Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ИНФОГРФИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

zac_shalamov 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.03.2020
В соответствии с целью и поставленными задачами выпускной квалификационной работы нами были достигнуты: 1. Была изучена роль информационной культуры в образовательном процессе, через рассмотрение самого понятия информационной культуры и способов формирования информационной культуры у учащихся. На анализе литературы была построена классификация информационной культуры, были выявлены признаки информационной культуры у человека, и представлены два направления ее освоения у обучающихся. Нами были изучены закономерности восприятия информации у детей школьного возраста, где на основе литературы и собственных выводов, мы можем сказать с уверенностью, что визуальное восприятие информации у обучающихся ведет к более эффективному изучению школьных материалов.
Введение

На сегодняшний день, в эпоху бурного развития информационных технологий, стремительного роста объема информации необходимы поиски эффективных способов ее обработки, представления и восприятия. На всех этапах образования, особенно на школьном, всегда широко применялись методы наглядности и визуализации информации. Другими словами, в процессе обучения преподаватель предлагает осмыслить информацию и представить её в виде фигуры, объекта, изображения. В современных условиях организации образования, где с каждым годом поток информации увеличивается, появляется потребность в новых методах визуализации. Одним из таких методов является инфографика, которая фактически передает информацию и знания с помощью рисунка. Область применения инфографики позволяет наглядно передавать нужную информацию и дает возможность лучше воспринимать большие объемы цифровых данных, статистических сведений и объемных блоков информации. Благодаря такой визуализации текстовой материал и цифры воспринимаются намного проще, интереснее и, что самое главное, убедительнее. Главными достоинствами инфографикиможно назвать эффектный дизайн, удобный масштаб и выжимка наиболее интересных и нужных сведений. Инфоргафика, помимо учебного процесса, активно используется в печатных изданиях и интернет-СМИ, в рекламе, в маркетинге и PR. Проблемами методологии наглядности и визуализации учебной информации занимались классики мировой и отечественной дидактики Коменский Я.А, Дж.Дьюи, Ушинский К.Д, Ленер И.Я, Махмутов М.И. Вопросы проектирования визуально-информационной модели рассмотрены в педагогических трудах Арановой С.В, Вербицкого А.А, Мамардашвили М.К, теоретика визуальных исследований Дж. Митчелла. Проблемы рассмотрения способа информатизации и визуализации изучались такими учеными, как Д. Желязны, В. Лаптев, Д Ланков, Э. Тафти и другие. Одним из родоначальников современной инфографики является Эдвард Тафти (EdwardR.Tufte), который создал концепцию, а также шикарную коллекцию инфографики. Иллюстративные материалы в его работах включают карты, гравюры, фотографии, изображения, которые созданы с помощью компьютера, а также встроенные объекты-задвижки, которые показывают сравнительные изменения в этих иллюстрациях как до, так и после воздействия их на пользователя. Именно Тафти определил пути использования инфографики в образовательной деятельности, как эффективный способ понимания теории. Наиболее полное определение инфографике дает В. В. Лаптев: «Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний». В трудах С. В. Арановой визуальное мышление представляется как «стимулятор развития и интеллекта, и личности в целом». При этом подвизуальным мышлением понимается особая форма деятельности человека, содержание которой является оперированием и манипулированием наглядных образов, а результатом – порождение новых, часто абстрактных образов, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым». Дэн Роэм, ВласоваН.С,КовешниковаН.Аобъясняют интерес к визуализации «развитием человеческой деятельности, нарастанием потоков информации, для освоения которой становятся непригодными традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта, и визуализация – одно из этих средств». Вербицкий А.А утверждает о появление новых средств представленияинформации: «Возникла потребность в новых эффективных средствахпредоставления знаний учащимся. Этим требованиям отвечает инфографика, которая «выручает» в условиях избытка информации и недостатка времени на её осмысление». Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как инфографика при современном темпе развития образования является новым и эффективным способом получения и восприятия информации. Целью работы является выявление роли инфографики в формировании информационной культуры учащихся среднего школьного возраста. Задачи работы: 1. Рассмотреть роль информационной культуры в образовательном процессе. 2. Изучить понятие инфографики, ее виды и способы создания. 3. Разработать наглядное пособие по созданию инфографики. Объект исследования – информационная культура. Предмет исследования – применение визуализации в образовании В работе использовались методы исследования: эмпирические, такие как наблюдение, теоретические, такие как моделирование, анализ и синтез.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……………………………………….……6 1.1 Понятие информационной культуры………………………………..6 1.2 Формирование информационной культуры учащихся…………….9 1.3. Закономерности восприятие школьной информации у детей школьного возраста…………………………………………………………………………...18 ГЛАВА 2. ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬУТРЫ…………………………………………..28 2.1 Понятие инфографики и ее использование в образовательной системе……………………………………………………………………………28 2.2 Виды, принципы и способы создания инфографики……………….35 2.3 Наглядное пособие…………………………………………………..41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……….47
Список литературы

1. Авербух В. Л. Семиотика и основания теории компьютерной визуализации[Текст] // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. Электронный научный журнал. 2013. № 1. С. 26–41.. 2. Аранова С. В. К методологии визуализации учебной информации. Интеграция художественного и логического [Текст]// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С.18-24. 3. Берулава Г.А. Методологические основания разработки новых технологий обучения в информационном обществе.[Текст]Гуманизация образования. 2009. № 1. С. 10-25. 4. Власова Н.С. Значение инфографики как средства визуализации учебной информации. Новые информационные технологии в образовании[Текст] Материалы VII международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2014. – С. 392-394 5. Гендина Н. Формирование информационной культуры школьников [Текст] Программа и результаты исследования / Н. И. Гендина // Школьная библиотека, 2000. № 5. 6.Голубева Е. Информационная культура школьников[Текст] / Е. Голубева // Библиотека, 2005. № 10. 7. Ермолаева Ж.Е., Герасимова И.Н., Лапухова О.В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. – 2014. – № 11. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru.– Загл. с экрана Дата доступа: 12.05.2019 8. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-koncept.ru.– Загл. с экрана. Дата доступа: 12.05.2019 9. Инфографика как средство визуальной коммуникации // Научно-практические конференции ученых и студентов. Публикации Scopus. Авторские и коллективные монографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sibac.info. Дата доступа:. 23.05.2019 10. Инфографика в образовании. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.meteor-city.top. – Загл. с экрана. Дата доступа: 23.05.2019 11. История инфографики. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://infographer.ru. – Загл. с экрана. Дата доступа 24.05.2019 12. Икона эпохи. Эдвард Тафти. [Электронный ресурс] – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.lookatme.ru. – Загл. с экрана. Дата доступа 24.05.2019 13. Как усилить внимание с помощью цветового контраста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infogra.ru/. – Загл. с экрана. Дата доступа: 19.05.2019 14. Квитко А.Ю. Информационная культура личности.// Научные ведомости Белгородского Государственного Университета. Серия 2.Философия. Социология. Право – 2010.№ 11.С. 163-169 15. К дизайну инфографики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.canva.com. – Загл. с экрана. Дата доступа: 12.05.2019 16. Кирилова Г. И. Подготовка специалиста среднего звена к непрерывной информационной деятельности[Текст] // Казань: ИСПО РАО, 1999.С. 48-55. 17. Лавриенко Н.А. Педагогический потенциал курса и условия повышения его эффективности: Автореф. дис. – М., 2005. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sigla.rsl.ru. Дата доступа: 23.05.2019 18. Лапшева Е.Е., Храмова М. В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно – коммуникационных технологий[Текст] Психолого–педагогический журнал Гаудеамус. 2011. Т.2. №18. С.53-56 19. Маккэндлесс Д. Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении [Текст] – М.: издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 16с. 20. Нефедьева К.В. Инфографика – визуализация данных в аналитической деятельности [Текст] Научная статья. 2013. С. 89-93 21. Нурмеева Н. Р. Формирование информационной культуры учащихся на интегрированном уроке [Текст] // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Казань, 2004. 22. Останина А.И. Инфографика как средство визуальной коммуникации[Текст] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: XX международная. студ. науч.-практ. конф. 2014. 23. Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем[Текст] / Дэн Роэм; пер с англ. П.Миронова. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2014г. - 254с. 24.Психофизиологические закономерности восприятия информации. [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://medconfer.com. – Загл. с экрана.Дата доступа: 1.06.2019 25. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий [Текст] / Авторы адаптации: М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова / Под ред. Е. Н. Ястребцова. М. : 2006. 160 с. 26. Сиббет Д. Визуализируй это! Как использовать графику, стикеры и интеллект-карты для командной работы [Текст] Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер,2013. – 280 с. 27. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений [Текст] – СПб.:Питер,2014. – 152 с. 28. Формирование универсальных учебных действий в СПО: от действия к мысли. Система заданий: пособие для преподавателя/[Текст]А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011 29. Франц Р.В. Педагогическое взаимодействие в процессе самостоятельной работы учащихся как условие формирования информационной культуры школьников и студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.festival.1september.ru. – Загл. с экрана. Дата доступа: 1.06.2019 30. Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики[Текст]// Вестник ПГГПУ. Информационные и компьютерные технологии в образовании. – 2014. № 10. С. 135-145 31. Философия и городское планирование. Как был придуман “первый” визуальный язык ISOTYPE. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://designpub.ru/.– Загл. с экрана. Дата доступа: 13.05.2019 32. Харунжева Е.В., Харунжев А.А. Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры [Текст] Научный журнал Академическая интеграция. 2003. № 3. С. 84-89 33. Чванова М.С., Храмова М.В. Развитие образовательных технологий нового технологического этапа развития общества [Текст] Психолого-педагогический журнал Гаудеамус.2010. Т. 2. № 16. С. 79-87 34. 14 сервисов для создания инфографики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infogra.ru/. – Загл. с экрана. Дата доступа: 19.06.2019
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Современное состояние развивающегося информационного общества существенно влияет на совершенствование педагогической науки в целом. С развитием информационных систем возникает потребность человека в быстрой обработке различного рода информации, что приводит к внедрению новых информационных технологий обучения в образовательном процессе, которые позволяют найти оптимальный способ формирования человека, раскрыть в нем индивидуальность, внутренний и творческий потенциал [5]. Современные исследования в области внедрения новых информационных технологий в учебном процессе показывают, что мультимедийные и дистанционные внедрения в структуру интеллектуальной деятельности человека, стимулируют продуктивные, творческие функции мышления [32]. Активное использование их на уроках особенно актуально; урок обретает новое качество – интегративную сущность. 1.1 Понятие информационной культуры Термин "информационная культура" в отечественных публикациях впервые появился в 1970-х гг. Инициаторами развития и популяризации соответствующей концепции стали работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовался этот термин, были статьи библиографов К. М. Войханской и Б. А. Смирновой [14]. Возникнув в сфере библиотечного и книжного дела, концепция информационной культуры по мере своего развития вбирала в себя знания из целого ряда наук: теории информации, кибернетики, информатики, семиотики, документалистики, философии, логики, культурологии, лингвистики и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg