Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

zac_shalamov 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.03.2020
В данной работе проведено исследование проблемы формирования культуры межличностных отношений в совместной музыкальной деятельности младших школьников. Межличностные отношения, дружеское общение, эмоциональные контакты очень важны для детей, особенно в младшем школьном возрасте. Именно они создают то эмоциональное благополучие ребенка, что, в свою очередь, во многом определяет положительный психологический климат детского коллектива в целом.
Введение

Актуальность: проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности. Возникает необходимость определения той роли, которую играет культура межличностных отношений между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте - наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. В условиях социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в современном российском обществе, перед общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания социальной личности, способной эффективно действовать в изменяющихся жизненных условиях; готовой к сотрудничеству и партнерству; умеющей взаимодействовать с окружающими людьми; не допускающей унижения их достоинства, проявления грубости, жестокости; владеющей культурой межличностного общения. Большая роль в формировании культуры межличностного общения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку из-за недостаточного опыта общения младшие школьники испытывают трудности в межличностном взаимодействии со сверстниками, окружающими людьми, нередки случаи проявления агрессивности и конфликтного поведения. Младший школьный возраст является сензитивным для индивидуального, личностного развития. Поведенческие регуляторы, сформированные в этот период, в дальнейшем отличаются устойчивостью и во многом предопределяют будущий облик человека, его жизненную позицию, взаимоотношения с другими людьми. Интерес с позиции нашего исследования представляют работы, в которых рассматриваются вопросы формирования культуры межличностного общения (Р.Я. Абдурахманова, Т.М. Болтырова, Т.Г. Васильева). В результате предшествующих исследований в отечественной психологической науке сложились определенные представления о характере и динамике развития культуры межличностных отношений детей в процессе школьного обучения. Принципиально важным положением, характеризующим подход советских психологов к данной проблеме, является положение, выдвинутое А.В. Петровским о деятельностном опосредствовании межличностных отношений, согласно которому понять закономерности развития межличностных отношений учащихся невозможно вне изучения совместной деятельности детей. Вместе с тем общепринятым является и тезис, согласно которому межличностные отношения подчиняются логике возрастного развития: в каждом возрасте они имеют определенную специфику. Проблема культуры межличностных отношений детей со сверстниками достаточно подробно изучалась также В.В. Абраменковой, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой и др. Теорией коллектива и влияния его на развитие человека занимались такие ученые как Я.Л. Коломинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Современная образовательная практика, стремясь отвечать возрастным потребностям ребенка, ориентирована на создание условий его успешной социализации, развития социального опыта, и, в частности, опыта межличностного взаимодействия. Традиционные технологии обучения и воспитания все чаще обогащаются коммуникативно-насыщенными методами, формами, приемами работы, основанными на совместной деятельности, сотрудничестве детей и педагогов. Музыкальная деятельность — это один из видов творческой активности детей, который, как доказывают многие современные исследования (Г.М. Цыпин, В.А. Жилин, А.Б. Фомина, А.Л. Готсдинер), обладает богатыми социализирующими и воспитательными потенциалами. Особый интерес представляет культура межличностных отношений у младших школьников в совместной музыкальной деятельности, ибо «музыка как средство объединения духовных и сущностных сил» (А.В. Луначарский), представляет для младших школьников пространство формирования опыта межличностного взаимодействия, активизации познавательных процессов, появления основ способности к самооценке и оцениванию объектов окружающего мира, активной перестройка поведенческой сферы личности, освоения и присвоения системы норм и правил взаимодействия с новым социальным окружением, культуры межличностных отношений. Однако специальных исследований, посвященных выявлению условий формирования опыта межличностного взаимодействия у младших школьников в процессе музыкальной деятельности, в настоящее время недостаточно. Актуальность темы исследования обусловлена наличием межличностных отношений в процессе музыкальной деятельности и противоречия между потребностью в формировании культуры недостаточной разработанностью соответствующей проблемы. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование культуры межличностных отношений у младших школьников в совместной музыкальной деятельности». Цель исследования - разработать и использовать творческие задания, способствующие формированию межличностных отношений у младших школьников в совместной музыкальной деятельности. Объект исследования - культура межличностных отношений младших школьников. Предмет исследования – формирование культуры меэличностных отношений у младших школьников в совместной музыкальной деятельности. Гипотеза исследования: формирование культуры межличностных отношений у младших школьников в совместной музыкальной деятельности будет эффективным при следующих условиях: - активного использования групповых коммуникативно-насыщенных форм музыкальной деятельности детей; - личностно-ориентированной организации музыкальной деятельности; -построения некритичных «безотметочных» отношений между педагогом и младшими школьниками на основе сотрудничества и принятия словесного (при прослушивании, анализе музыкальных произведений) и исполнительского (при разучивании и исполнении песен, игры на элементарных музыкальных инструментах) детского творчества. Задачи исследования: - выявить культуру межличностных отношений младших школьников и их характеристику в совместной музыкальной деятельности; - диагностировать уровень межличностных отношений у младших школьников в совместной музыкальной деятельности; - реализовать серию музыкальных заданий по формированию культуры межличностных отношений у младших школьников и представить полученные результаты. Методы исследования: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; наблюдение, констатирующий, формирующий эксперименты; анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ полученных данных. Методологическую основу исследования работы составляют идеи ученых по формированпию культуры межличностных отношенийу младших школьников: - педагогов Г.М. Цыпина, В.А. Жилина, А.Б. Фоминой, Г.И. Шатковского; - психологов А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Этапы исследования: I этап (теоретико– аналитический )– изучение научной литературы по проблеме формирования культуры межличностных отношений у младших школьников в совместной музыкальной деятельности, разработка опытно-экспериментальной работы. II этап (экспериментальный) – уточнение содержания опытно-экспериментальной работы; проведение констатирующего этапа эксперимента; проведение опытно-экспериментальной работы с целью проверки основных положений гипотезы. III этап итоговый (обобщающий) – обработка и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования; подведение итогов; оценка выполнения поставленной цели и задач; оформление исследования. Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «Володарская СОШ №2» пос. Володарский, Астраханская обл. Структура работы: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Культура межличностных отношений младших школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………………………...8 1.2 Роль совместной музыкальной деятельности в коллективе младших школьников……………………………………………………………………16 1.3 Возрастные особенности формирования культуры межличностных отношений в условиях совместной музыкальной деятельности ………….24 Выводы по первой главе………………………………………………………33 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ МУЗЫКАЛЬОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Диагностика культуры межличностных отношений младших школьников……………………………………………………………………35 2.2 Экспериментальная деятельность по формированию культуры межличностных отношений в условиях совместной музыкальной деятельности младших школьников…………………………………..……..41 Выводы по второй главе………………………………………………………53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...57
Список литературы

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 431 с. 2. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. 3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2003. 4. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе). Воронеж, 1998. 5. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский - М.: Изд МОДЭК, МПСИ, 2006 - 632 с. 6. Болтырова, Т. М. Межличностное общение дошкольников как средство воспитания социального поведения / Астрах. ин-т повышения квалификации и переподгот. - Астрахань : АИПКП, 2012 7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. 8. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии) Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО Издательство ЮКЭА, 2002. — 712 с. 9. Васильева, Т. Г. Межличностные отношения в самодеятельном коллективе / М-во просвещения РСФСР, Челябинский гос. пед. ин-т. - Челябинск : [б. и.], 1979. 10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб., Изд. «Союз», 1997 - 44 с. 11. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 2008 - 150 с. 12. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001- 440с. 13. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 1988. № 2. С. 7-8. 14. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология М.: 1993. — 193 с. 15. Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, 2012. 16. Денисенко И. С. Культура межличностных отношений и ее роль в становлении отношений к сверстникам у детей младшего школьного возраста // Вопросы педагогики. – 2016, №3. 22-25 с. 17. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. - 576 с. 18. Коломинский Я. Л., Стрелкова О. В. Психологическая культура детства. — Минск: «Высшая школа», 2013. 19. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. М,: Издательство Олма-Пресс, 2003. 20. Куприянов Б.В. Вариативность социального воспитания учащихся: Монография. Кострома, 2017. 21. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 22. Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук. - ч. 2 - Тарту, 1974 - 375 с. 23. Каверин Б.И. Культурология М.: Юнити-Дана, 2017. — 288 с. 24. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2008. - №5. 42-46 с. 25. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении /Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2009. - 318 с. 26. Леонтьев А.А. "Психология общения" - М: «Просвещение» , 2005 - 345с. 27. Марьяшина О. С. Формирование культуры межличностного общения младших школьников в игровой деятельности в общеобразовательных учреждениях : диссертация кандидата педагогических наук; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2011.- 173 с. 28. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова, под ред. Золотовицкого Р. А. — М.: «Академический проект», 2001. 29. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. Под ред. Бодалева А. А. - М.: Модэк МПСИ, 2004. 30. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979 - 205 с. 31. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. 32. Петрушин В. И. Музыкальное творчество как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии. - 1986, №1. С. 157-163. 33. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М.: «Академический проект», 2006. 34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика, 1989. 35. Розин В.М. Культурология Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 462 с. 36. Романов Д.К. Особенности понимания младшими школьниками сверстников / Д.К. Романов // Интеграция образования. - 2011. - №4. 95 – 97 с. 37. Радынова О.П. Музыкальное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2011. 110 с. 38. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб: «Питер», 2016. 39. Смирнова Е.О. и Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику // Вопросы психологии. – 2000, №5. 91-98 с. 40. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. - Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с. 41. Сухомлинский В. А. Воспитание коллективизма у школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. 42. Сухомлинский В.А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М., Политиздат,1975 – 272 с. 43. Трофимова М. Секреты дружного класса. Здоровье школьника - 2010 - №6 44. Уманский Л. И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. / Избранные труды — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001.- 208 с. 45. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Пособие для работников образования. – М., 2001. 46. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М,. 2004 47. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения : Пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий / Г. М. Цыпин. - М. : Фирма "Интерпракс", 1994. – 373 с. 48. Шатковский Г.И. - Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования Москва, 1986. — 91 с. 49. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 2000. 50. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. 51. Эриксон Э. «Детство и общество» / Э. Эриксон, предисл. Д Элкинда. СПб., 1996. 52. Фомина А.Б. - Концептуальные подходы и направления развития кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей : [Учеб.-метод. пособие] / Моск. ком. образования, Моск. гор. дворец дет. (юнош.) творчества, Дет.-юнош. центр <Отрадное>. - Москва : МГДД(Ю)Т, 2002. – 28 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Культура межличностных отношений младших школьников как психолого-педагогическая проблема Слово «отношение» в русском языке имеет много значений. Всем известны примеры трогательных взаимоотношений человека и домашних животных. Однако в науке понятие «отношение» относится к особой связи человека с окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещи. Из всего многообразия человеческих отношений с окружающим миром наиболее важными для формирования личности являются те, которые характеризуют взаимоотношения индивидов, то есть межличностные отношения. Межличностные отношения - это феномен, который возникает в любой группе людей в результате их психологического взаимодействия в процессе общения - взаимопонимания, взаимного опыта и культуры межличностного общения. В психолого-педагогической литературе культура межличностных отношений исследуется как особый феномен психики по отношению к ученику. Многие отечественные и западные психологи считают, что система отношений, которая складывается вокруг ребёнка, оказывает существенное влияние на его психическое и личностное развитие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg