Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

Экономико – математические модели в туризме.

irina_krut2019 975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
С. 41. Ил. 1. Табл. 4. Литература 9 назв. Целью выпускной работы является разработки методов оценки конку-рентной позиции туристических фирм. В выпускной квалификационной работе рассмотрены несколько мате-матических моделей. Для нашей цели была выбрана адаптивная модель. Для наших исследований были взяты туристические агентства города Липецка.
Введение

Туризм в век современного постиндустриального общества, является сильнейшим катализатором экономических изменений в странах, стимулируя развитие разнообразных ветвей экономики стран, начиная от торговли, спорта, сферы предоставления услуг в целом, и заканчивая, к примеру, строительством и культурным просвещением туристов. Туризм – одна из самых прибыльных отраслей среднего бизнеса, которая приносит многочисленные вклады в казну даже таких бедных стран, как Индия, Куба, Грузия, Черногория и т.д., где туризм является столпом экономического развития [1]. В России же, не смотря на серьезные предпосылки к развитию данной отрасли (такие как: огромное количество природных достопримечательно-стей, способных конкурировать с похожими объектами в западных странах; издревле сложившееся многообразие культур, сочетающихся в рамках одной страны; историческое наследие и т.д.), туризм развит весьма посредственно, поэтому для получения серьезных прибылей от посещения нашей страны Федеральное Агентство по Туризму планирует и постоянно обновляет направления стратегического развитие данной отрасли в рамках концепции устойчивого развития туризма. В основе данной концепции лежит идея повышение уровня жизни населения Российской Федерации за счет экономического роста от развития туристического кластера при сохранении всех экологических благ, социальных и культурных ценностей в российском обществе. Намного лучше обстоят дела с туризмом в других странах. Турфирмы для развития сферы и получения максимальной выручки используют разно-образные методы прогнозирования (как правило, весьма традиционные) процессов в экономике, направленные на инертность в их развитии. Данные модели прогноза позволяют осуществлять экстраполяцию при прогнозировании, продлевая ранее выявленные закономерности в будущее. Однако в условиях возросшей неустойчивости внешней среды, при изменчивой конъюнктуре внешнего и внутреннего рынков, происходящих изменениях в финансовой сфере, социально-экономической области возрастает подвижность исследуемых систем, нарушается инерционность их развития. В связи с этим для моделирования и прогнозирования сложных экономических процессов требуется гибкий аналитический инструментарий, способный оперативно учитывать происходящие изменения. Адаптивные методы прогнозирования, опирающиеся на экспоненци-альное сглаживание, имеют в этих условиях ряд серьезных преимуществ пе-ред традиционными подходами при оперативном и краткосрочном прогнозировании. Следует выделить ключевые особенности адаптивных моделей, вызы-вающие к ним большой практический интерес. Очевидно, что при построении моделей прогнозирования трудно счи-тать все уровни временного ряда "равнозначными", так как наиболее ценны-ми представляются последние уровни, в большей степени отражающие про-исходящие изменения. Различная информационная значимость имеющихся уровней учитывается в адаптивных моделях с помощью гибкой системы ве-совых коэффициентов. Самые "свежие" данные будут оказывать более существенное воздействие на формирование оценок коэффициентов адаптивных моделей, весомость более ранних (старых) наблюдений будет снижаться [2].
Содержание

Введение 5 1 Литературный обзор 7 1.1 Математическое моделирование в сфере туризма 7 1.2 Математическая модель теория игр 11 1.3 Диффузионные модели 15 1.4 Линейное программирование. 18 2 Адаптивные модели, используемые в сфере туризма 30 3 Практическое использование адаптивной системы в туристических агентствах 34 3.1 Сравнительный анализ конкурентоспособности туристических агентств «Фламинго» и «Ольга» 34 Вывод 40 Список использованных источников 41
Список литературы

1. Папирян, Г.А. Международные экономические отношения. Эконо-мика туризма [Текст] / Г.А. Папирян. – Москва: Финансы и статистика, 1998. – 208 с. 2. R.R.Bar-On Databank: global tourism trends - to 1996. Tourism Economics, V.3, №3, 1997, pp. 289-300. 3. Демин, А.А.Экономико-статистическое моделирование и прогнози-рование в туризме, Том 1[Текст] / А.А. Демин, Ю.А. Семенова. – Москва: Ученые записки Таврического национального университета им.В.И.Вернадского, №13(52), 2000. – 186-192 с. 4. Диксит, А. Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни [Текст] / А. Диксит, Б. Дж. Нейбалфф. – Москва: 2017. – 576c. 5. V.Mahajan, E.Muller, F.M.Bass New product diffusion models in marketing: a review and directions for research. Journal of Marketing, V.54, 1990, pp.1-26. 6. A.G.Woodside, S.Lysonski A general model of traveler destination choice. Journal of Travel Research, V.27, 1989, pp. 8-14. 7. C.L.Morley Demand modelling methodologies: integration and other is-sues. Tourism Economics, V.5, №1, 1999, pp. 5-19. 8. Васильев, Ф.П. Линейное программирование [Текст] / Ф.П. Василь-ев, А.Ю. Иваницкий – М.: Факториал пресс, 2008 – 352с. 9. Федосеев, В.В. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов [Текст] / В.В. Федосеев, Н. Гармаш, Д.М. Дайитбегов, И.В. Орлова, В.А. Половников. — Москва: ЮНИТИ. – 1999. 391с.
Отрывок из работы

1 Литературный обзор Математическое моделирование в сфере туризма В туристическая сфера в последние годы переживает нелегкое время и особо чутко реагирует на текущий и финансовый и системный кризисы. Конечно, в любом секторе экономики есть свои проблемы и сложности, особенно в таком публичном секторе, как туризм. Более того, туристская отрасль находится в синергии с другими отраслями экономики и значительно от них зависит. Рост цен на транспортные расходы, проблемы в строительной отрасли моментально сказываются и на сфере туризма, поскольку туристические услуги включают в себя услуги множества различных участников бизнес-сообществ. Текущие активные меры экономических и политических санкций в отношении России в ситуации с Украиной и Крымом также способствовали нестабильности в туристической сфере. Значительное сокращение взаимных туристических программ в данной сфере и падение курса рубля по отношению к евро, к доллару – все это способствует банкротству туроператоров. Поэтому для стабилизации ситуации необходимо время. Кроме этого, кризис в туристической сфере выявляет не только проблемы операторов, но и тот факт, насколько несовершенны сами процессы в туристическом бизнесе. Для усовершенствования и развития систем управления туристическим бизнесом систематически происходит внедрение экономико-математического аппарата в эту сферу, т.к. повышенная конкурентоспособность требует постоянных и конструктивных изменений. Полученные результаты применения экономико-математического аппарата позволяют более системно и с внутренним единством анализировать и оценивать применимость дальнейших процессов в туризме. Применение экономико-математического аппарата в туристических бизнес-процессах условно можно классифицировать по двум видам: общий и детальный. Общий экономико-математический аппарат охватывает макроэкономические модели туристических бизнес-процессов и рассчитывает общие суммарные показатели различных факторов, например, доход, инвестиции, темп роста и т.д. Детальный нацелен на микроэкономические модели туризма и рассматривает туризм как системообразующую сферу с множеством самостоятельных подсистем, каждая из которых состоит из многих элементов. Экономико-математические модели достаточно развиты и широко используются в туризме, при этом обеспечивая допустимую точность и оценивая прогнозные значения. Модели спроса на туристические услуги и бизнес-продукты строятся с целью прогнозирования объемов спроса и предложения, его распределения по существующим и предполагаемым туристским комплексам, для изучения эластичности спроса по уровню тарифа на туристические услуги и по другим факторам, для исследования влияния различных природных, экономических, демографических, социальных и других условий на интенсивность потоков туристов. Для некоторых экономических процессов туристической деятельности типичным является то, что определенный эффект и результат от воздействия какого-либо фактора на показатели, характеризующие процессы, проявляется не сразу, а постепенно, через какое-то определенное время, что называется распределенным лагом или запаздыванием. С необходимостью учета такого запаздывания приходится сталкиваться при разработке экономико-математических моделей туристических бизнес-процессов, например, в динамических межотраслевых моделях учитывается временной интервал запаздывания прироста продукции по отношению к капитальным вложениям или часть этого интервала: разрыв во времени между осуществлением капитальных вложений и вводом основных фондов. Существуют также математические модели и методы оптимального управления, которые представляют собой имитационно-оптимизационные модели с экономическими критериями и факторами-ограничениями, используемые в информационно-компьютерных технологиях и автоматизированных систем управления. Процесс создания адекватных математических моделей в туристическом секторе экономики осложняется многими стохастическими факторами и рисками. Туристическая отрасль представляет собой сложную систему, состоящую из различных подсистем, каждая из которых взаимодействует с другими подсистемами с какой-либо вероятностью и степенью неопределенности. Деятельность туристических компаний складывается из ряда определенных бизнес-процессов, значительно зависящих от множества внешних факторов, таких как политические, социально-экономические, правовые, территориальные, законодательные. В реальной экономике зачастую встречаются такие процессы и явления, когда участники или партнеры преследуют не всегда одни и те же интересы, а даже противоположные. И чтобы достичь своих целей у каждой стороны есть различные варианты возможностей и способов. С точки зрения экономико-математических методов такие ситуации называются конфликтными, т.е. существуют многосторонние интересы и их требования, предъявляемые к одной и той же предметной области и к одному и тому же процессу, являются противоречивыми. Туристический бизнес является ярким примером таких ситуаций. На постоянной основе каждая сторона участников туристического звена принимает определенные действия и решения, от которых зависит вся последующая цепочка событий и конфликтных ситуаций. При этом поведение участника конфликтных ситуаций считается конструктивным и рациональным, если данное управленческое решение принимается с учётом возможного предполагаемого поведения всех остальных участников процесса. Более того, на различные конфликтные события влияет множество стохастических параметров, обусловленных различными аспектами: экономическими, политическими, климатическими, географическими и т.д. В таком случае для моделирования конфликтных ситуаций применяется экономико-математический метод, называемый теорией игр, где сам процесс носит название – игра, а участники процесса – игроки. Теория игр относится к области исследования операций и представляет собой методологию, ориентированную на разработку алгоритмов и действий различными системообразующими элементами, функционирующими в условиях противодействия другой системы. Как правило, в конфликтных ситуациях каждая из сторон пытается скрыть свои мотивы и действия, что еще больше порождает неопределенность, а неопределенность, в свою очередь, при принятии решений усиливает эффект недостаточности данных, что приводит к последующему конфликту субъекта, принимающего решения. Поэтому в области туристской деятельности теория игр может рассматриваться как теория принятия оптимальных решений в условиях стохастичности факторов. Одной из важнейших составляющих, от которой зависят эффективность, успех организации, является конкурентоспособность. Поэтому возможность прогнозировать действия конкурентов означает существенное преимущество для любой компании. И в этой связи теория игр полезна в применении как метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Таким образом, теория игр в экономике рассматривается как упрощенный процесс воспроизводства в имитации игры какой-либо реальной действующей хозяйственной ситуации, которая к тому же представляет собой и тип экономического моделирования, и вид лабораторного экономического эксперимента. Для построения математической модели не всегда просто в экономической зоне распознать всех действующих игроков или потенциальных конкурентов. На практике получается, что не обязательно инициировать всех игроков. На момент рассмотрения игры, как правило, процесс охватывает какой-либо период или несколько периодов, в течение которых игроки предпринимают последовательные или одновременные действия. Выбор и осуществление одного из предусмотренных правилами действий называется ходом игрока. Ходы могут быть личными и случайными. Личный ход - это сознательный выбор игроком одного из возможных, а случайный ход - это случайно выбранное действие. В области туризма действия могут быть связаны с ценами, объемами продаж, разработкой туристического бизнес-продукта и т.д. Периоды, в течение которых игроки делают свои ходы, называются этапами игры. Выбранные на каждом этапе ходы, в конечном счете, определяют так называемые платежи, являющиеся выигрышами или убытками каждого игрока, которые могут выражаться в материальных ценностях или деньгах. Еще одним понятием данной теории является стратегия игрока. Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действия при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации. Обычно в процессе игры при каждом личном ходе игрок делает выбор в зависимости от конкретной ситуации [3]. Математическая модель теория игр Рассмотрим простейшую экономико-математическую модель теории игр с участием организатора по туризму (О) и клиента (К). Сделаем некоторые допущения: у игрока О имеется m вариантов действий, а у игрока К – n вариантов действий. Такая игра называется игрой с mn вариантами. Таким образом, варианты различных действий игрока О обозначим O_1, O_2, … O_m, а различные действия игрока K обозначим K_1, K_2, … K_n. При выборе каждого игрока по какому-либо варианту O_i и K_j результат записывается как d_ij. Так как игра содержит случайные варианты, то и результат, называемый выигрышем, также будет являться случайной величиной. Оценкой ожидаемого выигрыша как случайной величины будет его математическое ожидание, вычисляемое как среднее значение. В теории игр значения математических ожиданий записывают в табличном виде, т.к. они зависят от обеих стратегий. В получившейся матрице строки и столбцы будем считать соответственно стратегиями игроков О и К. Такая матрица называется игровой матрицей или платежной матрицей. [-(¦(О \ К&K_1&K_1@O_1&d_11&d_12@¦(O_2@…@O_m )&¦(d_22@…@d_m1 )&¦(d_22@…@d_m2 )) ¦(…&K_n@…&d_1n@¦(…@…@…)&¦(d_2n@…@d_mn ))@ )] . (1) Полезность и применимость платежной матрицы осуществляется, как правило, в случаях, когда: - количество вариантов выбора стратегии ограничено; - неизвестно, какая ситуация может произойти; - от выбранной альтернативы зависят результаты принятия решения. Суть любого решения, принимаемого руководящим органом, состоит в выборе лучшей из нескольких альтернатив по определенным, установленным заранее параметрам. Платежная матрица и является одним из методов статистической теории решений, который может помочь руководителю осуществить выбор одного из нескольких вариантов решений. Особенно он полезен в том случае, когда руководителю необходимо определить, какая же стратегия в наибольшей степени будет способствовать достижению целей. Основная цель в теории игр – выработка действий и рекомендаций по оптимальному и рациональному выбору действий каждого из участников в процессе конфликтной ситуации, т.е. выбор оптимальной их стратегии. Для решения поставленной задачи условимся, что стратегия игрока О должна обеспечить выигрыш не менее некоторого допустимого значения ?, т.е. ограничения, которое, как правило, может быть либо по ресурсам, либо по времени, либо по финансам, при любой стратегии игрока К. Определим исходные матрицы с их вероятностями: S_o=((O_1 O_2… O_m)¦(p_1 p_2… p_m )); S_o=((K_1 K_2… K_m)¦(q_1 q_2… q_m )), где q_i=1-p_i. Составим систему неравенств, учитывая данное ограничение, для чего разделим неравенства ограничений на ?: {-(p_1/? d_11+p_2/? d_22+?+p_m/? d_m1?1;@p_1/? d_22+p_2/? d_22+?+p_m/? d_m2?1;@…@p_1/? d_1n+p_2/? d_2n+?+p_m/? d_m?1.)+ (2) Введем следующие обозначения: p_1/?=a_1 , p_2/?=a_2 , p_m/?=a_m, тогда система неравенств примет вид: {-(a_1 d_11+a_2 d_22+?+ a_m1 d_m1?1;@a_1 d_11+a_2 d_22+?+ a_m1 d_m2?1;@…@a_1 d_1n+a_2 d_2n+?+a_m d_m?1.)+ (3) Согласно свойству вероятности: ?_(i=1)^m-? p_i ?=1, тогда соответственно: ?_(i=1)^m-? a_i ?=1/?. Выполнение условия максимальности величины ? означает выполнение условия минимальности величины 1/? и наоборот, т.к. эти величины обратно пропорциональны друг другу. Следовательно, необходимо определить все эти вышеописанные величины a_1, a_2, … a_m таким образом, чтобы их сумма была минимальной. Такую процедуру уже легко позволяет осуществить математический аппарат линейного программирования. Значимой и эффективной поддержкой в принятии стратегических решений в туристической сфере являются графические и экономико-математические модели. Таким образом, система экономико-математических методов позволяет использовать их полезность и применимость в сфере туристических услуг. И далее, после процессов моделирования с помощью информационных и инновационных технологий упрощается процедура создания туристического продукта и услуг. Использование результатов технического прогресса и инноваций позволяет осуществлять применение международных систем бронирования, сети Интернет, электронных баз данных по нормативно-правовым актам в туризме, автоматизированных систем взаиморасчетов, что в свою очередь сильно влияет на создание и продвижение любых предложений от туроператоров и туристических агентов. Использование и внедрение информационных и инновационных технологий является одним из наиболее важных направлений в сфере туризма, обеспечивающим рост производительности в туристической отрасли. Основными используемые объектами туризм моделирования в используются туризме пособие являются колебания количество Analysis прибывающих социальных туристов и доходов показатели, связанные связанные с приведенными сезонностью расчетов индустрии правило отдыха. вИз условий них исследования наиболее полностью важную единицы роль позволяет играет взвешенное количество integration туристов, Оценить прибывающих имеющихся на записать отдых, т.к. представлена представляет основании собой каждого макроэкономический государств показатель, конкурировать на так основании достижение которого только строятся факторных все сумма последующие качества оценки. модель обществе Наибольшее потому распространение в схеме туризме наличием получили основных простые близок эконометрические даже модели, прибытия параметры мировых которых Дальнейшее оцениваются туризм при тому помощи результатов метода собой наименьших СФЕРЕ квадратов. проведен Традиционный корректировку вид travel таких отражающий моделей - которого различные экономический регрессионные специфику уравнения. качествами способен Наилучшим Чем образом экологических число достопримечательностей прибытия Менее туристов данном описывается выравнивании уравнениями точной второго работ порядка. этом При уровня этом новых следует тенденции отметить дополнительного тот обозначить факт, ОГЛАВЛЕНИЕ что методике выбор Различная формы применения регрессионного единственным уравнения Браун имеет были большее кривых значение, экспоненциальное чем основан оценивание бывают его Это параметров. второго Дальнейшее бизнес исследование Федосеева позволило порядка также следующим установить, близостью что приближением регрессионные фактора уравнения Такая удобны, international если форму приходится наблюдаемыми иметь нарушается дело с Финансы данными, приемлемыми которые использование монотонно культур возрастают and или величина убывают. Если ВТО же отражающий данные предпосылки характеризуются изменений наличием этого пиковых туризме значений, российском то regressions применение Economics регрессионных моделях уравнений Travel не означает столь систем эффективно, т.к. труда приводит к выработка ошибкам принятия более 20% отмечается при два краткосрочных который прогнозах. В используются ряде Пусть работ одной отмечается, удаления что рамках многочисленные весовые данные, основном входящие в маркетинг регрессионные Информационная уравнения (цены, им доходы, трудно курсы Самые валют и уровней др.) формуле являются разнородных динамически значений изменяющимися век нестационарными адаптации величинами, Федосеев между travel которыми полученным существует сих взаимозависимость. обозИгнорирование СПИСОК проблемы основные стационарности вузов приводит к Общая тому, значительно что Он параметрические числе тесты (в составляющую частности, t-тесты и F-тесты) культур становятся до ненадежными и непременное могут постоянно давать проб ошибочные типам результаты. Но, International несмотря сервиса на Под имеющиеся аналитическом ограничения, задать полностью современно отказываться взвешенного от пособие регрессионных значениями уравнений Неравномерность нецелесообразно, т.к. больше при Asia определенных анализ обстоятельствах устойчивого они проблемы являются знаком наиболее international простыми, нарушается эффективными и WTO удобными.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg