Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Цели и основные задачи деятельности муниципальной администрации (на примере Петрозаводского городского округа

irina_krut2019 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Цель работы – проанализировать реализацию целей и основных задач в деятельности муниципальной Администрации Петрозаводского городского округа, выявить проблемы и предложить рекомендации по совершенствованию деятельности Администрации Петрозаводского городского округа. Для достижения цели в работе решаются следующие задачи: - Развитие местного самоуправления на современном этапе в Российской Федерации; - выявить место и роль муниципальной администрации в структуре органов местного самоуправления; - провести анализ деятельности Администрации Петрозаводского городского округа по реализации целей и задач; - разработать рекомендации по совершенствованию деятельности Администрации Петрозаводского городского округа. Объект исследования – муниципальная администрация. Предмет исследования – цели и основные задачи деятельности муниципальной администрации на примере Администрации Петрозаводского городского округа. В исследовании автор использовал такие методы анализа, обобщение, наблюдение. Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, материалы научных конференций, семинаров, различные научные публикации по исследуемой тематике, справочные и информационные издания, официальные интернет-сайты, фактические данные администрации Петрозаводского городского округа. Теоретическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты основополагающие принципы организации и планирования деятельности органов местного самоуправления, изложенные в работах А.В. Воронина, Е.В. Гриценко, Н.А. Емельянова, И.Н. Селюковой. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Во введение обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель и задачи работы, сформулированы теоретическая и методологическая база исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе: выявлены основные функции, цели и задачи местной администрации в структуре органов местного самоуправления; раскрыть особенности организационной основы местного самоуправления в Российской Федерации. Во второй главе проведен анализ целей и основных задач Администрации Петрозаводского городского округа, а также представлена оценка их реализации: дана социально-экономическая характеристика Петрозаводского городского округа; проведена оценка основных направлений деятельности Администрации Петрозаводского городского округа; проанализирована основная деятельность местной администрации. В заключение сформулированы выводы, полученные на основе результатов проведенного исследования, а также представлены основные положения выпускной квалификационной работы.
Введение

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Институт местного самоуправления в современных условиях – это важнейший инструмент, используемый обществом в целях реализации демократических прав и свобод, координации действий власти и общественности. Баланс общественного и государственного начал в управленческом процессе позволяет идентифицировать местное самоуправление как уникальное средство, а также индикатор демократических преобразований, способствующий целесообразному принятию политических решений на всех уровнях власти. Неэффективная местная власть тормозит процесс общественной эволюции. Практика местного самоуправления имеет глубокие исторические корни, находится в фокусе внимания научных слоев, активно обсуждается общественностью в целях совершенствования системы публичного управления. Значимость местного самоуправления обусловливается его демократическим статусом и одновременно тем, что оно является фактором расширения и углубления демократизации. Изучение основных теорий, концепций, моделей местного самоуправления в рамках демократических систем способствует выявлению новых организационных форм, технологий решения местных проблем, возможностей перехода к устойчивому развитию. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время существенно возросла роль местной администрации в осуществлении муниципального управления, однако, существует ряд сложностей в ее деятельности, связанных с тем, что реформирование местного самоуправления в России еще не завершено и находится в процессе становления, его законодательная база еще недостаточна и несовершенна, экономические и финансовые ресурсы крайне ограничены. Проблемы местного самоуправления являются предметом исследования в публикациях таких ученых, как И.В. Бабичев, Ф.М. Бородкин, Н.М. Великая, М.Ю. Мартынов, Т.Г. Цыбиков и др. Широкий круг комплексных исследований, посвященных анализу трансформационных процессов в российском обществе (А. С. Ахиезер, Т.И. Заславская, В. Л. Иноземцев, Н. С. Розов, Ж. Т. Тощенко, В. Г. Федотова, Г.А. Цветкова и др.), позволяет осмыслить особенности становления института местного самоуправления в РФ. С осуществлением в РФ реформы местного самоуправления активизировалось исследование института местного самоуправления как общественно- политического феномена, модернизации его механизма, поиска путей его совершенствования. Тема модернизации РФ, в том числе ее политических институтов, широко представлена в трудах Т.Г. Голубева, А.В. Завалева, В.Л. Иноземцева, Ю.А. Красина, В.В. Лапкина, Ю.С. Оганисьяна, В.И. Пантина, А.В. Рябова и др. Вместе с тем, некоторые вопросы деятельности органов местного самоуправления, в том числе касающиеся целей и основных задач местной администрации, остаются недостаточно изученными.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1 Теоретические основы деятельности органов местного самоуправления на современном этапе………………………………........... .7 1.1 Местное самоуправление в РФ на современном этапе………………… 7 1.2 Организационная основа местного самоуправления в РФ…………… 18 1.3 Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: цели, функции и задачи……………………………………................................. 24 ГЛАВА 2 Анализ целей и задач Администрации Петрозаводского городского округа…………………………………………………………… 34 2.1 Оценка организационной структуры и основных направлений деятельности Администрации Петрозаводского городского округа ……….. 34 2.2 Анализ деятельности Администрации Петрозаводского городского округа……………………………………………………………………….......... 39 2.3 Проблемы реализации целей и задач Администрации Петрозаводского городского округа………………………...…………………………………... 41 2.4 Рекомендации по совершенствованию деятельности муниципальной администрации………………………………………………………………… 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 53 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 57 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 63
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 31 июн. 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28 дек. 2017 г.)] // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823. 3. Градостроительный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 31 дек. 2017 г.)] // СЗ РФ. – 2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 16. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: [федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29 дек. 2017 г.)] // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: [федер. закон от 31 июл. 1998 г. (ред. от 29 дек. 2017 г.)] // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3824. 6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : [федер. закон от 06 окт. 2003 г. (ред. от 29 дек. 2017 г.)] // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822. 7. О муниципальной службе в Российской Федерации : [федер. закон от 02 мар. 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 26 июл. 2017 г.)] // СЗ РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152. 8. О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : [федер. закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ (ред. от 03 фев. 2015 г.)] // СЗ РФ. – 2014. – № 22. – Ст. 2770. 9. О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : [федер. закон от 03 фев. 2015 г. № 8-ФЗ] // СЗ РФ. – 2015. – № 6. – Ст. 886. 10. Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации : [указ Президента РФ от15дек. 1999г.№1370] //СЗ РФ. – 1999. –№42. – Ст. 5011. 11. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: [указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 599] // СЗ РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2336. 12. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: [указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 600] // СЗ РФ. – 2012. – № 19. – Ст. 2337. 13. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: [указ Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 601 ] //СЗ РФ. – 2012. –№19. –Ст.2338. 14. Алешкова Н. П. Органы местного самоуправления как юридические лица: объективная необходимость или правовая надуманность / Н.П. Алешкова // Практика муниципального управления. – 2013. – № 1. – С. 15. Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России : становление и развитие. Историко-правовые аспекты : Монография / И. В. Бабичев. – М. : Норма, ИНФРА-М, 2011. – 528 c. 16. Бойко Н. С. Органы исполнительной власти муниципального образования как система / Н.С. Бойко // Пробелы в российском законодательстве. – 2009. – № 2. – С. 276. 17. Буров А. Н. Местное самоуправление в России : исторические традиции и современная практика / пер., примеч. и послесл. 4-е изд., испр. – М. : Флинта : МСПИ, 2014. – 221 с. 18. Васильев В. И. Местное самоуправление / В. И. Васильев. – М. : Мысль, 2012. – 266 с. 19. Воронин А. В. Муниципальная служба Российской Федерации : Монография / А. В. Воронин. – М., 2010. – 118 с. 20. Гринчель Б. М. Методология и практика городского стратегического планирования / Б. М. Гринчель, Н. Е. Костылева. – СПб: ИРЭ РАН, 2014. – 88 с. 21. Гриценко Е. В. Местное самоуправление в системе публичного управления федеративного государства: Значение опыта ФРГ для России / Е. В. Гриценко. – Иркутск : Изд-во Иркут. экон. акад., 2011. – 443 с. 22. Дмитриев Ю. А. Формирование экономического механизма местного самоуправления / Ю. А. Дмитриев, Г. В. Гутман. – Владимир, 2012. – 214 с. 23. Емельянов Н. А. Местное самоуправление : проблемы, поиски, решения / Н. А. Емельянов – Тула : ТИТИМУС, 2014. – 142 с. 24. Емельянов Н. А. Становление местного самоуправления в России: Конституционные нормы и реальность / Н. А. Емельянов – Тула, 2011. – 262 с. 25. Иванова В. Н. Местное самоуправление : Проблемы теории и практики / под ред. Жукова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. – 262 с. 26. Иванова В. Н. Технологии муниципального управления: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. Н. Иванова, Ю. Н. Гузов. – М. : Финансы и статистика, 2013. – 395c. 27. Игнатов В. Г. Местное самоуправление : российская практика и зарубежный опыт / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов – М.: Дело, 2014. – 342 с. 28. Ильиных А. ?В. Городской округ с внутригородским делением и внутригородские районы: особенности создания и первые итоги существования (опыт Челябинска) / А. В. Ильиных // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – №7. – С. 67–70. 29. Кузнецова С. П. Структура органов местного самоуправления как объекта муниципального права в Российской Федерации / С. П. Кузнецова // Территория науки. – 2017. – № 2. – С. 164-169. 30. Левина В.? В. Управление муниципальными финансами : учеб. пособие / В. В. Левина, В. А. Яговкина. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – 318 с. 31. Местное самоуправление: Технологии социально-экономического роста / под ред. А. Г. Воронина и В. Н. Ивановой. – 2-е изд., доп. – СПб.: Изд- во СПбГУ, 2014. – 467 с. 32. Местное самоуправление и муниципальное управление / под ред. А. С. Прудникова, М. С. Трофимова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2016. – 553 c. 33. Мостов М. Ю. Развитие инфраструктуры в условиях глобализации : особенности взаимоотношений государства и бизнеса / М. Ю. Мостов // Экономика и управление. – 2011. – № 5 (77) – С. 42–46. 34. Мухачев И. В. Местное самоуправление и муниципальное управление : учебник / И. В. Мухачев. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 399 с. 35. Нардова В. А. Городское самоуправление в России во второй половине XIX–начале XX в. Власть и общество / В. А. Нардова. – СПб.: Лики России, 2014. – 564 c. 36. Остапец О. Г. Муниципальное образование как правовой феномен / О. Г. Остапец // Инновационная наука. – 2015. – № 3. – С. 225-228. 37. Парахина В. Н. Муниципальное управление / В. Н. Парашина – М.: КноРус, 2012. – 324 с. 38. Пронин А. А. Регулирование государственного и муниципального управления / А. А. Пронин, М. Н. Швидко // Независимый библиотечный адвокат. – 2015. – № 1. – С. 81-95. 39. Селюкова И. Н. Правовые основы деятельности органов местного самоуправления / И. Н. Селюкова. – Белгород: КОНСТАНТА, 2010. – 214 с. 40. Тургель И. Д. Формирование основ местного самоуправления : итоги и перспективы реформ / И. Д. Тургель // Регион. экономика : теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 18–29. 41. Холопов В. А. Задачи местного самоуправления при реализации комплексного подхода к стратегическому планированию / В. А. Холопов // Конституционное и муниципальное право. – 2013. – №13. – С. 77-109. 42. Хорев А. А. О юридической природе о объеме вещных прав муниципальных предприятий и учреждений на закрепленное имущество / А. А. Хорев // Закон и право. – 2012. – № 4. – С. 19-21. 43. Чернышов М. Организационно-правовые основы местного самоуправления и местные бюджеты : главы из учеб.-метод. пособия / М. Чернышов // Муниципальная власть. – 2013. – № 1. – С. 70–82. 44. Чихладзе Л. Т. Исполнительно-распорядительные органы муниципальной власти в государствах-участниках СНГ / Л. Т. Чихладзе // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. – 2013. – № 1(2). – С. 3-9. 45. Чурилова И. В. Органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации / И. В. Чурилов. – Белгород : БелГУ, 2012. – 164 с. 46. Шамарова Г. М. Эффективность принятия управленческих решений в системах муниципального управления / Г. М. Шамарова // Управление персоналом. – 2013. – №1. – С. 98-183. 47. Шугрина Е. С. Муниципальное право / Е. С. Шугрина. – М .: Дело, 2012. – С. 65-77. 48. Ярцева И. Принципы эффективного управления муниципальным образованием / И. Ярцева // Муниципальная власть. – 2013. –№ 1. – С. 41-45. 49. Вопросы законодательного обеспечения и совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти: Парламентские слушания, проведенные Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с Комитетом Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока 26 апреля 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа к источнику : www. komitet4. km. duma. gov. ru/ file. xp?idb=2773067&fn...doc, свободный (дата обращения 15.12.2017). 50. Доклада о состоянии местного самоуправления и деятельности Минюста России по развитию его правовых и организационных основ в 2016 году [Электронный ресурс] –Режим доступа к источнику: http://municipal-sd.ru/?q=node/634,,свободный(дата обращения22.12.2017). 51. Елькина А. В. Местная администрация в системе местного самоуправления в Российской Федерации: вопросы правового регулирования и статуса [Электронный ресурс] – Режим доступа к источнику : http:// www.dissercat.com/content/stanovlenie-sistemy- mestnogo-samoupravleniya-v-moskve-i-moskovskoi- oblasti-v-kontse-nacha#ixzz36MfOcu4R, свободный (дата обращения 08.01.2017). 52. Формирование местного самоуправления в Российской Федерации – 2017 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа к источнику : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicat ions/catalog/ doc_1244553308453, свободный (дата обращения 18.01.2017).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 1.1 Местное самоуправление в РФ на современном этапе Одним из главных элементов любого демократического государства является местное самоуправление, которое призвано обеспечить народовластие, т.е. создать все условия для непосредственного решения населением местных вопросов и участия в государственных делах. На протяжении последних лет в нашей стране ведется постоянный поиск оптимальных форм взаимодействия государственных и муниципальных органов в управленческой деятельности. Местный уровень власти – это самый близкий и доступный путь гражданина к решению своих жизненных проблем. Насколько хорошо муниципалитет выполняет свои функции можно судить по элементарным показателям – свет, газ, бесперебойное водоснабжение, подача тепла. Именно в этом и заключается главная задача государства – слаженная работа местного самоуправления . Зарождение общественного управления в России происходило на уровне территориальных и производственных общин, и предшествовало появлению государства. Стоит отметить, что в управлении общинами предпочтение отдавалось непосредственной и представительной демократии, что позволяет говорить об истинной форме самоуправления . Но окончательное законодательное закрепление местного самоуправления в Российской Федерации произошло в апреле 1992 года. Согласно изменениям, внесенным в Конституцию РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на федеральном и региональном уровне, а местные советы преобразованы в органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации определила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, и закрепила независимость органов местного самоуправления от системы государственных органов. Однако лишь с принятием в августе 1995 года Федерального закона №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» можно действительно говорить о возрождении местного самоуправления в современной России . Значимую роль в процессе становления местного самоуправления в Современной России сыграло принятие Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» в сентябре 1997 года (на данный момент утратил силу). Последующим этапом развития местного самоуправления в России стало принятие федеральным центром в 1995 и 1999 годах двух программ государственной поддержки местного самоуправления. В марте 1998 года Российской Федерацией была ратифицирована Европейская хартия местного самоуправления, которая является основополагающим международным документом в области местного самоуправления. В мае 1998 года Советом по местному самоуправлению при Президенте РФ началась разработка концепции развития местного самоуправления в России. 15 октября 1999 года был издан указ Президента РФ № 1370, закрепляющий Основные положения государственной политики в области местного самоуправления . В 2000-е годы с укреплением Российской государственности, увеличилось и финансирование местного самоуправления. В этот же период Налоговый кодекс РФ вносятся изменения, сокращающие налоговую базу местного самоуправления, свернуты федеральные программы местного самоуправления, прекратил свою работу Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ . Но уже в 2001 году при Президенте РФ была образована комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Итогом деятельности Комиссии стало принятие 6 октября 2003 года Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , положившего начало полномасштабной реформы местного самоуправления. Данный закон и активизированная им муниципальная реформа положительно сказались на развитии местного самоуправления в Российской Федерации. В соответствие с данным законом многообразие организационных форм местного самоуправления в России основывается на сочетании трех традиционно устойчивых элементах власти: представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного лица муниципального образования. Данные организационные формы органов местного самоуправления определяются рядом факторов: - способом назначение высшего должностного лица муниципального образования; - балансом полномочий между органами местного самоуправления; - порядком взаимодействия между органами местной власти. Закон предусматривает создание смешанных моделей организации органов местного самоуправления, применительно к традициям и условиям конкретного муниципального образования. Усиление внимания руководства страны к проблеме развития местного самоуправления произошло после избрания в 2012 году Президентом Российской Федерации В.В. Путина. 7 мая 2012 года Президентом РФ был издан ряд указов в области местного самоуправления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» , Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» , Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» . Институт местного самоуправления в России эволюционировал и видоизменялся, так систему общественного самоуправления, распространенную XIX веке, сменила жестко централизованная советская модель местного управления, на обломках которой после смены общественно-экономической формации в период перестройки происходит становление современного Российского института местного самоуправления. Местное самоуправление представляет собой баланс правомочий муниципальной власти как одного из уровней публичной власти и населения, осуществляющего под свою ответственность решение вопросов местного значения. Таким образом, деятельность местного самоуправления в России охватывает длительный исторический период, состоящий из трансформации всех социальных институтов, а также сменяющих друг друга политико-правовых режимов. Их смена сопровождалась отрицанием существовавшей ранее социально-политической конструкции общества, являющейся фундаментом существования, некой идеологической платформой местного самоуправления. Анализ мероприятий, проводимых на федеральном уровне и прямо или косвенно касающихся местного самоуправления, показывает несколько устойчивых тенденций: - на повестку дня выходят вопросы совершенствования российского федерализма, региональной политики, региональной экономики; - о местном самоуправлении говорится как о неотъемлемом элементе и того и другого; - увеличилось количество мероприятий, на которых рассматривается комплекс проблем взаимодействия регионов и муниципальных образований (эти вопросы возникали, например, в контексте обсуждения стратегического развития, агломерирования, разграничения полномочий, соразмерности финансирования и др.); - местное самоуправление звучит в контексте обсуждения особенностей пространственного развития территории, трансформации ее в «территорию, комфортную для проживания»; - в мероприятиях, посвященных собственно местному самоуправления стараются обсуждать особенности вовлечения населения в местное самоуправление . Это говорит об определенном смещении акцентов – меньше говорится об обособленности, самостоятельности местного самоуправления, но больше о необходимости комплексного подхода, важного для развития территории. Ежегодно проводится огромное количество разноплановых мероприятий, посвященных местному самоуправлению. Это и экспертные дискуссии, проводимые специализированными организациями, и крупные форумы. Вместе с тем следует констатировать, что на крупнейших российских экономическом и юридическом форумах в 2016 году впервые были сформированы площадки, на которых проводились экспертные дискуссии по вопросам местного самоуправления. Это говорит о том, что обсуждение муниципальной тематики переходит на качественно иной уровень – о нем говорят на довольно высоком экспертном и политическом уровне; о нем говорят в контексте обсуждения региональной экономики. Исходя из статистического бюллетеня «Формирование местного самоуправления в Российской Федерации» по состоянию на 1 января 2017 г., в России образовано и действует 22 327 муниципальных образований, из которых 18 101 являются сельскими поселениями, 1 589 – городскими поселениями, 1 783 – муниципальными районами, 567 – городскими округами (в том числе 3 городскими округами с внутригородским делением), 267 – внутригородскими территориями (внутригородскими муниципальными образованиями) городов федерального значения и 19 – внутригородскими районами городов федерального значения. Анализ данных статистического бюллетеня Росстата за несколько лет позволяет увидеть динамику изменения количества российских муниципалитетов. Как видно из рисунка 3, с момента завершения 1 января 2009 г. переходного периода реализации Федерального закона №131-ФЗ, общее количество муниципальных образований сократилось на 7 ,6% или в абсолютных цифрах на 1 834 муниципалитета. Процесс уменьшения числа муниципальных образований за прошедшие восемь лет приостанавливался только один раз в 2014 г. В этом году в состав Российской Федерации вошли город Севастополь и Республика Крым, в границах которых было образовано 10 и 279 муниципальных образований, соответственно. 24500 24161 23907 24000 23500 23304 23118 23000 23001 22923 22777 22500 22406 22327 22000 21500 21000 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рисунок 3 Динамика изменения количества муниципальных образований всех видов (по состоянию на 1 января) Исходя из данных Росстата, уменьшение общего количества муниципальных образований обусловлено по большей части сокращением числа сельских и городских поселений. Так, по сравнению с 1 января 2009 г. сельских поселений стало меньше почти на 9 % или на 1 762 муниципалитета (рисунок 4). 25000 19863 19591 18996 18833 18722 18525 18654 18177 18101 20000 15000 10000 5000 1745 1739 1733 1711 1687 1660 1644 1592 1589 0 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Сельские поселения Городские поселения Рисунок 4 Динамика изменения количества сельских поселений и городских поселений (по состоянию на 1 января) Анализ данных Росстата о количестве муниципальных образований показывает, что в течение последних 8 лет сокращалось не только количество сельских и городских поселений, но и муниципальных районов (рисунок 5). 1840 1830 1829 1824 1821 1823 1817 1820 1815 1810 1810 1800 1790 1788 1784 1780 1770 1760 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рисунок 5Динамика изменения количества муниципальных районов (по состоянию на 1 января) Однако, уменьшение числа районов было не столь значительным, как в случае с поселениями. По сравнению с 2009 г. общее количество муниципальных районов сократилось всего на 1,5 % или на 26 муниципальных образования. В отдельные годы число муниципальных районов не только уменьшалось, в частности, по итогам 2009 г. их количество выросло на 19 муниципалитетов, а в 2014 г. – на 8. На фоне незначительных колебаний в численности муниципальных районов, характерной для 2010–2013 гг., обращает на себя внимание резкое сокращение количества районов по итогам 2015 г. Исходя из данных Росстата, число муниципальных районов в течение 2015 года уменьшилось сразу на 35 муниципалитетов этого вида . Рассмотренные выше данные статистического учета подтверждают наличие устойчивой тенденции к сокращению числа российских муниципальных образований. Тем не менее, за последние 8 лет их общее количество сократилось менее чем на 10 %, что в масштабах всей страны пока не может быть характеризовано как масштабное явление. Основные сокращения приходятся на сельские поселения и городские поселения, причем в противовес распространенной точке зрения количество последних в процентном соотношении уменьшается чуть быстрее, чем первых. Наиболее важным результатом анализа статических данных, как представляется, является выявленное по итогам 2015 г. резкое сокращение числа городских поселений и муниципальных районов при одновременном увеличении числа городских округов. Эти разнонаправленные процессы могут трактоваться, как следствие концептуального изменения практики правоприменения норм, регулирующих порядок преобразования муниципальных образований, при этом, без внесения в них формальных поправок. Наиболее распространенной формой преобразования муниципальных образований являлось объединение поселений, которых в 2015 году было зафиксировано 195 случаев. Процесс объединения поселений принял массовый характер в субъектах Федерации, входящих в Центральный федеральный округ (Воронежская, Смоленская и Тверская области) и Северо-Западном федеральном округе (Архангельская, Вологодская и Псковская области). В качестве примера можно привести Псковскую область, в которой количество сельских поселений сократилось с 145 до 85, т. е. почти вдвое. Менее интенсивно процесс объединения поселений идет в Приволжском федеральном округе (Саратовская область) и Дальневосточном федеральном округе (Приморский край). Важно отметить, что особенностью сегодняшней ситуации с объединением сельских поселений является то, что соответствующие преобразования все чаще осуществляются не для решения проблем развития объединяющихся муниципальных образований, но являются частью активно распространяющегося процесса преобразования муниципальных районов в городские округа. Образование нового городского округа путем объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлялось за отчетный период 31 раз. К примеру, согласно данным статистического бюллетеня Росстата в Калининградской области по итогам 2015 г. число городских округов увеличилось с 9 до 16, а муниципальных районов уменьшилось с 13 до 6, также уменьшилось количество городских и сельских поселений соответственно с 17 до 9 и с 36 до 14. Впрочем наиболее далеко в этом процессе продвинулась Магаданская область, на территории которой в результате преобразований, осуществленных в 2014–2015 гг., число муниципальных образований сократилось к 1 января 2016 г. с 48 (8 муниципальных районов, 1 городской округу, 18 городских и 21 сельское поселение) до 9 муниципальных образований, все из которых имеют статус городских округов . Таким образом, подтверждаются сделанные на основе анализа статистических бюллетеней Росстата выводы о наличии в части субъектов Российской Федерации устойчивой тенденции к сокращению числа таких муниципальных образований, как городские поселения, сельские поселения и муниципальные районы и увеличению количества городских округов. Необходимо также отметить, что невзирая на объявленную самостоятельность местного самоуправления в финансово-бюджетной сфере, большинство муниципальных образований всегда испытывали сложности в части местных финансов, но в условиях кризиса эти трудности значительно возросли, и деятельность муниципалитетов в бюджетной сфере во многом свелась к поиску средств для покрытия насущных ежедневных потребностей. Весьма небольшое число регионов и муниципалитетов обеспечили расходы за счет собственных доходов. Например, как отмечает В.?В. Левина, в 2014 году бюджеты более 75 % от общего количества сельских поселений характеризовались величиной межбюджетных трансфертов в объеме собственных бюджетов более 30 %, а более чем в 35 % поселений данный уровень превысил 70 %, то есть к каждому четвертому сельскому поселению в настоящее время применяются существенные ограничения в реализации бюджетной политики . Наиболее жестким методом рационализации местных бюджетов на территории региона, который использует сам субъект, наверное, следует признать объединение (укрупнение) муниципальных образований. Что касается способов, используемых самими муниципалитетами, на первом месте по распространенности использования практически вовсех муниципалитетах и регионах стоит оптимизация (а по сути – сокращение) расходов местного бюджета. Среди направлений оптимизации расходов особое внимание уделяют сокращению расходов на органы местного самоуправления (в том числе уменьшение разовых выплат муниципальным служащим и сотрудникам бюджетной сферы, расходов на командировки и т. п.). Таким образом, на фоне сокращения количества муниципалитетов можно выявить и следующие тенденции в финансово-бюджетной сфере муниципальных образований в условиях кризиса: - большая часть усилий сводится к поиску средств для покрытия ежедневных потребностей муниципальных образований, а не к стратегическому планированию в бюджетной сфере; - необходимость подчиняться общим тенденциям бюджетной политики региона и страны в целом, в том числе следовать избранным на региональном уровне путям и способам преодоления кризиса; - это – вольно или невольно – влечет повышение взаимодействия с региональными властями, в том числе путем разработки общих планов и так называемых «дорожных карт», подписания соглашений, образования совместных комиссий и т.п.; - при этом необходимо соблюдать требования федеральных и региональных нормативных актов (например, реализовывать так называемые «майские указы» Президента РФ) при зачастую недостаточном объеме собственных средств; - наиболее распространенный способ решения бюджетных проблем – оптимизация доходов и расходов местных бюджетов (на содержание органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, систематизация адресной помощи населению, рациональное использование имущества и т.д.) и увеличение зависимости (либо в числовом выражении, либо в процентном от общего объема доходов соответствующего местного бюджета) от межбюджетных трансфертов, что повышает влияние на деятельность муниципалитетов вышестоящих субъектов. 1.2 Организационная основа местного самоуправления в РФ Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих: - систему органов местного самоуправления (общие принципы ее формирования); - общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления; - основы организации муниципальной службы; - особенности организации самоуправления в разных видах муниципальных образований и на территориях со специальным административно-правовым режимом. В ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют: - представительный орган муниципального образования; - глава муниципального образования; - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); - контрольно-счетный орган муниципального образования; - иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Рисунок 6 Система муниципальных образований на территории РФ Представительный орган муниципального образования – выборный орган, состоящий из депутатов, представляющий интересы населения и принимающий от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В соответствии с уставом муниципального образования организацию деятельности представительного органа осуществляют глава данного органа или председатель, избираемый из числа депутатов. Утверждаемый на заседании представительного органа регламент определяет порядок работы представительного органа. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом данного образования. Он отчитывается перед населением и представительным органом муниципального образования, а также контролируется ими. Ежегодно глава муниципального образования представляет отчеты о результатах своей деятельности депутат представительного органа. В случае если он является главой местной администрации, то передает отчеты о результатах деятельности администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 68 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg