Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовые аспекты организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения

irina_krut2019 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, ТЕРРИТОРИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАННЫХ ЗОН ТЕРРИТОРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ В данной работе изложены современные тенденции в развитии и правовом регулировании особо охраняемых природных территорий федерального значения. Даны общие понятия и классификация охраняемых природных территорий. Изучены критерии отнесения охраняемых природных территорий к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Проведен анализ законодательства определяющего правовой статус особо охраняемых природных территорий федерального значения. Разработаны практические рекомендаций по совершенствованию правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что выделение в Конституции Российской Федерации особо охраняемых природных территорий как самостоятельного объекта и государственного интереса означает, что государство придает ему существенное самостоятельное значение. Соответственно, со стороны государства должны быть осуществлены целенаправленные действия по развитию системы особо охраняемых природных территорий и созданию адекватного, научно обоснованного правового режима по сохранению их благоприятного состояния. Одним из способов предотвращения разрушения системы особо охраняемых природных территорий является комплексное совершенствование экологического законодательства и на его основе, защита территорий и объектов, имеющих особый природоохранный статус. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни, здоровье населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения, естественных экологических систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Одним из направлений в этой деятельности государства является развитие сети особо охраняемых природных территорий и совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в процессе организации и функционирования отдельных категорий особо охраняемых природных территорий. Стратегической целью государственной политики в области охраны окружающей среды, определенной в «Экологической доктрине Российской Федерации», является сохранение естественных экологических систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Согласно указанной Доктрине, сохранение и восстановление естественных экологических систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Основными задачами, в сфере сохранения и восстановления природной среды являются, создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, прежде всего особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование на их основе, а также на основе других территорий с преобладанием естественных процессов природно-заповедного фонда России, сохранение уникальных природных комплексов. Важными направлениями деятельности, при реализации поставленных задач, является создание эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и его научное обеспечение, а также создание высокоэффективной системы государственного управления охраной окружающей среды, соответствующей демократическому устройству и рыночной экономике Российской Федерации. Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие порядок организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения и возникающие на их основе правоотношения. Целью выпускной квалификационной работы является исследование правовых проблем организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, совершенствование правового обеспечения организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Задачами выпускной квалификационной работы являются: 1. Анализ норм международного права, законодательства Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях федерального значения. 2. Исследование правовых проблем создания особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе правового обеспечения механизма резервирования земель при создании особо охраняемых природных территорий, а также создания охранных зон особо охраняемых природных территорий. 3. Исследование правовых проблем государственного управления особо охраняемыми природными территориями федерального значения. 4. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования создания и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. В процессе проведенного исследования использованы работы таких авторов как Бишоп К., Бринчук М.М., Крейндлин М.Л., Петров В.В., Реймерс Н.Ф., Стишов М.С., Транин А.А., Тэйслина О.Г., Штильмарк Ф.Р. и других. Научная новизна работы определяется комплексным исследованием современного законодательства Российской Федерации в области правового обеспечения организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения. Гипотеза исследования заключается в формулировании новых подходов к регулированию правовых отношений в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, при условии комплексного и всестороннего совершенствования федерального законодательства и модернизации механизмов государственного управления в сфере особо охраняемых природных территорий. При написании выпускной квалификационной работы была изучена нормативно - правовая база по вопросам правового регулирования особо охраняемых природных территорий, научные статьи из периодических изданий, международные нормативно-правовые акты. Методологической основой исследования являются диалектический, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический и ряд других методов научного исследования. Практическая основа выпускной квалификационной работы заключается в том, что проведенный анализ проблем правового обеспечения организации и функционирования, особо охраняемых природных территорий федерального значения, сделанные выводы и предложения могут быть учтены органами власти при совершенствовании федерального и регионального законодательства. Структура работы состоит из ведения, трех разделов, заключения, библиографического списка.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ В СФЕРЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 9 1.1 Характеристика особо охраняемых природных территорий 9 1.2 Классификация особо охраняемых природных территорий 16 1.3 Критерии отнесения особо охраняемых природных территорий к особо охраняемым природным территориям федерального значения 24 2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ 29 2.1 Порядок создания особо охраняемых природных территорий федерального значения 29 2.2 Особенности создания охранных зон особо охраняемых природных территорий федерального значения и установления их правового режима 37 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ 43 3.1 Правовое регулирование модернизации государственного управления особо охраняемыми природными территориями федерального значения 43 3.2 Соотношение законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях с нормами международного экологического права 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 78
Список литературы

Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398. 2. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019, с изм. от 28.12.2016 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 22.12.1997. – № 51. – Ст. 5712. 3. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 01.05.2019 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.10.2001. – №44. – Ст. 4147. 4. О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии: федеральный закон от 17.02.1995 г. № 16-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 10.05.2017 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 20.02.1995. – № 8. – Ст. 601. 5. Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 с изм. от 03.08.2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 20.03.1995. – № 12. – Ст. – 1024. 6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 г. № 365-ФЗ. Пункт 3 ст. 2 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 49 (ч. 1). – Ст. 7043. 7. О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий: Указ Президента Российской Федерации от 01.08.2015 г. № 392: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 в ред. от 1.08.2015 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 03.08.2015. – № 31. – Ст. 4670. 8. Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации: Постановление Правительства РСФСР от 18.12.1991 г. № 48: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 в ред. от 23.04.1996 // СП РСФСР. – 1992. – № 4. – Ст. 25. 9. О создании национального парка «Русский Север» Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Вологодской области: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.1992 г. № 182: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 в ред. от 09.10.1995 // Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. – 30.03.1992. 10. Положение о национальных природных парках Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 769: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 с изм. от 01.11.2012 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. – № 34. – Ст. 3180. 11. О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 г. № 1050 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 11.10.1994. – № 21. – Ст. 2395. 12. Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2012 г. № 847 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 25.08.2012. – № 36. – Ст. 4899. 13. Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 г. № 138: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 в ред. от 21.12.2018// Собрание законодательства Российской Федерации. – 02.03.2015 г. – № 9. – Ст. 1323. 14. Об Экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 в ред. от 31.08.2002 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 09.09.2002. – № 36. – Ст. 3510. 15. О концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 в ред. от 16.01.2012 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 02.03.2015. – № 3. – Ст. 452. 16. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 г. № 941-р: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 в ред. от 15.09.2014 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 22.09.2014. – № 38. – Ст. 5079. 17. Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.01.1993 г. № 14 // Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 02.02.1993 г. – Регистрационный № 133. 18. Об утверждении Основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.04.2003 г. № 342 // Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11.05.2003 г. – Регистрационный № 823. 19. Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019, с изм. от 27.12.2005 // Газета Красноярский Рабочий. – № 195-196. – 14.10.1995. Учебники, учебные пособия 20. Адам A.M, Особо охраняемые природные территории Томской области: Учебно-справочное пособие / А.М. Адам, Т.В. Ревушкина, О.Г. Нехорошее, А.С. Бабенко – Томск: Изд-во НТЛ. – 2011. – 252 с. 21. Бишоп К. Модели национальных парков / К. Бишоп, М. Грин, А. Филипс – М.: Изд-во ЦОДП. – 2000. – 216 с. 22. Крейндлин М.Л. Государственные природные заповедники и национальные парки России: угрозы, неудачи, упущенные возможности / М.Л. Крейндлин. – М.: Гринпис России. – 2004. – 52 с. 23. Петров В.В. Экологическое право Росси. Учебник для вузов / В.В. Петров. – М.: Издательство БЕК. – 1995. – 568 с. 24. Реймерс Н.Ф. Особо охраняемые природные территории / Н.Ф. Реймерс, Ф.Р. Штильмарк. – М.: Мысль. – 1978. – 278 с. 25. Реймерс Н.Ф. Особо охраняемые природные территории / Н.Ф. Реймерс, Ф.Р. Штильмарк. – М.: Мысль. – 1978. – 295 с. 26. Снетков В.Н. Теория государства и права: учебное пособие / В.Н. Снетков, Д.А. Мохоров, Т.Ф. Зябкина. – СПб.: Издательство политехнического университета. – 2018. – 185 с. 27. Стишов М.С. Методика оценки природоохранной эффективности особо охраняемых природных территорий и их региональных систем / М.С. Стишов. – М.: WWF России. – 2012. – 284 с. 28. Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы (организационно-правовые аспекты) / А.А. Транин. – М: Наука. – 1991. – 294 с. Научные статьи 29. Бринчук М.М. О формировании экологического законодательства и юридическом экологическом образовании в России / М.М. Бринчук // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций 1995 - 1998 гг. Составители: И.А. Игнатьева, А.К. Голиченков / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. – М.: Зерцало. – 1999. – С. 32 – 34. 30. Большаков В.Н. Будущее российских биосферных резерватов / В.Н. Большаков // Экология и жизнь. – 2009. – № 2(87). – С. 63 – 68. 31. Воронцова А.А. Гармонизация законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях с нормами международного экологического права как одно из направлений российской государственной экологической политики / А.А. Воронцова // Экологическое право. – 2016. – № 4. – С. 33 – 37. 32. Грипп Э.Х. Проблемные аспекты правового регулирования статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения / Э.Х. Грипп, Ю.Х. Яхина // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. – 2017. – № 1-1. – С. 74 – 80. 33. Данилова С.Н. Государственное управление особо охраняемыми природными территориями в России / С.Н. Данилова, А.М. Петров, О.Г. Тэйслина, А.В. Трофименко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – С. 79 – 86. 34. Жалсараева Е.А. Проблемы экономической оценки эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий / Е.А. Жалсараева, М.А. Дугаржапова // Горизонты экономики. – 2016. – № 4 (30). – С. 24 – 29. 35. Маковик Р.С. Новые экологические акты Российской Федерации и их терминологический аппарат / Р.С. Маковик // «Юрист». – 2002. – № 3. – С. 2 – 4. 36. Петров В.В. Природно-заповедный фонд: объект управления и охраны. Экологическое право России на рубеже XXI века. / В.В. Петров // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. MB. Ломоносова. Составители А.К Голиченков, ТВ Петрова / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. – М.: Зерцало. – 2000. – С. 152 – 158. 37. Савельева А.П., Повышение нормативно-правового компонента в обеспечении экологической безопасности / А.П. Савельева, В.Н. Снетков // Неделя науки СПБПУ. Материалы научной конференции с международным участием. Лучшие доклады. – 2016. – С. 389 – 393. 38. Салова Л.В. Организационно-экономические инновации в управлении устойчивым развитием особо охраняемых природных территорий / Л.В. Салова // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11. – С. 859 – 863. 39. Смирнов Н.А. О совершенствовании правового регулирования деятельности по охране атмосферного воздуха и снижению выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников в Российской Федерации / Н.А. Смирнов // К 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 года и к 25-летию Конституции Российской Федерации 1993 года . Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием, 12 апреля 2018 г. /Санкт - Петербургский политехнический университет Петра Великого. — Санкт-Петербург: Изд-во Политехн. ун-та. – 2018. – С. 309 – 311. 40. Транин А.А. Новейшее законодательство об особо охраняемых природных территориях России / А.А. Транин // Государство и право. – 1996. – № 5. – С. 50 – 54. 41. Тэйслина О.Г. Совершенствование инструментов регионального развития как фактор роста экономики и обеспечения экономической безопасности / О.Г. Тэйслина // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: материалы Между-нар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов. – 2016. – С. 237 – 248. 42. Фоменко Г.А. Изменение подходов к управлению особо охраняемыми природными территориями для их интеграции в социально-экономическое развитие регионов / Г.А. Фоменко М.А. Фоменко // Вопросы географии. – 2017. – № 143. – С. 171 – 191. 43. Щербаков В.А. Особенности прогнозирования рационального природопользования / В.А. Щербаков, А.Ю. Сомов, С.Р. Ревзин // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2005. – № 10. – С. 59 – 64. 44. Яковлева И.А. Актуальные вопросы развития системы особо охраняемых природных территорий / И.А. Яковлева // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12 – 2. – С. 410 – 418. Словари 45. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: Слов. – справ. / Н.Ф. Реймерс. – М.: Просвещение. – 1992. – 320 с. 46. Толковый словарь по охране природы / Под ред. В.В. Снакина. – М.: Экология. – 1995. – 191 с. Электронные ресурсы 47. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: Утверждены Президентом Российской Федерации 30.04.2012 года [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/15177 (дата обращения 05.05.2019). 48. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию): проект Федерального Закона Российской Федерации: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects?type=ListView#npa=85531 (дата обращения 05.05.2019). 49. Об утверждении Положения об охранных зонах особо охраняемых природных территорий и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 138: проект постановления Правительства Российской Федерации: офиц. текст по состоянию на 10.05.2019 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://regulation.gov.ru/projects#npa=88970 (дата обращения 05.05.2019). 50. Примеры, когда охранные зоны мешают реализации опасных проектов на границах заповедников [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://greenpeace.ru/news/2019/03/12/ohrannaja-zona-zapovednikov-mozhet-umenshitsja-v-200-raz/ (дата обращения 05.05.2019). 51. IUCN 70 years : International Union for Conservation of Nature annual report 2018. / [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/2019-007-En.pdf (дата обращения 05.05.2019). 52. The General Assembly of IUCN - The World Conservation Union, at its 19th Session in Buenos Aires, Argentina, 17-26 January 1994 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/ resrecfiles/GA_19_RES_023_The _ Importance_of_Community_based_Ap.pdf (дата обращения 05.05.2019). 53. National Parks and Protected Areas: The General Assembly of IUCN Resolution - The World Conservation Union, at its 19th Session in Buenos Aires, Argentina, 17-26 January 1994 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/resrecfiles/GA_19_RES_ 004_ National_Parks_and_Protected_Areas.pdf (дата обращения 05.05.2019).
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ В СФЕРЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 1.1 Характеристика особо охраняемых природных территорий Понятие «Особо охраняемые природные территории» общепринято в законодательстве и юридической науке. Это понятие относится к объектам общенационального достояния и представляет собой огромные территории, природные комплексы которых, имеют природоохранное, культурное, научное, эстетическое, оздоровительное, рекреационное значение. Решениями органов государственной власти, эти территории совершенно исключаются из использования в хозяйственных целях и для них создают режим особой охраны. В законодательство понятие, «особо охраняемые природные территории», пришло из науки, определение которому, дали биологи. «Объемные участки биосферы, включающие сушу или акваторию с их поверхностью и толщей, которые полностью или частично, постоянно или временно исключены из традиционного интенсивного хозяйственного оборота и предназначены для сохранения и улучшения свойств окружающей человека природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, защиты природных и искусственных объектов и явлений, имеющих научное, историческое, хозяйственное или эстетическое значение» . По определению Реймерса Н.Ф. особо охраняемые природные территории это «участки биосферы (суши, акватории с соответствующими слоями атмосферы и литосферы), полностью или частично, постоянно или временно исключенные людьми из традиционного интенсивного хозяйственного оборота и предназначенные для сохранения экологического равновесия, подержания среды жизни человека и его здоровья, охраны природных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений, имеющих историческое, хозяйственное или экологическое значение» . В правоведении описание особо охраняемым природным территориям давали многие ученые. Петров В.В. считал, что это земля, леса, водоемы. реки, которые имеют экологическое, культурно-оздоровительное значение и их необходимо охранять от хозяйственной деятельности человека . Юридическое определение понятия «особо охраняемые природные территории» отражено в преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории (Далее по тексту ООПТ.) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В соответствии с резолюцией 19-й сессии Генеральной Ассамблеи IUCN, состоявшейся в январе 1994 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) «Охраняемой территорией (акваторией) называется участок суши и/или водное пространство, предназначенные для сохранения биологического разнообразия, природных ресурсов, уникальных естественных и культурных компонентов природных комплексов и обеспеченные законодательной или иной эффективной защитой» . Штильмарк Ф. Р. и Реймерс Н. Ф., отмечают, принимая во внимание исторический опыт, преобладание трех методов организации ООПТ. Первый включает в себя охрану природных ресурсов: почвы, леса, воды и др. Второй состоит из охраны животного и растительного мира. Третий связан с сохранностью природной красоты и потребностей человека. Обычно на практике эти методы взаимосвязаны. На сегодняшний день, переход от локального характера воздействия на природу к глобальному подходу, является большой государственной проблемой. В условиях увеличения экологических кризисных процессов роль международных и национальных действий в природоохранном деле. На общегосударственном уровне проблемы ООПТ были признаны только в 1995 году, тогда же был принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Особо охраняемые природные территории - это объекты общенационального достояния. Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» координирует отношения в области охраны и использования, особо охраняемых природных территорий с целью сохранения уникальных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, следит за сохранностью генетического фонда, изучает естественные процессы в биосфере, ведет контроль изменения ее состояния. В России Краснодарский край первым осуществил свое право, изложенное во 2-й статье Федерального закона об ООПТ. В 1995 году был издан Закон Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае». Была разработана и принята к исполнению краевая программа государственной поддержки ООПТ на период до 2000 года, а так же схема развития и размещения ООПТ на период до 2005 года (далее — Схема). Принятие Схемы было своевременным решением, поскольку в условиях кризиса экономики принятие Схемы, Системы ООПТ в условиях кризиса, была в сложном положении, и перспективы ее развития и существования вызывали серьёзные опасения, поэтому принятие Схемы было своевременным решением. Большое беспокойство создает факт увеличивающихся число нарушений природоохранного режима, таких как незаконное лесопользование, браконьерство в охотничьих угодьях и в рыбном промысле. Одно из важных направлений при решении экономических, социальных, и экологических задач в крае является образование сети особо охраняемых природных территорий. В последнее время были обозначены основные проблемы в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий: ? недостаток финансирования и государственного контроля соблюдения режимов ООПТ; ? несогласованность субъектов природопользовательских и природоохранных отношений по исключению ценных природных территорий из хозяйственной эксплуатации; ? в условиях экономического кризиса, правовой нигилизм, который приводит к увеличению антропогенного давления на ООПТ; ? слабая научно-методическая база в области организации единой комплексной системы ООПТ. Согласно международному праву, региональным и федеральным законам, выделен ряд категорий особо охраняемых природных территорий, который имеет определённый статус. Как показали результаты моноторинга, немногие национальные парки и другие, особо охраняемые природные территории, заявленные в реестре Internation Union the Conservation of Nature (IUCN) — (Международный союз охраны природы (МСОП), отвечают требованиям Организации Объединенных Наций. Международная регистрация национальных парков и других особо охраняемых природных территорий — более чем щепетильный вопрос. Учитывая многие обстоятельства, например, такой психологический момент, как желание политических лидеров воспользоваться особо охраняемыми природными территориями как инструментом для достижения личных целей. Что приводит к их консолидации с движением «зелёных», повышается статус охраняемых территорий. С другой стороны, излишне строгое соблюдение правил Организации Объединенных Наций и многолетнее международное непризнание национальных особо охраняемых природных территорий может привести к снижению заинтересованности официальных лиц к этой деятельности и, как следствие к неблагоприятным результатам для природоохранного движения. При создании системы особо охраняемых природных территорий каждая страна опирается на свои стандарты, которые складываются из национальных традиций, истории ведения лесного, сельского, и охотничьего хозяйства, из комплекса отрасли по добыче и переработке полезных ископаемых, заповедного дела – национальной основы природопользования. Не существует единого стандарта величины особо охраняемых природных территорий для России и Франции, Нидерландов, Италии, Германии. Все разработки единых количественных стандартов на ООПТ потерпели неудачу. Термины «особо охраняемые природные территории» и «национальный парк» были бы более приемлемыми для определения большой группы различных охраняемых природных территорий и акваторий, цель которых охрана объектов, явлений и естественных процессов, которые происходят в природе. В XX веке, в последние десятилетия, проводилась более сбалансированная политика, которая была направлена на стабилизацию окружающей среды и сохранность природы. Стало очевидным, что без координации и объединения усилий против необратимого процесса разрушения среды обитания, человек не сможет существовать. Поэтому проблема охраны природы является жизненно важным направлением деятельности Организации Объединенных Наций. В мире числится более 25000 охраняемых природных территорий, которые зарегистрированы в IUCN . IUCN планирует увеличить в два раза площади ООПТ с равномерным представительством по всем биогеографическим провинциям. Одно из важных направлений, которое было определено в законе это использование норм - дефиниций, дающие официальное определение тем или иным понятиям, что полностью исключает возможность разночтения при их толковании. Специальное юридическое значение имеет вопрос об использовании в праве понятий и их содержании. По определению Транина А.А. – «особо охраняемые природные территории - это участки территории (акватории), включающие природные комплексы и объекты как естественного, так и искусственного происхождения, имеющее особое экологическое, научное, лечебное и эстетическое значение, изъятые в специально установленном законе порядке полностью или частично, временно или постоянно из хозяйственной эксплуатации, с целью: сохранения эталонов природы, типичных или уникальных ландшафтов, экосистем, генетического фонда растений и животных, достопримечательных природных образований для изучения естественных процессов природы, сохранения воспроизводства и восстановления отдельных компонентов природы, контроля изменений биосферы под влиянием хозяйственной деятельности, разработки научных основ природопользования, пропаганды охраны природы и воспитания, а также для использования в определенных случаях в рекреационных целях» . Это определение, очень объемно и стремиться охватить все возможные категории особо охраняемых природных территорий, их цели и задачи. В большинстве случаев такое многообразие особо охраняемых природных территорий, которые выполняют различные свойственные им функции, требует более емкого и общего определения, которое могло бы охарактеризовать особо охраняемые природные территории в целом. Игнатьева И.А. в определениях отмечала логические недостатки. Определение значения территорий (природоохранное, культурное, научное, эстетическое, оздоровительное, рекреационное) можно применить на все особо охраняемые природные территории. Но ст. 6-7, 9-10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» , устанавливающие особенности правового режима государственных природных заповедников не содержат положения рекреационной деятельности на их территории. По факту, рекреационная деятельность на территории заповедников не допускается. Это относится и к оздоровительному значению данной территории. Оздоровительное значение всех особо охраняемых природных территорий выражено наиболее в полном объеме, только в лечебно-оздоровительных курортах и местностях. Отсюда следует, что общее определение особо охраняемых природных территорий противоречит следующему содержанию Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Как видно, оно должно включать определение на рекреационное и оздоровительное значение территорий с исключениями, которые сформулированы или в общем виде (что соответствует стилю преамбулы), или по определенным видам таких территорий. Юристы отмечают, что термин «природные территории», который применяется в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях», не соответствует термину «местность» (Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), но указанные акты ставят знак равенства между этими понятиями. «Территория» – земельная площадь, пространство, поверхность, которая находится в пределах государственной границы данного государства. Это пространственная сфера (суша, воды, недра, воздух над ними) государственной территории, другими словами, топографическое ограничение исполнения государственной власти. Территория - понятие и термин международного публичного и конституционного права. Как понятие «территория» намного шире, чем понятие «местность». Местность – природно-территориальный комплекс, часть сухопутной территории, характеризуется общими природными признаками, это понятие экологического, а не государственного права. Но понятие «местность» не может быть использовано для формулировки определения потому, что оно не раскрывает основные черты отдельных категорий, особо охраняемых природных территорий, которые находятся в пределах внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации и на иных морских акваториях. 1.2 Классификация особо охраняемых природных территорий Для классификации особо охраняемых природных территорий Законодательство Российской Федерации использует различные основные положения. Учитывая особенности режима особо охраняемых природных территорий и статус, находящихся на них природоохранных учреждений, их разделяют на категории указанных территорий. В статье 2, п. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определены различные категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, в т. ч. биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. Отдельные категории, перечисленные в п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», могут быть в тех или иных случаях, причислены к особо охраняемым природным территориям федерального значения например, зеленые зоны Москвы и Санкт-Петербурга; охраняемые речные системы, на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; охраняемые береговые линии водных объектов, находящиеся в федеральной собственности; охраняемые природные ландшафты, которые являются особенными для данной климатической зоны и т.п. По определению Международного союза охраны природы (МСОП), к особо охраняемым природным территориям относят участки суши и моря, которые предназначены для сохранения и поддержания биоразнообразия, природных и связанных с ними культурных ресурсов имеющие специальный юридический статус. Каждая категория особо охраняемой природной территории имеет режим особой охраны, цель и задачи. Чтобы определить цели, задачи и их соответствие категориям особо охраняемых природных территорий необходимо выполнить сравнительный анализ классификации особо охраняемых природных территорий по российскому законодательству с классификацией охраняемых природных территорий, применяемой в зарубежном законодательстве. Бринчук М.М. отмечал, что слияние природоохранительного законодательства необходимо «по практическим и юридическим соображениям, так как Россия заинтересована в гармонизации формируемого законодательства с законодательством передовых государств, в целом, и западноевропейских, в частности. В США, Японии, Германии, других государствах в последние два - три десятилетия законодательство прошло хорошую апробацию. Можно утверждать, что эти государства обладают сегодня передовым опытом законодательного регулирования охраны окружающей среды» . Согласно классификации Международного союза охраны природы, охраняемые природные территории делятся на 6 категорий (Таблица 1.1). Таблица 1.1 Категории охраняемых природных территорий по классификации Международного союза охраны природы Назначение категории охраняемых природных территорий 1. Особо охраняемые природные резерваты (заповедники) - допускается только научно- исследовательская деятельность и мероприятия по их охране 2. Национальные парки - предназначены для охраны экосистем и рекреации 3. Памятники природы - предназначены для охраны специальных природных объектов 4. Управляемые местообитания редких видов (видовые заказники) - имеют целью, главным образом, сохранение отдельных видов растений и животных 5. Охраняемые ландшафты, морские акватории - предназначены для сохранения естественных ландшафтов, морских участков, а также для рекреации 6. Охраняемые территории по использованию ресурсов - имеют целью обеспечение устойчивого использования природных экосистем Международным союзом охраны природы разработана классификация категорий охраняемых природных территорий, основанная на анализе и обобщении национального законодательства различных государств об особо охраняемых природных территориях, она отражает самые важные цели и задачи особо охраняемых природных территорий. Эта классификация, в соответствии от их категории, должна быть использована для сравнительного анализа. Классификация основывается на степень важности задач, которые возлагаются на охраняемые природные территории. Первую категорию охраняемых природных территорий делят на две подгруппы (1а и 1б). Первая подгруппа (1а) – это природные резерваты (Резерват (от лат. reservatus - сохраненный) – термин в западной литературе для обозначения охраняемых территорий), территории, которые используют для научных исследований и сохранения биологического разнообразия. Вторая (1б) – представляет собой земельные и водные пространства, используемые для охраны дикой природы.(Таблица 1.2) Таблица.1.2 Система категорий охраняемых территорий, применяемая Международным союзом охраны природы с 1994 г. Назначение территории I строгая охрана, в том числе: Ia строгий природный резерват и Ib участок дикой природы II сохранение экосистем (национальный парк) III сохранение уникальных природных объектов (памятник природы) IV сохранение через управление (территория сохранения отдельных видов) V сохранение ландшафтов / морских акваторий и рекреации (охраняемый ландшафт/акватория) VI устойчивого использования природных ресурсов (участок устойчивого природопользования) Цель создания охраняемых природных территорий и их значимости, влияет на задачи охраняемых природных территорий, их делят: на первичные, вторичные, потенциально возможные и не свойственные охраняемым природным территориям. Международный союз охраны природы сформулировал основные принципы, по которым создается классификация охраняемых природных территорий: ? классификации созданы для международного использования; ? цель создания, является основой для отнесения ее к той или иной категории охраняемой природной территории; ? эффективность управления категорией не отражается на отнесении природных территорий, к какой-либо категории; ? национальные названия охраняемых природных территорий могут быть различными; ? при классификации, категории охраняемых природных территорий ? располагают в порядке возрастания степени хозяйственной деятельности на ее территории; ? все категории охраняемых природных территорий имеют особое значение. В своих рекомендациях Международный союз охраны природы опирается на определение, что все категории охраняемых природных территорий имеют особое значение, и их система не является иерархической. Идея о главных типах охраняемых природных территорий выгодна. Она определяет особое внимание, которое уделяется отдельным категориям в сфере финансирования, охраны, национальных особенностей. На территории России эта идея может быть вполне обоснована и применима. Вторая идея Международного союза охраны природы не менее важная и состоит в том, что все категории охраняемых природных территорий должны рассматриваться как составная часть всеобщей системы охраняемых природных территорий. На основании данных Таблицы 1.2 и рекомендаций Международного союза охраны природы по использованию классификации, представим Таблицу 1.3, в которой отражены задачи особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, с учетом задач, сформулированных Международным союзом охраны природы. Таблица 1.3 Задачи особо охраняемых природных территорий Российской Федерации по классификации Международного союза охраны природы Категории ООПТ Российской Федерации Задачи Задачи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Научные исследования 1 1 2 - - 2 1 - - - Охрана дикой природы 2 2 2 2 2 3 - - - - Сохранение видов и генетического разнообразия 1 1 1 2 1 2 1 - - - Поддержка самостоятельных экологических служб 2 2 2 2 - - 2 2 - - Охрана отдельных природных и историко-культурных объектов - - 1 2 1 1 - 2 1 1 Туризм и рекреация - - 1 1 - 2 - 1 1 - Образование 2 2 2 2 3 2 2 - - - Устойчивое использование природных ресурсов - - 3 2 - - - 1 1 2 Сохранение традиционной самобытной культуры малочисленных народов - - 2 2 2 - - - 2 1 Примечание: 1 – главная задача; 2 – второстепенная задача; 3 – одна из возможных задач; –задача, не применимая к данной категории Важность задач определена, согласно последовательности постановки целей и основных задач отдельных категорий, особо охраняемых природных территорий, которые были установлены в федеральных законах и подзаконных актах. Далее представлены категории особо охраняемых природных территорий, расположенные согласно допустимой степени воздействия хозяйственной деятельности человека на соответствующие территории: ? государственные природные биосферные заповедники; ? государственные природные заповедники ; ? национальные парки ; ? природные парки; ? государственные природные заказники ; ? памятники природы; ? дендрологические парки и ботанические сады; ? лечебно-оздоровительные местности и курорты; ? зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микро заповедники и другие; ? территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории федерального значения могут быть разделены на категории, предлагаемые международной классификацией. По основному целевому назначению и организационно-правовой структуре национальные парки, дендрологические парки, природные парки и ботанические сады можно объединить в единую группу и определить ее ко 2-ой категории охраняемых природных территорий по классификации Международного союза охраны природы. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации, в большей степени, можно причислить к 6-ой категории охраняемых природных территорий (Таблица 1.4). Таблица 1.4 Распределение особо охраняемых природных территорий Российской Федерации по категориям, согласно классификации Международного союза охраны природы Категории ОПТ классификация МСОП Особо охраняемые природные территории Российской Федерации 1а Государственные природные биосферные заповедники 16 Государственные природные заповедники 2 Национальные парки. Природные парки. Дендрологические парки и ботанические сады 3 Памятники природы 4 Государственные природные заказники 5 Лечебно-оздоровительные местности и курорты 6 Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микро заповедники Далее произведено сопоставление, согласно важности задач, которые возложены на особо охраняемые природные территории Российской Федерации по международной классификации и по российскому законодательству, результаты представлены в Таблице 1.5. Проанализировав данные, представленные в таблицах, можно сделать вывод, что на сегодняшний день в России функционально-целевая классификация особо охраняемых природных территорий, соответствует общепринятой в мировой практике классификации. Это позволяет всем заинтересованным государственным и общественным институтам использовать международную методологическую и методическую базу для организации эффективной деятельности в этом направлении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
100 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 51 страница
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg