Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Анализ системы показателей эффективности деятельности таможенных органов» (на материалах Татарстанской таможни)

irina_krut2019 2325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 93 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Цель исследования заключается в совершенствовании методов оценки эффективности деятельности таможенных органов. Чтобы достичь поставленную цель необходимо решить следующие задачи: а) дать характеристику понятию эффективность таможенной деятельности. б) изучить показатели эффективности таможенной деятельности на основе нормативно-правовых актов. в) выявить проблемы оценки деятельности таможенных органов. г) рассмотреть возможные пути решения проблем оценки деятельности таможенных органов. д) разработать рекомендации по совершенствованию методов оценки эффективности деятельности таможенных органов. Теоретической основой исследования послужили научные труды российских экономистов и специалистов в области таможенного дела. При проведении исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ, метод сравнения, приемы логического мышления, причинно-следственного анализа. Системность исследования определяет целенаправленность применения указанных методов. Также в исследовании применялись экономико-математические методы, что обеспечило обоснованность полученных выводов и рекомендаций. Информационную базу исследования составили федеральные законы, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании, аналитические материалы. Значительный информационный и фактический материал получен в процессе изучения аналитических документов и нормативных правовых актов ФТС России. В работе также использована информация по теме исследования, в том числе из компьютерной сети Internet. Работа состоит из введения, глав, включающих параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены теоретические основы оценки эффективности деятельности таможенной службы. Вторая глава посвящена оценке деятельности Татарстанской таможни и подчиненных постов на основе системы показателей результативности и эффективности деятельности. В третьей главе представлены результаты проведенного анализа, выявлены проблемные вопросы и обозначены предлагаемые пути решения.
Введение

Таможенные организации во всем мире занимают особое место в структуре как государственных органов власти, так и в качестве субъектов взаимоотношений в рамках совершения внешнеэкономической деятельности. Защита границы страны, содействие бизнес-сообществу, сбор таможенных платежей, а кроме того, упрощение деятельности таможенной администрации налагают на таможенные органы особую ответственность. Эти приоритетные направления определяют вектор деятельности всей таможенной службы. В связи с этим, таможенные органы, выполняя возложенные на них полномочия, должны обеспечивать качество результатов своей деятельности, которые, с одной стороны, направлены на защиту интересов участников внешнеэкономической деятельности, а с другой стороны – обеспечивают интересы государства. Таможенный орган – это не только связующее звено в цепи международный бизнес-государство, а также первое (после пограничной службы) место контакта лиц при совершении международных путешествий. И от того, насколько организованной и четкой будет эта встреча, зависит оценка деятельности не только таможенных органов, но и всей публичной власти. Все это рождает необходимость создания и функционирования системы оценки работы таможенных органов, позволяющей не только определить, но и скорректировать как отдельные аспекты деятельности таможенников, так и основные инструменты проведения таможенного контроля. Необходимость учета указанных обстоятельств обусловила актуальность проведенных исследований, определила их объект, предмет и прагматическую цель. В качестве объекта исследований выступает система показателей эффективности деятельности таможенных органов, а предмет исследования - действующая система показателей оценки эффективности таможенных органов, являющихся исполнителями функции осуществления таможенного контроля.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы оценки эффективности деятельности таможенной службы 6 1.1 Содержание, формы и принципы эффективности деятельности таможенных органов 6 1.2 Направления и подходы оценки эффективности деятельности таможенных органов. Способы определения показателей эффективности таможенных органов Российской Федерации 12 2 Оценка эффективности деятельности таможенных органов 27 2.1 Оценка деятельности таможенных органов ФТС России по системе показателей результативности и эффективности деятельности 27 2.2 Оценка деятельности Татарстанской таможни и подчиненных таможенных постов в 2018-2019 годах 39 3 Результаты проведенного анализа действующей системы показателей эффективности деятельности на примере Татарстанской таможни и подчиненных таможенных постов 69 3.1 Результаты анализа выполнения показателей Татарстанской таможни и подчиненных таможенных постов 69 3.2 Выявленные проблемные вопросы в системе оценки показателей и предлагаемые пути решения 76 Заключение 81 Список использованных источников 85 Приложения 89
Список литературы

1. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018 г.) // Собрание законодательства РФ № 32 (часть I), ст. 5082 - 2018. - 6 авг. 2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 // Российская газета № 50 - 2004. - 12 марта. 3. О Федеральной таможенной службе: постановление Правительства Рос. Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 (ред. от 7 февраля 2019 г.) // Собрание законодательства РФ N 38, ст. 4823 - 2018. - 23 сен. 4. Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении: приказ ФТС России от 31 мая 2018 г. № 832 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201809280010/ – Загл. с экрана. 5. Об организационно-штатных мероприятиях в таможенных органах Приволжского и Татарского таможенных управлений: приказ ГТК России от 28 декабря 2000 г. № 1224 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/775165/ – Загл. с экрана. 6. О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2016 год: приказ ФТС России от 24 февраля 2016 г. № 345 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/16pr0346/ – Загл. с экрана. 7. Методические рекомендации по оптимизации структуры, штатной численности и финансирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, по определению и мониторингу достижения показателей результативности и эффективности деятельности: письмо Заместителя Председателя правительства РФ ДК-П36-8855 от 28 декабря 2015 г. 8. Об утверждении Порядка действий по разработке ПРД, ПЭД и индикативных показателей РТУ и ТНП, и оценке деятельности таможенных органов: внутренний приказ ФТС России от 19 января 2017 г. № 86. 9. Об утверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России: внутренний приказ ФТС России от 26 декабря 2018 г. № 2131. 10. Об утверждении Порядка действий структурных подразделений Приволжского таможенного управления, таможен Приволжского региона и Приволжского тылового таможенного поста по выполнению показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности, расчету фактических значений индикативных показателей и оценке деятельности таможенных органов Приволжского региона: внутренний приказ Приволжского таможенного управления № 180 от 24 марта 2017 года. 11. О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях таможенных органов Приволжского региона: внутренний приказ Приволжского таможенного управления № 61 от 9 февраля 2018 года. 12. О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях таможенных органов Приволжского таможенного управления на 2019 год: внутренний приказ Приволжского таможенного управления № 68 от 1 февраля 2019 года. 13. О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях таможенных постов Татарстанской таможни и компетенции по администрированию показателей в таможне: внутренний приказ Татарстанской таможни от 14 февраля 2019 г. № 157. 14. О выполнении показателей результативности и эффективности деятельности Татарстанской таможней в 1 квартале 2018 года: внутренний отчет Татарстанской таможни. 15. О выполнении показателей результативности и эффективности деятельности Татарстанской таможней во 2 квартале 2018 года: внутренний отчет Татарстанской таможни. 16. О выполнении показателей результативности и эффективности деятельности Татарстанской таможней в 3 квартале 2018 года: внутренний отчет Татарстанской таможни. 17. О выполнении показателей результативности и эффективности деятельности Татарстанской таможней в 4 квартале 2018 года: внутренний отчет Татарстанской таможни. 18. О выполнении показателей результативности и эффективности деятельности Татарстанской таможней в 1 квартале 2019 года: внутренний отчет Татарстанской таможни. 19. Дополнение № 2 к отчету выполнении показателей результативности и эффективности деятельности Татарстанской таможней в 1 квартале 2019 года : внутренний отчет Татарстанской таможни. 20. Андреев А.Ф. Основы теории управления. / А.Ф. Андреев. – СПб.: Интермедиа, 2013. – 203 с. 21. Пайда Г.В. Таможенная система: инструмент модернизации или преодоления кризиса отечественной экономики / Г.В. Пайда. – М.: Вестник РТА. 2009. № 1. – 7 с. 22. Кулиева, К.Т. Основные этапы развития аналитической деятельности при оценивании результатов функционирования таможенных органов [Электронный ресурс] / К.Т. Кулиева. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2019. – Режим доступа: http://novaum.ru/public/p1174/ – Загл. с экрана. 23. Середкин, Г.С. Анализ подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов [Электронный ресурс] / Г. Середкин. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2019. – Режим доступа: http://www. dontra.ru/files/nio_trud_2012/Seredkina. doс/ – Загл. с экрана.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы оценки эффективности деятельности таможенной службы 1.1 Содержание, формы и принципы эффективности деятельности таможенных органов Оценивая работу таможенных органов, прежде всего необходимо понимать само понятие эффективности, которое в самом широком смысле является описательным или количественным показателем, определяющим результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели. Любой сфере деятельности для успешной реализации поставленных задач необходимо четко сформированная и конкретная оценка ее эффективности, будь то предпринимательская, производственная, благотворительная или государственная. Именно оценка эффективности позволяет сформировать общую картину рентабельности затраченных ресурсов, определить проблемные вопросы в деятельности, разработать и принять меры, направленные как на улучшение деятельности, так и на сохранение положительных тенденций. В последние годы государственное управление было переориентировано на оценку не только сумм затрат, но и измерение реального результата проведенной работы. На это направлена деятельность как Счётной палаты, выступающей основным органов власти, реализующим оценку эффективности проводимых затрат, так и каждого взятого в отдельности государственного органа власти. Это касается и таможенных органов. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809 «О Федеральной таможенной службе» установлено, что Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля, функции по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов, функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений [2, ст.10]. Помимо ФТС России, в систему таможенных органов Российской Федерации также входят региональные таможенные управления (далее - РТУ), таможни и таможенные посты. Утвержденная система распределения полномочий подразумевает четкое разграничение деятельности таможенных органов, и как следствие – необходимость различных подходов оценки деятельности. С учетом вышесказанного, можно сказать наверняка, что эффективность деятельности всех таможенных органов определяется исходя из двух аспектов - нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела; - реализация установленных норм права. Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание должностных лиц на основных приоритетах органов власти. Для этого широко используются всевозможные показатели эффективности. Показатели эффективности могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в целом, так и для оценки деятельности отдельных должностных лиц. Основное направление совершенствования систем показателей эффективности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и служащих, а также установления тесной взаимосвязи между ними. В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются и общие и отдельные показатели эффективности, отражающие основные политические или экономические параметры деятельности органов. Однако несмотря на многолетний опыт работы по данному направлению, существуют большие трудности при построении комплексных систем показателей эффективности. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в экономическом и социальном эффектах, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого должностного лица таможенного органа в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели. Также следует отметить, что показатели эффективности в том числе зависят и от внешних эффектов, на которые служащий не может оказать значительного влияния. Например, определение инструментов реализации надзорной функции в основном зависит от служащего, осуществляющего нормотворческий процесс, тогда как перечень таких инструментов наиболее четко понятен служащему, реализующему саму функцию. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности должностных лиц таможенных органов в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов. Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели эффективности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного должностного лица по отношению к определенному фактору. Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки эффективности таможенной деятельности. Если их достаточно много, в таком случае сложность оценки и наличие большого количества показателей усложнят оценочный процесс эффективности. Эти факторы сделают чрезвычайно трудоемким и даже неприменимым на практике отдельные методы учета эффективности. Если же, наоборот, необходимых для определения результативности показателей недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны должностных лиц таможенных органов, когда они выносят все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями и не оценивают вклад реализации остальных должностных обязанностей. Для того, чтобы оценить эффективность таможенной деятельности, необходимо знать масштабы и объемы выполняемых задач, а также цели таможенной деятельности в общем. В соответствии со статьей 254 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», таможенные органы Российской Федерации выполняют следующие основные функции: - обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; - ведут таможенную статистику Российской Федерации; - осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений; - проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля в отношении товаров, обязательная маркировка которых предусмотрена международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; - выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях; - осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности; - оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союза) и (или) через Государственную границу Российской Федерации; - осуществляют противодействие коррупции и коррупционным проявлениям в таможенных органах и отдельных некоммерческих организациях, и государственных унитарных предприятиях; - обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза и создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу Союза; - совершенствуют таможенное декларирование и таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации; - участвуют в обеспечении прослеживаемости товаров в соответствии с актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации; - обеспечивают совмещение информационных ресурсов таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; - внедряют технологии осуществления таможенного и иных видов государственного контроля с использованием механизма "единого окна" и электронного документооборота. Перечисленные функции реализуются всеми таможенными органами Российской Федерации, входящими в систему. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809 ФТС России определено 92 полномочия, в том числе включающие в себя отдельные подпункты. Нельзя забывать, что функции РТУ, таможен и таможенных постов определены отдельными правовыми актами, и они значительно отличаются от функций федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела. С учетом вышесказанного, для оценки эффективности деятельности таможенных органов необходима комплексная система показателей, обеспечивающая охват всех аспектов ее деятельности, при этом, не перегружая сам процесс оценки и не превращая его в еще один вид деятельности таможенных органов. 1.2 Направления и подходы оценки эффективности деятельности таможенных органов. Способы определения показателей эффективности таможенных органов Российской Федерации Возвращаясь к теории, само понятие «эффективность» таможенной деятельности – это свойство динамики таможенной деятельности; «показатель эффективности» – количественная мера этого свойства, а «критерий эффективности» – количественная мера, определяющая достижение цели таможенной деятельности. Возможности таможенных органов и само таможенное дело должны оцениваться, отталкиваясь из того, какой вклад они вносят в решение стратегических народнохозяйственных задач. Таможенные органы являются частью системы народного хозяйства страны. А это значит, что их целевые установки и соответственно деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном понимании должны быть органично «встроены» в цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой «встроенности», выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом оценки её эффективности. Исходя из народнохозяйственных целей, можно выделить, как минимум, пять элементов оценки эффективности таможенных органов: 1) эффективность таможенной политики; 2) эффективность административно-управленческого потенциала таможенной службы; 3) эффективность использования информационных таможенных ресурсов; 4) эффективность использования материально-технической базы таможенных органов; 5) эффективность человеческого фактора таможни. В отдельности следует отметить, что нюансы и характеристики производительности должны быть установлены таким образом, чтобы их расчетные величины за рассматриваемый период позволяли сопоставить целевые установки и достигнутые результаты, то есть оценить уровень результативности предпринимаемых мер в соответствии с избранными стратегиями. Оценка производительности административно-управленческого потенциала таможенной службы обязана «разложить» общую производительность на составные части в разрезе структурных подразделений таможни, отдельных направлений и механизмов работы (стратегий, проектов, планов, функций, технологий, способов). Анализ эффективности применения информационных таможенных ресурсов должна позволить сделать вывод о качестве документооборота (в том числе и электронного) с точки зрения его оптимизации при принятии тех или иных управленческих постановлений, нацеленных на реализацию целей таможенной политики и таможенного администрирования. Оценка производительности материально-технической основы таможенных органов должна выражать реальный финансовый результат от каждого рубля, вложенного в таможенную систему из средств федерального бюджета. Оценка действенности использования человеческого фактора должна основываться из сопоставления справедливых потребностей и реальных совокупных возможностей таможенного персонала. При этом таможенник (и его деятельность) должен соответствовать следующим критериям: у него должны быть надлежащие профессиональные знания и способность правильно создавать и реализовывать нынешние таможенные процессы, должно быть понимание значимости и места таможенного органа в формировании экономики государства и придерживаться этим знаниям в своей повседневной службе, использовать современные технологии и способы организации таможенного дела, повышать качество обслуживания участников ВЭД, бороться с коррупцией и создавать антикоррупционную сферу. Вопрос эффективности таможенного дела является наименее изученным экономическим явлением. Это обусловлено целым рядом трудностей. Одним из наиболее значимых моментов является отсутствие однозначных подходов к критериям эффективности таможенного дела. Научный поиск оптимального решения в области оценки эффективности деятельности таможенных органов затрудняется рядом объективных факторов и условий. Во-первых, это связано с процессами формирования в стране рыночной экономики и интегрирования России в мировое хозяйство. Прежде всего это вступление России во Всемирную торговую организацию, накладывающее на государство определенные обязанности в части регулирования как административного аппарата, так и правил торговли. Не стоит забывать и реализующуюся в последнее время политику торговых воин, эмбарго, санкционных инструментов при реализации политики различных государств. Во-вторых, создаются новые таможенные пространства на базе территорий государств-участников СНГ, Союза, свободных экономических зон и т. д. У таможенных органов, которые действуют на этих территориях, появляются новые цели, задачи и функции. В-третьих, ускоренная организация структур управления, создание многоуровневого управления, «перестраивание» зон таможенного влияния в таможенной системе в течение 1992 – 2012 гг. опережала прогресс разграничения полномочий таможенный органов, следовательно, и их целей, задач и функций. Данная тенденция наблюдается и в настоящее время. Из последних изменений можно отметить передачу таможенным органам функции по проведению фитосанитарного и карантинного контроля на границе, администрирование утилизационных сборов, реализации функций органа валютного контроля, а также постоянные внутренние изменения. Отсюда многие методики по оценке деятельности таможенных органов становятся морально устаревшими и неэффективными. В-четвертых, вхождение России в различные международные стандарты ведения таможенной политики (в том числе, вступление во Всемирную торговую организацию) поставили перед таможенным делом России серьезную проблему пересмотра соотношений фискальной и правовой функций. Одним из рекомендательных требований этих организаций является тот факт, что страна-участник ВТО не может брать таможенных налогов больше, чем таможенная служба расходует на свое содержание; а сама по себе фискальная функция таможенных органов не должна быть первостепенной. С учетом этих обстоятельств, разделяют разные научные подходы по оценке производительности таможенной службы, охватывающие различные направления оценки. Прежде всего, необходимо различать понятия методы оценки и направления оценки. Методы оценки эффективности таможенной деятельности — это специфические способы и приемы, применяемые для определения степени достижения результатов отдельными должностными лицами, таможенными постами, таможенными органами и т.д. в ходе их деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Таможенное дело, 56 страниц
1400 руб.
Дипломная работа, Таможенное дело, 80 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg