Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

zac_shalamov 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.03.2020
Проведенная работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу и позволяет сделать следующие выводы: Проблема использования электронной образовательной среды с целью развития информационной компетенции учащихся является одной из самых актуальных, малоизученных и многоплановых проблем в теории обучения младших школьников. Об этом свидетельствуют такие документы как Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Примерная образовательная программа начального общего образования, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы.
Введение

В современной системе начального образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной стратегии, суть которой заключается не в усвоении огромных объемов информации, а в овладении способами непрерывного приобретения новых знаний и навыками самостоятельной работы. Другими словами, чтобы быть успешным в современном мире постоянно меняющихся условий, необходимо обладать достаточно высоким уровнем информационной компетенции. Необходимость развития информационной компетенции обусловлена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Так, основным результатом обучения должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетенций в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, коммуникативная, информационная и других, чтобы ребенок научился самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни [58]. Живя в информационном обществе, когда особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности, мы на практике сталкиваемся с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, неумением работать с информацией и самостоятельно приобретать знания. Внедрение компетентностного подхода в систему образования может показать неоценимую помощь в решении возникшей проблемной ситуации, поскольку формирование ключевых компетенций способствует всестороннему развитию личности младшего школьника [61]. Актуальность исследования заключается в том, что несмотря на большое количество исследований в данной области, практика показывает, что проблема развития информационной компетенции младших школьников на уроках математики остается нерешенной. Это, с одной стороны, связано со стремительно меняющимися социальными, экономическими, экологические условия жизни, а, с другой стороны, с недостаточностью методической литературы практического характера в помощь педагогам и родителям. Внедрение компетентностного подхода в систему образования может оказать неоценимую помощь в решении возникшей проблемной ситуации, поскольку формирование ключевых компетенций способствует всестороннему развитию личности младшего школьника. Вопрос о формировании и развитии ключевых компетенций достаточно широко представлен в современной научной литературе. Так, решением этой проблемы занимались такие ученые, как Зимняя И.Я., Иванова Д.А., Митрофанова К.Г., Хуторской А.В., которым удалось раскрыть сущность компетентностного подхода и выделить ключевые компетенции. Однако в педагогике начальной школы важным остается вопрос формирования и развития информационной компетенции. Особенно необходимы разработки в аспекте становления информационной компетенции на уроках математики. Во время изучения данной темы мы столкнулись с противоречием между имеющимся потенциалом электронной образовательной среды для развития информационной компетенции и недостаточным уровнем компьютерной грамотности учителей начальных классов, отсутствием подробных методических материалов, связанных с организацией данного вида работы на уроках математики. Исходя из вышеперечисленного определена проблема: «Каковы особенности использования электронной образовательной среды на уроках математики в процессе развития у детей младшего школьного возраста информационной компетенции?». Формулировка проблемы обусловила выбор темы исследования: «Электронная образовательная среда как средство развития информационной компетенции у детей младшего школьного возраста на уроках математики». Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность использования электронной образовательной среды на уроках математики в процессе развития у детей младшего школьного возраста информационной компетенции. Объект: процесс развития у детей младшего школьного возраста информационной компетенции на уроках математики. Предмет: условия использования электронной образовательной среды на уроках математики как средства развития информационной компетенции у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: развитие информационной компетенции у детей младшего школьного возраста посредствам электронной образовательной среды на уроках математики будет результативным если: - Электронная образовательная среда будет организована в соответствии с организационно-педагогическими, психолого-педагогическими и дидактическими условиями; - Комплекс заданий, направленный на развитие информационной компетенции, будет разработаны в соответствии с описанными компонентами и критериями. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи: 1) раскрыть сущность понятия информационной компетенции, ее компонентов, критериев сформированности и модели развития данной компетенции у детей младшего школьного возраста; 2) выявить потенциал уроков математики при развитии у детей младшего школьного возраста информационной компетенции; 3) раскрыть условия использования электронной образовательной среды в процессе развития информационной компетенции у детей младшего школьного возраста; 4) провести диагностику уровня сформированности информационной компетенции у детей младшего школьного возраста и определить динамику после завершения опытно-экспериментальной работы; 5) разработать методические рекомендации по использованию электронной образовательной среды на уроках математики, способствующие развитию у детей младшего школьного возраста информационной компетенции. Теоретическую и методологическую основу исследования составили взгляды выдающихся педагогов и психологов: - труды о сущности компетентностного подхода В.А. Болотова, Д.С. Ермакова, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и др; - взгляды С.В Белим, Г.А. Воробьева, Н.В. Ипполитовой, М.В. Рутковской о педагогических условиях использования электронной образовательной среды на уроках математики в процессе развития информационной компетенции у детей младшего школьного возраста. Сформулированные задачи определили логику, этапы и методы исследования. Методы педагогического исследования: ? теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативных документов, изучение и обобщение педагогического опыта); ? эмпирические (наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование, беседа, педагогическая диагностика, математическая обработка результатов исследования). Научная новизна и достоверность предложенных методов решений: Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа психолого - педагогической литературы раскрыта сущность определения компетенция, информационная компетенция, определены ее компоненты, модель развития; описаны педагогические условия использования электронной образовательной среды, направленные на развитие информационной компетенции. Практическая значимость состоит в том, что разработанные методические рекомендации по созданию и использованию электронной образовательной среды могут быть использованы учителями начальных классов, студентами для организации уроков математики с целью развития информационной компетенции. Апробация работы и личный вклад соискателя: все материалы, использованные в данной диссертации, получены автором самостоятельно и стали итогом его теоретической и практической работы. И были представлены: • «Использование электронной образовательной среды в начальной школе» - Публикация «Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник»» - 2018 (г. Москва); • «Развитие информационной компетенции на уроках математики через организацию работы в электронной образовательной среде» - Выступление на базе МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова» в рамках метод объединения молодых специалистов образовательного учреждения – 2019 (г. Сургут). Объем и структура диссертации: работа включает в себя введение, содержащее актуальность исследования, его объект, предмет, цель, задачи и другие компоненты, две главы – теоретическая и опытно-экспериментальная, заключение, список литературы, приложение.
Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ……………………………………………………………..….8 1.1. Сущность процесса развития информационной компетенции у детей младшего школьного возраста ……………………………………..………..…8 1.2. Потенциал уроков математики при развитии информационной компетенции у детей младшего школьного возраста……………………….19 1.3. Условия использования электронной образовательной среды в процессе развития информационной компетенции у детей младшего школьного возраста на уроках математики ……………………………………….……....35 Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………....38 2.1. Диагностика уровня сформированности информационной компетенции у детей младшего школьного возраста…………….……………….…….……..38 2.2. Работа, направленная на развитие у детей младшего школьного возраста информационной компетенции посредствам электронной образовательной среды…………….…………………....……………………………………….....54 2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности информационной компетенции у детей младшего школьного возраста…………………………..………………………….……..57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..67 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..…..…68
Список литературы

1. Архангельский C.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. –М., 2003. –368с. –С.4. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолов. / М.: Просвещение, 2008. ? 151 с. 3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли / А.Г. Асмолов. –М. : Просвещение, 2011. 4. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. –2003. –№10 –C. 8 –14. 5. Булин-Соколова, Е.И. Формирование ИКТ компетентности младших школьников : пос. для учителей общеобразоват. учреждений / Е.И. Булин -Соколова [и др.]. –М.: Просвещение, 2013. 6. Винокурова, Н.Ф., Зулхарнаева, А.В., Смирнова, О.В. Методика использования электронных информационно-коммуникативных модулей в школьном географическом образовании для устойчивого развития // Вестник Мининского университета. 2013. №2. 7. Воробьев, Г. А. Электронная образовательная среда инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. №8-9. 8. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся. – М.: УЦ «Перспектива», 2017. –С. 29. 9. Гаибова, В.Е. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников / В.Е. Гаибова, А. П. Чернявская // Инновации в образова-нии. - 2015. -№5. С. 28-39. 10. Гетманская, А. А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003–2004. 11. Гутник, И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпицыной. –СПб.: КАРО, 2005. –128 с. 12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов // М. – 2008. – С. 36-37. 13. Диагностика учебной успешности в начальной школе / под ред. П.Г. Нежнова, И.Д. Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д. Эльконина. М. : Открытый институт «Развивающее образование». - 2009. -168 с. 14. Ефимов В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника // Начальная школа. 2012. №2. С. 11-18. 15. Ефремова, Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: моногр. –Ростов н/Д: Аркол,- 2017. - 386 с. 16. Загребина М. Г. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся. Вып. 2 : методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Загребина М. Г., Плотникова А. Ю., Севостьянова О. В., Смирнова И. В. - Самара : Офорт, 2006 17. Зеер, Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. –2008. –№ 11. – С. 39–46. 18. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. №2 – С. 7-13. 19. Зуева Т. М., Лузан Е. Ю., Судак И. Г. Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2014 г.). —Пермь: Меркурий, 2014. — С. 183-188. 20. Иванова, Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. –М.: Просвещение, 2017. – 190 с. 21. Каракозов С.Д. Ключевые направления стратегии информатизации российского образования как основа инноваций ИКТ-образования // Чрезвычайное законодательство и образование в условиях глобализации: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28-29 мая 2014 г.). СПб., 2014. С. 39-41. 22. Ковалева, Л. С. Применение системно-деятельностного подхода в обучении, моделирование современного урока [Электрон. ресурс] / Л. С. Ковалева // Современные научные исследования. –Вып. 1. –Концепт, 2013. –Режим доступа: http://e-koncept.ru 23. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с. 24. Котенко, В.В., Сурменко С.Л. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики // Электронный научный журнал «Вестник Омского гос. пед. ун-та». 2006. 25. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика/ В.В. Краевский, А. В. Хуторской. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. –с. 140. 26. Кузнецова, М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников : пособие для учителя / М.И. Кузнецова. –М. Вентна-Граф, 2014. – 432 с. 27. Куракова, Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 1. C. 37-43. 28. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2018 .- №5.- С.3-12. 29. Лебедев, О.Е. Школьные технологии. - 2004.- №5. - С.3-12. 30. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. –СПб. : Питер, 2009. –320 с.27. Мошнина С.Г.Батырева. Р.Ш.Оценка эффективности организации внеурочной деятельности младших школьников// Научно-методический журнал «Начальное образование», 2013. №5., с.23-30. 31. Макарова Н. Н. Коммуникативная игра в младших классах / Н. Н. Макарова // Начальная школа. –2008. –№7. –С. 24-29. 32. Матвеева, А.В., Кротова, Е. А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании // КНЖ. 2017. №2 (19). – С. 26-28. 33. Михеева, Т.Б. «Компетенция» и «Компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2011. №5. 34. Определение урока, как формы организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://5fan.ru/wievjob.php?id=6109 35. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор школы. -2016. - №8. -С. 64-69. 36. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний : в 2 ч./ М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –3-е изд. –Ч. 1. –М. : Просвещение, 2010. –215 с. 37. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф.Виноградова и др. М. : Дрофа. – 2017. -128 с. 38. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 132 с., 39. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы. –Самара: Издательский дом «Федоров». –2017. 40. Планируемые результаты начального общего образования : стандарты второго поколения / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. –М. : Просвещение, 2009. – 120 с. 41. Плотникова Светлана Владимировна Формирование информационной компетентности младших школьников на материале словарей русского языка // Педагогическое образование в России. 2014. №3. 42. Попко Т. П. Задания для развития информационной компетенции на уроках математики [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 86-91. 43. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа. –М.: Просвещение, 2011. – (Серия «Стандарты второго поколения»). 44. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. -М. : Просвещение, 2010. -191с. 45. Прохорова, С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? [Элетронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru/45447066-Kak-izmerit-sformirovannost-informacionnoy-kompetentnosti-vypusknikov-nachalnoy-shkoly.html 46. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А., Фоминых Н.М. "Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников. Методическое пособие". Издательство: Русское слово. - 2013. 47. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 4-е изд., испр. –М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. –320 с. 48. Селевко Г. Компетентности и их классификации / Народное образование №4, 2004. - С.138-143. 49. Семенов А.Л. Роль информационных технологий в образовании. М., 2018. –С.32. 50. Семенов, А.Л. ИКТ-компетентности учащихся: ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования [Электронный ресурс] /А.Л. Семенов. Режим доступа: - http://ito.edu.ru/sp/publi/publi/0/Semenov.html 51. Смирнова А.А. Электронные ресурсы и электронная информационно-образовательная среда вуза // Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования: IV Всероссийская методическая конференция. под ред. Е.А. Ходыревой. 2015. С. 223-225. 52. Современные подходы к компонентно-ориентированному образованию // Материалы семинара / Под ред. А.В. Великановои?. – Самара: Изд-во Профи, 2001. – 60 с. 53. Сысоев, П.В., Евстигнеев, М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/021044960/04/image/04-096.pdf . 54. Тарасова, Н.В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект / Н.В. Тарасова. –М.: ФИРО, 2007. – 51 с. 55. Тихоненко, А.В., Трофименко, Ю.В. Реализация информационной компетентности младших школьников в процессе формирования математических понятий // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2008. №1. 56. Трембач, В.М. Электронные обучающие системы с использованием интеллектуальных технологий // Открытое образование. 2013. №4. 57. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2015. // Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. 58. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования науки РФ. –М.: Просвещение, 2011. –31 с. 59. Хиленко, Т.П. Педагогические условия формирования информационной компетентности младших школьников. Статья в журнале «Плюс до и после Начальная школа». –2013. –№3. – С. 87–91. 60. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64. 61. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию общеобразовательных стандартов // Эйдос: Интернет-журнал. 2002. 62. Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. –М.: Академкнига/учебник, 2009. –112 с. 63. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 361 с.
Отрывок из работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1. Особенности процесса развития информационной компетенции у детей младшего школьного возраста В связи с подписанием Болонского соглашения на европеи?ском уровне в россии?ском образовании происходят глобальные изменения. В связи с этим в качестве основнои? задачи развития личности ребенка выступает «формирование его ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, проявление инициативы и самостоятельности, толерантности, способствующеи? успешнои? социализации в обществе и активнои? адаптации на рынке труда» [48, С. 43]. Для решения этои? задачи в качестве основного был определен компетентностныи? подход в россии?ском образовании. Вопросам изучения и анализа понятия компетентностного подхода посвящены труды таких ученых, как В.И. Баи?денко, В.А. Болотов, А.Н. Дахин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванова, О.В. Лебедев, А.К. Маркова, А.М. Митяева, А.М. Новиков, И.С. Сергеева, Н.В. Тарасовои?, Ю.Г. Татур, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторской, В.Д. Шадрикова, С.Е. Шишова, Б.Д. Эльконин.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg