жизни подростков вызывает особый интерес исследователей к проблеме копинга. И связано это, в первую очередь, с необходимостью организации психологического сопровождения процесса их развития. Степень разработанности проблемы. Проблему копинг-стратегий исследовали множество зарубежных (Д. Амирхан, Н. Селье, Дж. Роттер, Р. Лазарус, Р. Плутчик, С. Фолкман) и отечественных авторов (Н.М. Никольская, Р.М. Грановская, С.В. Фролова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский). Среди множества вопросов затрагиваемых в копинг-стратегии существует ряд нерешенных вопросов, которые являются важными как с научной, так и с практической точки зрения. Одним из них является вопрос об особенностях поведения в стрессовых ситуациях подростков, проживающих в семье и в детском доме. Цель исследования: изучение психологических особенностей поведения в стрессовых ситуациях подростков, проживающих в семье и в детском доме. Объект исследования: стрессоустойчивость и сознательные защитные механизмы психики. Предмет исследования: особенности копинг-поведения подростков, проживающих в семье и в детском доме. Гипотеза исследования. Подростки, проживающие в семье, в отличие от подростков, проживающих в школе-интернате (по типу детского дома), в стрессовой ситуации выбирают более эффективные копинг-стратегии. В связи с поставленной целью определены следующие задачи исследования: 1. Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы. 2. Разработать программу и процедуру эмпирического исследования поведения подростков в стрессовых ситуациях. 3. Исследовать особенности поведения в стрессовых ситуациях подростков, проживающих в семье и в детском доме; 4. Провести анализ полученных результатов эмпирического исследования и сделать выводы. Методы исследования: В выпускной квалификационной работе использовались: Теоретические методы: анализ, обобщение, сравнение, сопоставление; Эмпирические методы: метод тестирование; Методы математической статистики: t-критерий Стьюдента, r –корреляционный анализ (по Пирсону). Результаты исследования обрабатывались с помощью пакета программы SРSS. Методики исследования: 1. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; (адаптированный вариант Т.А. Крюковой); 2. Методика «Способы совладающего поведения» Р. Лазарус, С. Фолкман. 3. Методика «Самооценка стрессоустойчивости личности подростка» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова). Эмпирическая база исследования: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа "город Дербент" "Гимназия Культуры мира" и « Школа-интернат №2» для детей сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей г. Дербента. Общий объём выборки составил 50 подростков. Из них 25 человек проживают в семье и 25 человек проживают в Школе-интернат для детей сирот и для детей, оставшихся без попечения родителей г. Дербента. Средний возраст респондентов – 14-15 лет. Исследование проводилось в 2018-2019 г. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в деятельности общественных и государственных институтов при проектировании программ социальной поддержки подростка, в образовательном процессе как дополнительный материал при подготовке и разработке курсов и спецкурсов по социальной психологии, семейной психологии, в практике психологического консультирования, возможность использования полученного в исследовании материала для создания программы повышения адаптивного потенциала личности подростков, имеющей своими задачами коррекцию их копинг поведения. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего в себя 45 источников, и приложение. Текст иллюстрирован схемами, таблицами и диаграммами.
Содержание

Глава ?. Теоретический анализ проблемы стресса и стрессовых ситуаций в психологической науке …………………..……………………………..….…6 1.1. Понятие о стрессе и стрессовой ситуации.……………………………….…6 1.2. Переживание стрессовых ситуаций в подростковом возрасте.…….........14 1.3. Особенности переживания стресса у подростков, проживающих в детском доме. ………………………………………………………………......22 Выводы по первой главе………………………………………………………….27 Глава ??. Эмпирическое исследование поведения в стрессовых ситуациях подростков, проживающих в семье и в детском доме …………………....30 2.1. Организация, методы и методики исследования……………...….……....30 2.2. Анализ результатов эмпирического исследования поведения в стрессовых ситуациях подростков, проживающих в семье и в детском доме………………………..…………..………………………..……...33 Выводы по второй главе………………………………………………………...44 Заключение ………………………………………………………………..……46 Список литературы ………………………….………………………...……...49 Приложение ………………………………………………………………….…54
Список литературы

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб. : Питер, 2011. 288 с. 2. Бережная О.В. Психолого- педагогическое сопровождение детей- сирот как средство их социализации: Автрореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 22с. 3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука, 2010. 270с. 4. Богомолов А.М. Структурно- динамические свойства системы психологической защиты у детей подросткового возраста: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005. 25с. 5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоления. М.: 2006г.64с. 6. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. № 2. С.113-123 7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Академия, 2011. -487с. 8. Гаджибабаева Д.Р., Николаева Е.И. Специфика социальной адаптации подростков, проживающих в условиях интерната для детей- сирот// [Электронный ресурс] / Вестник психофизиологии. №3.2013.-С.34-41. URL httрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_20345011_78819405.рdf (дата обращения:17.04.2017) 9. ГаджибабаеваД.Р Сравнительный анализ стратегий поведения в стрессовых ситуациях подростков, проживающих в семье и в интернате// [Электронный ресурс] /Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. №4. 2015. -С.238-243. URLhttрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_21845796_79301431.рdf (дата 10. обращения:17.04.2017) Гаджимурадова З.М.,Луговой Р.А. Особенности в выборе стратегий поведения дагестанской молодежи в традиционной и иноэтнической среде// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. [Электронный ресурс] / П сихолого- педагогические науки. – 2011.№1.-С.8-13. URLhttрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_16355096 _81869485.рdf (дата обращения:22 .04.2017) 11. Дружинина Ю.А. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте// Омский научный вестник. – 2012. №5. С.172-176. URL httрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_23917052_66983010.рdf 12. Зарипова Ю.Р. Нарушение доверительных отношений как проявление травматического опыта подростков— воспитанников детского дома// [Электронный ресурс] /Вестник Санкт-Петербу ргского Университета: серия№12,выпуск№1.СПб.,2008г.С.252.-258 URLhttрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_11169759_28080422.рdf(дата 13. обращения:17.04.2017) Зелинская Д.И. Социальное сиротство как одна из проблем здраво охранения Российской Федерации//[Электронный ресурс] / Российский Вестник перинатологии и педиатрии. - 2008. №5. С. 53-67. URLhttрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_11615552_43389871.рdf 14. Калинина Р.Р. Половозрастные особенности эмоциональных состояний детей-сирот, воспитывающихся в НОУ«Детская Деревня– SОS» // [Электронный ресурс] /Наука Красноярья– Красноярск. 2013. №6 . – С. 15. 162-177. Киселева, О. В. Личностные особенности и стратегии совладания у учащихся с нарушениями поведения : Автореф. дисс. … канд. психол наук, М.: 2007. – 24 с. 16. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2010. – 370 17. с. Киреева M.В. Ведущие копинг- стратегии студентов с различным уровнем стрессоустойчивости. Автрореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. 229с 18. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: 2007.М.: 52с. 19. Крюкова, Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения//[Электронный ресурс] /Психологический журнал,2005.№2.С.5–15.URL httрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу122774_(дата обращения: 3.05.2017) 20. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. – Л.: Лениздат, 2010. – 21. 208с. Левицкая Л. В., Чернова А. А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса // [Электронный ресурс] /Молодой ученый.2016.№9.-С. 1036-1039. URLhttрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_16355096 _81869485.рdf (дата обращения:22 .04.2017) 22. Манойлова М.А. Психологические особенности самооценки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // [Электронный ресурс] / Наука Красноярья – Красноярск . 2013. №6.–С.143-152. URLhttрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_19955096_655.рdf (дата 23. обращения:22.04.2017) Нартова-Бочавер К. «Сорing Bеhаviоn» в системе понятий психологии личности // [Электронный ресурс] / Психол огический журнал.1997. № 25. С.20-30. URLhttрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу12234_(дата обращения: 3.05.2017) 24. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Изд-во Речь, 2006. – 342 25. с. Норман С., Эндлер Д.Ф., Джеймс Д.А. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп (адаптированный вариант Т.А.Крюковой). М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.С. 442-444. 26. Омарова М.К. Стиль решения проблем и стратегии совладания с жизненными трудностями//[Электронный ресурс] / Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. №4. 2013. С.254-257.URL httрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_20244611_52001778.рdf (дата обращения: 27.04.2017) 27. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства: учебное пособие для студентов вузов; 2-е изд. - С-Пб.: Питер, 2005. –400с. 28. Прохоров А.О. Психология состояний. – М.: Владос, 2011. – 29. 174с. Райс Ф., Должин К. Психология подросткового и юношеского возраста // Под ред. Е.И. Николаевой. – СПб.: Питер, 2010. - 816с 30. Реан А.А. Психология подростка. СПб.: Питер, 2003. –117с. 31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – СПб. : Питер, 2012. 712 32. с. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2010. – 437 с 33. Сирота Н. А. Преодоление эмоционального стресса подростками, воспитывающимися в семье и в детском доме // [Электронный ресурс]/ Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева, 1993.№4.–С.17–22URL.httрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу12234_(дата обращения: 3.05.2017) 34. Сирота, Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Автореф. дисс. … доктора мед.наук. СПб., 35. 1994.–83с. Сирота, М. А. Базисные копинг-стратегии у подростков 11-12 лет из неблагополучной и благополучной среды // Во просы наркологии. – 2003. № 1. – С. 36–47. 36. Ситяева С.М. Влияние особенностей семейного воспитания на совладающее поведение подростков//// [Электронный ресурс] /Вестник Санкт-Петербургского Университета: серия№12, выпуск№1. СПб.,2013.С.68-70. URLhttрs://еlibrаrу.ru/dоwnlоаd/еlibrаrу_21107931_87749917.рdf 37. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия [Электронный ресурс] // Mаtеriа Mеdiса. 2013. N 1(9). С. 5–25. URL: httр://flоgistоn.ru/librаrу/sоkоlоvа-bеrеzin (дата обращения: 38. 23.05.2017). Тарабрина Н.В. Практикум по психологии пост-травматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – 268 39. с. Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом // Организационная психология. 2012. №34.С 40. 16-39. Холодная М.А., Алексапольский А.А. Интеллектуальные способности и стратегии совладания // Психологический журнал. 2010. №4. - 41. С.59-68. Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Выпуск 1. 2012.С. 42. 53-90. Щерб атых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. [Электронный ресурс] / Щербатых Ю.В. СПб.: Питер,2006. – 254с. Доступ из локальной сети научной библиотеки Даг.гос. ун-та .URL:httр://www.еlib.dgu.ru /bооks/KР5/M6/filе/3.рdf еq (дата обращения: еq 19.05.2017). 43. httр://www.рsi.lib.ru/dеtsаd/rаznое/оuрz.htm 44. httр://рsуstudу.ru/indех.рhр/num/2011n1-15/432-glоbа15.html 45. httр://www.рsусhоlоgist.ru/diсtiоnаrу_оf_tеrms/indех.htm?first=%DD
Отрывок из работы

Глава ?. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1 Понятие о стрессе и стрессовой ситуации Одним из распространенных явлений в нашем обществе является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль в жизни каждого человека и оказывают влияние на поведение человека, его здоровье, от стрессовых факторов зависит работоспособность человека, его взаимоотношения с окружающими. Изучением проблемы стресса и стрессовой ситуации занимались как отечественные, так зарубежные исследователи, такие как В.Я. Апчел, Дж. Гринберг, Л. А. Китаев-Смык, Б.В. Овчинников, Г. Селье, Р.А. Тигранян, Холмс, Изард, Е.Т. Березкин, В. А. Чурсинов и другие. Термин «стресс» получивший в наши дни столь широкое распространение впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В ХVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например мостов) испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии психологии медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические психологические социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. В соответствии с этими представлениями стресс(англ.strеss- напряжение) рассматривается как физиологический синдром, состояние напряжения- совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов(стрессоров) – холода, голодания, психических и физических травм и т. п. [32,с.27].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 51 страница
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg