Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Основные характеристики интеграции Центрально-Азиатского региона.

irina_krut2019 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.03.2020
Помимо общественной значимости мы полагаем, что тема данной работы является актуальной в научном и историографическом плане так как тема данной работы все еще слабо разработа в рамках российской исторической науки. Объект работы: Проблемы интеграции ЦАР Предмет работы: Проблемы интеграции ЦАР Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы для выработки рекомендаций по дальнейшему развитию отношений России с государствами постсоветской Центральной Азии. Материалы данной работы могут найти применение и в учебном процессе, для подготовки общих и специальных курсов, учебных и учебно-методических пособий по социально-политическим дисциплинам. Степень изученности темы. Источниковая база. Прежде всего, необходимо указать на основные источники по теме исследования. К ним относятся исторические документы, Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, распоряжения правительства РФ, постановления Верховного Совета и Государственной Думы России, документы и материалы МО РФ, МИД России, других министерств и ведомств. Интерес представляет Декларация о создании ШОС была подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 года Деятельность организации регулируют три основополагающих документа - Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.), Хартия ШОС (2002 г.) - базовый уставной документ, фиксирующий задачи, цели и принципы ШОС, ее структуру и основные направления деятельности, и Соглашение о создании региональной антитеррористической структуры (РАТС), достигнутое в 2002 году77. В этом же ряду стоят Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС (16.08.2007 г.); Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств - членов ШОС (16.08.2007 г.); Бишкекская декларация 137 (16.08.2007 г.); Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС (05.10.2007 г.); Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств - членов ШОС (02.10.2007 г.). Обзор и характеристика литературы Рассматриваемую в данной работе проблематику нельзя считать подробно разработанной в отечественной и зарубежной научной литературе. Вместе с тем проблематика становления новой государственности постсоветских стран, зарождения и развития межгосударственных отношений, вхождения их в международное сообщество, проблемы формирования и функционирования и интеграционных объединений все более активно исследуются современными авторами. В геополитических и геоэкономических концепциях внимание акцентируется на пространственных аспектах интеграционных процессов. Для представителей концепции «нового регионализма» типична констатация образования дуалистической конструкции мироустройства, включающей национальные государства и наднациональные объединения. Особое значение имеют работы, в которых освещаются общетеоретические вопросы региональной интеграции. Первостепенную важность имеют труды таких известных теоретиков интеграции, какФ. Шмиттер, Э. Моравчик, Э. Хаас, А. Этциони, Й. Галтунг, Н. Б. Шеленкова, В.Г.Шемятенков, Р. Купер. Большой интерес с точки зрения изучения роли России на европейской арене и постсоветском пространстве, анализа различных моделей интеграции представляет исследование А. О. Чубарьяна «Российский европеизм». В советский период было сформировано особое направление исследований- теория интеграции развивающихся государств. Эта теория разрабатывалась в СССР, на Западе и в самих развивающихся странах. Особое внимание в ней уделялось социально-политическим факторам, а интеграция трактовалась как средство для объединения усилий по отпору политике неоколониализма и т. п. Политико-правовые аспекты интеграционных процессов в различных регионах мира анализируются с позиций теории интеграции, общей теории права, концепций модернизации. Работы, посвященные интеграционным и дезинтеграционным процессам на постсоветском пространстве, - это в основном немногочисленные труды российских, белорусских и казахских историков, политологов, экономистов и др., в которых рассматриваются отдельные фрагменты этой проблемы в контексте истории стран ближнего зарубежья. Изучаемая проблематика пока не стала предметом специального самостоятельного исторического или историко-политологического исследования. Рассматривая проблему интеграционных процессов, автор обратился к публикациям отечественных и зарубежных ученых по теории интеграционных процессов: В. Г. Афанасьева, Л. фон Берталанфи, А. Э. Воскобойникова, В. Г. Ледяева, М. Месаровича, 3. М. Оруджева, Т. Парсонса, A.Рапопорта, В. Н. Садовского, А. И. Уемова и др. Необходимо отметить также ряд работ в области политологии, истории, экономики, международных отношений, философии и юриспруденции, анализирующих национальные интересы России, проблемы обеспечения безопасности постсоветского пространства, влияние международных процессов на отношения в рамках Содружества, стабилизирующую роль России на евроазиатском пространстве и необходимость углубления интеграции в рамках СНГ. Эти проблемы нашли свое отражение в работах Р. Г. Абдулатипова, С. В. Алексеева, О. А.Арина, К. Л. Астапова, С. Н. Бабурина, Е. П. Бажанова, В. Г. Барановского, Ш. У. Гарнетт, С. В. Гвоздикова, В. В. Егозарьяна, Е. Г. Журавской, В. А. Золотарева, В. Н. Иванова, М. В. Ильина, И. М. Ильинского, Н. Уделяется внимание СНГ и другим объединениям на постсоветском пространстве. Авторами многих работ являются представители стран СНГ, особенно центрально-азиатских республик. После распада СССР существенно возрос интерес западных исследователей к постсоветскому пространству. При этом большинство этих авторов чаще акцентируют внимание на Центрально-Азиатском регионе. Среди основных работ западных авторов, посвященных изучению постсоветского пространства, особо следует отметить работы М.Олкотт,.Коэна, Г. Фуллера, Ф. Стара, 3. Бжезинского и др. В центре их внимания вопросы энергетической безопасности ведущих индустриально развитых стран Запада. Большое количество работ посвящено военно-политическому сотрудничеству в рамках СНГ. Исследователи Е. Г. Моисеев, В. В. Пустогаров, B.А. Ржевский, Майсара Аль-Халед, Ф. Г. Павленко и В. Д. Новицкий, C.Л. Ткаченко, С. Петерманн и другие в своих работах проанализировали различные аспекты, касающиеся международного статуса СНГ и органов Содружества, (Совет глав государств, Совет министров обороны государств-участников СНГ, Штаб по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ и др.). Во многих исследованиях рассматриваются отношения стран Содружества в военной сфере после распада СССР и влияние на эти отношения Североатлантического альянса. Интересны в этой связи труды отечественных ученых, занимающихся военно-техническим сотрудничеством в советский период. При рассмотрении современного состояния военно-технического сотрудничества Ц. Азии другими странами Содружества независимых государств большое значение имеют работы отечественных исследователей А. Ю. Бельянинова, В. В. Кудашкина, Б. Н. Кузыка, А. Л. Рыба-са, А. И. Симакова, С. В. Чемезова, В. В. Юдина, и др. За последние годы в отечественной и зарубежной политической науке появилось немало работ, так или иначе освещающих проблемы внешней политики России на центральноазиатском направлении. Среди них можно отметить общие работы, посвященные анализу внешней политики России и ее системообразующих факторов. Это произведения таких российских политологов и обществоведов, как В.Барановский, А.Богатуров, С.Кортунов, Н.Косолапов, С.Ланцов, М.Лебедева, В.Петровский, К.Плешаков, Э.Поздняков, А.Торкунов, А.Уткин, П.Цыганков. Есть работы, специально посвященные проблемам развития отношений России и постсоветских государств Центральной Азии в различных сферах. Авторами таких работ являются С.Жуков, Д.Малышева, Г.Мирский, В.Николаенко, С.Разов, О.Резникова, С.Чернявский, Ю.Юданов. Однако работы большинства упомянутых авторов отличаются либо слишком частным, конкретным характером, либо, напротив, имеют слишком общий и малосодержательный применительно к рассматриваемому нами региону характер. Обобщающих трудов, созданных на солидной теоретико-методологической базе и посвященных внешней политике Центральной Азии и развитию ее отношений со странами этого региона, пока не существует. В последние годы также вышел ряд пособий, затрагивающих экономические и правовые аспекты интеграции на постсоветском пространстве. Однако достаточно часто трактовки интеграционных процессов на постсоветском пространстве являются весьма спорными и неоднозначными. Подводя краткие итоги анализа историографической базы по проблемам развития интеграционных процессов Центральной Азии, следует отметить, что эти вопросы до сих пор не получили глубокого и комплексного исторического изучения. Перед российской историко-политологической наукой по-прежнему стоит задача системного исторического исследования всех аспектов сложного процесса многовекторного развития постсоветской интеграции. Цель работы: - рассмотреть проблемы интеграции ЦАР Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач: 1. Выявить особенности характера военно-политических взаимоотношений Центральной Азии 2. Выявить особенности характера экономических взаимоотношений Центральной Азии Хронологические рамки: 1991 - 2016 гг. Территориальные рамки: территория России. Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
Введение

Актуальность и научно-практическая значимость работы. Важнейшей чертой современности является развитие интеграционных и дезинтеграционных процессов, интенсивный переход стран к экономике открытого типа. Интеграция является одной из определяющих тенденций развития, порождающей серьезные качественные изменения. Трансформируется пространственная организация современного мира: выделяются т.н. институированные регионы, взаимодействие которых приобретает разные формы, вплоть до внедрения элементов наднациональности. Участие в интеграционных процессах, несомненно, актуально и для России, учитывая ее роль как в мировой политике в целом, так и на постсоветском пространстве. Эффективная интеграционная политика может способствовать созданию благоприятного внешнего окружения, необходимого для стабильной внутриполитической ситуации в стране. При этом Россия как федеративное государство, располагающее огромным историческим опытом межцивилизационного сосуществования, обладает хорошими возможностями с точки зрения интеграционного взаимодействия как инструмента политического и культурного диалога, учитывая тот факт, что отношения России с бывшими республиками Советского Союза представляют наиболее важное направление ее внешней политики. Вместе с тем переплетение политических, экономических и иных объективных и субъективных элементов прошлого и настоящего в ее политике, как и в политике других постсоветских государств, образующихся под влиянием внутренних и внешних процессов, приводит к появлению противоречий, цикличности, неоднородности отношений. Сегодня отношения между новыми государствами на постсоветском пространстве во многом определяются форматом их взаимодействия в интеграционных объединениях в экономической и военно-политической областях - СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕЭП и др. Споры относительно характера этих интеграционных структур не утихают в среде политиков, экономистов, политологов. В настоящее время для России характерным является переход от "романтического" периода во внешней политике, связанного с увлечением иллюзиями беспроблемных перспектив сотрудничества с ведущими мировыми державами, к пониманию первоочередной важности налаживания взаимоотношений со своими геополитическими соседями в том числе и со странами Центральноазиатского региона. При всей важности развития внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья главным направлением должно стать укрепление и развитие отношений с теми странами СНГ, которые заинтересованы в их укреплении. На востоке это государства Центральной Азии. Важно отметить, что истоки интеграции с этими государствами находятся не только в единой истории прошлых веков. В двадцатом столетии весь народнохозяйственный комплекс единого государства был построен на основе принципа взаимообеспечения, что также является объективной основой экономической интеграции. Распад СССР, разрыв прежних хозяйственных связей сильно ударил по экономике Центральноазиатских государств, имевших довольно узкую специализацию. Ни одно из пяти государств Центральной Азии не стало полностью адаптированным к новым условиям автономной хозяйственной деятельности. Центральноазиатский регион достаточно неоднородный по целому ряду параметров представляет особый интерес для России с позиций безопасности. Эта проблема связана в первую очередь с Таджикистаном. Кризис в Таджикистане в конечном счете усилил тяготение стран Центральной Азии к России. С точки зрения национальных интересов Российской Федерации Центральная Азия является важным регионом на территории бывшего СССР. Сегодня в этот регион включают Казахстан, а также бывшие советские среднеазиатские республики - Киргизию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. Значимость данного региона для России определяется, на наш взгляд, двумя основными обстоятельствами. Первое - соображения национальной безопасности, поскольку именно с юга исходили основные, реальные, а не вымышленные угрозы для России в 90-е годы XX века, и отсюда оь*и могут исходить и в XXI столетии. Второе обстоятельство связано с геоэкономическими факторами, прежде всего с наличием на территории Центральной Азии значительных природных ресурсов и вытекающими из этого факторами проблемами их освоения и транспортировки. Уже сегодня наблюдается скрытое, а иногда и открытое соперничество между Россией и государствами «дальнего зарубежья» за влияние в центральноазиатском регионе, в будущем оно, очевидно, будет только возрастать. Не менее очевидно и то, что формирование внешнеполитического курса Российской Федерации по отношению к постсоветским государствам Центральной Азии будет происходить в иных условиях, чем это было в первые годы после распада СССР. Для того чтобы не совершать грубых просчетов и не делать непоправимых ошибок, необходимо ясно представлять себе эти условия, следить за динамикой их изменения. Этим, на наш взгляд, и определяется актуальность темы данной работы.
Содержание

Введение………………………………………………………………………………3 Глава 1. Основные характеристики интеграции Центрально-Азиатского региона………………………………………………………………………………11 1.1 Общая картина интеграционных процессов на территории стран постсоветского пространства………………………………………………11 1.2 Основные проблемы Центральной Азии и ее интеграция с Российской Федерацией………………………………………………………………… 1.3 Проблемы и перспективы интеграции Центральной Азии с Европейским Союзом……………………………………………… Глава 2. Интеграционные процессы России и стран Центральной Азии в рамках межрегиональных организаций ……………………………………………… 2.1 Интеграционные процессы России и стран Центральной Азии в рамках организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) …………… 2.2 Интеграционные процессы России и стран Центральной Азии в рамках евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) ………………… 2.3 Интеграционные процессы России и стран Центральной Азии в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) ……………………… Заключение………………………………………………………………………… Библиография………………………………………………………………………
Список литературы

1. "Безопасная Европа в улучшенном мире", Европейская стратегия безопасности, Брюссель, 12 декабря 2003 г. / http: // europa. eu. int/comm 2. "Стратегия борьбы с терроризмом Европейского Союза", Совет Европейского Союза, Брюссель, 30 ноября 2005 г. // register. consilium. eu. int/pdf/en/05/ st14/st14469-re04. en05. pdf. 3. ЕС И Центральная Азия: Стратегия Нового Партнерства / http: // europa. eu. int/comm 4. Бишкекская декларация (16.08.2007) 5. Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС (16.08.2007) 6. Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС (05.10.2007 г.) 7. Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав правительств (премьер-министров) государств - членов ШОС (02.10.2007 г.). 8. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств 8 декабря 1991 года 9. Соглашение о формировании единого экономического пространства содружества независимых государств 19 сентября 2003 года 10. Соглашение о создании региональной антитеррористической структуры (РАТС), достигнутое в 2002 году 11. Совместное коммюнике по итогам заседания Совета глав государств - членов ШОС (16.08.2007 г.) 12. Хартия Шанхайской организации сотрудничества 13. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001 г.), Литература 14. Абдулло Р. ШОС и страны Центральной Азии / / Независимый обозреватель стран Содружества. Июль 2007. С. 20. 15. Анохин А. «Большая Центральная Азия» и Казахстан // http://www.ia-centr.ru/public_details.php?id=312 16. Бондарец Л. М. Военно-политический аспект интеграции в Центральной Азии // Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии. Бишкек, 2007. С. 93. 17. Бунге В. Казахстан между Востоком и Западом // http://www.ia-centr.ru/public_details. 18. В Алматы открылся второй форум парламентариев стран-участниц Организации Центрально-Азиатского Сотрудничества // http://www.zakon.kz/our/news/ 19. В Астане проходит заседание Совета Глав государств ЦАС (Казахстан) // http://www.regnum.ru/news/268576.html 20. Власов А.В. Центральная Азия - туманный путь в будущее // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=394 21. Власов А.В. Центральная Азия - туманный путь в будущее // http://www.ia-centr.ru/public_details. 22. Власов А.В. Центральная Азия: регион, устремленный в будущее // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=484 23. Власов А.В. Центральная Азия: регион, устремленный в будущее // http://www.ia-centr.ru/public_details. 24. Вовк В., Харитонова Н. Внешнеполитические приоритеты стран Центральной Азии // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=137 25. Вовк В., Харитонова Н. Внешнеполитические приоритеты стран Центральной Азии // http://www.ia-centr.ru/public_details. 26. Губайдуллина М.Ш. Задачи внешней политики Республики Казахстан // http://www.ia-centr.ru/public_details. 27. Губайдуллина М.Ш. Интеграционный процесс в Центральной Азии // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=324 28. Губайдуллина М.Ш. Интеграционный процесс в Центральной Азии // http://www.ia-centr.ru/public_details.php 29. Жетписов Д., Хабиев Т. Проблема складывания национальной государственности в Центральной Азии // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=466 30. Жетписов Д., Хабиев Т. Проблема складывания национальной государственности в Центральной Азии // http://www.ia-centr.ru/public 31. Зотова Н. Центральная Азия: пути и возможности эволюции существующих политических режимов // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=406 32. Зотова Н. Центральная Азия: пути и возможности эволюции существующих политических режимов // http://www.ia-centr.ru/public 33. Исингарин Н. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. - г. Санкт-Петербург. «Паллада-медиа», «СЗРЦ «Русич» - 2001. - 400 с. 34. Казанцев А.А. Центральная Азия: становящийся международный регион? // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=483 35. Казанцев А.А. Центральная Азия: становящийся международный регион? // http://www.ia-centr.ru/public 36. Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. Ташкент: Узбекистан, 1997. С. 310. 37. Князев А. А. Ситуация в Афганистане и проект «Большой Центральной Азии» // Новая большая игра в большой Центральной Азии. Бишкек, 2005. С. 81. 38. Кушкумбаев С.К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. Алматы: Казахстан, 2002. С. 39. Лузянин С. Центральная Азия в ожидании перемен // http://www.ia-centr.ru/public_details. 40. Малашенко А. Центрально-азиатская мозаика российской политики // http://www.cir.ru/docs 41. Николаев В. ШОС - перспективный игрок на мировой арене // Независимый обозреватель стран Содружества. Ноябрь 2006. 42. Нурсултан Назарбаев: "Якорь стабильности в Центральной Азии" // http: // www. ia-centr. ru/public_details. php? id=352 43. Нурсултан Назарбаев: «Якорь стабильности в Центральной Азии» // http://www.ia-centr.ru/public_details.php 44. Олегов Ф. Саммит ЦАЭС в Душанбе: Президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана займутся не только экономикой // http://www.cir.ru/docs/ 45. Орехин П. Через десять лет Казахстан сможет потеснить Россию на мировом нефтяном рынке // http://www.ia-centr.ru/public_details.php 46. Панфилова В. Новая организация центрально-азиатских государств расширит сферу деятельности в области борьбы с терроризмом // http://www.cir.ru/docs/db/62/500825 47. Панфилова В. Центральная Азия как партнер по бизнесу: Посол Швеции в РФ Свен Хирдман о планах Европы в этом регионе // http://www.cir.ru/docs/db/62/511779 48. Перспективы развития стратегического партнерства Казахстана и России: Материалы международной конференции (Алматы, 1 ноября 2006 г.) / Под ред. М. Ашимбаева. - Алматы: Институт мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, 2006. 49. Пивовар Е. И. Постсоветское пространство: альтернативы интеграции. Исторический очерк / Е. И. Пивовар. - СПб.: Алетейя, 2008. - 320 с 50. Россия присоединяется к ЦАС // http://www.regnum.ru/news/269436.html 51. Салимов С. ШОС вытесняет интересы США из Центрально-Азиатского региона/ http://www.cir.ru/docs/db 52. Солозобов Ю. «Ключевая роль Казахстана в реализации новых геоэкономических проектов в Евразии» // http://www.ia-centr.ru/public 53. Сыздыков М.З. Геополитические коллизии Центральной Азии: эволюция интересов внешних сил и вопросы региональной безопасности региона // http://www.ia-centr.ru/public_details. 54. Усубалиев Э. Политика Японии в Центральной Азии - геополитический аспект // http://www.ia-centr.ru/publicdetails. 55. Фурман Д. Долгий процесс распада Российской империи // Центральная Азия и Кавказ: насущные проблемы: Сб. статей / Под ред. Б. Румера. Алматы: ТОО «East Point», 2005. С. 57. 56. Центральная Азия и Южный Кавказ: Насущные проблемы, 2007 / Под ред. Б. Румера М.: Новое издательство, 2007. - 236 с. 57. Щипков В. А. Шанхайская организация сотрудничества: новая структура для гармоничного, справедливого и безопасного мира // Безопасность. Информационный сборник Фонда национальной и международной безопасности. Специальный выпуск. М., 2006. С. 7.
Отрывок из работы

Глава 1. Основные характеристики интеграции Центрально-Азиатского региона 1.1 Общая картина интеграционных процессов на территории стран постсоветского пространства Интеграция - неотъемлемая составляющая политического, экономического и культурного развития современного мира. В настоящее время большинство регионов в той или иной степени охвачено интеграционными процессами. Процессы глобализации, регионализации, интеграции - реалии современных международных отношений, с которыми столкнулись новые независимые государства. При исследовании интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве целесообразно четко определить их основные составляющие, выявить сущность, содержание и причины интеграции и дезинтеграции как способов трансформации политического и экономического пространства. При изучении истории постсоветского пространства невозможно не учитывать прошлое этого огромного региона. Распад, то есть дезинтеграция сложной политико-экономической системы ведет к формированию в ее границах нескольких новых самостоятельных образований, ранее представлявших собой подсистемные элементы. Их самостоятельное функционирование и развитие при наличии определенных условий и необходимых ресурсов может привести к интеграции, образованию объединения с качественно новыми системными признаками. И наоборот, малейшее изменение условий развития таких субъектов может привести к их полному распаду и самоустранению. Таким образом, интеграцию и дезинтеграцию необходимо рассматривать как способы трансформации сложных политических и социально-экономических систем. Ярким примером таких трансформаций как раз и является образование в результате распада СССР новых независимых государств и процесс становления механизма экономических и политических интеграционных связей между ними. Под интеграцией обычно понимается сближение, взаимопроникновение подобных величин, формирование на этой основе общих пространств: экономического, политического, общественного, ценностного. Когда мы говорим об экономической интеграции, важно различать ее виды и типы. В основном различают всемирную экономическую интеграцию, порожденную процессами глобализации, и традиционную региональную интеграцию. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Интеграция государств - это институциональный тип интеграции. Данный процесс предполагает взаимопроникновение, сращивание национальных воспроизводительных процессов, в результате чего сближаются социальные, политические, институциональные структуры объединяющихся государств. Основными результатами региональной интеграции являются синхронизация процессов экономического и социального развития стран, сближение макроэкономических показателей развития, углубление взаимозависимости экономик и интегрированности стран, рост ВВП и производительности труда, рост масштабов производства, сокращение издержек, образование региональных рынков торговли.18 Политическая интеграция характеризуется сложнообразующимися факторами, в том числе спецификой геополитического положения стран и их внутриполитических условий и т. п. Политическая интеграция понимается как процесс слияния двух или более независимых (суверенных) единиц, национальных государств в широкую общность, обладающую межгосударственными и надгосударственными органами, которым передается часть суверенных прав и полномочий. Обратимся теперь к специфике интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Сразу же после распада СССР в бывших советских республиках стали проявляться интеграционные тенденции. На первом этапе они проявлял в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, особенно в областях, в. которых прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки энергоносителей и т. п.). В дальнейшем усилились стремления к интеграции на иных основах. Россия оказалась естественным ядром интеграции. Распад СССР и возникновение на его месте 15 национальных государств стали первым шагом к полному переформатированию социально-экономических связей на постсоветском пространстве. Договор о создании СНГ предусматривал, что двенадцать вошедших в это объединение бывших советских республик сохранят единое экономическое пространство. Однако это стремление оказалось нереализуемым. Экономическая и политическая ситуация в каждом из новых государств развивалась по-своему: экономические системы стремительно утрачивали совместимость, различными темпами шло экономическое реформирование, набирали силу центробежные силы, подпитываемые национальными элитами. Сначала постсоветское пространство постиг валютный кризис - новые государства заменили советские рубли своими национальными валютами. Итак, последствия распада СССР и разрыва экономических связей для производственной базы новых государств впечатляют. Сразу после образования СНГ они столкнулись с осознанием того факта, что «эйфория суверенизации явно прошла, и горький опыт раздельного существования испытали на себе все бывшие союзные республики» (У. Касенов, 1994 г.). Не менее важной является и военная составляющая существования СССР. Система взаимодействий субъектов военной инфраструктуры Союза строилась на едином политическом, военном, экономическом и научно-техническом пространстве. Оборонная мощь СССР и материальные ресурсы, оставшиеся в хранилищах и складах бывших республик, а ныне самостоятельных государств, сегодня могут служить базой, которая позволит странам Содружества Независимых Государств обеспечивать свою национальную безопасность. В числе факторов, подталкивающих бывшие постсоветские республики к интеграции, не только общемировые интеграционные тенденции, региональная производственная специализация, но также наследие хозяйственных, политических и культурных связей, существовавших в СССР. Таким образом, на сегодняшний день вырисовываются две основные альтернативные стратегии дальнейшего развития постсоветского пространства. Первый вариант, в основе которого лежит его фактическая дезинтеграция, предполагает автономное вхождение бывших советских республик в мировое экономическое и политическое пространство. Процесс вхождения в таком режиме будет осуществляться за счет ослабления межгосударственных связей. Современное состояние экономики принуждает молодые государства к поиску вариантов адаптации к новым реалиям в рамках обозначенных выше стратегий. Одной из основных идей преодоления кризиса в России, вызванного распадом СССР, практически сразу стала реинтеграция, направленная на восстановление утраченных связей с другими постсоветскими странами. Ситуация в постсоветской Центральной Азии была принципиально иной. Изначально, когда в результате массовой приватизации доля иностранного капитала заметно превысила долю отечественного, Россия и другие страны СНГ переместились в этом регионе на второй план. Однако по мере нарастания угрозы безопасности ряд государств, особенно Казахстан, резко активизировали свое участие в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также ОДКБ и ШОС. На сегодняшний момент Россия является основным внешнеполитическим приоритетом для Казахстана. Еще раз обратимся к вопросу об основных факторах, порождающих интеграционные тенденции на постсоветском пространстве. Во-первых, это разделение труда, структуру которого невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во-вторых, длительное совместное проживание в пределах одного государства, создавшее плотную «ткань взаимоотношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, свободного перемещения людей и т. п.). И, наконец, в-третьих - технологическая взаимозависимость, наличие единых технических норм. Однако интеграционные процессы наталкиваются на противоположные тенденции (центробежные), определяющиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Далеко не все интеграционные идеи на постсоветском пространстве включают в себя Россию. Так, общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Центрально-Азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью стала координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои внешние позиции, опираясь на координацию основных направлений внутренней и внешней политики, и интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся в советские времена. Таким образом, как интеграционные, так и дезинтеграционные тенденции на постсоветском пространстве можно проследить с момента распада СССР. В течение последующего периода, вплоть до настоящего времени, в регионе образовался целый ряд отличных по составу и разновеликих по потенциалу интеграционных объединений, одни из которых носят в большей степени экономический и гуманитарный, другие - политический характер. 1.2 Основные проблемы Центральной Азии и ее интеграция с Российской Федерацией После распада СССР на территории Центральной Азии в рамках границ бывших союзных республик образовалось пять суверенных государств - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Ни одно из них независимо в таком виде никогда не существовало. В прошлом данный регион представлял собой множество локальных областей абсолютно не совпадающих ни с политическими, ни с этническими границами современных республик. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что Центральная Азия - это относительно недавно возникший международный регион, который еще не имеет четкой и внутренне непротиворечивой системы международных институтов и организаций, ведь на определение границ Центральной Азии по-своему влияет каждый из крупных внерегиональных международных факторов (Россия, США и государства ЕС, Китай, Индия, исламские страны). Государства центрально-азиатского региона входят в или активно сотрудничают с региональными международными организациями, представляющими совершенно разные регионы мира: • Россия и постсоветское пространство (СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС); • Европа (ОБСЕ, «Партнерство во имя мира» и программы сотрудничества с отдельными государствами НАТО, программы технического и экономического содействия ЕС); • исламский мир (ЭКО, ОИК); • Китай и страны Восточной Азии (программы экономического сотрудничества и транспортной интеграции) и т.д. Все эти многочисленные региональные организации, представляющие интересы крупных внерегиональных государств и различные векторы интеграции, как бы «тянут» регион в разные стороны. Кроме того, внешние политики самих центрально-азиатских стран также являются чрезвычайно противоречивыми: многие из них готовы участвовать в любых, даже заведомо противоречащих друг другу интеграционных проектах, связанных с оказанием им внешней помощи. Среди прочего на формирование региональной идентичности, по мнению А.А. Казанцева, достаточно большое влияние оказывает также и характер развития новых независимых государств региона, что весьма противоречиво в силу моделей развития, избранных местными элитами: • различных внешнеполитических ориентаций, более интеграционных по всем направлениям (Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и более изоляционистских (Узбекистан и, особенно, Туркмения); • различных моделей внутреннего развития, которые наиболее четко видны на примерах противопоставления Киргизии (ориентация на рыночную экономику и демократию) и Туркмении (контролируемая государством экономика и авторитаризм с элементами идеократии). Однако чтобы не оказаться полем для эксплуатации со стороны постиндустриальных стран и не воспроизводить отсталость, для центрально-азиатских государств существует один из возможных выходов в сложившейся ситуации - это путь к кооперации в рамках региональной интеграции. В той или иной мере осознание такой необходимости приходит постепенно ко всем лидерам стран Центральной Азии. Так, одним из логических шагов по развитию интеграционных процессов в Центральной Азии стала идея со стороны Казахстана в лице президента Н.А. Назарбаева о создании нового объединения из стран-участниц СНГ - так называемого Евразийского Союза (ЕАС). С целью создания единого экономического пространства предлагалось формирование ряда наднациональных координирующих структур, в их числе - Комиссия по экономике при Совете глав государств, Комиссия по сырьевым ресурсам стран-экспортеров ЕАС, Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям, Комиссия по вводу расчетной денежной единицы. Т.к. государства Центральной Азии занимают исключительно важное геостратегическое положение на азиатском континенте, через их страны пролегают важнейшие наземные, воздушные коммуникационные линии; в регионе имеются огромные энергетические ресурсы, запасы рудно-металлургического сырья, драгоценных металлов, то перед ЦАС были поставлены следующие цели и задачи: • сотрудничество стран региона в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах; • оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС; • проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля. Таким образом, интеграционной основой является осознанная необходимость широкого и всестороннего развития торгово-экономического и кооперационного сотрудничества, в перспективе - создание самодостаточного и защищенного общего рынка. К этому подталкивает потребность в совместной поддержке отечественных товаропроизводителей, создании равных условий для предпринимательской деятельности на едином экономическом пространстве. Кроме того, президенты Н.А. Назарбаев (Казахстан), И.А. Каримов (Узбекистан) и А.А. Акаев (Киргизия) пошли на согласование действий в создании Единого экономического пространства (ЕЭП). 30 апреля 1994 г. в Чолпон-Ате был подписан Договор о ЕЭП, в нем говорилось о необходимости обеспечения свободы перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, согласовании таможенной и валютной политики. В качестве важного элемента в создании ЕЭП легли общепризнанные принципы равноправия, взаимовыгодности и свободной конкуренции. Были созданы Межгосударственный Совет и его рабочий орган на постоянной основе - Межгосударственный Исполнительный Комитет со штаб-квартирой в г. Алматы, учреждены Советы премьер-министров, министров иностранных дел и обороны государств-участников.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg