Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием в процессе музыкотерапии

zac_shalamov 850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 97 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.03.2020
Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [39]. Это расстройство речи чаще всего возникает в период интенсивного формирования речевой функции, в возрасте от 3 до 5 лет.
Введение

Заикание предопределяется как нарушение ритма и плавности устной речи, темпа, определяющееся судорожным состоянием мышц речевого аппарата [6]. Это расстройство речи чаще всего возникает в период интенсивного развития речевой функции, в возрасте от 3 до 5 лет. Выявленное у детей в дошкольном возрасте, заикание рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического заикания или "вторичного", которое наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно-психических расстройств. Исследователей, педагогов, психологов и логопедов давно волновала проблема заикания. Но если в XVII веке в этом винили болезнь, связанную с ненормальной влажностью языка, то уже с конца XIXвека исследователи укрепились во мнении, что заикание - сложное психофизиологическое расстройство. В последнее время заикание и его коррекция изучается в различных аспектах. Механизм заикания рассматривается не только с клинических и физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. C. JI. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, М.Ф. Фомичева рассматривали особенности интонационной выразительности речи у детей в онтогенезе [56]. Преодоление расстройства интонационной выразительности является необходимым элементом полноценного развития речи, подготовки к успешному школьному обучению, профилактики школьной дезадаптации различных категорий детей. Большинство отечественных и зарубежных исследователей изучали интонационно - мелодическую сторону речи заикающихся. К примеру, М. Вингейт говорил о заикании как о "просодическом дефекте", который выражается в перемежающихся нарушениях ударений. К нарушению просодики сводит заикание Т. Г. Визель. По её экспериментальным данным, эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы, даже в отсутствие речевых судорог. Еще одной особенностью просодики речи заикающихся является ограничение способности к модуляции голоса, что проявляется в монотонности речи [14]. А.С. Александровская, описывая просодические характеристики речи заикающихся, указывает, что большинство из них говорят монотонно, мало эмоционально, для речи характерно обилие неуместных и необоснованных пауз, напряженный невыразительный голос, нечеткость артикуляции в сочетании с принужденной речевой позой. Л.З. Арутюнян (Андронова) указывает на то, что заикание, прежде всего, сказывается на темпо - ритмическом рисунке фразы [5]. В работах А. М. Антипова, Е. Н. Винарская, Н. И. Жинкин, Е. В, Лаврова, В. И. Селиверстов подчеркивается неоднократное для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания значение интонации. Мелодико-интонационные средства выразительности образовывают устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным [27, 51]. По мнению Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской, Н.А. Туговой у многих детей с нарушениями речи, помимо нарушений лексико-грамматического строя речи, в какой - либо степени наблюдается неспособность образовывать собственную речь просодическими элементами языка. Речь детей не выразительна, монотонна, интонирование речевых высказываний затруднено. Для них характерно нарушение процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Все это затрудняет не только речевую активность детей, но и достаточно негативно сказывается на общении с окружающими, задерживает формирование познавательных процессов, и в связи с этим препятствует полноценному формированию личности [29]. Все вышесказанное определяет необходимость детального теоретического и практического исследования нарушений интонационно - мелодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению выявленных нарушений. Объект исследования: интонационно – мелодическая сторона речи у старших дошкольников с заиканием. Предмет исследования: процесс развития интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием в процессе музыкотерапии. Цель исследования: определить и реализовать условия развития интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием в процессе музыкотерапии. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать теоретический аспект проблемы развития интонационно – мелодической стороны речи у старших дошкольников в норме и с заиканием. 2. Провести диагностику развития интонационно – мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием и интерпретировать результаты исследования. 3. Подобрать и апробировать методику развития интонационно – мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием в процессе музыкотерапии. 4. Описать динамику развития интонационно – мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием. Гипотеза исследования: развитие интонационно – мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием в процессе музыкотерапии будет проходить успешно, если: на подготовительном этапе осуществляется установление эмоционального контакта в процессе вводной беседы, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, чувства темпа и ритма; на основном этапе проводится работа, направленная на дифференциацию интонационных структур, выделение логического ударения; восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте; тембру; на заключительном этапе проходит формирование интонированной речи на уровне слова или синтагмы. Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами нашего исследования. Применялись методы теоретического исследования: обобщение научной литературы по проблеме развития интонационно – мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием в процессе музыкотерапии; проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. Полученные данные подвергались качественно-количественному анализу. Базой для экспериментального исследования выступили МБДОУ «Детский сад № 11 «Цветик -семицветик» г. Великий Устюг Вологодской области, МБДОУ «Детский сад № 15 «Родничок» г. Великий Устюг Вологодской области. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Содержание

Введение…………………………………………………. Глава I. Теоретические основы проблемы развития интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников ……………………….. 1.1.Интонационно – мелодическая сторона речи как феномен…………………………………..…………………… 1.2. Описание научно-методических исследований по формированию интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием ………………… 1.3. Особенности развития интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием…………………………..................... 1.4. Роль музыкотерапии в развитии интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием………………………………….. Выводы по I главе ……………………………………………………….. Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по формированию интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием в процессе музыкотерапии…………………… 2.1. Выявление уровня развития интонационно – мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием ………………………….. 2.2. Основные направления и содержание коррекционной работы по формированию интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием в процессе музыкотерапии…………. 2.3. Качественно-количественный анализ результатов изучения проблемы интонационно – мелодической стороны речи у старших дошкольников с заиканием ……………………………………………. Выводы по IIглаве ……………………………………………………….. Заключение……………………………………………………………….. Список использованных источников……………………………………….. Приложения…………………………………………………. Приложение 1. «Список старших дошкольников с заиканием»……….. Приложение 2. «Качественные показатели диагностики на констатирующем эксперименте»…………………………………………………………….. Приложение 3. « Артикуляционная гимнастика»………………………….. Приложение 4. « Кто так подаёт голос?»……………………………………. Приложение 5. «Транспортные средства»…………………………………… Приложение 6. « Настроение»…………………………………………………… Приложение 7. « Сюжетные картинки “ Колобок”»…………………………. Приложение 8. « Артикуляционно-мимическая гимнастика»…………… Приложение 9. « Количественные показатели результатов диагностики на контрольном этапе эксперимента»………………………………………………..
Список литературы

1. Абелева, И. Ю. Механизмы коммуникативной речи. Учебномонографическое пособие / И. Ю. Абелева. – Москва : Парадигма, 2012. – 356 с. 2. Артемова, Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыминарушениями / Е.Э. Артемова. – Москва : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2018. – 123 с. 3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. – Москва : АСТ, 2007. – 224 с. 4. Асатиани, Н. М. Заикание у взрослых / Н. М. Асатиани. – Москва : 2016. – 180 с. 5. Арутюнян, Л. З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова). – Москва : Эребус, 2003 – 160 с. 6. Белякова, Л. И. Логопедия: Заикание, учебник / Л. И. Белякова, Е.А. Дьякова. – Москва : Academia, 2013. – 206 с. 7. Белякова, Л. И. Логопедия: Заикание: учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – Москва: 2013. – 208 с. 8. Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. – Москва : В. Секачев, 2016. – 304 с. 9. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. – Москва : 2014. – 167 с. 10. Белякова, Л. И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – Москва: 2015. –389с. 11. Богомолова, А. И. Устранение заикания у детей и подростков / А.И. Богомолова. – Москва : Просвещение, 2017. – 96 с. 12. Большакова, С. И. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / С.И. Большакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 456 с. 13. Бутейко, К. П. Метод Бутейко: Опыт внедрения в медицинскую практику / К. П. Бутейко.— Москва : Патриот, 2000.— 224 с. 14. Визель, Т. Г. Коррекция заикания у детей / Т.Г. Визель. – Москва : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2018. – 222 с. 15. Власова, Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками/ Н. А. Власова. — Москва : 2014. – 78 с. 16. Волкова, Г. А. Коррекционная работа с заикающимися детьмидошкольного возраста по системе игр: Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей / Г.А. Волкова. – Санкт – Петербург : 2017. – 26 с. 17. Волкова, Л. С. Логопедия Методическое наследие. Нарушение темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия / Л. С. Волкова. – Москва : Владос, 2017. – 431с. 18. Волкова, Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников/ Г. А. Волкова. — Москва : 2017. – 137 с. 19. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – Москва : 2013. – 272с. 20. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова.– Санкт – Петербург : 2015. –144с. 21. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: книга для логопедов / Г.А. Волкова. - 2-е изд., доп. и перераб. – Санкт – Петербург : 2013. – 432 с. 22. Гаркуши, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Москва : 2018. – 278с. 23. Дубровская, С. Знаменитая дыхательная гимнастика Стрельниковой / С. Дубровская. – Москва : РИПОЛ классик, 2018. – 16 с. 24. Жинкин, Н. И. Механизмы речи/ Н. И. Жинкин. – Москва : Академия педагогических наук РСФСР, 2017. – 346 с. 25. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. – Москва : 2013. – 56с. 26. Калягин, В. Если ребенок заикается / В. Калягин. – Санкт – Петербург : 2016. – 37 с. 27. Лаврова, Е.В., Филимонова, В.И. Исследование состояние голоса у заикающихся дошкольников. Заикание: проблемы теории и практики / Подред. Л.И. Беляковой. - М., 2012. – 107 с. 28. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи / Р.И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Санкт – Петербург : Ростов н/Д «феникс», 2014. – 56 с. 29. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – Москва : Просвещение, 2017. – 349 с. 30. Левина, Р. Е. Преодоление заикания у дошкольников / Р. Е. Левина. – Москва : «Педагогика», 2012. – 160 с. 31. Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / С. В. Леонова. – Москва ; 2014. – 128 с. 32. Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: Учебное пособие / Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2014. – 128 с. 33. Леонова, С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: Учебное пособие / Под ред.В.И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 128 с. 34. Лохов, М. И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании / М. И. Лохов. – Санкт –Петербург : Наука, 2014. – 188 с. 35. Меньшикова, С. В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей / С. В. Меньшикова.– Казань : "Лиана", 2018. – 112 с. 36. Миссуловин, Л. Я. Заикание и его устранение / Л. Я. Миссуловин. – Санкт - Петербург: ООО «СЛП», 2017. – 144 с. 37. Миссуловин, Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение картин возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: Учебное пособие / Л. Я. Миссуловин. – Санкт – Петербург : 2012. – 320с. 38. Морозова, Н. Ю. Как преодолеть заикание / Н. Ю. Морозова. – Москва : 2012. – 192 с. 39. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех / Л. Г. Парамонова. – Москва : 2012. – 333 с. 40. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева, Л.Р. Астафорова. – Ростов - на – Дону: 2012. – 215 с. 41. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах / И. А. Поварова. -2-е издание. – Санкт – Петербург : Питер, 2014. – 348 с. 42. Поварова, И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для заикающихся и логопедов / И. А. Поварова. – Санкт – Петербург : Союз, 2012. – 287с. 43. Правдина, О. В. Логопедия. Учебное пособие / О. В. Правдина. – Москва : Просвещение, 2013. – 272с. 44. Пятница, Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница. – Санкт – Петербург : 2012. – 32с. 45. Рау, Е.Ф. Логопедия / Е. Ф. Рау, В. А. Синяк. – Москва : 2013. – 340с . 46. Резниченко, Т. С. Чтобы ребенок не заикался / Т. С. Резниченко. – Москва : 2014. – 122с. 47. Рождественская, В. И. Игры и упражнения для исправления заикания. Пособие для воспитателя дет.сада / В. И. Рождественская , А.И. Павлова..-2-е изд, перераб. и доп. – Москва : «Просвещение», 2018. – 64с. 48. Рождественская, В. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В. И. Рождественская, Е. И. Радина. -5-е изд. – Москва : «Просвещение», 2013. – 112с. 49. Рычкова, Н. А. Логопедическая ритмика / Н. А. Рычкова. – Москва :ГНОМ-ПРЕСС, 2018. – 36с. 50. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ.высш. и средн. пед. учеб. заведений / В. И. Селиверстов. – Москва : 2012. – 208с. 51. Селиверстов, В. И. Заикания у детей/ В. И. Селиверстов. – Москва : 2017. – 556 с. 52. Селиверстов, В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селиверстов. – Москва : ВЛАДОС, 2012. – 208с. 53. Селиверстов, В. И. Современный комплексный метод преодоления заикания: Расстройства речи у детей и подростков / В. И. Селиверстов. Подред.С. С. Ляпидевского. – Москва : 2018. – 194 с. 54. Сикорский, И. А. О заикании: Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и среднихучебных заведений. В 2 тт. Т.I / Под ред. Л. С. Волковой, В.И.Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 2017. – 85 с. 55. Соловьева , Е. Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий / Е. Н. Соловьева. – Санкт – Петербург : 2012. – 112 с. 56. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет / О. С. Ушакова. – Москва : Сфера, 2012. – 271 с. 57. Филичева, Т. Б., Основы логопедии: Учебное пособие / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 2016. – 223 с. 58. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – Москва : 2015. – 56 с. 59. Цвынтарный, В. В. Радость правильно говорить / В. В. Цвынтарный. – Москва : 2012. – 111 с. 60. Чевелева, Н. А. Заикание у детей: основы теории и практики логопедии / Н.А. Чевелева. – Москва : 2018. – 229с. 61. Чевелева, Н. А. Преодоление заикания у детей / Н. А. Чевелева. – Москва : 2012. – 120 с. 62. Черныш, В. В. Заикание. Лечение заикания у детей и взрослых / В.В. Черныш, А.А. Блудов. – Санкт – Петербург : Наука и техника, 2018. – 152 с. 63. Шалаева, Г.П. Логопедические игры / Г.П. Шалаева. – Москва : 2018. – 145 с. 64. Шилова, Е. А. Как работать с заикающимися дошкольниками. Календарный план и конспекты занятий в логопедической группе детского сада / Е. А Шилова , С. А. Замотаева. – Москва : 2014. – 128 с. 65. Шкловский, В. М. Заикание / В. М. Шкловский. – Москва : 2014. – 248 с. 66. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика для детей / М.Н. Щетинин. – Москва : 2018. – 110 с. 67. Ястребова, А. В. Обследование детей с заиканием / Методы обследования речи детей / А.В. Ястребова, Г.Г. Воронова. Под ред.п. Г.В. Чиркиной. – Москва : 2013. – 270 с. 68. Головина, О. В. Использование музыкотерапии в коррекционно-логопедической работе с заикающимися детьми [Электронные ресурсы] / О. В. Головина. – Москва : 2016. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/07/31/ispolzovanie-muzykoterapii-v-korrektsionno-logopedicheskoy-rabote 69. Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” [Электронные ресурсы] / Л. И. Белякова. — Москва : В. Секачев, 2000. http://pedlib.ru/Books/2/0015/2-0015-41.shtm
Отрывок из работы

Глава I. Теоретические основы проблемы развития интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников 1.1.Интонационно – мелодическая сторона речи как феномен Одним из важных аспектов овладения звуковой стороной языка является становление интонационного процесса. Интерес широкого круга специалистов к исследованиям формирования интонационной выразительности речи объясняется, с одной стороны, необходимостью пересмотра временных рамок становления интонации в онтогенезе, с другой стороны, значимостью интонации в процессе формирования у детей языковой системы. Интонационно – мелодическая сторона – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства [12]. Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период (до 1,5 лет) и период оформления самостоятельной речи (1,5–2 года). В литературе наиболее распространенным является выделение в довербальном (предречевом) периоде нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий: гуление, лепет, стадия первых слов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg