Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации: понятие и содержание

zac_shalamov 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.03.2020
Институт защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации – это целостная система, представляющая совокупность взаимодействующих элементов правового механизма, деятельность которых направлена на охрану и защиту нарушенных прав и свобод граждан Российской Федерации и на достижение максимального уровня защищенности. Основными звеньями данной системы являются: принципы защиты прав и свобод человека и гражданина, правозащитные нормы, субъекты, которые осуществляют данную деятельность и, естественно, сама правозащитная деятельность.
Введение

Актуальность темы исследования.В современном демократическом государстве признание и защита прав и свобод человека и гражданина является одной из приоритетных задач, что нашло свое отражение вКонституции Российской Федерации, где зафиксировано в ст. 1 о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Российская Федерация осуществляет правоохранительную и правозащитную деятельность с помощью своих уполномоченных государственных органов. Особую роль в их системе играет прокуратура. Изначально создание органов прокуратуры и все ее функционирование в дальнейшем были подчинены важнейшейцели – обеспечению правопорядка в государстве, что неизменно было сопряжено с серьезными сложностями, вызванными огромной государственной территорией, довольно трудными взаимоотношениями власти и общества, особенностями культурной ситуации и т.п. Правовой статус и структура российской прокуратуры неоднократно видоизменялись под воздействием разнообразных факторов. Существенным отрицательным последствием такой динамики стала определенного рода концептуальная неизвестность, присущая современному положению российской прокуратуры. Вместе с тем нормы действующего законодательства акцентируют внимание на том, что основная задача прокуратуры состоит в защите прав и свобод человека и гражданина РФ. Функциональное назначение прокуратуры не может быть осуществлено без соответствующих институциональных оснований, в частности, без четкого определения места прокуратуры в системе органов государственной власти в современной России. До сих пор нет ясности в вопросе о том, к какой ветви власти относится прокуратура РФ. Надзор, который осуществляется прокуратурой, оценивается по-разному среди ученых правоведов. Некоторые утверждают у его необходимости и значимости в системе российского общества, другие, в свою очередь, призывают полностью упразднить. Любая организационная деятельность требует оценки со стороны. Но для прокуратуры не создано того органа, который бы мог оценить эффективность ее деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина. Столь серьезный ряд проблем, связанный с осуществлением правозащитной функции прокуратуры, свидетельствует об актуальности темы исследования. Степень научной разработанности темы. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина как одного из направлений функционирования прокуратуры затрагивались в ряде исследований научного характера. Так, подобной проблематикой занимались В.Г. Бессарабов, И.П. Виноградов, Н.В. Мельников, В. И. Рохлин, Н.Н. Карпов, В.Д. Ломовский, В.М. Мачинский и др. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации органами прокуратуры РФ одной из основных функций – функции защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Предметом исследования являются нормативно–правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры РФ в правозащитной сфере. Цель работы – комплексное изучение правозащитной функции прокуратуры РФ. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Рассмотреть историюсоздания и развития российской прокуратуры как государственного института защиты прав и свобод человека и гражданина 2. Рассмотреть понятие и содержание правозащитной функции прокуратуры РФ. 3. Рассмотреть деятельность прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Нормативно – правовую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации 1993 года международные договоры, участником которых является Российская Федерация (Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года), федеральные законы (ФЗ «О прокуратуре РФ», ФЗ «О полиции», ФЗ) и другие. 4Рассмотреть деятельность прокурора по защите прав и свобод человека и гражданина в судопроизводстве. 5. Рассмотреть деятельность прокурора при рассмотрении и разрешении индивидуальных заявлений, жалоб и иных обращений Методологию научного исследования составляет диалектический метод научного познания объективной действительности. Применялись также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего, системный, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, структурно-функциональный, основные общелогические приемы познания (анализ, синтез, индукция и дедукция). Применение различных методов и научных достижений позволило проанализировать и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерностях, а, в конечном итоге, способствовать решению обозначенной цели и поставленных задач. Структура выпускной квалификационной работы включает в себявведение, две главы, состоящие в общей сложности из шести параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Содержание

Введение 2 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОКУРАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 1.1. Создание и развитие российской прокуратуры как государственного института защиты прав и свобод человека и гражданина 6 1.2. Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации: понятие и особенности 14 Глава 2. Основные виды деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина 17 2.1. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 17 2.2. Защита прав человека и гражданина в судопроизводстве. 29 2.3. Рассмотрение и разрешение индивидуальных заявлений, жалоб и иных обращений 24 Заключение 30 Список нормативных источников и научной литературы 36
Список литературы

I. Источники 1.1. Официальные документы и нормативные акты 1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] / Российская Федерация. Конституция (1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. 2. Российская Федерация. Международный пакт. О гражданских и политических правах. Принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1946-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблее ООН от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. -1994. -№ 12. - С. 3-9. 3. Российская Федерация. Международный пакт. О социальных, экономических и культурных правах. Принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1946-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблее ООН от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. -1994. - № 12. - С. 9-12. 4. Российская Федерация. Конвенция. О защите прав человека и основных свобод. Заключена в Риме 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001.-№2.-Ст. 163. 5. Российская Федерация. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. Ст. 1447; 2005.-№ 15.-Ст. 1275. 6. Российская Федерация. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. 5 апреля 2005 г.) от «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. -Ст. 1; 2005. -№15. -Ст. 1274. 7. Российская Федерация. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 16 октября 2006 г.) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. - № 9. - Ст. 1011; 2006. - № 43. - Ст. 4411. 8. Российская Федерация. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г. 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января 2003 г.) // Собрание законодательства Рос- 9. Российская Федерация. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-Федеральный закон (в ред. от 15 апреля 2006 г.) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - № 29. - Ст. 2759. 10. Российская Федерация. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 2 декабря 2005 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. - № 33. - Ст. 3349. 11. Российская Федерация. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 2 февраля2006 г.) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995. -№ 21. - Ст. 1930. 12. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 2 октября 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921. 13. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. -№ 1 (ч. 1). - Ст. 1. 14. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (в ред. от 2 октября 2007 г., с изм. от 18 октября2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; 2007. -№ 43. - Ст. 5084. 15. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 1. - Ст. 7. 16. Российская Федерация. Государственная Дума. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 декабря 1998 г. №3344-11ГД «О необходимости усиления мер по социально-правовой защите детей и молодежи» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №52. - Ст.6356; 17. Российская Федерация. Президент. Указ Президента Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. №1417 «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 46. - Ст. 4511. 18. Российская Федерация. Президент. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (в ред. от 7 мая 2007 г.) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 42. - Ст. 4108. 19. Российская Федерация. Генеральный прокурор. Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. - М., 1999. - С. 27-31. 20. Российская Федерация. Генеральный прокурор. Приказ Генпрокуратуры РФ от 13 ноября 2000 г. № 141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав гражданв уголовном судопроизводстве» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры Российской Федерации. Т. 1. -Тула, 2004. 21. Российская Федерация. Генеральный прокурор. Приказ Генпрокуратуры РФ от 25 июля 2001 г. № 46 «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан при проведении проверок их регистрации по месту жительства и по месту пребывания в Чеченской Республике» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры Российской Федерации. Т. 1. - Тула, 2004. 22. Российская Федерация. Генеральный прокурор. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры Российской Федерации. Т. 1. - Тула, 2004. 23. Российская Федерация. Генеральный прокурор. Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 сентября 2002 г. №255 «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры Российской Федерации. Т. 1. - Тула, 2004. 24. Российская Федерация. Генеральный прокурор. Приказ Генпрокуратуры РФ от 20 ноября 2002 г. № 301 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры Российской Федерации. Т. 1. - Тула, 2004. 25. Российская Федерация. Генеральный прокурор. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. (с изм. от 4 февраля 2004 г.) № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах». // Официально не опубликован. 26. Российская Федерация. Генеральный прокурор. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26 декабря 2006 г. № 120 (в ред. от 23 апреля 2007 г.) «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность. - 2007. - № 3. 27. Российская Федерация. Генеральный прокурор. Приказ Генпрокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. №136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Опубликован на официальном сайте Генпрокуратуры РФ. http://genproc.gov.ru. 28. Российская Федерация. Генеральная прокуратура. Указание Генпрокуратуры РФ от 10 ноября 1998 г. №76/7, МВД РФ от 3 ноября 1998 г. № 3 «О неотложных мерах по устранению нарушений законодательства о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. - М., 1999. 29. Российская Федерация. Генеральная прокуратура. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2000 г. № 91/7 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П» // Официально не опубликовано. 30. Российская Федерация. Генеральная прокуратура. Указание Генпрокуратуры РФ от 15 сентября 2003 г. №7/3-1-9912000 «Об усилении надзора за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере» // Официально не опубликовано. 31. Российская Федерация. Генеральная прокуратура. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 22 июля 1997 г. «О направлении методических рекомендаций «Прокурорский надзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации» // Официально не опубликовано. 32. Российская Федерация. Генеральная прокуратура. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 21 марта 2000 г. № 1-ГП-26-2000 «О состоянии законности при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов» // Официально не опубликовано. II.Научная литература Монографии и сборники научных статей 1. Ашурбеков Т. Сохранить правозащитный потенциал прокуратуры // Законность. 2002. №11. 2. Бабаев С.Н. Влияние реформы 1864 года на вопросы организации и деятельности прокуратуры России // Судебная власть и уголовный процесс. 2014. №3. 3. Баулин О.В. Бремя доказывания при разбирательстве гражданских дел.-М., 2004. 4. Безлепкин A.B. Конституционные основы деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. - Саратов, 2001. 5. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. - М., 2007. 6. Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата и специалитета / Ю. Е. Винокуров: Юрайт, 2017 7. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. – СПб., 1993. 8. Карпов H.H. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации. - М., 2007. 9. Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. - М., 2005. 10. Козлова Л.Н. Особенности деятельности прокуратуры УР в 1930-х гг. // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. 11. Новиков А.А. Создание прокуратуры в России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 1. 12. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М., 1996. 13. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. - М., 1996.
Отрывок из работы

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОКУРАТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Создание и развитие российской прокуратуры как государственного института защиты прав и свобод человека и гражданина В своем становлении и развитии российская прокуратура прошла три основных этапа: - дореволюционный (до 1917 года), - советский (1917-1992 гг.), - современный(с 1992 г. – по настоящее время). Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России считается Петр I. По его Указу от 2 марта 1711г. была учреждена фискальная служба. Данная служба на тот момент являлась уникальным органом, в ее задачи входили надзорные функции за соблюдением законов. Институт фискалов характеризовался абсолютно новыми для государственных контрольных органов того времени принципами: выдержанный в четком порядке контрольный характер компетенции, установленная система территориальных подразделений, которые не подчиняются местной администрации, и всесословный принцип комплектования личного состава.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg